Научная статья на тему 'Башкирская вышивка по счету нитей основы в собрании С.И. Руденко'

Башкирская вышивка по счету нитей основы в собрании С.И. Руденко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкиры / этнография / декоративное искусство / коллекции. / Bashkirs / ethnography / decorative arts / collections

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нечвалода Елена Евгеньевна

Статья посвящена коллекциям предметов декоративно-прикладного творчества башкир, украшенных в технике счетных вышивок, собранным С.И. Руденко. В ней рассматриваются вопросы истории их создания, ареалы бытования таких предметов, репрезентативность собранных материалов. Большое число собранных однотипных экспонатов позволяет проводить их анализ, выявляющий основные типы и их варианты, локальные особенности, постепенную эволюцию традиции в начале ХХ в., т.е. позволяет проследить ее развитие во времени и пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bashkir counted-thread embroidery in the collec- tion of Sergey I. Rudenko Аctivities of the museum «idnakar» for approbation of monetary silver (on the example of the Оmutnitsky treasure of the 9th century).

This paper describes the objects of the Bashkir applied art decorated with counted-thread embroidery from the collection of Sergey I. Rudenko. It considers the issues regarding the history of creation, areas of existence and representativeness of the collected materials. A great number of similar objects make it possible to perform their analysis and reveal major types and modifications, local features and gradual evolution of the tradition in the early 20th century, i.e. enable us to trace the development process in time and space.

Текст научной работы на тему «Башкирская вышивка по счету нитей основы в собрании С.И. Руденко»

Е.Е. Нечвалода

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального научного центра РАН

(г. Уфа)

Башкирская вышивка по счету нитей основы в собрании С.И. Руденко

Статья посвящена коллекциям предметов декоративно-прикладного творчества башкир, украшенных в технике счетных вышивок, собранным С.И. Руденко. В ней рассматриваются вопросы истории их создания, ареалы бытования таких предметов, репрезентативность собранных материалов. Большое число собранных однотипных экспонатов позволяет проводить их анализ, выявляющий основные типы и их варианты, локальные особенности, постепенную эволюцию традиции в начале ХХ в., т.е. позволяет проследить ее развитие во времени и пространстве. Ключевые слова: башкиры, этнография, декоративное искусство, коллекции.

E.E. Nechvaloda

R.G. KuzeevInstitute forEthnothological Studies, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of

Sciences (Ufa)

Bashkir counted-thread embroidery in the collection of Sergey I. Rudenko А^М^ of the museum «idnakar» for approbation of monetary silver (on the example of the Оmutnitsky treasure of the

9th century).

Abstract. This paper describes the objects of the Bashkir applied art decorated with counted-thread embroidery from the collection of Sergey I. Rudenko. It considers the issues regarding the history of creation, areas of existence and representativeness of the collected materials. A great number of similar objects make it possible to perform their analysis and reveal major types and modifications, local features and gradual evolution of the tradition in the early 20th century, i.e. enable us to trace the development process in time and space. Key words: Bashkirs, ethnography, decorative arts, collections

С.И. Руденко — крупнейшая, почти легендарная фигура в отечественной этнографии, археологии, антропологии.

Масштаб ученого определяли разносторонность его научных интересов и глубина проведенных изысканий. Он внес огромный вклад в развитие отечественной археологии, этнографии, антропологии, а кроме того в формирование широчайшей источниковой базы для последующих поколений этнографов, для новых изысканий. Осуществляя исследовательские экспедиции С.И. Руденко, еще будучи студентом, производил сборы коллекций этнографических артефактов, фотосъемку. Масштабы этой работы впечатляют. Всего С.И. Руденко приобрел около 1000 предметов этнографии башкир (колл. №№ 1002, 1234, 1265, 2881, 7439). Материалы поступили в Этнографический отдел Русского музея, преобразованный в 1934 г. в Государственный музей этнографии народов СССР (с 1992 г. — Российский этнографический музей) [3, с. 41].

Работая в 1906-1912 гг. среди башкир, он не упускал возможности собрать

этнографические материалы и по другим народам на исследуемых территориях. В Уфимской, Пермской, Оренбургской, Самарской губерниях за этот период он собрал: среди восточных марийцев около 380 предметов (колл. №№ 2719, 2848, 2849, 2850, 2851, 2852 — одежда, украшения, утварь, музыкальные инструменты), среди чувашей — более 250

(колл. №№ 1205, 2845, 2846 — одежда, утварь, предметы культового назначения: фигурки духов-покровителей йерехи, антропоморфные намогильные юпа, и др.), у мордвы — около 200 (колл. №№ 1214, 1215, 2829, 2830 — одежда, украшения, утварь) [1, с. 128; 2, с. 126, 177, 247; 3, с. 6, 21]. В 1909 г. финно-угорские коллекции музея С.И. Руденко пополнил небольшим собранием предметов этнографии коми-зырян (14 предметов мужской одежды и оленьей упряжи), приобретенных в Тобольской губернии (колл. № 1910) [2, с. 11].

