Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ПО ВХОЖДЕНИЮ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ПО ВХОЖДЕНИЮ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ДВУХ ДИПЛОМОВ / СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ БАЛЛОВ / МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / BOLOGNA PROCESS / INTERNATIONAL COOPERATION / LEVEL EDUCATION SYSTEM / DOUBLE DEGREE PROGRAM / CREDIT SCORE SYSTEM / STUDENT MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Армашова Алла Владимировна

В статье рассмотрен процесс интеграции системы российского образования в международное пространство, исследованы отдельные аспекты нормативно-правовой базы Российской Федерации, регулирующие международную деятельность образовательных организаций; выявлены особенности межвузовского партнерства на условиях долгосрочного сотрудничества. Автором проанализированы преимущества и недостатки обучения на программах двойного диплома; названы вузы, практикующие данную концепцию образования, дана характеристика современных подходов к мониторингу качества образовательных программ. Перечислены варианты вхождения в программу поддержки мобильности студентов, преподавателей, научных работников и представителей администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Армашова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS OF ACTIVITIES OF RUSSIAN UNIVERSITIES TO ENTER THE EUROPEAN HIGHER EDUCATION SPACE

The article examines the process of integrating the Russian education system into the international space, examines certain aspects of the legislative framework of the Russian Federation that regulate the international activities of educational organizations. The features of interuniversity partnership on the basis of longterm cooperation are revealed. The author has analyzed the advantages and disadvantages of training in double degree programs; the universities that practice this concept of education are named, the characteristics of modern approaches to monitoring the quality of educational programs are given. The options for joining the program to support the mobility of students, teachers, researchers, and representatives of the administration are listed.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ПО ВХОЖДЕНИЮ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Теория и методика профессионального образования

DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-61-71 А.В. Армашова

Московский гуманитарный университет, 111395 г. Москва, Российская Федерация

Базовые направления деятельности российских вузов

по вхождению в европейское пространство высшего образования

В статье рассмотрен процесс интеграции системы российского образования в международное пространство, исследованы отдельные аспекты нормативно-правовой базы Российской Федерации, регулирующие международную деятельность образовательных организаций; выявлены особенности межвузовского партнерства на условиях долгосрочного сотрудничества. Автором проанализированы преимущества и недостатки обучения на программах двойного диплома; названы вузы, практикующие данную концепцию образования, дана характеристика современных подходов к мониторингу качества образовательных программ. Перечислены варианты вхождения в программу поддержки мобильности студентов, преподавателей, научных работников и представителей администрации.

Ключевые слова: Болонский процесс, международное сотрудничество, уров-невая система образования, программа двух дипломов, система кредитных баллов, мобильность студентов

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Армашова А.В. Базовые направления деятельности российских вузов по вхождению в европейское пространство высшего образования // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. С. 61-71. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-61-71

© Армашова А.В., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4

DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-61-71

A.V. Armashova

Moscow University for the Humanities, Moscow, 111395, Russian Federation

Basic directions of activities of Russian universities

to enter the European higher education space

The article examines the process of integrating the Russian education system into the international space, examines certain aspects of the legislative framework of the Russian Federation that regulate the international activities of educational organizations. The features of interuniversity partnership on the basis of long-term cooperation are revealed. The author has analyzed the advantages and disadvantages of training in double degree programs; the universities that practice this concept of education are named, the characteristics of modern approaches to monitoring the quality of educational programs are given. The options for joining the program to support the mobility of students, teachers, researchers, and representatives of the administration are listed.

Key words: Bologna Process, international cooperation, level education system, double degree program, credit score system, student mobility

CITATION: Armashova A.V. Basic directions of activities of Russian universities to enter the European higher education space. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4. Pp. 61-71. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-61-71

о

Подписание Болонской декларации (1999) стало наиболее значительным событием в жизни высшей школы европейских стран в конце XX в. ч ^ Данный документ представлен и оформлен в европейском образователь-| ^ § ном пространстве как система, направленная на обеспечение качества ^ 5 2 подготовки специалистов и единства образовательных стандартов с учетом требований современного общества, на сближение систем высшего образования в отдельных странах и строительство конкурентоспособного образовательного пространства.

О ^ о о а.

^ с о

Кардинальная модернизация системы образования в Российской Федерации началась с момента ее вступления в Болонский процесс в 2003 г. и потребовала соответствие подготовки высококвалифицированных научно-педагогических работников, обладающих компетенциями в своей профессиональной области, стандартам и отраслевым рамкам квалификации России и зарубежных стран.

