ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
УДК 336.07 ББК 67.73
Гаврилова Э. Н. — к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит -2» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Gavrilova E. N. — senior lecturer of the department «Finance and credit» Dagestan State University of National Economy
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
THE BANKING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS
Успешное развитие национальной экономики государства требует наличия в стране эффективной банковской системы. В статье рассматриваются основные направления деятельности банков и степень вовлеченности государства в этот процесс, главные направления развития банковской системы и влияние действующих санкций на процессы реформирования. Ключевые слова: банковская система, двухуровневая модель, санкции, фондовый рынок, кризис.
The successful development of the national economyrequires the efficient banking system. In the article the basic directions of activity of banks and the degree of involvement of the state in this process, the main directions of development of the banking system and the impact of existing sanctions on the reform processes. Keywords: banking system, duplex model, sanctions, stock market, crisis.
По большинству признаков банковская система Российской Федерации - двухуровневая. В ней практически не ведут деятельность финансовые учреждения, которые не подотчетны Центральному Банку. В свою очередь, банковская система Российской Федерации предполагает функционирование большого количества кредитных организаций, которые активно взаимодействуют между собой в горизонтальной плоскости. Центральный банк России осуществляет как эмиссионные, так и регулятивные функции. Он обеспечивает банки ликвидностью посредством предоставления им займов в соответствии с ключевой ставкой.
Вместе с тем некоторые исследователи считают, что тип банковской системы России сейчас - все-таки смешанный. Но не в части сочетания признаков одноуровневой и двухуровневой моделей, а в аспекте присутствия некоторых признаков, что характерны для централизованной советской системы организации соответствующего финансового института. Эксперты аргументируют данную точку зрения тем, что в РФ ведущие банки - государственные. К таковым относится Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк. Это предопределяет тот факт, что государство, подобно Госбанку СССР, фактически держит национальную кредитно-финансовую систему под контролем. В свою очередь, в РФ вполне сложилась банковская система рыночного типа, предполагающая, что в со-
ответствующем сегменте коммерческих активностей будет присутствовать большое количество игроков, взаимодействующих по горизонтали. Данный признак характерен для двухуровневой модели.
В настоящее время экономика России находится в состоянии кризиса, основными факторами которого являются падение цен на нефть и экономические санкции, введенные США, ЕС и рядом других стран по отношению к России в связи с ситуацией на Украине. Рассмотрим в этой статье, как санкции повлияли на текущее состояние банковской системы и каковы перспективы ее развития в условиях санкций.
Санкции, как правило, относятся к ограничению импорта целого ряда товаров, а также возможности средне- и долгосрочных заимствований российских нефтяных и газовых компаний и банков - лидеров рынка. Другой целью санкций является снижение рейтинга России и, соответственно, ее регионов и бизнеса ведущими агентствами до "спекулятивного" уровня с неблагоприятным прогнозом. Таким образом, банковская система России была фактически отрезана от западных рынков капитала, а также имеющиеся источники заимствований стали дороже. Рассмотрим, насколько серьезно эти меры повлияли на проблемы, с которыми сталкивается в настоящее время банковская система.
В конце 2014 года недостаток наиболее ликвидных активов чувствовался в связи с процессами девальвации, и желанием населения вывести сбережения, и поэтому проблемы, стоящие главным образом перед крупными системообразующими банками России. Для того, чтобы стабилизировать курс рубля, Банк России был вынужден повысить ключевую процентную ставку с 10,5% до 17% годовых, но не смог остановить падение курса рубля по отношению к иностранным валютам, проблема ликвидности усилилась. Поэтому в начале 2015 года, несмотря на снижение ключевой ставки до 15%, недостаток ликвидности начали испытывать почти все мелкие и средние банки, и даже расширение числа банков, которым разрешено участвовать в кредитных аукционах, проводимых Центральным Банком, не удалось снять напряженность.
Тем не менее, санкции не влияют на краткосрочные обязательства банков, так что те, кто использовал заимствования на международных рынках для покрытия дефицита денежных средств, сохранили такую возможность и в будущем.
Для решения проблем текущей ликвидности Банк России намерен и в дальнейшем уменьшать ключевую ставку, расширять кредитные аукционы, а также снижать нормативы обязательных резервов в случае необходимости. Конечно, при этом российская экономика в 2015 году, столкнулась с высокими темпами инфляции, сравнимыми с кризисными значениями 2008 года.
