Научная статья на тему 'БАЙТ АЛ-МАЛ КАК НОВАЯ ФОРМА ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ'

БАЙТ АЛ-МАЛ КАК НОВАЯ ФОРМА ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙТ АЛ-МАЛ / ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУЛЬК / ВАКФ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибрагимова П. А.

В статье рассмотрен один из главных вопросов - земельная политика Шамиля. Показан процесс создания новой формы земельной собственности - байт ал-мал - путем ликвидации феодальной, прекращения развития царско-казенной и изменения мульковой и вакфной собственности на землю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЙТ АЛ-МАЛ КАК НОВАЯ ФОРМА ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ»

УДК 94(470.67) "18": 332.21 П.А. Ибрагимова

Байт ал-мал как новая форма земельной собственности при имамате Шамиля

Дагестанский государственный университет; patimaibragimova@mail.ru

В статье рассмотрен один из главных вопросов - земельная политика Шамиля. Показан процесс создания новой формы земельной собственности - байт ал-мал - путем ликвидации феодальной, прекращения развития царско-казенной и изменения мульковой и вакфной собственности на землю.

Ключевые слова: байт ал-мал, земельная собственность, мульк, вакф.

In the given article one of the key issues is discussed - land policy of Shamil. The process of creating a new form of the land property is shown - bayt al-mal that consists in liquidation of feudal land ownership as well as termination of the development of tsarist-state land ownership and changes of mulk and vakf ownership of land.

Keywords: the bayt al-mal, the landed property, mulk, vakf.

В XVIII-XIX вв. на Северном Кавказе увеличилось влияние мусульманского духовенства, особенно значительна была его роль в Дагестане, где ислам распространился давно и пустил глубокие корни [1, c. 392].

Государство имамат, созданное Шамилем, занимает особое место в мировой истории. Создание государства стало уникальной попыткой в истории региона воплотить в жизнь идеи мусульманского равенства.

В работах В.Г. Гаджиева, Р.М. Магомедова, Х.Х. и А.Х. Рамазановых, Х.-М. Хашаева, С.К. Бушуева, М. Гаммер, Ю.У. Дадаева и других ученых вопросы устройства имамата освещались в разной степени. Однако некоторые проблемные вопросы требуют глубокого и основательного изучения с применением выявленных новых документальных источников.

В рассматриваемый период в Дагестане существовало шесть видов собственности на землю: мульковая, вакфная, тухумная, общинная, феодальная и казенная.

После создания имамата в земельной собственности произошли серьезные изменения. Была ликвидирована феодальная собственность, претерпела изменения вакфная собственность на землю, было прервано развитие царско-казенной формы земельной собственности. В новую форму земельной собственности - байт ал-мал (араб. «дом имущества») [2, c. 37] - поступали земли наказанных крестьян, умерших людей, не оставивших наследников, бежавших или пропавших без вести, изгнанных, казненных предателей и т. д.

В имамате Шамиля подверглись значительным изменениям формы земельной собственности. Эти изменения коснулись вакфной и мульковой собственности на землю.

Шамиль создал единую государственную казну, куда направлялись все крупные взносы и подарки, которые в прежние времена поступали в мечети и места поклонения в пользу мулл и дервишей. Они использовались для нужд имамата, наиболее крупная доля падала на военные нужды.

О государственной казне Шамиля сообщал личный секретарь Гаджи-Али [3, c. 74], который вел запись доходов и расходов Шамиля. Главными источниками доходов государственной казны Шамиля являлись:

1) закят - процентный сбор с движимого имущества: а) с 50 мер хлеба взималось 12 процентов, что составляло не менее 523,102 мер в год; б) со 100 овец взимался 1 процент, что составляло ежегодный доход казны не менее 3200 овец; в) с наличных денег в размере менее 40 руб. ежегодно 10 руб. 25 коп., что давало казне не менее 3200 руб. в год;

2) харадж - подать с горных пастбищ и некоторых селений [4, с. 117], ранее зависимых от ханов; ежегодный доход составлял не менее 4500 руб. серебром;

3) хамус - пятая часть военной добычи, различные штрафы за правонарушения, конфискация движимого и недвижимого имущества казненных, шпионов, изменников и изгнанников;

4) вакф - пожертвования мечетям, выморочное имущество и хозяйство, на котором раньше содержались мечети и их служители.

