2009 История №2(6)
УДК 94(4)
В.Л. Портных
БАЗОВЫЕ ИДЕИ ТРАКТАТА «О ПРОПОВЕДИ СВЯТОГО КРЕСТА» ГУМБЕРТА ИЗ РОМАНСА
Данное исследование построено на основе анализа трактата пятого великого магистра ордена доминиканцев Гумберта из Романса «О проповеди святого креста». Трактат был написан на фоне религиозных преобразований XIII в и, в целом, является подтверждением преемственности базовой аргументации в пользу крестового похода. Ключевые слова: крестовые походы, доминиканцы, проповеди в Средние века.
В 1274 г. на Лионском соборе папа Григорий X пытается вдохновить население Европы на очередной крестовый поход. Однако его усилия тщетны: крестовые походы хотя и будут еще существовать, но уже как священные войны внутри западного христианства и на его границах, но не как войны за отвоевание Святой Земли. В конце концов, в 1291 г. мамлюками была взята Акра, что окончательно уничтожило присутствие крестоносцев на Ближнем Востоке. Приблизительно в 1266 г., пытаясь спасти ситуацию, доминиканец Гумберт из Романса пишет свой трактат «О проповеди святого креста» \ Известно, что Гумберт, автор изучаемого нами трактата, родился в конце XII в. в Романсе (Romans), небольшом городке к северу от Валанса, ныне одном из городов региона Рона-Альпы во Франции. Гумберт оканчивает Парижский университет, где получает звание магистра искусств, после чего занимается изучением теологии и каноническим правом. В середине 20-х гг. он вступает в доминиканский орден. В период послушничества он оставался в Париже, но будучи посвященным в орден, был отправлен в Лион. В 1237 г. он становится настоятелем лионского монастыря доминиканцев. Примерно в 1240 г. Гумберт был избран главой Римской провинции доминиканского ордена. Имеются сведения о том, что в свое время его даже предлагали избрать папой [2. P. 9]. В ноябре 1244 г. Гумберт становится во главе французской провинции ордена, 31 мая 1254 г. на генеральном капитуле в Будапеште он был избран пятым по счету великим магистром. 30 мая 1263 г. Гумберт уходит в отставку и удаляется в доминиканский монастырь в Лионе. Именно в этот период Гумберт пишет большую часть своих сочинений [3. P. 699], в том числе и «учебник» по проповеди крестового похода, предназначенный для подготовки проповедников. Умер Гумберт из Романса 14 июля 1277 г. в Ва-лансе (Valence).
Трактат не случайно был написан как «учебник». В XIII в. получает распространение идея о том, что церковное вероучение должно доступно преподноситься народу проповедниками, которых для этого необходимо подго-
1 Текст источника приводится на основе транскрипции первопечатного издания (Humberti Romani De praedicatione sanctae crucis contra Saracenos. Nürnberg, 1495), сделанной профессором Куртом Вилладс Йенсеном (Kurt Villads Jensen) из университета Южной Дании (University of Southern Danemark) [1].
В.Л. Портных
товить. В связи с этим появляется целая серия так называемых artes praedicandi, которые являются своего рода «учебниками» техники проповеди [4]. Трактат «О проповеди креста», строго говоря, не относится к именно такому роду учебников, но его написание имеет сходные мотивы. Более того, не случаен тот факт, что трактат написал доминиканец. С 30-х гг. доминиканцы и францисканцы стали широко привлекаться к проповеди крестовых походах на всех «фронтах» священной войны [5].
