Научная статья на тему 'Становление паломнических маршрутов мусульман Российской империи в Аравию во второй половине xix - начале XX в'

Становление паломнических маршрутов мусульман Российской империи в Аравию во второй половине xix - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАДЖ / МАРШРУТЫ ПАЛОМНИЧЕСТВА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МУСУЛЬМАНЕ / ИСЛАМ / HAJJ / PILGRIMAGE ROUTES / RUSSIAN EMPIRE / CONSULAR OFFICE / MUSLIMS / ISLAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нуриманов Ильдар Анвярович

В статье анализируется процесс становления паломнических маршрутов мусульман из разных регионов России к святыням ислама в Аравии, выявляются традиционные и альтернативные малоиспользуемые пути хаджа. Также рассматривается тема участия властных структур в организации паломничества, специфика их деятельности и степень заинтересованности в решении вопросов, связанных с хаджем в Мекку и Медину. Политика контроля над организацией паломничества обуславливалась рядом факторов, в том числе стремлением не допустить на территорию Российской империи инфекционных заболеваний, противодействовать внедрению в умы мусульманских подданных России радикального религиозного мировоззрения, а также необходимостью систематизировать выдачу паспортов, выбрать наиболее безопасные маршруты и отслеживать передвижение паломников. Создание российской консульской сети в мусульманских странах, через которые проходили паломнические маршруты, свидетельствует, что российская государственная политика в отношении хаджа вступила к концу XIX в. в новую фазу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Muslim Pilgrimage Roots from the Russian Empire to Arabia in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries

This article analyzes the development of Russia’s Muslims’ pilgrim routes from different parts of Russia to the sacred places in Arabia. Two types of routes are reviewed: traditional and alternative rarely used Hajj routes. The article also examines the participation of the authorities in the organization of Hajj, the specifics of their activities, and the degree of their interest and assistance in the matters of the pilgrimage. The regulatory policy was influenced by a number of factors, among which were the attempts to erect barriers against infectious diseases, prevent Russia’s Muslims from acquiring radical religious ideas, implement the passport system, choose the most secure routes and monitor the flow of pilgrims. The establishment of the network of Russian consulates, through which the Hajj routes run, shows that by the end of the 19th century Russia’s Hajj policy entered a new phase.

Текст научной работы на тему «Становление паломнических маршрутов мусульман Российской империи в Аравию во второй половине xix - начале XX в»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2019. № 2

И.А. Нуриманов

СТАНОВЛЕНИЕ ПАЛОМНИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ МУСУЛЬМАН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В АРАВИЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье анализируется процесс становления паломнических маршрутов мусульман из разных регионов России к святыням ислама в Аравии, выявляются традиционные и альтернативные малоиспользуемые пути хаджа. Также рассматривается тема участия властных структур в организации паломничества, специфика их деятельности и степень заинтересованности в решении вопросов, связанных с хаджем в Мекку и Медину. Политика контроля над организацией паломничества обуславливалась рядом факторов, в том числе стремлением не допустить на территорию Российской империи инфекционных заболеваний, противодействовать внедрению в умы мусульманских подданных России радикального религиозного мировоззрения, а также необходимостью систематизировать выдачу паспортов, выбрать наиболее безопасные маршруты и отслеживать передвижение паломников. Создание российской консульской сети в мусульманских странах, через которые проходили паломнические маршруты, свидетельствует, что российская государственная политика в отношении хаджа вступила к концу XIX в. в новую фазу.

Ключевые слова: хадж; маршруты паломничества; Российская империя; консульские учреждения; мусульмане; ислам.

Во второй половине XIX в. хадж стал массовым явлением в России в связи с расширением территорий с мусульманским населением и созданием разветвленной государственной транспортной сети1. Строительство новых железнодорожных путей по всей империи и

Нуриманов Ильдар Анвярович - аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: ildar-nn@yandex.ru).

1 В конце XIX в. мусульмане составляли 11 % населения Российской империи, став второй по численности конфессией после православных христиан (около 70%) (подробнее см.: Общий свод по империи разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. I. СПб, 1905. С. 6-7).

предоставление регулярных пароходных услуг на Черном море облегчили доступ российских мусульман к святыням Аравии. Именно железнодорожный и морской транспорт получил массовую популярность среди паломников. Услуги Новороссийской пароходной экспедиции2, поддерживавшей постоянное сообщение между Одессой и Стамбулом, способствовали увеличению числа как христианских, так и мусульманских паломников, совершавших поездки на Ближний Восток3.

Имеющиеся в нашем распоряжении архивные данные показывают, что образом и руководством к действию для российских государственных учреждений в отношении организации мусульманского паломничества стала отработанная ранее система построения поездок российских православных паломников в Палестину.

Одной из главных целей учрежденной в 1847 г. в Иерусалиме Русской духовной миссии стала защита интересов российских паломников и помощь в организации посещения ими святынь Палестины4. Создание в 1856 г. при государственной поддержке Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) позволило наладить постоянные паломнические рейсы по маршруту Одесса - Яффа5. В 1859 г. под инициативе брата Александра II - великого князя Константина Николаевича, посетившего в том же году Иерусалим, был создан Палестинский комитет6, призванный помогать паломникам. Этот шаг члена царской семьи свидетельствует о том, что вопросы организации православного паломничества решались на высшем государственном уровне.