Все доходные и расходные операции производились через казначея под личным наблюдением Шамиля с чрезвычайной аккуратностью и бережливостью [5, с. 105]. Казначей Шамиля указывал, что приведенные им цифры - минимальны; обычно поступления доходов с закята и хараджа превышали приведенные цифры почти в два раза [6, с. 131]. И неслучайно Гаджи-Али писал, что в имамате стали собирать такие же налоги, которые прежде платили ханам.

По свидетельству А. Руновского, подати вносились «деньгами и натурой, смотря по удобству для жителей» [7, с. 1423]. По данным Гаджи-Али, от хараджа казна получала ежегодно не менее 4500 руб. серебром [3, с. 74]. В 1850 г. сборы хамус составили 1000 руб.; в 1851 г. -1613 руб., в 1852 г. - 15230 руб. [3, с. 74].

Возникшая в имамате особая форма земельной собственности - байт ал-мал, главным источником которой были бывшие ханско-бекские земли, стала собственностью казны имамата. Фонд казенной земли пополнялся за счет обширных тухумных и мульковых земель. Земли, принадлежащие мечетям, были переданы в собственность казны, и доходы духовенства были резко ограничены [5, с. 104]. По степени пользования мечетские земли делились на те, которые отдавались в аренду сельским жителям за арендную плату, и те, которые оставались в постоянном пользовании вакфодателя и его наследников с выплатой в мечеть части урожая. В имамате сохранилась общинная собственность на пастбищные и лесные земли. Вопросы, связанные с их пользованием, продажей, куплей, арендой, решали собрания сходов аульских джамаатов, хотя были случаи вмешательства Шамиля и его наибов в общинные земельные отношения. Сохранились также земли-заповедники, на которых нельзя было косить сено, рубить дрова, пасти скот.

Значительная часть байт ал-мальских земель сдавалась в аренду нуждающимся аулам и отдельным лицам за плату, размер которой определялся в каждом конкретном случае [8, с. 255]. Аренде подлежали в основном пастбищные участки, пахотных участков было намного меньше. Из байт ал-мальских земель выделялись земли особо отличившимся в боях воинам, часть казенных земель использовалась для строительства военных объектов. Эти земли использовались в военных целях. К примеру, письмо Шамиля к Инковхаджи от 29 мая 1850 г., где он обращался к нему с просьбой возместить жителям Чоха пахотные земли из казны: «Я прошу тебя... поля и поместья, которые мы повредили, сооружая оборонительные укрепления во владениях наших чохских братьев, возмести пахотными землями казны и поместьями на холме Микаила, холме Алимаммата или в других местах. Возмести им их, ибо у Аллаха всему утраченному -возмещение и всему минувшему - замена» [9, с. 52-53].

Ujj ui USJS и1 ^

jh^ uiuj c-u-i ¿J jii-я j tJj^ i> u J JUI ¿ы £ J>j ^J»1 u*

'¿¿J JK^ 'Ja ^ CAS. CJ jWi J

JäjüSi> J Uli. CiSli js |>-01 ti ' JA U f-

Выделялись также участки мухаджирам (воинам и мюридам, переселившимся к Шамилю из подвластных царю земель). Наделение байт ал-малом было необходимо мухаджирам, так как царские власти конфисковали их движимое и недвижимое имущество, передавая его преданным властям людям из тех же аулов. К примеру, у мухаджиров из Самурского округа, переселившихся в 40-е гг. XIX в. в имамат, отбирали все земли и отдавали их разорившимся от вторжения в 1848 г. шамилевских воинов, т. е. бекам и старшинам [10, с. 73]. В ряде мест Имамата возникли населенные пункты, где жили русские, которые получили земли бесплатно. Вакфные земли, которые тоже стали собственностью государства, делились на земли, отдаваемые в аренду сельским жителям за плату, и на земли, которые оставались в постоянном пользовании вакфодателей с выплатой оговоренной части урожая в казну имамата. В имамате была сохранена общинная собственность на пастбищные и лесные земли. Вопросы, связанные с их использованием, продажей, куплей, арендой, как и раньше, решали собрания (сходы) джамаатов данного населенного пункта [11, с. 196].

