З.Г. Аминев, e-mail: [email protected] БАШКАРТЫ ИРАНА
(о возможных связях их с башкирами Южного Урала)
Аннотация
Статья посвящена предварительным итогам этнографической экспедиции группы ученых Башкортостана на территории Исламской Республики Иран. Целью экспедиции стало изучение малочисленного народа башкарт, проживающего на юго-западе Ирана. Интерес к названному ираноязычному народу был вызван созвучием их самоназвания «башкарт» самоназванию южноуральских башкир («башкорт»). В ходе экспедиции были проведены опросы представителей местного населения, знающих обычаи своего народа, собран определенный этнолингвистический материал. Со ссылкой на исследования известных отечественных этнографов, антропологов, языковедов в статье проводится мысль о наличии мощного древнеиранского пласта в башкирской культуре. Проанализированный материал привел автора к выводу о существовании определенной связи между южноуральскими башкирами и башкартами Ирана и возможности их совместного проживания на каком-то отрезке времени на общей территории.
Ключевые слова: башкарты Ирана, древнеиранский пласт, башкирская культура, языковые параллели, мифологические образы, связи
УДК 39(397)
йгк
Zakirjan G. Aminev IRAN'S BASHKARTS
(Their Possible Links with the Bashkirs of the Southern Urals)
Abstract
The article is devoted to preliminary results of an ethnographic expedition by a group of experts from Bashkortostan to the Islamic Republic of Iran. The purpose of the expedition was to study a small people, the Bashkarts, living in southwestern Iran. The interest in the mentioned Iranian people was provoked by similitude of their Bashkart self-designation to the South Ural Bashkirs' self-designation (bashkort). During the expedition the group carried out surveys of the local population who know customs of their people, and they collected certain ethnolinguistic material. The idea of a powerful ancient Iranian stratum in the Bashkir culture appears in the article referring to researches of the well-known domestic ethnographers, anthropologists, linguists.
The analyzed material allows the author to conclude that there exists a definite connection between the South Urals Bashkirs and Iran Bashkarts, there being the possibility of their living together at some period of time in a common area.
Key words: Iran Bashkarts, ancient Iran stratum, Bashkir culture, linguistic parallels, mythological images, connections
В сентябре—октябре 2014 г. группа ученых из Республики Башкортостан с целью изучения малочисленного народа башкарт побывала в этнографической экспедиции в Исламской Республике Иран. В состав группы входили: этнологи З.Г. Аминев, Ю.А. Абсалямова, Г.А. Киньябаева, археолог В.Г. Котов, специалист по иранскому языкознанию З. Абубакирова и молодой историк А. Абубакиров. В нашей экспедиции принимали участие и оказали активную помощь иранская исследовательница-археолог Самайе Поодат ©Аминев З.Г., 2015
(директор Государственного музея в г. Бендер-Аббас), житель Ирана Амин Салари.
Сразу надо отметить, что башкарты Ирана пока еще изучены очень слабо. Есть небольшие работы английских исследователей Е.А. Флоера [25], И. Гершевича [21], Моргенстьерне [22] и И.О. Скйарве [23; 24], а также Барбера Джерар-до из Италии [19; 20]. На основе их работ российские ученые И.М. Оранский [11] и В.В. Мош-кало [9] дают краткий анализ особенностей языка башкартов. Отсутствие внимания к этому на-
роду со стороны русских ученых как во времена Российской империи, так и в советское время, видимо, объясняется тем, что территория проживания данного народа находится в стороне от области интересов Российской империи. В той зоне, в основном, господствовали англичане и другие европейские государства.
Ученые Ирана стали изучать этот народ только несколько лет назад. Интерес же башкирских ученых к этому малочисленному ираноязычному народу был вызван созвучием их самоназвания «башкарт» с самоназванием уральских башкир («башкорт»). В истории очень редки случаи, когда у разных народов совпадают самоназвания. Поэтому закономерен вопрос: «Имелись ли между этими народами когда-либо какие-то связи? Если «Да», то когда и на какой территории?».
