Научная статья на тему 'Барьеры на пути единого рынка услуг ес'

Барьеры на пути единого рынка услуг ес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1685
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ЕДИНЫЙ РЫНОК УСЛУГ / ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ТРАНСПОРТ / РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / EUROPEAN UNION / TRADE BARRIERS / SINGLE SERVICES MARKET / SERVICE TRADE / INTEGRATION / TELECOMMUNICATIONS / TRANSPORT / GOVERNMENT PROCUREMENT MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Ольга Владимировна

ЕС обладает наиболее разработанным механизмом либерализации торговли услугами в рамках экономического объединения. Этому способствовало наличие системы институтов наднационального характера, решения которых являются обязательными для стран-членов. Вместе с тем, процесс создания единого рынка услуг ещё далеко не закончен. Это связано с тем, что не все принципы, которые лежат в основе внутреннего рынка, применяются в полной мере, а также по причине особенностей услуги как объекта международной торговли. Финансово-экономический кризис вызвал новую волну протекционистских настроений в различных странах ЕС, что нашло отражение в сохранении и появлении новых барьеров в торговле услугами в рамках Евросоюза. Интеграция сферы услуг в рамках объединения сопровождается важными торговыми инициативами на многостороннем уровне. Во Всемирной торговой организации (ВТО) страны ЕС ведут переговоры о новом соглашении по торговле услугами и предлагают положения, которые, помимо обеспечения транспарентности, углубления либерализации и защиты прав иностранных инвесторов на рынке услуг, будут благоприятствовать и дополнять Трансатлантическое соглашение о свободной торговле и инвестиционном партнёрстве ЕС и США. Россия является лишь четвёртым по значимости партнёром в торговле услугами для ЕС. В то же время для России Евросоюз остаётся ключевым партнёром как в торговле услугами, так и в торговле товарами. В области торгово-экономических отношений у них существует значительный потенциал для роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Barriers to the EU Single Services Market

The EU has the most developed liberalization mechanism in services trade within the framework of an economic bloc. The system of supranational institutions, which decisions are binding upon member states, contributes to a high level of liberalization of trade in services in the EU. However, the creation of a single market for services hasn't completed at all. The reasons are following: not all basic principles for single market are fully applied, and a service is a very specific object for international trade. Financial-economic crisis caused a new wave of protectionism in different countries, which has reflected in the preservation of old and the emergence of new barriers to trade in services within the EU. Integration of services in the Union is accompanied by important trade initiatives at the multilateral level. In the World Trade Organization EU countries negotiate a new agreement on trade in services, and offer provisions which providing transparency, deepening liberalization and investor protection for foreign investors in the market, will also complement and foster the Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) EU USA. Russia is only the fourth among most important partners of the EU in trade in services. At the same time the European Union remains a key Russian partner in trade in services and in goods. There is a considerable potential for growth in this sphere for both partners.

Текст научной работы на тему «Барьеры на пути единого рынка услуг ес»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ЕДИНОГО РЫНКА УСЛУГ ЕС

О.В. Бирюкова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, 101000, ул. Мясницкая, д. 20.

ЕС обладает наиболее разработанным механизмом либерализации торговли услугами в рамках экономического объединения. Этому способствовало наличие системы институтов наднационального характера, решения которых являются обязательными для стран-членов. Вместе с тем, процесс создания единого рынка услуг ещё далеко не закончен. Это связано с тем, что не все принципы, которые лежат в основе внутреннего рынка, применяются в полной мере, а также по причине особенностей услуги как объекта международной торговли. Финансово-экономический кризис вызвал новую волну протекционистских настроений в различных странах ЕС, что нашло отражение в сохранении и появлении новых барьеров в торговле услугами в рамках Евросоюза.

Интеграция сферы услуг в рамках объединения сопровождается важными торговыми инициативами на многостороннем уровне. Во Всемирной торговой организации (ВТО) страны ЕС ведут переговоры о новом соглашении по торговле услугами и предлагают положения, которые, помимо обеспечения транспарентности, углубления либерализации и защиты прав иностранных инвесторов на рынке услуг, будут благоприятствовать и дополнять Трансатлантическое соглашение о свободной торговле и инвестиционном партнёрстве ЕС и США.

Россия является лишь четвёртым по значимости партнёром в торговле услугами для ЕС. В то же время для России Евросоюз остаётся ключевым партнёром как в торговле услугами, так и в торговле товарами. В области торгово-эконо-мичеcких отношений у них существует значительный потенциал для роста.

Ключевые слова: Европейский союз, торговые барьеры, единый рынок услуг, торговля услугами, интеграция, телекоммуникации, транспорт, рынок государственных закупок.

