Научная статья на тему 'Баренцево сотрудничество: новые перспективы'

Баренцево сотрудничество: новые перспективы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Баренцево сотрудничество: новые перспективы»

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

192

новые перспективы

Ситкин М. Н.

В июле 2005 г. в норвежском городе Вардё (провинция Финнмарк) - побратиме Архангельска — состоялось торжественное открытие нового музея — Поморского, в экспозиции которого представлена культура русских поморов — соседей норвежского народа.

Несмотря на все отличия традиции русских поморов имеют немало общего с культурой Финнмар-ка. Не случайно и создание Поморского музея именно в Вардё. История этого города тесно связана с Русским Поморьем: он считался столицей русской торговли в Северной Норвегии. Активная меновая торговля поморов с местными жителями велась еще в XVIII веке и прекратилась только в 1917 г. В период расцвета поморской торговли в конце XIX века в Вардё ежегодно заходило до 350 российских судов. Для обмена на норвежскую рыбу поморы везли ржаную муку, лес, бересту, дёготь, полотно и другие необходимые жителям Северной Норвегии товары. С 1875 г. было налажено постоянное пароходное сообщение с Архангельском в летние месяцы. Кроме того, летом до 200 русских рыбаков вели ярусный лов трески в небольших рыбацких селениях неподалёку от Вардё. По весне местные фирмы брали русских на временную работу по разделыванию рыбы. Склады одной из крупнейших норвежских тор-

Михаил Николаевич Ситкин — заместитель главы администрации Архангельской области.

говых фирм того времени — Бродткорб — и были выбраны для размещения экспозиции. Этот комплекс построек охраняется государством и является одним из секторов музея города Вардё. Складские

4/2005

помещения с причалом для приемки рыбы были построены из русских бревен в XIX веке. В течение сезона здесь обычно трудилось до трех десятков русских рабочих, и на стенах построек сохранились сделанные ими надписи.

Взаимоотношения Архангельска и Вардё прослеживаются и в первой трети XX века: города объединяли революционные связи, а также общие заслуги в освоении Арктики.

Открытие Поморского музея явилось результатом многолетней совместной работы сотрудников музея города Вардё и Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Идея создания музея возникла в 1970-х гг. и обрела конкретные черты в июне 1990-го, когда Архангельский музей «Малые Корелы» и музей города Вардё заключили договор о сотрудничестве в области научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и другой музейной деятельности.

Не будет преувеличением сказать, что договор между музеями стал для Архангельской области одним из важнейших шагов по восстановлению прерванных в первой трети XX века традиций международных контактов между северными территориями России и Норвегии.

Особый смысл новые культурные связи России со своим западным соседом обретают на фоне растущего взаимодействия территорий стран Баренцева Евро-Арктического региона — Финляндии, Швеции, Норвегии и России, — развивающегося под эгидой Киркенесских соглашений. Баренцев регион — один из наиболее богатых природными ресурсами в Европе: здесь большие запасы леса, минералов, не-

фти и газа, рыбы и морского зверя. Народы, населяющие эту огромную — порядка 1,2 млн кв. км — территорию, отличаются по языку, религии, уровню социального развития. Вместе с тем жителей Баренцевоморья сближает общность условий проживания, суровый холодный климат, схожий «северный» характер, историческая судьба и культурное наследие. Сотрудничество областей региона в наши дни развивается во многих направлениях: промышленность и экономика, образование и здравоохранение. И все же кооперацию в области культуры следует признать наиболее успешной.

В ходе встречи министров культуры стран Баренцева региона, состоявшейся в Киркенессе 31 августа - 1 сентября 1993 г., была принята специальная декларация о намерениях поощрять расширение культурных связей и культурного обмена,развитие туризма в регионе Баренцева моря, заботиться о памятниках старины, предотвращать разрушение общих невозместимых ценностей. Впоследствии задачи культурного сотрудничества были значительно конкретизированы. Среди них: развитие статуса Баренцева региона как территории, привлекательной для проживания; формирование общего идентитета; представление Баренцева региона как мощного культурного центра общеевропейского значения; забота о расширении многообразия культуры региона и ее развитии.

