Научная статья на тему 'Башкирская семья'

Башкирская семья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
619
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Башкирская семья»

К ГОДУ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

БАШКИРСКАЯ СЕМЬЯ

Семья всегда высоко ценилась башкирами. Мусульманское законоположение предписывало жениться как можно раньше. При достижении юношей 15-16 лет его женили на девушке 13-14 лет, ибо башкиры считали, что «брак обязателен для лиц, кто, оставшись безженными, могут впасть в погрешения плоти, женщинам вступление в брак приносит наибольшую пользу. Они в муже своем находят естественного своего защитника, хранителя и ощущают блаженство, видя его довольным».

Брачного партнера для молодого обычно выбирали их родители. Отец юноши, решивший его женить, советовался с женой, спрашивал согласие сына на брак и, заручившись их согласием, отправлял сватов к отцу невесты. При его согласии начинались переговоры о калыме.

Большинство браков заключалось по сватовству, хотя встречались и другие обычаи: умыкание девушки в основном по ее согласию и уход девушки к будущему жениху без разрешения родителей (убегом). Брак по сватовству остается наиболее распространенным и в настоящее время, но в отличие от прошлого, сватовство теперь носит лишь формальный характер. Башкирам, как и другим тюркским народам, были известны и такие древние обычаи, как левират (женитьба младшего брата или племянника на вдове старшего), сорорат (женитьба вдовца на младшей сестре покойной жены) и обручение малолетних детей. Левират и сорорат теперь встречаются редко.

Башкирская семья по мере распада родовой организации, перехода к оседлости и земледелию шла от большой патриархальной к малой индивидуальной семье. В XVI—XVI11 вв. у башкир в зависимости от количества поколений, одновременно проживающих в одном дворе, можно выделить большие, или неразделенные (более двух поколений), и малые, или нуклеарные, семьи, состоявшие из родителей с неженатыми сыновьями и незамужними дочерьми. На основе малых семей возни-

МУРЗАБУЛАТОВ Мухамет Валиахметович,

кандидат исторических наук

кали неразделенные семьи, которые в зависимости от типа хозяйства (скотоводство, земледелие) могли разрастаться и вновь распадаться на малые.

Выделяются несколько типов неразделенных семей: отцовская (совместно проживали родители с женатыми детьми и внуками), братская (в одном дворе жили женатые братья со своими детьми), а также семья, которая состояла из женатых сыновей с детьми и одного из братьев отца (дядя - племянник). Надо полагать, что в условиях полукочевого хозяйства, требующего постоянного сплочения большого количества людей, наиболее оптимальной формой семьи являлась большая неразделенная. В земледельческих районах важную роль играли малые семьи.

У башкир-скотоводов Белебеевского уезда в XIX в. чаще встречались большие семьи; это было характерно и для башкир, проживающих в Зауралье и юго-восточных районах Башкортостана. В Бугульминском и Мензелин-ском уездах, где более 80% башкир занимались земледелием и пастушеским скотоводством, неразделенные семьи встречались редко. Та же картина наблюдалась и у башкир северо-западных районов Башкортостана.

Например, у оседлых башкир-гайнинцев Осин-ского уезда Пермской губернии господствовала малая семья (80%). Вместе с тем необходимо отметить, что повсеместно встречались обе формы семьи и имела место тенденция преобладания неразделенных семей в степных, лесостепных районах и малых семей - в земледельческих. Однако ряд авторов, опираясь на источники периода кантонной системы управления, придерживаются противоположной точки зрения. Данное противоречие, видимо, объясняется тем, что в 1798-1865 гг. единицей фискального обложения являлся двор независимо от его населенности, поэтому в этот период больше встречались неразделенные семьи. С отменой кантонной системы управления и переводом башкир из воен-но-казачьего сословия в гражданское резко увеличивается доля малых семей. Как правило, родственные семьи, образующие основу родового подразделения, проживали компактными группами на одной территории, внутри одного основного аула (теп ауыл) или на выселках.

Преобладающим типом современной башкирской семьи является простая (малая, нук-леарная) семья, в большинстве состоящая из родителей (в неполных семьях - одного из родителей) и несовершеннолетних детей. Наряду с ней, встречаются и сложные семьи, включающие пожилых родителей и их женатых сыновей с потомством.

