Научная статья на тему 'Банки стран СНГ: итоги первого полугодия 2007 г. Краткая характеристика банковских систем стран СНГ'

Банки стран СНГ: итоги первого полугодия 2007 г. Краткая характеристика банковских систем стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банки стран СНГ: итоги первого полугодия 2007 г. Краткая характеристика банковских систем стран СНГ»

Банки стран СНГ: итоги первого полугодия 2007 г.*

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ СИСТЕМ СТРАН СНГ

Банковская розница: новые перспективы и проблемы. Поступательное развитие рынков банковских услуг в странах СНГ сопряжено с усилением конкуренции вследствие как роста отечественных кредитных организаций, так и проникновения на внутренние рынки стран банков с иностранным капиталом. В такой ситуации банки вынуждены искать все новые рыночные ниши. Общая логика развития банковских систем СНГ определяет розничный сегмент рынка банковских услуг как наиболее перспективный. Банковский ритейл, в отличие от работы с корпоративным сектором, меньше подвержен риску «одного клиента» и на стадии развития способен обеспечить банкам получение сверхприбылей, как впрочем, любое новое направление бизнеса. Кроме того, для банков выход на рынок розничных услуг означает диверсификацию общей структуры операций, а значит и снижение совокупных рисков банковского бизнеса даже при условии сохранения общих показателей рентабельности.

Опыт и синергия. Рост интереса банков СНГ к розничному бизнесу неизбежен, но это не означает, что развитие данного направления бизнеса для банков происходит легко и безоблачно, напротив, освоение розничного бизнеса как нового и неизведанного направления сопряжено с рядом проблем. Так, выходя на новые рынки банковских услуг, банки прежде всего сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного опыта, что выражается в том числе в недостаточно проработанной маркетинговой политике, а также в недостаточно обоснованной продуктовой линейке. Зачастую кредитные продукты банка конкурируют не столько с продуктами других кредитных организаций, сколько с аналогичными кредитными продуктами того же банка, что вносит дополнительную сумятицу в головы потенциальной клиентуры. В то же время

* Публикуется по материалам, подготовленным Центром экономического анализа Информационного агентства «Интерфакс».

достаточно стремительно меняющиеся социально-экономические условия стран существенно влияют на профиль спроса на банковские продукты со стороны населения, а это не всегда вызывает адекватную реакцию со стороны коммерческих банков в виде коррекции условий и форм кредитования.

Если развитие нового направления бизнеса происходит при условии контроля рисков, то это может гарантировать за счет эффекта диверсификации рост рентабельности на фоне общего снижения рисков бизнеса, что находит отражение в росте кредитных рейтингов. Вместе с тем новые направления из-за отсутствия достаточного опыта таят в себе существенную опасность, особенно с учетом неуклонного роста доли ритейловых операций в балансе банков.

Осознание большинством банков постсоветского пространства неизбежности развития ритейлового бизнеса заставляет их искать общие подходы в решении сопряженных проблем на основе обмена нарождающимся опытом. Именно об этом свидетельствует лавина банковских конференций, посвященных проблемам банковского ритейла, прокатившаяся по большинству стран СНГ. Так, в августе в грузинском Батуми прошла конференция «Развитие розничного бизнеса в регионе»; состоялся V Ежегодный форум «Розничные банковские услуги России»; в Минске состоялась конференция «Решения отечественных производителей для рынка розничных банковских услуг»; в Ташкенте при содействии Ассоциации банков, Центрального банка, банковско-финансовой академии Узбекистана и при поддержке Ассоциации региональных банков России и Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (Международного Банковского Совета) была проведена Международная научно-практическая конференция «Развитие розничного банковского бизнеса».

Среди наиболее злободневных проблем, обсуждаемых на встречах банковского сообщества,

выделяются проблемы управления рисками, внедрение адекватных норм банковского регулирования и надзора, коррективы общебанковского законодательства, перспективы конкретных банковских продуктов, а также особенности и тактика их продвижения в регионах.

Такой бурный процесс обмена опытом, помимо отражения интереса банкиров к данному сегменту рынка банковских услуг, гарантирует за счет эффекта синергии быстрый рост так необходимого опыта, а значит, и взрывной рост объемов операций, который следует ожидать уже в 2008 г. в большинстве стран СНГ.

