Научная статья на тему 'Банковская гарантия как ключевой фактор развития сферы государственного заказа'

Банковская гарантия как ключевой фактор развития сферы государственного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1338
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСЗАКУПКИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТОВ / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / БРОКЕРЫ / АГЕНТЫ / ПОСРЕДНИКИ / GOVERNMENTAL CONTRACT / GOVERNMENTAL PURCHASES / CONTRACT MAINTENANCE / BANKING GUARANTEE / BROKERS / AGENTS / INTERMEDIARIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошникова Т.К., Матвеев А.Е.

В статье рассмотрена банковская гарантия как ключевой фактор развития сферы государственного заказа. По мнению авторов, повышение доступности банковских гарантий для бизнеса позволит увеличить эффективность работы контрактной системы. В качестве объекта исследования была выбрана банковская гарантия, как кредитный продукт и основной элемент взаимодействия государственных заказчиков и государственных поставщиков. Представлена целесообразность банковской гарантии с точки зрения субъектов, рассмотрены определения данной дефиниции, раскрывающие сущность и содержание понятия банковской гарантии. Осуществлен анализ рынка банковских гарантий, с последующим выделением его специфических особенностей. По мнению авторов, одним из способов увеличения доступности банковских гарантий является создание Единого Дальневосточного центра обеспечения контрактов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Banking guarantee as a key factor in the development in the government contract sphere (Russia, Vladivostok)

The article discusses the banking guarantee as a key factor in the development of the government contract sphere; increase in accessibility of banking guarantees for business will allow for more efficacy of the contract system. The authors focus on such banking guarantee as the credit product, which is the major element of interaction between state partners and providers, discuss the security of banking guarantee from the perspective of the contractors, and analyze the features of the market of banking guarantees. Creation of the Unified Far East Center for contract guarantees may be one way to increase the accessibility of banking guarantees

Текст научной работы на тему «Банковская гарантия как ключевой фактор развития сферы государственного заказа»

БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ КАК КЛЮЧЕВОй ФАКТОР РАзВИТИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО зАКАзА

Т.К. Мирошникова,

доцент кафедры экономики и менеджмента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

кандидат экономических наук tatyana.miroshnikova@vvsu.ru

А.Е. Матвеев,

коммерческий директор ООО «Примтендер» (г. Владивосток)

matveev-postec@mail.ru

В статье рассмотрена банковская гарантия как ключевой фактор развития сферы государственного заказа. По мнению авторов, повышение доступности банковских гарантий для бизнеса позволит увеличить эффективность работы контрактной системы. В качестве объекта исследования была выбрана банковская гарантия, как кредитный продукт и основной элемент взаимодействия государственных заказчиков и государственных поставщиков. Представлена целесообразность банковской гарантии с точки зрения субъектов, рассмотрены определения данной дефиниции, раскрывающие сущность и содержание понятия банковской гарантии. Осуществлен анализ рынка банковских гарантий, с последующим выделением его специфических особенностей. По мнению авторов, одним из способов увеличения доступности банковских гарантий является создание Единого Дальневосточного центра обеспечения контрактов.

Ключевые слова: государственный заказ, госзакупки, обеспечение контрактов, банковская гарантия, брокеры, агенты, посредники.

УДК 336.1

Актуальность исследования

В Российской Федерации четко оформилась государственная политика, направленная на ускоренное развитие Дальнего Востока и Прибайкалья, подкрепленная значительными финансовыми ресурсами и сформулированная в документе «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Наличие потенциала топливно-энергетических ресурсов, земли, воды, территорий дикой природы, минеральных ископаемых и органических ресурсов общемирового значения при наличии объективной стратегии их использования может стать ключевым фактором изменения геополитического значения Востока России [4]. Реализация планов, предусмотренных государством, напрямую зависит от состояния контрактной системы, то есть от взаимодействия государства и частного бизнеса, а именно закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [18]. В данном контексте особенно актуально исследование сферы госзаказа.