К сожалению, мы не располагаем официальными данными о башкирской семье XXI в. При переписи населения 2002 г. учитывалась не семья, как это было при советских переписях, а «домохозяйство», т.е. «households», что не совпадает с семьей, как принято в нашем словоупотреблении: в нем может жить и один, и несколько человек, не находящихся в родстве, и семья. Поэтому мы вынуждены оперировать статистическими данными, полученными при переписи населения 1989 г. Эта перепись в Башкирской АССР учла 154,6 тыс. башкирских семей, почти треть которых состояла из брачной пары без детей; в начале 70-х годов XX в. двухчленной была каждая пятая семья (в городах - более 21 %, на селе - около 20 %). Заметно увеличились двух- и трехчленные семьи, которые составляли 53 % против 35,7 % в 1970 г.

Нуклеаризация семьи у башкир, как и у других народов, связана, главным образом, с

обособлением брачных пар. Другой предпосылкой, безусловно, является уменьшение семей из пяти человек. Если в 1970 г. такие семьи составляли 48,4 %, то в 1989 г. - немногим более 20 %. Уменьшение больших (по численности) семей наблюдалось как в городской, так и в сельской местности. В 1970 г. почти каждая третья городская башкирская семья состояла из совместно проживающих пяту и более человек, два десятилетия спустя доля таких семей составила лишь 13,5 %. Традиционно большими семьями славились и села башкирского края, но в последние десятилетия и в них утвердилась малосемейная мен-тальность.

Летом 1917 г. по распоряжению Временного правительства была проведена Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись, которая охватила Оренбургскую и Уфимскую губернии, в которых насчитывалось более 1 732,8 тыс. башкир. По ее данным, б Оренбургском, Орском, Верхнеуральском Троицком и Челябинском уездах Оренбургской губернии средняя численность башкирского двора составляла 5,1 чел., тептярского -в Тептяро-Учалинской волости Верхнеуральского уезда - 5,2 чел., мишарского - в Бурзян-Кипчакской волости Оренбургского, Алабугин-ской и Султаевской волостях Челябинского уездов - 5,3 чел., татарского - в Оренбургском, Орском, Верхнеуральском и Челябинском уездах - 5,6 человек. Для сравнения отметим что в 2002 г. почти половина домохозяйсте республики состояла из двух и трех человек четвертая часть - из двух, пяти и более человек.

Семья у башкир исстари в основном моногамная (единобрачная), хотя башкиры-му-сульмане в прошлом могли состоять в браке одновременно с четырьмя женщинами. «А если вы боитесь, что не будете справедливь с сиротами, - говорится в Коране, - то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех». Однако полигамия (многобрачие, многоженство) среди башкир была распространена слабо. Ею пользовались в основном представители имущих слоев населения (аульные баи, старшины, начальники кантонов). «Чем зажиточнее, тем большее и большее развитие получает в нем многоженство»,- писал Н.Л. Скалозубов о башкирах Красноуфимского уезда Пермской губернии в конце XIX в. «Башкирцы, как и вооб-

ще все мусульмане, - сообщает преподаватель Уфимской духовной семинарии В.М. Че-ремшанский, - имеют достаточные - по две и по три жены, а бедные - по одной. Впрочем, в настоящее время многие из благоразумных башкирцев не увлекаются примером многоженства, считая его главною причиной семейных несогласий, и, при всей возможности иметь несколько жен, всю жизнь довольствуются одной».

Башкирская семья традиционно дружна. Разводы в прошлом были редкостью. Население относилось к ним неодобрительно, считая их позором для мужа и в целом для всей семьи. Расторжение брака не одобрялось и Кораном. Право развода по мусульманскому законодательству принадлежало мужчине. Но «мужьям при разводе запрещалось поступать бесчеловечно и нечестно с женами». В Коране сказано: берегите свою жену, обходитесь с нею честно; отсылая ее, отсылайте с благородством. Встречающийся подчас в литературе утверждение, будто мусульманки в прошлом были абсолютно бесправными, не отражает реальную жизнь. Хотя при расторжении брака по мусульманскому законодательству все преимущества на стороне мужчины, оно признает причины, по которым и женщина может расторгнуть постоянный брак. Мусульманка могла расторгнуть брак при вероотступничестве мужа и принятии им другой веры, в случае длительного отсутствия мужа, при выявлении у мужчины некоторых недостатков и т.д. И она пользовалась своим правом, причем довольно широко, о чем свидетельствуют следующие данные о разводах мусульман Уфимской губернии. За 1866-1868 гг. в губернии распалось 3,8 тыс. мусульманских (башкирских, татарских, мишарских) семей, 3,1 тыс. из них (81 %) - по инициативе женщин. Мужчины по экономическим соображениям неохотно шли на развод, а женщины, которых в башкирском обществе тогда было несколько меньше, чем мужчин, не боялись одиночества и были уверены в повторном браке, причем опять с калымом.

