Научная статья на тему 'Банковские услуги на основе информационных технологий'

Банковские услуги на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / BANKING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / РЕИНЖИНИРИНГ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / REENGINEERING OF CREDIT ORGANIZATIONS / MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулин М.В., Рагозина М.А.

Раскрывается огромная значимость банковских информационных технологий, которые требуют пристального внимания служб финансовых организаций. Информационные технологии определяют возможности организации по развитию бизнеса и совершенствованию внутренних процессов и системы обслуживания клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-BASED BANKING SERVICES ON INFORMATION TECHNOLOGY

Revealed a huge importance of banking information technologies, which require service attention financial institutions. Information technology organization determine the capabilities of business development and improvement of internal processes and customer service system.

Текст научной работы на тему «Банковские услуги на основе информационных технологий»

УДК 336.717.061

БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М. В. Никулин Научный руководитель - М.А. Рагозина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: nikulin_maxsim@mail.ru

Раскрывается огромная значимость банковских информационных технологий, которые требуют пристального внимания служб финансовых организаций. Информационные технологии определяют возможности организации по развитию бизнеса и совершенствованию внутренних процессов и системы обслуживания клиентов.

Ключевые слова: банковские услуги, информационные технологии, реинжиниринг кредитных организаций информационные системы управления.

IT-BASED BANKING SERVICES ON INFORMATION TECHNOLOGY

M. V. Nikulin1 Scientific supervisor - M. A. Ragozina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nikulin_maxsim@mail.ru

Revealed a huge importance of banking information technologies, which require service attention financial institutions. Information technology organization determine the capabilities of business development and improvement of internal processes and customer service system.

Keywords: banking, information technology, reengineering of credit organizations, management information systems.

Стремлением банков к достижению конкурентных преимуществ на финансовых рынках обусловило преобладание тенденции к повышению качества и надежности предлагаемых продуктов и услуг, увеличению скорости проведения расчетных операций, организации электронного доступа клиентов к банковским продуктам.

Специализация банка предъявляет определенные требования к информационной системе. Банковские информационные технологии решают целый комплекс задач, касающийся информационного и аппаратно-технического обеспечения банковских операций. Выделим основные функциональные направления банковских информационных технологий [1].

Информационные технологии для ведения бухгалтерского учета должны дать возможность обрабатывать все операции, проводимые банком, с приемлемой степенью скорости и надежности, а также осуществлять всю бухгалтерскую и финансовую отчетность. Они должны автоматизировать реальный банковский документооборот.

Информационные технологии для управленческого учета и стратегического планирования должны предоставлять широкие возможности для контроля и анализа управленческой и учетной информации. Система должна обеспечивать обмен данными с программными продуктами и инструментальными средствами для финансового и статистического анализа.

Информационные технологии для передачи информации - это различные электронные расчетные межбанковские системы, системы электронной связи отделений и филиалов банка с головным офисом. За последнее время значительно возросло значение новых банковских услуг, предоставляемых клиентам посредством Internet-технологий. Данная проблема также актуальна для банков с развитой сетью филиалов, работающих с ними в режиме oнлайн.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Средства защиты информации многие разработчики информационных систем включают в собственные программные продукты. Существуют различные средства независимых разработчиков, осуществляющие защиту передаваемой информации от несанкционированного просмотра и изменения.

Отдельную и важную роль банковские информационные технологии играют в процессах реинжиниринга и совершенствования кредитных организаций, в организационно-технологической перестройке работы банка.

Организационно-технологическая перестройка банка должна рассматриваться как первичный процесс, определяющий изменения в информационных технологиях. Одним из результатов данного процесса будет внедрение новой или адаптация старой информационной системы банка, что особенно актуально для крупных кредитных организаций со сложной структурой документооборота, большим числом операций и клиентов [2].

Таким образом, реинжиниринг кредитных организаций и внедрение новых банковских и информационных технологий являются тесно взаимосвязанными процессами и включают в себя целый ряд этапов - от пред проектного обследования до организационно-технологической перестройкой банка. Для достижения успеха в процессе реинжиниринга банка, как и в любой другой деятельности, необходимо четко определить, что именно предстоит сделать. Реинжиниринг кредитной организации предполагает, как один из вариантов, построение бизнес-модели банка на настоящий момент и целевой бизнес-модели на будущее.

