Подводя итоги вышесказанному, еще раз обратим внимание на то, что отсутствие правовой базы, регулирующей прямую смешанную (комбинированную) перевозку, негативно сказывается как на решении теоретических аспектов, так и на судебной практике, отсутствие единообразия в которой при разрешении споров об организации перевозки в прямом смешанном сообщении, без сомнения, можно назвать одной из существенных проблем их функционирования и развития.
Мы, конечно же, выражаем надежду на то, что окончательная редакция Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» в ближайшее время будет представлена законодателю, и будет им одобрена, а также на то, что эта редакция разрешит имеющиеся вопросы и противоречия. Тем не менее, мы настаиваем и на том, что существенным коррективам должен подвергнуться в этой части и сам ГК РФ.
Назрела острая необходимость унификации норм российского законодательства в сфере транспорта, которая может быть отчасти решена путем увеличения удельного веса правовых норм ГК РФ, посвященных транспортной сфере. Хотелось бы выразить надежду на то, что намеченная в Концепции политика комплексной модернизации гражданского законодательства в будущем коснется и тех его сторон, которые пока остались без внимания.
1 См.: Российская газета. 2008. 23 июля.
2 См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 526; Демченко М.В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4-5; Гагарский Э.А., Тонких А.В., Милославская М.Б. Вопросы правового регулирования перевозок грузов в прямом смешанном (комбинированном) сообщении в свете разработки и введения федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» // Бюллетень транспортной информации. 2007. №9 (147). С. 10-13 и др.
3 URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/anounce/2014082116 (дата обращения: 25.03.2015).
4 См.: Якушев В. Общие тенденции развития современного права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. 1996. № 9. С. 61.
5 Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов от 24 мая 1980 г. URL:http://www. conventions.ru/view_base.php?id=26 (дата обращения: 25.03.2015).
6 UNCTAD/SDTE/TLB/2003/1 от 13 января 2003 г. URL:http: //unctad.org/en/docs/sdtetlb20031_en.pdf (дата обращения: 25.03.2015).
7 Прокопьева Е.З. Международные комбинированные перевозки грузов и разрешение споров, связанных с ними: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 51.
О.В. Богданов
БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Статья посвящена исследованию нового законодательства, связанного с банкротством физических лиц. Анализируются отличия старой и новой редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», изменения Гражданского кодекса РФ.
Ключевые слова: банкротство, банкротство физических лиц, признаки банкротства, процедуры банкротства, последствия признания гражданина банкротом.
© Богданов Олег Валерьевич, 2015
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская 32 государственная юридическая академия); e-mail: OVBogdanov@mail.ru
O.V. Bogdanov
BANKRUPTCY OF INDIVIDUALS - THE NEW LEGISLATION
The article investigates the new legislation related to the bankruptcy of individuals. Analyzes the difference between the old and the new edition of the Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)", change the Civil Code.
Keywords: bankruptcy, bankruptcy individuals, signs of bankruptcy, bankruptcy proceedings, the effects of recognition of a citizen bankrupt.
29 декабря 2014 г. Президент России В. Путин подписал Федеральный закон № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»1 (как его еще называют Закон о банкротстве физических лиц) (далее - Закон «О внесении изменений ...»).
Закон вступает в силу с 1 июля 2015 г. Что же нового внес этот нормативный акт в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее - Закон).
В соответствии со ст. 6 Закона теперь дела о банкротстве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, прекративших деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но денежные обязательства по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, рассматриваются арбитражным судом, а дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судом общей юрисдикции.
Гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов т приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств к и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед а другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности С составляет не менее 500 тыс. руб. (п. 1 ст. 213.4 Закона). В прежней редакции О эта сумма составляла 10 тыс. руб. у
Гражданин вправе подать в суд заявление о признании его банкротом в слу- р чае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетель- е ствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и о (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при р этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам | недостаточности имущества (п. 2 ст. 213.4 Закона). к
о
Установлены критерии неплатежеспособности гражданина, под которой к понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кре- | диторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате и обязательных платежей. №
UJ
Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при g условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств: 22
гражданин прекратил расчеты с кредиторами, т.е. перестал исполнять денеж- 5 ные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;
более 10 % совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина, и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены; 33
размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в т.ч. права требования;
наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в т.ч. доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным (п. 3 ст. 213.6 Закона).
Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают сам гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган. В делах о банкротстве граждан появился новый субъект - финансовый управляющий (арбитражный управляющий, утвержденный судом для участия в деле о банкротстве гражданина), которое в рассматриваемых процессах является обязательным (ст. 213.9 Закона).
При рассмотрении дел о банкротстве граждан, помимо мирового соглашения, введены такие новые процедуры, как реструктуризация долгов и реализация имущества гражданина (ст. 213.2 Закона). В соответствии со ст. 2 Закона «О внесении изменений ...» реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановил ления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами
0
? в соответствии с планом реструктуризации долгов.