2 В 1843 г. «Черноморское общество пароходов» было реорганизовано в «Экспедицию постоянных пароходных сообщений Одессы с Константинополем», которая в 1845 г. объединилась с «Комиссией новороссийских пароходов», управлявшей судами, ходившими по внутренним черноморским линиям, и получила новое название - Новороссийская пароходная экспедиция (сокращенно - Одесская экспедиция).

3 См.: Мансуров Б.П. Православные паломники в Палестине. СПб, 1858. С. 2.

4 См.: ЕлисеевА.В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб, 1885. С. 82.

5 Египет, Ближний Восток и глобальный мир. М., 2006. С. 119-122.

6 Палестинский комитет в 1864 г. был преобразован в Палестинскую комиссию, которая, в свою очередь, в 1889 г. была упразднена, а ее капиталы и имущество были переданы Православному Императорскому Палестинскому обществу, созданному в 1882 г.

В последней декаде XIX в. в высших эшелонах власти обсуждался вопрос о создании специальной комиссии по мусульманскому паломничеству, аналогичной православному Палестинскому комитету. Планировалось передать в ее ведение общие вопросы помощи паломникам-мусульманам и выработку мер по упорядочению путей их передвижения (вплоть до использования только одного маршрута - через Стамбул - для всех российских мусульман)7.

К 1890 г. десятки тысяч мусульман отказывались от старых караванных путей и совершали паломничество через российские земли и черноморские порты. Среди них были не только мусульмане из центральноевропейской части России, Поволжья, Урала и Сибири, где компактно проживали татары и башкиры, но и из Бухары, Хивы, Ирана, Афганистана и Китая. Резкое увеличение потока паломников через главный российский черноморский порт - Одессу - даже привлекло внимание шерифа Мекки, который отвечал за порядок в священных городах Хиджаза, контролировал паломничество и ежегодно направлял многочисленных профессиональных проводников в разные города мира, являвшиеся транзитными центрами на пути хаджа, такие как Неджеф, Кербела, Багдад, Бомбей, Решт и Стамбул. С 1880-х годов в их число вошла и Одесса8.

Увеличение объема паломничества по времени совпало с усилиями России по интеграции миллионов мусульман Туркестана, недавно ставших ее подданными, и нарастанием опасений по поводу панисламской угрозы. Некоторые российские государственные деятели высказывали мысли о шпионской подоплеке хаджа, рассуждали о присущем паломникам фанатизме9 и о паломничестве как

7 АВПРИ. Ф.: Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 5316. Л. 20-21. Идея унификации православного и мусульманского паломничества высказывалась графом Н.П. Игнатьевым, послом Российской империи в Османской империи с 1864 по 1877 г. (АВПРИ. Ф. Турецкий стол (старый). Оп. 502а. Д. 1585. Л. 49 об.-50. Подробнее см.: НефляшеваH.A. Российская империя: опыт хаджа. Сходство и различия региональных стратегий (70-е гг. XIX в.) // II Межвузовская научная конференция «Россия и современный мир: проблемы политического развития»: материалы. Ч. 2. М., 2006. С. 19-34).

8 A Shi'ite Pilgrimage to Mecca, 1885-1886: The Safar-nameh of Mirza Mohammad Hosayn Farahani. Ed. and transl. by Hafez Farmayan, Elton L. Daniel. Austin: University of Texas Press, 1990. P. 184.

9 См.: Яровой-РавскийВ.И. Паломничество (хадж) в Мекку и Медину // Сборник материалов по мусульманству. Т. 1. СПб, 1889. С. 148.

способе разбазаривания народного благосостояния, когда «крупные денежные средства расходуются хаджиями, переходя безвозвратно к чужеземному населению»10. Особое опасение вызывала реальная опасность проникновения в Российскую империю инфекционных заболеваний, прежде всего холеры и чумы11. По этим причинам по мере роста массовости хаджа активизировался сбор касающейся его информации. Об этом свидетельствует относящийся к последней четверти XIX - началу XX в. впечатляющий массив документов -отчетов и рапортов в органы власти различных уровней об обстановке вокруг хаджа, сопутствующих ему проблемах и способах их 12

разрешения12.

Одним из первых важных действий на пути налаживания государственного контроля над хаджем стало изучение и анализ паломнических маршрутов. Сбор соответствующих данных был поручен новым консульским представительствам, открытым начиная с 1880-х гг. в транзитных центрах, через которые двигались паломники. Основными центрами аккумуляции информации, полученной от хаджи, были Багдад13, Джидда14, Кербела, Мешхед, Стамбул и Бомбей15. Консульские учреждения в этих городах следили за потоком российских паломников, предоставляли им услуги и докладывали о движении паломников в Министерство иностранных дел. Как мы видим, сеть вновь созданных консульств охватывала

10 Там же. С. 147.

11 Там же.

12 См.: РезванЕ.А. Ал-хаджж из России //Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998. С. 96-99. По этой теме см.: Давлетшин А. Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз. СПб, 1899; Отчет о командировке в Джидду врача Д. Заболотного. СПб., 1897; Яро-вой-Равский В.И. Паломничество (хадж) в Мекку и Медину; Миропиев М. Религиозное и политическое значение хаджа. Казань, 1877; Тухолка С. Русские паломники в Хиджазе // Сборник консульских донесений. Вып. 6. 1901; Никольский М.Э. Паломничество мусульман в Мекку // Исторический вестник. 1911. Т. 124 (апрель-май); СоколовД.Ф. Поездка в город Джедду // Исторический вестник. 1902. Т. 88 (май).

