Научная статья на тему 'Батуми в маршрутах хаджа (паломничества) российских мусульман'

Батуми в маршрутах хаджа (паломничества) российских мусульман Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / хадж / паломничество / Мекка / Северный Кавказ / Закавказье / мусульмане / Россия / Грузия / Islam / Hajj / pilgrimage / Mecca / North Caucasus / Transcaucasia / Muslim / Russia / Georgia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабибуллина Зиля Рашитовна

В паломничестве (хадже) российских мусульман важное место занимают его маршруты. Святые места находятся на большом расстоянии от границ страны. Преодоление пути верующими в Мекку, особенности организации паломничества представляют значительный научный интерес для историков. Предметом исследования являются маршруты хаджа российских мусульман, объектом исследования – путь через г. Батуми (Грузия), получивший развитие в Российской империи и возобновившийся в современности по инициативе мусульман Северного Кавказа. Новизна исследования заключается в постановке проблемы маршрутов движения верующих через Закавказье, социокультурных взаимодействий в процессе преодоления расстояния мусульманами к Мекке. Основным выводом является то, что в многовековых связях России и Грузии особое место занимали российские мусульмане. Отправляясь в хадж через батумский порт, мусульмане, способствовали поддержанию отношений между народами двух государств, знакомились с культурой Грузии и транслировали свою идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BATUMI IN THE HAJJ (PILGRIMAGE) ROUTE OF RUSSIAN MUSLIMS

In the pilgrimage (Hajj) of Russian Muslims is marked byits routes. The holy places are quite distant from the borders of the country. Overcoming the path by believers to Mecca, workings of the pilgrimage organization are great scientific interest for historians. The subject of the study is the routes of the Hajj of Russian Muslims, the object of the study is the path through the city of Batumi (Georgia), which developed in the Russian Empire and was renewed in modern times on the initiative of the Muslims of the North Caucasus. The novelty of the research lies in the formulation of the problem of the routes of movement of believers through the Transcaucasia, socio-cultural interactions in the process of overcoming the distance by Muslims to Mecca. One important lesson to be learned is that Russian Muslims stand out a special place in the centuries-old ties between Russia and Georgia. Gone off to the Hajj through the Batumi port, Muslims contributed to the maintenance of relations between the peoples of the two states, got acquainted with the culture of Georgia and broadcast their identity.

Текст научной работы на тему «Батуми в маршрутах хаджа (паломничества) российских мусульман»

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2020-3-4-72-74

УДК 297

I

I

Батуми в маршрутах хаджа (паломничества) российских мусульман

З.Р. Хабибуллина

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра (УФИЦ) РАН, 450077, г. Уфа, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9519-0529, E-mail: zilyahabibi@mail.ru

Резюме: В паломничестве (хадже) российских мусульман важное место занимают его маршруты. Святые места находятся на большом расстоянии от границ страны. Преодоление пути верующими в Мекку, особенности организации паломничества представляют значительный научный интерес для историков. Предметом исследования являются маршруты хаджа российских мусульман, объектом исследования - путь через г. Батуми (Грузия), получивший развитие в Российской империи и возобновившийся в современности по инициативе мусульман Северного Кавказа. Новизна исследования заключается в постановке проблемы маршрутов движения верующих через Закавказье, социокультурных взаимодействий в процессе преодоления расстояния мусульманами к Мекке. Основным выводом является то, что в многовековых связях России и Грузии особое место занимали российские мусульмане. Отправляясь в хадж через батумский порт, мусульмане, способствовали поддержанию отношений между народами двух государств, знакомились с культурой Грузии и транслировали свою идентичность.

Ключевые слова: ислам, хадж, паломничество, Мекка, Северный Кавказ, Закавказье, мусульмане, Россия, Грузия.

Для цитирования: Хабибуллина З.Р. Батуми в маршрутах хаджа (паломничества) российских мусульман // История и педагогика

естествознания. 2020. № 3-4. С. 72-74.

D0I:10.24412/2226-2296-2020-3-4-72-74

Благодарность: Статья выполнена по теме НИР ИЭИ УФИЦ РАН № АААА-А18-118042390021-3 «Религия и духовная жизнь в поликонфессиональном пространстве Южного Урала».