Исторически государство являлось надежным клиентом, что особенно актуально во времена кризиса, характеризующегося снижением деловой активности, закрытием многих предприятий. При этом надежным вариантом для поддержания бизнеса становится государственный заказ. Так, в текущей экономической ситуации, многие предприятия делают ставку на государственные закупки (госзакупки) [10]. Важно также отметить, что для участия в тендерах и исполнения контракта необходимо вносить обеспечение, требующее отвлечения денежных средств из оборота компании. Альтернативным способом обеспечения обязательств в сфере госзаказа является банковская гарантия.

Сущность категории. Банковская гарантия — это институт гражданского права, текстуально отраженный в Гражданском кодексе [1]. Появление данного института в российском законодательстве произошло при рецепции международного права. В первую очередь речь идет об унифицированных правилах, разработанных Международной торговой палатой [7]. Кроме того, данный правовой институт появился в гражданском законодательстве под названием «банковской гарантии». В первоисточниках данный институт носит название «договорной гарантии», «гарантии по требованию». С позиции автора следовало бы рассмотреть данную дефиницию в контексте финансовых методов и инструментов финансового механизма.

Банковская гарантия в госзакупках — это обязательство, выданное банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень

банков (гарантов), по просьбе поставщика товаров, работ или услуг (принципала), государственному или муниципальному заказчику (бенефициару), по которому гарант обязуется (в случае ненадлежащего исполнения принципалом условий контракта, заключенного между принципалом и бенефициаром) произвести платеж бенефициару в пределах указанной суммы денег или, если это предусмотрено в гарантии, по выбору гаранта, обеспечить исполнение контракта. Банковская гарантия — сделка односторонняя и абстрактная — ее реализация не зависит от оснований ее выдачи. Схема взаимодействия субъектов банковской гарантии, составленная авторами, представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема взаимодействия субъектов банковской гарантии

С января 2014 года Федеральным законом № 44 от 5.04. 2013 г. закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов [12]. Размер обеспечения исполнения контракта, установленный законом, составляет от 5% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта или в размере аванса в зависимости от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и наличия аванса [14]. Размер обеспечения заявок на участие устанавливается в размере от 0,5% до 5% НМЦК, а при проведении аукциона с НМЦК не выше 3 млн. руб. — 1% [15].

Статьей 37, вышеуказанного закона предусмотрены антидемпинговые меры. Если победитель закупки снизил НМЦК на 25% и более он обязан предоставить по выбору — либо увеличенное в 1,5 раза обеспечение, либо информацию, подтверждающую добросовестность поставщика. Для закупок с НМЦК свыше 15 млн. руб. однозначно устанавливается размер обеспечения, увеличенный в 1,5 раза [16].

Банковская гарантия с точки зрения субъектов участников.

С точки зрения банка гарантия является кредитным продуктом, особенно актуальным в настоящее время, ведь с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ потребность в банковских гарантиях значительно выросла. При действовавшем в 2013 году Законе № 94-ФЗ по оценке специалистов до 90% банковских гарантий, являлись фиктивными [9]. В настоящее время выдавать банковские гарантии могут только банки, входящие в специальный перечень, утвержденный Министерством Финансов. Кроме того, с января 2014 года действует единый реестр банковских гарантий, опубликованный на официальном сайте госзакупок., что практически исключает существование «теневого» рынка данного инструмента.

Банковская гарантия — это более удобный банковский продукт, чем кредит, поскольку это не деньги, а обязательство. Другими словами, вместо очевидного при выдаче кредита риска невозврата, банк рассчитывает только вероятность появления такого риска. Если банк вынужден все-таки произвести выплату бенефициару по банковской гарантии, то он имеет право требовать данную сумму от принципала в порядке регресса [2]. Также банк обязан формировать резервы на возможные потери по выданным гарантиям, при этом выдача гарантий не предполагает предоставления реальных денежных средств во временное пользование заемщику [5].

