Научная статья на тему 'Базовая персональная структура абрама Кардинера'

Базовая персональная структура абрама Кардинера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
921
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовая персональная структура абрама Кардинера»

© Фолиева Т.А., Ворожейкина Л.И., 2010

ПУБЛИКАЦИИ

УДК 159.964.21 ББК 63.5(3)

БАЗОВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АБРАМА КАРДИНЕРА

Т.А. Фолиева, Л.И. Ворожейкина

В 30-40-е гг. прошлого столетия в американской этнографии господствовала идея, что антрополог «неминуемо должен обратиться к психологии как к «общему знаменателю» культуры и в то же время ее «последней реальности»1. Такой интерес имел объективные и субъективные причины - с одной стороны, огромная популярность концепции Зигмунда Фрейда и обращение к психологии и психиатрии в целом. С другой стороны, тяжелые социально-психологические последствия Великой депрессии и вызванный ими поворот от социального и всеобщего к индивидуальному. Увлечение психоанализом сначала вылилось в модную тенденцию, а затем сформировалось в мощное научное этнопсихологическое направление, которое представляли А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Линтон и другие видные исследователи.

Абрама Элинайса Кардинера (Abraham Elionais Kardiner) по праву можно считать основателем и главой этой школы в США, именно его работы определяли развитие этнографии в течение 20 лет и влияли на этнопсихологию почти полвека.

А. Кардинер родился 17 августа 1891 г. в Нью-Йорке в еврейской семье, иммигрировавшей незадолго до его рождения в Америку с Украины. Его отец был уличным торговцем, а мать умерла, когда мальчику было три года.

Спустя некоторое время отец женился, и впоследствии ученый вспоминал, что детство его прошло в «непрерывном кошмаре голода, отсутствия заботы, депрессивных чувств»2.

Первоначальное образование ученый получил в государственной школе, в 1912 г. он поступает в Городской колледж Нью-Йорка, но его отец хотел, чтоб он стал доктором, и в тот же год Абрам поступает в Медицинский колледж Корнелловского университета. По данным биографов, несколько месяцев спустя он безответно влюбляется, бросает учебу и возобновляет обучение только в 1913 г., но уже в Колумбийском университете - сначала на курсах современной философии, а затем он увлекается культурной антропологией 3. В этот период там преподает выдающийся антрополог Франс Боас, основатель «Американской школы исторической этнологии», классик мировой этнографии 4. А. Кардинер с восторгом вспоминал о Ф. Боасе («great admiration»), встреча с ним «оказала огромное впечатление на меня», если бы не это знакомство, «я не сделал бы карьеру антрополога»5. Однако ученый, поняв, что работа в социальной и культурной антропологии не принесет ему ни доходов, ни желаемой карьеры, вновь возвращается в медицину и начинает специализироваться в психиатрии.

После получения диплома и двухгодичной интернатуры в госпитале А. Кардинер по рекомендации своего научного руководителя

психоаналитика и врача Г.В. Фринка (Horace Westerlake Frink) начинает обучение и стажировку у отца-основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. По воспоминаниям самого ученого, З. Фрейд называл его «menschen kenner», что можно перевести как «знаток людей»6. В этот же период он знакомится с американским психиатром и переводчиком трудов Фрейда на английский А.А. Бриллем (Abraham Arden Brill), австрийским ученым и ближайшим учеником Фрейда О. Ранком (Otto Rank), американским психологом, создателем теории психосоматики Ф. Александром (Franz Alexander).

После возвращения в Нью-Йорк Кар-динер работает в Психоаналитическом институте (New York Psychoanalytic Institute), с 1934 г. он также начинает преподавать психиатрию в Колумбийском университете. В 1941 г. из-за политических и теоретических споров он покидает Нью-йоркский психоаналитический институт и в 1945 г. вместе с коллегами основывает в Колумбийском университете Психоаналитическую клинику, в которой работает долгое время (с 1959 по 1967 г. возглавляет ее).

А. Кардинер был также профессором клинической психиатрии в Колумбийском университете и университета Эмори и практикующим психоаналитиком. Известно, что он принимал пациентов до самой своей смерти в 89 лет. Умер ученый в 1981 году 7.

А. Кардинер является представителем неофрейдизма, и, как указывают исследователи, «он отбрасывал эдипов комплекс, трехпериодную детскую сексуальность и вообще пансексуализм и опору на клинику»8. Он предлагает свою теорию, в основу которой положена проблема воспитания ребенка и формирования особого типа личности, который характеризует ту или иную культуру в целом. Эту основу, заложенную в ребенке с первых дней жизни, исследователь обозначил термином «базовая персональная структура» (basic personality structure, термин можно также перевести как «основа личностной структуры»). Она формируется «на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре»9.

