УДК 398(470.57)
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ О ЛЮБВИ И ИХ ОБРАЗНАЯ СИМВОЛИКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕСЕН, ЗАФИКСИРОВАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Н. М. Сиражитдинова
Башкирскирский государственный университет, Учалинский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453700 г. Учалы, ул. Энергетиков, 29.
Тел./факс: +7 (34791) 3 96 81.
Е-шаП: [email protected].
Работа посвящена исследованию башкирских лирических народных песен, зафиксированных на современной территории Челябинской области.
Ключевые слова: башкирская песня, символ, любовь, образы, кукушка, ласточка, птицы, жеребенок, олень, девушка.
К башкирским народным лирическим песням, зафиксированным на территории Челябинской области, посвященным любви, относятся «Второй Кулуй», «Кулгизар», «Бадриян», «Под мельницей глубокая вода», «Шагура-красавица», «Бекас»,
«Любимая», «Аргаяш», «Дождь идет», «Ветер дует поддувает», «На заре», «Красавица», «Мадинакай» -2 варианта, «Эй-хей, кукушка», «Зубаржат», «Кукушка кукует и кукует», «Девушка» [1].
Анализ данных песен показывает нам яркие образные картины. Так, в песнях любовь ассоциируется со сладкой едой:
...Отец - сахар, мать - мед,
Слаще сахара-меда - любимый.
(«Любимый»)
...Красивая девушка собирает ягоды,
На руке у нее ведро.
Ягоды она собирает для пастилы Своему возлюбленному.
(«Красивая девушка»)
...Когда ходил я вдоль Агидели Вода была очень холодной.
Хотя вода и холодная,
Пламя в сердце не кончается...
(«Кукушка кукует и кукует»)
Перед домом моим яблоня,
Мадинакай - цветочек кудрявый.
Тень от нее падает в сад.
Если нет своего счастья,
Мадинакай - цветочек кудрявый,
То девушек продают за деньги.
(«Мадинакай»)
Перед домом моим яблоня,
Каждый раз опираюсь на нее,
Вижу во сне свою любимую,
Хочу поцеловать, но просыпаюсь.
(«Мадинакай»)
...Вдоль Дениса цветет черемуха,
Черемуха цветет лишь ночью.
Если любимая твоя красавица,
Обнимал бы ее всю ночь.
(«Любимая»)
Молодые люди готовы «умереть» от любви в объятиях любимой:
... Если умру, то умру невинным, душа моя, Бадриян, Лишь в твоих объятиях...
(«Бадриян»)
... Если догонишь, то поцелуешь, Шагура-красавица,
Если споткнешься, умрешь невинным...
(«Шагура-красавица»)
В следующей строфе песни, как и в самой песне, речь идет о джигите, который не может заплатить калым за свою любимую:
...Под мельницей глубокая вода,
Не спускайся, джигит, умрешь.
Если поцелуешь девушку,
Нужно будет платить 100 рублей...
(«Под мельницей глубокая вода»)
С нашей точки зрения, в этой строфе интересен момент образного сравнения «глубокая вода под мельницей - цена за поцелуй девушки». Если мельница в прямом значении предназначена для перемалывания муки, а мука - это жизненно важный продукт, то глубокая вода под ней - это не только условие для нормальной работы мельницы, но и образ тех жизненных устоев, когда молодому человеку обязательно нужно заплатить «сто рублей», чтобы получить себе жену. А нарушишь «работу мельницы» - «погибнешь».
Кроме того, любовь - это не только прекрасное чувство, но и болезнь:
...Положение влюбленного очень тяжелое,
От любви похудеешь, душа моя.
(«Зубаржат»)
Любящий мужчина воспевает красоту своей возлюбленной:
...Твои черные глаза, как смородина, Мадинакай - красавица кудрявая,
Твой лик, словно костяника.
Словно костяника твой лик,
Мадинакай - красавица кудрявая,
А твои слова слаще меда и сахара.