Для поставщика банковская гарантия — это альтернатива залога денежных средств, с точки зрения стоимости гарантии. Стоимость банковской гарантии зависит от суммы и срока, на которые она выдана. Согласно сведениям, представленным ООО «Примтендер», авторами составлена сравнительная таблица стоимости банковской гарантии и стоимости внесения денежных средств в качестве обеспечения контракта.

Таблица 1

Стоимость инструментов обеспечения

Банковская гарантия Залог денежных средств

Без доп. обеспечения: в среднем 6% в год. Средняя ставка по кредиту 20% в год

Под залог/депозит 10-30% от размера гарантии: В среднем 4% в год. Инфляция: - в 2014 г 11,4% [3] - в октябре 2015 г 15,9%

Под депозит 60%: - 1 рубль, 0%

Расчеты подтверждают, что даже при наличии у поставщика необходимой суммы денежных средств использовать банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта гораздо целесообразнее.

С экономической точки зрения банковская гарантия дает преимущества ликвидности для поставщика, позволяя отказаться от предоставления денежных средств [11, с. 170]. Следует отметить, что существуют ситуации, в которых использовать банковскую гарантию не эффективно. Во-первых, многими банками установлены минимальные размеры комиссий, ниже которых не может стоить банковская гарантия, а, во-вторых, оплата производится, чаще всего, единовременным платежом.

С точки зрения заказчиков, понятие банковской гарантии лежит исключительно в правовом поле, поскольку это также альтернатива внесению поставщиком денежных средств, но уже с точки зрения надежности данного обеспечения. В связи с этим законом предусмотрены жесткие требования к тексту банковской гарантии [17,6].

Анализ объемов банковской гарантии в сфере госзакупок

С целью оценки реального объема участия банковской гарантии в государственных закупках авторами проведен анализ данных официального портала госзакупок — реестре государственных и муниципальных контрактов, а также реестре банковских гарантий.

Для анализа данных рассмотрен период с 1.04.2014 г. по 31.12.2014 г., так как реестр банковских гарантий начал функционировать непосредственно с 1.04.14 г. Отметим, что данный период включает строительный сезон (это составило более трети

всех закупок) и четвертый квартал, являющийся традиционно самым объемным по количеству и сумме заключенных контрактов. В течение рассматриваемого периода было заключено 2,6 млн контрактов и опубликовано 347,5 тыс. гарантий, то есть количественно каждый восьмой контракт был обеспечен банковской гарантией, что означает рост объемов использования данного инструмента.

В денежном выражении объем всех заключенных за период контрактов составил 5,1 трлн рублей (93% от всех контрактов за период)*.

Для расчета суммы размеров банковских гарантий была использована методика расчета средней взвешенной для интервального ряда. Интервалы выбраны с учетом рекомендаций специалистов компании «Примтендер». При расчетах распределение размеров гарантий в интервалах равномерное, за исключением интервала 1-20 млрд руб., где были указаны точные размеры всех соответствующих гарантий.

Результаты осуществленных расчетов

Объем выданных гарантий за рассматриваемый период составил 1 трлн. 91 млрд. рублей, что составляет 37,4% от суммы цен контрактов. Поскольку возможный размер обеспечения исполнения составляет 5-45% от начальной цены контракта, следует вывод, что более 75% общего объема обеспечения исполнения контрактов внесены в виде банковской гарантии.

Согласно полученному результату можно утверждать, что банковская гарантия — это неотъемлемый атрибут государственных торгов, что подтверждается возросшей активностью банков в данной области, наблюдениями специалистов тендерной сферы, а также данными реестра банковских гаранти й, проведенным авторами анализом и представленными результатами расчетов. Развитие института банковской гарантии может иметь мультипликативный эффект, а значит это перспективный элемент развития экономики страны.

