2012 Экономика №3(19)
УДК 657.01
Т.В. Федорович
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Методология исследования информационно-аналитического обеспечения участников корпоративных отношений предусматривает ряд общих подходов - исторический, структурно-функциональный, нормативно-ценностный и другие, но вместе с этим имеет и свою специфику. В статье рассматриваются различные концептуальные подходы к трансформации информационно-аналитического обеспечения участников корпоративных отношений. Предлагается авторский взгляд на систему стратегического управленческого учета через совокупность базовых принципов, функций и методов.
Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, корпоративные отношения, стратегический управленческий учет.
Эволюционный путь развития корпоративных образований, формирование международных финансовых рынков, глобальных финансовых механизмов инвестирования определили необходимость трансформации1 существующей системы информационно-аналитического обеспечения в интегрированную информационную систему, основанную на концепции экономического роста в условиях глобализации, методологии системного подхода, методологии управления на основе рыночных институтов оценки капитала, методологии корпоративной финансовой отчетности. Концепция трансформации информационно-аналитического обеспечения участников корпоративных отношений2 может быть определена на базе интегрированного подхода к реализации основных и связующих функций управления (стратегического финансового планирования, организации взаимодействия участников группы, организационной деятельности менеджмента, достижения баланса интересов всех участников корпоративных отношений, моделирования, анализа) и функций финансовой отчетности при стратегическом позиционировании создания корпоративной ценности.
1 Под трансформацией автор понимает видоизменение на новой основе (обновление) сложившихся ранее различных элементов информационно-аналитического обеспечения с учетом их взаимосвязи и формирование новой корпоративной информационной системы стратегического управленческого учета. Результатом такой трансформации следует считать новый качественный уровень корпоративных отношений.
2 Система корпоративных отношений - это сложная социально-экономическая система с множеством различных связей между ее элементами. Участниками корпоративных отношений - элементами системы - являются: собственники (акционеры), инвесторы и кредиторы, государственные органы, контрагенты, негосударственные организации, менеджмент и персонал корпорации, корпорация (акционерное общество или их группа). Основным качественным содержанием корпоративных отношений являются обязательственные права и обязательственные отношения между основными группами участников.
Трансформация информационно-аналитического обеспечения участников корпоративных отношений потребовала использования системного, процессного, комплексного, синергетического и критериального подходов.
Системный подход применяется для формирования управляющего воздействия, согласованного со стороны всех участников корпоративных отношений, для осуществления непрерывных и взаимосвязанных действий по выработке способов, приемов, рычагов, методов и средств влияния на состав и структуру имущества (активов) и капитала с целью решения задач операционной, инвестиционной и финансовой политики корпоративного образования (КО).
Процессный подход используется для разработки серии непрерывных и последовательных действий высшего финансового менеджмента по реализации его основных функций, направленных на достижение конкретных целей развития КО на основе использования соответствующих принципов, функций и методов в пределах имеющихся для этого финансовых ресурсов.
Комплексный предполагает использование нескольких взаимосвязанных подходов (системного, процессного, критериального и т.д.), образующих единый управляющий цикл для всех уровней организационной структуры КО при выработке стратегии развития группы в целом.
Синергетический подход используется при формировании стратегии устойчивого развития КО и требует выявления и учета системного эффекта финансовой и инвестиционной синергии в целях совершенствования информационных моделей управления прибылью [1].
