Научная статья на тему '«БАЙКАЛ БАВЭЭ» ДАШИ НАМДАКОВА'

«БАЙКАЛ БАВЭЭ» ДАШИ НАМДАКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / ДАШИ НАМДАКОВ / ОЗЕРО БАЙКАЛ / БУРЯТСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комарова Надежда Петровна

В статье описывается композиция ландшафтной скульптуры, установленной в Иркутской области на территории острова Ольхон, на побережье озера Байкал. Автор произведения - известный российский скульптор Даши Намдаков. Он является академиком Российской академии художеств, членом Академии рисунка Флоренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“BAIKAL BAWE” BY DASHI NAMDAKOV

The article describes the composition of a landscape sculpture installed in the Irkutsk region on the territory of the Olkhon Island, the coast of the Lake Baikal. An author of the sculpture is Dashi Namdakov, a famous Russian sculptor. He is an academician of the Russian Academy of Arts, member of the Florence Drawing Academy.

Текст научной работы на тему ««БАЙКАЛ БАВЭЭ» ДАШИ НАМДАКОВА»

| ТЕМА НОМЕРА | ISSUE SUBJECT

DOI: 10.17516/2713-2714-0044 УДК 730

"BAIKAL BAWE" BY DASHI NAMDAKOV

Nadezhda P. Komarova

Irkutsk branch of the Association of Art Historians and Art Critics Irkutsk, Russian Federation

Abstract: The article describes the composition of a landscape sculpture installed in the Irkutsk region on the territory of the Olkhon Island, the coast of the Lake Baikal. An author of the sculpture is Dashi Namdakov, a famous Russian sculptor. He is an academician of the Russian Academy of Arts, member of the Florence Drawing Academy. Keywords: sculpture; Dashi Namdakov; Lake Baikal; Buryat culture. Citation: : Komarova, N. P. (2022). "BAIKAL BAWE" BY DASHI NAMDAKOV. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 3 (12), p. 38-41.

H. П. Комарова

Иркутское отделение Ассоциации искусствоведов Иркутск, Российская Федерация

«БАЙКАЛ БАВЭЭ» ДАШИ НАМДАКОВА

В статье описывается композиция ландшафтной скульптуры, установленной в Иркутской области на территории острова Ольхон, на побережье озера Байкал. Автор произведения - известный российский скульптор Даши Намдаков. Он является академиком Российской академии художеств, членом Академии рисунка Флоренции.

Ключевые слова: скульптура; Даши Намдаков; озеро Байкал; бурятская культура.

Современное профессиональное искусство Байкальского региона продолжает культурные традиции края, одновременно развивая их в условиях реальной жизни. Творчество Даши Намдакова наглядным образом подтверждает этот тезис. В его произведениях, в том числе и в монументальных композициях, мы видим убедительные примеры создания особого художественно-образного языка, в котором наряду с классическим подходом к решению пространственных задач присутствует высокая ми-фопоэтическая одухотворённость и взаимосвязь с фольклором.

Даши Бальжанович Намдаков в 1992 г. окончил Красноярский государственный художественный институт, где обучался в мастерской академика PAX Л. Н. Головницкого, сумевшего сохранить особое видение натуры и оригинальную пластику ученика. На протяжении более чем двадцатилетнего творческого пути Даши Намдаков, уже сам обучая профессиональному мастерству молодых художников в авторской студии в г. Москве, по-прежнему вдохновляется национальным культурным наследием, трансформируя его. Опираясь на мировой опыт современной пластики, используя приёмы стилизации, он расширяет границы художествен-

ен ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 FINE ART of tlie Urals, Siberia and the Fai Eait | September2022

issun SUBJECT I ТНМЛ HOMEPA|

Д. Б. Памдаков. Байкал Бавээ. 2017. Бронза; литье, патинирование. 760x830x750 Ф/'БУ -Заповедное Прибайкалье»

Р. В. Namdakov. Baikal Bawe. 2017. Bronze: casting, patination. 760x830x750 Federal Stale Budget Institution "Reserved Baikal region"

ной образности, что отражается и в станковой скульптуре мастера, и в монументальных композициях, таких как «Ханшаим» (Казахстан, г. Астана), «Золотая Шория» (Кемеровская обл.), «Царская Охота» (Республика Тыва), «Чингисхан» (г. Лондон), «Трансформация» (г. Красноярск) и др.

За века формирования своего этноса буряты Байкальского региона создали богатейшую духовную и материальную культуру. Фольклор сохранил древние мифы, в которых мы видим картину жизни и природы, исторические факты и этические нормы [4]. Скульптура Даши Намдакова «Байкал Бавээ» (в переводе с бур. яз. - «Отец Байкал») посвящена теме народных легенд о «хозяевах» местности. Эта работа представляет собой однофигурную композицию, которая размещена на искусственном постаменте среди природного ландшафта, типичного для береговой линии острова Ольхон, расположенного на уникальном озере Байкал. Это охраняемая государством территория национального парка (ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»). Восточная оконечность острова - возвышенный скальный берег с крутым склоном, на котором, несмотря на сильные ветра, растёт несколько лиственниц.

