НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В БОРЬБЕ С ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ
СИТУАЦИЯМИ
<im.it Владимиров В.А., к.т.м. Грацианский Е.В.
В стране существует в целом устойчивая тенденция роста количества и тяжести чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Узнать существо процессов, приводящих к возникновению крупных аварий и катастроф, наметить и осуществить меры по их предупреждению и ликвидации последствий можно только при наличии научно обоснованных данных диагностики, прогноза состояния и динамики изменения сложных технических и природных систем, тенденций экономического и социально-политического развития общества.
В решении этих задач определяющую роль играют и будут играть фундаментальные и прикладные научные исследования по безопасности и теории катастроф, которые выполняются учеными и специалистами существующих в стране секторов науки - академического, отраслевого, вузовского и коммерческого.
Выводы и рекомендации ученых представляются лицам, принимающим решения и имеющим возможность адекватно реагировать на различные источники и уровни опасностей, прогнозировать аварийные ситуации и сценарии их развития, создавать эффективные системы управления по снижению рисков аварий и катастроф и ликвидации их последствий, предъявлять обоснованные требования к новым технологическим и проектным разработкам.
Научные сведения и методики требуются практически на всех стадиях процесса государственного и регионального регулирования безопасности природно-техногенной сферы, аккумулирования информации, анализа ситуации, выработки и сопоставления альтернатив, оценки возможных последствий их реализации, поиска причин неудач и т. п.
Игнорирование научных подходов при осуществлении хозяйственной деятельности грозит потерей управляемости. Без поддержки и использования результатов научной и инновационной деятельности не возможно решать сложные и комплексные проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера на федеральном и региональном уровне.
Использование научно-технических достижений в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Защита населения от природных и техногенных катастроф являются одной из обширных сфер применения научно-технических достижений
К числу основных направлений НИОКР в данной области относятся: прогнозирование природных катаклизмов, вероятностная оценка возможности возникновения и разработка средств предупреждения промышленных аварий и катастроф, создание эффективных технических решений и технологий поиска, спасения и реабилитации пострадавших, исследование возможностей выживания в экстремальных условиях, закгна человека механизмами, в том числе системами роботов, на опасных работах.
Существуют три основные области научного обеспечения безопасности в природно-техногенной сфере:
теоретическая - для получения новых знаний, понимания природы явлений, выработки рекомендаций по предупреждению чрезвычайных сигу аций;
прикладная - для оценки степени устойчивости и продления ресурса безопасной эксплуатации стареющих технических объектов, проектирования и создания новых по критериям безопасности, а также для прогнозирования состояния природных систем, получения своевременной упреждающей информации для принятия мер по снижению ущерба от стихийных бедствий;
управленческая - для разработки и внедрения элементов нормативно-законодательного и экономического регулирования и управления на федеральном, региональном, отраслевом и международном уровнях.
Разработка теории безопасности. В настоящее время в нашей стране и за рубежом формируется важное направление фундаментальной науки - теория безопасности.
Объектами исследований этой теории становятся: установление фундаментальных закономерностей перехода и взаимодействия естественных природных систем, объектов техногенной и биологической сферы, социально-экономических структур от нормальных (штатных) к аварийным и катастрофическим состояниям; создание научных основ диагностирования, мониторинга, раннего предупреждения и предотвращения аварий и катастроф, построение систем защиты и реабилитации.
В теории безопасности используется терминологический аппарат, включающий такие базовые понятия, как безопасность, угроза, защита, вероятность, риск, авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация, жизнедеятельность, среда обитания, природная среда, поражающий фактор, опасное воздействие, реакция системы и другие
Принципиальное значение придается установлению критериев и шкал измерений, позволяющих количественно оценивать и измерять опасности, угрозы, степень защищенности объектов И территорий. На ЭТОЙ ОС-
нове формируются количественные и качественные параметры принимаемых управленческих решений, конструкторско-технологических и эксплуатационных нормативно-технических документов, заключений комиссий по анализу аварий и катастроф. Наиболее обобщающими считаются такие критерии как: риски для жизни и жизнедеятельности; качество и продолжительность жизни.
Критерии рисков имеют выраженный вероятностный характер и определяются вероятностью (или частотой) реализации угроз для человека, общества и государства и величиной ущерба при этой реализации в единицу времени.
Гак, для аварий или катастроф различных масштабов они составляют: для глобальных - 0,02-Ю,03 в год, национальных - 0,05-Я),1, региональных - 0,5-И, местных - 14-2, объектовых - 10^-500. Ущербы от каждой из катастроф при этом колеблются в пределах от 109- Ю10 до 103 ч- 10? долл. США. Индивидуальные риски (риски для человека погибнуть или получить увечья) в зависимости ог опасности деятельности составляют от (0,2-Ю,3)-10'7 до (5х10)-10'7 в час.