13 Вице-консульство Российской империи в Багдаде было открыто в 1857 г., которое впоследствии в 1881 г. было преобразовано в генеральное консульство.

14 Консульство в Джидде было открыто в 1891 г.

15 Консульство в Бомбее начало работу в 1900 г. (об открытии консульства в Бомбее подробнее см.: Русско-индийские отношения в 1900-1917 гг.: сборник архивных материалов. М., 1999. С. 30).

центры шиитского паломничества - Кербелу16 и Мешхед17. Таким образом, царское правительство не упускало из виду паломничество к шиитским святыням18, однако основным фокусом государственного внимания оставалось самое массовое паломничество российских мусульман - хадж в Мекку.

Как уже отмечалось, с 1870-х годов проблемы, связанные с хаджем мусульман - российских подданных, активно обсуждалась Министерством иностранных дел, посольством в Стамбуле и позднее -консульством в Джидде. К внешнеполитическим ведомствам в этом вопросе подключились главы администраций регионов компактного проживания мусульман - генерал-губернаторы Туркестана, Новороссийского края, Бессарабии, а также и кавказский наместник19. К этому их подвигла, помимо прочих причин, Кавказская война 1817-1864 гг. и присоединение к России большей части Туркестанского края - обширных территорий с мусульманским населением. Местным чиновникам вменялось в обязанность информировать вышестоящие инстанции об обстановке, связанной с паломничеством подконтрольных им мусульман в Аравию.

Формирование консульской сети в узловых центрах на пути хаджа подтверждает то, что к концу XIX в. государственная политика в отношении хаджа вышла на новый системный уровень. Помимо содействия паломникам консульские учреждения исполняли самые разнообразные функции, что мы можем проследить по архивным материалам, посвященным начальному периоду работы консульства в Джидде. Первому российскому консулу в Джидде статскому советнику Ш.М. Ибрагимову20, который был назначен в 1891 г., вменялось в обязанности вести учет находившихся в городе российских подданных, сообщать о неблагонадежных лицах - «фанатиках»,

16 Вице-консульство в Кербеле приступило к работе вскоре после открытия консульства в Багдаде в 1881 г.

17 Консульство в Мешхеде было открыто в 1889 г.

18 К концу XIX в. Кербелу, Мешхед и Неджеф посещало все больше мусульман Закавказья. О государственной заинтересованности в шиитском паломничестве и документации касательно шиитского зарубежного паломничества см.: Васильев А. Паломники из России в шиитских святынях Ирака. Конец XIX века // Восточный архив. 2013. № 1(27). С. 9-17.

19 См.: НефляшеваН.А. Указ. соч. С. 19.

20 Первому российскому консулу в Джидде Ш.М. Ибрагимову не суждено было проработать больше года. Подхватив холеру, он умер.

возвращающихся после совершения хаджа в Россию, и самому совершить хадж, чтобы иметь о нем ясное представление. Ему также предписывалось «выяснить политическое значение священных городов ислама, изучить состояние торговли, по возможности помочь завязать торговые связи российскому купечеству с туземцами, наладить связи с шейхами племен, предпринять поездки во внутреннюю Аравию с целью узнать политическое положение племен, выяснить

значение портового города Ямбо21 и необходимость назначения туда

22

агента»22.

С появлением консульского отдела в Джидде появилась возможность вести приблизительный подсчет прибывавших в Хиджаз российских паломников. Из двух отчетов за 1893 и 1894 гг. второго российского генерального консула в Джидде - А.Д. Левицкого, занявшего этот пост после смерти Ш.М. Ибрагимова23, мы узнаем, что через Афганистан, Индию и Суэц в Аравию в 1891 г. прибыло паломников - российских подданных более 2 тыс., в 1892 г. - 3850 человек, в 1893 г. - 6136, в 1894 г. - 3349 человек24. Вместе с тем подчеркнем, что приведенные цифры весьма далеки от действительности. Вычислить из общей массы паломников россиян не представ-

25

лялось возможным, поскольку многие из них не имели паспортов25. Однако по материалам других консульских донесений из Багдада и Джидды российских паломников как шиитов, так и суннитов, за один сезон хаджа насчитывалось приблизительно от 18 до 25 тыс.26 В связи с этим приведем информацию штабс-капитана Абдулази-за Давлетшина (1861-1920) по поводу количества паломников из России в 1898 г. «Вследствие запрещения выдачи паломнических паспортов, - читаем в его отчете, - прибыло в Мекку очень немного русских мусульман, всего 450 чел., приблизительно 1/10 того количества, которое, по рассказам далилей, бывает в благополучные годы»27, т. е. около 4 тыс. 500 человек в год. В последующий период,

21 Янбо - порт на Красном море.

22 АВПРИ. Ф.: «Посольство в Константинополе». Оп. 517/2. 1891.

23 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1202.

24 См.: Яровой-Равский В.И. Указ. соч. С. 136.

25 Там же. С. 146.

26 Там же. С. 137.

27 Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз // Хадж российских мусульман. № 2. Ежегодный сборник путевых заметок о хадже. Н. Новгород, 2009. С. 63.