Международное сотрудничество отечественных высших учебных заведений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным договором в области образования согласно федеральных законов «Об образовании в РФ» (п. 5, ст. 3, гл. 1) и «О высшем послевузовском профессиональном образовании» (ст. 1, гл. I) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/).

В главах «Международное сотрудничество в сфере образования» (ст. 105-107, гл. 14) и «Международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений» (ст. 33, гл. VI) этих законов (соответственно) определены основные направления по созданию сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности, формы и направления международного сотрудничества в сфере образования в РФ и регламентируется возможность образовательных организаций принимать участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования и в иных формах с иностранными организациями и гражданами в соответствии с действующим законодательством, в частности, по направлению - разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями (п. 1, п. 3. ст. 105, гл. 14) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/).

В случае, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются правила международного договора (п. 6, ст. 4) (http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/).

Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 33, гл. VI) утверждает, что вузы вправе участвовать в международ- ^ о ном сотрудничестве РФ в области высшего и послевузовского профес- Ц ^ сионального образования посредством: 1 о 1

- участия в программах двустороннего и многостороннего обмена сту- ^ 5 2

к М О

дентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными §_-е-й

о

о о.

о

работниками; при этом отмечается, что в соответствии с п. 2, ст. 5, ^^ гл. 1 Закона «Об образовании» государство оказывает содействие

I 63

в получении образования гражданам, проявивших выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);

- проведения конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;

- осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;

- подготовки, переподготовки и повышения квалификации иностранных граждан в РФ, преподавательской и научно-исследовательской работы граждан РФ за пределами ее территории по межгосударственным и другим договорам, определенным государственным законодательством (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 11446/).

Болонский процесс в настоящее время оказывает существенное влияние на развитие высшего образования многих стран мира и включает целый ряд совместных мероприятий стран-участниц, направленных на обеспечение высокого качества обучения в высших учебных заведениях и поддержку сотрудничества в этой области между странами-участниками процесса: введение уровневой системы образования; вручение равноценных дипломов выпускникам, а также приложений к ним; введение системы кредитов по результатам учебы студентов; поддержка мобильности студентов, преподавателей, научных работников и представителей администрации.

Система бакалавр/магистр стала в наше время определенным мировым стандартом, эталонным образцом. Переход к системе степеней и уровней получения образования для некоторых стан Европы не был кардинальным. Степени бакалавра и магистра являются традиционными для Великобритании, Ирландии, Мальты и общеприняты в Исландии, Швеции, Норвегии и Дании и др. В этих странах он проходил по разным моделям, зависящим от структуры системы высшего образования, от масштаба реформ, от особенностей переходного периода. Например, в странах Балтии степени бакалавра и магистра были введены вскоре после получения этими странами независимо-ч ^ сти. Однако следует отметить, что одноуровневое получение обра-| о | зования сохранилось в этих странах, главным образом, в области ^ 5 д медицины, юриспруденции, агрономии, архитектуры. В Германии предусматривается добровольное введение программ бакалавриата и магистратуры в зависимости от регионального законодательства. В Чехии и Словакии не очень широко используют право присвоения степени

о

О ^ о о а.

бакалавра и предпочитают обучение по длительным одноуровневым программам [2].

В России введение уровневой системы образования определено в федеральном законе «Об образовании в РФ» (п. 5, ст. 10, гл. 2), где установлены четыре уровня профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/). При этом студенты могут освоить соответствующий уровень как за счет средств бюджета, так и за счет получения платной образовательной услуги.

Введение степени бакалавра обусловлено разработкой новых учебных программ и качественным улучшением существующих, гарантирует приобретение ключевых знаний и компетенций, открывает реальные возможности для подготовки студентов к освоению профессиональных навыков, закладывает базу умений рассуждать и обучаться. Квалификация «бакалавр» как полноценное высшее образование обеспечивает подготовку умений и навыков конкретной профессии. Согласно Берлинскому коммюнике, большинство степеней и квалификаций уровня бакалавра дают выпускнику право поступления в магистратуру. После обучения на данном уровне всем выпускникам предоставляется право на последипломное образование, но не все соискатели принимаются автоматически.

Бакалавр имеет возможность не сразу поступать в магистратуру: он может определить свои профессиональные интересы в практической деятельности, и только потом, выбрав интересное и значимое для себя направление, вновь вернуться к обучению. Возврат к обучению после практической деятельности в системе магистратуры в большей степени мотивирован для тех, кто четко определил для себя цель образования на новом уровне. Магистерская степень поощряется во взаимодополняющей, а не в идентичной предметной области. Возможно ее получение в другом вузе, стране или на другом языке. Вместе с тем, следует отметить, что Россия сохранила некоторые направления профессиональной подготовки (военные, медицинские, инженерные и другие специальности) на уровне специалитета со сроком обучения 5 и более лет.

