Научная статья на тему 'Байкальский край как административная единица России'

Байкальский край как административная единица России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
300
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / БАССЕЙНОВЫЙ ВАРИАНТ РАЙОНИРОВАНИЯ / BAIKAL TERRITORY / ADMINISTRATIVE TERRITORIAL DIVISION / BASIN ZONING WAY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Корытный Леонид Маркусович

Рассматривается бассейновый подход к районированию России, обосновывается идея образования Байкальского края на базе современных Иркутской области и Республики Бурятия. Анализируются исторические, географические, экономические и этнические резоны объединения этих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Корытный Леонид Маркусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Baikal Territory as an Administrative Unit

A new way of Russia regionalization based on basin approach is considered The idea of forming Baikal territory on the basis of Irkutsk Region and Republic of Buryatia is substantiated. The analysis of reasons of uniting the two territories from the point of view of history, geography, economy, and ethnos is given.

Текст научной работы на тему «Байкальский край как административная единица России»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 233-237 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 342.26(571.5)

Байкальский край как административная единица России

Л. М. Корытный

Институт географии СО РАН, г. Иркутск e-mail: kor@irigs.irk.ru

Рассматривается бассейновый подход к районированию России, обосновывается идея образования Байкальского края на базе современных Иркутской области и Республики Бурятия. Анализируются исторические, географические, экономические и этнические резоны объединения этих территорий.

Ключевые слова: Байкальский край, административно-территориальное деление, бассейновый вариант районирования.

В России с 2000 г. фактически идет реформирование системы административно-территориального деления (АТД) страны на высшем уровне. Первым ее проявлением стало создание 7 федеральных округов. Затем начался процесс укрупнения субъектов РФ путем объединения некоторых автономных округов с соседними регионами, в результате чего сегодня количество субъектов в стране уменьшилось на 6. Однако все эти «движения» являются импульсивными, слабо учитывают научные проработки, определяются в основном политическими интересами и кардинально проблему не решают. Субъекты РФ сегодня существенно различаются по многим параметрам и правовому положению. Площадь наибольшего субъекта РФ более чем в 3000 раз больше, чем наименьшего; максимальный размах различий в численности населения субъектов достигает 433. Еще более велики экономические контрасты. Величины валового регионального продукта на душу населения многих субъектов различаются на порядок. Большинство российских административных регионов, особенно в европейской части страны, лишены не только ресурсов для самостоятельного развития, но фактически и производственной специализации, а значит - и экономических перспектив. В результате они являются дотационными, и только полтора десятка субъектов «тянут» всю экономику страны. Нельзя признать оптимальным АТД России и с позиций теории управления, недаром такого количества субъектов управления высшего уровня нет нигде в мире.

Особо значительные проблемы - и экономические, и правовые - связаны с 32 (до начала «поглощения» округов) национальными субъектами. Все они, за исключением Татарстана, Башкортостана и Якутии, отличаются низкими значениями валового регионального продукта, но имеют по Конституции равные (а фактически большие!) права с остальными субъектами. Известно, что эти субъекты имеют преимущество в субвенциях, таможенных пошлинах, налогах и т. п.; и это притом, что лишь в 7 субъектах доля титульной нации превышает 50 % проживающего в них населения.

Из вышесказанного ясно, насколько существующее АТД мешает формированию в России подлинно федеративных отношений, при которых субъекты были бы достаточно сильны, чтобы отстаивать свои интересы, и вместе с тем гармонично увязывали бы эти интересы с федеральными. Необходимо принципиальное и научно обоснованное решение в отношении административной реформы всей страны, даже если она растянется на десятилетия.

Тщательный анализ богатого мирового опыта реформирования АТД позволил В. А. Колосову и Н. С. Мироненко [1] сформулировать основные принципы административного районирования: единицы АТД должны быть смежными, компактными, максимально естественными; границы новых АТД должны по возможности не нарушать уже сложившихся границ; единицы АТД должны быть достаточно «мощными», желательно - экономически самодостаточными; АТД должно быть и относительно стабильным, и относительно динамичным, например, учитывать особенности нового освоения.

Одним из перспективных вариантов новой сети АТД страны может быть предлагаемый нами бассейновый [3]. Он основывается на предпринятом нами синтезе в отношении бассейна (речного, озерного, морского) позиций представителей естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин, что нашло отражение в представлении о бассейне как интегральной природнохозяйственной системе и в целом в бассейновой концепции [2]. В частности, нами показано, что бассейн как особый пространственный объект биосферы весьма перспективен не только для разностороннего изучения природы и экономики, но и для управления окружающей средой, понимаемой в самом широком смысле. Учитывая, что именно оптимальное управление - важнейшая задача любого АТД, применение и здесь бассейнового подхода выглядит вполне привлекательным.

Следует подчеркнуть, что крупные межсубъектные бассейны России представляют собой особые геополитические образования. Различные части их соединены энергетическими, вещественными, информационными потоками, но одновременно разделены границами регионов с различными уровнями экономики и культуры, причем эти границы часто не совпадают с природными рубежами. Такое положение чревато возможностями различных конфликтов, поэтому для входящих в такие бассейны регионов крайне важен путь всестороннего сотрудничества. Закономерно поиск такого пути связывать с бассейновой концепцией.

Провести административно-территориальное переустройство страны вполне реально, исходя из следующих принципов.

1. Границы будущих субъектов проходят преимущественно по водоразделам крупных речных, озерных и морских бассейнов.