по данным российского консульства в Джидде, число российских паломников составляло 6 тыс. в 1901 г., 16 тыс. в 1902 г., более 5 тыс. в 1903 г.28 По сведениям автора работы «Паломничество мусульман в Мекку»29 М.Э. Никольского, в промежутке между 1909 и 1911 г. Мекку ежегодно посещали от 6 до 10 тыс. русско-поданных хаджиев, но он оставляет открытым вопрос точного ежегодного количества российских паломников, дополняя свою информацию, что их число не поднимается выше 16 тыс. человек30. Это еще раз доказывает, что определение точного количества паломников из России в конце XIX - начале XIX в. оставалось невозможным по ряду причин: отсутствие у некоторых паломников паспортов, проездных документов, слабая внутренняя организация статистики, хаотичное движение паломников и отсутствие пограничных пунктов и четких границ между государствами, где погранотряды могли бы фиксировать

31

проходящих через границу хаджиев31.

В начале XX столетия российские власти продолжили политику патронажа в отношении хаджа россиян в Мекку. «Правительство относится далеко не безучастно, - писал в 1911 г. российский посол в Стамбуле Н.В. Чарыков32, - к совершению хаджа не только российскими подданными, но и мусульманами прилегающих к России среднеазиатских государств, пользующихся русскими железными

28 См.: Резван Е. Ал-хаджж из России. С. 97.

29 См.: Никольский М.Э. Паломничество мусульман в Мекку // Исторический вестник. 1911. Т. 124. Апрель. С. 256-292 (начало); Он же. Паломничество мусульман в Мекку // Исторический вестник. 1911. Т. 125. Май. С. 603-638 (конец).

30 См.: Никольский М.Э. Указ. соч. Т. 124. Апрель. С. 258-259.

31 Паломник, в зависимости от своих возможностей и целей поездки, выбирал свой путь и средство передвижения по маршруту (морской, железнодорожный, конный или пеший). Если хаджи выбирал морской или железнодорожный путь, то это предполагало наличие у него паспорта, проездных документов, фиксацию его передвижения на пограничных и карантинных пунктах и т.п. Все эти мероприятия помогали государственным ведомствам и чиновникам вести статистику. Однако передвигаясь верхом или пешком, паломник чаще всего был предоставлен сам себе или руководителю группы по выбору наземного маршрута, обхождения проверочных пунктов и карантинных зон из-за отсутствия у них паспортов и любых других документов, что предполагает непопадание в статистику.

32 О нем подробнее см.: Арапов Д.Ю. Русский посол в Турции Н.В. Чарыков и его «заключение по мусульманскому вопросу». 1911 г. // Вестник Евразии. 2002. № 2(17). С. 148-164.

дорогами и пароходами для путешествия в Мекку... [оно] заботится о безопасности, удобстве, дешевизне и санитарном обеспечении хаджа и с этой целью организовало и допустило целую систему льготных пароходных сообщений через Константинополь при деятельном

33

участии русских консульских учреждений»33.

Немаловажной частью такого значительного события в жизни мусульманина, как хадж, был выбор пути от места проживания до Мекки. Российские паломники добирались до сердца Аравии тремя основными маршрутами, апробированными временем.

Первый маршрут - «Северный» (или Черноморский) - начинался в портах Сухуми, Батуми, Поти, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Херсон, Одесса и иногда в Севастополе. Далее путь пролегал через Стамбул, откуда паломники добирались до Мекки двумя путями -через Египет или Сирию. Этот путь хаджа в основном использовался мусульманами-суннитами, проживающими на территории европейской части Российской империи, Северного Кавказа и частично Закавказья. По данным на конец XIX в., ежегодно «Северный» маршрут избирали от 2 до 3 тыс. паломников34. Этот маршрут был наиболее затратным и сложным в плане оформления необходимых официальных документов, поскольку требовалось выправить паспорт и приобрести билеты для проезда.

«Египетское» колено этого маршрута предполагало движение через Александрию и Суэц в аравийские порты Джидду или Янбо, а оттуда - в Мекку и Медину35.

Хорошо известно, что на протяжении столетий из Каира в Мекку ежегодно отправлялся большой караван хаджа36. Некоторые российские паломники, по преимуществу богословы и служители культа, включали в свой паломнический маршрут египетскую столицу, куда они прибывали загодя, чтобы провести время во всемирно известном учебном исламском учебном заведении -

33 Цит. по: РГИА. Ф. 821 «Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД». Оп. 133. Ед. хр. 469. Л. 293-302.

34 См.: Яровой-Равский В.И. Указ. соч. С. 146.

35 Там же. С. 143.

36 См. подробно о египетском караване хаджа в Мекку: Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII - первая четверть XIX в.) М., 1996. С. 54-82.

аль-Азхаре37 и других каирских медресе, пообщаться с коллегами и пополнить свои знания38. Дождавшись выхода паломнического каравана, они присоединялись к нему и шли в Мекку39. Однако с открытием Суэцкого канала в 1869 г. и запуском морского сообщения до Джидды значимость египетского каравана хаджа постепенно сошла на нет.

«Сирийское» колено «Северного» пути хаджа включало следование из Стамбула через Гебзе, Эскишехир, Конью, Адану и Алеппо в Дамаск, где россияне вливались в состав сирийского паломнического каравана, который пополняли паломники с Балкан, из Анатолии, Центральной Азии, с Кавказа и из Ирана.