Бизнес-модель должна включать формализованное описание организационной структуры банка, схему информационных потоков и документопотоков между структурными подразделениями, описание банковских бизнес-процессов, которые должны быть впоследствии отражены в информационной системе банка. Требуется, чтобы описания бизнес-процессов соответствовали стандартам бизнес-моделирования, что частично может быть выполнено за счет использования специализированных CASE-средств, большинство из которых поддерживают целый спектр подобных стандартов.

Информационные системы управления, или MIS (Management Information System), приобрели в последнее время за рубежом огромную значимость, и постепенно их начинают использовать и российские финансовые организации. Функциональный состав Management Information System может варьироваться в зависимости от масштабов банка, числа, работающих в нем специалистов, организационной структуры и технологии деятельности. Как правило, Management Information System включает следующие функциональные блоки:

- систему управленческого учета;

- управление ликвидностью, активами и пассивами. Данный блок должен быть построен на основе различных методик оценки ликвидности банка, обеспечивать прогнозирование тенденций изменения ликвидности;

- блок анализа рентабельности (банка в целом, отдельных банковских продуктов, отдельных бизнес-процессов и бизнес-структур);

- систему бюджетирования банка (анализ распределения статей доходов и расходов как в целом по банку, так и по отдельным структурным подразделениям). Система должна обеспечивать не только проектирование бюджета, но и контроль за его исполнением;

- средства управления персоналом (доступ к данным кадрового учета сотрудников в целях предоставления необходимой информации руководителям банка). Обязательное требование - наличие средств организации и планирования рабочего времени. Одним из альтернативных путей решения данной задачи может быть совместное функционирование Management Information System с программными средствами управления персоналом независимых разработчиков.

Многие банки стремятся к внедрению подобной системы, так как она является в настоящее время наиболее адекватным инструментом банковского управления.

Вместе со многими преимуществами информационные системы таят в себе и не меньше опасностей. Одна из них - возможность несанкционированного доступа к информации и даже осуществления операций. Информационная безопасность является важнейшим аспектом информационных технологий, так как направлена на защиту как клиентской, так и внутренней информации от несанкционированных действий [3].

Для минимизации потерь от этих ошибок в работе с информационной системой обычно принимаются следующие меры:

- проводится продуманная и, желательно, задокументированная политика контроля за информационными ресурсами в банке, которая должна определять типы основных документов, условия и вид контроля за их прохождением;

- й должен быть ограничен определенными условиями и контролируемыми параметрами;

- вводится четкая регламентация действий сотрудников в случае ошибочных операций;

- регулярно проводится повышение квалификации сотрудников, использующих компьютерную технику.

Однако в полном объеме эти меры редко применяются, несмотря на то что претворение их в жизнь необходимо. Основные причины - высокая трудоемкость и отсутствие соответствующих процедур в программном обеспечении информационной системы банка. Подобными процедурами при построении системы защиты обычно пренебрегают, особенно в небольших банках, где затраты на автоматизацию невысоки.

Таким образом, вопросы банковских информационных технологий имеют огромную значимость и уже давно не являются «техническими», а требуют пристального внимания высшего руководства и всех служб финансовых организаций. Информационные технологии в настоящее время уже не второстепенный обслуживающий участок в деятельности банка, а напрямую определяют возможности организации по развитию бизнеса и совершенствованию внутренних процессов и системы обслуживания клиентов.

Библиографические ссылки

1. Тютюн А. В. Банковские информационные технологии // Банки, деньги, инвестиции, бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bankmib.ru/3204 (дата обращения: 25.03.2015).

2. Информационные банковские технологии [Электронный ресурс]. URL: http://capri.urfu.ru/ banking_systems/%C3%EB%E0%E2%E0%201.htm (дата обращения: 25.03.2015).

3. Румянцева Е. Л., Слюсарь В. В. Информационные технологии : учеб. пособие / под ред. Л. Г. Гагариной. М. : Форум : Инфра-М, 2007. 256 с.: ил. Сер. Профессиональное образование.

© Никулин М. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.