Учитывая неразрывную связь института банковской гарантии со сферой госзаказа, необходимо глубже исследовать различные аспекты отношений субъектов банковской гарантии, а именно в направлении разработки корректировок правоотношений гаранта, бенефициара и принципала, балансирующих покрытие рисков гаранта и бенефициара без ущерба для принципала. Также необходимость исследования рынка банковских гарантий определяется направлением дальнейшего развития привлекательности банковской гарантии как кредитного продукта.

Одним из наиболее важных аспектов является доступность банковских гарантий для бизнеса. Авторами выделены основные проблемы при получении банковской гарантии.

1) Условия выдачи. Для заявителя на выдачу гарантии действуют такие критерии как срок существования, опыт выполнения контрактов, наличие производственной базы, кредитная история, и т.д.

2) Срок рассмотрения и выдачи банковских гарантий. Банки по разному подходят к проверке и финансовому анализу компаний-заемщиков. Как правило, это процедура представляет собой проверку в двух инстанциях банка: кредитный комитет и служба экономической безопасности.

Хозяйствующие субъекты вынуждены осуществлять сбор большого количества документов по требованию банка, сопровождающиеся временными потерями. Например, процедура договора в Дальневосточном отделении Сбербанка России включает следующие этапы.

1) Проведение местным кредитным комитетом анализа финансового состояния компании.

2) Получение одобрения вышестоящих органов, в связи, с чем аналогичную проверку проводит кредитный комитет головного отделения.

3) После одобрения кредитным комитетом головного отделения размера возможного лимита на выдачу гарантий документы передаются в службу экономической безопасности местного отделения.

* В данный показатель не включены контракты, заключенные по 94-закону, так как реестр банковских гарантий действует только для 44-ФЗ

4) В случае отсутствия стоп-факторов для работы с данной компанией, документы передаются в службу экономической безопасности в головном отделении для принятия окончательного решения.

Такой бюрократический механизм работает, как правило, в наиболее крупных банках: ВТБ, Банк Москвы, Райффайзен Банк, Газпромбанк, Дойче банк, Россельхозбанк, Юникредит Банк, Росбанк, Сити Банк и т.д. Существуют банки, которые специализируются на работе в тендерной сфере: Объединенный кредитный банк (ранее Банк Окский), К2 Банк (ранее Вла-дикомбанк), Банк Держава, Совкомбанк, они менее известны, однако занимают лидирующие позиции на рынке банковских гарантий (табл.2).

Таблица 2

Количество выданных гарантий по ФЗ-44 с 01.04.2014г. по 31.09.2015

№ Банк Опубликовано гарантий по ФЗ-44, всего

1 К2 95185

2 Сбербанк 86588

3 О.К. Банк 76773

4 Совкомбанк 56147

5 Держава 52552

6 ВТБ 21113

7 Новопокровский 9332

8 Военно-промышленный банк 6883

9 Русский ипотечный банк 5332

10 Тройка-Д 3112

11 Газпромбанк 3229

12 Банк Москвы 2889

13 Примсоцбанк 2123

14 АТБ 1998

15 Банк Приморье 958

16 Дальневосточный банк 296

4. При завершении у клиента лимита на выдачу гарантий в одном банке, брокер готовит документы в другой.

Отметим, что не каждый банк из рассматриваемых работает через посредников, считая это слишком рискованным (табл. 3).

