Научная статья на тему 'Базисные показатели процесса усвоения языка и речи как основа моделирования в онтогенезе'

Базисные показатели процесса усвоения языка и речи как основа моделирования в онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ / БАЗИСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕЧЕВОЙ ВЗРЫВ В ОНТОГЕНЕЗЕ / ПЕРЕХОД ОТ ДОВЕРБАЛЬНОГО УРОВНЯ К ВЕРБАЛЬНОМУ / LANGUAGE AND SPEECH ACQUISITION / BASIC MARKERS / VERBAL EXPLOSION IN ONTOGENESIS / TRANSITION FROM PRE-VERBAL TO VERBAL LEVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Анна Александровна

В статье раскрываются основные подходы к выделению базисных показателей процесса усвоения языка и речи. Выделение концепта базисных показателей как теоретического положения, лежащего в основе усвоения языка на ранних этапах онтогенеза, представляет собой не только основу модели становления языковой активности дошкольника, но и принципы работы данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Markers of Language and Speech Acquisition as a Basis for Modeling in Ontogenesis

The article deals with the main approaches to the basic markers of language and speech acquisition. The concept of the basic markers as the theoretical foundations of language and speech acquisition in early stages of ontogenesis represents not only the model of speech development of a child, but also the principles of the model working.

Текст научной работы на тему «Базисные показатели процесса усвоения языка и речи как основа моделирования в онтогенезе»

УДК 81’221/’23 ББК 81.002.3

Петрова Анна Александровна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра немецкой филологии Волгоградский государственный университет г. Волгоград Petrova Anna Alexandrovna Candidate of Philology,

Assistant Professor Chair of German Philology Volgograd State University Volgograd

Базисные показатели процесса усвоения языка и речи как основа моделирования в онтогенезе1 Basic Markers of Language and Speech Acquisition as a Basis for Modeling in Ontogenesis

В статье раскрываются основные подходы к выделению базисных показателей процесса усвоения языка и речи. Выделение концепта базисных показателей как теоретического положения, лежащего в основе усвоения языка на ранних этапах онтогенеза, представляет собой не только основу модели становления языковой активности дошкольника, но и принципы работы данной модели.

The article deals with the main approaches to the basic markers of language and speech acquisition. The concept of the basic markers as the theoretical foundations of language and speech acquisition in early stages of ontogenesis represents not only the model of speech development of a child, but also the principles of the model working.

Ключевые слова: усвоения языка и речи, базисные показатели, речевой взрыв в онтогенезе, переход от довербального уровня к вербальному

Key words: language and speech acquisition, basic markers, verbal explosion in ontogenesis, transition from pre-verbal to verbal level.

Усвоение языка как одного из видов коммуникативных систем человеческим индивидуумом является сложным процессом, охватывающим весь спектр уровневых систем, включающим фонологию, грамматику, лексику. При этом речь идет не только о простом усвоении формальных элементов языка, но и о неких правилах действий с данными элементами, иначе неких языковых и коммуникативных правилах поведения, которые позволяют достигать определенных избранных целей коммуникации. Таким образом, наряду с фонетико-

1 Статья написана при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009 - 2013» (Госконтракт № 02.740.11.0367)

фонологическими, морфолого-синтаксическими и семантическими компетенциями существует и процесс усвоения прагматических и дискурсивных компетенций, которые, вместе взятые, формируют обширный концепт базисных показателей, который включает в себя также и область усвоения письма. Вычленение и различение базисных показателей является аналитической операцией; в действительности, в любом речевом событии все базисные квалификаторы переплетаются и интегрируются друг с другом. Необходимость выделения концепта базисных показателей как теоретического положения, лежащего в основе усвоения языка на ранних этапах онтогенеза очевидна, поскольку представляет собой не только основу модели построения становления языковой активности дошкольника, но и принципы работы подобной модели.