Ныне половая структура населения республики, в т.ч. и башкир, иная. В 2002 г. на тысячу мужчин приходилось по республике в целом 1 134 женщины, у ее коренного населения - башкир - 1 120 женщин. Однако разводов по инициативе слабого пола заметно меньше не стало. В 90-е годы прошлого века более

55 % браков расторгалось по воле женщин и немногим более 40 % - по инициативе мужчин (4,2 % из-за вмешательства родителей).

С 2002 г. наблюдается некоторое сокращение разводов и рост брачности. В 2005 г. в республике зарегистрировано 14,2 тыс. разводов и 30,4 тыс. браков против 25,2 тыс. разводов и 28,9 тыс. браков в 2002 г. Однако полагать, что в республике достигнута благополучная брачно-семейная ситуация, было бы преждевременно, ибо на традиционные факторы нестабильности брака наложились новые, связанные с непродуманными социально-экономическими реформами последних десятилетий Низкий уровень жизни основной части населения, в т.ч. и коренного, имеет отрицательные последствия для развития семьи: откладываются вступление в брак и рождение детей; увеличивается число разводов и неполных семей; молодые родители отказываются от детей и помещают их в дома ребенка, детские приюты; растут преступность, проституция, алкоголизм, наркомания; усиливается люмпенизация части социальных групп и слоев и т.д.

В 2005 г. более 200 родителей республики за уклонение от воспитания своих несовершеннолетних детей привлечены к уголовной ответственности. Пятью годами раньше таковых было 89 человек. Невиданными темпами растет детская преступность и т.д.

Как уже отмечалось, ныне в республике, как и во всей стране, женщин больше, чем мужчин. У одних, наиболее урбанизированных народов (украинцев, белорусов, мордвы) преобладание женщин значительнее, у других, с преимущественно сельским расселением (марийцев, чувашей, башкир), - более выровненная ситуация. Для сравнения укажем, что в 1926 г., когда только что отгремели бои братоубийственной гражданской войны, на тысячу башкирских и татарских мужчин республики приходилось, соответственно, 1 087 и 1 100 женщин, а в канун Великой Отечественной войны, соответственно, 1 115 и 1 117 женщин.

Значительная диспропорция между представителями двух полов, естественно, отражается на брачности населения республики. Перепись 2002 г. выявила, что из тысячи мужчин в возрасте 16 лет и старше в браке состоят 654, в т.ч. 595 (91%) в зарегистрированном и 59 в незарегистрированном. Иными словами, в начале текущего века в городах и селах

республики было 87 тыс. супружеских пар, которые без юридической регистрации своих отношений жили одним домохозяйством. Такой брак за рубежом известен как «консенсу-альный», в российском быту-чаще всего как «гражданский».

Консенсуальный брак больше присущ молодым парам. Среди молодежи 16-25 лет он составляет 16 %. С увеличением возраста супругов доля семейных пар, не обременяющих себя официальным узакониванием брачных отношений, заметно снижается, и в самой консервативной возрастной категории - после 45 лет - составляет менее 8 %.

По данным микропереписи 1994 г., в республике в браке состояли 706 мужчин (в возрасте 15 лет и старше), из них 664 (94 %) в зарегистрированном и 42 - в фактическом браке (консенсуальном или гостевом).

Из-за численного преобладания женщин над мужчинами в республике, как и во многих европейских странах, уровень их брачности несколько ниже, чем у мужчин. В 2002 г. из тысячи женщин (16 лет и старше) в браке состояли 555 (по России - 526), из которых 505 (91 %) - в зарегистрированном и 50 - в незарегистрированном браке.

Довольно существенно различается брач-ность городских и сельских жителей. В 2002 г. у последних в браке состояли 67,0 % мужчин и более 60 % женщин, в городских же поселениях, соответственно, - 64,5 % и 53,1 %. У горожан доля людей в браке ниже, чем у сельчан, зато уровень никогда не состоявших в браке и разведенных выше, чем у сельчан.

Всероссийская октябрьская 2002 г. перепись населения учла в республике 685 тыс. никогда не состоявших в браке людей в возрасте 16 лет и более, в т.ч. 372 тыс. мужчин (54,3 %) и 313 тыс. женщин (45,7 %); тринадцатью годами раньше, при последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., числилось 568 тыс. человек, в т.ч. мужчин - 318 тыс. и женщин - 250 тыс.; за межпереписные годы число лиц, никогда не состоявших в браке, увеличилось на 117 тыс. человек, или на 21 %.