Таблица 3

Объемы договоров с посредниками

№ Банк Опубликовано гарантий по ФЗ-44, всего Работают через агентов

1 К2 95185 Всегда

2 Сбербанк 86588 Никогда

3 О.К. Банк 76773 Всегда

4 Совкомбанк 56147 Всегда

5 Держава 52552 Всегда

6 ВТБ 21113 Никогда

7 Новопокровский 9332 Чаще всего

8 Военно-промышленный банк 6883 Чаще всего

9 Русский ипотечный банк 5332 Чаще всего

10 Тройка-Д 3112 Всегда

11 Газпромбанк 3229 Никогда

12 Банк Москвы 2889 Никогда

13 Примсоцбанк 2123 Недавно начал

14 АТБ 1998 Никогда

15 Банк Приморье 958 Никогда

16 Дальневосточный банк 296 Никогда

В представленной таблице отражены лидеры рынка банковских гарантий и основные дальневосточные банки. Прослеживается влияние политики банка на результаты выдачи гарантий, поскольку банки, специализирующиеся на работке в сфере госзакупок занимают лидирующие позиции. Сбербанк в данном случае не является показательным, поскольку его нельзя сопоставить ни с одним банком по ключевым показателям. Например, количество офисов Сбербанка составляет 17493, а банка «К2» — 7. Однако для получения гарантии в Сбербанке необходимо обязательное посещение банка и наличие открытого расчетного счета, в то время как в «К2» Банке предусмотрен электронный документооборот и не требуется открытие расчетного счета. Очевидно, что данное обстоятельство сильно влияет на скорость оформления. Рассматривая остальные банки, видно, что в сопоставимых границах они проигрывают лидерам рынка в десятки раз.

При прочих равных условиях поставщику важно успеть оформить банковскую гарантию в регламентированный срок, а разница в цене среди банков не так важна, поскольку даже самая высокая ставка чаще всего оказывается ниже, чем ставка по кредиту или стоимость внесения залога собственных денежных средств, в качестве обеспечения исполнения контракта на счет заказчика.

С нашей точки зрения, с целью устранения вышеизложенных трудностей, целесообразно использовать брокерские услуги на рассматриваемом рынке. Клиент выигрывает, обращаясь к брокеру, а не напрямую в банк, по многим причинам.

1. Клиент имеет одновременный доступ к большому количеству предложений банков.

2. Как правило, грамотный брокер, выясняя параметры сделки, может сразу подобрать наиболее выгодное предложение, причем в том банке, где вероятность отказа будет минимальна.

3. Клиент не платит дополнительных комиссий за услуги агента, поскольку агенту платит банк.

Рассматривая первые шесть позиций таблицы видно, что лидерами по количеству выданных гарантий являются банки, работающие с агентами. «Сбербанк» и банк «ВТБ» не работают с посредниками, но входят в ТОП-2 банков России по сумме активов, в то время как остальные банки занимают позиции намного ниже (табл.4) [8]. Это подтверждает, что работа с посредниками способствует увеличению продаж банковских гарантий. При этом отсутствует анализ зависимости количества выданных гарантий от величины активов банка. Рассмотрим этот аспект.

Таблица 4

Сумма активов по состоянию на 1 октября 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Банк Сумма активов, тыс. руб. Место в рейтинге

1 К2 2 455 479 503

2 Сбербанк 22 582 271 547 1

3 О.К. Банк 11 615 544 241

4 Держава 31 816 475 140

5 Совкомбанк 452 425 279 23

6 ВТБ 8 635 881 358 2

Как видно, занимая самую низкую позицию в рейтинге, «К2» Банк имеет банковских гарантий больше чем у других кредитных учреждений. Добиться такого результата позволила: во-первых, работа через посредников, во-вторых, электронный документооборот и отлаженная система проведения финансового анализа и проверки компании.

Наличие на рынке компаний брокеров позволяет увеличить доступность банковской гарантии для поставщиков и, одновременно, обеспечивать стабильный поток клиентов в банки, создавая при этом благоприятную конкурентную среду. Это позволяет поставщикам более уверенно принимать участие в тендерах и грамотно планировать работу с госзакупками. Следует обратить внимание на данную зависимость с целью выработки механизмов, позволяющих упростить доступ к исследуемому инструменту и увеличить рынок госзаказа.