Одним из первых успешных культурных проектов в рамках Баренц-взаимо-действия стала серия выставок художников «Полар Арт Лайн» — совместная инициатива департамента искусства Лапландии (Финляндия), управления

ЕЕ

ОИ

СА

ЕВ

ЧО

Е

< < Ус 2

193

4/2005

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

194

культуры Финнмарка (Норвегия) и комитета по культуре администрации Архангельской области. Открытие первой выставки состоялось в Архангельске в июне 1994 г.; работы художников с успехом экспонировались также в Норвегии и Финляндии. Осенью 1996 г. обновленная «Полар Арт Лайн» (уже с участием шведских художников) с успехом открылась в Мюнхене (Германия). «Полар Арт Лайн» имеет своим продолжением несколько новых проектов: это и Баренц-биеннале, и Арктическая неделя в Риме, и подготовка и издание на лазерном диске каталога художников Баренцева региона. Большой интерес представляет проект «Культура и медиа», в рамках которого деятели культуры региона обратились к возможностям кинематографа создать универсальный язык межкультурного общения.

В новом тысячелетии Баренцево сотрудничество отметилось несколькими громкими проектами. Самым успешным явился проект «Северный фольклор», инициированный финской Лапландией в 2001 г. Главные исполнители проекта — финский фолкансамбль, школа танца «Римппаремми» и государственный академический Северный русский народный хор. В рамках проекта финская сторона приняла участие в архангельском фестивале фольклора «Жемчужина Севера», а артисты Северного хора в период 2002-2005 гг. около двух десятков раз выступили в Финляндии и Швеции. В рамках проекта было создано оригинальное фолк-представление «Арктическая рапсодия».

Другим успешным проектом является сотрудничество детских художественных школ Оулу и Архангельска, начатое в 2001 г. За это время прове-

дено пять летних совместных русско-финских творческих лагерей — попеременно в Оулу и Архангельске, — где дети могли общаться, обучаться, делиться навыками и перенимать опыт.

Плодотворно развивается сотрудничество в сфере циркового искусства — между Архангельском и Оулу. Инициированный в 2001 г. проект «Большой театр звезд», предполагавший участие циркачей из Архангельской области в мероприятиях циркового фестиваля и детского циркового лагеря в провинции Оулу, в 2005 году перерос в фестивальное турне артистов любительского цирка.

Российским художникам, писателям, музыкантам образование нового культурного пространства Баренцева региона дало возможность обогатиться свежими впечатлениями, приобрести новый творческий опыт, явилось стимулом для дальнейшего профессионального роста.

Разнообразие ландшафтов, наличие мастеров-профессионалов с различными творческими «почерками», огромный творческий потенциал способствуют формированию региона Баренцева моря как новой культурной зоны.

Особенностью программы сотрудничества в Баренцевом регионе является то, что одной из стратегических целей для всех ее участников выступает развитие культурных связей на местном уровне, минуя столицы. Как правило, губернии и области Баренцева региона рассматривались и рассматриваются национальными центрами власти как глухие провинциальные окраины. Традиционно в российских регионах практика устойчивых международных связей в рамках серьезных и развернутых программ культурного развития складывалась, как правило,

4/2005

через столичный центр. Культурное взаимодействие в Баренцевом регионе способствует преодолению старых стереотипов, интенсификации целенаправленных культурных контактов с Западом, обмену творческими коллективами, совместной выработке конкретных предложений по организации и финансированию новых проектов.

В настоящее время Архангельская область связана со своими западными партнерами серией договоров и соглашений о совместных мероприятиях по культурному обмену. Среди результатов — гастроли музыкальных коллективов, Международный фестиваль уличных театров в Архангельске, прошедшая в 2005 г. в Архангельске Международная конференция Баренцева Евро-Арктического региона «Культура. Туризм. Информация: взаимовлияние для устойчивого развития». Открытие Поморского музея — очередной успех, который могут записать на свой счет деятели культуры Архангельской области.