Народ башкарт проживает по горному хребту Башкарт, который тянется параллельно Персидскому заливу недалеко от крупного южноиранского портового города Бендер-Аббас. У башкартов есть небольшие города (Минаб, Сардашт, Гауху-ран, Шахрбавек, Ягдан, Дарпан и др.). Мы посетили города Гаухуран, Сардашт, Минаб и несколько сел (перс. «рустак»; рис. I.).
Точное количество говорящих на языке башкарт пока еще никем не установлено. Языковеды относят их язык к юго-западной группе иранских языков. Для персоязычных народов их язык не понятен. Большинство башкартов владеют персидским языком, на котором в их школах ведется обучение. Соседями их является довольно многочисленный иранозычный народ белуджи (самоназвание «балучи»), среди которых исследователями отмечена этнографическая группа «башгирд», которые, кстати, в советское время проживали и в Советском Туркменистане, но, к сожалению, не были известны нашим башкирским ученым.
Участники экспедиции с целью сбора этнолингвистического материала провели опрос представителей местного населения. К сожалению, по независящим от башкирских исследователей причинам археологические исследования не состоялись. Для этого необходимо специальное разрешение местных властных структур.
Сравнительный анализ материалов башкирской мифологии с данными мифологии ираноязычных народов, в т.ч. и по башкартам, показывает, что здесь есть над чем подумать. Например, башкирская мифология, несмотря на принадлеж-
ность современных башкир по языку к тюркскому миру, может получить объяснение только через материалы иранской мифологии. Башкирская демонология (аждаха, дейеу, пярей (бире), ен (джин) и др.) полностью иранская.
В последние годы возрос интерес к архаическому башкирскому эпосу «Урал батыр». В ходе экспедиции башкартам были перечислены такие персонажи эпоса, как Кахкаха, Азрака, Заркум, Катил, Самрау, Хумай, и все они оказались им известны, хотя у них нет своих эпосов.
Когда башкартам дали послушать записи башкирских народных песен (протяжные и плясовые), то они сразу же опознали в звуках уральского курая свой национальный инструмент «няй» (нэй), который делают из бамбука, удаляя перегородки и делая его сквозным, или же из медной трубки. К сожалению, среди жителей, где мы проводили опросы, не встретились играющие на этом музыкальном инструменте, но на базаре Тегерана мы все-таки сумели его раздобыть, правда, сделанный из медной трубы. Можно сказать, что этот самый «няй» и звук, извлекаемый из него, ничем практически не отличается от башкирского курая.
Когда мы башкартам дали послушать записи игры на башкартском няй, которые в 1956 году записал среди них английский исследователь И. Гершевич, информаторы сразу узнали свои мелодии. Даже нашлись люди, которые еще помнили этого англичанина и его жену.
Среди башкартов распространен также струнный музыкальный инструмент гыджак, несколько напоминающий башкирский музыкальный инструмент «кыл кубыз» и который как по форме, так и по названию («гыджак»), способу извлечения звука совпадает с туркменским. По указанию местной администрации в г. Сардашт для нас было устроено состязание игры на гыджаке и исполнение башкартских народных песен.
Мы также отметили схожесть орнаментов баш-картов с башкирскими. Обнаружили, что у них, как и у башкир, раньше в качестве женского украшения были распространены ракушки каури, которые, как установлено исследователями, башкиры получали именно с берегов Персидского залива.
Сами башкарты не сумели объяснить самоназвание своего народа. Только сказали, что данное название им дано за то, что они все время переходили из одного места в другое, т.е. кочевали.