В теории безопасности при применении критериев риска целью управления является общая минимизация ущербов и вероятностей аварий и катастроф.
В другой группе критериев безопасности - оценке качества и продолжительности жизни, как правило, используется показатель средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ) человека, как индивидуума и части общества.
При использовании этого критерия, измеряемого в годах, имеется ввиду осуществление мер, направленных на максимизацию продолжительности жизни с учетом реальных угроз и возможностей общества и государства противостоять этим угрозам.
Очевидно, что указанные две группы критериев (риска и средней продолжительности предстоящей жизни) не только не противоречат, но дополняют друг друга. Так, снижение рисков должно сопровождаться ростом продолжительности предстоящей жизни.
Из анализа мирового опыта развития и применения теории безопасности следует, что критерии приемлемого риска (в первую очередь индивидуального и коллективного) зависят от общего уровня развития общества, экономики, науки, промышленности, самосознания и дисциплины. В настоящее время эти риски принято считать в пределах Ю^ч-Ю*4 в год.
Таким образом, фундаментальные научные основы регулирования безопасности, защиты человека, общества и государства от аварий и ката-
строф состоят в выборе приоритетных критериев безопасности и разработке комплексов первоочередных и перспективных мероприятий по снижению рисков и повышению качества и продолжительности жизни
Постановка фундаментальных исследований В условиях, когда нет возможности закрыть или переоснастить даже особо опасные производства, наука призвана разрабатывать надежные методы диагностики, продления ресурса безаварийной эксплуатации действующих про. -водств, определять перспективы создания будущих технических сисгем, находить решения защиты человека, территорий и объектов от чрезвычайных ситуаций различного характера и их ликвидации.
Таким образом, важнейшая задача фундаментальной науки состоит в определении основных принципов безопасности сложных технических систем, построении классификации аварий и катастроф, в поиске путей предупреждения и смягчения их последствий с учетом реально существующих процессов общественного социально-экономического развития.
Основное внимание при этом уделяется выявлению и изучению существующих закономерностей чрезвычайных ситуаций, характеризующихся определенной периодичностью, степенью ущерба населению и окружающей среде, общими экономическими потерями. На основании этого выполняется расчетно-экспериментальный анализ сценариев развития аварий и катастроф, выбираются и реализуются методы защиты.
Научно-техническая политика в области безопасности предусматривает также постановку системных исследований по важнейшим проблемам механики, физики и химии аварий и катастроф для сложных технических систем. Такие исследования особенно эффективны, если выполняются на комплексных трехмерных математических моделях с постановкой натурных и полу натурных экспериментов.
Не менее сложной областью исследований является решение задач по проблеме уменьшения опасности стихийных бедствий.
Проводимые в районах вероятных природных катастроф экспериментальные работы чрезвычайно важны для установления фундаментальных закономерностей взаимосвязи предшествующих природной катастрофе процессов с вариациями электромагнитного поля и с измерением пространственной структуры ионосферы.
По результатам исследований составляются необходимые для принятия управленческих решений прогнозные и оценочные карты, а также карты и атласы природных опасностей для территорий крупнейших регионов страны и зон наибольшей концентрации потенциально опасных объектов.
Прикладные исследования. Прикладные исследования проводятся на базе результатов фундаментальных разработок. Они отличаются отраслевой специализацией и ориентируются, прежде всего, на промышленные предприятия химического, металлургического, машиностроительного, энергетического, транспортного (включая трубопроводные системы), горнорудного и строительного комплексов.
Развитие теории и практики управления безопасностью сложных технических систем идет, главным образом, по пути предъявления экстраординарных требований к качеству оборудования, систем управления и персоналу, ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия на окружающую среду и человека.
Перспектива представляется как движение внутрь сложной технической системы, к проектированию их по критериям безопасности. При этом учитывается, что в такой системе в процессе эксплуатации могут возникнуть цепочки событий, которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям, но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной чрезвычайных ситуаций.
По-видимому, последовательное освоение в практике системных методов проектирования сложных технических систем и универсальных принципов обеспечения безопасности позволят в будущем решить задачу предупреждения возникновения крупных аварий и катастроф.
Сегодня учеными разработан ряд общерегулирующих принципов, руководствоваться которыми необходимо в интересах обеспечения безопасности технических систем, в частности:
принцип глубокоэшелонированной защиты, направленный на компенсацию потенциальных ошибок человека или механических отказов оборудования и реализующийся путем создания различных барьеров, которые не участвуют в работе системы, но немедленно проявляются в аварийной ситуации, предотвращая возможный ущерб человеку и окружающей среде;
принцип независимости и разнообразия, когда системы обеспечения безопасности проектируются так, чтобы влияние дефектов, ошибок, отказов на работоспособность системы было минимальным. При этом независимость достигается физическим, функциональным и пространственным разнесением, а разнообразие - физической, методической и аппаратной разнотипностью;
принцип безопасности отказа, когда наиболее вероятные отказы систем обеспечения безопасности сами содействуют ложному срабатыванию системы, чем обнаруживается угроза аварии;
принцип надежности и живучести, когда обеспечивается высокий уровень надежности функционирования важнейших элементов;
принцип естественной технической безопасности, который реализу-егся путем конструирования и применения автономных специальных средств защиты, максимально упрощенной и надежной конструкцией технической системы, минимизации уровня запасенной энергии и вредных веществ, а также исключение влияния ошибок оператора на развитие аварийных процессов.