з В случае, если реструктуризация долга невозможна, задолженность бан-
| крота может быть погашена за счет его имущества. Реализация имущества
1 гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве | к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения £ требований кредиторов.
0
| Новой редакцией Закона установлены особенности рассмотрения обоснован-
| ности заявления о признании гражданина банкротом (ст. 213.6); порядок пред-
¡а
® ставления проекта плана реструктуризации долгов гражданина, его содержание,
§ перечень прилагаемых к нему документов (ст. 213.12). В течение срока исполни
| нения плана реструктуризации долгов гражданина и 5 лет после завершения
1 его исполнения гражданин, в отношении задолженности которого утвержден | указанный план, не вправе скрывать факт осуществления им указанного плана
0
1 при обращении за получением кредита, а равно и при приобретении товаров,
0
| предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа (ст. 213.19).
1 Определен порядок принятия судом решения о признании гражданина бан-£ кротом. В случае принятия такого решения суд вводит реализацию имущества
т
гражданина и вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации (ст. 213.24 Закона).
Введены особенности реализации некоторого имущества гражданина. Так, драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает 100 тыс. руб., и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат 34 реализации на открытых торгах (ст. 213.25 - 213.26 Закона).
Новой редакцией Закона также установлены:
порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина. По текущим платежам четыре очереди, а по требованиям, включенным в реестр требований кредиторов, три очереди (ст. 213.27);
последствия признания гражданина банкротом. Так, в течение 5 лет гражданин-банкрот не вправе принимать на себя обязательства по кредитам или займам без указания на факт банкротства, в течение 3-х лет не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (ст. 213.30);
особенности прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения. В этом случае прекращается исполнение плана реструктуризации долгов гражданина, а также действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. С даты прекращения производства в связи с заключением мирового соглашения прекращаются полномочия финансового управляющего, а гражданин или участвующее в мировом соглашении третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами (ст. 213.31);
особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти. Так, если после возбуждения дела о банкротстве гражданин умер либо объявлен умершим, суд по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, выносит определение о дальнейшем рассмотрении данного дела.
Дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или наследника и после смерти гражданина или объявления его умершим.
Права и обязанности гражданина в случае его смерти или объявления его умершим осуществляют наследники гражданина, а до их определения - исполнитель завещания или нотариус по месту открытия наследства (ст. 223.1).
В связи с принятием Закона «О внесении изменений ...» внесены поправки и в ГК РФ. Так, ст. 25, регулирующая банкротство индивидуальных предпринимателей, с 1 июля 2015 г. распространит свое действие на всех граждан, а основания, порядок и последствия признания судом гражданина банкротом, очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о банкротстве гражданина будут регулироваться не ГК РФ, а Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
1 Российская газета. 2014. 31 дек.
2 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43, ст. 4190; 2015. № 1, ч. 1, ст. 35.
Н.Э. Гущин, И.Ю. Кузнецова
НОВОЕ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ
В статье рассматриваются новеллы гражданского законодательства, затрагивающие деятельность сельскохозяйственных кооперативов. Изменения гражданского законодательства, касающиеся правового статуса, системы юридических лиц, требуют корректировки законодательства о сельскохозяйственных кооперативах. Предложен ряд поправок к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации».
Ключевые слова: новеллы, гражданское законодательство, правовой статус, сельскохозяйственные кооперативы.
N.E. Guschin, I.U. Kuznetsova
NEW CIVIL-LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF AGRICULTURAL COOPERATIVES
The article discusses the novels of the civil legislation affecting the activities of agricultural cooperatives. Changes to the civil legislation concerning the legal status of legal persons require to amend the law on agricultural cooperatives. The authors proposed a number of amendments to the Federal law "On agricultural cooperation".
Keywords: the novels of the civil law, the legal status of agricultural cooperatives.
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу четвертую части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 5 мая 2014 г.)1, существенным образом дополнены и уточнены нормы, регулирующие деятельность юридических лиц. Принятие этого Закона было обусловлено необходимостью создания нового механизма правового регулирования, соответствующего современному уровню развития рыночных отношений, и направлено на выстраивание стройной системы юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих.
В научной литературе активно обсуждаются содержание и направления реформирования норм гражданского законодательства о юридических лицах2. Нововведения в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) оцениваются учеными в целом положительно. Е. Суханов отмечает, что новая редакция гл. 4 ГК РФ является весьма важным шагом на пути совершенствования отечественного гражданского законодательства, поскольку реформирование законодательства о статусе юридических лиц представляет собой одну из главных составных частей общей реформы гражданского законодательства3. Рассматривая дополнение ст. 49 ГК РФ п. 4, устанавливающим, что гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК РФ,
© Гущин Николай Эдуардович, 2015
Кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nikgushcin@yandex.ru
© Кузнецова Инна Юрьевна ,2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государ-36 ственная юридическая академия); e-mail: kuznetsova.sgua@yandex.ru