Сейчас башкарты проживают в каменных домах, которые им строит иранское государство. Ранее они проживали в похожих на башкирские юрты круглых жилищах, крытых циновками, сплетенными из пальмовых листьев. Эти круглые юртообразные жилища на их языке называются «гертюп» или «тепе». Кроме «гертюп» имеется жилище, называемое «капар». В отличие от круглого «гертюп», «капар».» по форме напоминает скирду, т.е. имеет форму удлиненного прямоугольника. Возле своих каменных домов они до сих пор ставят эти традиционные, привычные им капары и гертюпы, куда из дома тянутся электрокабели. Если «капар» еще встречается повсеместно, то круглые «гертюпы» уже на грани исчезновения. Ио мнению языковедов, капар восходит к понятию «накрывать, укрывать» [21], туда же мы можем отнести и башкирские слова каплау, квплэу, кэперэн, кабырсак. Осматривая только что изготовленную для крытия капара новую циновку, у хозяина уточнили ее название по-башкартски и услышали ответ — «кэпэш» (покрывало, покрытие), который напоминает башкирский «кэпэс» (головной убор), этимологию которого мы давно и тщетно пытались выяснить. Таким образом, среди башкартов неожиданно нашлось объяснение башкирскому головному убору «кэпэс».
Внутри гертюпов, капаров убранство современное — на полу персидские ковры, у всех имеются жидкокристаллические телевизоры с огромными экранами, кондиционеры, вентиляторы, еду готовят на газовых или нефтяных плитах. Баш-карты и в домах, и юртах в электросеть включают несколько энергосберегающих электролампочек большой мощности.
Башкарты занимались и занимаются скотоводством, в основном разводят коз, овец, раньше разводили и коней, верблюдов, занимались охотой. Со слов информаторов, основным оружием на охоте раньше были луки и стрелы. Ио сообщению И. Гершевич, иранское государство время от времени, оказывается, отбирает у них оружие. Охотились башкарты на диких коз, медведей и пантер. Собирают они и мед диких пчел, которые селятся в расщелинах скал. Выращивают финиковые пальмы, которые обеспечивают им хороший доход.
Когда показывали башкартам видеозаписи башкирских народных плясок, записанных известным башкирским телеведущим, кураистом
Юлаем Гайнетдиновым, наш помощник Амин Салари (со стороны деда по материнской линии он — башкарт и неплохо знает их язык), посмотрев башкирскую пляску «Кабырсак» («Ракушка»), узнал в нем телодвижения ныряльщиков за жемчугом и объяснил, что похожая пляска есть у народов, живущих ближе к Индии. Он практически ничего не знает про уральских башкир, но правильно определил смысл башкирского танца. Таким образом, мы еще раз убедились, что пляски являются интересным этнографическим источником.
Экспедиция наша была ознакомительная. Мы не были уверены, что иранские власти пустят нас к ним, т.к. английский исследователь И. Гер-шевич отметил, что башкарты (по словам властных структур) народ воинственный и что у них может быть оружие. Но ничего этого мы не заметили. Башкарты, узнав, что нас интересует их язык, обычаи, культура, всячески старались облегчить наше у них пребывание, угощали всем, чем могли, находили информаторов и приводили их к нам. В связи с этим хочется отметить такие наиболее характерные для них черты, как открытость, дружелюбие, гостеприимство и в то же же время чувство собственного достоинства, гордость (рис. 2).
Мы пока еще не можем уверенно утверждать о связях между башкартами Ирана и башкирами Южного Урала, но выявленные членами экспедиции некоторые параллели дают нам основание говорить, что все же какие-то связи в древности между этими народами были. Иеред наукой стоит задача выяснить, когда и на какой территории эти связи могли произойти.
Известно, что Южный Урал и прилегающие к ним территории, где сформировался башкирский народ, до появления там тюркоязычных племен населяли саки, сарматы, аланы, от которых на этой территории остались многочисленные курганы и язык которых специалисты относят к восточной ветви иранских языков. Ио мнению известного этнографа И.С. Брук, указанные народы принимали самое активное участие в этногенезе башкир, что именно они являются базовым ядром башкирского этноса [3, с. 229— 230]. В конце своей научной карьеры о связи башкир с иранским миром отметил и известный российский этнограф Р.Г. Кузеев [8, с. 19]. К сожалению, он не успел опубликовать какие-либо доказательства в подтверждение своих соображе-
ний по поводу башкирско-иранских связей. На древние ирано-башкирские связи указывают и исследования башкирского ученого-филолога И.Г. Галяутдинова [4, с. 126].