Показатели оценки деятельности и стратегия развития КО с позиции участников корпоративных отношений
Организационный уровень Показатель общей оценки деятельности Участники корпоративных отношений Стратегия развития
Корпоративное образование (группа организаций) Рыночная капитализация Собственники (акционеры) Кредиторы Высшие менеджеры Другие лица Максимизация уровня капитализации КО
Дочерние, зависимые, связанные организации (вид деятельности) Рентабельность продукции Рентабельность продаж Менеджеры Покупатели Заказчики Сохранение конкурентных преимуществ
Производственный (операционный) процесс Уровень производственных затрат Производительность Качество продукции (работ, услуг) Внутренние потребители Жизнеспособность и эффективность производства
Критериальный подход применяется при разработке системы частных оценочных критериев для КО, его отдельных организаций-участниц (дочерних, зависимых обществ, филиалов и других организационных структур -ДЗО) и их обособленных структурных подразделений в целях оценки деятельности менеджмента, а также выработки системы общих критериев эффективности деятельности и развития КО. В качестве системы критериев были выбраны: показатели общей оценки деятельности КО при обосновании стратегии развития; комплексный интегральный показатель, учитывающий экономические интересы участников корпоративных отношений (экономиче-
ская добавленная стоимость); система критериев оценки финансового состояния КО и критериев прогнозирования устойчивого развития. В таблице систематизированы показатели общей оценки деятельности с позиции участников корпоративных отношений в зависимости от организационного уровня КО и стратегии развития.
Информационно-аналитическое обеспечение участников корпоративных отношений через систему стратегического управленческого учета в КО выполняет ряд важнейших функций.
Функция формирования отчетности для целей управления (логистическая) предполагает:
- формирование системной финансовой и нефинансовой информации, генерируемой КО, и информации, связанной с внешними для КО факторами, полезной для принятия экономических решений всеми участниками корпоративных отношений;
- формирование качественной информации, необходимой для обоснования и принятия стратегических решений по развитию КО;
- обеспечение стратегической обоснованности показателей и форм отчетной информации при определении модели стратегического управления в
КО.
Коммуникативная функция информационно-аналитического обеспечения проявляется в установлении взаимосвязей между участниками корпоративных отношений. При этом информация в виде системы качественных и количественных числовых показателей является связующим звеном в экономическом поведении участников корпоративных отношений и определяет выбор соответствующих действий гражданско-правового характера, снижает риски неопределенности. Коммуникативность также проявляется через расширение возможностей информационно-аналитической системы (через совместимость системы данных бухгалтерского учета и системы оценочных показателей бизнеса, в частности через отчет о стоимости корпорации) и гармонизацию всей цепочки деловой активности участников корпоративных отношений.
Аналитическая функция предполагает возможность оценки финансового положения КО, финансовых результатов его деятельности, тенденций развития, вероятных рисков. Оценки, полученные в ходе анализа, служат основой для планирования деятельности, прогнозирования и моделирования стратегии развития и принятия экономических решений участниками корпоративных отношений.
Прогнозная функция означает:
- предоставление информации для оценки перспектив развития КО, потребностей в инвестициях для осуществления стратегических задач на основе широкого применения методик построения прогнозов, имитационного и стохастического моделирования;
- выбор рациональных сценариев развития КО, обусловленных конкретными параметрами финансовой среды и предполагающих определение доли отчислений от консолидированной прибыли КО на инновационное развитие группы и оптимальной доли отчислений от прибыли ДЗО в централизованные фонды КО, при условии сохранения финансовой устойчивости ДЗО и корпоративного образования;
- разработку инвестиционной стратегии КО, направленной на увеличение экономической добавленной стоимости и рыночной стоимости (ценности)
КО.
Трансформация информационно-аналитического обеспечения участников корпоративных отношений требует соблюдения базовых принципов, создающих экономические условия для формирования интегрированной многофункциональной информационной системы.
Принцип единства, или целостности имущественного комплекса КО, обусловливает рассмотрение всего процесса функционирования КО как единой организационно-финансовой структуры с учетом всех сфер и сторон деятельности организаций-участниц и их структурных подразделений. Воздействие указанного принципа на процесс формирования и развития системы информационно-аналитического обеспечения основывается на планировании, анализе и контроле взаимодействия отдельных субъектов управления - ДЗО, а также отдельных бизнес-процессов, протекающих в организациях-участ-ницах КО, и отражении их результатов в консолидированной финансовой отчетности.
Принцип соответствия основным целям функционирования КО как единой организационной системы означает, что рациональная стратегия управления КО прямо способствует достижению основных целей его деятельности, устраивающих всех участников корпоративных отношений.