В качестве перспективной стратегии научного обеспечения безопасности рассматривается применение, так называемых, бионических принципов, то есть проектирование и создание сложных технических систем с внутренне присущей им безопасностью.
В ходе выполнения прикладных разработок создаются технические системы предотвращения тяжелых аварий на объектах, решаются вопросы создания различных форм сейсмозащиты, головных образцов аппаратуры для диагностики состояния сложных технических систем, контроля техногенных процессов, оперативного мониторинга, способов активного тушения пожаров, в том числе с использованием направленного взрыва, систем безопасности при утилизации и хранении средств ядерного, химического и других видов вооружения, универсальных средств защиты и спасения при чрезвычайных ситуациях различного характера и многое другое.
В настоящее время практически полностью определился круг теоретических и прикладных научных направлений, объединяемых в одной проблемной области под общим названием техногенная безопасность.
Экономические механизмы. В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций.
В настоящее время реализуется комплекс целевых исследований, направленных на разработку процедур оценивания уровня безопасности с учетом взаимосвязанных факторов стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в целом государственной системы экономики катастроф.
На региональном и объектовом уровнях создаются системы поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя экономи-
ческие модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.
На практике это, в частности, выражается в составлении планов развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом осуществляется соответствующая экономическая проработка не только по вопросам технического перевооружения и совершенсгвования технологических процессов, но и по выполнению компенсационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
К числу наиболее распространенных экономических механизмов обеспечения безопасности относятся механизмы: экономической ответственности, нарушение которых ведет к предъявлению экономических
санкций, в том числе: платы за риск (плата за загрязнение окружающей среды, дифференциация ставок налога на имущество в зависимости от степени износа и новизны применяемых видов техники и оборудования); квот (норм, нормативов, требований и технологий, штрафов до остановки производства); перераспределения риска (страхования и перестрахования). По действию на предприятия механизмы страхования близки к механизмам платы за риск, поскольку страховой взнос зависит от уровня риска; стимулирования снижения риска (механизмы прямого действия, включая системы льготного налогообложения, кредитования, смешанного финансирования и проч., делающие для предприятий выгодным вложение средств в мероприятия по снижению риска); комплексной оценки социально-экономического уровня страны или региона по критериям безопасности.
Такая оценка фактически отражает общественные приоритеты, соизмеряет уровни экономического развития, жизни и безопасности.
Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий.
Взаимосвязь государственной н региональной научнотехнической политики в области безопасности. Конституционные и законодательные положения накладывают немалую ответственность на федеральные и региональные органы управлем" », руководителей и специали-
стов в области защиты человека, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
При этом в компетенцию центрального правительства входят: создание соответствующей нормативной правовой базы, выбор общенациональных стратегических приоритетов фундаментальных научных исследований и финансирование соответствующих научно-технических программ и проектов, организация международного научно-технического сотрудничества, формирование и развитие общенациональной информационной базы.
Региональные органы управления, как правило, сосредоточивают усилия на создании и развитии инфраструктуры, формировании и развитии региональных составляющих информационных баз данных и сетей, организации кооперации научных и промышленных структур для создания новых технологий, позволяющих обеспечивать эффективное осуществление научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных для регионов направлениях, включая, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС. Организационная структура науки в России показана в приложении.
В целом на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления образуется достаточно плотная сеть поддержки научнотехнической и инновационной деятельности, тем более что центральные органы власти в той или иной мере обычно участвуют в региональных инициативах и наоборот.
Главным ограничителем масштабов деятельности региональных администраций в этой сфере являются финансовые возможности территорий. Расширение только юридических полномочий без значительного укрепления финансовой базы региональных органов власти не дает им возможности проводить активную научно-техническую политику в области безопасности.
Обычно дополнительными источниками пополнения региональных бюджетов являются либо передача части налоговых поступлений от центральных ведомств региональным, передача средств из центрального фонда регионального развития в аналогичные региональные фонды.