Об участии восточноиранских племен в этногенезе башкир и их влиянии на формирование языка этого народа отмечал известный русский, советский языковед Н.К. Дмитриев. Он писал, что звук «И», который придает особенность башкирскому языку среди тюркских, является иранским субстратом [6, с. 24]. На мощный субстратный пласт восточно-иранских (скифо-сакских) языков в башкирском языке, оформившийся задолго до IX века, указывал исследователь Н.И. Егоров [7, с. 134, 135].
На наличие иранского пласта в башкирской культуре уже давно обратили внимание и сами башкирские исследователи. Довольно мощный иранский субстрат в виде древнего памиро-фер-ганского типа проявляется и в антропологии башкир, о чем неоднократно писал в своих работах известный башкирский исследователь-антрополог Р.М. Юсупов [13; 14; 15], о наличии данного антропологического типа на Южном Урале писал также специалист по кочевым культурам древ-неиранских племен В.Ю. Мурзин [10, с. 33].
Анализу древнеиранского пласта в башкирском языке посвящены работы лингвистов (Э.Ф. Ишбердин, Т.М. Гарипов, Н.Д. Гарипова, Р.Х. Халикова, У. Яруллина, Г.Х. Бухарова, Г. Гайсина и др.), на многочисленных примерах они подтверждают наличие указанных фактов. Как пишет Ф.Д. Гуревич, если в языке народа сохранились древние элементы, давно забытые у других, то подобные явления будут свойственны и мировоззрению, и идеологии этого народа [5]. Действительно, башкирские исследователи З.Г. Аминев [1; 2], Л.А. Ямаева [16; 17; 18], Р.Ф. Резяпов [12] обнаружили убедительные параллели в мировоззрении башкир и древнеиран-ских племен.
Различные языковые, этнографические, антропологические и культурные параллели, выявленные исследователями между башкирами и древнеиранским миром, показывают нам о некогда существовавших тесных связах между ними. Таким образом, в заключение мы можем сказать, что связи между южноуральскими башкирами и башкартами Ирана уходят в далекое прошлое и которые историкам предстоит еще исследовать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аминев З.Г. О некоторых параллелях в мифологии башкир и народов Памира // Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2003. - С. 221-226.
2. Аминев З.Г. Почему башкиры приняли ислам? // От древности к новому времени (Проблемы истории и археологии): сб. науч. работ. — Уфа: БГУ, 2006. — Вып. 9. — С. 6—13.
3. Брук С.И. Население мира. Этнодемографи-ческий справочник. — М.: Наука, 1981. — С. 229—230.
4. Галяутдинов И.Г. «Тарих-нама-и булгар» Таджетди-на Ялсыгулова («История булгар»). — Уфа, 1990. — 238 с.
5. Гуревич Ф.Д. Украшения со звериными головами из прибалтийских могильников // КСИИМК. — М., 1947. — Вып. 15. — С. 68—76.
6. Дмитриев Н.К. Грамматика башкирского языка. — М.: Наука, 2007.
7. Егоров Н.И. Проблемы периодизации истории башкирского и татарского языков // Проблемы духовной культуры тюркских народов СССР. — Уфа,1991. — С. 134—138.
8. Кузеев Р.Г. Почувствовать дыхание времени, дыхание народов... // Вестник АН РБ. — 1999. — Т.4, №3. — С. 7—20.
9. Мошкало В.В. Башкарди группа диалектов // Иранские языки. Кн.1. Юго-западные иранские языки. — М., 1997. — С. 194—198.
10. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса. — Киев: Наукова Думка, 1990.
11. Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. — М., 1979.
12. Рэжэпов Р.Ф. Баштсорт Ьэм Ьинд мифологи-яларындагы уртатс мотивтарга карата // Башкироведе-ние (к 75-летию академика АН РБ Г.Б. Хусаинова). — Уфа, 2004. — С. 286—300.
13. Юсупов Р.М. Материалы по краниологии башкир. — Уфа, 1989. — С. 42—43.
14. Юсупов Р.М. Основные этапы формирования расового типа башкир // Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана. — Уфа, 1992. — С. 8—13.
15. Юсупов Р.М. Этнология башкир на рубеже тысячелетий // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. — Уфа, 2006. — С. 95—101.
16. Ямаева Л.А. Древнеиранский религиозный компонент в «башкирском исламе» // Проблемы
современной исторической науки: новые направления и подходы. Материалы международной научной конференции «Бекмахановские чтения». — Алматы, 2010. — С. 331—334.
17. Ямаева Л.А. Элементы древнеиранских религиозных верований в башкирском исламе // Проблемы востоковедения. — 2010. — № 2 (48). — С. 55—59.
18. Элементы древних иранских верований в традиционном сознании башкир // Иран-наме. — Алматы, 2010. — №№4. — С. 97—109.
19. Barbera, Gerardo. 2010. "Minabi notes". In: The Persian language in history, ed. M. Maggi and P. Orsatti, Wiesbaden: Reichert, pp. 269—289.
20. Barbera, Gerardo. 2006. "The Palm in Minab". In: Proceedings of the Sth Conference of the Societas Iranologica Europaea, vol. II, Classical and Contemporary Iranian Studies, ed. A. Panaino and R. Zipoli, Milan: Mimesis, pp. 321—338/LI—LIV.
21. Gershevitch I. Travels in Bashkardia // Journal of the Royal Central Asian Society. — 1959. — Vol. 46.
22. Morgenstierne G. Balochi miscellanea Acta Orientalia. 1948. XX
23. Skjarvo P.O. Languages of Southeast Iran: Larestani, Kumzari, Baskardi. In: Compendium Linguarum Iranicarum. — Wiesbaden, 1989.
24. Skjprv0, Prods Oktor. 1975. Notes on the dialects of Minab and Hormoz. In: Norwegian Journal of Linguistics, vol. 29, pp. 113—128.
25. Floyer E.A. Unexplored Baluchistan. — London, 1882.
REFERENCES
1. Aminev Z.G. O nekotorykh paralleliakh v mifologii bashkir i narodov Pamira [About Certain Parallels in Mythology of the Bashkir People and Pamir Peoples]. In: Narody Uralo-Povolzh'ia: istoriia, kul'tura, etnichnost'. Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Peoples of the Volga-Urals Region: History, Culture, Ethnicity. Proceedings of the Interregional Scientific an Practical Conference]. Ufa, 2003, pp. 221— 226 (In Russ.).
2. Aminev Z.G. Pochemu bashkiry priniali islam? [Why Did the Bashkir People Accept Islam?]. In: Ot drevnosti k novomu vremeni (Problemy istorii i arkheologii): sb. nauch. rabot. Vyp. 9 [From Antiquity to Modern Times (Problems of History and Archaeology): Collection of Researches. Issue 9]. Ufa, Bashkir State University Press, 2006, pp. 6—13 (In Russ.).
3. Bruck S.I. Naselenie mira. Etnodemograficheskii spravochnik [The World's Population. Ethno-
demographical Guide]. Moscow, Nauka Publ., 1981, pp. 229-230 (In Russ.).
4. Galyautdinov I.G. «Tarikh-nama-i bulgar» Tadzhetdina Ialsygulova («Istoriia bulgar») [ Tarikh-nama-i of the Bulgars of Tadzhetdin Yalsygulov ("History of the Bulgars")]. Ufa, 1990 (In Russ.).