Появление большего числа участников госзакупок позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств и реализовать намеченные государством планы. Одним из возможных вариантов увеличения доступности банков-

ских гарантий на Дальнем Востоке авторы видят в создании банки. Это позволит быстрее и эффективнее воплотить планы, Единого Дальневосточного центра обеспечения контрактов, ко- предусмотренные программой «Стратегия развития Дальнего торый будет являться посреднической организацией, а, следо- Востока и Байкальского региона до 2025 года. вательно, своеобразной площадкой, концентрирующей спрос и В заключение можно сказать, что развитие института бан-

предложение на рынке банковских гарантий Дальнего Востока. ковской гарантии является перспективным элементом раз-Реализация данного предложения позволит увеличить доступ- вития экономики страны. Проведенные исследования могут

ность банковских гарантий для дальневосточных поставщиков, способствовать совершенствованию процесса регионального а масштабность проекта позволит привлечь более крупные управления финансовой системой в Приморье.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 нояб.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. Законом Рос. Федерации от 30 нояб.1994 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства. Рос. Федерации. - 1994. - № 51, ч. 1, ст. 368-379. - С. 331-337.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 нояб.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. Законом Рос. Федерации от 30 нояб.1994 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства. Рос. Федерации. - 1994. - № 51, ч. 1, ст. 379. - С. 337.

3. Об оценке индекса потребительских цен в декабре 2014 года // [Срочная информация по актуальным вопросам] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/lssWWW.exe/Stg/d04/270ozen31.htm (дата обращения 12.04.2015)

4. Об утверждении Стратегии и стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года // [Документы системы ГАРАНТ] / Информационно-правовой портал гарант. [Владивосток, 2011]. URL: http://www.base.garant.ru/30152431/ (дата обращения 12.04.2015)

5. Положение Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» // [Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ)] / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/popular/formirovanie-rezervov-kreditnyh-org-po-ssudam/307_1.html (дата обращения 15.05.2015)

6. Постановление Правительства РФ № 1005 от 8 ноября 2013 г. (в ред. от 09.12.2014) «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» // [Банки] / Интернет-портал «Российской Газеты». URL: http://www.rg.ru/2013/11/13/garantii-site-dok. html (Дата обращения 15.04.2015).

7. Прончатов Е.А., Тренина Д.Д. Банковская гарантия и смежные институты права в деятельности кредитных и страховых организаций // Страховое право. - 2006. - №1. - С.25-29.

8. Рейтинги банков // [Банки России] / ИА «Банки.ру». [Москва, 2015]. URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/?sort_ param=rating&s0rt_0rder=ASC&PR0PERTY_lD=10&REGl0N_lD=0&date1=2015-05-01&date2=2015-04-01&lS_SH0W_GR0UP=0&lS_ SH0W_LlABlLlTlES=0

9. Рынок банковских гарантий обеляется // «Конкурент»: еженед. деловое интерент-изд. 2014. 17 апр. URL: http://konkurent. ru/eko%E2%84%96omika/132-ry%E2%84%96ok-ba%E2%84%96kovskih-gara%E2%84%96tiy-obelyaetsya.html (дата обращения 17.04.2014).

10. Ставка на госзакупки // «Конкурент»: еженед. деловое интерент-изд. 2014. 27 янв. URL: http://konkurent.ru/ekonomika/574-stavka-na-goszakupki.html (дата обращения 27.04.2015).

11. Турбанов А., Тютюнник А. Банковское дело. Операции, технологии, управление. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 688 с.

12. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 96 ч. 1. - С. 118.

13. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 96 ч. 2. - С. 118.

14. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 96 ч. 6. - С. 119.

15. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 44 ч. 14. - С. 45.

16. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 37 ч. 3. - С. 37-38.

17. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 45 - С. 47-48.

18. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 13 ч. 1. - С. 9.

19. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 5. - С. 7-8.

20. Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: прин. Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одоб. Сов. Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 44-ФЗ, ст. 104 ч. 2. - С. 130.

1 00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.