Научная статья на тему 'Банковское финансирование инновационной экономики Украины'

Банковское финансирование инновационной экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Я. Кузнецова

В статье проанализировано состояние, проблемы и перспективы банковского финансирования инновационной деятельности в Украине. Определены факторы, тормозящие процесс долгосрочного кредитования инновационных программ и проектов, и очерчены основные направления активизации деятельности банковского сектора Украины для финансирования инновационного развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK FINANCING OF THE INNOVATIVE ECONOMY OF UKRAINE

In the article the author has analyzed the problems and prospects of the bank financing if the innovative economy of Ukraine. Certain factors hampering the process of long-term crediting of innovative programs and projects have been considered. The paper contains the basic directions of stimulating the activity of banking sector of Ukraine in financing the innovative development of economy.

Текст научной работы на тему «Банковское финансирование инновационной экономики Украины»

УДК 336.71 (477)

БАНКОВСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

А.Я. КУЗНЕЦОВА

Университет банковского дела Национального банка Украины, г. Киев, Украина

ВВЕДЕНИЕ

Кредитные ресурсы банковской системы (заемные средства) вместе с собственными ресурсами предприятий являются основными источниками финансирования инновационной деятельности на Украине. Значение банковского финансирования для стимулирования инновационного развития предприятий очень велико, несмотря на частичные ограничения в отношении механизмов реализации финансовой поддержки и направлений целевого использования этих ресурсов, связанных непосредственно с природой заемных средств и необходимостью их обязательного возвращения и платности.

Практика показывает, что сегодня банковская система как составляющая финансовой системы по основным ресурсным показателям не отвечает требованиям инновационно ориентированной экономики и не может полностью реализовать действующий потенциал ее реального сектора. Банковский сектор Украины остается фрагментарным, его объемы - ограниченными. На эффективность его работы негативно влияют высокие операционные расходы и нехватка возможностей для направления ресурсов в высокорентабельные проекты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным Госкомстата и Национального банка Украины, в 2006 г. совокупные активы финансового сектора, три четверти которых (26,3 %) принадлежали 158 работающим коммерческим банкам, не превышали 35 % ВВП. Фондовые рынки оставались слабо развитыми, а их капитализация не превышала 3 % ВВП. Совокупные взносы страховой отрасли, которая также является важным сегментом финансовой системы, в 2006 г, составляли приблизительно 1,5 % ВВП. Совокупные активы других финансовых учреждений и организаций (пенсионных фондов, кредитных союзов, лизинговых компаний) не превышали 1 % ВВП (табл. 1) [1].

Таблица 1. Динамика развития финансовой системы Украины

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Банковский сектор

Совокупные активы (млн. грн.) 4576 6003 8116

Удельный вес совокупных активов в ВВП (%) 19,6 21,7 23,4

Страховой сектор

Количество страховых компаний 263 283 328

Совокупные активы (млн. грн.) - - 3,007

Страховые платежи (млн. грн.) 1,164 2,136 3,031

Другие финансовые учреждения

Количество инвестиционных фондов и инвестиционных компаний 229 397 362

Совокупные активы (млн. грн.) - 373 -

Количество пенсионных фондов - 21 15

Совокупные активы (млн. грн.) - 23 60

Количество кредитных союзов 120 >400 >600

Совокупные активы (млн. грн.) - 37 50

Количество лизинговых компаний* - 22 >40

Совокупные активы (млн. грн.) - 327 —

Количество торговцев ценными бумагами 835 839 859

Количество держателей ценных бумаг 75 84 86

Источник: Национальный банк Украины; Министерство финансов Украины; Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Данные указаны по состоянию на конец декабря ( — данные не доступны; * - данные от-

носительно действующих оценок количества лизинговых компаний).

Анализ показателей развития банковской системы свидетельствует, что за период 1998-2006 гг. объемы полученных кредитов возросли в сотни раз (табл. 2).

В 2006 г. кредитование в национальной валюте превысило кредитование в иностранной в 3,7 раза, что свидетельствует о возрастании доверия граждан и предпринимателей к национальной финансовой системе. Инвестиционные кредиты банков в экономику в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличились на 13% и достигли почти 67 млрд. гривен [2, с. 66].