(«Мадинакай»)
І88К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №1
191
Данная песня зафиксирована в двух вариантах. В варианте, записанном от Мухутдина Тажетдино-ва повествуется о любви к девушке Мадине, воспевается ее красота. Второй вариант является как бы продолжением первой, отчасти напоминая диалог между джигитом и девушкой: лирический герой, полюбивший Мадину, не в силах изменить что-либо, вынужден смириться с положением любимой. В обоих вариантах присутствует рефрен «Мадина-кай, цветочек кудрявый» и «Мадинакай - моя красавица кудрявая». Здесь нужно отметить, что среди башкирского народа бытует такая примета: если у человека кудрявые волосы, то судьба его тоже извивающаяся, непослушная и непредсказуемая. В этом отношении регулярно повторяющаяся строчка о кудрявых волосах Мадинакай, на наш взгляд, в символичной форме предопределяет дальнейшую жизнь этой девушки.
Ярким образом в песнях данной категории является образ кукушки. В башкирских народных поверьях кукушка символизирует одиночество, грусть, тоску [1, с. 37-38]. В песнях образ кукушки помогает раскрыть душевные переживания героини или героя. Например, в песне «Красавица-Шагура» девушка сравнивается с голубкой, которая выросла для своего любимого:
...Бело-синий пестрый голубь,
Шагура - красавица,
Выросла в тени, не загорела...
Но жизнеутверждающие, оптимистические ноты в один миг сменяет драматический пафос последней строфы песни:
...Утром встану и выйду
Красавица Шагура!
Слышен голос кукушки.
Расстанешься с любимым,
Красавица Шагура!
Тоска придет на много лет.
Параллелизм «голос кукушки - тоска из-за разлуки» драматизирует содержание песни, помогает представить состояние героини, которая осталась одна перед жестокой действительностью: расставанием с любимым. Финал этого народного произведения остается открытым. Неизвестно, что будет дальше в судьбе Шагуры-красавицы, однако ясно: «кукушка» будет сопровождать ее жизнь еще много лет.
С этой песней перекликается по смыслу и песня «Аргаяш». Ее героине тоже неизвестно, что ожидает ее в будущем: выйдет она замуж по любви или отдадут ее насильно. Сближает эту песню с песней «Ша-гура-красавица» и то, что в ней тоже присутствует образ кукушки - символа тоски и одиночества, что позволило тем, кто сложил эту песню, избегая многословия, лаконично передать состояние лирической героини. В то же время эта песня резко отличается от предыдущей: в композиционном построении здесь образ кукушки вводится сразу же с первой строфы:
Кукушка-бедняжка, ай, созывает,
Сложив свой хвост на голове.
Накосники ее у бедра,
А обе руки на плечах...
Первые строки говорят о кукушке - вечной бедняжке, которая созывает «сложив свой хвост на голове», ибо у птицы нет рук, чтобы держаться за голову. А в народных приметах держаться за голову, подпирать ладонью свой подбородок означает приближение неминуемой горести. Следующие две строки прямо связаны с мотивом, заложенным в первых строках: девушка на выданье слушает зов кукушки, обхватив себя же своими руками за плечи. Данная поза повествует о закрытости человека, о тягостных думах относительно будущего. Во-вторых, фраза «Шагура - красавица» выступает в качестве рефрена сначала после первой строки, потом - после двух строк. Этим самым подчеркивается ее несравненная красота. В песне «Аргаяш» приема рефрена нет, она построена на принципе параллелизма. Отсутствие рефрена, на наш взгляд, также ярко подчеркивает суть песни - состояние глубокой тоски и одиночества лирической героини. В этой песне образ кукушки соответствует образу девушки. Образ раскрывается через повествование о девушке, именно, кукушка во время созывания занимает определенное положение, такую же позу занимает и тоскующая девушка в песне. И данное состояние объединяет названные две песни.
Песня «Эй-хей, кукушка» посвящена на первый взгляд лишь описанию этой птицы: она кокетлива и непостоянна, печальна и одинока:
Эй-хей, кукушка, эй-хей, кукушка,
Кокетливая кукушка,
Кокетливая кукушка.
Вот она, вот она кукушка.
Почему же она печальна?
Эй-хей, кукушка, эй-хей, кукушка,
Улетела одинокая кукушка,
Улетела одинокая кукушка.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Однако, на наш взгляд, в этой песней как будто предупреждается о том, что нельзя подходить к образу кукушки стандартно, исходя из стереотипов. В песне «Эй-хей, кукушка» заложен глубокий психологизм человеческих отношений. А именно судьба человека. Судьба лирического героя этой песни складывается из взлетов и падений, она не постоянна. А фраза из песни «улетела одинокая кукушка» словно адресована проницательному слушателю, хорошо разбирающемуся в народной поэтической символике. Такой слушатель обязательно найдет в этой фразе ассоциацию с пролетевшей жизнью.