Существует мнение, что в многоуровневой системе сохраняется ряд ^ о нерешенных вопросов, затрудняющих ее широкое развитие в отече- ч ^ ственных вузах, в частности, недостаточно конкретизирован статус | ^ § бакалавра и, на наш взгляд, на этом этапе преждевременна расширенная ^ 5 <§

к У О

установка студентов на научную подготовку, т.к. значительная часть ^ $ выпускников бакалавриата должна быть ориентирована на профессио- ^ нальную деятельность.

Реализация программ двух дипломов достаточно распространена в мировой практике. Выдача двух дипломов по нескольким специальностям (направлениям подготовки) по результатам освоения «совмещенной» образовательной программы в одном вузе имеет значительное востребование в ряде зарубежных вузов. Часто «двойной диплом» предлагается как альтернатива двойной специализации (double majors) [1].

В исследовании Institute of International Education (IIE) респондентам было предложено оценить мотивы по запуску и реализации программ объединенных или двойных дипломов по шкале от одного до трех, где 3 - это «очень важно», 2 - «важно» и 1 - «не важно». В соответствии с полученными ответами самым важным мотивом является расширение предлагаемых образовательных услуг (средняя оценка 2,24), усиление научного сотрудничества (2,21), повышение интернационализации (2,15) и повышение международного престижа и заметности (2,15). Наименее значительными мотивами для запуска совместных образовательных программ отмечались: увеличение дохода (1,61); предложение курсов из организаций-партнеров, которые отсутствуют в домашней организации (1,85); ответ на особые требования студентов (1,86) [5].

Согласно данным показателям, естественно, что совместные образовательные программы должны увеличивать спрос на заявленные образовательные услуги со стороны студентов, что поднимает показатели набора и позволяет привлечь в университеты зарубежных студентов, а разнообразие таких программ позволяет получить студентам редкую комбинацию компетенций, которая будет их существенным преимуществом на рынке труда, особенно на международном, где к соискателям часто предъявляются требования, связанные с уверенным владением иностранными языками, знакомством с деловой культурой других стран и знанием международного права. Для студентов несомненным плюсом таких программ будет являться расширение сети профессиональных и культурных знакомств с разнообразными людьми и укрепление таким образом своих возможностей по профессиональному и карьерному развитию, а также получение ценного опыта взаимодействия с теми, кто относится к другим культурам и является носителем другого языка и т.д.

Действующее российское законодательство не содержит препят-Ц £ ствий для реализации образовательных программ, ведущих к выда-| g s че двойных дипломов во всех основных форматах, существующих

s 5 S в международной практике. Понятие «двойной диплом», используемое

к у о

^ m в российском контексте, во многом совпадает с принятыми в междуна-

О ° ^ тт

^ родной практике определениями. При этой причине следует различать

о

о 66

такие явления, как:

- «двойной диплом», т.е. два или более дипломов, выдаваемых в результате освоения одной образовательной программы;

- «объединенный диплом», т.е. один диплом, выдаваемый несколькими образовательными организациями;

- несколько дипломов, выдаваемых по результатам освоения одной образовательной программы, но в итоге нескольких аттестаций или объединенной аттестации.

Рассмотрим один из возможных способов в условиях российского правового поля одновременного получения двух и более дипломов высшего образования. Соответственно, возникает вопрос, возможно ли студенту одновременно освоить более одной образовательной программы одного или разного уровня как за счет средств соответствующего бюджета, так и в режиме оказания платной образовательной услуги, т.к. бесплатно высшее образование предоставляется в том случае, если образование данного уровня гражданин получает впервые на конкурсной основе (п. 3, ст. 5, гл. 1) (http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/).

«Впервые» в контексте данной статьи означает, что образование такого уровня у гражданина отсутствует в принципе. При этом не имеет значения, что такое образование могло быть получено ранее, но на платной основе. Также следует отметить, что «моментом» получения высшего образования является успешное прохождение государственной итоговой аттестации. До этого «момента» считается, что лицо не имеет (не получило) высшего образования.

Согласно закона «Об образовании в РФ», обучающимся предоставлено академическое право на одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п. 6 ст. 34, гл. 4) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/).