Шамиль обложил податью некоторые общества, как, например, Анди и Гумбет, которые платили по 1 руб. серебром с дома. Другие общества были беднее, потому, не облагая их податью, он обращал только земли, принадлежащие мечетям, в казну шариата [12, с. 384].

Основная часть байт ал-малских земель отдавалась в аренду нуждающимся сельским обществам или отдельным лицам за определенную плату. К примеру, на просьбу Согратлинского общества о передаче им из байт ал-мала в джамаатскую собственность земельного участка на территории Согратлинского наибства Шамиль в ответном письме к наибу Нурмухаммаду от 2 ноября 1850 г. писал: «Я возвратил вашему Согратлинскому обществу землю Наказух, - и пашню, и пастбища, и не взимайте отныне с нее харадж. И я предоставил им право распоряжаться ею, как это было издавна» [9, с. 68].

3 ¿VI ^ £1 >Л 1

В шариатскую казну - байт ал-мал поступали всевозможные вакфы - подати, вносимые в мечеть наследниками на основании завещания умершего владельца имущества [13, с. 56].

Закятом распоряжались наибы и кадии. Шамиль добивался справедливого распределения закята между нуждающимися. Шамиль требовал от наибов, кадиев распределения закята не по числу душ, а по степени нуждаемости. Кто беднее, тому больше. В письме от 16 июля 1853 года Шамиль писал двум братьям Хадису и кади Чиркаты: «... чтобы вы решили дело в отношении пашни подателя (сего) Хаджийава по истинному шариату. Затем разделили закят между имеющими на него право, выделяя, кто из бедствующих нуждается более другого, и увеличивая его долю» [9, с. 100].

: а. * > I ■ *

J

В Имамате закят вносили «деньгами или натурой», т. е. хлебом или скотом. Деньгами расплачивались только богатые, вроде добровольного пожертвования. Сумма не была определена, а зависела от степени богатства и личного отношения каждого мусульманина. Богатый, уклоняющийся от закята, брал на свою душу тяжелый грех. Согласно имеющимся данным, государство Шамиля получало доход, который поступал в виде байт ал-мал в следующих размерах: хлеба - не менее 523 102 мер, овец - 3200 голов и не менее 2300 рублей [3, с. 74].

Размер арендной платы не был единым, он устанавливался в каждом конкретном случае. Арендовались, как правило, пастбищные участки; пахотных земель в байт ал-мале было немного. В таких селениях, как Ратлух (Ратлуб), Тлох (Тлях), Гинта, Мачада, Хиндах, Гоор, Урада, Хотода, Цеко (Цекоб), Тлян (Тлях), Ассы (Ассаб), Ахвах, Хучада (Хуштада) Гидатлинского наибства было всего 13 пахотных байт ал-малских участков в 1874 посева [14, с. 4]. К примеру, пахотные участки в сел. Урада составляли 500 саба посева, в Ратлубе - 481 саба, Хуштаде -283,5 саба, Готоде - 228,5 саба, Ахвахе - 72 саба, Мачаде - 68 саба и т. д. [14, с. 4].

Арендная плата взималась продуктами сельского хозяйства, реже деньгами. Типичной была плата жителей аула Харахи за использование байт ал-малской земли: 120 мер пшеницы и 120 мер кукурузы [15, с. 281]. Однако были случаи, когда байт ал-мальская земля отдавалась в аренду без всякой платы. В письме Шамиля Инковхаджи от 29 мая 1850 г. говорится: «Дай нашему брату из пахотных земель казны, не требуя [с него арендной] платы» [9, с. 53].

^ у > ^ £

Шамиль настаивал, чтобы местные власти следили за тем, как используется земля сельчанами, а если возникали проблемы по земельным вопросам, при необходимости решал эти споры под непосредственным своим руководством [16, с. 83, 157]. Стимулируя тех, кто проявлял желание возделывать и работать на земле.

С земель имамата собирались различные подати для нужд имама. Так, в одном документе, переведенном с арабского Т.М. Айтберовым, указано, что: «На солдат1 имама пошло тридцать восемь мерок [пшеницы], половина мерки ячменя и десять мерок голозерного ячменя... На солдат имама пошло сорок пять мерок. Восемь мерок пошло на солдат имама.» [17, с. 109].