Итак, мы предполагаем различать следующие квалификаторы: фонетикофонологические, прагматические (первый уровень), семантические, морфологосинтаксические, дискурсивные, прагматические (второй уровень), орфографические (первый уровень), орфографические (второй уровень) [5, 18-21].

Обычно фонетико-фонологический уровень обозначают как нижний ярус любой языковой системы. Данное верно, если рассматривать язык как систему, существующую по принципу усложнения языковых единиц, при этом понимая каждый ниже располагающийся ярус в качестве строительного элемента для последующего. На ранних этапах онтогенеза языка как системы не существует, она (система) не является врожденной, но постепенно формируется по мере физиологического и социального взросления индивидуума, поэтому уместно в этом случае говорить о формировании речевых умений дошкольника, хотя и новорожденный ребенок не готов говорить ни физиологически, ни психически. Мышление, его главный моделирующий аппарат, и коммуникативная система у него никак не связаны. Его коммуникативный сигнал не расчленяется на единицы, меньшие, чем сообщение. Информация о его состоянии передается формантными составляющими звукового сигнала, а не комбинацией членораздельных звуков. Сам же звуковой сигнал сегментно не членится. Речевой режим дыхания у младенцев отсутствует [1, 53]. Высокое положение надгортанника

лишает ребенка фарингального резонатора, который «играет важную роль в процессе образования слогов - метрических единиц-квантов речи, единиц, исполняющих роль дыхательных и артикуляционно-акустических формочек, в которые отливаются означающие языковых знаков [1, 53]. В возрасте двух лет, когда в процессе физиологического развития надгортанник опускается, фарингс начинает регулировать подачу воздуха и обеспечивает правильное соотношение громкости гласных и согласных звуков в слоге. Появляется обратная связь между произношением звуков и работой слухового анализатора. Фонологический компонент речи, не говоря уже о смысловом, появляется позже. Если же речь идет о первичной роли формантных составляющих звукового сигнала в детской протокоммуникации, которую А.Н. Барулин на ранних стадиях онтогенеза, вероятно справедливо, считает зоосемиотической системой, то в основе такой «зоосемиотической речи» будет лежать фонационный, фонический или мелодический элемент, который формирует первичную протоинтонационную систему. Известно, что формантными частотами оформляются гласные звуки, они же создают на спектральных кластерах при электронно-акустическом мониторинге речи мелодические огибающие, которые описываются и трактуются при исследованиях речи как понижающиеся и повышающиеся мелодики, собственно то, без чего обычная речь существовать не может. Таким образом, фонические или фоне-тико-фонологические базисные показатели являются основой устной речевой коммуникации. Традиционно считается, что усвоение данных компетенций завершается в течение первого года жизни ребенка. Однако, последние исследования в области физиологии человека показывают, что дыхательные ритмы окончательно становятся лишь к 10-ти летнему возрасту, соответственно говорить о столь раннем формировании интонаций, владении голосовыми модуляциями (когнитивном просодическом развитии) на данной ступени онтогенеза считаем преждевременно. Когнитивное просодическое развитие связывается с уровнями развития языковой личности, которые поэтапно формируются в диалогическом общении в диадах «взрослый - ребенок» и «ребенок - ребенок», развиваясь и совершенствуясь в процессе речевого взрыва на этапах онтогенеза.

Диалог - первичная форма речи; и в эволюции, и в онтогенезе диалог предшествует монологу. Традиционно, развитие речи идет от фонологии, морфологии к синтаксису, затем к семантике, прагматике, завершаясь металингвистикой. Как наиболее контекстуальные, прагматические аспекты речи более фундаментальны. Синтаксис необходим только для тончайших актов речевой коммуникации, тогда как прагматический и семантический аспекты предшествуют ему в своем развитии (4, 342). Речевой взрыв в онтогенезе - это результат многих непрерывных изменений (когнитивных, лингвистических, социальных), которые приводят к изменению возможностей системы, что эксплицируется как неожиданный, дискретный взрыв.