На протяжении 1997-2006 гг. объем выданных банками Украины кредитов увеличился почти в восемь раз. Объем краткосрочных кредитов увеличился в 6 раз, а долгосрочных - в 20. Процент долгосрочных кредитов в кредитном портфеле украинских банков достаточно долго был сравнительно невысоким, и только начиная с 1999 года, за период 1999-2006 гг., среднее его значение составило 23,8% от общего объема выданных кредитов, причем максимальное для этого периода значение - 29,0% - зафиксировано в 2006 году (табл. 3).

На первый взгляд, это позитивная тенденция, но большие размеры долгосрочных вложений граждан только подтверждают тот факт, что такое увеличение происходило от очень низкого показателя уровня этих вложений.

В то же время сегодня краткосрочные кредитные вложения банков более чем в 2,5 раза превышают долгосрочные. Этот факт нельзя считать положительным, учитывая инновационные приоритеты развития экономики страны. Фактически, кредитный механизм, как часть финансового механизма инновационной экономики Украины, в исследуемом периоде работал неэффективно.

Таблица 2. Кредиты коммерческих банков в экономику Украины

Год Общая сумма кредитов, млн. грн. Краткосрочные Долгосрочные

млн. грн. млн. грн.

1998 5452 4845 607

1999 7295 6522 773

2000 8873 7240 1 633

2001 11787 9142 2645

2002 19121 15700 3421

2003 27792 21 767 6025

2004 41119 29538 11 661

2005 66834 47556 19278

2006 74366 49766 24600

Источник: рассчитано по данным Бюллетеня НБУ. - 2006. - № 12 и [3, с. 66].

Таблица 3. Инвестиционные кредиты коммерческих банков в экономику Украины, задолженность на конец периода, %

Показатели Годы

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Долгосрочные, из них 11,1 10,6 18,4 22,5 17,9 21,7 28,4 28,8 29,0 29,7

в национальной валюте 8,2 7,0 7,7 8,5 8,4 12,6 19,7 21,0 21,6 23,2

в иностранной валюте 2,9 3,6 10,7 14,0 9,5 9,1 8,7 7,8 7,4 6,5

Краткосрочные 88,9 89,4 81,6 77,5 82,1 99,8 71,6 71,2 71,0 70,3

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Источник: рассчитано по данным Бюллетеня НБУ. - 2006. - № 12.

Незначительные объемы долгосрочного кредитования экономики свидетельствуют, что украинские банки отдают преимущество проектам, дающим прибыль в максимально короткие сроки (следует заметить, что экономический эффект от реализации инновационных проектов является продолжительным во времени). Краткосрочные же банковские кредиты, как известно, не имеют ни инвестиционной, ни тем более, инновационной направленности.

Взаимодействуя с процессами привлечения денежных средств и формирования банковского капитала, банковские инвестиции осуществляются, как правило, исходя не только из расчета дохода, получаемого в будущем в форме прироста стоимости (процента) на вложенный капитал банка, но и возврата стоимости этого капитала после определенного периода времени.

Это значит, что в стоимостном эквиваленте цена инновационного проекта предприятия, которое финансируется за счет банковских кредитов, состоит из основной суммы долга и процентов, что делает невозможным финансирование фундаментальных и прикладных разработок со средне- и долгосрочной перспективой. Фак-

тически сегодня ссудные средства могут использоваться лишь для финансирования прикладных разработок и исследований, поскольку, имея «короткую» ресурсную базу, банки вынуждены выдавать лишь краткосрочные кредиты.

Опыт развитых стран показывает, что банки в инновационном процессе могут работать по трем направлениям [3]:

1) обслуживание движения денег, которые принадлежат клиентам и предназначены для инвестиций;

2) аккумуляция сбережений и направление их на рынок ценных бумаг;

3) вложение в инновационные проекты как собственных, так и привлеченных средств.