Итогом осуществленных экспедиций стали прекрасно аннотированные коллекции предметов и фотоколлекции — бесценные источники для исследований по этнографии народов Урала. С.И. Руденко в должности хранителя отделения этнографии Сибири и Дальнего Востока (1921-1928 гг.), обогатил музей коллекциями предметов по этнографии алтайцев, теленгитов, бурят, монголов. Всего для музея он приобрел 52 этнографические коллекции, в которые вошли 7868

предметов[1, с. 128; 6, с. 32].

В составе приобретенных С.И. Руденко коллекций по этнографии башкир присутствуют предметы, украшенные в старинной технике — вышивками по счету нитей основы. Наиболее многочисленными среди них являются две группы предметов: 1) концовки головного полотенца тастар (и сами полотенца); 2) хараусы — вышитые лоскуты холста,

которые в прошлом бытовали как налобные повязки, носившиеся с головным полотенцем тастар. Рассмотрим подробнее собрание этих предметов в составе коллекций С.И. Руденко.

В Российском этнографическом музее числятся концовки более 160 тастаров. Подавляющее большинство их было собрано С.И. Руденко в 1912 г. в Челябинском и Курганском Зауралье, среди табынцев, айлинцев и сартинцев. По орнаменту, композиции, материалам и технике вышивки концовки тастаров можно разделить на 4 группы: 1) вышитые счетной гладью в сочетании с росписью по холсту, имеющие в декоре композицию из двух крупных сложносоставных розеток; 2) вышитые также счетной гладью по холсту, но их композиция строится из нескольких горизонтальных рядов; 3) выполненные строчевыми вышивками (по разреженной основе); 4) вышитые по фабричной ткани гладью «кирпичиком». Для каждой группы существовали свои характерные орнаментальные мотивы, особенности цветового решения. Все группы тастаровпредставлены в собрании С.И. Руденко. Среди них встречаются необычные образцы, как, например, концовки тастаров, у которых концовки были вышитые не по холсту, а по красной и даже синей фабричной ткани (№ 2881 — 7, 49) или украшены вытканным орнаментом (№ 2881 — 45, 89).

Благодаря С.И. Руденко Российский этнографический музей имеет самые богатые собрания не только тастаров и их вышитых концовок, но и хараусов. В его фондах хранится около 250 хараусов, собранных в подавляющем большинстве С.И. Руденко (еще 8 экземпляров были приобретены

П.С. Назаровым, 4 экземпляра — Н.П. Шабельской, 1 — СА. Авижанской). С.И. Руденко

подробно аннотировал привезенные предметы, сопровождал их комментариями. Так, хараусы из коллекции 1002 имеют такой комментарий: «Хараус — лоскут холста в 32-34 см длины и 8-9 см ширины. Посредине во всю ширину, немного не доходя до краев, вышит разноцветными шелками, узор в форме трапеции, напоминающий

чашу» и еще: «В старину девушка их много заготовляла к свадьбе, свахи их демонстрировали в качестве доказательства искусности невесты, свахи дарили их родне и гостям, которые отдаривали невесту деньгами, эти деньги переходили в собственность молодой». Хара-усы вышивались в технике косого стежка, вышитое поле имело форму трапеции.

Описывая характеристики предмета, С.И. Руденко так очертил ареал бытования хараусов: «Вся зауральская Башкирия, юг и западные склоны Южного Урала в пределах бывшего

Стерлитамакского уезда до р. Белой» [5, с. 251]. Анализ его собраний наглядно

подтверждает сказанное. Из привезенных им хараусов 101 экземпляр (чуть меньше половины от общего числа) были приобретены на территории современной Курганской

области, 50 — на территории Челябинской, 50 — на территории Белорецкого р-на Республики Башкортостан (далее — РБ), 13 — Баймакского р-на, Бурзянского р-на — 10, Абзелиловского — 4. По одному экземпляру С.И. Руденко приобрел на территории западной Башкирии — Бижбулякский р-н, и южной — Хайбулинский р-н. В коллекции хараусов неравномерно

представлены различные

башкирские племена и роды, что отражает особенности ареала их бытования. Более всего их было собрано у айлинцев — 58, чуть

Нечвалода Елена Евгеньевна,

к.и.н., старший научный сотрудник Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального научного центра РАН (г. Уфа)