В это понятие входят, во-первых, так называемые первичные институты, к которым автор относит материнскую заботу, семью, питание и отнятие от груди, сексуальные табу, дисциплину и т. д. Как указывает автор, первичные институты - это «отправная точка для развития отдельного человека», функция их «заключаются в приспособлении, адапта-ции»10. Ко вторичным институтам он относит проективные системы (религия, фольклор, наука и т. д.).

Особо А. Кардинер оговаривает иерархическую систему. В базовой персональной структуре в нее входят:

1) «система безопасности индивидуума и системы суперэго, рационализация, генерализация, систематизация, уточнения»;

2) побуждения;

3) идеи;

4) табу;

5) реальность;

6) система ценностей и идеология.

Эта базовая персональная структура, по сути, своеобразный усредненный психологический тип, который, по мнению исследователя, преобладает в любом обществе 11. Как полагает Кардинер, возможно переносить данные, полученные в ходе психологического анализа личности, на общество в целом, «понятие базовой персональной структуры стало, таким образом, мощным инструментом»12. Основываясь на этих положениях, он и его последователи пытались изучить ряд культур примитивных и современных народов. Сам А. Кардинер исследовал ряд народов Океании и команчей, а также уделял большое внимание культурному типу афроамериканцев.

Однако уже к началу 50-х гг. ХХ в. проявилась несостоятельность ряда положений концепции А. Кардинера, поскольку «общепринятого метода фиксации «основной личностной структуры» не существовало (процедура, предложенная Кардинером, была слишком громоздкой), и антропологи, «пытаясь описать типичные личностные структуры, излагали в действительности свои личные впечатления»13. Получалось так, что применение этого метода давало «у авторов, изучавших один и тот же народ, прямо противоположные результаты»14. Позже «базовая персональная структура» была либо пе-

реосмыслена, либо в нее внесены изменения: Маргарет Мид рассматривает поведенческую модель, основанную на регулировании культурных ценностей 15; Кора Дю Буа предложила понятие «модальная личность» - наиболее распространенный тип личности, которых в той или иной народности может быть несколько 16; Р. ЛеВин говорит о культурно моделированной личности и т. д.17

Впрочем, несмотря на угасание интереса к этнопсихологии и повсеместную критику А. Кардинера, стоит отметить, что его работа в целом и концепция в частности не потеряли своей актуальности. Во многом он предопределил развитие антропологии и косвенно повлиял на появление когнитивной этнологии. Более того, перевод, осмысление и критика наследия исследователя в отечественной науке еще впереди, именно поэтому в данном номере Вестника и публикуется глава из книги Абрама Кардинера.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Токарев С. А. История зарубежной этнографии. - М. : Высш. шк., 1978. - С. 274.

2 Manson W. C. The Psychodynamics of Culture: Abram Kardiner and Neo-Freudian Anthropology. - N. Y. : Greenwood Press, 1988. - P. 1.

3 Ibid. - P. 2.

4 Фолиева Т А., Шинкарь О. А. Франс Боас и «Ум первобытного человека» // Боас Ф. Ум перво-

бытного человека / пер. с англ А. М. Водена. - Волгоград, 2006. - С. 4-10.

5 Manson W. C. Op. cit. - P. 2.

6 Kardiner A. My Analysis with Freud. Reminiscences by A. Kardiner, M.D. - N. Y. : W. W. Norton & Co., Inc., 1977. - P. 4.

7 Manson W. C. Abram Kardiner and the neo-freudian alternative in culture and personality // Malinowski, Rivers, Benedict and Others: Essays on Culture and Personality. History of anthropology / ed. by George W. Stocking. - Wisconsin : Univ. of Wisconsin Press, 1986. - Vol. 4. - P. 72-94 ; Idem. The Psychodynamics of Culture: Abram Kardiner and Neo-Freudian Anthropology.

8 Клейн Л. Персонализм: «культура и личность» (окончание) // Развитие личности. - 2005. -№ 4. - С. 134-157.

9 Лурье С. В. Историческая этнология. - М. : Акад. проект, 2003. - С. 108.

10 Kardiner A. The psychological frontiers of society. - N. Y. : Columbia University Press, 1945. - P. 4.

11 Ibid. - P. 5.

12 Ibid.

13 Лурье С. В. Указ. соч.

14 Токарев С. А. Указ. соч.

15 Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М. : Наука, 1988.

16 DuBois C. The People of Alor: a Socio-Psychological Study of an East Indian Island. -Minneapolis : Univ. Minnesota Press, 1944.

17 LeVine R. A. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. - Chicago : Aldine Publishing Company, 1974.

132

Т.А. Фолиева, Л.И. Ворожейкина. Базовая персональная структура Абрама Кардинера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.