В своего рода преамбуле к трактату Гумберт перечисляет ключевые идеи, лежащие в основе всего труда. В традициях предшествующей истории крестовых походов Гумберт пишет о крестоносцах как о своего рода «избранном народе». Крестоносцы являются «войском Христа», которое наравне с ангелами есть войско Бога. Война, которую ведут крестоносцы, имеет божественное предписание: «Война поистине справедлива, если она ведется благодаря сыну Божьему, и ведет на небо для восхваления Божьего слова». Подобно папе Урбану II на Клермонском соборе, Гумберт противопоставляет «справедливый» крестовый поход, «несправедливым» войнам в самой Европе, призывая отказаться от вторых в пользу первых. Периодически Гумберт, как это часто делали современники крестовых походов, проводит параллели между ветхозаветными войнами и походами крестоносцев. Однако он специально оговаривает, что Ветхий Завет остался в прошлом в том смысле, что евреи более не обладают каким-либо особым статусом: «Его войны вели евреи, которые с тех пор, как они вышли из Египта, до тех пор, пока они были народом Бога, почти всегда вели войну с неверными, атакуя их или подвергаясь их атакам, что становится ясно, если мы с усердием читаем священные истории». Гумберт приводит аналогию между крестоносцами и «войском Господа, направленным против неверного Валака» (царь Моавитский, упомянут в книге Числа). Согласно Библии Валак пытался склонить Валаама к тому, чтобы проклясть еврейский народ. Однако Бог явился Валааму, и последний не смог произнести проклятия в отношении народа израильского, а произнес лишь благословение: «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Числа 24:9). Гумберт упоминает эту фразу Валаама, но добавляет свой комментарий: «Если все это правда для войска, выступившего против Валака, насколько больше это относится к войску христиан, выступившему против сарацинов».
Участие в походе приветствуется как с помощью молитв, так и с помощью финансовых вложений и, что является приоритетным, путем личного участия. Достаточно любопытен тезис о том, что крестовый поход есть обязанность, поскольку человеческое тело является феодальным держанием от Бога, и в случае, если это требуется, его необходимо выставить в защиту сеньора. Гумберт пишет: «Нужно заметить, что мы держим наше тело на правах феода у Бога»; «Тело наше мы должны... выставлять, из соображений феода, из соображений воздаяния и из соображений того, что это будет потом возмещено лучшим». В свое время сходные идеи также высказывал папа Иннокентий III в энциклике Quia major в 1213 г.: «Каждый из нас - вассал Бога и обязан помочь ему отвоевать его королевство» [6. P. 105].
Как это характерно для крестовых походов в целом, Гумберт уделяет внимание и проблеме воздаяния. По этому поводу он цитирует письмо папы Льва IV (847-855) к франкскому войску: «Всевышний знает, что если кто-либо умирает, он умирает во имя истины веры, спасения отечества и защиты христианства, и последует ему небесная награда от Бога». Не стоит забывать, что труд Гумберта - это материал для агитации. И воздаяние всегда было важным моментом при привлечении в крестоносное движение новых участников. Подобные декларации делались уже на Клермонском соборе, в преддверии первого крестового похода: «Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19:29)» [7. C. 52].
Таким образом, в основе труда Гумберта из Романса лежит теория о том, что крестоносцы являются «избранным народом», который исполняет божественную волю и получает за это воздаяние, что, в общем, свойственно предшествующим трудам современников крестовых походов.
Литература
1. Humberti Romani OP Liber de praedicatione sanctae crucis [Электронный ресурс] / Transcribed and edited by Kurt Villads Jensen. University of Southern Danemark, 2007. Режим доступа: http://www.jggj.dk/saracenos.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. латинский.
2. Brett E.T. Humbert of Romans. His Life and Views of Thirteenth-Century Society. Toronto, 1984.
3. Tyl-Labory G. Humbert de Romans // Dictionnaire des lettres françaises. Le Moyen Age. P., 1993.
4. Morenzoni F. La littétature des artes praedicandi de la fin du XII au début du XV siècle // Geschichte der Sprachtheorie. 3. Sprachtheorien in Spätantike und Mittelalter. Tübingen, 1995.
5. Maier C.T. Preaching the crusades. Mendicant friars and the cross in the thirteenth century. Cambridge, 1994.
6. Cole P.J. The Preaching of the Crusades to the Holy Land. 1095-1270. Cambridge, Massachusetts, 1991.
7. ЗаборовМ.А. Крестовые походы в документах и материалах. М., 1977.