Связывая уровни развития языковой личности с онтогенетическим и филогенетическим развитием индивидуума, Г.И. Богин, И.Н. Горелов и К.Ф. Седов наметили пять уровней совершенствования таковой по ее способности порождать целостные речевые произведения [2, 161-162].

Так, уровень 1, является уровнем правильности. О недостигшем его говорят, что «...он ... языка не знает». Языковая личность, поднявшаяся на эту ступень, овладевает языком с его элементарными правилами, поэтому данный уровень соответствует речевому развитию шестилетнего ребенка.

Уровень 2 обозначается как уровень интериоризации. Если человек не достигает его, то говорят, что некто «. еще говорить как следует не научился». Недостатком здесь является «плохая скорость», связанная с плохо сформированным аппаратом внутренней речи. Преодоление недостатков такого рода достигается к подростковому возрасту 10-11 лет.

На уровне 3, уровне насыщенности, недостатки маркируются суждениями типа: «У него бедная речь». Здесь отмечается слабое использование стилевых ресурсов языка. Преодоление погрешностей такого рода длится до 15-16летнего возраста.

Два последних уровня соотносимы уже не столько с возрастными характеристиками, сколько с уровнем общей и речевой культуры языковой личности. Если не достигнут уровень 4, уровень адекватного выбора, говорят, что «он не

те слова говорит». Поднявшись на данный уровень, языковая личность обладает умениями строить свою речь в соответствии с разнообразными ситуациями общения.

Уровень 5, уровень адекватного синтеза, соотносится с умениями, обладая которыми, языковая личность получает возможность в повседневном общении добиваться эффектов, считающихся прерогативой языка художественной литературы.

Возвращаясь к когнитивному просодическому развитию, предполагаем, что на каждом уровне продолжает происходить и развитие просодики в плане ее осознанного и намеренного употребления. Так, расстановка определенных акцентов в высказывании, связанных с передачей той или иной эмоции, требует совершенствования мыслительных способностей человека, правильного ритма, постановки дыхательных, хезитационных пауз, комбинирования частотных показателей с временными, что никак не может происходить уже на ранних этапах онтогенеза. Достаточно привести пример с овладением поэтическим чтением, которое далеко не каждому удается, которому необходимо обучать еще в раннем школьном возрасте.

Прагматические базисные показатели первого уровня образуют коммуникативную основу для усвоения языковых компетенций в интервале до двухлетнего возраста. Первоначально они усваиваются в период ранней интеракции ребенка и, прежде всего, в паре со своими первыми партнерами по коммуникации - родителями или сверстниками. Дошкольник с помощью языка обучается распознавать цели общения партнера с одной стороны, с другой же, самостоятельно применять язык в его первоначальной форме для достижения собственных коммуникативных намерений. При этом ребенок усваивает элементарные языковые и коммуникативные образцы и схемы таким образом, чтобы быть в состоянии отличить собственные цели и перспективы общения от подобных партнера по коммуникации и, исходя из этого, строить собственное языковое поведение. Такая тактика вербального и невербального поведения будет иметь решающее значение в ориентации при прослушивании (аудировании) текстов.

Что касается семантических, морфолого-синтаксических, дискурсивных, прагматических (второй уровень), орфографических (первый уровень), орфографических (второй уровень) базисных квалификаторов, то их становление и развитие происходит на более поздних этапах онтогенеза, хотя некоторые из них начинают свое развитие уже на первом году жизни дошкольника и продолжают развертываться в институциональных интеракциях (детский сад, школа).

Так, если речь идет о дискурсивных показателях, то подразумеваются основные структуры формальной речевой коммуникации, т.е. овладение опытом мены коммуникативных ходов и тактик. Одной же из центральных областей действий таких показателей является обладание способностями монологического сообщения, которое начинает складываться с возраста трех лет сначала как устное, а затем в более позднем возрастном интервале и как письменное коммуникативные действия.