К сожалению, следует сказать, что эффективное международное сотрудничество в области культуры осложняется в регионах России рядом обстоятельств. Не является неожиданностью тот факт, что финансирование российской культуры снизилось, что значительно затрудняет реализацию совместных договоренностей в том случае, если участникам соглашения с российской стороны доступны только бюджетные средства. Препятствием для международного сотрудничества являются различия в системах страховки в России и европейском сообществе. Такое же различие, затрудняющее взаимодействие, кроется в налоговых системах. Как это ни парадоксально, серьезным ограничением высту-

пает слабая оснащенность потенциальных российских партнеров системами современной связи. И все же важность международного культурного сотрудничества вряд ли может подвергаться сомнению. Международное сотрудничество — это не просто возможность предъявить культурные образцы деятельности своих стран, но и переосмыслить ценность и значимость этих образцов через призму иной культуры. Одним из направлений деятельности в рамках Баренцева региона признается развитие сети контактов, содействующих повышению знаний и компетенции в сфере культуры и искусства, разработка образовательных программ по обучению и повышению квалификации деятелей культуры и менеджеров в сфере культуры и искусства.

Культурное сотрудничество в Баренцевом регионе немыслимо без вовлечения в этот процесс как можно большего числа исполнителей, что должно способствовать не только взаимному профессиональному обогащению, но и разработке эффективных механизмов обмена информацией между территориями, укреплению взаимопонимания между людьми, развитию кооперации и доверительных отношений, что обеспечивает необходимую основу для развития сотрудничества в других сферах.

В ходе работы по созданию и открытию Поморского музея в Вардё был приобретен неоценимый опыт в разных областях научной, музейной и организационно-выставочной деятельности. Многие вопросы, с которыми пришлось столкнуться музейщикам из Архангельской области, решались ими впервые.

Одним из важных направлений сотрудничества в соответствии с договором стала совместная исследователь-

4/2005

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

195

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

196

ская работа по созданию в северо-нор-вежском музее поморской экспозиции, творческая группа по разработке которой была утверждена в 1992 г. Хотя за это время сменились и директор норвежского музея, и — один за другим — несколько руководителей поморского проекта, архангельская сторона не оставляла исследовательскую деятельность. Созданию поморской экспозиции предшествовала кропотливая работа сотрудников музея по изучению исторических и научных источников.

Одной из проблем, с которой столкнулись участники проекта, стало отсутствие у норвежского партнера необходимых экспонатов. Архангельский музей деревянного зодчества организовал обширную работу по поиску и сбору подлинных предметов. Для этого в 1992-1994 гг. три специальных экспедиции отправились на Зимний берег Белого моря. Поиск экспонатов и необходимой информации для организации экспозиции проводился в селениях, жители которых в прошлом имели интенсивные контакты с Северной Норвегией: Койде и Майде Мезенского района, селе Патракеевка Приморского района Архангельской области. В ходе экспедиций были собраны орудия рыболовного и зверобойного промысла, предметы быта, мебель. Значительная часть экспонатов интерьер-ной экспозиции происходит из дома большой поморской семьи Малыгиных, занимавшейся семужьим промыслом.

Все собранные в экспедициях экспонаты были отреставрированы ху-дожниками-реставраторами Архангельского музея «Малые Корелы».

Значительного времени и усилий потребовала организация вывоза пред-

метов в Норвегию. В соответствии с требованиями Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации необходимо было провести экспертизу предметов. Организаторы обратились к специалистам ведущих музеев страны: Российского этнографического и Государственного исторического музеев, а также государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», которые осуществили оценку и выдали экспертное заключение о возможности вывоза экспонатов. Большую помощь в проведении экспертизы оказал отдел музеев Минкультуры России.

Согласно рекомендации Минкультуры России, представитель музея Вардё принял все материалы экспозиции в Архангельске и получил разрешение на вывоз их в Норвегию. Архангельский музей «Малые Корелы», в свою очередь, как юридически ответственное лицо, производил таможенное оформление и погрузку материалов выставки для транспортировки их в Норвегию.

Не будет преувеличением сказать, что вывоз за рубеж предметов для постоянного экспонирования — случай уникальный; обусловлен он и особыми историческими связями, и новыми отношениями городов-побратимов Архангельска и Вардё.

