Базовые определения и структура общего степеведения
А.А. Чибилев, д.геог.н, чл.-кор, С.В. Левы кин, к.геог.н, Г.В. Казачков, кбиол.н, Институт степи УрО РАН, г. Оренбург
По мере накопления фундаментальных знаний о каждой природной зоне Земли, с учетом новых проблем, стоящих перед человечеством, вполне логично иметь в составе биогеографии такие области знания, как тундроведение, лесоведение, степеведение, пустыневедение.
Сегодня наибольшее теоретическое обоснование и структурное развитие получило лесоводство. Развитие лесоводства как области биогеографии обусловлено, на наш взгляд, прежде всего, приоритетным социально-экономическим значением леса, а также своеобразным зонально-интразо-нальным распространением природных лесных угодий. Лесоводство самими представителями этой дисциплины рассматривается как раздел биологической науки, изучающий вопросы жизни и выращивания леса. Современное лесоводство имеет свои понятия и предмет исследований. Согласно сформировавшейся научной идеологии, лесоводство — это теория, методы, способы и технологии сохранения, улучшения, неистощитель-ного использования и воспроизводства леса. Практически теория лесоводства реализуется в разных формах — лесное хозяйство, охрана лесных экосистем, лесопарковое и лесоаграрное хозяйство [10].
В теоретических вопросах изучения и освоения степной зоны Северной Евразии сложилась несколько иная картина. Степеведение как учение о степи занималось изучением природы и динамики степей, а также проблемами сохранения степного биоразнообразия. В то же время научными вопросами аграрного использования степных биоресурсов в XX в. занималось несколько прикладных дисциплин: землеустройство, агрономия, земледелие, кормопроизводство, луговодство, лесомелиорация [3, 5, 9, 12, 13]. Эти дисциплины ориентированы на коренное преобразование степных травостоев в агроценозы. Проблемами прикладного степеведения и сегодня занимаются в системе РАСХН (ВНИИ земледелия и защиты почв от эрозии, ВНИИМС, ВНИАЛМИ, и т.д.) [11, 15, 16]. Длительное отсутствие прикладного степеведения как идеологии рационального степного землепользования способствовало развитию кризиса ландшафтно-биологического разнообразия степей во второй половине XX в.
Сегодня степное землепользование имеет скорее стихийно-административный характер, а влияние академической науки пока невелико. За годы
реформ практически не изменилась парадигма степного землепользования, а сокращение масштабов земледелия рассматривается лишь как временное негативное явление.
Степеведение как наука сложилось в России более столетия назад. Тогда приоритет отдавался всестороннему изучению степей как географического феномена. Степная зона и сегодня требует дальнейших фундаментальных исследований, однако уже недостаточно одного лишь наблюдения и анализа. Необходима разработка и внедрение экотехнологий, направленных на реабилитацию степных экосистем. В этой связи считаем, что степеведение требует адекватной нашему времени научно-практической идеологии. Без основополагающего теоретического фундамента научной дисциплины в сфере изучения и сохранения степей степеведение может раствориться в хаосе междисциплинарности и научной разобщенности, а решение актуальных проблем степного природопользования отложится на неопределенное время или окончательно попадет во власть стихийных, неуправляемых процессов. В частности, именно степеведение должно инициировать и возглавить комплекс научно-практических работ по реинтродукции и возрождению утраченных видов степной фауны.
Следует отметить, что к обоснованию степеве-дения как научной дисциплины в разное время подходили с разных позиций. В конце XIX в. — с позиций генетического почвоведения [7, 8], в первой четверти XX в. — с геоботанических позиций [1, 2], в 1930-х гг. — с экологических позиций (В.В. Станчинский) [20], в конце 1980-х гг. — с ландшафтно-географических природоохранных позиций [18], в первые года XXI в. — с исторических позиций [19].
Однако до сих пор формально не признана специфическая область знания — «Общее степеведение», которое интегрировало бы многоплановое изучение природы степей и разработку природоохранных технологий в условиях оборота сельхозугодий. Само понятие степь на сегодняшний день имеет несколько трактовок, каждая из которых была разработана с определенных профессиональных позиций: ландшафтно-географической (как ландшафт), ботанической (как участок растительности), биоценологической (как полночленный биогеоценоз), природоохранной (как зональный эталон). Стремясь получить в будущем наиболее адекватное определение степи как предмета степеведения и принимая во внимание многогранность определяемого предмета, мы на данном этапе предлагаем взять за основу не опреде-
ление, а следующую модель степи как перманентной сукцессии ксерофитной травянистой растительности.