Прагматические базисные квалификаторы второго уровня охватывают те прагматические компетенции ребенка, которые оказываются релевантными с момента вступления последнего в область институциональных отношений. В основе своей они отличаются от прагматических показателей первого уровня, которые действуют в узком кругу семьи и не работают, например, в условиях школьного общения. Так, например, усвоение данных квалификаторов помогают ребенку различать целевые установки речевого акта вопроса учителя на уроке и речевого акта вопроса родителей в домашней обстановке или сверстников в условиях игры. Усвоение соответствующих языковых средств и компетенций помогают детям вступать в различные социальные области коммуникации и являются важным шагом в собственном языковом развитии.

Говоря о семантических и морфолого-синтаксических базисных показателях, отметим, когда речевые коммуникации приобретают еще большую кон-венциональность и комбинаторное разнообразие, возникает необходимость в использовании маркеров (синтаксиса) для снятия двусмысленности высказывания, при недостаточности контекстуальной поддержки. Металингвистические

характеристики возникают поздно в развитии человеческой речи и отражают координацию когнитивных и речевых уровней развития.

Таким образом, при анализе усвоения данных квалификаторов, необходимо ввести термин Н.И. Жинкина «механизм произнесения речи», поскольку именно в процессе реализации речи развиваются семантические и морфологосинтаксические базисные показатели. Иначе, речь идет о метрических и сигнификативных единицах. По мысли Н.И. Жинкина, и это не подлежит сомнению, нормальный механизм состоит в том, чтобы совместить дискретность и непрерывность. Для этого, образованные во рту, дискретные элементы сливаются в фарингсе в непрерывный слоговой квант, последовательность которых <квантов> членится на специфические речевые структуры. Обычно при анализе и синтезе речи ищут акустические переходные процессы. Но следует различать внутриквантовые, межквантовые (внутрисловные), межсинтагменные и меж-фразовые переходные процессы (пауза - тоже переходный процесс). Величина энергии, отпускаемая на каждый слоговой квант, отображается на составе динамической архитектоники слова и служит одним из существенных признаков для опознавания речи и ее разборчивости. Спектральный анализ, обычно применяемый как главная основа для анализа и синтеза речи, недостаточен для учета слоговых квантований [3, 81]. Следует отметить, что психофизическая структура произносительной единицы - слога до настоящего времени еще мало изучена. Далее, ссылаясь на Н.И. Жинкина, отметим, что звуковой спектр имеет эквивалент в виде акустической мощности. Ансамбль же таких мощностей, составляющих фонетическое слово, образует специфическую цельность, обладающую своими собственными признаками. Вот почему опознавание речи может происходить не только по спектрам, но и по слоговым ансамблям [3, 82], которые в детской речи имеют особое значение. Такие слоговые ансамбли получили название «слого-слов» и являются по сути первичной формой полнозначных слов или даже целых высказываний. Группы слогов объединяются вокруг ударных гласных, где первоначально просматривается сильно редуцированная система протофонем. Помимо слого-слов у дошкольника образуется и

целый набор квазислов, звуковой состав которых мотивирован случайными созвучиями. Слого-слова и квазислова составляют на этапах раннего онтогенеза единственную вербальную компоненту высказывания и присоединяются к указательному жесту, направленному в сторону любого объекта.

Система языка реализуется в слоговом коде (акустическом, двигательном, буквенном, электрическом, нервном и т. п.). Следуя мысли Н.И. Жинкина, даже в буквенном коде, который, образуется только в последовательности дискретных зрительных символов, отображается слоговая динамика, которая и состоит в том, что каждый элемент, входящий в слог и слово, обладает разной акустической мощностью. При этом, как нам представляется, мощность все же не должна (или не всегда должна) связываться с силой громкости; речь идет об особой энергии, возможно отчасти психической.