2. Объединяются существующие субъекты; сохраняются при этом традиционные закономерности районирования, прежде всего пространственное и социально-экономическое единство.

3. Необходимым признаком должна быть экономическая самодостаточность региона.

4. Поскольку одной из основных целей является укрупнение регионов, количество будущих субъектов должно быть уменьшено примерно вчетверо, т. е. быть в диапазоне 22-26.

5. Субъекты должны быть примерно равновелики по площади (100-500 тыс. км2 в европейской части и 1000-4000 на севере и востоке) и по численности населения (3-10 млн чел.).

6. Национальные образования входят в субъекты на правах прежде всего культурной, но, возможно, и определенной политической автономии.

7. Субъекты (кроме двух столиц) называются «край» с добавлением названия бассейна; при этом прежние названия, как правило, не используются.

8. Центром субъекта становится крупнейший город, причем самые крупные города желательно «развести» по разным территориям.

В результате возможен вариант административно-территориального деления страны, в котором выделено 23 субъекта - 23 края и города федерального подчинения Москва и Санкт-Петербург. В прежних границах сохранены столицы, анклав Калининградская область (переименованная в Прибалтийский край).

Одним из этих субъектов станет Байкальский край, в который войдут Иркутская область и Республика Бурятия в современных границах. Его площадь будет 1148,2 тыс. км2, а население - 3,6 млн чел. Административным центром станет крупнейший город - Иркутск.

С исторической точки зрения территория Байкальского края долгое время была единой: одновременно обживалась коренным населением и осваивалась русскими, входила в состав Иркутской губернии и т. д. С географической точки зрения рассматриваемая территория обладает всеми признаками хозяйственно-культурной и ландшафтно-экологической целостности и общей центральности (срединности) в пределах Азии. Среди других особенностей важно отметить близость к мировому водоразделу, место взаимопроникновения мировых цивилизаций: индустриальной христианской, кочевнической буддийской, таежной языческой. В транспортно-географическом отношении регион представляет собой звено межконтинентальных транзитных железнодорожных магистралей - Транссибирской и Байкало-Амурской, имеет прямые железнодорожные выходы на Китай и Монголию.

Велика роль основных функций этого региона в общественном территориальном разделении труда. Он относится к числу основных источников

удовлетворения внутренних и экспортных потребностей России в разнообразных природных ресурсах. Здесь особенно выделяется Иркутская область, которая занимает 7-е место в стране по величине суммарного природноресурсного потенциала, образуемого минерально-сырьевыми, гидроэнергетическими, водными, лесными ресурсами [4]. Байкал и его побережье - источник водных и рекреационных ресурсов планетарного значения.

Уже сегодня в регионе создан самый крупный на востоке страны промышленно-хозяйственный комплекс, далее к востоку и северу расположены лишь отдельные, большей частью отраслевые промышленные узлы. Поэтому он по праву выступал и выступает мощной базой освоения дальневосточных и северных районов России. Это полигон реализации ряда программ общегосударственного значения - энергетической, транспортной, золотовалютной и пушно-меховой, производства цветных металлов, лесопромышленной, отдельных отраслей оборонного комплекса, рекреационно-туристической. Если даже исходить из сегодняшних значений валового регионального продукта на душу населения, новый субъект, по нашим подсчетам, претендует на 7 место из 23 новых субъектов РФ.

Воздействие мощных ангарских ГЭС сказалось в реализации районо- и градообразующего эффекта крупного гидроэнергостроительства, формировании энергоемкой структуры промышленности, возникновении зависимости социально-экономического состояния регионов от характера распределения и использования гидроэнергетической ренты. Самые низкие в стране тарифы на электроэнергию, характерные для Иркутской области (что является ключевым конкурентным преимуществом энергоемких предприятий), будут при объединении субъектов закономерно распространены на Бурятию, что даст громадный импульс развитию ее экономики.

Не следует при создании нового субъекта опасаться потери национального бурятского компонента. Напротив, к улан-удэнским землям добавится и Усть-Орда, и Ольхон. Статус культурной и, вполне вероятно, определенной политической автономии должен быть сохранен. Совсем иначе будет выглядеть и ответственность региона перед планетой за Байкал, международное стратегическое значение которого в XXI веке неуклонно возрастает.

Мудро поступило руководство Иркутской области, оставив при недавнем объединении области с Усть-Ордынским округом за новым субъектом название «Иркутская область» (в отличие от всех остальных новых субъектов, теперь именуемых «край»). Название «Байкальский край» зарезервировано для новой ступени объединения.

Литература

1. Колосов В. А. Геополитика и политическая география / В. А. Колосов, Н. С. Мироненко. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 479 с.

2. Корытный Л. М. Бассейновая концепция в природопользовании / Л. М. Ко-рытный. - Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2001. - 163 с.

3. Корытный Л. М. Административно-территориальное деление России: бассейновый вариант // Г еография и природные ресурсы. - 2006. - № 4. - С. 27-29.

4. Природные ресурсы Иркутской области и их использование. - Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2002. - 156 с.

Baikal Territory as an Administrative Unit

L. M. Korytnyi

A new way of Russia regionalization based on basin approach is considered The idea of forming Baikal territory on the basis of Irkutsk Region and Republic of Buryatia is substantiated. The analysis of reasons of uniting the two territories from the point of view of history, geography, economy, and ethnos is given.

Key words: Baikal territory, administrative territorial division, basin zoning way.

Корытный Леонид Маркусович - доктор географических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института географии СО РАН, e-mail: kor@irigs.irk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.