Научная статья на тему 'Базовые механизмы реализации программ в области безопасности'

Базовые механизмы реализации программ в области безопасности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
113
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Уандыков Б. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые механизмы реализации программ в области безопасности»

БАЗОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

Уандыков Б.К.

(Институт проблем управления РАН, Москва)

Существует базовое положение, о том, что "Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов, а также на упреждение и ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны" [1].

Отсюда становится понятным необходимость разработать вероятностные модели развития общества и основных процессов окружающей среды с учетом риска возникновения природных и техногенных аварий и катастроф.

При этом учитываются не только радикальные и быстрые изменения, которые и принято считать "виновниками" возникновения аварий и катастроф, но также медленно нарастающие факторы, угрожающие в результате качественного скачка перейти в неуправляемую стадию с катастрофически негативными последствиями для человека и природы.

В последнем случае имеется ввиду не только влияние глобальных изменений, а также, пока мало учитываемая, но грозная опасность, которую несут "медленные" катастрофы, порождаемые разного рода промышленными выбросами, несвойственными природе (или свойственными в меньших концентрациях) веществ, которые всё более реально и необратимо воздействуют на окружающую среду, до такой степени меняя природные биогеохимические процессы, что они радикально нарушают эволюционный характер, приводят к изменениям целого ряда показателей жизнедеятельности.

При разработке моделей хозяйствования и управления, несомненно, полезен мировой опыт, который иллюстрирует "силу" и "слабость" экономических систем, базирующихся на рыночных отношениях.

Так, с одной стороны, рыночные механизмы экономически более благоприятны при решении проблем безопасной жизнедеятельности и хозяйственных объектов, так как лучше отражают естественной ограниченности природных ресурсов, диктуют более высокий уровень цен на них относительно цен конечной продукции. С другой стороны, социаль-

но-политическая значимость обеспечения безопасности, особенно, чистоты окружающей среды, предопределяют централизованное управление, при котором результаты труда потребляются коллективно.

Поэтому вполне закономерно, что по мере обострения проблем обеспечения природно-техногенной безопасности во всех странах с развитой рыночной экономикой идет процесс создания и развития централизованных административных систем управления охраной окружающей среды.

Примером могут служить американские "командно-контрольные системы", которые базируются на законодательном ограничении вредных воздействий на природу, человека и хозяйственные объекты, государственном нормировании и контроле за ними, использовании различного рода санкций к нарушителям, государственном субсидировании мер по улучшению безопасности жизнедеятельности.

Однако, по мере усложнения задач и роста затрат на обеспечение безопасности всё в большей мере начинает выявляться малая эффективность директивных мер и слабая восприимчивость такой системы к достижениям научно-технического прогресса.

В связи с этим, в европейских странах, например, наблюдается преобразование систем управления в сторону всесторонней подготовки к внедрению в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и в торговле единых стандартов, правил и мероприятий по прогнозированию, предотвращению и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, готовится переход на систему обязательной сертификационной подготовки и переподготовки специалистов.

Естественно, что в этих условиях научные и инженерно-технические разработки, в основном, посвящались решению задач повышения надежности машин и механизмов, сложных технических систем и связанных с этим проблема также повышению ресурса безотказной работы оборудования.

Однако, нарастающее число и тяжесть крупных аварий и катастроф, результаты объективного анализа причин их возникновения, динамики развития и характера последствий заставили ученых и специалистов иначе оценивать ситуацию, перейти на концепцию управляемого (приемлемого) риска.

Концепция приемлемого риска допускает возможность чрезвычайной ситуации при условии, что риск ее возникновения оправдан с точки зрения заранее обусловленных экономических и социальных факторов. Данный подход широко используется в развитых странах и положен в основу современной научно-технической политики в области безопасности в России.

Его применение ученым учесть и исследовать весь спектр воздействий на техносферы и окружающую среду по всему жизненному циклу объектов и природных систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. БУРКОВ В.Н., ГРАЦИАНСКИЙ Е.В., ДЗЮБКО С.И., ЩЕПКИН А.В.

Модели и механизмы управления безопасностью. М.: Синтег, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.