5. Gurevich F.D. Ukrasheniia so zverinymi golovami iz pribaltiiskikh mogil'nikov. Vyp. IS [Ornaments with Animal Heads from the Baltic Cemeteries]. In: KSIIMK [Brief Reports of the Institute of the History of Material Culture]. Issue 15. Moscow, 1947, pp. 68-76 (In Russ.).
6. Dmitriev N.K. Grammatika bashkirskogo iazyka [Grammar of the Bashkir Language]. Moscow, Nauka Publ., 2007 (In Russ.).
7. Jegorov N.I. Problemy periodizatsii istorii bashkirskogo i tatarskogo iazykov [Problems of Periodization of the History of the Bashkir and Tatar Languages]. In: Problemy dukhovnoi kul'tury tiurkskikh narodov SSSR [Problems of Spiritual Culture of the Turkic Peoples of the USSR]. Ufa, 1991, pp. 134-138 (In Russ.).
8. Kuzeyev R.G. Pochuvstvovat' dykhanie vremeni, dykhanie narodov... [Feel the Breath of Time, Breath of Peoples...]. Vestnik AN RB — Herald of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, 1999, vol. 4, no. 3, pp. 7-20 (In Russ.).
9. Moshkalo V.V. Bashkardi gruppa dialektov [Bashkardi Group of Dialects]. In: Iranskie iazyki. Kn. I. Iugo-zapadnye iranskie iazyki [Iranian Languages. Book 1. South-Western Iranian Languages]. Moscow, 1997, pp. 194-198 (In Russ.).
10. Murzin V.Yu. Proiskhozhdenie skifov: osnovnye etapy formirovaniia skifskogo etnosa [Origin of the Scythians: Main Stages of Scythian Ethnic Group Formation]. Kiev, Naukova Dumka Press, 1990 (In Russ.).
11. Oranskiy I.M. Iranskie iazyki v istoricheskom osveshchenii [The Iranian Languages in a Historical Perspective]. Moscow, 1979 (In Russ.).
12. Rezyapov R.F. K obshchim motivam v bashkirskoi i indiiskoi mifologii [Concerning Common Motifs in the Bashkir and Indian Mythology]. In: Bashkirovedenie (k 7S-letiiu akademika AN RB G.B. Khusainova) [Bashkir Studies (to the 75th Anniversary of the Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan G. Khusainov)]. Ufa, 2004, pp. 286-300 (In Bashkir).
13. Materialy po kraniologii Bashkir [Materials on Craniology of the Bashkir People]. Ufa, 1989, pp. 42-43 (In Russ.).
14. Yusupov R.M. Osnovnye etapy formirovaniia rasovogo tipa Bashkir [Main Stages of the Formation of the Racial Type of the Bashkir People]. In: Istoricheskii
opyt razvitiia dukhovnoi kul'tury Bashkortostana [Historical Experience of Spiritual Culture of Bashkortostan]. Ufa, 1992, pp. 8-13.
15. Yusupov R.M. Etnologiia bashkir na rubezhe tysiacheletii [Ethnology of the Bashkir People at the Turn of Millennium]. In: Problemy etnogeneza i etnicheskoi istorii bashkirskogo naroda [Problems of Ethnogenesis and Ethnic History of the Bashkir People]. Ufa, 2006, pp. 95-101 (In Russ.).
16. Yamaeva L.A. Drevneiranskii religioznyi komponent v «bashkirskom islame» [Ancient Iranian Religious Component in the "Bashkir Islam"]. In: Problemy sovremennoi istoricheskoi nauki: novye napravleniia i podkhody. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Bekmakhanovskie chteniia» [Problems of Modern Historical Science: New Directions and Approaches. Proceedings of the International Scientific Conference "Bekmakhanov Readings"]. Almaty, 2010, pp. 331-334.