Разумеется, рост опыта и знаний в области банковской розницы достигается не только за счет взаимного обмена, но и посредством адаптации к существующим отечественным реалиям опыта банковского ритейла развитых стран мира, чему дополнительно способствует появление на национальных рынках иностранных банков. Но скоро опыт и квалификация перестанут быть главным конкурентным преимуществом, уступив по значимости таким факторам, как доля рынка, стоимость фондирования и уровень кредитных рейтингов.

Ритейл как основа развития. Исторически так сложилось, что для подавляющего числа банков СНГ работа с населением не являлась приоритетным направлением деятельности. Это объяснялось целым рядом факторов. Во-первых, банковский ритейл требует довольно больших затрат, особенно при условии поддержания объемов, сопоставимых с объемами корпоративного бизнеса. Поэтому на этапе становления коммерческие банки в первую очередь ориентировались на работу с предприятиями. Во-вторых, многие банки в силу незначительных объемов активов и, как следствие, невозможности получения высоких кредитных рейтингов фактически не могли обеспечить себе достаточно широкий круг рыночной клиентуры и работали преимущественно с предприятиями, аффилированными с собственными акционерами. В-третьих, низкие доходы населения не способствовали созданию достаточного спроса на банковские продукты, параллельно генерируя чрезмерные риски розничного кредитования, что делало ритейл мало привлекательным для банков.

Однако в последние годы ситуация стала меняться. Банки достаточно окрепли для того, чтобы начать получать кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств, параллельно стали возникать институты страхования вкладов, что существенно повысило уровень доверия на-

селения к коммерческим банкам. В то же время коммерческие банки фактически полностью исчерпали потенциал роста за счет развития операций с корпоративной клиентурой, которая оказалась уже полностью поделенной между существующими банками. Более того, наметилась тенденция по переходу наиболее крупных национальных компаний на обслуживание в иностранные банки. Поэтому для обеспечения собственного потенциала развития банки были вынуждены повернуться «лицом к людям». Благо, что к этому времени благосостояние граждан достигло уровня, сделавшего развитие банковской розницы действительно выгодным.

Наблюдаемые в последние годы в банковских системах СНГ темпы роста розничных операций поистине впечатляют. Так, если в качестве простейшего индикатора розничного бизнеса взять суммарные остатки средств физических лиц на счетах «до востребования», то в 2006 г. они выросли более чем в полтора раза, а объем портфелей розничных кредитов в некоторых странах СНГ (Россия, Казахстан, Украина) ежегодно удваивался.

По мере развития розничного рынка обостряется конкуренция среди банков, что в итоге ведет к тому, что конкуренция из ценовой плоскости все больше смещается в область качества и удобства пользования продуктами. Более успешными становятся те банки, которые располагают наиболее обширной сетью точек продаж, а также предлагающие клиентам удобные интернет-сервисы управления счетами.

Все больше внимания банки уделяют стратегии продвижения банковских продуктов, стремясь выделиться особым образом на общем фоне банковской системы, что зачастую подкрепляется особой репутацией и брендом банка.

В большинстве стран СНГ развитие банковской розницы находится только на начальном этапе, что означает наличие широких горизонтов развития. В действительности, в настоящее время большинство населения если и пользуется банковскими продуктами, то среди них львиную долю (90 %) составляют простейшие продукты — коммунальные платежи и денежные переводы, в то время как депозитами и тем более кредитами и банковскими картами пользуются не более 10 — 20 % граждан.

Проблемы ипотеки. Одним из наиболее значимых, в том числе и в социальном плане, розничным банковским продуктом является ипотечное кредитование.

После обретения независимости страны СНГ пошли разными путями, что привело к различным

показателям экономического развития. Вместе с тем, проблема обеспечения жильем населения продолжает оставаться актуальной для всех стран СНГ. Причем решение данной проблемы может быть достигнуто за счет развития ипотечного кредитования и повышения доступности этого банковского продукта.

В тех странах СНГ (Россия, Казахстан), где ипотечное кредитование показало наиболее широкие темпы развития, результат был достигнут за счет соответствующих государственных программ поддержки, связанных с рефинансированием ипотечных кредитов. Вместе с тем, даже в таких ипотечно продвинутых странах дальнейший рост объемов кредитования сопряжен с определенными трудностями, что ведет к замедлению темпов роста ипотечного кредитования. Вопреки росту объема ипотечных кредитов наблюдается динамика снижения процентных ставок по ним, хотя срок кредитования продолжает увеличиваться.