Маршрут из Дамаска в Медину пролегал через поселения Му-заириб, Эль-Балка и Маан, а затем через аравийские населенные пункты Зат уль-Хадж, Табук, Мадаин Салих и Хайбар40. В целом путь от Дамаска до Медины обычно занимал 27-30 дней, а от Медины до Мекки - 12 суток41.

Сирийский караван хаджа, как и египетский, шел под усиленной вооруженной охраной. По сведениям штабс-капитана Абдулазиза Давлетшина, в 1898 г. военный эскорт сирийского паломнического

37 Каир включил в свой паломнический маршрут выдающийся татарский теолог и просветитель Шигабуддин Марджани (1818-1889). Он воспользовался обычным путем из Казани по Волге до Нижнего Новгорода, а оттуда поездом до Одессы, откуда морским путем переправился в Стамбул, затем через Измир - в Александрию, откуда проследовал до Каира, затем в Суэц, Янбо, Медину и Мекку. См. подробно: Рихлат ал-Марджани [«Путешествие Марджани»] // Очерки Марджани о восточных народах. Казань, 2003. С. 54-75.

38 Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте. С. 54-55. Каир включил в свой паломнический маршрут выдающийся татарский теолог и просветитель Шигабуддин Марджани (1818-1889). Он воспользовался обычным путем из Казани по Волге до Нижнего Новгорода, а оттуда поездом до Одессы, откуда морским путем переправился в Стамбул, затем через Измир - в Александрию, откуда проследовал до Каира, затем в Суэц, Янбо, Медину и Мекку. См. подробно: Рихлат ал-Марджани [«Путешествие Марджани»] // Очерки Марджани о восточных народах. Казань, 2003. С. 54-75.

39 АВПРИ. Ф.: Турецкий стол (новый). Оп. 502/2. Д. 3272. Раздел «Паломничество в Месопотамию».

40 Umre Ozel. Skylife. The Umrah issue. 2013. The Hejaz during the Ottoman Period. P. 53-67.

41 Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз // Хадж российских мусульман. № 2. Ежегодный сборник путевых заметок о хадже. Н. Новгород, 2009. С 21.

каравана состоял из 550 всадников и имел с собой два горных ору-

42

дия.

Необходимость военного конвоя диктовалась требованиями времени, поскольку нередко караван становился объектом нападения со стороны проживавших на пути хаджа бедуинов. Главной целью грабительских набегов номадов было приобретение богатой добычи: это могло быть имущество паломников, следовавшие с караваном материальные объекты, предназначенные для главных мечетей Мекки и Медины, а также выделенные дамасским пашой денежные средства, предназначенные для поддержания жизнедеятельности священных городов Аравии. «Зло это развивается во время движения паломников, - писал Абдулазиз Давлетшин, -грабежом занимаются целые кабиля (племена), ничуть не считая это преступлением, свободно и открыто распродавая добытое этим путем имущество»43. Несмотря на то что в планы бедуинов убийство паломников не входило, тем полностью избежать жертв не удавалось.

Второй маршрут - «Закавказский» - использовался главным образом российскими мусульманами-шиитами, по пути в Аравию посещавшими и священные для них города Неджеф, Кербелу и Куфу44. Паломнические группы концентрировались в пограничном с Ираком иранском городе Керманшахе45, откуда они направлялись в Багдад, а затем в составе большого каравана хаджа - в Мекку и Медину, посещая по пути шиитские центры паломничества. По данным на 1899 г., этим маршрутом ежегодно проходило от 12 до 15 тыс. российских паломников46.

Третий маршрут - «Среднеазиатский» - был наиболее удобен для мусульман Центральной Азии, а также Сибири и Урала, где проживало значительное число татар. Этот путь пролегал через Самарканд и Бухару, далее через север Афганистана - г. Мазари-Шариф, затем через Кабул, соединявший Афганистан с Британской Индией Хай-барский проход, и Пешавар. Из Пешавара паломники добирались

42 Там же.

43 Там же. С. 19-20.

44 См.: Яровой-Равский В.И. Указ. соч. С. 143.

45 Там же. С. 144.

46 Там же. С. 143.

поездом либо до Карачи, либо до Бомбея, а оттуда уже морским путем, огибая Аравийский полуостров, до Джидды или Янбо47.

Наряду с хрестоматийными паломническими маршрутами известны и другие, нестандартные пути хаджа, которые использовались достаточно редко. В этом отношении ярким примером служит хадж, совершенный в 1899-1901 гг. муллой из деревни Петряксы Алатырского уезда Симбирской губернии Хамидуллой Альмуше-вым и описанный им в его труде о путешествии - хадж-наме48. Начальный отрезок его маршрута пролегал не по направлению на юг, а окольными путями - через Санкт-Петербург, Польшу, Австрию, Венгрию, Сербию, Грецию, откуда он наконец добрался до турецких земель. Из Турции он двинулся в Ливан, Сирию и Палестину, затем в Египет и оттуда - в Джидду49.