меньше у катайцев — 50 (29 — у ялан-катайцев, 20 — у инзер-катайцев, 1 — кузгун-катайцы), много приобретено у кыпчаков (всего 38, из них 29 — у гирейц-кыпчаков, 9 — у карагай-кыпчаков), у сартинцев — 20, табынцев (19), бурзян (16), кал-мак (15), у тамьянцев и юрма-тынцев было получено по 5 экземпляров. Единичные экземпляры приобретены С.И. Руденко у юрматынцев (5), бекатинцев (4), куль-минцев (2), сальютов (2), усерган (1). Цифры красноречивы и показательны — лучшая иллюстрация к выводам С.И. Руденко. Основной территорией бытования были горные районы и Зауралье. Показательно, что села, в которых С.И. Ру-денко приобрел рекордное число хараусов, — это село в Курганской области (с. Танрыкулево, ялан-катайцы — 29 образцов) и село Белорецкого р-на РБ (Умет-баево, гирей-кыпчаки — 28 экземпляров).

Большие серии предметов одного типа позволяют не только увидеть вариативность традиции, ее диапазон, но и классифицировать явления, проводить количественный анализ, выявлять закономерности. С.И. Ру-денко на основе собранных им коллекций выделил наиболее часто встречающиеся мотивы орнамента хараусов и определил в процентах долю каждого из них от общего числа [5, с. 255256]. В составе колл. № 2881 присутствует уникальный экземпляр харауса — его украшает вышивка, в орнаменте которой геральдическая композиция из зеркально-симметрично расположенных сильно стилизованных изображений коней. Это

единственный образец. На сегодняшний день известны всего три харауса с зооморфным орнаментом (два с оленями и один с конями). Среди приобретенных С.И. Руденко образцов присутствуют украшенные геральдической вышитой композицией из противостоящих птиц (№ 2881 — 161, 169).

В коллекциях С.И. Руденко встречаются редкие образцы: имеющие прямоугольное поле вышивки (№ 2881-330, 342), вышитые в другой технике (№ 2881-278 выполнен строчевыми вышивками, №№ 2881-308, 311, 319, 350 и № 1002-53 й 0 — набором, № 2881-312 — несчетной гладью); вышитые по фабричным тканям (№ 2881-4 по бархату, 1234-53 — по красной х/б ткани), № 2881-350 вышит шерстью, № 2881-201 — с завязками по краям, № 2881-303 имеет бахрому в качестве отделки.

В оформлении концовок тас-таров и хараусов прослеживаются некоторые общие черты. Их оформление сближают особенности использования голубой нити. Полоски красной ткани, нашивавшиеся верхний и нижний край харауса, нередко были пришиты голубой нитью, а кроме того прошиты стежками голубой нити, сгруппированными по 2 или 3 (№ 1234-42,51, 2881327, 328, 331 и другие). У некоторых хараусов из собрания С.И. Руденко (№ 2881-343, 349) контур вышивки и роспись выполнены, голубой нитью (а не черной как обычно). Вставки красной материи на концовках тастар также могли быть пришиты голубой нитью (№ 2881-51, 86), голубой нитью мог быть подшит

край тастара из красной ткани. Кроме того, на красные полосы, украшающие хараусы (№ 2881324) и тастары (№ 2881-41) иногда нашивался белый бисер.

Руденко были приобретены и другие образцы, украшенные вышивкой по счету нитей — подушка, вышитая косым стежком. С.И. Руденко была приобретена колыбель, у которой лентой для подвешивания служил старый хараус (№ 1002-132).

Многочисленные и прекрасно аннотированные коллекции образцов счетной вышивки башкир в собраниях С.И. Руденко позволяют увидеть развитие единой в основе традиции в пространстве и во времени — ее эволюцию и вариативность ее форм.

Литература:

1. Лойко Л.М. Коллекции по культуре народов Поволжья и При-уралья // Российский этнографический музей . 1902-2002. Альбом. СПб, 2001. С. 124-137

2. Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Часть 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций / Авторы-составители: Л.Л. Добрачева, А.Ю. Заднепровская, Е.Н. Котова. Л., 1990. 260 с.

3. Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Часть 2. Тюркоя-зычные народы. Каталог-указатель этнографических коллекций / Авторы-составители: А.Ю. Заднепров-ская, Л.М. Лойко Л., 1990. 116 с.

4. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа: Ги-лем, 2002. 237 с.

5. Руденко С.И. Башкиры: Ис-торико-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.

6. Шангина И.И. 1920-е годы // Российский этнографический музей. 1902-2002. Альбом. СПб, 2001. С.

32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.