Однако не все экспонаты удалось передать норвежской стороне. Разрешение на вывоз ряда предметов, представляющих большую художественную и историческую ценность, получено не было. Организаторы приняли решение об изготовлении копий на основе подлинных образцов. Эту работу также провел Архангельский музей деревянного зодчества. 97 экспонатов, то есть 33%

4/2005

общего количества предметов, собранных для экспозиции, являются специально изготовленными копиями, макетами и моделями. Особый интерес среди них представляют копия иконы «Зосима и Савватий с Соловецким монастырем» XVIII века, гальванические копии поморских литых образков, складней и крестов, факсимильные копии поморских рисованных лубков Выговской старообрядческой пустыни, макет Никольской церкви из села Патракеевка, а также модель судна-шняка.

Изготовление копийных материалов требовало значительных временных и материальных затрат. К 1998 г. подготовка экспонатов поморской экспозиции была в основном завершена.

Еще один непростой вопрос — транспортировка. К сожалению, в настоящее время регулярная связь между Архангельском и Вардё отсутствует. Рассматривалась возможность перевозки экспонатов наземным транспортом, но наиболее дешевым оказался вариант доставки морем.

В октябре 2002 года материалы для будущего музея поступили в Вардё, тогда же для монтажа «поморской избы» в Норвегию выехала экспозиционная группа в составе сотрудников музея «Малые Корелы» В. Г. Кондратьевой и Н. А. Подобиной и плотников А. П. Юрьева и А. Н. Котова. Макет поморской избы (сруб, представляющий комнату) был собран в экспозиционном помещении комплекса Бродткроба.

Сами работы по монтажу экспозиции вызвали большой интерес у жителей города Вардё и музейного сообщества Финнмарка, широко освещались в местной прессе и на Норвежском телевидении.

Однако появились и новые препятствия. Норвежский партнер не имел необходимого финансирования на завершение работ. Потребовалось еще два с половиной года, пока музей Вардё получил, наконец, необходимую поддержку от Министерства иностранных дел Норвегии для монтажа поморской экспозиции.

Архитектурно-художественный проект экспозиции был выполнен норвежским дизайнером из Осло Полом Томасом Сюндхелем.

Тексты и этикетаж были подготовлены на трех языках: русском, норвежском и английском. Эта — на первый взгляд незначительная — разработка позволила преодолеть одну из трудностей субъективного характера: в малых поселениях и городах Севера Европы мало жителей, владеющих иностранными языками, в особенности русским в Скандинавии и скандинавскими в России.

В качестве символа экспозиции был выбран поморский «обетный крест» — сакральный знак памяти, обет сохранить эту память, символ осуществления связи времен. Поморские обетные и памятные кресты служили также и как навигационные знаки.

Архитектурно-художественной доминантой экспозиции является выступающий к центру зала макет шатровой Никольской церкви 1746 г. из села Пат-ракеевка.

Экспозиция состоит из двух частей. Одна представляет поморов как особую группу северно-русского населения, их занятия, культуру и быт, другая посвящена меновой торговле поморов на севере Норвегии в XVIII - начале XX столетия.

4/2005

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

197

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

198

Формированию представления об облике поморских селений, промысловой деятельности и бытовом укладе жизни благоприятствует широкое использование в экспозиции изобразительных материалов.

В первой части зала рядом с входом расположена фотография поморского обетного креста. Она задает направление осмотра экспозиции, выполняя тем самым символическую функцию навигационного знака. Здесь же представлена карта Поморья. Именно от нее тематически и логически последовательно разворачивается маршрут осмотра музея. На противоположных стенах зала — экспозиционные комплексы, демонстрирующие материалы по поморским селениям и их социально-значимым пространственным и культурным доминантам: церквям, часовням, обетным крестам, кладбищам. Экспонаты повествуют об основе жизнедеятельности поморов — рыболовном и зверобойном промыслах. Уделяется внимание также религиозной жизни и религиозным центрам Поморья.

Во второй части экспозиционного зала размещены материалы, посвященные поморской торговле в Северной Норвегии в XVIII - начале ХХ вв. Поморы приходили в Норвегию морем, поэтому большая часть экспонатов рассказывает о строительстве судов и об обучении морскому делу в Поморском крае.

Особенностью экспозиции является встроенный сруб в натуральную величину — интерьер поморской избы. В качестве аналога послужила одна из «вхожих» изб, расположенных на первом этаже большого дома-двора семьи Малыгиных в селении Койда на Зимнем берегу Белого моря.