Рублевые кредитные вложения обесценились из-за девальвации рубля и высокой инфляции. Банки активно пересматривают повышение ставок по кредитам для бизнеса, что уменьшает риск снижения стоимости активов и снижает спрос на кредиты.
Несколько иная картина наблюдается на розничном рынке. Российское законодательство не предусматривает изменение процентных ставок по потребительским кредитам в одностороннем порядке, если это
прямо не оговорено в договоре с клиентом. Поэтому розничный рынок в настоящее время находится под давлением.
Высокая закредитованность населения, служившая причиной американского кризиса 2008 года, сейчас является серьезной проблемой для российских граждан. Не исключена цепочка дефолтов между банками, которые специализируются на розничном кредитовании. Это особенно верно в отношении банков выдававших кредиты в иностранной валюте, так как резкая девальвация рубля ставит под сомнение возможность своевременного погашения обязательств.
Инвестиции, осуществляемые банками на фондовом рынке, также существенно потеряли в стоимости после девальвации, что привело к увеличению резервов, сформированных банками под их обесценение и возникновению убытков. Тем не менее, крупных продаж российских активов, аналогичных ситуации 2008 года, мы не наблюдаем. Поэтому продолжающиеся перспективы роста фондового рынка делают такие потери лишь временным явлением.
За 2015 г. прибыль банков снизилась на 41% из-за снижения рентабельности банковских операций и роста запасов. Именно в этой проблеме можно увидеть влияние антироссийских санкций, поскольку отрезая доступ российским банкам к долгосрочным кредитам, США, Европа и некоторые другие страны создали ограниченные возможности для привлечения субординированных кредитов.
Альтернативой западным рынкам капитала сегодня являются Китай и Индия, которые могут компенсировать утраченные источники финансирования. Кроме того, важным фактором, который может поддержать банковскую систему, является использование государственных средств, сформированных в годы, благоприятные для России, а также резервы пенсионных фондов для докапитализации банков.
Для поддержки реального сектора российской экономики и повышения капитализации банков правительство уже выделило 850 млрд. руб. субординированных займов в виде облигаций федерального займа 27 системообразующим банкам. Эти средства будут способствовать снижению процентных ставок по кредитам и увеличению кредитных вложений. Таким образом, рентабельность кредитных операций системно значимых банков будет, хотя и ниже докризисного уровня, но будет покрывать расходы и избегать потерь в 2016 году.
Не следует забывать и мультипликативный эффект, который позволит распределить выделенные средства не только среди крупных банков, но и в других сегментах банковского сектора.
Многие эксперты прогнозируют волну банковских дефолтов, когда более 160 российских банков могут перестать работать в 2016 г. Тем не менее, такие прогнозы весьма пессимистичны. Прекращение деятельности 20-30 самых слабых банков в год является обычной практикой на пути растущей глобализации российской банковской системы. Поэтому наименее эффективные игроки естественно уходят с рынка, но масштабы сокращения банков будут находиться в пределах нормального диапазона. Такие прогнозы основываются главным образом на оценке перспектив уже принятых мер Правительства.
Таким образом, нынешние неблагоприятные изменения в банковском секторе в большей степени обусловлены не столько экономическими санкциями, сколько внутренними кризисными проблемами. Разворот цен на нефть, а также стабилизация рубля, меры поддержки государством помогут банковской системе пережить кризис без серьезных катастроф. Но мы не должны рассматривать российскую банковскую систему в отрыве от других стран. Несмотря на ограничения существующих отношений с западными рынками капитала, российские банки в значительной степени определяют направление национальных банковских систем соседних стран, ранее входивших в состав СССР. Это особенно верно в отношении Украины, Беларуси, Молдовы, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Национальные банковские системы этих стран в течение длительного времени подпитывались российскими банками, но более подвержены воздействию неблагоприятных изменений, чем российская банковская система. Поэтому, стремясь подорвать Россию, Запад не считается с тем, что принятые меры и ограничения будут ударом для бывших советских республик, в большей степени, чем для России.
Список литературы:
1. Российский банковский сектор. Хромов М. // Эволюция развития России. -2013. - №9.
2. Толчинская М.Н. Содержание механизма управления инвестиционной деятельностью в регионе // Terra Economicus. 2008. Т. 6. №1-2. С. 323-326.
3. Чораева З.А., Толчинская М.Н.Развитие банковского маркетинга и системы продаж банковских продуктов в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №1. С. 333-340