Научная статья на тему 'Базовая психолого-педагогическая подготовка будущих родителей'

Базовая психолого-педагогическая подготовка будущих родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовая психолого-педагогическая подготовка будущих родителей»

ров.

Таблица 1

Виды платных услуг, полученных во время беременности, на 100 опрошенных

Виды платных услуг

Лечение зубов Удаление зубов Лечение десен Профилактика заболеваний зубов

Студенты 12,8 5,0 2,9 -

Менеджеры и экономисты 56,8 22,2 36,0 12,4

Медработники 35,1 5,0 14,5 8,0

Преподаватели 50,0 7,4 25,7 5,6

Домохозяйки 42,0 25,0 25,0 8,1

Разнорабочие 38,6 17,8 16,0 3,7

Прочие 32,0 28,4 32,0 15,0

Всего 48,8 28,4 28,0 9,0

Объяснить это можно тем, что в некоторых случаях им оказывается медицинская помощь бесплатно на базе своих учреждений. А превалирование домохозяек, получивших платные услуги возможно за счет того, что среди них есть много обеспеченных женщин.

В результате анкетирования выяснилось, что 22,8 из 100 опрошенных беременных выразили желание получить медицинскую помощь в стоматологическом кабинете женской консультации, 33,4 - в стоматологической муниципальной поликлинике, 39,7 - в частной стоматологической поликлинике или в частном стоматологическом кабинете, 3,6 - в республиканской стоматологической поликлинике.

Г.А. Костюк

БАЗОВАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского,

Симферополь, Украина

Благополучие и успешность межличностных отношений в семье во многом определяется способностью её членов осознавать возникающие проблемы и корректировать как собственное поведение, так и оказывать помощь близким. Современное общество и темп его развития предъявляет повышенные требования к участникам социальных процессов, к распределению ролевых функций в се-

мье. Воспитание в семье подрастающего поколения базируется на общечеловеческих ценностях, но стремлений родителей к реализации собственных амбиций ограничивается не только собственной деятельностью, а в полной мере отражается на процессе воспитания детей (требование к их успешности не соответствует возрастным особенностям физического и психического развития). В результате практической работы с родителями и детьми в естественных условиях, мы регулярно сталкиваемся с дилеммой ранней социализации и сохранения естественного темпа психического развития ребёнка. Известно, что процесс первичной и вторичной социализации на ранних этапах развития детей происходит путём викарного научения, т.е. копирования модели поведения ближайших взрослых. При этом, родители хотят, чтобы их дети использовали более успешные модели социального поведения, чем их собственное. Для достижения своих целей родители используют вербальные способы, не учитывая, что для выполнения их ребёнку необходимо иметь, как минимум, наглядный пример такого поведения. И, каждый раз, используя ребёнка как инструмент достижения собственной цели, при неудачи взрослые выражают досаду, перекладывая ответственность на ребёнка. Данный аспкт воспитания становится травмирующим фактором, т.к. попадая в сходные обстоятельства, ребёнок постоянно находится в ситуации неуспеха. Более того, депревируется его потребность соответствовать уровню требований родителей. Каким образом каждый воспитуе-мый будет разрешать для себя ситуацию неуспеха зависит от его психологических особенностей и способов реагирования воспитателя. В любом случае происходит зацикливание и усугубление всех негативных факторов внешнего воздействия. Таким образом, перекладывая вопросы собственной социальной реализации родители сознательно или бессознательно вовлекают детей в сферу «взрослой» жизни, которая не соответствует их возможностям и уровню восприятия окружающей среды и явлений.

Для разрешения данной проблемы в перспективе необходимо рассматривать каждого ребёнка как потенциального родителя, а, значит, воспитателя. Следовательно, определена необходимость овладения подрастающим поколением базовыми знаниями возрастной психологии и воспитательными навыками (недостаточно одной теории не подкреплённой собственным позитивным опытом). Это связано с невероятно возросшей скоростью изменения требований к личности в современном обществе. Повсеместно возникающие центры развития и психологической помощи не решают данную проблему, с которой встречаются множество родителей, т.к. основной целью их деятельности - способствовать гармоничному развитию различных психологических функций ребёнка. Некоторые специалисты, которые уделяют внимание особенностям родительского воспитания дают вербальные рекомендации-указания.

Успешность процесса воспитания детей определяется успешностью воспитания родителей. Для реального решения этой задачи необходимы неформальные, ох-

ватывающие все слои населения, шаги по педагогическому и психологическому просвещению не только молодых родителей. Передача знаний возможна как в системе обязательного среднего (школа), так и высшего (вуз) образования. Разработка и внедрение обучающих программ, циклов для родителей непременно окажет положительное влияние на формирование знаний и умений в воспитании детей, а также в определении адекватных требований к их социализации и преуспеванию.

А.В. Майоров, О.В. Майорова, Д.С. Блинов

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕСПЛОДНОГО БРАКА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

ГУЗ «МРКБ», МУЗ «Городской родильный дом №2», Саранск

Улучшение здоровья нации - одна из важнейших задач государства в области социальной политики, в связи, с чем в Концепции развития здравоохранения до 2020 года и демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года вопросы охраны репродуктивного здоровья населения занимают значительное место.

Актуальность проблемы бесплодного брака не вызывает сомнения. По данным ВОЗ, частота бесплодных браков колеблется в широких пределах и не имеет тенденции к снижению во всех странах мира. Бесплодный брак значительно влияет на демографические показатели, в связи, с чем данная проблема приобретает не только медико-биологическое, но и важное социальное значение. К социальным последствиям бесплодного брака относятся: снижение социальной активности наиболее работоспособной группы населения; резкое повышение числа разводов среди данного контингента; влияние частоты бесплодного брака на демографическую ситуацию в популяции и государстве в целом ставит проблему бесплодного брака в ряд наиболее важных в современной медицине. Демографическая ситуация в Республике Мордовия как и в целом по Российской Федерации претерпевает кризисное развитие, которое характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, высоким показателем общей смертности, что, в конечном счете, приводит к естественной убыли населения. Население Республики Мордовия на 01.01.2009 года составляет 840,4 тысяч человек, из них мужского населения - 385,3 тысяч человек, что составляет 45,8 % от общего числа жителей. За последние 5 лет общее число жителей уменьшилось на 35,7 тыс. человек (с 876,1 тыс. чел. в 2004 году до 840,4 тыс. чел. в 2008 году).

Количество бесплодных браков остается достаточно стабильным, составляя около 20-30% всех браков. 40% случаев бесплодия связано с нарушением фер-тильности у мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.