Степь — это сукцессия биогеоценозов, в которых на стадии биопотенциального оптимума доминируют свойственные степной зоне Северной Евразии виды разнотравно-дерновинно-злаковой растительности, произрастающей на черноземных и каштановых почвах, и полный комплекс видов животных, определяющих специфический облик степной зоны.
Сукцессионный подход к трактовке современного определения степи позволяет нам связать динамику биоресурсов с их географическим распространением и антропогенным влиянием. С учетом сказанного выше прослеживается связь между биологической и географической составляющими степеведения.
В рамках нашей модели, степь — это прежде всего сукцессия, в которой на некоторой стадии развития достигается биопотенциальный оптимум типичной степной биоты в рамках существующих почвенно-климатических условий. Состояние гармонии данной биоты и почвенно-климатических условий детерминирует эталоны степей. Из предложенной выше модели степи вытекает следующее определение степного эталона:
Степной эталон является биоклиматическим оптимумом биоты, формирующимся в условиях плакорных поверхностей, характеризующимся полнопрофильными черноземными или каштановыми почвами.
Степной эталон является примером зонального биопотенциала — базовой единицей для проведения эколого-экономической оценки земельных ресурсов и генетическим резерватом восстановления степей.
Современные агроландшафты и степные биоресурсы требуют научно обоснованного управления, а эффективное управление степными агроландшафтами, в свою очередь, требует соединения теоретических и прикладных дисциплин в единую область знания — «Общее степеведение», включающее географическую, биологическую, экономическую и историческую составляющие.
Сегодня в условиях кризиса зональных степных биоресурсов актуальна проблема управления агроландшафтами с целью восстановления степных экосистем, и в этой связи необходимость развития прикладного степеведения очевидна. Под прикладным степеведением мы понимаем разработку и реализацию концепции управления степными биоресурсами. Предметом прикладного степеведения выступает совокупность степных биодоминантов, требующих экологической реставрации. Эти биодоминанты имеют важное экологическое, природоохранное, эстетическое и аграрное значение, что позволяет нам рассматривать их в качестве базовых степных биоресурсов.
Объектом прикладного степеведения являются степные агроландшафты, нуждающиеся в проведении экологической оптимизации землепользования. Основной целью прикладного степеве-дения является разработка и реализация экотехнологий управления степными биоресурсами.
Как уже говорилось выше, основой современного теоретического степеведения должны стать география, биология, экономика и история. Только применение методов всех этих наук позволит дать степи теоретическое описание, адекватное ее многогранности. Соединение теоретического и прикладного степеведения мы предлагаем называть «Общим степеведением».
Общее степеведение — это междисциплинарная область знаний, занимающаяся многоплановым изучением степи как природного феномена и арены развития евразийских народов, а также поисками путей устойчивого развития степи и населяющих ее народов.
Единое в своих целях, общее степеведение имеет внутреннюю дифференциацию задач теоретического и прикладного характера. На сегодняшний момент она видится нам следующим образом.
Основные задачи степеведения — учения о природе степи:
1. Изучение динамики степных ландшафтов.
2. Изучение закономерностей пространственной дифференциации степных ландшафтов.
3. Изучение региональных особенностей степных экосистем.
4. Изучение почвенной детерминации растительного покрова.
5. Изучение взаимодействий внутри растительного сообщества.
6. Изучение взаимодействий растительного покрова и животного мира.
7. Определение возраста растительных популяций и закономерностей хода сукцессий.
8. Изучение генеративного потенциала степной биоты, определение факторов, способствующих плодоношению растений и размножению животных.
9. Изучение депонирования биогенных элементов.
10. Изучение антропогенного фактора при формировании степных экосистем.
11. Обоснование экологической оптимизации степного природопользования.
12. Обоснование теоретической возможности реинтродукции и восстановления утраченных видов степной фауны.
Задачи прикладного степеведения — управления степными биоресурсами.
1. Анализ возможностей обретения аграрноприродоохранного компромисса.
2. Эколого-экономическая оценка биопотенциала земельных ресурсов степной зоны в условиях оборота сельхозугодий.
3. Разработка и реализация проектов оптимизации степного землепользования.
4. Разработка и реализация экотехнологий в сфере сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия степей.
5. Разработка и реализация проектов по реинтродукции диких степных копытных, в том числе с генетическим воссозданием утраченных видов.
6. Создание негосударственных степных парков-биостанций, предназначенных для популяризации идей охраны природы степей, в том числе в форме экотуризма.
7. Разработка и реализация агроэкотехнологий по управлению генеративной функцией степных фитоценозов.