По замыслу художника, его скульптура из бронзы, установленная около искривленных стволов деревьев на массивном скальном основании гранитного утёса, должна быть естественной частью окружающей природы. Он хотел рассказать о тех непреходящих ценностях, которые объективно существуют в мировоззрении бурятского народа как часть традиционной культуры. Скульптура поставлена на верхней точке крутой возвышенности, почти лишённой растительности, и зритель при приближении к вершине и скульптурному силуэту с антропоморфной личиной старика может представить в своём воображении длинную историю жизни дерева: от ростка, с трудом пробившегося из скальника, до векового ствола с изогнутыми сучьями, с корявой корой, в глубоких бороздах которого застряли мелкие камни подножия.

Скульптура повернута «лицом»-маской к поднимающемуся зрителю и вступает с ним в диалог постепенно, раскрывая свои тайны и демонстрируя удивительную панораму байкальского пейзажа за ней. Поднявшись на склон, мы видим полный силуэт: «Байкал Бавээ» похож на шамана в ритуальном облачении и головном уборе - короне из рогов сакрального животного (лося)1. В кроне дерева, между символическими рогами «шаманской короны», растянуты на цепях колокольчики, звенящие в разных тональностях под действием порывов ветра, как будто невидимые духи управляют этим оркестром.

Основание бронзовой скульптуры - ствола дерева с отчётливой фактурной поверхностью - задумано как большое дупло. Зритель может заходить внутрь, где также подвешен колокольчик, и затем включиться в процесс шаманского действа, дернув «хвост» колокольчика из волос яка для извлечения звука, резонирующего от стен бронзового нутра.

Такой синкретизм художественных приёмов предполагает сложное восприятие, развёртывание действия вне самой формы скульптуры. Некая театрализация свойственна культуре бурят, например, во время сезонных родовых обрядов [5]. И скульптор транслирует традицию, когда закладывает в сценарий восприятия произведения новый сюжет. Экспрессивная пластика, движение самого зрителя как участника события при приближении к «дереву» и вход внутрь скульптуры, звон колоколов, который вызывает ветер Байкала, - всё это создаёт гармонию чувств и ощущение торжественности мистерии и соучастия в ней.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2П22 39 FINE ART of the Ufals. Siberia and the Far Ealt | September2022

I ТЕМА НОМЕРА I ISSUE SUBJECT

Исследователи-этнографы отмечают, что самой крупной формой фольклора у бурят было песенное сказание - улигер. Оно сопровождалось не только пением рапсода, но и творческим сопереживаем внимавших ему зрителей, участвовавших в со-творении улигера хоровым исполнением и танцем, в основе которого был тот или иной сюжет мифа [7]. Семиотика каждого природного объекта при совершении любого ритуала кос-могонична, как и у многих народов. Устройство мира в традиционном представлении бурят связано, прежде всего, с горами, водными источниками, деревьями, что отражено в доминантных символах [2]. Обожествляя природу, люди поныне одушевляют деревья, украшают их цветными ленточками и бросают к их подножию монеты или складывают камни в пирамиды, создавая культовые «места силы», где совершают условные ритуалы, отдавая дань традициям.

В древности по крутым скальным берегам Байкала и вдоль рек древние художники наносили изображения - так называемые петроглифы, символы, которые сохраняли для потомков знания об окружающей природе как вечном и единственном источнике жизни на земле, о взаимоотношении человека с ней. Эти рисунки, как говорят специалисты, выполнены в особом стиле - «силуэтном» - и их язык передает обобщённые смыслы [3]. «Отец Байкал» также имеет лаконичную пластику, сообразную традициям, природному окружающему ландшафту, где в отличие от городского пространства ландшафтная скульптура не имеет вокруг себя искусственных форм.

Идея соединения места поклонения природному объекту и символа Байкала, воплощённого в художественном образе скульптуры «отца-хранителя», созвучна традиционной философии жизни. С высоты утёса открывается величественная панорама озера, и этот пейзаж становится продолжением содержания скульптуры, которое убедительнее любого слова воспевает эту красоту и передаёт тревогу современников за её судьбу.

Сюжет композиции в данном ландшафте незримо развернут в мифологическом пространстве, где есть мотивы возникновения мира и действия культурного героя, который упорядочивает реальность. Водружённый на скальный утёс и ставший его продолжением, «Отец Байкал» является естественным объектом для природы острова и для реального культурного пространства. В этом и заключается основная задача художника при выборе места. В современной художествен-

ной практике понятие скульптуры изменяется, обогащается вариативность её формы [1]. В ландшафтной скульптуре уже существуют жанры и художественные течения, которые специалисты квалифицируют как «социальная терапия», где зритель вступает в диалог по проблемам экологии, установления новых социальных связей. Эта форма искусства как синтез скульптуры и природного пространства отражена в творчестве многих художников Запада и Востока периода 1970-2000 годов (например, Генри Мур, Барбара Хепуорт, Ричард Лонга).