Банковская система Украины сегодня может участвовать преимущественно в первом направлении. Два других не могут полноценно использоваться, поскольку в стране очень дорогое кредитование, а предпринимателям необходимы долгосрочные заемные средства. Таким образом, инвестиционный спрос не может быть удовлетворен из-за отсутствия необходимых объемов инвестиций (учитывая иностранные инвестиции).

Относительно аккумуляции сбережений, которые являются основным источником дешевых средне- и долгосрочных кредитных ресурсов, позитивной тенденцией за период 1998-2006 гг. является факт 13-кратного увеличения абсолютного объема срочных депозитов в коммерческих банках Украины за счет роста средств физических лиц (табл. 4).

По мнению специалистов, на протяжении 2001-2006 гг. в структуре срочных депозитов свыше 22% вложений были аккумулированы на 1-3-месячных депозитах. Конечно, такие краткосрочные средства не могут рассматриваться как источник финансового обеспечения инновационных проектов.

Недостаточная эффективность механизма трансформации сбережений граждан в кредиты и инвестиции подтверждается слабой динамикой объемов сбережений граждан, кредитов коммерческих банков Украины и объемов инвестиций в основной капитал (табл. 5).

Расчеты эластичности прироста депозитов по сбережениям показывают, что при увеличении уровня сбережений на 1 % уровень срочных банковских депозитов физических лиц возрастает на 2,14 %. Высокая эластичность прироста объемов депозитов означает, что банки не только работают за счет привлечений текущих сбережений и стимулирования роста их абсолютного размера, но и проводят высокоэффективную политику привлечения средств, находящихся вне границ банковской системы. При этом существуют достаточные резервы повышения эффективности пассивных операций коммерческих банков, о чем свидетельствует сравнительный анализ абсолютных размеров сбережений граждан и привлеченных банками депозитов [4]. Расчеты также показали, что лишь 20 копеек из каждой гривны привлеченных на срочной основе сбережений граждан направляются на кредитование, а остальные 80 копеек используются на другие цели. Это исследование позволило сформулировать важный вывод: у банков есть достаточные резервы увеличения эффективности операций по кредитованию, в том числе и инновационных проектов.

Таблица 4. Объем и структура размещения денежной массы в Украине

Показатели Годы

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Средства субъектов ведения хозяйства (млн. грн. на конец периода), в т.ч.: 2257 2946 5213 7869 12020 14456 18623 29141 29341

Срочные депозиты (%) 14 18 20 19 22 28 29 37 38

Средства до востребования (%) 86 82 80 81 78 72 71 63 62

Средства физических лиц (млн. грн. на конец периода), из них: 5049 7830 10276 13903 19590 30822 45771 65462 71553

Сбережения (млн. грн. на конец периода), в том числе: 2726 3370 3 119 4319 6791 11357 19337 32343 35624

Срочные депозиты (%) 85 82 72 70 68 72 74 49 51

Средства до востребования (%) 15 18 28 30 32 28 26 51 49

Источник: по данным Бюллетеня НБУ. - 2006. - № 12. - С. 74 75

Основным критерием, который определяет доступность ресурсов для потенциального заемщика, является процентная ставка. Именно от нее зависит размер вложений в инновационные проекты как собственных, так и привлеченных средств. Процентная ставка, которая в данный момент сложилась на рынке, и которая, в свою очередь, зависит от уровня ставки рефинансирования НБУ, выполняет три основных функции:

- во-первых, она по своей экономической сути отображает фактическое перераспределение дополнительно полученной прибыли между кредитором и заемщиком;

- во-вторых, с ее помощью осуществляется регулирование производства и обращения путем перераспределения заимообразных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

- в-третьих, в процессе установления размера банковского процента осуществляется в известной мере антиинфляционная защита денежных ресурсов клиентов банка в период экономического кризиса.

Таблица 5. Объемы сбережений населения Украины и инвестиций предприятий в основной капитал (млн. грн.)