Использование принципа объективности означает обеспечение сопоставимости, доступности, транспарентности и качества информации для всех групп участников корпоративных отношений, т. е. все массивы данных, как базовых (исходных), так и расчетных или анализируемых, должны быть доступны по количественному (объемному) и качественному содержанию для соответствующих групп пользователей. Сопоставимость информации позволяет анализировать результаты и лежащие в их основе информационные массивы данных за все отчетные периоды.
Поскольку любое КО представляет собой сложную экономическую систему, при анализе ее состояния необходимо следовать принципу системности. Принцип системности проявляется в последовательном, поэтапном рассмотрении и ранжировании всех сторон финансово-хозяйственной деятельности КО как системы взаимосвязанных релевантных внутренних и внешних факторов, координация, прогнозирование, анализ и контроль которых необходимы для эффективной деятельности КО как целостного системного объекта.
Принцип правовой обоснованности и регламентации информации характеризует соответствие отдельных элементов системы информационноаналитического обеспечения действующим нормам законодательства, стандартам учета и отчетности, внутренним документам КО, регламентирующим вопросы информационной политики в группе.
Принцип оперативной и стратегической согласованности позволяет определить структурную иерархию целей и задач информационно-аналитического обеспечения в системе управленческого учета по видам деятельности КО и его отдельных организаций. Этот принцип предполагает единство операционной, инвестиционной и финансовой политики, согласованной на всех уровнях управления КО, выработанной при взаимодействии всех участников
корпоративных отношений и учитывающей принцип оптимальности в сочетании консервативного и агрессивного менеджмента в финансовом и инвестиционном планировании.
Для теоретического и эмпирического обоснования подходов, используемых в целях обоснования трансформации информационно-аналитического обеспечения, следует остановиться на методах, используемых в процессе создания новой информационно-аналитической системы.
Методы нормирования, прогнозирования, анализа и синтеза, контроля рекомендуется использовать как базовые. Нормирование включает в себя метод прямого счета, расчетно-аналитический, коэффициентный и косвенный. Прогнозирование предполагает использование имитационного и экономико-математического моделирования, метод Дельфи, или экспертных оценок, методы элиминирования экспоненциального сглаживания. Методы анализа и синтеза включают регрессионный и корреляционный анализ, методы агрегирования, анализа трендов и временных рядов, аддитивных величин. Контроль включает методы оценки, сравнения, документирования, инвентаризации. Комплексное использование предлагаемой совокупности методов обусловлено различием видов имущества, используемого КО в ходе финансовохозяйственной деятельности и различными источниками ее финансирования.
Специфические (особенные) методы трансформации информационноаналитического обеспечения в системе управленческого учета КО - это метод стратегического анализа в интегрированной бизнес-структуре, метод стратегического позиционирования отчетности, метод производных балансовых отчетов и стратегической отчетности, метод прогнозирования стратегии КО.
Базовые принципы, функции и методы концепции трансформации информационно-аналитического обеспечения представлены на рис. 1.
Задачи, возложенные на систему информационно-аналитического обеспечения, обусловливают общие требования, предъявляемые к нему:
- возможность своевременного получения основными группами участников корпоративных отношений информации в полном объеме потребностей;
- адаптация компонентов системы информационно-аналитического обеспечения к возможным изменениям информационных потребностей пользователей;
- адекватность информационным потребностям участников корпоративных отношений (полнота данных, динамичность информационно-аналитических моделей, актуальность информации, ее соответствие состоянию объекта в данный момент времени);
- обеспечение достоверности, непротиворечивости и целостности отчетных данных;
- предоставление безопасной информации для принятия экономических решений.
Совершенствование информационного обеспечения, в свою очередь, связано с необходимостью повышения достоверности и сопоставимости всего блока статистической, бухгалтерской и финансовой информации, сформированной на одной теоретической и методологической базе. Без этого условия сегодня невозможно эффективно управлять группой как целостной организационной системой. Статистическая, бухгалтерская и финансовая информация
в своем органичном единстве должна отражать экономическую реальность, т. е. производственно-экономическую и финансово-хозяйственную деятельность субъектов, представленную определенной, объективно обусловленной системой показателей.