В настоящее время Европейский союз (ЕС) занимает лидирующие позиции в международной торговле услугами. Так, доля стран Евросоюза в мировом экспорте услуг составляет 25%, а в мировом импорте - 20% (за вычетом сделок в рамках самого объединения). Для экономики ЕС услуги также стали доминирующим сектором, на который приходится свыше 70% ВВП. Объём внутрирегионального экспорта услуг в ЕС в 2013 г. составил 841,9 трлн евро. Ключевыми поставщиками услуг на внутренний рынок были Германия (13,3%), Франция (11,3%) и Великобритания (9,5%). По объёму импорта в торговле услугами внутри ЕС также лидируют Германия (18,3%), Франция (10,6) и Великобритания (9,2). Довольно скромное участие во внутрирегиональной торговле услугами в рамках объединения демонстрируют такие

страны, как Мальта, Кипр, Латвия, Словения, Болгария, Эстония. Доля каждой из них в торговом обороте услугами между странами ЕС не превышает 1%.

Великобритания уверенно держит позиции крупнейшего экспортёра услуг вне стран ЕС. В 2013 г. на неё пришлось 21,3% всего экспорта услуг из стран Евросоюза на внешний рынок. Великобритания также зафиксировала рекордный профицит в торговле услугами вне ЕС (78,8%), значительно обогнав по этому показателю Францию (21,6 млрд евро) и Германию (13 млрд евро). Ирландия стала единственной страной Европейского союза, которая продемонстрировала дефицит в торговле услугами со странами вне ЕС, а Чехии удалось закончить 2013 г. с нулевым балансом. Наибольший дефицит в торговле услугами наблюдается у Германии - в 2013 г. он

Таблица 1

Показатели участия стран ЕС в международной и внутрирегиональной торговле услугами

в 2013 г. (в млрд евро)

Экспорт вовне ЕС Импорт извне ЕС Экспорт в страны ЕС Импорт из стран ЕС Доля в экспорте услуг внутри ЕС (%) Доля в импорте услуг внутри ЕС (%)

ЕС-28 684,4 511,2 841,9 757,3 100 100

Австрия 11,9 7,7 37,1 26 4,4

Бельгия 25,9 18,4 55,5 55,3 6,6 7,3

Болгария 2,2 1,3 3,5 2,4 0,4 0,3

Великобритания 145,8 65,9 79,6 69,4 9,5 9,2

Венгрия 5,2 3,5 11 9,3 1,3 1,2

Германия 114,7 101,3 112 138,5 13,3 18,3

Греция 12,6 4,6 15,4 6,4 1,8 0,8

Дания 29,2 20,5 22,2 24,7 2,6 3,3

Ирландия 41,3 44,8 53,4 43,7 6,3 5,6

Испания 33,6 20,7 75,7 47,8 9 6,3

Италия 39,5 33,3 44 47,2 5,2 6,2

Кипр 3 0,9 2,8 1,6 0,3 0,2

Латвия 1,9 0,9 1,8 1,2 0,2 0,2

Литва 2,4 1,5 3 2,3 0,4 0,3

Люксембург 17,9 14,1 42,4 22,3 5 2,9

Мальта 0,9 0,8 2,9 1,6 0,3 0,2

Нидерланды 40,6 30,5 46,9 43,2 5,6 5,7

Польша 7,7 5,3 22,5 19,7 2,7 2,6

Португалия 6,5 2,9 14,1 7,8 1,7 1

Румыния 2,5 1,6 8,3 6,4 1 0,8

Словакия 1,2 0,8 4,3 5 0,5 0,7

Словения 1,1 0,5 4,5 2,7 0,5 0,3

Финляндия 11,3 7,6 11,6 14,9 1,4 2

Франция 83,3 61,8 95,2 80,5 11,3 10,6

Хорватия 2 0,9 7,5 1,8 0,9 0,2

Чехия 4,4 4,4 12,5 10,5 1,5 1,4

Швеция 25,6 13,7 31,7 30,1 3,8 4

Эстония 1,5 0,7 3 2,5 0,4 0,3

Источник: составлено по данным Еиго81а1.

составил 13,1 млрд евро. Неизменно торговля услугами с огромным профицитом складывается у Великобритании - 89 млрд евро в 2013 г.

Наиболее важным торговым партнёром стран Евросоюза во внешней торговле услугами являются США. На них приходится 10,5% всех внутренних и внешних экспортных операций в ЕС по услугам объёмом 161 млрд евро, затем следуют Швейцария (5,4%) и Китай (2,1%).

В импорте услуг состав основных стран-партнёров аналогичен: США (11,7%), Швейцария (4,9%) и Китай (1,6%). В структуре торговли ЕС услугами преобладает категория «прочие виды деловых услуг», которая включает разнообразные деловые, профессиональные и технические услуги. Далее следуют транспорт, поездки и финансовые услуги. Наибольшее положительное значение для сальдо торгового баланса дают прочие деловые услуги, финансы, компьютерные и информационные услуги и транспорт. Торговля по статье роялти и лицензионные платежи складывается у стран ЕС с отрицательным сальдо [8].