По нашему мнению, остается ряд вопросов, который еще ждет своего решения и требует привлечения знаний из физики и математики: 1) любая коммуникация происходит не в вакууме, и для того, чтобы произвести акт речения нужна энергия, которая бы выступила носителем этого речения и смогла бы доставить высказывание или информацию в пространстве до партнера по коммуникации; речь идет, например, о волновых процессах, если понимается звуковое оформление высказывания; 2) любое слово как знак, безусловно, обладает определенной энергией, которая в состоянии менять свои свойства и силу воздействия как на «+»/положительное воздействие, так и на «-»/отрицательное воздействие в зависимости от ситуации и от намерений говорящего, и при этом энергия каким-то образом увязывается со значением слова; 3) говорящий как субъект выступает носителем также определенной, но уже психической энергии, которая в свою очередь подвержена изменениям как на «+», так и на «-» и накладывается на энергию языкового знака ; 4) наконец, любой жест или взгляд обладает энергетическим полем воздействия. Можно предположить, что разные виды энергий не сразу даются человеку в неизменном виде, но становятся, также как и язык ребенка, и последний еще и научается ими владеть. Остается

лишь выявить эту общую энергетическую составляющую акта коммуникации и научиться ее управлять.

Возвращаясь к базисным показателям, подчеркнем, что не все они усваиваются одинаково последовательно. Именно последовательная реализация характерна для прагматических, семантических и дискурсивных квалификаторов, поскольку их становление связывается с когнитивным развитием ребенка; что же касается фонетико-фонологических и морфолого-синтаксических маркеров, то у них отмечается «U» - образная динамика, которая заключается в реципрок-ном процессе усвоения того или иного речевого явления, т.е. усвоения путем проб и ошибок.

Библиографический список

1. Барулин, А.Н. К аргументации полигенеза [Текст] / А.Н. Барулин // Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка / Сост. А. Д. Кошелев, Т.В. Черниговская. - М.: Языки славянских культур, 2008. - Вып. 1. - С. 41-59.

2. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики : учебное пособие [Текст] / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М. : Лабиринт, 1997.- 224 с.

3. Жинкин, Н. И. Язык - речь - творчество : избранные труды [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998.- 368 с.

4. Сергиенко, Е.А. Когнитивное развитие довербального ребенка [Текст] // Е.А. Сергиенко // Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка / Сост. А. Д. Кошелев, Т.В. Черниговская. - М.: Языки славянских культур, 2008. - Вып.1. - С. 337 - 367.

5. Referenzrahmen zur alterspezifischen Sprachaneignung [Text] / Hrsg.: K. Ehlich, U. Bredel, H. Reich. - Bonn, Berlin: BMBF, 2008. - Band 29/1. - 130 S.

Bibliography

1. Barulin, A.N. To Arguments for the Polygenetic Hypothesis on Language Origin [Text] // A.N. Barulin // Language and Reasoning. Animal Communication and Human Language. Language Origin Problems / Editors: A.D. Koshelev, T.V. Chernigovskaya. - M.: Language of Slavonic Cultures, 2008. - Vol.1. - P. 40-59.

2. Gorelov, I.N. Basic Foundations of Psycho-Linguistics : Study Guide [Text] / I.N. Gorelov, K.F. Sedov.- M.: Labyrinth, 1997.- 224 p.

3. Referenzrahmen zur alterspezifischen Sprachaneignung [Text] / Hrsg.: K. Ehlich, U. Bredel, H. Reich. - Bonn, Berlin: BMBF, 2008. - Band 29/1. - 130 S.

4. Sergienko, E.A. Cognitive Development of Pre-Verbal Children [Text] // E.A. Ser-

gienko // Language and Reasoning. Animal Communiration and Human Language. Language Origin Problems / Editors: A.D. Koshelev, T.V. Chernigovskaya. - M.: Language of Slavonic Cultures, 2008. - Vol.1. - P. 337 - 367.

5. Shinkin, N.I. Language - Speech - Creation : Selected Works [Text] / N.I. Shinkin. -

M.: Labyrinth, 1998. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.