Исследование деятельности ряда крупных индустриальных КО показало, что информационное обеспечение процессов управления их хозяйственной и финансовой деятельностью необходимо организовать таким образом, чтобы в функционировании как отдельных элементов (организаций, производств или хозяйств), так и системы (группы) в целом реализовывался бы базовый принцип эффективности их целенаправленного развития.
ПРИНЦИПЫ
Целостность имущественного комплекса КО
Соответствие целям функционирования КО
Объективность
информации:
- сопоставимость;
- доступность; транспарентность
Системность:
координация;
- прогнозирование;
- анализ и синтез;
- учет и контроль
Стратегическая согласованность целей и задач
Правовая обоснованность: соответствие нормам законодательства, стандартам учета и отчетности; регламентация
ФУНКЦИИ
Логистическая
Формирование системной корпоративной отчетности, обеспечивающей экономические решения участников корпоративных отношений и стратегию инновационного развития КО (рост рыночной ценности КО)
Коммуникативная
Установление взаимосвязей между участниками корпоративных отношений; гармонизация всей цепочки деловой активности и влияние на экономическое поведение участников
Анал итическая
Оценка финансового состояния КО, финансовых результатов его деятельности, тенденций развития и вероятных рисков
Прогнозная
Оценка перспектив развития КО, потребностей в инвестициях для осуществления стратегических задач на основе методик построения прогнозов, имитационного и стохастического мсделирова-ния; выбор рационального сценария развития КО, обусловленного параметрами финансовой среды и инвестиционными ресурсами
МЕТОДЫ
Нормирования:
прямой;
расчетно-аналитический;
коэффициентный;
косвенный
Прогнозирования:
имитационное моделирова ние;
экономико-математическое
моделирование;
- Дельфи (экспертных оценок);
элиминирование
Анализа и синтеза: регрессионный; корреляционный; агрегирования; интегрирования; анализ трендов; анализ временных рядов и аддитивных величин
Контроля:
- оценка;
- документирование;
- сравнение (норматив эталон);
- инвентаризация
Ст ратег ического управленческого учета:
- стратегический анализ;
- стратегическое позиционирование;
- производные балансовые отчеты;
- прогнозирование стратегии развития
Трансформация информационно-аналитического обеспечения в системе стратегического управленческого учета корпоративных образований
Рис. 1. Базовые составляющие концепции трансформации информационно-аналитического обеспечения в системе стратегического управленческого учета
В разноуровневых системах (например, сегмент национальной экономики, отрасль, КО и т.д.) каждый из элементов входит в общую систему и в то же время относительно изолирован и самодостаточен. Именно это и определяет два подхода к экономической оценке эффективности (результативности) корпоративного управления:
- первый подход обусловлен государственными интересами, формализованными в виде определенных объемов финансовых потоков (ресурсов), поступающих в соответствующие бюджеты (налоговые и неналоговые поступления), планирования темпов экономического роста, снижения инфляции;
- при втором подходе основной критерий - максимизация производственно-экономического и финансового потенциала любого хозяйствующего субъекта (КО) при минимизации (оптимально допустимой технологически) всего объема используемых в производстве ресурсов. Второй подход не противоречит первому, если учитывает и государственный интерес, и экономические интересы эффективных собственников (в некоторых случаях таковым может являться и государство).
Для выработки целенаправленных экономических решений особое значение имеет информация, определяющая состояние хозяйствующих субъектов в составе КО или его отдельной организации-участницы и зависящая от:
- структуры собственности, статуса организации-участницы (дочернее, зависимое акционерное общество, аффилированное лицо или филиал), доминирующей формы собственности, организационно-правовой формы органи-заций-участниц;
- вида деятельности во внутрикорпоративном разделении труда, структуры выпускаемой продукции (обычная или инициативная) и ее потребления (внутрикорпоративное или за пределами группы);
- направлений экстенсивного или интенсивного развития;
- финансово-экономических и организационно-технических факторов производства.