Описание маршрута Хамидуллы Альмушева был включено в «Путеводитель для хаджиев» Гали Ризы50, который увидел свет в Казани в 1909 г. Эта работа, отвечавшая насущным потребностям паломников, содержала рекомендации по поводу оформления паспортов и приобретения железнодорожных и пароходных билетов, список необходимых в дороге предметов, инструкции по прохождению таможни и карантина, советы, связанные с посещением святых мест, и много другой полезной информации, в которой так нуждались отправлявшиеся в хадж. Необходимость издания свежих путеводителей, отвечавших насущным потребностям паломников, была осознана и ранее. В Казани в 1882 и 1901 гг. была опубликована серия брошюр под названием «Китаб манасик аль-хадж» («Книга путей хаджа»)51, в которых повествовалось о значимости хаджа, духовной подготовке мусульманина к главному событию в его жизни, подробно описывались паломнические обряды и ритуалы. Попутно отметим, что появление такого рода печатной продукции в опреде-

47 Яровой-Равский В.И. Указ. соч. С. 145-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 См.: АльмушевХ. Хадж-наме. Книга о хадже. Путевые заметки. Н. Новгород, 2006.

49 Там же. С. 10-15.

50 Гали Риза. Ха^иларга рафик яхуд ха^иларныц алданлыкларыны бэян вэ ал-данмаенча йорергэ тугры тарик» («Путеводитель для хаджиев, или рассказ о том, как их обманывают и как правильно избегать мошенничества»). Казань, 1909. С. 12-16.

51 Зайнутдин бин Шарафутдин аль-Булгари. Китаб манасик аль-хадж («Книга путей хаджа»). Казань, 1882; 1901.

ленной степени настораживало власти, которые расценивали ее как излишнюю рекламу хаджа. Так, в 1895 г. российское консульство в Джидде отмечало, что возросшая мода на хадж привлекала в Хиджаз

" 52

людей посторонних, далеких от ислама52.

До развития пароходства и открытия Суэцкого канала сирийский и египетский караваны имели для паломничества огромное значение. Каир и Дамаск служили тогда для большинства паломников, отправлявшихся в Хиджаз с севера и запада, основными сборными пунктами.

Со временем на смену традиционным паломническим караванам пришли новые средства передвижения. Этапным в этом отношении стало строительство Хиджазской железной дороги в период правления Абдул-Хамида II (1842-1918; правил в 1876-1909 гг.). По замыслу ее архитекторов, она должна была быть возведена на историческом пути паломников, которые за многовековую историю ислама проложили путь в святые земли Аравии. Этот масштабный проект53 преследовал ряд целей морального, стратегического и экономического характера. С его помощью мыслилось укрепить авторитет османского султана как халифа, улучшить взаимосвязь имперского центра и Западной Аравии и обеспечить безопасность и комфортность паломников, путешествовавших в святые земли ислама.

Сбор средств на строительство начался в мае 1900 г. Абдул-Ха-мид лично пожертвовал на него 50 тыс. турецких лир, и его примеру последовали государственные чиновники и рядовые граждане Османской империи54. Деньги собирали по всему мусульманскому миру и в странах компактного проживания адептов ислама. Пожертвования внесли, помимо прочих, мусульмане России, Европы, Америки и Центральной Азии55.

Первый паровоз прибыл в Медину по Хиджазской железной дороге 1 сентября 1908 г. От Дамаска до Медины он добрался за три дня вместо 40 дней караванного пути56. По предварительным расчетам, железная дорога должна была окупиться в короткие

52 АВПРИ. Ф. 180 (Посольство в Константинополе). Оп. 517/2. Д. 532. I. 223 об.

53 За основу был взят западный проект, который учитывал особенности османского архитектурного стиля при оформлении железнодорожных вокзалов и станций.

54 Umre Ozel. Skylife. 2013. P. 53-67.

55 Ibidem.

56 Ibidem.

сроки. Предполагалось, что вне сезона хаджа она будет служить для транспортировки грузов и военных отрядов в отдаленные от Стамбула регионы. Однако во время Первой мировой войны железнодорожное полотно было частично разрушено, а после распада Османской империи дорога оказалась на территории новых государственных образований, которые были не в состоянии поддерживать ее в рабочем состоянии. Планировавшиеся участки до Джидды и Мекки так и не были построены. В наши дни действуют лишь ограниченные отрезки Хиджазской железной дороги - от Дамаска до Аммана и от фосфатных месторождений около Маана до Акабского залива57.

Анализ становления паломнических маршрутов в Мекку и Медину дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию в отношении организации хаджа российских мусульман во второй половине XIX - начале XX в. На выбор пути следования паломников до святых мест Аравии влияли множественные факторы, в их числе исходные пункты путешествия, финансовые возможности паломников, их предпочтения относительно видов транспорта, региональная обстановка, безопасность передвижения, планы по посещению центров мусульманской учености и святых мест вне Хиджаза. С середины XIX в. в организацию хаджа включился эффективный фактор - технический прогресс. Налаживание регулярного морского и железнодорожного сообщения кардинальным образом повлияло на хадж российских мусульман, делая его мероприятием менее рискованным и более доступным. Наряду с этим отметим и качественные сдвиги в вопросе государственного внимания к нуждам российских паломников, а также контролю и урегулированию процесса организации хаджа из России в Мекку и Медину. Несмотря на то что некоторые специалисты в вопросе мусульманского паломничества пытались навязать руководству свое мнение о необходимости полного или частичного запрета хаджа для российских мусульман под предлогом утечки больших финансовых средств из России, распространения эпидемий и различных заболеваний, усиления фанатизма и радикализма в среде мусульман русско-подданных и проявления их большей симпатии

57 См.: Абидулин А.М. Символизм и власть во время правления султана Абдул-Хамида II // Власть. Вып. 10. М., 2008. С. 125-129.