Одним из механизмов реализации задач прикладного степеведения может быть создание новационных научных общественных центров. Например, в США действует некоммерческая организация «Prairies Forever», разработана и реализована методика восстановления прерий [21, 22]. В России методы ускоренного восстановления степной растительности разработаны и успешно применяются на протяжении последних 30 лет Д.С. Дзыбовым [6]. В апреле 1997 г. нами был организован Оренбургский областной общественный фонд «Возрождение оренбургских степей» — некоммерческая общественная организация, ставящая своей целью проведение экологической реабилитации степей на научной основе [14]. Начиная с 2003 г., Институтом степи УрО РАН, ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН и фондом инициирован и реализуется проект создания негосударственного парка-биостанции по реинтродукции лошади Пржевальского [4]. В Ростовской области организована и успешно функционирует Ассоциация «Живая природа степи», ставящая перед собой задачи реабилитации биоразнообразия донских степей [17].
Считаем, что по достижении «зрелости», которая должна выразиться в устойчивости основных понятий, отработке методов и накоплении опыта успешного внедрения достижений в практику, общее степеведение должно быть включено в учебные планы подготовки специалистов как неотъемлемый элемент профессионального обра-
зования в сферах, связанных с использованием степных биоресурсов. Методические рекомендации этой науки должны стать настольной книгой для административно-хозяйственного аппарата степных регионов России.
Литература
1 Алехин, В.В. Растительный покров степей Центрально-черноземной области. Воронеж: Донполиграфбум, 1925. 110 с.
2 Алехин, В.В. Теоретические проблемы фитоценологии и степеведения. М.: Изд-во МГУ, 1986. 216.
3 Андреев, Н.Г. Кормопроизводство с основами ботаники. М.: Гос. изд-во сельскохоз. лит-ры, 1953. 416 с.
4 Буров, С.Н. Оренбургская тарпания: инновационный проект по сохранению и реабилитации степей / С.Н. Буров, С.В. Левыкин, Н.Н. Спасская. Оренбург: НПП «ИНЭЛ», 2005.
5 Гаркуша, И.Ф. Почвоведение с основами геологии. М., Л.: Сельхозиздат, 1963. 260 с.
6 Дзыбов, Д.С. Метод агростепей: ускоренное восстановление природной растительности. Саратов: Научная книга, 2001. 40 с.
7 Докучаев, В.В. Наши степи прежде и теперь. М., Л.: Сельхоз-
гиз, 1936. 118 с.
8 Докучаев, В.В. Русский чернозем. М.: Сельхозгиз, 1952. 215 с.
9 Евсеев, В.И. Пастбища Юго-Востока. Чкалов: Чкаловское кн. изд-во, 1954. 340 с.
10Желдак, В.И. Лесоводство: учебник / В.И. Желдак, В.Г. Ат-рохин. Часть 1. М.: ВНИИЛМ, 2003. 336 с.
“Земледелие в XXI в. Проблемы и пути их решения (к 30-летию ВНИИ земледелия и защиты почв от эрозии): материалы научно-практической конференции. Курск, 2001. 12Кузнецов, Г.А. Землеустройство и рациональное использование земли / Г.А. Кузнецов, В.П. Прошляков. М.: Колос, 1977. 247 с.
13Ларин, И.В. Луговодство и пастбищное хозяйство. М., Л.: Гос. изд-во сельскохоз. лит-ры, 1956. 544 с.
14Левыкин, С.В. Оренбуржье — степям навстречу: социальноэкологическая реабилитация степей для устойчивого землепользования. Оренбург: ООО «Фирма 21 век», 2005. 50 с. 15Лесомелиорация и адаптивное освоение аридных территорий: материалы научно-практической конференции. Волгоград, 2000.
16Мясное скотоводство и перспективы его развития: сб. на-учн. тр. ВНИИ мясного скотоводства. Вып. 53. Оренбург, 2000. 526 с.
17Ткаченко, С.В. Природоохранная деятельность в районе Пролетарского водохранилища // Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия: материалы международной научно-практической конференции, посв. 10-летию Гос. природного заповедника «Ростовский» / С.В. Ткаченко, В.А. Миноранский. 26-28.04.2006, пос. Орловский, Ростовская обл. Ростов: Ростовский университет, 2006. С. 98—101.
18Чибилев, А.А. Основы степеведения. Оренбург: Печатный дом «Димур», 1998. 120 с.
19 Чибилев, А.А. Очерки по истории степеведения / А.А. Чиби-лев, О.В. Грошева. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 149 с. 20Штильмарк, Ф. Заповедная история // Природа и человек.
1988. № 6. С. 24-27.
21 Kurtz, C.A. Practical Guide to Prairie Reconstruction. Iowa City, University of Iowa Press, 2001. 70 pp.