Из других поэтических приемов, характерных для лирических песен о любви данного региона, является образ спелой ягоды. Спелая ягода - это и девушка на выданье, и средство пропитания, и символ любви. Так, в песне «Красавица» образ ягод вбирает в себя несколько смысловых оттенков:
Красавица собирает ягоды,
Ведро у нее на руках.
Из ягод делает пастилу -Любимому другу подарок.
Красавица делает пастилу,
Чтобы чаем насладиться.
Потому что пастила с чаем Успокаивает сердце.
Здесь спелая ягода - это образ не только девушки на выданье, но и еда (пастила). Пастила -символ любви. Девушка делает ее и для любимого в качестве угощения, и для себя, так как ягода помогает успокоить «больное» от любви сердце. Сложный и многогранный клубок человеческих взаимоотношений проявляется в песне через синтез одного природного явления - спелых ягод.
Кроме того что девушки представлены в песнях и в образе кукушки, и в образе спелой ягоды наблюдается также целый ряд «птичьих образов», участвующих в поэтических сравнениях. Это такие образы, как дикий гусь:
...И туда летит дикий гусь,
И сюда летит дикий гусь.
Во рту у нее медный кубыз,
Идет, приплясывая, с песней красавица...
(«Под мельницей глубокая вода»)
голубка:
...Бело-синяя, синяя голубка, Шагура-красавица.
Выросла в тени, не загорела.
(«Шагура-красавица»)
пестрая утка:
...Пестренькая, эй, уточка Плывет сюда, а крылья ледяные.
Раз не можешь понравиться джигиту,
Зачем ты родилась красивой девушкой...
(«Ветер дует, поддувает»)
ласточка:
У стремительно пролетающей ласточки Крылья острые, а шея пестрая.
Обещал взять меня в жены,
После тебя кто меня возьмет.
(«Боярышник»)
лебедь:
... Если лебедь увидит сокола,
То прячется в камышах...
Получив письмо от тебя, я радуюсь,
Молодое сердце мечется.
(«Зубаржат»)
перепелка:
Прекрасная птица перепелка Взбирается прямо по дороге... Предначертанную справедливую судьбу Нельзя сбросить руками...
(«Зубаржат»)
Также в анализируемых нами песнях девушка предстает и в образах жеребенка и оленя:
...Словно не прирученный жеребенок,
Шагура - красавица,
Где ты такая выросла?!
(«Шагура-красавица»)
...У скачущего по хребту оленя Ноги не устают, шагом не ходят.
Куда бы олень ни пошел,
Он не бросит свою родину.
(«Ветер дует, поддувает»)
По сравнению с образами девушек образы молодых людей представлены в песнях не так ярко. А именно в образе сокола:
... Если лебедь увидит сокола,
То прячется в камышах...
(«Зубаржат»)
Также и название исторической песни «Синий сокол» - это образ мужчины-солдата, одетого в синюю военную форму.
ястреб:
Хей, ястреб ты, быстрая птица,
Не даешь ты сесть остальным на тополь... Положение влюбленного очень тяжело,
От любви похудеешь, душа моя.
(«Зубаржат»)
соловей:
Буду белым соловьем,
Сяду на твою правую бровь.
Гей-гей, гей-гей,
Сяду на твою правую бровь...
(«Гей-гей»)
лев:
...Если молодой человек терпит нужду,
То гнутся даже и мужчины-львы...
(«Степной курай»)
Таким образом, яркая образная картина, раскрывающаяся в башкирских лирических песнях о любви, зафиксированных на нынешней территории Челябинской области, включает прежде всего образы «птичего мира» для передачи чувств как мужчины, так и женщины, затем - мир животных и растений [2, с. 149-151]. Такое соотношение не случайно, так как чувство любви всегда окрыляет человека и данное чувство «возносит» его к небесам, делая недосягаемыми влюбленных для окружающих, что и является своеобразным народным поэтическим приемом в создании песни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миннуллин К. М. Песня как искусство слова: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Казань, 2001. С. 37-38.
2. Сиражитдинова Н. М. Мир животных и птиц в песенном творчестве башкир // Актуальные проблемы башкирской филологии: мат-лы региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию башкирского отделения БирГСПА. Бирск, 2006. С. 149-151.
Поступила в редакцию 08.04.2008 г.