к Халифату и халифу58, нежели к царю Российской империи, все же государственный акцент был сделан на повышение качества организации паломничества и создание благоприятных условий паломникам на всем протяжении их пути из России до святых мест Аравии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абидулин А.М. Символизм и власть во время правления султана Абдул-Хами-да II // Власть. Вып. 10. М., 2008. С. 125-129.

2. АльмушевХ. Хадж-наме. Книга о хадже. Путевые заметки. Н. Новгород, 2006.

3. Арапов Д.Ю. Русский посол в Турции Н.В. Чарыков и его «заключение по мусульманскому вопросу». 1911 г. // Вестник Евразии. 2002. № 2(17). С. 148-164.

4. Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII - первая четверть XIX в.). М., 1996.

5. Васильев А. Паломники из России в шиитских святынях Ирака. Конец XIX века // Восточный архив. 2013. № 1(27).

6. Гали Риза. Ха^иларга рафик яхуд ха^иларныц алданлыкларыны бэян вэ алданмаенча йорергэ тугры тарик» (Путеводитель для хаджиев, или рассказ о том, как их обманывают и как правильно избегать мошенничества). Казань, 1909.

7. Египет, Ближний Восток и глобальный мир: сб. науч. ст. М., 2006.

8. Елисеев А.В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб, 1885.

9. Зайнутдин бин Шарафутдин аль-Булгари. Китаб манасик аль-хадж («Книга путей хаджа»). Казань, 1882; 1901.

10. Мансуров Б.П. Православные паломники в Палестине. СПб, 1858.

11. Миропиев М.А. Религиозное и политическое значение хаджа или священного путешествия мухаммедан в Мекку для совершения религиозного празднества // Миссионер. противомусульман. Сб.: Тр. студ. Миссионер. противомусульман. отд-ния при Казан. духовн. акад. 1877. Вып. 15.

12. НефляшеваН.А. Российская империя: опыт хаджа. Сходство и различия региональных стратегий (70-е гг. XIX в.) // II Межвузовская научная конференция «Россия и современный мир: проблемы политического развития»: материалы. Ч. 2. М., 2006. С. 19-34.

13. НикольскийМ.Э. Паломничество мусульман в Мекку // Исторический вестник. 1911. Т. 124. Апрель. С. 256-292 (начало).

58 См. подробно: Миропиев М.А. Религиозное и политическое значение хаджа или священного путешествия мухаммедан в Мекку для совершения религиозного празднества // Миссионер. противомусульман. Сб.: Тр. студ. Миссионер. противо-мусульман. отд-ния при Казан. духовн. акад. 1877. Вып. 15. 251 с.; Яровой-Рав-ский В.И. Указ. соч. С. 129-156.

14. Никольский М.Э. Паломничество мусульман в Мекку // Исторический вестник. 1911. Т. 125. Май. С. 603-638 (конец).

15. Общий свод по империи разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб, 1905. Т. I.

16. Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз. СПб, 1899.

17. Отчет о командировке в Джидду врача Д. Заболотного. СПб, 1897.

18. Резван Е.А. Ал-хаджж из России // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998. С. 96-99.

19. Рихлат ал-Марджани [«Путешествие Марджани»] // Очерки Марджани о восточных народах. Казань, 2003.

20. Русско-индийские отношения в 1900-1917 гг.: Сборник архивных материалов. М., 1999.

21. Соколов Д.Ф. Поездка в город Джедду // Исторический вестник. 1902. Т. 88 (май).

22. Тухолка С. Русские паломники в Хиджазе // Сборник консульских донесений. Вып. 6. 1901.

23. Яровой-Равский В.И. Паломничество (хадж) в Мекку и Медину // Сборник материалов по мусульманству. Т. 1. СПб, 1889.

24. A Shi'ite Pilgrimage to Mecca, 1885-1886: The Safar-nameh of Mirza Mohammad Hosayn Farahani. Ed. and transl. by Hafez Farmayan, Elton L. Daniel. Austin: University of Texas Press, 1990.

25. Umre Ozel. Skylife. The Umrah issue. 2013. The Hejaz during the Ottoman Period. P. 53-67.

Ildar A. Nurimanov

FORMATION OF THE MUSLIM PILGRIMAGE ROOTS FROM THE RUSSIAN EMPIRE TO ARABIA IN THE SECOND HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENTURIES

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

This article analyzes the development of Russia's Muslims' pilgrim routes from different parts of Russia to the sacred places in Arabia. Two types of routes are reviewed: traditional and alternative rarely used Hajj routes. The article also examines the participation of the authorities in the organization of Hajj, the specifics of their activities, and the degree of their interest and assistance in the matters of the pilgrimage. The regulatory policy was influenced by a number of factors, among which were the attempts to erect barriers against infectious diseases, prevent Russia's Muslims from acquiring radical religious ideas, implement the passport system, choose the most secure routes and monitor the flow of pilgrims. The establishment of the network of Russian consulates, through which the Hajj routes run, shows that by the end of the 19th century Russia's Hajj policy entered a new phase.

Key words: Hajj; pilgrimage routes; Russian Empire; consular office; Muslims; Islam.

About author: Ildar A. Nurimanov - Graduate Student of the Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: ildar-nn@yandex.ru).

REFERENCES

1. Abdulin A.M. Simvolizm i vlast' vo vremya pravleniya sultana Abdul-Hamida II (Symbolism and power during the reign of Sultan Abdul-Hamid II). Vlast'. Vyp. 10. M.: Redakciya jurnala "Vlast'", 2008. S. 125-129.