Принципиальное значение при этом имеет то обстоятельство, что с точки зрения социально-экономического развития регионов научнотехническая деятельность никогда не является самоцелью. Любой регион заинтересован в подъеме своей экономики и уровня благосостояния своего населения, в предупреждении возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их возможных масштабов
769
Регионаїь-I ни* орга-
! *«-/'*>••-ланяя
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА НАУКИ В РОССИИ
РасаОско*
Ко*а»геты палат •адаралииого Собрания по обра-____________доаанао, наука и «угьтура
Ржуіаг«м ака- МЧС Боосам, другая Ми1ыст«рстаа и ведомства Р* Ммммстарсгао про* кЬамстарстао образовании РФ Роспятжгт
демия мау«
Отраслааыа Отраслааыа а вма- РоооЛсЛ фонд Государствен
г! 1 ! І 1 . і бюджатмы* фонды ташалоомаоаого раїам тмя . !
Концерны, ассоциации
♦—гсоео-прпмымпи»»и группы
Госуиарстиим» ііаупма центры
Научны* оцгаюаїці
Общественны*
Ов^агты ииф| исшшіпрм нвуоі и т і таи шЛ
Центры нау—о-тапехесио* имЬаомйшм Е и Теямопарви Консультационна "АР Ф*Ч**-
Поскольку добиться этого невозможно без эффективного научнотехнического обеспечения, возникает необходимость использования существующего в регионе научно-технического потенциала или развития делового взаимодействия с соседними регионами объединяемыми общими интересами.
В рамках мероприятий по региональной научно-технической политике работа по обеспечению безопасности природно-техногенной сферы целесообразно вести по следующим направлениям:
разработка концептуальных и нормативных документов по проблемам региональной научно-технической политики;
подготовка и контроль за ходом реализации соглашений между государственными органами управления и администрациями субъектов Российской Федерации по научно-техническому сотрудничеству;
создание в регионах инфраструктур научной деятельности, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики;
подготовка специалистов в области организации и управления научно-технической и инновационной деятельностью, менеджеров наукоемкой продукции;
сопровождение разделов НИОКР федеральных целевых программ по региональным проблемам природно-техногенной безопасности;
экспертиза и сопровождение региональных научно-технических программ и проектов, имеющих совместное финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
проведение работ по внедрению контрактной системы выполнения НИОКР в регионах.
С учетом комплексности проблем и высочайшей социальноэкономической значимости мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, формирование и реализация региональной научно-технической политики должна осуществляться на основе следующих принципов:
1. Концентрация на программно-целевой основе усилий и ресурсов на обеспечении устойчивости и безаварийной эксплуатации, прежде всего, высоко рисковых производств и объектов. Жесткая селективность отбора программ, проектов, инженерных решений в качестве элементов единой комплексной технологической схемы обеспечения безопасности.
2. Инновационная направленность научно-технической политики и связанной с ней научно-технической деятельности. Важнейшими направлениями приложения здесь усилий могут стать: создание конкурентоспособной техники и оборудования, средств спасения и ведения аварийноспасательных работ, уменьшение препятствий инновационному процессу, в
том числе путем координации и кооперации деятельности всех региональных секторов науки - академического, отраслевого и вузовского.
3. Разнообразие используемых в региональной научно-технической политике подходов и механизмов, отражающих технико-экономическое, природное, социальное (в том числе демографическое) и иное своеобразие регионов.
4. Согласование регионально ориентированной федеральной научнотехнической политики и научно-технической политики регионов. Оно должно осуществляться федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках соглашений в сфере совместного ведения и участия в реализации федеральных и региональных целевых программ, проведения представляющих взаимный интерес мероприятий, учета региональных аспектов при планировании деятельности научных организаций федерального подчинения и т.п.
5. Рациональное сочетание государственного регулирования, рыночных механизмов, прямой и косвенной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в регионах.
В решении задач научного обеспечения природно-техногенной безопасности необходимо исходить из того, что в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации наука отнесена к сфере совместного ведения федеральных и региональных органов государственной власти, а вопросы региональной научно-технической политики определены в качестве одного из приоритетов единой государственной научно-технической политики.
Отношения в области защиты населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются законодательством как в сфере науки, так и нормативно-правовыми актами в сфере предупреждения аварий и катастроф и ликвидации их последствий , включая такие базовые федеральные законы, как «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23.08.1996г. № 127-ФЗ), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994г. № 68-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997г. № 116-ФЗ).
Максимальная эффективность научно-технического обеспечения достигается при умелом использовании результатов многочисленных президентских, федеральных и региональных целевых и отраслевых научнотехнических программ, а тахже льгот, факторов стимулирования, государ-
ственных гарантий и поддержки в организации и проведении научных исследований.
Анализ проектов законов субъектов Российской Федерации показывает, что в ряде случаев они не всегда адекватны положениям федерального законодательства в областях науки и безопасности. Требуется заинтересованное участие в первую с *>едь региональных структур РСЧС в активизации законодательных инициатив в этих вопросах.