Россия занимает лишь четвёртую строчку в списке основных торговых партнёров Евросоюза в области услуг - на неё приходится менее 4% всей торговли ЕС услугами [13]. Это означает, что в невидимой торговле наша страна не входит в число ведущих внешнеторговых партнёров ЕС, и одновременно показывает, что в этой области торгово-экономических отношений у сторон существует значительный потенциал для роста. Вместе с тем, для России Евросоюз неизменно остаётся главным партнёром по внешней торговле (как товарами, так и услугами). Свыше 40% всего объёма внешней торговли России услугами приходится на страны ЕС.

К числу основных торговых партнёров России среди стран-членов ЕС традиционно относятся Великобритания, Германия и Кипр. Отметим, что в последние годы в торговле услугами между Россией и ЕС доля Германии, Великобритании и Франции имела тенденцию к снижению, тогда как доля Ирландии, Италии, Польши и Чехии возросла (см. табл. 2).

Правовой основой регулирования внешнеэкономических связей России с ЕС продолжает оставаться Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС), подписанное ещё 24 июня 1994 г. и вступившее в силу 1 декабря 1997 г., а также обязательства стран, принятые в рамках ВТО.

ЕС и ВТО

Важно отметить некоторые различия в подходах к регулированию услуг в ЕС и ВТО. Для ЕС характерно обеспечение максимальной свободы доступа компаний и резидентов из стран-членов на рынок услуг всех стран интеграционного объединения. В отношениях с третьими странами Евросоюз стремится обеспечить открытие собственного рынка, но действует при этом, исходя из принципа так называемой эффективной взаимности, который предполагает, что третьи

страны должны предоставлять его членам равноценные условия доступа на свои рынки. Если же этого не происходит, предусмотрено проведение переговоров с целью достижения баланса взаимных уступок. Если же к компромиссу прийти не удастся, ЕС может закрыть доступ на внутренний рынок [6].

Таблица 2 Внешняя торговля России услугами со странами ЕС (млн долл.)

Экспорт Импорт

2011 2013 2011 2013

Австрия 600 786,5 1353 1963

Бельгия 381 371 738 836

Болгария 102 145 619 1167

Великобритания 5202 4874 5648 6810

Венгрия 201 185 222 336

Германия 3686 4543 6066 8053

Греция 125 172 1347 2337

Дания 343 356 356 518

Ирландия 495 1543 2452 3471

Испания 343 369 2393 3887

Италия 785 1125 1979 3453

Кипр 2440 3303 4402 5263

Латвия 362 410 361 532

Литва 313 666 269 424

Люксембург 172 597 332 780

Мальта 42 168 64 80

Нидерланды 1358 1837 3478 3630

Польша 514 1105 543 934

Португалия 33 31 78 114

Румыния 62 50 110 65

Словакия 185 217 59 99

Словения 81 161 116 100

Финляндия 945 1236 2813 4334

Франция 1005 1178 2751 3851

Хорватия н.д. 17 н.д. 127

Чехия 655 1211 1381 2330

Швеция 532 797 508 802

Эстония 353 454 334 305

Всего ЕС 21317 27905 40772 56767

Источник: составлено по данным Банка России.

В ВТО доступ на рынок услуг определяется специфическими обязательствами стран-членов, в частности Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), и хотя в нём отсутствует определение услуг, это частично компенсируется описанием способов предоставления услуг и наличием их классификатора. В общеевропейском правовом поле раскрыто юридическое содержание понятия «услуги», что способствует эффективности механизма регу-

лирования. Кардинальным отличием правового регулирования предоставления услуг в ВТО и ЕС можно назвать то, что по правилам ВТО на национальных рынках обеспечивается только режим наибольшего благоприятствования для поставщиков из стран-членов, а национальный режим остаётся объектом специфических переговорных обязательств.

В рамках многосторонних переговоров по либерализации торговли услугами страны ЕС играют важнейшую роль. В 2011 г. Евросоюз поддержал инициативу США по созданию проекта нового Соглашения по торговле услугами (СТУ). Была сформирована неформальная группа «По-настоящему хороших друзей по либерализации торговли услугами» («Really Good Friends for Liberalization of Trade in Services»), которой удалось согласовать общие подходы к новому СТУ.

Предполагается, что это новое соглашение определит новую архитектуру невидимой торговли и позволит провести значительное открытие национальных рынков услуг. Группа «хороших друзей» аккумулирует свыше 50% всей мировой торговли и объединяет такие страны, как США, ЕС, Австралия, Канада, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Гонконг, Израиль, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Перу, Сингапур, Южная Корея, Швейцария и Тайвань.

В 2012 г. группа «хороших друзей» предложила заключить новое Соглашение по торговле услугами в качестве необязательного для участия всех членов ВТО многостороннего торгового соглашения. Но этот сценарий не был реализован из-за консолидированного сопротивления группы стран БРИКС и последующего влияния этого отказа на другие развивающиеся страны. В качестве альтернативного сценария, предлагаемого группой «хороших друзей», СТУ может утвердиться в качестве Соглашения об экономической интеграции в рамках V статьи ГАТС.