Любая аналитическая работа в рамках управления группой (холдинг или КО, представленное одним юридическим лицом) связана с экономической оценкой эффективности хозяйственной деятельности каждой организации-участницы. В связи с чем повышение качества расчетов требует использования показателей со значительной степенью обобщения, а это значит, что необходимо учесть еще большее количество факторов, определяющих финансово-хозяйственную деятельность КО. При этом роль реальных факторов может существенно варьироваться внутри группы и даже внутри ее отдельных организаций-участниц, их производственных подразделений. Вариативность поведения отдельных организационно-экономических объектов внутри системы в зависимости от условий хозяйственной деятельности может быть нивелирована посредством использования в расчетах так называемых промежуточных (индикативных) показателей-оценок. Наиболее удобными в качестве таких показателей для сложных интегрированных бизнес-структур следует признать:
- показатели, характеризующие организационно-правовые и экономические условия функционирования КО - при сравнительном анализе деятельности организаций-участниц или однотипных структурных подразделений;
- показатели, характеризующие организационно-правовые и экономические условия деятельности отдельных организаций-участниц группы - при сравнительном анализе деятельности крупных обособленных структурных подразделений, а также отдельных юридических лиц - зависимых акционерных обществ, филиалов и представительств.
При оценке деятельности отдельной организации-участницы в конкретных условиях хозяйствования сравнительный анализ должен основываться на показателях-оценках, определяющих влияние организации-участницы (элемент системы) на результаты финансово-хозяйственной деятельности всего корпоративного образования.
Однако экономические взаимоотношения различных групп участников корпоративных отношений - собственников, кредиторов, менеджмента и др. - в ходе управления КО как единым имущественным комплексом предусматривают одновременно и взаимоотношения с институциональным окружением, что обеспечивает возможности учета экономических интересов кредиторов, персонала и государства.
Проблемы информационного обеспечения менеджмента крупных корпоративных образований на основе системной статистической, бухгалтерской и финансовой информации связаны с организацией функционирования интегрированной информационной системы оперативного отслеживания динамики конкретных показателей.
Такая система должна организовываться в виде единой интегрированной корпоративной информационной системы. Ее элементами являются показатели внутренней (внутрикорпоративной) и внешней статистической, бухгалтерской и финансовой отчетности:
- структурных подразделений, включая филиалы, представительства и связанные стороны (аффилированные лица);
- организаций-участниц группы (юридических лиц);
- основного (материнского) общества.
Содержание внешней статистической и финансовой информации отражает положение КО в целом и организаций-участниц (юридических лиц) как элементов системы, функционирующих в качестве самостоятельных объектов. Внутрикорпоративная статистическая и бухгалтерская информация является основой организационно-экономической деятельности производственного менеджмента структурных подразделений и используется контролирующими органами аппарата управления - высшим менеджментом КО в целях оценки функционирования организаций-участниц и их менеджеров.
В заключение следует отметить, что авторский подход к трансформации информационно-аналитического обеспечения участников корпоративных отношений основан на интеграции функционально-управленческой методологии и методологии создания корпоративной ценности. Решение проблемы трансформации информационно-аналитического обеспечения сводится к формированию новой корпоративной информационной системы стратегического управленческого учета посредством обозначенной совокупности методов, на базе общих принципов при целенаправленности такой системы на удовлетворение информационных потребностей участников корпоративных отношений при принятии ими экономических решений.
В этой связи концепция трансформации информационно-аналитического обеспечения - это система конструктивных принципов управленческой деятельности, основанная на системном, процессном, комплексном, синергетическом и критериальном подходах, включающая совокупность характерных методов, функций и положений и нацеленная на информационные потребности участников корпоративных отношений.
Литература
1. Федорович Т.В., Федорович В.О. Выделение финансовой и инвестиционной составляющей эффекта синергии и их роль в повышении системной эффективности бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 21. С. 24-33.