Перестройка системы управления государства и резкое снижение финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований из средств федерального бюджета потребовали непосредственного участия администраций субъектов Российской Федерации в сохранении и развитии научно-технического потенциала
Однако, несмотря на принятие соответствующих решений на федеральном и региональном уровнях, руководство подавляющего большинства регионов пока не готово в полной мере принять на себя функции управления и финансирования науки и научных разработок в сфере безопасности. К помощи ученых все еще принято обращаться не по поводу предотвращения аварий и катастроф, а чаще для анализа причин случившихся чрезвычайных ситуаций, разработки и реализации мер по ликвидации их последствий.
В структуре региональных органов управления, как правило, отсутствуют целевые подразделения, ведающие вопросами формирования и реализации научно-технической и инновационной политики по проблемам природно-техногенной безопасности. Для улучшения управления научными исследованиями и разработками по безопасности в регионах целесообразно создавать научно-технические советы (НТС) или научнокоординационные центры (НКЦ) при администрациях субъектов Российской Федерации. При этом задачей НТС являлось бы оказание содействия администрации в формировании региональной научно-технической политики, а деятельность НКЦ направлялась бы на формирование и сопровождение региональных научно-технических программ.
В настоящее время разработан и активно внедряется в действие в ряде регионов механизм взаимодействия федеральных и территориальных органов управления. В частности, он предусматривает проведение экспертиз, осуществление совместного долевого финансирования из средств федерального бюджета и субъектов Российской Федерации региональных целевых, научно-технических программ и проектов. При этом поддержка оказывается не только проектам, имеющим самостоятельное значение, но и объединенным в межрегиональные и региональные программы. По многим
из них выполнены уникальные разработки, получены конкретные результаты.
Механизм долевого финансирования доказал свою эффективность и становится с использованием контрактной системы важной составной частью программ социально-экономического развития регионов, в том числе в решен ик региональных проблем безопасности.
В федеральном бюджете определяется удельный вес финансирования фундаментальной науки. Конкурсы проектов и исполнителей работ в академической науке обеспечиваются через систему грантов.
Бюджетное финансирование прикладных научных исследований и разработок осуществляется на конкурсно-контрактной основе по программам и проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий федерального уровня, в число которых входит проблематика природной и техногенной безопасности.
В системе возвратного бюджетного кредитования науки отрабатывается новая форма проведения конкурсов высокоэффективных быстрореализуемых научно- технических проектов под сниженную учетную ставку Центрального банка. Дополнительными источниками финансирования являются также внебюджетные фонды, работающие на принципе возвратности и платности, частные инвестиции, средства страховых фондов, система лизинга в науке.
Наряду с системой прямого бюджетного финансирования существуют косвенные методы повышения научно - технической активности за счет предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям, в первую очередь малым и средним, реализующим научно-технические достижения.
На сферу безопасности в полной мере распространяется действие законодательных и нормативных документов о науке, об инновационной деятельности и государственной инновационной политике, о защите интеллектуальной собственности и поддержке отечественных товаропроизводителей наукоемкой продукции.
Ученым и специалистам, участвующим в решении проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимо знать и в полной мере использовать возможности, заложенные в существующих программах поддержки отечественной науки. В их числе;
Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. № 873 с целью стимули}: ования научно-технического разви-
тия учреждено 50 ежегодных премий в области науки и техники. Указанные премии являются средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественш х учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля
1995 г. № 696 размер премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники, выплачиваемых каждому лауреату, не может превышать 150-кратный минимальный размер оплаты труда. Число награждаемых по каждой работе - не более 15 человек. Денежная часть премий распределяется между ними в равных долях.
Порядок представления работ и оформления материалов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники ежегодно публикуется в "Российской газете".
Гранты Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ. Выделение грантов Президента Российской Федерации и государственной поддержки ведущих научных школ осуществляются во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 424 (постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 957 и от 23 мая
1996 г. № 633) в целях усиления государствешюй поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации в интересах увеличения их вклада в становление гражданского общества с динамичной рыночной экономикой.
Гранты Президента Российской Федерации присуждаются на конкурсной основе на срок до 3 лет молодым докторам наук, подтвердившим в ходе конкурса свою высокую научную и педагогическую квалификацию Они предназначены для проведения научных исследований и материальной поддержки получателя гранта и членов его научного коллектива.
Гранты поддержки ведущих научных школ присуждаются на конкурсной основе также на срок до 3 лет научным коллективам, завоевавшим известность высоким уровнем исследований в признанном и достаточно широком научном направлении, с устойчивыми традициями и преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации.
Подробная информация о программе поддержки ведущих научных школ публикуется в газете "Поиск"
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Он
образован Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426.
Задачи Фонда - содействие развитию фундаментальных исследований, повышению научной квалификации ученых, установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом, поддержка международного научного сотрудничества.