BATUMI IN THE HAJJ (PILGRIMAGE) ROUTE OF RUSSIAN MUSLIMS Zilya R. Khabibullina

R.G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies Ufa Scientific Center RAS, 450077, Ufa, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9519-0529, E-mail: zilyahabibi@mail.ru

Abstract: In the pilgrimage (Hajj) of Russian Muslims is marked byits routes. The holy places are quite distant from the borders of the country. Overcoming the path by believers to Mecca, workings of the pilgrimage organization are great scientific interest for historians. The subject of the study is the routes of the Hajj of Russian Muslims, the object of the study is the path through the city of Batumi (Georgia), which developed in the Russian Empire and was renewed in modern times on the initiative of the Muslims of the North Caucasus. The novelty of the research lies in the formulation of the problem of the routes of movement of believers through the Transcaucasia, socio-cultural interactions in the process of overcoming the distance by Muslims to Mecca. One important lesson to be learned is that Russian Muslims stand out a special place in the centuries-old ties between Russia and Georgia. Gone off to the Hajj through the Batumi port, Muslims contributed to the maintenance of relations between the peoples of the two states, got acquainted with the culture of Georgia and broadcast their identity.

Keywords: Islam, Hajj, pilgrimage, Mecca, North Caucasus, Transcaucasia, Muslim, Russia, Georgia.

For citation: Khabibullina Z.R. BATUMI IN THE HAJJ (PILGRIMAGE) ROUTE OF RUSSIAN MUSLIMS. History and Pedagogy of Natural Science. 2020, no. 3-4, pp. 72-74. DOI:10.24412/2226-2296-2020-3-4-72-74

Acknowledgments: The article was published with the scientific research work of R.G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies Ufa Scientific Center RAS No. АААА-А18-118042390021-3 "Religion and Spiritual Life in the Poly-confessional Space of the Southern Urals."

Феномен паломничества присутствует во всех религиях, в исламе оно играет особую роль. Хадж - пятый и последний из столпов религии, предписанный для каждого мусульманина, если ему позволяет здоровье и финансовое положение. Паломничество в исламе удовлетворяет потребность верующих в осознании могущества своей религии; в Мекке ежегодно собирается от 2 млн до 5 млн мусульман со всего мира, введен запрет на въезд немусульман. В исламе не существует института церкви, нет в строгом смысле слова и духовенства, главы религиозной общины наподобие римского папы или патриарха, поэтому собрание паломников в Мекке символизирует и воплощает мировую общину (умму) мусульман. Хадж в сознании каждого верующего - это мечта, к которой он стремится всю свою сознательную жизнь.

Российские мусульмане с момента принятия ислама всегда стремились совершить поклонение в Мекке. Длительность путешествия до появления железных дорог составляла несколько лет, до священных мест добирались на лошадях, верблюдах, повозках, пешком. Мусульманину приходилось преодолевать тысячи километров и множество границ. Многие не доходили до Мекки, погибая в пустыне от жажды, голода, рук разбойников или став жертвой хищных зверей [1]. Исследования маршрутов хаджа позволяют проследить особенности движения и перемещения верующих, культурно-исторические связи между народами России и другими государствами.

Хадж российских мусульман - одна из малоизученных проблем в востоковедении, которая характеризуется не-

История и педагогика естествознания

3-4 • 2020

равномерностью имеющихся данных по тем или иным историческим периодам. Данная статья посвящена одному из маршрутов российских паломников, проходящему через Грузию (г. Батуми). Батумским путем пользовались паломники Российской империи, отправляющиеся в Константинополь, Суэц, Джидду и Янбу, а затем в святые города ислама. Путь в Мекку с пересечением Батуми существует и в настоящее время, особой популярностью он пользуется у мусульман Северного Кавказа.

Упоминания о Батуми в исторических документах, касающихся хаджа, появляются в конце XIX - начале XX века [2-3]. Портами, через которые выезжали паломники внутренней России, были Одесса и Севастополь, а для мусульман из Средней Азии и Закаспийского края - Батуми. В этот период паломничество из России в Хиджаз получает довольно широкое распространение в связи с развитием железнодорожного транспорта. По статистическим данным, в начале XX века от 8 до 12 тысяч российских мусульман ежегодно совершали хадж [4]. До постройки железных дорог на восточных окраинах Российской империи паломничество осуществлялось через Персию, Афганистан и Индию. С открытием движения по Закаспийской железной дороге паломники начали менять установленный веками путь и двинулись на Красноводск, Баку и Батуми, предпочитая железнодорожные пути караванным. С 1905 года открылось движение по Ташкентской железной дороге, соединившей Туркестан с Поволжьем и Центральной Россией.