Не обрабатываемые мульковые земли владелец обязан был сдавать в распоряжение кадия, который в дальнейшем эти земли перераспределял. Нарушение установленного порядка влекло штраф в 5 рублей. Запрещалась также продажа земельных излишков [18, с. 21].

В работах Х.А. Омарова имеется новый документальный материал, проливающий свет на земельные отношения в Имамате. Так, в апреле 1850 г. наиб Шамиля в Салатавии Хаджияв, сын Шахмандара Чиркеевского, просит имама от имени всех салатаевцев оставить в их ведении участки байт ал-мала, используемые наибами и мухаджирами-кунаками Шамиля, чтобы сала-тавцы «распоряжались ими в откорме твоих коней в зимнее время сеном и фуражом. Это ведь в интересах религии. Поистине, в этих землях наша выгода неисчислимая в этом и другом мире». В ответном письме Шамиля, датируемом 1 мая 1850 г., содержится полное согласие имама со всеми просьбами Хаджиява [19, с. 53-54].

Байт ал-мал состоял как из денежных средств, так и из государственных фондов: земель, материальных ценностей, арсеналов оружия, поголовья домашних животных. Источниками составления байт ал-мала служили различные статьи доходов, которые Шамиль старался вводить, исходя из степени обеспеченности населения. С состоятельных слоев населения налог был определен в следующих размерах: один баран из ста баранов в год натурой и в среднем 50 копеек с 10 рублей дохода в год деньгами. Шамиль также давал соответствующие распоряжения по распределению закята между имеющими на него право, выявляя, кто из бедствующих нуждался более другого, и увеличивал его долю.

Земля байт ал-мала стала довольно значительной за короткий срок, А.Х. Рамазанов [20, с. 46] обращает внимание на то, что она не стала личной собственностью Шамиля и государственной в том смысле, что государство не использовало ее для организации хозяйства и экономики, а превратилась в политическое средство. Но необходимо сказать о том, что земельная политика Шамиля не всегда отличалась последовательностью, пути земельного обогащения немногих не были полностью закрыты. Большими богатствами владели Гази-Магомед, Даниял-бек, Кибит-Магомед и все без исключения наибы, которым принадлежало не только движимое имущество, но и земельные участки. Более того, Шамиль иногда способствовал земельному обогащению избранных, предоставляя им значительные участки в собственность. Так, к примеру, Шамиль в своем письме об Ума Дуеве писал: «Моя правая рука. он происходит из самых высших людей по отцу и матери. А потому я дарю Ума Дуеву означенную землю, и чтобы никто. и жители Дзумсоя не препятствовали владеть землей» [21, с. 53-54]. Земельный участок этот равнялся 630 дес. и составлял 10 % всей площади Джаулсоевского сельского общества [22, с. 40]. Раздача имамом земель наибам практиковалась в ряде случаев в качестве награды за службу. Некоторые наибы заставляли население безвозмездно работать на своей земле. Отдельные наибы не считались с указаниями Шамиля, захватывали земельные участки в аулах, употребляя свою власть в корыстных целях. Шамиль знал об этом от близких людей и от специальных тайных агентов. Во главе нескольких наибств стояли мудиры, на которых также возлагался контроль над наибами. Несмотря на то, что уличенные в преступлениях наибы смещались и нередко предавались смертной казни, эти меры не достигали своей цели, новые наибы нередко оказывались хуже прежних. Мудиры, часто еще более состоятельные, чем наибы, также злоупотребляли своей властью. Х.Х. Рамазанов [11, с. 199-201] отмечает, что обогатившихся людей нельзя отнести к категории феодалов, и сложившийся в имамате правовой механизм

1 Так называли по-аварски подразделения, сформированные из солдат.

регулирования земельных отношений исключал возможность превращения узденей в феодалов. Но здесь необходимо обратить внимание на то, как рисует Гаджи-Али яркую картину разложения правящей верхушки имамата, превратившейся в новую аристократию. Наибы не исполняли приказаний Шамиля. убивали многих, чтобы завладеть имением, и тем самым ослабили власть Шамиля и уронили дух в народе [3, с. 75]: «Все наибы начали копить богатства и убивать напрасно мусульман не различая между позволенным и запрещенным, между истиной и ложью... Старались обманывать и ниспровергнуть его (Шамиля) [3, с. 34].