Все виды поддержки фундаментальных научных исследований осуществляются Фондом независимо от возраста, ученого звания, ученой степени или должности, занимаемой ученым, а также от ведомственной принадлежности научной организации, с которой ученый состоит в трудовых отношениях. Выделение средств производится по итогам конкурсного отбора проектов, предложенных учеными в инициативном порядке. Проекты анализируются экспертными советами Фонда с привлечением независимых экспертов.
Фонд предоставляет средства на безвозмездной некоммерческой основе. Непременным условием предоставления гранта является обязательство соискателей опубликовать результаты исследований и сделать их общественным достоянием.
Средства Фонда используются на:
• проведение конкурсов (инициативные научные проекты по всем областям знаний; издательские проекты; информационно-вычислительные и телекоммуникационные ресурсы; проекты развития материальнотехнической базы фундаментальных научных исследований; проекты создания центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием; проведение научных конференций в России; участие в научных конференциях за рубежом; научные экспедиции; региональные проекты);
• организацию и проведение между народных конкурсов (совместно с зарубежными фондами и организациями);
• участие в межведомственных программах
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Он образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023.
Основными целями Фонда являются поддержка исследований в области гуманитарных наук и распространение гуманитарных научных зна-
ний в обществе, выражающиеся в финансировании научноисследовательских работ ученых, издании научной литературы (монографий, энциклопедий, словарей и т.д.), популяризации и распространении научной литературы (в том числе путем бесплатной рассылки), финансовой поддержке проведения научных конференций, участии российских ученых в научных ме ^приятиях за рубежом, экспедиционных, полевых и эксперимент ально-ла(>ораторных работах, оказании материально-
технической поддержки научным организациям, поддержке создания информационных систем и развития научных телекоммуникаций
Фондом производится финансовая поддержка ученых и организаций на безвозмездной основе, независимо от ведомственной принадлежности и правового статуса научной организации, а также возраста, ученого звания, ученой степени или должности, занимаемой ученым в научной организации.
Выделение средств производится на основе конкурсного отбора работ, проводимого независимыми экспертами.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. Он образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1994 г. № 65.
Основной целью Фонда является развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание наукоемких инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых и др.), а также поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
Фонд предоставляет финансовую поддержку на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета на финансирование науки. Возвращаемые малыми предприятиями средства также используются для уставной деятельности Фонда.
Фондом создан механизм конкурсного отбора проектов малых предприятий с поквартальным циклом финансирования. Первая стадия отбора -научно-техническая, финансовая, производственная, маркетинговая экспертиза проектов, осуществляемая привлекаемыми внештатными экспер-тами-специалистами в течение 60 дней. Вторая стадия - установление рейтинга проектов для последующего финансирования осуществляется конкурсной комиссией в течение 30 дней.
Более подробно деятельность Фонда освещается средствами массовой информации - пресса, радио, телевидение. Наиболее систематически -в газетах "Поиск", "Не может бьпь"
Российский фонд технологического развития (РФТР). Он образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 "О неотложных мерах по сохранению научнотехнического потенциала России" и действует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. № 315 О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ".
В соответствии с указанным порядком, РФТР формируется за счет перечисления федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти 25 процентов средств, поступающих в их отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР, которые, в свою очередь, образуются за счет добровольных отчислений предприятиями и организациями всех форм собственности до 1,5 процентов от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг).
Основной целью деятельности Российского фонда технологического развития и всей системы внебюджетных фондов НИОКР является создание условий, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала России.
Средства РФТР направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов и совершенствованию применяемых технологий, других мероприятий по повышению технического уровня продукции.
Являясь головным межотраслевым внебюджетным фондом, РФТР финансирует проведение крупных НИОКР во всех отраслях экономики страны на возвратной основе.
Заявки на финансирование НИОКР проходят процедуру двухуровне вой госэкспертизы, включая Республиканский исследовательский научноконсультационный центр экспертизы.
Форма подачи заявки на финансирование НИОКР из средств РФТР, а также типовой договор о финансировании содержатся в Регламенте РФТР
Инновационная политика. Государственная и региональная инновационная политика в решении таких принципиальных для страны проблем как безопасность, в конечном счете, сводится к созданию необходимых условий для формирования инновационного рынка и поддержки на нем приоритетных направлений и критически важных технологий.
По мере развития рыночных отношений централизованная бюджетная поддержка (прямые инвестиции) в финансировании технологий (проектов) будет постепенно уменьшаться, а косвенное влияние (страхование,
налоги, гарантии) - увеличиваться.
Инновации, основанные только на технических решениях и не учитывающие платежеспособный спрос сегодня, приносят большие убытки, поэтому проблема прибыльности органически связана с проблемой сроков реализации инноваций и стимулов их распространения.