21,5

2001

2002 2003

2004

2005 2006

2007

Средняя ставка ипотечного кредитования

Основной проблемой, сдерживающей развитие ипотечного кредитования в Казахстане, является то, что основной спрос на ипотеку с минимальными рисками уже практически удовлетворен, а новые заемщики несут для банков повышенные риски, что сдерживает банки от выдачи кредитов недостаточно высокого качества. В частности это выражается в том, что все больше за кредитами обращаются граждане с неподтвержденными доходами. Одновременно идет рост цен на жилье, вызванный ростом цен на стройматериалы, что делает ипотеку менее доступной. Фактором, сдерживающим развитие ипотеки, является также недостаточная развитость индустрии стройматериалов.

Вследствие действия данных факторов степень развитости ипотечного рынка в Казахстане существенно отстает от среднемирового уровня. Так, объем выданных ипотечных займов к ВПП Казахстана составляет примерно 10 %, тогда как в развитых странах этот показатель доходит до 40 — 60 %. Таким

образом, парадокс ситуации состоит в том, что при объективной необходимости роста существуют факторы, этому росту препятствующие, с чем банкам предстоит бороться не без помощи государства.

При этом особое внимание банкам следует уделить вопросам обмена опытом и информацией о своих клиентах, в том числе посредством института бюро кредитных историй. Действуя сообща, банки имеют все шансы переломить негативные внутренние и внешние тенденции и обеспечить высокие темпы развития рынка розничных банковских услуг.

В представленный перечень включены сведения о банках одиннадцати стран СНГ: России, Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы, Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Исключение составила банковская система Туркмении, характеризующаяся высокой степенью закрытости и отсутствием публичной информации о состоянии дел в банках страны.

Кроме того, часть малых российских банков не включена в список сознательно, из желания, с одной стороны, максимально полно представить информацию по банкам ближнего зарубежья, а с другой стороны — ограничиться 1000 банков в списке (информацию по всем российским банкам можно получить из ежеквартально выпускаемых «Интерфакс-ЦЭА» статистико-аналитических обзоров «Интерфакс-100. Российские банки»).

Собрать информацию по состоянию на 1 июля 2007 г. удалось не по всем банкам указанных стран. Чтобы по возможности более полно представить банковские системы стран СНГ, по ряду банков приведены показатели по состоянию на ближайшие к отчетной даты. Эти банки в списке отмечены знаком (*) с указанием в примечаниях даты, на которую определены показатели. Что касается банков Узбекистана и Таджикистана, в списке представлено лишь немногим более половины банков этих стран, что объясняется отсутствием или нерегулярностью обновления финансовой отчетности на сайтах большинства банков этих стран.

В целом, как показывают данные представленной ниже таблицы, представительность перечня (отношение представленных в списке банков к общему количеству банков в стране) является достаточно высокой: в него вошло около 94 % всех действующих на территории стран СНГ банков, без учета России, 482 малых банка которой сознательно не были включены в список. При этом банковские системы 6 стран представлены в полном объеме.

Структура перечня по странам (на 1 июля 2007 года)

Страна Число Число банков, Доля банков

действую- вошедших (%), вошедших

щих банков в перечень в перечень

в стране

Азербайджан 44 38 86.4

Армения 21 21 100,0

Беларусь 25 25 100,0

Грузия 17 15 88,2

Казахстан 33 33 100,0

Кыргызстан 21 21 100,0

Молдова 15 15 100,0

Россия 1120 638 57,0

Таджикистан 9 6 66,7

Узбекистан 28 15 53,6

Украина 173 173 100,0

Итого 1506 1000 66,4

Итого без 386 362 93,8

учета России

Для обозначения банков использованы наиболее употребительные названия и аббревиатуры. Для точной идентификации российских банков рекомендуем воспользоваться данными списка «Интерфакс-100: Банки России».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ СТРАН СНГ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2007 ГОДА*

Активы Кредиты НБС-нетто Средства НБС Собственный капитал

№ Банк Страна Млн $ Изм. % Млн $ Изм. % Место по кредитам Млн $ Изм., % Место по средствам НБС Млн $ Изм., % Место по собственному капиталу