2. Al'mushev H. Hajj-name. Kniga o hajje. Putevye zametki (The Hajj-name. Book of pilgrimage. Travel notes). N. Novgorod: Izd-vo NIM "Mahinur", 2006.

3. Arapov D.Yu. Russky posol v Turcii N.V. Charykov i ego "zaklyuchenie po musul'manskomu voprosu". 1911 g. (Russian Ambassador in Turkey N.V. Charykov and his "conclusion on the Muslim issue"). Vestnik Eurasii. 2002. № 2(17). S. 148-164.

4. Acamba F.M., Kirillina S.A. Religia I vlast': Islam v Osmanskom Egipte (XVIII -pervaya chetvert' XIX v.) (Religion and power: Islam in Ottoman Egypt (18 - the first quarter of 19 century)). M.: Izd-vo MGU, 1996.

5. Vasil'ev A. Palomniki izRossii vshiitskih svyatynyah Iraqa. KonecXIX veka (Pilgrims from Russia in the Shiite shrines of Iraq. The late 19 century). Vostochny arhiv. 2013. № 1(27).

6. Gali Riza. Putevoditel' dlya hajjiev, ili rasskaz o tom, kak obmanyvayut i kak pravil 'no izbegat' moshennichestva (A guide for hajis, or a story about how they are deceived and how to avoid fraud). Kazan': Urnek, 1909.

7. Egipet, Blizhny Vostok i global'ny mir (Egypt, Middle East and global world). Sb. nauch.st. M.: Izd-vo "Krankes", 2006.

8. Eliseev A.V. S russkimi palomnikami na Svyatoy Zemle vesnoyu 1884 goda (With Russian pilgrims in the Holy Land in the spring of 1884). SPb, 1885.

9. Zainutdin bin Sharafuttdin al'-Bulgari. Kniga putei hajja (The pilgrimage routes' book). Kazan', 1882.

10. Mansurov B.P. Pravoslavnyepalomniki vPalestine (Orthodox pilgrims in Palestine). SPb, 1858.

11. Miropiev M.A. Religioznoe i politicheskoe znachenie hajja ili svyashennogo puteshestvya muhammedan v Meccu dlya soversheniya religioznogo prazdnestva (Religious and political significance of Hajj or Holy journey of Mohammedans to Mecca for religious performance). Missioner. protivomusul'man. sb.: Tr. stud. Missioner. protivomusul'man. otd-niya pri Kazan. duhovn. acad. 1877. Vyp. 15.

12. Neflyasheva N.A. Rossiyskaya imperiya: opyt hajja. Shodstvo i razlichiya regional'nyh strategy (70 e gg. XIX v.) (The Russian Empire: the experience of the Hajj. Similarities and differences of regional strategies (70th of 19 century)). II Mezhvuzovskaya nauchnaya konferenciya "Rossiya i sovremenny mir: problemy politicheskogo razvitiya": materialy. M., 2006. Ch. 2. S. 19-34.

13. Nikol'sky M.E. Palomnichestvo musul'man vMeccu (Muslim pilgrimage to Mecca). Istorichesky vestnik. 1911. T. 124, aprel'. S. 256-292 (nachalo).

14. Nikol'sky M.E. Palomnichestvo musul'man vMeccu (Muslim pilgrimage to Mecca). Istorichesky vestnik. 1911. T. 125, may. S. 603-638 (konec).

15. Obshiy svodpo imperii razrabotki dannyh pervoy vseobshey perepesi naseleniya, proizvedennoi 28yanvarya 1897 g. (General summary ofthe Empire data development of the first General population census, made on January 28, 1897). SPb, 1905. T. I.

16. Otchet shtabs-kapitana Davletshina o komandirovke v Hidjaz. SPb, 1899.

17. Otchet o komandirovke v Djiddu vracha D. Zabolotnogo. SPb, 1897.

18. Rezvan E.A. Al-hajj iz Rossii. Islam na territorii byvshei Rossiiskoi imperii: encik-lopedicheskii slovar'. Vyp. 1. M.: Izdatel'skaya firma Vostochnaya literature RAN, 1998. S. 96-99.

19. Rihlat al-Marjani ["Puteshestvie Marjani"]. Ocherki Marjani o vostochnyh narodah. Kazan', 2003.

20. Russko-indiiskie otnosheniya v 1900-1917 gg.: sbornik arhivnyh materialov. M.: Vostochnaya literature RAN, 1999.

21. Sokolov D.F. Poezdka v gorodDjiddu. Istoricheskii vestnik. 1902. T. 88 (mai).

22. Tuholka S. Russkie palomniki v Hidjaze. Sbornik konsul'skih doneseniy. Vyp. 6. 1901.

23. Yarovoi-ravskii V. I. Palomnichestvo (hajj) v Meccu i Medinu // Sbornik materialov po musul'manstvu. T. 1. SPb, 1889.

24. A Shi 'ite Pilgrimage to Mecca, 1885-1886: The Safar-nameh of Mirza Mohammad Hosayn Farahani. Ed. and transl. by Hafez Farmayan, Elton L. Daniel. Austin: University of Texas Press, 1990.

25. Umre Ozel. Skylife. The Umrah issue. 2013. The Hejaz during the Ottoman Period. P. 53-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.