Существует достаточно стойкое заблуждение о том, что р 1 акой гуманной деятельности, как предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций не должно быть коммерческих интересов. Практика входит в противоречие с этим утверждением. Рынок услуг в борьбе с чрезвычайными ситуациями различного характера развивается. Год от года растет конструктивная творческая состязательность, свидетельством чему является неуклонно увеличивающееся число участников, количество и качество демонстрируемых экспонатов на традиционно проводимых выставках «Средства спасения» новейших научно-технических достижений по ведению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В ходе таких выставок заключается немало взаимовыгодных контрактов и договоров о сотрудничестве, производители находят своих заказчиков.
Таким образом, формирование рынка инноваций приоритетных научных разработок в области безопасности осуществляет на основе объединения возможностей бюджета и крупных коммерческих структур - инвестиционных фондов и компаний, коммерческих банков, страховых и пенсионных фондов, сети посреднических, венчурных и лизинговых фирм, усиления инвестиционной конкуренции в системе тендеров, конкурсов, грантов и технологических бирж.
В области природно-техногенной безопасности, как и в других областях, еще предстоит разработка и совершенствование нормативноправового обеспечения, механизмов стимулирования, защиты интеллектуальной собственности, развитие инфраструктуры, системы привлечения государственных, частных и зарубежных инвестиций инновационной деятельности.
Прогряммно-целевой метод решения проблем безопасности.
Проблемы безопасности являются междисциплинарными, многоотраслевыми и имеют общегосударственное значение по масштабу и характеру исследуемых явлений и объектов
Основным механизмом решения подобных проблем является программно-целевой метод. На федеральном уровне реализация таких приоритетов осуществляется на основе федеральных целевых программ, часть которых является научно-техническими, а значитель» ое число федеральных
программ иного назначения содержит разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Государственными заказчиками указанных программ выступают федеральные органы исполнительной власти, в положениях о которых закреплены соответствующие области научнотехнического развития.
В России впервые в мировой практике на национальном уровне поставлены и решаются вопросы создания на базе концепции управляемого риска, научной теории повышения устойчивости сложных технических систем, формирования научных основ государственной научнотехнической политики в области природной и техногенной безопасности Этому посвящены исследования, ведущиеся с 1991 года в рамках подпрограммы "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф" (подпрограмма «Безопасность»), входящей в состав Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения»
К решению проблем природно-техногенной безопасности имеют прямое или косвенное отношение значительное число федеральных целевых программ (ФЦП).
Перечень действующих ФЦП по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведен ниже.
ПЕРЕЧЕНЬ
действующих Федеральных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера
«Развитие федеральной системы сей алогических наблюдений и прогноза землетрясений (ФССН) (1995-2000гг.)
"Реабилитация населения и территорий, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, производственной деятельности ПО «Маяк» и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне".
«Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 годы».
«Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения».
«Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах».
«Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца».
«Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области».
«Отходы».
«Переработка техногенных образований в Свердловской области».
«Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера (Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна».
«Единая государственная система контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации» (ЕГАСКРО».
«Федеральная миграционная программа» (1998-2000г г ).
«Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы».
«Повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте» (1993-2000 гг.).
«Пожарная безопасность и социальная защита» (1995-2000 гг.).
«Леса России» (1997-2000 гг.).
«Охрана лесов от пожаров» (1999-2000 гг.).
«Анти-ВИЧ/СПИД». (1996-1997 гг. и на период до 2000 г)
Программа комплексной стандартизации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
На сегодняшний день насчитывается 336 федеральных и региональных целевых программ, в разработке и реализации которых участвуют субъекты Российской Федерации. Многие ФЦП получают развитие на территориальном уровне. Гак, в 60 субъектах Российской Федерации осуществляются региональные целевые программы «Пожарная безопасность и социальная защита».
Теоретические положения научно-технической политики, разрабатываемые в подпрограмме "Безопасность" в соединении с практикой хозяйствования, государственного и регионального управления позволили сформулировать положения единой научно обоснованной государственной политики по борьбе с чрезвычайными ситуациями
Механизмом практической реализации государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их масштабов призвана стать разработанная в МЧС России с участием Российской академии наук, заинтересованных министерств и ведомств и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая
1997 г. № 678-р Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года». Государственный заказчик - координатор Программы - МЧС России.
Цель Программы состоит в снижении рисков и смягчении последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий повышении уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами Программы являются:
создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций;
разработка и внедрение передовых технологий и инженернотехнических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Указанная программа открывает возможность объединить усилия всех ветвей власти для создания необходимой экономико-правовой и управленческой базы природно-техногенной безопасности, рационально использовать имеющиеся бюджетные ресурсы, обеспечить координацию исследований и разработок по данному вопросу, ведущихся в настоящее время в рамках различных федеральных, отраслевых и региональных программ на средства федерального и местного бюджетов
Около трети средств от общего объема финансирования из федерального бюджета, предусмотренного по Программе, составляют затраты на научно-исследовательские и опытно-консгрукторские работы. Для реализации Программы должны также привлекаться собственные средства особо рисковых предприятий, частный капитал, целевые инвестиционные кредиты из отечественных и зарубежных внебюджетных источников.