Быстроразвивающиеся страны БРИКС официально выступают против протекционистских тенденций и поддерживают содействие развитию международной торговли в качестве двигателя экономического роста при «соблюдении последовательной политики ВТО, которая позволяет развивающимся странам достигать своих законных целей развития и стабильности». Страны БРИКС объясняют свой отказ тем, что положения СТУ удобны и выгодны только для принявших его стран, а не для всех членов ВТО, а его необязательность подрывает такие фундаментальные принципы, как транспарентность, недискриминация и многосторонность. Они настаивают на подписании обязательного многостороннего соглашения, с тем чтобы режим наибольшего благоприятствования распространялся на все страны-участницы ВТО [7]. Таким образом, страны БРИКС фактически заблокировали принятие нового Соглашения по торговле услугами, поскольку группа «по-

настоящему хороших друзей» не набрала 90% всей торговли услугами, что было необходимым условием для принятия соглашения, когда консенсуса достичь невозможно [2].

В настоящее время страны ЕС продолжают вести переговоры по проекту СТУ и предлагают положения, которые, помимо обеспечения транспарентности, углубления либерализации и защиты прав инвесторов для третьих стран, будут благоприятствовать и дополнять Трансатлантическое соглашение о свободной торговле и инвестиционном партнёрстве с Соединёнными Штатами.

Основные этапы формирования единого рынка услуг ЕС

Особенностью экономической интеграции в ЕС является наличие сильных наднациональных органов, законодательные инициативы которых страны-члены должны имплементировать в своих национальных законодательствах. Опыт либерализации торговли услугами в Евросоюзе благодаря деятельности Европейской комиссии и Суда Европейских сообществ является уникальным. Ни в одном другом интеграционном объединении не созданы институциональные и правовые условия, способствующие интеграции сферы услуг на столь глубоком уровне [3].

Торговля услугами в ЕС регулируется как первичными (договоры между государствами-членами), так и вторичными (директивы Евро-комиссии и Европейского совета, регламенты и др.) источниками права. О необходимости обеспечить либерализацию рынка услуг говорилось ещё в Римском договоре 1957 г., учредившем Европейское экономическое сообщество. Раздел 3 Главы 3 Договора был посвящён услугам (ст. 59-67), Раздел 4 - транспорту (ст. 74-84) [17]. В ст. 59 Договора говорилось об устранении ограничений в торговле услугами в течение переходного периода. При этом Римский договор только упоминал о том, что будет «разработана общая программа отмены существующих в Сообществе ограничений на свободу предоставления услуг» (ст. 63) и обязывал страны «не вводить новых ограничений» (ст. 62), тогда как Глава 1 Части 2, посвящённая свободному движению товаров, содержала график отмены пошлин и количественных ограничений. Поэтому долгое время интеграции в сфере услуг не происходило, и, как следствие, до середины 1980-х гг. эта сфера в ЕС была наименее интегрирована [1].

В 1985 г. Европейская комиссия выпустила «Белую книгу» - программу ликвидации барьеров на пути движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В этом документе содержался призыв к членам ЕС «незамедлительно принять меры для открытия всего рынка услуг: как традиционных (банковские, страховые, транспортные), так и новых (в области телекоммуникаций и передачи информации)». Данная концепция была закреплена Единым европейским актом 1986 г., согласно которому к концу 1992 г. в рам-

ках ЕС планировалось создать общий рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На основе предложений «Белой книги» были разработаны 282 регламента и директивы, большая часть которых была принята к концу 1992 г.

Хотя к 1992 г. Европейский союз проделал огромный путь к либерализации рынка услуг, эта деятельность не была завершена. Причиной стало не только появление новых видов услуг, но и сложный характер самого процесса либерализации этой сферы. Дополнительным импульсом для развития экономической интеграции стало стремление создать Экономический и валютный союз (ЭВС). В ст. 52 Маастрихтского договора (1992 г.) говорилось о необходимости завершения создания единого рынка услуг посредством директив, которые будут гарантировать свободу предоставления конкретного вида услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важное значение в формировании общего рынка услуг имеют Директива 2005/36 о признании профессиональных квалификаций и Директива 2006/123 по услугам на внутреннем рынке. Если первая направлена на упрощение взаимных процедур признания квалификации, то вторая официально завершает создание единого рынка услуг. Она обязывает членов ЕС упростить порядок учреждения новых предприятий в этой сфере и расширяет права потребителей услуг. Для интеграции рынка услуг внутри Евросоюза эта Директива имеет решающее значение, поскольку существенно облегчает трансграничную торговлю услугами между странами-членами. Директива требует от членов ЕС организации службы «единого окна», которая будет помогать бизнесу предоставлением информации о предлагаемых услугах в других странах ЕС [9]. Директи-

Таблица 3

Действие Директивы ЕС по услугам (2006) Включает:

Услуги регулируемых профессий (юристы, архитекторы, инженеры, бухгалтеры, геодезисты), то есть профессий, которые подпадают под регулирование законодательства ЕС о признании профессиональной квалификации

Деятельность ремесленников

Деловые услуги (например, взыскание задолженности, реклама, подбор персонала)

Оптовая и розничная торговля

Туристические услуги (в том числе услуги туристических агентств)

Услуги в сфере культуры и отдыха

Строительные работы

Установка и техническое обслуживание оборудования

Информационные услуги (например, информационные агентства, публикации, компьютерное программирование)

Обучение и образование, не финансируемое правительством (например, курсы по повышению квалификации,

бизнес-школы, языковая подготовка)

Услуги по аренде и лизингу

Услуги в сфере недвижимости

Услуги по тестированию и сертификации

Не включает:

Финансовые услуги (например, банковское дело, страхование, инвестиционная деятельность и управление активами), которые являются объектом регулирования отраслевых директив ЕС и других документов

Услуги в области электронных коммуникаций и сетей, которые регулируются отраслевыми директивами и нормами

ЕС

Транспорт (автомобильный, автобусный, речной, морской, авиационный и железнодорожный) подпадает под

секторальное регулирование

Услуги агентств временной занятости, которые отдельно регулируются законодательством ЕС

Здравоохранение. ЕС отдельно регулирует права пациентов по трансграничным услугам в области здравоохранения. Услуги медицинских работников также регулируются законодательством о взаимном признании профессиональной

квалификации

Государственные услуги (такие как субсидированное образование, социальные услуги)

Аудиовизуальные услуги Азартные игры Услуги частных охранных фирм Услуги нотариусов и судебных приставов Налогообложение

Источник: Mustilli F., and Pelkmans J. Access Barriers to Services Markets: Mapping, Tracing, Understanding and Measuring, CEPS, June 2013, p. 24.

ва призвана улучшить конкурентоспособность не только компаний из сферы услуг, но и бизнеса в ЕС в целом путём организации более широкого выбора и улучшения качества услуг для потребителей. В то же время эта директива содержит внушительный список секторов, включающий финансовые, транспортные, телекоммуникационные и другие услуги, на которые она не распространяется, поскольку для каждого из них разрабатывались отдельные директивы [4].

В конце мая 2012 г. Европейская комиссия сообщила, что страны-члены ЕС внесли положения Директивы по услугам в свои законодательства. В соответствии со ст. 41 этой директивы, которая требует комплексного отчёта по её применению, в июне 2012 г. Европейская комиссия выпустила документ под названием «Сотрудничество для нового роста в секторе услуг на 2012-2015 гг.» [14]. В нём был сформулирован так называемый расширенный пакет услуг - комплекс предложений, направленных на стимулирование роста в секторе услуг, который имеет большой потенциал развития в рамках интеграционного объединения.

Либерализация рынка телекоммуникаций происходила в течение более длительного времени и была завершена уже после её провозглашения в 1992 г. в Договоре о создании в ЕС общего рынка услуг. Ещё в 1987 г. Европейская Комиссия издала «Зелёную книгу о развитии общего рынка телекоммуникационных услуг и оборудования». Впоследствии Директива 1988 г. отменила ограничения на импорт, подключение и техническое обслуживание терминалов. В 1990 г. Совет ЕС принял Директиву об общих нормах для массовых сетей, с 1993 г. соответствующим документом устранены ограничения в секторе услуг по передаче данных, с 1994 г. - в секторе спутниковой связи, с 1995 г. - в секторе кабельного телевидения, с 1996 г. - в секторе мобильной связи.

В 2002 г. был принят новый пакет директив относительно электронных коммуникаций, который лёг в основу современного регулирования этого сектора в ЕС. В частности, была принята знаковая Рамочная Директива по регулированию электронных сетей связи и передаче данных, которая наложила дополнительные обязательства на страны ЕС в отношении проведения дальнейшей либерализации и гармонизации законодательств стран-членов.

Стоит отметить, что реализация принятых соглашений в странах ЕС проходила крайне неравномерно, особенно в отдельных сегментах рынка, таких как предоставление местных программ и ценообразование на них, режим разделения линий, режим совместного размещения и управления резервными выделенными линиями.

Стало очевидным, что сложившаяся система регулирования перестала отвечать вызовам глобального информационного общества. Поэтому 13 ноября 2007 г. Европейская Комиссия утвердила предложения по реформированию

телекоммуникационного сектора, которые включали в себя следующие направления:

- содействие развитию конкуренции,

- совершенствование регулирования сектора,

- укрепление внутреннего рынка,

- улучшение защиты потребителей.

В 2009 г. ЕК внесла поправки в законодательство ЕС по телекоммуникациям, в том числе в Рамочную директиву по регулированию электронных сетей связи и передачи данных. Также был сформирован Орган европейских регуляторов в области электронных коммуникаций для улучшения контроля над сектором и координации мер его регулирования в странах ЕС. Институты ЕС также ищут возможность защиты данных и пересматривают Директиву о хранении данных. В 2013 г. была запущена программа по улучшению управления радиочастотным диапазоном в Европе [15].