При этом каких-либо специальных условий и ограничений по реализации данного права не установлено. Это значит, что студенты могут одновременно осваивать любые основные профессиональные программы, к освоению которых они могут быть допущены, в любых сочетаниях. В частности, если у студента отсутствует высшее образование, то он вправе одновременно обучаться сразу на двух и более образовательных программах, например, бакалавриата, за счет средств соответ- ^ о ствующего бюджета, если сроки завершения обучения по ним совпада- Ц ют. Однако в ситуации, когда вторая образовательная программа начала | осваиваться студентом позже, чем первая, то может сложиться ситу- ^ б <§ ация, при которой первое высшее образование будет получено, допустим, на год или два раньше, чем второе. Таким образом, здесь гарантии перестают действовать, т.к. образование соответствующего уровня

о

Е а о

-¿X

о ^^ то

о ° а ф м

^ с о

впервые уже получено. Соответственно, за оставшиеся годы обучения данного студента бюджет платить не обязан и для обучающегося предоставленная образовательная услуга по реализации оставшейся части образовательной программы будет платной.

Что касается существующей системы освоения программ «двойных дипломов» между странами ЕС и Российской Федерацией, среди направлений подготовки лидируют экономические, инженерные и управленческие специальности, реализуемые на уровне магистратуры. Гуманитарные науки («История», «Право», «Филология») составляют лишь 14% в данной программе [4].

Признанными лидерами по реализации программ «двойных дипломов» являются Российский университет дружбы народов, МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, МГИМО, РГГУ, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Томский государственный университет и др. Они внедряют новые методики преподавания, создают дистанционные технологии образования, разрабатывают современные подходы к мониторингу качества образовательных программ.

Внедрение системы кредитования обучающихся в высшей школе призвано обеспечить гибкость и модернизацию учебных планов на основе оценивания трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине образовательной обучающей программы и освоению заявленных в них общепрофессиональных, культурных и других компетенций. Она дает не только оценку, но и предлагает единицу измерения учебной нагрузки студента, необходимую для усвоения содержательных модулей. Результатом успешного освоения определенного модуля / укрупненного модуля является решение соответствующей профессиональной задачи или формирование компетенции.

Элементы Европейской системы перевода кредитных баллов (Е8Т8) к моменту подписания Болонской декларации уже существовали в странах Европы в различных типах. Е8Т8 призвана решать проблемы структуризации учебных планов с целью совместимости вузов разных стран, расширить возможности мобильности студентов, обеспечить престиж и признание вуза [3]. Ее внедрение в некоторых странах вызвало озабоченность, что неадекватное распространение Е8Т8 может уменьшить д ^ или даже подорвать ее потенциал как некоторого общего знаменателя.

2 СХ "

ш § £ В российский вузах реализация зачетных единиц сравнима с европейскими университетами. Для получения степени бакалавра (базовая ступень, четыре года обучения) нужно набрать не менее 240 кредитов при освоении основной образовательной программы. Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать еще от 90

о

sum к М О s % m О ^ о о О.

^ с о

до 120 баллов, что зависит от направления подготовки. При этом количество кредитов от оценки не зависит. Введение кредитных баллов чаще всего является основанием для их учета и переноса в рамках отечественной образовательной системы. В дальнейшем же ESTS призвана создать совместимую и легкую для сравнения систему накопления баллов на образование на всю жизнь (livelong leaning), которая будет консеквентно (последовательно) применяться в европейском пространстве высшей школы. В настоящее время она является полезным инструментом переноса баллов в сфере мобильности студентов [2].

Поддержка мобильности студентов, преподавателей, научных работников и представителей администрации осуществляется первоначально при формировании университетской среды общения студентов, научно-педагогических работников с ориентированием на высокие международные стандарты, использование возможности совместного участия в научно-исследовательской деятельности образовательных организаций, в процессе проведения научных семинаров, деятельности международных лабораторий, при написании курсовых и дипломных работ, разработки презентаций, написании научных статей, учебных изданий, а также трансфере знаний и результатов научных исследований между образовательными организациями.

Моделирование инфраструктуры образовательных организаций предполагает: технологическую модернизацию информационно-коммуникационной среды и технологий образовательных организаций с целью разработки и реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; повышение уровня владения иностранными языками студентов, административного и научно-педагогического персонала по международной сертификации; повышение индекса цитирования научно-педагогических работников за счет публикаций на иностранных языках в зарубежных изданиях; участие в международных мероприятиях, конференциях, форумах; привлечение обучающихся и молодых ученых к участию в научных исследованиях; чтение лекций в зарубежных образовательных организациях-партнерах.