Год Сбережение населения по данным Госкомстата Сбережение населения по данным НБУ Объемы инвестиций в основной капитал

1998 2415,58 2726 12 557,3

1999 2588,38 3370 12400,6

2000 2508,67 3119 13958,2

2001 4582,89 4319 17552,1

2002 8629,03 6655 23629,5

2003 6272,94 11191 32573,1

2004 8092,09 19038 37177,9

2005 15324,02 27164 39011,2

2006 23463,78 33569 41573,3

Источник: по данным НБУ и Госкомстата.

Высокие процентные ставки, действующие сегодня на Украине, фактически перечеркивают возможности инвестирования из банковских источников. Ввиду этого и ряда других объективных факторов в банковской практике почти не проводятся операции по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования инновационных проектов.

Некоторые украинские банки устанавливают низкие процентные ставки, но не выдают кредитов. Декларирование низких процентных ставок по долгосрочным кредитам и, в то же время, их невыдача дает возможность банкам, с одной стороны, частично застраховать себя от претензий со стороны государства. Формально, на Украине не применяется регламентация максимального уровня процентных ставок. Достаточно широко распространена практика «добровольного» кредитования банками проектов, рекомендуемых государством, по заниженным ставкам. Если банк сам устанавливает низкие ставки, то любые претензии становятся безосновательными.

С другой стороны, банк оставляет за собой право использовать процентные ставки на фиксированном уровне лишь относительно ограниченного круга заемщиков, отказывая в кредите другим предпринимателям, ссылаясь на их низкую платежеспособность или внедряя дополнительную премию за риск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понять процентную политику банков можно, если учесть тот факт, что в условиях постоянной поддержки значительного количества убыточных предприятий поиск надежного заемщика приобретает особое значение. По оценкам специалистов международных финансовых организаций, доля безнадежных кредитов в кредитном портфеле банков Украины в 2005 г. составляла 50 %.

В связи с тем, что инвестиции в инновации имеют долгосрочный характер, банки должны контролировать не только выполнение условий кредитных договоров, но и деятельность кредитованных предприятий. Это дает возможность не только обеспечить субъектов хозяйствования кредитными ресурсами, но и стать непосредственными участниками их инновационной деятельности [5].

В случае исполнения вышеизложенного условия инвестиционная деятельность банков будет способствовать не только оживлению развития экономики государства, но и снижению учетной ставки НБУ, норм резервирования, доходности государственных обязательств и, в целом, концентрации и централизации банковского капитала.

Современный уровень капитализации коммерческих банков не может удовлетворить потребности долгосрочного инвестирования и общего кредитования инновационных проектов. Поэтому главное условие активизации инвестиционной и инновационной деятельности банков состоит в том, чтобы в короткий срок провести их существенную капитализацию, наполнить «длинными» ресурсами, которые позволят банкам финансировать малые, средние и большие инновационные проекты в наукоемких отраслях реального сектора экономики.

Финансирование инновационных программ и проектов может быть обеспечено только при условии соблюдения двух условий: создания необходимых экономических предпосылок в реальном секторе и повышения заинтересованности банков.

Для повышения заинтересованности банков в кредитовании реального сектора нужно:

- расширить практику рефинансирования банков, которые кредитуют инновационную деятельность реального сектора экономики, путем развития системы учета и переучета векселей предприятий;

- уточнить порядок формирования резервов на возможные потери по кредитам, предоставленным предприятиям реального сектора экономики, а также на реализацию инновационных проектов, которые осуществляются в рамках межправительственных соглашений, государственных и региональных программ, предусмотрев их создание за счет себестоимости;

- применять льготную ставку налогообложения прибыли банков по доходам, полученным от кредитования инновационных проектов;

- разработать государственную программу «дешевого» кредитования промышленности, в том числе используя для этой цели временно свободные ресурсы Национального банка Украины;

- ввести систему государственного залогового обеспечения (гарантий) по кредитам, предоставленным предприятиям реального сектора экономики из централизованных источников финансирования.