Традиционно брачность народов заметно различается. У одних этносов она относительно высокая, у других - сравнительно низкая. (Брачность считается высокой, если в возрасте 15 лет и старше в браке состоит 700 человек из каждой тысячи представителей данного пола). У русских и татар Башкортостана,

например, в завершающем десятилетии минувшего века она была довольно высокой: из каждой тысячи мужчин в возрасте 15 лет и старше в браке состояли, соответственно, -716 и 710 человек, по стране в целом - 721 русский мужчина. Уровень брачности башкирского населения был заметно ниже: из тысячи мужчин тогда в браке были 675 человек.

Коренное население края выделяется не только низкой общей брачностью своих мужчин, но и высокой долей никогда не состоявших в браке представителей сильного пола. Если в преддверии перестроечных лет в браке не состояли 21 % русских и около 24 % татарских мужчин в возрасте 15 лет и старше, то у башкир таковых было более 28 % . Иными словами, почти каждый третий башкирский мужчина в возрасте 15 лет и старше не состоял в браке. Уровень брачности женщин начиная с 25-27 лет в силу их численного преобладания (особенно в старших возрастных группах), распространенности разводов и сложностей вступления в повторный брак стабильно ниже, чем у мужчин. В 1989 г. из каждой тысячи башкирских женщин в возрасте 15 лет и старше в браке состояли 599 человек (татарских и русских, соответственно, - 599 и 596).

Одним из основных факторов, характеризующих развитие брачно-семейной сферы в условиях трансформации общества, является падение рождаемости. В 2005 г. в республике родилось 44 тыс. детей - на 14,1 тыс. меньше, чем в 1991 г. До середины 90-х годов прошлого столетия рождаемость довольно быстро падала. Вскоре темпы ее несколько снизились, и с 1999 г. она стала медленно расти, что сохранилось и в 2001-2002 гг. С 2004 г. она вновь стала сокращаться, и уже в следующем году младенцев на 1,6 тыс. было меньше, чем в предыдущем году.

В последние годы установилась тенденция роста рождаемости: в 2006 г. родились 45 тыс. детей, в 2007 г. - около 51 тыс.

Башкиры, отчасти и татары республики, пока сохраняют сравнительно высокие репродуктивные показатели. В ряде южных и восточных сельских районов с преобладающим башкирским населением рождаемость выше республиканского уровня. На тысячу жителей Хайбуллинского (более 78 % населения башкиры), Кугарчинского (56,4 %), Зианчуринско-го (71,5 %), Баймакского (87,7 %), Абзелилов-ского (88 %), Бурзянского (96,7 %) и др. райо-

нов приходилось от 13,6 до 18,8 рождения. В то же время в республике немало районов, где рождаемость сравнительно низкая. В Белебе-евском, Туймазинском, Бураевском, Кушнарен-ковском, Янаульском районах ее коэффициент не достигал и 10. Среди городов республики относительно высокой рождаемостью выделяются Янаул, Учалы, Сибай, Дюртюли и Баймак, где на тысячу жителей приходится от 11,7 до 16,4 рождения, и сравнительно низкими показателями - молодые города Межгорье и Агидель, индустриальный Сапават и старинный Белебей (9,3-9,7 рождения).

Одновременно со снижением рождаемости растет смертность. В начальный период социально-экономических преобразований в республике наблюдалось относительно низкая смертность (коэффициент в 1987 г. 9,2 против 14,2 в 2005 г.), что, по мнению демографов, было связано с пробудившимися в

людях надеждами на лучшую жизнь. Однако вскоре она стала увеличиваться и уже к 2000 г. достигла 13,0.

Показатели смертности у народов края заметно различаются. Среди умерших в 2004 г. башкир -10%, татар -10,8 % и русских -11,7%. Относительно высокая смертность русских и сравнительно низкая - башкир и татар связана с разной степенью их урбанизированности и традиционным репродуктивным поведением.

Большинство семей в республике однонационально. В то же время каждая четвертая семья национально смешанная. Башкиры, как мужчины, так и женщины, вступают в смешанные браки чаще, чем русские, кое-где - и татары, чуваши, удмурты.

По частоте национально неоднородных семей Башкортостан в Волго-Уральском регионе занимает второе место после Республики Коми.

К сведению читателей:

Вышла книга:

Ахатова Ф.Г.

Народная музыкальная культура башкир / Отделение социальных и гуманитарных наук Республики Башкортостан. Центр этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. Уфа, 2007. 92 е., 4 с. илл.

В книге собран уникальный материал по башкирской народной музыкальной культуре как результат многовекового сохранения этнических традиций и разнообразных межэтнических взаимодействий.

Обобщены результаты научных исследований автора и предшественников. Приведены ранее не введенные в научный оборот архивные материалы Уфимского научного центра РАН и Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского Национальной АН Украины.

Рекомендуется преподавателям, студентам и всем ценителям народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.