Важным шагом на пути к формированию единого рынка услуг станет ликвидация внутри ЕС платы за пользование связью в роу-минге к концу 2015 г. Телекоммуникационные компании должны предлагать пользователям тарифы, которые будут действовать во всех 28 странах ЕС. Операторы будут взимать с клиентов, пользующихся услугами связи за границей, ту же цену, что и в своей стране. Вместе с тем, у компаний-операторов будет возможность предоставлять услуги разного уровня по разным расценкам, взимая большую плату за специализированные услуги с высококачественной передачей «тяжёлого» контента в противовес более дешёвому обслуживанию обычного трафика. Предполагается, что получаемые за счёт такой дифференциации средства будут направлены на развитие европейской сетевой инфраструктуры.

Другая важная инициатива на телекоммуникационном рынке ЕС - защита принципа «сетевого нейтралитета». Речь идёт о том, что сотовые операторы больше не смогут блокировать какие-либо сервисы (некоторые из них сейчас запрещают голосовые вызовы через Интернет). При этом они смогут дороже продавать более качественные услуги, такие как скоростное подключение к Интернету.

Стоит отметить, что такие положительные меры по ликвидации «искусственных» границ для телекоммуникационных услуг на территории Европейского союза несут и определённые риски, связанные с монополизацией рынка, что в результате может вызвать повышение цен на услуги.

В целом, телекоммуникационный рынок ЕС остаётся всё ещё фрагментарным из-за сохраняющихся различий регулирования в государствах-членах ЕС. Непоследовательность в регулировании, вызванная разной интерпретацией и различным применением общеевропейских правил, является главной причиной медленного формирования единого рынка телекоммуникационных услуг. И хотя различия национальных

рынков объясняются объективными факторами, Комиссия считает, что можно достичь соответствующей координации.

В 1997 и 2006 гг. приняты директивы, направленные на постепенное открытие национальных почтовых рынков. По мнению представителей Европейской комиссии, либерализация этих секторов ведёт к снижению стоимости услуг, росту качества и повышению конкурентоспособности.

Транспортные услуги

При создании общего рынка услуг ЕС было решено включить в него и те их виды, которые во многих странах относятся к естественным монополиям. Согласно ст. 86 Договора о ЕС, доставка почты, предоставление средств транспорта и связи, сфера электро- и газоснабжения должны войти в общий рынок услуг. Либерализация в сфере транспорта происходила постепенно. К 1993 г. были сняты ограничения на водном транспорте, в 1998 г. - в сфере автомобильных перевозок.

Непросто происходила либерализация в сфере железнодорожных перевозок. Несмотря на развитие автомобильных и автобусных перевозок, железнодорожный транспорт - исторически важный сектор в странах ЕС. Доля железнодорожного сообщения в общем потоке грузоперевозок между 1970-ми и началом 2000-х гг. снизилась в 2 раза [5]. Спрос на железнодорожные перевозки сократился из-за необходимости последовательно подчиняться правилам всех стран, через которые проходит груз. В этой связи в 2001-2004 гг. было принято три пакета директив, направленных на:

- отделение управления инфраструктурой от собственно транспортировки,

- увеличение числа перевозчиков и установление единых норм ответственности,

- повышение конкурентоспособности в сфере международных железнодорожных перевозок.

Как и в целом по миру, железнодорожные перевозки в ЕС постоянно реформируются для повышения конкурентоспособности. Традиционная модель государственной монополии постепенно приобретает такие новые формы, как вертикальное разделение между сетевым оператором и множеством транспортных операторов, работающих по лицензии, полученной в сетевом конкурсе, либо через временные концессии с монопольным положением в определённом сетевом сегменте.

Наряду с этим процесс либерализации услуг водного транспорта происходил в ЕС только в сфере перевозки грузов, а для перевозки пассажиров он пока только запланирован. Несмотря на значительный прогресс в повышении производительности, железнодорожный транспорт остаётся очень важной сферой обеспечения занятости населения в силу того, что предполагает трудоинтенсивный характер занятости.

В 2012 г. страны ЕС приняли директиву о создании рынка железнодорожных перевозок. Она упразднила директивы, принятые ранее [10, 11, 12], и включила в себя многие разрозненные законодательные нормы. Цель директивы - усиление регулирующих органов, улучшение условий для инвестирования в железнодорожный транспорт и обеспечение более справедливого доступа к железнодорожной инфраструктуре, а также к работам и услугам на железнодорожном транспорте.