17. Yamaeva L.A. Elementy drevneiranskikh religioznykh verovanii v bashkirskom islame [Elements of Ancient Iranian Religious Beliefs in Bashkir Islam]. Problemy vostokovedeniia — The Problems of Oriental Studies, 2010, no. 2 (48), pp. 55-59.
18. Yamaeva L.A. Elementy drevnikh iranskikh verovanii v traditsionnom soznanii bashkir [Elements of Ancient Iranian Beliefs in the Traditional Consciousness of the Bashkir People]. Iran-name — Iran Namah, Almaty, 2010, no. 4, pp. 97-109 (In Russ.).
19. Barbera, Gerardo. 2010. "Minäbi notes". In: The Persian language in history, ed. M. Maggi and P. Orsatti, Wiesbaden: Reichert, pp. 269-289.
20. Barbera, Gerardo. 2006. The Palm in Minäb. In: Proceedings of the Sth Conference of the Societas Iranologica Europaea, vol. II, "Classical and Contemporary Iranian Studies", ed. A. Panaino and R. Zipoli, Milan: Mimesis, pp. 321-338/LI-LIV.
21. Gershevitch I. Travels in Bashkardia. In: Journal of the Royal Central Asian Society, 1959, vol. 46.
22. Morgenstierne G. Balochi miscellanea Acta Orientalia. 1948. XX
23. Skjarvo P. O. Languages of Southeast Iran: Larestani, Kumzari, Baskardi. In: Compendium Linguarum Iranicarum. Wiesbaden, 1989.
24. Skjsrv0, Prods Oktor. 1975. Notes on the dialects of Minab and Hormoz. In: Norwegian Journal of Linguistics, vol. 29, pp. 113-128.
25. Floyer E.A. Unexplored Baluchistan. London, 1882.
Об авторе
Аминев Закирьян Галимьянович (р. 30.01.1954, РБ, РФ) — философ, канд. филос. наук (2011). В 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Космогонические и космологические воззрения древних башкир» (БашГУ). В 2001—2006 гг. науч. сотр. Института истории, языка и литературы УНЦ РАН. С 2006 г. — зав. отделом духовной культуры Института гуманитарных исследований РБ. Автор более 100 научных трудов, в т.ч. 4 монографий.
Научные работы: Космогонические воззрения древних башкир. Уфа, 2005; Эпос «Урал батыр» как космогонический миф (К проблеме доисламского мировоззрения башкир). Уфа, 2007; Региональные особенности ислама у башкир. Уфа, 2009 (соавт.); Эпос «Урал батыр» и мифология башкир. Уфа, 2013.
About the Author
Zakiryan G. Aminev (born January 30, 1954, the Republic of Bashkortostan, the Russian Federation), philosopher, candidate of philosophical sciences (2011). Candidate's dissertation thesis: Cosmogonie and Cosmological Beliefs of Ancient Bashkirs (Bashkir State University, 2011). In 2001—2006 worked as a researcher at the Institute for History, Language and Literature of the Ufa Research Centre of the Russian Academy of Sciences. Since 2006 he has been working as head of the intellectual culture department at the Institute for Humanitarian Research of the Republic of Bashkortostan. He is the author of over 100 scientific papers, including 4 monographs.
Scholarly works: Cosmogonic Beliefs of Ancient Bashkirs. Ufa, 2005 (In Russ.); The Epic Ural Batyr as a Cosmogonic Myth (to the Problem of pre-Islamic Ideology of the Bashkir People). Ufa, 2007 (In Russ.); Regional Features of the Bashkir Islam. Ufa, 2009 (co-author; in Russ.); The Epic Ural Batyr and Bashkir Mythology. Ufa, 2013 (In Russ.).
Приложение
Рис. 1. Вид башкартской деревни (рустак, Иран). Октябрь 2014 г. Фото З.Г. Аминева
Рис. 2. Башкарты города Сардашт (Иран). Октябрь 2014 г. Фото З.Г. Аминева