Особенное внимание Национальному банку Украины следует обращать на стимулирование инновационного направления деятельности банков. Для этого необходимо осуществлять мероприятия по улучшению ресурсной базы банков путем привлечения долгосрочных депозитных вложений физических и юридических лиц. Для уменьшения рисков потери ликвидности в результате кредитной деятельности банков НБУ должен предоставлять им возможность в любой момент обратиться к нему за поддержкой, но при этом с целью избежания ухудшения кредитного портфеля банков усиливать надзор за ними, в частности - в части мониторинга рисков, которые банки берут на себя при осуществлении долгосрочных кредитных операций.

ВЫВОДЫ

Для активизации финансирования банковским сектором инновационной экономики Украины необходимо:

1. Наращивать мощность банковской системы путем расширения ресурсной базы и улучшения ее качественных характеристик, что должно привести к эффективному использованию кредитных ресурсов, направленных не только на пополнение оборотных средств предприятий, но и на реализацию инновационных проектов.

2. Проводить политику «длинных» денег, которая обеспечит банкам возможность финансирования не только краткосрочных прикладных разработок и исследований, но и средне- и долгосрочных фундаментальных и прикладных программ в наукоемких отраслях экономики.

3. Использовать банки в качестве «финансовых аккумуляторов» сбережений населения и юридических лиц и вовлекать их в разработку и реализацию инновационной политики в государстве.

4. Взвешенно проводить политику процентных ставок, которая поможет существенно повысить возможности финансирования инновационных проектов из банковских источников.

5. Стимулировать разнообразные формы инновационного финансирования банков, а именно вложение собственных средств банков в форме долгосрочных кредитов, покупку ценных бумаг, участие в управлении средствами предприятий - проведение доверительных и страховых операций банков, участие в работе наблюдательных советов, непосредственный контроль и консультирование конкретных проектов и другое.

6. Осуществлять качественный контроль выполнения условий кредитных договоров и контроль деятельности кредитуемых предприятий.

7. Устанавливать сниженные ставки норм обязательного резервирования для банков, осуществляющих льготное долгосрочное кредитование инновационных проектов.

8. Проводить государственное страхование кредитов, предоставленных предприятиям, которые разрабатывают и внедряют инновационную высокотехнологичную продукцию и деятельность которых связана с большими инвестиционными рисками.

9. Повышать доходность кредитно-инновационных операций банков, проводимых сроком свыше трех лет, путем освобождения от налогообложения прибыли, получаемой от операций по инновационному кредитованию. Снижать ставки налогообложения на ту долю прибыли банков, которая направляется ими на финансирование инновационных проектов.

10. Обеспечивать снижение риска банковского кредитования инновационных проектов вследствие внедрения механизма долгосрочного рефинансирования НБУ исходя из наличия высокоэффективных инновационных проектов, которые имеют стратегический приоритет с точки зрения целей государственной экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова, А.Я. Банковский сектор Украины как источник финансирования инвестиционно-инновационной деятельности / А.Я. Кузнецова, Я.Т. Карпа // Вестник НБУ. - 2006. - № 1 (95). - С. 60-63.

2. Научная и инновационная деятельность в Украине: Стат. сборник. - К.: Госкомстат Украины, 2006. - 289 с.

3. Кузнецова, А.Я. Роль коммерческого банка в финансировании инновационных проектов предпринимательского сектора экономики Украины / А.Я. Кузнецова // Региональная экономика. - Львов: Институт региональных исследований HAH Украины. - 2002. - № 4. - С. 213-219.

4. Онышко, C.B. Финансовое обеспечение инновационного развития: Монография / C.B. Онышко. Ирпинь: Национальная академия ГНС Украины, 2004. - 434 с.

5. Система регуляторов переходной экономики Украины: Монография / HAH Украины, Институт экономики; отв. ред. В. И. Кононенко. - К., 1999. - С. 7.

BANK FINANCING OF THE INNOVATIVE ECONOMY OF UKRAINE

A. Ya. KUZNETSOVA Summary

In the article the author has analyzed the problems and prospects of the bank financing if the innovative economy of Ukraine. Certain factors hampering the process of long-term crediting of innovative programs and projects have been considered. The paper contains the basic directions of stimulating the activity of banking sector of Ukraine in financing the innovative development of economy.

Поступила в редакцию 21 марта 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.