Как пишет историк А.Т. Сибгатуллина, мусульмане Российской империи добирались до Хиджаза несколькими маршрутами.

1. Путь по Закавказью и северной части Персии. Хадж на Кавказе был хорошо организован, подготовкой и оправкой паломников занимались «чауши» - проводники, за определенную плату они формировали группы и провожали паломнические караваны. Часть из них состояла из местных жителей, часть - из пришлых турок и арабов, пробиравшихся в пределы Российской империи нелегально. Ежегодно они заблаговременно разъезжали по деревням, всячески приглашая к хаджу. Чауши пользовались уважением, во время пути паломники повиновались им беспрекословно. Они провожали паломников через границу партиями в 70 и более человек, которые чаще всего передвигались без паспортов.

2. Путь через Самарканд и Бухару в Афганистан на Ма-зари-Шариф, Кабул, Пешавар и Бомбей, а оттуда морем в Джидду или Янбу - гавани для Мекки и Медины. Этим маршрутом активно пользовались туркестанцы. Трудность этого маршрута состояла в том, что расстояние в 1500 км из Самарканда до Пешавара нужно было преодолевать верхом на вьючном животном. Далее из Пешавара до Бомбея -поездом и оттуда - морем до Хиджаза.

3. Путь из портов Черного моря через Константинополь и Суэц в Джидду или Ямбу. Из всех маршрутов он был наиболее популярным и безопасным. Состоял он из нескольких направлений:

- одесское направление. Этим маршрутом пользовалось большинство паломников из Туркестана, Поволжья и Урала;

- севастопольское направление;

- батумский путь, который был очень удобен и популярен среди мусульман Кавказа.

При благоприятной погоде за 7-8, а при плохой за 10-12 суток пароход добирался до Стамбула. Рейсы были частые, а суда большие. Далее из Стамбула морским путем паломники отправлялись в Джидду [4]. Путешествие из Севастополя или Батуми до Джидды и обратно в первом или втором классе стоило 100 руб. [5]. Во всех портовых городах - как в пределах России, так и в других странах, через которые проходило главное паломническое движение, - были аген-

3-4 ■ 2020 История и педагогика естествознания

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Г, щ " г

ты, встречающие прибывающих хаджи. Они размещали паломников у себя, добывали им нужные документы, организовывали закупки необходимых вещей, в то же время часто обманывали несведущих мусульман. Например, паломникам, не имевшим заграничных паспортов, мошенники продавали «старые турецкие и персидские тэскере», с которыми впоследствии возникали проблемы при прохождении пограничного контроля. Типичный случай мошенничества описан М.Э. Никольским, когда один из таких «помощников» кричит паломникам в порту: «Зачем вам брать билеты до Джедды на русских пароходах... поезжайте вы в Константинополь - там султан дает билеты даром». «Султан дает билеты даром» - бежит слух среди богомольцев. Толпа верит и стремится за своими вожатыми на иностранные пароходы, которые везут до Константинополя пятьдесят - шестьдесят часов (вместо тридцати - тридцати шести) и берут с человека по пяти-шести рублей (вместо трех рублей семидесяти пяти копеек платы за билет на русском пароходе)» [5].

Батумский путь в Мекку функционировал вплоть до Первой мировой войны и революции в России. Хадж из районов Средней Азии и Закавказья продолжался до полного закрытия южных границ СССР в начале 1930-х годов, количество паломников сокращалось. Антирелигиозная политика сделала практически невозможным для большинства населения не только хадж, но и исполнение других религиозных обязанностей. Паломничество возобновилось после Великой Отечественной войны в 1945 году с маршрутом из Москвы, оно было нерегулярным, количество паломников составляло не более 20 человек со всей страны и сопровождалось высоким контролем государственных органов. С 1945 по 1990 год в Мекке смогли побывать всего около тысячи советских граждан [6]. В 1990-е годы в Российской Федерации хадж был легализован и официально разрешен, для мусульман открылся свободный путь для поездок в Мекку с разнообразными маршрутами, в том числе через Батуми.