Даши Намдаков, начавший свою деятельность после 2000 года с персональной выставки в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва [6] и в дальнейшем с успехом представлявший своё искусство на международных площадках в Китае, в Италии, в США и др., также демонстрирует творческий поиск приёмов нового стилеобразования как в скульптуре лэнд-арта, так и в других видах творчества. В настоящее время мастер работает в проектах по созданию парковых зон, например парк «Тужи» в Забайкалье, сочетая ландшафтную пластику из бронзы и дерева с малыми архитектурными формами, одновременно уделяя внимание и развитию отдельных направлений декоративно-прикладного искусства (традиционная обработка дерева, мягких материалов, в том числе изделий из кожи и конского волоса, металлов в проекте «Ульгер»).

На примере творчества мастера из Забайкалья мы видим, что развитие традиций, взаимо-

Мастерская художествен нога литья «Лотос». Республика Бурятия. Процесс монтажа скульптуры « Ба икал - ба вээ »

Art casting workshop "Lotus", Republic Buryatia. '¡he installation process

of the sculpture "Raikal-bawee"

40 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока [ сентябрь 2П22 FINE ART of the Urals. Siberia and the Far Eait | September 2022

ISSUE SUBJECT I ТЕМА НОМЕРА|

обогащение локальных особенностей в культуре определяют тенденции современной региональной художественной жизни. Образ ландшафтной скульптуры «Байкал Бавээ» для природного парка острова Ольхон является ещё одним шагом в создании нового эстетического пространства, решающем эффективно социально-культурные и художественные задачи наших дней.

Примечание

1. Один из вариантов аутентичного костюма шамана представлен в музейной коллекции Иркутского областного краеведческого музея и датируется началом XX века.

Литература

1. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - Москва : Изд-во В. Шевчук, 2002. - 289 с.

2. Галданова, Г. Р. Доламаистские верования бурят. -Новосибирск: Наука, 1987. - 113 с.

3. Мириманов, В. Б. Изображение и стиль: специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х. - Москва : РГГУ, 1998. - 78 с.

4. Комарова, Н. П., Марц, Л. В. Кочевник и скульптор Даши Намдаков // Кочевник. Между небом и землей: шедевры древних культур степей Евразии из собрания исторического музея и произведения скульптора Даши Намдакова: каталог выставки. - Москва: Государственный исторический музей (ГИМ), 2014. - С. 261-265.

5. Пространство в традиционной культуре монгольских народов: коллективная монография. - Москва : Восточная литература, 2008. - 341 с.

6. Сысоева, Н. С. Даши Намдаков. Иркутск. Традиции. Меценаты // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 1 (2). -С. 194-197.

7. Уланов, В. А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления. - Улан-Удэ : Бэлиг, 2003. - 210 с.

References

1. Vipper В. R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva [Introduction to a historical study of the art], Moscow, Izdatelstvo V. Shevchuk, 2002,289 p.

2. Galdanova G. R. Dolamaistskie verovaniya buryat [Dolamaist beliefs of the Buryats], Novosibirsk, Nauka, 1987,113 p.

3. Mirimanov V. B. Izobrazhenie i stiE: specifika postmoderna. Stilistika 1950-1990-x [An image and style: specifics of the postmodern. Stylislicsof the 1950s- 1990s]. Moskva, RGGU, 1998,78 p.

4. Komarova N. P., Marts L. V. Kochevnik i skuE ptor Dashi Namdakov [A nomad and sculptor Dashi Namdakov], A nomad. Between Sky and Earth: masterpieces of the ancient cultures of the Eurasian steppes from the collection of the Historical Museum and works of the sculptor Dashi Namdakov: the exhibition's catalogue. Moscow, State Historical Museum, 2014, pp. 261-265.

5. Prostranstvo v tradicionnoj kul'ture mongoEskix narodov: kollektivnaya monografiya [Space in the Mongol peoples traditional culture: a collective monograph], Moscow, Vostochnaya literatura, 2008,341 p.

6. Sysoeva N. S. Dashi Namdakov. Irkutsk. Tradicii. Mecenaty* [Dashi Namdakov. Irkutsk. Traditions. Patrons], Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaEnego Vostoka. Krasnoyarsk, 2020, no. 1 (2), pp. 194-197.

7. Ulanov V. A. E'pos v razvitii buryatskoj slovesnosti: aspekty' poe'tiko-stadiaEnoj e'volyuciixudozhestvennogo my'shleniya [The epic in the Buryat literature: aspects of the poetic and stadial evolution of an art thinking], Ulan-Ude, Be'lig, 2003,210 р.

Об авторе

Комарова Надежда Петровна - кандидат искусствоведения, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» (Иркутское отделение) E-mail: komarovanp@bk.ru

Komarova Nadezhda Petrovna

Candidate of Arts, member of the All-Russian public organization "Association of Art Critics and Art Historians" (Irkutsk branch)

Скульптура «Байкал-бавээ» как часть культурно-природного ландшафта остро-на Ольхон, Байкал, Иркутская область

Sculpture "Baikal-bawee" as part of the cultural and natural landscape ofOlkhon bland, Baikal, Irkutsk region

Ш ^ si i " vil К Д | Ш

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 4 ] FINEART of the Urals. Siberia and the Far East | sepltmbcr 202!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.