В настоящее время Евросоюз занимается либерализацией рынка государственных закупок услуг. Это предполагает обеспечение прозрачности госзаказа и гарантию доступа частных и государственных поставщиков услуг к госзакупкам на всей территории ЕС. В декабре 2011 г. Европейская комиссия приняла решение о модернизации систем госзакупок в ЕС. Это программа предполагает пересмотр ранее принятой Директивы №2004/17/ЕС11 (касательно воды, энергетики, транспорта, и почтовых услуг) и Директивы №2004/18/ЕС12 (о процедуре госконтрактов) наряду с принятием Директивы о концессиях [16]. Ранее концессии лишь частично регулировались на европейском уровне. В 2012 г. Европейская комиссия также одобрила Стратегию электронных закупок, которая должна обеспечить обязательный переход к электронным закупкам.

Таким образом, большая часть сферы услуг была либерализована в период с 1986 по 1992 г. Маастрихтский договор де-юре провозглашал создание в рамках ЕС общего рынка услуг. Вместе с тем, полное завершение либерализации проходило уже после 1992 г. Интеграция в некоторых крупных секторах заняла ещё более десяти лет, а некоторые вопросы не решены до сих пор. За это время для либерализации потребовалось принять в общей сложности полторы тысячи директив.

Для усиления интеграции на рынке услуг в рамках ЕС необходима комплексная работа по следующим направлениям:

- принятие принципа определения страны происхождения услуги для обеспечения роста трансграничной торговли. В соответствии с этим принципом, при трансграничной торговле услугами для поставщика, работающего на рынке страны-участницы ЕС, будет действовать законодательство своей страны. То есть страны-члены не смогут произвольно ограничивать услуги, поставляемые на их рынок поставщиком из другой страны, посредством национальных мер регулирования. Далее, в соответствии с принципом взаимного признания, в трансграничной торговле услугами в рамках ЕС стало бы меньше барьеров, поскольку не было бы необходимости проводить дополнительное регулирование для фирм, которые действуют только на рынке своей страны. Это также снизило бы необходимость Европейской комиссии проводить мониторинг политики регулирования

рынка услуг в каждой отдельной стране ЕС;

- сокращение числа профессий, подпадающих под регулирование. По данным Европейской комиссии, в ЕС около 800 различных видов деятельности подпадают под действие регулируемых профессий и предполагают наличие специальной квалификации. Получается, что в одном государстве около 25% всех профессий может подпадать под регулирование, что существенно осложняет проведение либерализации на межстрановом уровне;

- создание механизмов для пересмотра или блокирования дискриминационного регулирования со стороны наднациональных органов ЕС. Например, национальные парламенты могли бы иметь большие полномочия для участия в выработке нормативных положений;

- повышение внимания к торговле услугами в повестке Европейской комиссии;

- усиление механизмов ЕС для реализации

существующей Директивы по услугам. Выгоды от реализации Директивы в полной мере будут достигаться при внутренней либерализации, связанной с увеличением числа иностранных поставщиков услуг на рынке ЕС. Однако из-за юридических неточностей в Директиве её применение на практике зависит от политической воли руководителей отдельных государств-членов. Интеграция рынка услуг в ЕС ещё не завершена. Финансово-экономический кризис внёс значительные изменения в регулирование отдельных секторов услуг и стимулировал дальнейшую передачу полномочий в области торговой политики на наднациональный уровень. Вместе с тем, Евросоюз объединяет крайне неоднородных игроков в торговле услугами, поэтому существует риск увеличения разрыва в уровнях развития этого важного сектора в странах-участницах интеграционного объединения, наряду с дифференциацией их роли в международной торговле услугами.

Список литературы

1. Бирюкова О.В. Зарубежный опыт создания региональных рынков услуг // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 11. С. 71-79.

2. Бирюкова О.В. Торговля услугами в Дохийском раунде: многостороннее соглашение для избранных? // Вестник международных организаций. 2013. № 2 (41). С. 98-110.

3. Бирюкова О.В. Проблемы и перспективы формирования регионального рынка услуг стран СНГ // Общество и экономика. 2011. № 6. С. 77-92.

4. Исаченко Т. Торговая политика Европейского союза. М. Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики. 2010. С. 260.

5. Кондратьева Н. ЕС: единому внутреннему рынку пятнадцать лет // Современная Европа. 2008. №2. C. 68.

6. Седов К. Б. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. М.: Экономика, 2006. С. 90.

7. Chakravarthi. The Plurilateral Service Agreement Game at the WTO. // The Economic and Political Weekly, vol. 47, no. 43, October 27, 2012.

8. DG Trade Statistical. Pocket Guide. May 2014. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014.

9. Directive 2006/123/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 on services in the internal market.

10. Directive 91/440/EEC on the development of the Community's railways.

11. Directive 95/18/EC on the licensing of railway undertakings.

12. Directive 2001/14/EC on the allocation of railway infrastructure capacity and the levying of charges for the use of railway infrastructure.