Наземный путь в Мекку с пересечением Батуми в настоящее время особой популярностью пользуется у мусульман Дагестана, Чечни, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Адыгеи. Впервые им воспользовались в 2010 году дагестанские паломники, провозгласив открытие «нового» маршрута. До 2010 года паломники с Кавказа отправлялись в Саудовскую Аравию, проезжая транзитом через Азербайджан, Иран, Турцию, Сирию, Иорданию. В настоящее время используется другой маршрут: Грузия, Турция, Сирия, Иордания, и чаще всего наземным транспортом. Мусульмане российского Кавказа в своих рассказах высказывают благодарность Грузии за безвизовый режим. Они отмечают доброжелательность и гостеприимство жителей страны: «По всему маршруту нас встречали приветливо, и все желали счастливого пути. Хотя наш автотранспорт был украшен зелеными флажками, и мы все были в тюбетейках и все знали, что мы едем в хадж, никакой исламофобии не чувствовалось. Полицейские не останавливали ни в одном месте. Просто приветствовали и проезжали. Кто бы и что бы ни говорил, видно, что в стране есть порядок и соблюдается закон. По нашим наблюдениям, люди живут в Грузии нормально. По дороге у нас не возникло никаких проблем. На всем пути, пока мы ехали через Грузию, нас ожидали приятные сюрпризы. Все старались помочь» [7]. С особой благодарностью паломники отмечают работу грузинской таможенной службы. Для паломников, возвращающихся из хаджа, самыми тяжелыми и изматывающими бывают задержки на границах: «Больше всех своей организованностью и слаженностью работы нам запомнились Грузия и Турция. Таможенную службу и поли-

л " щ Jji' ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

цию Грузии можно ставить в пример для других. Мы остались очень довольными, и для нас это было очень приятно «<...> Мы заново открыли для себя Грузию. Она оказалась не той страной, о которой у нас складывались впечатления по материалам СМИ. Народы России и Грузии связывает тысячелетняя история, и никакие политические сложности не могут повлиять на нашу дружбу. Мы всегда были братьями, соседями - и останемся ими!» - пишет имам мечети дагестанского города Избербаш Магомед Арсланалиев [7].

В настоящее время, по установленной Королевством Саудовская Аравия квоте для стран с мусульманским населением - по одному мусульманину от тысячи - из России ежегодно с 2009 года в Саудовскую Аравию массово отправляется 20,5 тыс. человек. За основу берется максимально возможное число мусульман в стране - 20 млн. По сведениям Российского совета по хаджу, 3-4 тыс. мусульман остаются без путевок, а в действительности таковых намного больше. Вопросы организации хаджа в РФ включены в сферу внимания государства посредством взаимодействия духовных управлений и органов государственной власти. При правительстве Российской Федерации с 2002 года действует Совет по хаджу - незарегистрированное общественное объединение, координационный орган духовных управлений мусульман. В его работе участвуют руководители крупнейших централизованных организаций мусульман России и представители государственных орга-

нов. Совет по хаджу распределяет российскую квоту внутри страны по духовным управлениям мусульман, а те, в свою очередь, передают ее аккредитованным туроператорам. Главная роль духовных управлений в организации хаджа состоит в представлении интересов своих приходов, справедливом распределении квоты между ними, проведении организационно-разъяснительной работы среди верующих. Религиозные объединения формируют списки паломников, первоочередность предоставляется тем, кто совершает хадж впервые, и людям пожилого возраста. Основная масса паломников в России с Северного Кавказа. Если регион не покрывает выделенную квоту, из свободных мест образуется резервная квота, которая распределяется по другим духовным управлениям с большим количеством желающих. Например, в 2009 году квота Республики Дагестан составила 6 тыс. человек, фактически съездили 12,4 тыс. человек. Хадж совершается в основном народами Дагестана (они составляют 80% паломников). Татары и башкиры, составляющие 53% мусульманской общины России, не проявляют активности в паломничестве [8]. Уровень исламской религиозности на Кавказе намного выше, чем в регионах Ура-ло-Поволжья, где проживает основная масса мусульманского населения страны. Маршрут паломников с Северного Кавказа через Грузию и г. Батуми продолжит свое развитие, его популярность будет возрастать в условиях открытых границ и наличия удобств для путешественников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хабибуллина З.Р. Хадж мусульман Башкортостана: история и современные тенденции // Изв. Самарского науч. центра РАН, 2009. Т. 11. № 6 (32). С. 312-317.