В народе распространились, - пишет Гаджи-Али, - притеснение, козни и сплетни, между тем как Шамиль об этом ничего не знал, но как только замечал за наибами несправедливость какую-нибудь, то тотчас сменял их с должности. Но это была такая болезнь, которую излечить. не было лекарств. Все старания Шамиля исправить дела были тщетны. Он оставался один без помощников и часто повторял слова одного арабского поэта: «Я вижу тысячу человек, строящих здание, которое может разрушить один человек! То что же сможет построить один человек, когда сзади по тысяче разрушителей?» [3, с. 35]

Некоторые наибы и старшины, получившие высокие посты, пользуясь своим служебным положением, заботились во время войны только о том, чтобы как можно больше нажить себе богатства за счет грабежа и насилия над горцами. «Наибы потворствовали такому беспорядку... наказывали, - пишет Гаджи-Али, - виновных и невиновных по разным наговорам, а большую часть из корыстных видов приказывали умерщвлять людей, а сами завладевали их имением. Наибы после того стали как голодные волки, которые с жадностью растерзывают детей своих» [3, с. 70]. Шамиль, не зная о всех гнусных поступках наибов, поддался обману [23, с. 74]. Некоторые наибы по-прежнему грабили народ и меньше всего думали о всенародной борьбе с царизмом.

Земельная политика Шамиля привела к сокращению форм земельной собственности в имамате и дала толчок новым экономическим и социальным процессам. Новая форма собственности на землю, байт ал-малская, состоящая из вакфной, мульковой земли и других форм, превратилась при Шамиле со временем в мощный рычаг государственного управления обществом в имамате.

Литература

1. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - М.: Наука, 1988. - 544 с.

2. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.

3. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // ССКГ. - Тифлис, 1873. - Вып. 7.

4. Айтберов Т.М., Дадаев Ю. У. Хроника Иманмухаммада Гигатлинского - текст XIX в. об истории Имамата. - Махачкала: Формат, 2010. - 201 с.

5. Магомедов Р.М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - Махач-кала,1991. - 134 с.

6. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - М.-Л., 1939. - 184 с.

7. Акты Кавказской археографической комиссии / под ред. А. Берже Т. - Тифлис: Тип. Главн. упр. наместн. Кавказа - Т. XII.

8. Дадаев Ю.У. Государство Шамиля. Социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления. - Махачкала: Исламская типография «Ихлас», 2006. - 505 с.

9. ОмаровХ.А. 100 писем Шамиля. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. - 320 с.

10. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 3. Д. 142-з.

11. Рамазанов Х.Х. Эпоха Шамиля. - Махачкала: Исламская типография «Ихлас», 2004. 342 с.

12. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х годах XIX в.: сборник документов. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. - 784 с.

13. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 263 с.

14. ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 6а.

15. Феодальные отношения в Дагестане XIX - начало XX в. Архивные материалы / сост., предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева. - М.: Гл. ред. восточной литературы, 1969. - 396 с.

16. Шарафутдинова Р.Ш. Арабоязычные документы эпохи Шамиля. - М.: Восточная литература РАН, 2001. - 262 с.

17. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв. Ч. I. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 1998. - 126 с.

18. ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 2. Д. 2.

19. Омаров Х.А. Образцы арабоязычных писем Дагестана XIX в. // Хрестоматия по чтению, переводу и комментированию. - Махачкала: Издательский дом «Новый день», 2002. - 276 с.

20. Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан в XIX - начале XX в.: государственно-политические, социально-экономические и культурные взаимовлияния. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2003. - 224 с.

21. Иваненков Н.С. Горные чеченцы (культ.-экон. исслед. Чеченского р-на нагорной полосы Терской обл.) // ТСб. - 1910. - Вып. 7.

22. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. - Махачкала: Типография Мининформпечати РД, 1996. - 56 с.

23. Гаджиев В.Г. Гаджи-Али Чохский. «Сказание очевидца о Шамиле // Мастера отечественного кавказоведения. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005.

Поступила в редакцию 20 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.