1 Сбербанк России Россия 166 063,5 25,8 108 849,2 13,3 1 128 448,7 21,4 1 23 119,1 83,3 1

2 Газпромбанк Россия 45 786,5 68,4 15 993,8 40,9 5 34 144,2 145,0 2 3 300,5 16,4 3

3 Банк ВТБ Россия 40 543,8 38,7 16 951,5 17,2 3 13 434,4 13,8 4 13 255,1 172,9 2

4 Казкоммерцбанк Казахстан 22 816,5 27,7 18 580,0 43,8 2 14 467,9 39,9 3 1 985,8 13,0 5

5 Банк ТуранАлем Казахстан 20 848,1 45,1 16 049,7 60,7 4 11 570,2 39,8 6 2 600,1 97,2 4

6 Банк Москвы Россия 16 704,4 21,7 10 582,4 18,5 7 12 189,2 15,1 5 1 499,2 35,2 6

7 Альфа-банк Россия 15 508,0 17,4 11 220,4 22,5 6 9 519,5 19,9 7 1 492,7 2,1 7

8 Россельхозбанк Россия 13 800,1 53,7 8 579,7 46,7 8 4 929,9 76,4 15 787,4 7,8 21

9 Банк Уралсиб Россия 12 243,7 11,9 6 670,7 18,2 12 7 899,6 15,9 8 1 317,3 -8,9 8

10 Альянс Банк Казахстан 11 154,1 53,2 7 226,7 40,8 10 4 622,1 68,0 16 1 140,7 73,7 9

11 Райффайзенбанк Австрия Россия 11 006,8 29,6 7 694,2 42,3 9 5 401,7 22,4 13 1 119,0 82,1 10

12 ММБ Россия 10 422,2 13,5 6 795,3 21,8 11 5 329,3 2,2 14 933,9 18,9 15

13 Народный Сбербанк Казахстана Казахстан 10 366,5 34,7 6 585,3 34,9 13 6 195,7 26,6 10 1 043,9 16,8 12

14 МДМ-банк Россия 9 669,7 26,2 6 459,0 28,7 14 4 053,8 10,1 21 1 027,4 29,7 13

15 Росбанк Россия 9 074,8 -14,6 6 453,9 8,8 15 6 138,5 -23,1 11 972,8 10,0 14

16 ВТБ-24 Россия 8 824,8 40,1 5 891,6 30,2 18 5 948,7 51,2 12 634,6 -4,1 25

17 Приватбанк Украина 8 519,2 27,4 6 339,8 24,5 16 6 265,1 27,2 9 703,5 8,0 23

18 Промсвязьбанк Россия 8 322,4 25,4 5 911,6 39,2 17 4 475,6 20,4 19 619,6 25,9 26

19 АТФБанк Казахстан 7 830,1 -5,0 5 826,0 26,5 19 3 602,6 10,8 24 525,7 3,6 29

20 Русский стандарт Россия 7 587,0 10,5 5 649,2 6,0 20 3 259,1 15,6 28 877,2 39,4 17

21 Райффайзенбанк Аваль Украина 6 946,4 26,3 5 563,4 34,5 21 3 928,1 16,1 23 671,9 5,7 24

22 Банк ВТБ Северо-Запад Россия 6 774,8 23,7 4467,2 23,6 24 4 547,8 9,6 18 799,5 43,1 20

23 Беларусбанк Беларусь 6 654,5 10,9 5213,5 15,7 22 4 595,7 15,0 17 905,8 3,0 16

24 Банк Центр-Кредит Казахстан 6 646,6 47,8 5 057,9 49,2 23 3 977,0 58,9 22 417,9 33,4 37

25 Ситибанк Россия 6 064,1 25,7 2 000,2 12,9 43 4 314,2 32,5 20 467,8 17,5 33

26 УкрСиббанк Украина 5 756,7 30,0 4 372,2 25,9 25 1 631,4 19,1 47 488,4 23,3 32

27 УРСА Банк Россия 5 516,5 39,6 3 673,1 48,7 26 3 381,8 40,5 26 761,5 138,7 22

* Здесь публикуются данные крупнейших 100 банков. — Примеч. ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.