На внешней стене этой встроенной комнаты и на части примыкающей к ней левой стены зала размещаются экспонаты, связанные с укладом повседневной жизни «большой» поморской семьи, с занятиями и обязанностями ее членов, бытом и праздниками поморов. Здесь же представлена галерея групповых и одиночных портретов поморов с разных берегов Белого моря в праздничной и повседневной одежде.

В интерьерной экспозиции продолжается раскрытие темы домашнего быта и домашних занятий. Эта часть музея представляет «вхожую» избу в летний период, то есть время промысла семги во всех поморских селениях. Владельцы избы — Малыгины, — как и все большие поморские семьи (то есть семьи, состоящие из трех поколений), образовывали промысловую артель на семужьем промысле. В течение всего лета до поздней осени практически все члены семьи находились на одной из тоней — месте промысла семги — в окрестностях села Кой-ды. В доме оставались лишь женщины с грудными младенцами, маленькие дети и старики. По традиции перед отправкой на промысел устраивался праздничный стол — «отвальная». В экспозиции отображен момент жизни дома, когда «отвальная» уже закончилась, и члены семьи уехали к месту промысла, но стол еще накрыт для праздничного обеда.

Посетителям музея также представлен ряд экспонатов, связанных с домашним ремеслом: вязанием сетей, шитьем обуви, прядением. Коромысло для переноски воды в ведрах и коромысло для переноски воды ушатом, размещенные на небольшом участке бревенчатой стены непосредственно перед входом в интерьерную часть эк-

4/2005

спозиции, — характерная деталь сеней поморского дома.

Поморскую экспозицию в северонорвежском музее торжественно открыли мэр города Вардё и заместитель главы администрации Архангельской области по социальным вопросам. Экспозиция вызвала глубокий интерес у жителей Северной Норвегии, широко освещалась в прессе и на телевидении, причем как в Норвегии, так и в Мурманской и Архангельской областях, откуда в специальную командировку были посланы съемочные группы.

Опыт совместной работы по созданию Поморского музея в городе Вардё дает основание говорить, что позитивные результаты достигаются усилиями всех участников культурного взаимодействия и представляют собой их общее достижение. В ходе творческого взаимодействия имеет место переход от контактов на уровне чиновников к прямым контактам на уровне организаций и постепенное расширение круга участников проекта. Одним из залогов эффективности работы является неукоснительное следование совместным договоренностям. Успешная реализация проекта способствует расширению доверия к сотрудничеству на локальном уровне и формированию позитивного общественного мнения.

Создание Поморского музея способствовало не только расширению контактов работников культуры разных стран. Эти контакты получили свое профессиональное развитие. Открылись новые перспективы, появились новые творческие идеи и свежие проекты. Мешающая нам всем информационная замкнутость стала терять свою власть над маленькими северными городами.

Международное сотрудничество в области культуры не должно строиться как комплекс «одномоментных» акций, пусть даже объединенных общей идеей сотрудничества. Это должны быть долговременные стратегии, реализуемые в контексте совместных интересов. Время, необходимое для того, чтобы эффективность взаимодействия нарастала, тратится, прежде всего, на выработку и согласование приоритетов, без осмысления которых сотрудничество превращается в набор случайных шагов, мало удовлетворяющих каждую из сторон. Необходимо сделать все возможное, чтобы интерес к России не был удовлетворен слишком быстро (достаточно вспомнить Европу, которая была в восторге от наших матрешек, а потом благополучно забыла их).

Несмотря на то что еще рано оценивать политические результаты международного культурного сотрудничества — это дело будущего, — можно с определенностью утверждать: культурное сотрудничество способно позитивным образом влиять на политический климат участвующих во взаимодействии стран. Возможно, сегодня позитивное отношение наших скандинавских партнеров к культуре Русского Севера основано на стремлении «смягчить» нрав сурового вооруженного соседа и обеспечить себе безопасное пространство жизни. Но даже в этом случае для нас весьма важно выстроить эти отношения на профессиональной основе и постараться овладеть практикой цивилизованного сотрудничества. Уверен, что культурное сотрудничество будет способствовать кооперации и в других областях, мирному и стабильному развитию Северной Европы.

4/2005

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.