2. Давлетшин А.А. Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз. СПб.: Воен. тип., 1899. 145 с.

3. Правила перевозки на судах паломников-мусульман, направляющихся из черноморских портов в Хеджас и обратно // Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений, распоряжений центральных и региональных органов власти и управления в XX-XXI веках / авт. и сост. А.Б. Юнусова; археограф Ю.М. Абсалямов. Уфа: ГУП РБ УПК, 2009. Док. № 4. С. 22-28.

4. Сибгатуллина А.Т. Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже XIX-XX вв. М.: Институт востоковедения РАН, 2010. 264 с.

5. Шафиков И.Ф. Путь в Мекку: будни российских паломников (конец XIX - начало XX века) // Ученые записки Казанского университета, 2014. Т. 156. Кн. 3. Гуманитарные науки. С. 103-110.

6. Синенко С.Г. Мусульманское духовное собрание. Уфа: Башкортостан, 2008. 272 с.

7. Арсланалиев М.В. Хадж через... неизвестную нам Грузию. URL: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/25083 (дата обращения 30.05.2019).

8. Нуриманов И.А. Хадж мусульман России. Из прошлого к настоящему // Хадж российских мусульман. Сборник путевых заметок о хадже / сост. и ред. И.А. Нуриманов. Нижний Новгород: Медина, 2008. С. 69-79.

REFERENCES

1. Khabibullina Z.R. Hajj of Muslims of Bashkortostan: history and modern trends. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2009, vol. 11. 6 (32), pp. 312- 317 (In Russian).

2. Davletshin A.A. Otchet shtabs-kapitana Davletshina o komandirovke v Khidzhaz [Report of staff captain Davletshin on a business trip to Hejaz]. St. Petersburg, Voyen. Publ., 1899. 145 p.

3. Pravila perevozki na sudakh palomnikov-musul'man, napravlyayushchikhsya iz chernomorskikh portov v Khedzhas i obratno. Islam i musul'mane Yuzhnogo Urala v istoriko-pravovom prostranstve Rossii: Sbornik zakonodatel'nykh aktov, postanovleniy, rasporyazheniy tsentral'nykh i regional'nykh organov vlasti i upravleniya XX-XXI vekakh [Rules for the carriage of Muslim pilgrims on ships heading from the Black Sea ports to Hedjas and back // Islam and Muslims of the South Urals in the historical and legal space of Russia: Collection of legislative acts, resolutions, orders of central and regional authorities and management of the XX-XXI centuries]. Ufa, GUP RB UPK Publ., 2009, pp. 22-28.

4. Sibgatullina A.T. Kontakty tyurok-musul'man Rossiyskoy i Osmanskoy imperiy na rubezhe XIX-XX vv. [Contacts of the Muslim Turks of the Russian and Ottoman Empires at the turn of the 19th - 20th centuries]. Moscow, Institut vostokovedeniya RAN Publ., 2010. 264 p.

5. Shafikov I.F. The way to Mecca: everyday life of Russian pilgrims (late XIX - early XX century). Uchenyye zapiski Kazanskogo universiteta, 2014, vol. 156, pp. 103-110 (In Russian).

6. Sinenko S.G. Musul'manskoye dukhovnoye sobraniye [Muslim Spiritual Meeting]. Ufa, Bashkortostan Publ., 2008. 272 p.

7. Arslanaliyev M.V. Khadzh cherez... neizvestnuyunam Gruziyu (Hajj through ... Georgia unknown to us) Available at: http://islamdag.ru/vse-ob-is-lame/25083 (accessed 30 May 2019).

8. Nurimanov I.A. Khadzh musul'man Rossii. Iz proshlogo k nastoyashchemu. Khadzh rossiyskikh musul'man. Sbornik putevykh zametok o khadzhe [Hajj of Muslims of Russia. From the past to the present. Hajj of Russian Muslims. Collection of travel notes about Hajj]. Nizhny Novgorod, Medina Publ., 2008. pp. 69-79.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Хабибуллина Зиля Рашитовна, к.и.н., старший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН.

Zilya R. Khabibullina, Cand. Sci. (Hist.), Senior Researcher, Institute of Ethnological Studies of R.G. Kuzeev Ufa Scientific Center RAS.

История и педагогика естествознания

3-4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.