Одним из вариантов вхождения в программу поддержки мобильности является проведение собеседования и тестирование претендентов по конкурсу, которые включают, как правило, выявление: уровня владения иностранным языком, знаний культуры, традиций и менталитета чужой страны; степени освоения теоретической и практической подготовки (для студентов), профессиональной, теоретической и методической компетентности (для преподавателей), готовности к освоению новых компетенций (для административных работников);

о

го О

^ О к JZ ги сх

Ф I ы

О JZ

ы ы и ги CD

ее ы CL и ф О СП ги

О О

Q-PO

а О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4

сформированности культурного уровня претендентов, представляющих страну за рубежом и умений решать те или иные бытовые, психологические и коммуникационные проблемы, с которыми они могут столкнуться в чужой стране.

Одной из международных тенденций в развитии программ обучения, подготовки и переподготовки за рубежом является активное привлечение вузами сторонних фондов, целью деятельности которых является популяризация и развитие науки, выявление талантливой молодежи, перспективных специалистов, молодых ученых и, как результат, развитие науки, реализация государственных и частных научно-исследовательских проектов, повышение престижа российской науки, формирование кадрового резерва специалистов, их интеграция в рамках крупных научных проектах. Например, отечественные: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд, Фонд поддержки образования, Алферовский фонд и международные: «Научное партнерство», фонд имени Д.С. Лихачева и др.

Следует отметить, что не совсем гладко протекает Болонский процесс и его реформы. Основными сложностями его реализации остается переход на многоуровневую структуру, повышение качества подготовки, осуществление контроля над уровнем знаний студентов, совмещение национальных традиций разных стран с процессом интеграции и стандартизации.

Таким образом, на основании нашего исследования можно сделать вывод о значении Болонского процесса в реализации европейского образовательного пространства высшей школы, о важности создания, охраны и передачи знаний, необходимых для построения общественного и экономического благополучия на институциональном, региональном и глобальном уровнях; о необходимости сотрудничества и стимулирования на высоком качественном уровне обучения с учетом культурного и языкового разнообразия; о востребованности эффективных процедур обеспечения и оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

о Библиографический список / References

ГО ел ! ï

g: ^ 1. Бартош Д.К., Кабахидзе Е.Л. О стимулирующих факторах реализации

ïj ï § программ двойных/совместных дипломов в российских вузах // Педа-

ё от гогика и психология образования. 2016. № 4. С. 29-36. [Bartosh D.K.,

ее ^ о Kabakhidze E.L. On stimulating factors of double/joint diploma programs

g-"^ ^ implementation in Russian universities. Pedagogy and Psychology of Education.

^ ^ 2016. No. 4. Pp. 29-36. (In Russ.)]

2. Европейское пространство высшего образования: Сб. документов и материалов Болонского процесса. М., 2007. [Evropeyskoe prostranstvo vysshego obrazovaniya [European higher education area]. Collection of documents and materials of the Bologna process. Moscow, 2007.]

3. Курина В.А. Внедрение кредитно-модульных систем в вузах России на современном этапе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 1. C. 67-75. [Kurina V.A. Introduction of credit and modular systems in universities of Russia at the present stage. Vestnik of Samara State Technical University. The Series: Psychology and Pedagogics. 2011. No. 1. Pp. 67-75. (In Russ.)]

4. Analysis of Double Degree Programs between EU and Russian HEIs. Final Report. URL: https://docplayer.ru/56626284-Analysis-of-double-degree-programmes-between-eu-and-russian-heis-letter-of-contract-n-2009-final-report-russian-version.html (date of access: 18.02.2020).

5. Joint and Double Degree Programs in the Global Context: Report on an International Survey. URL: http://www.iie.org/Research-and-Publications/ Publications-and-Reports/IIE-Bookstore/Joint-Degree-Survey-Report-2011#. V3oDe49OLIU (date of access: 18.02.2020).

Статья поступила в редакцию 07.07.2020, принята к публикации 16.08.2020 The article was received on 07.07.2020, accepted for publication 16.08.2020

Сведения об авторе / About the author

Армашова Алла Владимировна - кандидат юридических наук; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, заместитель декана юридического факультета, Московский гуманитарный университет

Alla V. Armashova - PhD in Legal; associate professor at the Department of State and Legal Disciplines, Deputy Dean at the Faculty of Law, Moscow University for the Humanities

E-mail: armashova-71@list.ru

о о

О

sum

S О) Q

о го

о о ^

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.