К числу приоритетных первоочередных научных разработок по безопасности в природно-техногенной сфере относятся: обоснование и
разработка критериев и норм безопасности сложных технических систем, создание современных методов прогнозирования, интегральных оценок степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций, составление и введение в действие комплексных правовых и экономических механизмов управления безопасностью, разработка прогнозных моделей для оценки остаточного ресурса и потенциального ущерба, создание сертифицированной системы подготовки и переподготовки специалистов, руководителей и населения по проблемам безопасности, обеспечение индивидуальной и коллективной защиты персонала в экстремальных условиях их профессиональной деятельности
При этом принципиально важно, чтобы региональные проблемы безопасности решались в контексте и во взаимодействии с решением подобных проблем на федеральном (отраслевом) и международном уровнях. Таким путем можно обеспечить экономию средств, сформировать в стране единое нормативно-законодательное поле управления безопасностью, внедрение унифицированных технических средств предотвращения и лихви-
дации чрезвычайных ситуаций, внедрение высоких технологий, соответствующих международным стандартам качества.
Принимая во внимание комплексный наукоемкий характер решаемых проблем, в настоящее время прорабатывается вопрос о целесообразности создания в системе МЧС России Федерального центра науки и высоких технологий в данной проблемной области, который включал бы в себя производственные структуры, научные учреждения и высшие учебные заведения, обеспечивающие весь научно - инновационный цикл - от фундаментальных исследований, прикладных разработок и подготовки кадров до освоения производства и поставки новой продукции.
Выводы и предложения. Научное обеспечение безопасности природно-техногенной сферы является важнейшей составляющей государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Специально уполномоченному Правительством Российской Федерации органу по противодействию чрезвычайным ситуациям различного ха-рактераМЧС России совместно с Минпромнауки России, Российской академией наук, заинтересованными органами исполнительной власти на федеральном и территориальном уровнях предстоит значительный объем работы по координации и эффективному использованию имеющегося в стране научно-технического потенциала всех секторов науки для решения программно-целевыми методами проблем безопасности.
В связи с этим задача МЧС России и его региональных структур-не-обходимо последовательно укреплять свою роль государственного заказчика и главного потребителя наукоемкой научно-технической продукции и высоких технологий, добиваться повышения объективности оценок и приемки результатов НИОКР в области природно-техногенной безопасности Необходимо активно использовать современные, присущие рыночным отношениям способы активизации творческого процесса ученых и специалистов, такие как выдача грантов, проведение конкурсов и торгов готовой продукции, умелое использование средств поощрения и стимулирования труда талантливой молодежи.
Требуется разработать и осуществить дополнительные меры по расширению участия МЧС России в управлении наукой, организации научных исследований не по принципу выполнения отдельных программ и проектов, а путем реализации комплексных технологических схем, развитии международного научно-технического сотрудничества по проблемам снижения риска чрезвычайных ситуаций. Научное обеспечение промышленной следует строить на основе комплексных критериев безопасности,
охватывающих все этапы жизненного цикла сложных технических систем от проектирования до утилизации.
На всех уровнях государственного и регионального управления безопасность необходимо формировать инфраструктуру научного и информационного обеспечения природно-техногенной безопасности, подготовки и пере: - шхуговки соответствующих специалистов и руководителей
Литература
1. «О доктрине развития российской науки» Указ Президента Российской Федерации от 13 июля 1996г. № 884.
2. Щойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997г.
3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 1999 году», М.: 2000г .
4. Васин В.А., Миндели Л.Э. Научно-технологический фактор национальной безопасности (гражданские аспекты). М.: 1999г.
5. Богданов П.К., Боравская Т.В., Грацианский Е.В. и др. Практические рекомендации по привлечению инвестиций в природоохранные мероприятия, проводимые с участием территориальных природоохранных органов, экологических фондов, Ассоциации экологических фондов М.: 1999 г.
6. Серия «Научно-техническая и инновационная деятельность регионов Россию). Мониторинг научно-технического состояния регионов России. Выпуск 2. М.: 1994 г.
7. Васин В.А., Миндели Л.Э. научно-техническая политика России на современном этапе: основные задачи и методы реализации. М.: 1995 г.
8. Николаев И.Н. Приоритетные направления науки и технологии. Выбор и реализация. М.. Машиностроение 1995 г.
9. Гохберг М.Я., Кузнецова И.А. Промышленность России и инновационная деятельность. Отраслевые и региональные аспекты. М.: 1997г.
10.Зубова Л.Г. Ценности и мотивация научного труда. М.: 1998г.
И . Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России. Приложение к журналу «Регинология». Саранск 1999г.