13. European Commission. Trade Policy: Russia URL: http://ec.europa.eu/trade/creating-opportunities/bilateral-relations/countries/russia/index_en.htm

14. Report from the Commission: An Analysis of Progress Made and Remaining Obstacles in the Member States -Contribution to the Annual Growth Survey 2014 - /* COM/2013/0785 final. URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52013DC0785&from=EN

15. National Trade Estimate Report on Foreign trade barriers, 2013. United States Trade Representative.

16. Trade policy Review. Report by the European Union. WTO. 2013.

17. Treaty establishing the European Economic Community. Rome, 25 March 1957 // European Navigator. URL: http://www.ena.lu/

Об авторе

Бирюкова Ольга Владимировна - к.э.н., доцент департамента мировой экономики, научный сотрудник Института торговой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: Olga.Birjukova@mail.ru.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-32-01200) и Научного фонда НИУ ВШЭ.

BARRIERS TO THE EU SINGLE SERVICES MARKET

O. Biryukova

National Research University «Higher School of Economics», 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russia.

Abstract: The EU has the most developed liberalization mechanism in services trade within the framework of an economic bloc. The system of supranational institutions, which decisions are binding upon member states, contributes to a high level of liberalization of trade in services in the EU.

However, the creation of a single market for services hasn't completed at all. The reasons are following: not all basic principles for single market are fully applied, and a service is a very specific object for international trade. Financial-economic crisis caused a new wave of protectionism in different countries, which has reflected in the preservation of old and the emergence of new barriers to trade in services within the EU.

Integration of services in the Union is accompanied by important trade initiatives at the multilateral level. In the World Trade Organization EU countries negotiate a new agreement on trade in services, and offer provisions which providing transparency, deepening liberalization and investor protection for foreign investors in the market, will also complement and foster the Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) EU - USA.

Russia is only the fourth among most important partners of the EU in trade in services. At the same time the European Union remains a key Russian partner in trade in services and in goods. There is a considerable potential for growth in this sphere for both partners.

Key words: European Union, trade barriers, single services market, service trade, integration, telecommunications, transport, government procurement market.

References

1. Biryukova O.V. Zarubezhnyi opyt sozdaniya regional'nyh rynkov uslug [Foreign Experience in the Formation of Regional Services Markets] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2012, no. 11, pp. 71-79. (In Russian)

2. Biryukova O.V. Torgovlya uslugami v Dokhiyskom raunde: mnogostoronnee soglashenie dlya izbrannyh? [Trade in Services in the Doha Round: a Plurilateral Agreement for the Elite?] // Vestnik mezhdunarodnyh organizatsiy [International Organizations Research Journal]. 2013. no. 2(41), pp. 98-110]. (In Russian)

3. Biryukova O.V. Problemy i perspektivy formirovaniya regional'nogo rynka uslug stran SNG [Problems and Prospects of the Formation of the CIS Single Services Market] // Obshchestvo i ekonomika [Society and Economy], 2011, no. 6, pp. 77-92. (In Russian)

4. Isachenko T. Torgovaya politika Evropeiskogo soyuza [Trade Policy of the European Union]. Moscow. Izdatel'skiy dom Gosudarstvennogo universiteta — Vysshey shkoly ekonomiki. 2010, p. 260. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kondrat'eva N. ES: edinomu vnutrennemu rynku pyatnadtsat' let [EU: the Single Market is 15 Years Old] // Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. 2008, no. 2, p. 68. (In Russian)

6. Sedov K. B. Mezhdunarodnaya kommercheskaya deyatel'nost' v sfere uslug i interesy Rossii [International Commercial Activity in the Services Sector and the Interests of Russia]. Moscow: Ekonomika, 2006, p. 90. (In Russian)

7. Chakravarthi. The Plurilateral Service Agreement Game at the WTO // The Economic and Political Weekly, vol. 47, no. 43, October 27, 2012.

8. DG Trade Statistical, Pocket Guide, May 2014. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014.

9. Directive 2006/123/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 on services in the internal market.

10. Directive 91/440/EEC on the development of the Community's railways.

11. Directive 95/18/EC on the licensing of railway undertakings.

12. Directive 2001/14/EC on the allocation of railway infrastructure capacity and the levying of charges for the use of railway infrastructure.

13. European Commission. Trade Policy: Russia URL: http://ec.europa.eu/trade/creating-opportunities/bilateral-relations/countries/russia/index_en.htm

14. Report from the Commission: An Analysis of Progress Made and Remaining Obstacles in the Member States -Contribution to the Annual Growth Survey 2014 - /* COM/2013/0785 final. URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52013DC0785&from=EN

15. National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers, 2013. United States Trade Representative.

16. Trade Policy Review. Report by the European Union. WTO. 2013.

17. Treaty Establishing the European Economic Community. Rome, 25 March 1957 // European Navigator. URL: http://www.ena.lu/

About the author

Ol'ga V. Biryukova - PhD in Economiks, Associate Professor of the Department of World Economy; Research

Fellow in the Institute of Trade Policy of the National Research University «Higher School of Economics».

E-mail: Olga.Birjukova@mail.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.