Научная статья на тему 'Бандола - неизвестный старинный музыкальный инструмент'

Бандола - неизвестный старинный музыкальный инструмент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1272
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИСПАНИИ / БАНДОЛА / ТИПЛЕ / ИСПАНСКАЯ ГИТАРА / ПАБЛО МИНГЕТ-И-ЙРОЛ / ХУАН КАРЛОС АМАТ / SPANISH MUSICAL INSTRUMENTS / VANDOLA / TIPLE / GUITARRA ESPANOLA / PABLO MINGUET У YROL / JUAN CARLOS AMAT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурханов Аркадий Геннадьевич

Отсутствие достоверных сведений об этом инструменте в литературе по исторической органологии на русском языке и разрозненные противоречивые сведения зарубежных авторов послужили причиной написания этой статьи. Целью статьи является формирование цельного образа музыкального инструмента прошлого на основании обобщения и уточнения сведений из исторических источников и их современных интерпретаций. Исследователь этой темы Моника Холл констатировала, что упоминания о бандоле не встречаются нигде кроме вариантов трактата, изданных в XVIII в. на каталанском или валенсийском языках с предполагаемой, но недоказанной атрибуцией текстов перу каталонского просветителя рубежа XVIXVII вв. Хуана Карлоса Амата и изданий авторов, позаимствовавших оттуда части текста. Одним из авторов, использовавших недословные, но очевидные заимствования, был соотечественник Амата Пабло Мингет-и-Йрол (ок. 1715-1801). О популярности этих авторов говорят многократные переиздания их текстов в последующие эпохи. При сопоставлении текста Амата с единственным изображением и плагиаторским описанием бандолы из трактата Мингета выяснилось, что бандола имела шесть сдвоенных струн, настроенных подобно многострунным инструментам эпохи Возрождения. Исторический парадокс заключается в том, что учебные пособия по практическому освоению этого типологически «ренессансного» инструмента издавались с середины XVIII до конца XIX в. Бандола описывается в этих трудах не как исторический анахронизм, а как «совершенный» и «более широко распространенный » инструмент, чем разновидности родственных инструментов с меньшим количеством струн. Таким образом настоящая статья является уточняющим штрихом к картине музыкальной жизни прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bandola is the unknown ancient musical instrument

Lack of authentic data on this instrument in literature on historical organology in Russian and separate contradictory data of foreign authors have caused writing of this article. The purpose of article is formation of an integral image of a musical instrument of the past on the basis of generalization and specification of data from historical sources and their modern interpretations. The researcher of this subject Monica Hall noted that mentions of the Vandola don’t meet except the versions of the treatise published in the 18th century in the Catalan or Valencian languages with alleged, but unproven attribution of texts to a feather of the Catalan educator of a boundary of the 16-17th centuries Juan Carlos Amat and editions of the authors who have borrowed from there parts of the text anywhere. The compatriot of Amat Pablo Minget у Yrol (apprx. 1715-1801) was one of the authors using not literal, but obvious loans. Tell repeated reprintings of their texts during the subsequent eras about popularity of these authors... Lack of authentic data on this instrument in literature on historical organology in Russian and separate contradictory data of foreign authors have caused writing of this article. The purpose of article is formation of an integral image of a musical instrument of the past on the basis of generalization and specification of data from historical sources and their modern interpretations. The researcher of this subject Monica Hall noted that mentions of the Vandola don’t meet except the versions of the treatise published in the 18th century in the Catalan or Valencian languages with alleged, but unproven attribution of texts to a feather of the Catalan educator of a boundary of the 16-17th centuries Juan Carlos Amat and editions of the authors who have borrowed from there parts of the text anywhere. The compatriot of Amat Pablo Minget у Yrol (apprx. 1715-1801) was one of the authors using not literal, but obvious loans. Tell repeated reprintings of their texts during the subsequent eras about popularity of these authors. By comparison of the Amat’s text with the only image and the plagiatory description of a Vandola from the treatise of Minget it has become clear that the Vandola had six courses which are tuned like many-stringed instruments of Renaissance. The historical paradox is that manuals on practical development of this typologically “Renaissance” instrument were published from the middle of 18th until the end of the 19th century. Bandola is described in these works not as a historical anachronism but as “perfect” and “more widespread” musical instrument, than kinds of related tools with smaller quantity of strings. Thus the present article is the specifying stroke to a picture of musical life of the past. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Бандола - неизвестный старинный музыкальный инструмент»

УДК 780.6

А. Г. Бурханов

БАНДОЛА - НЕИЗВЕСТНЫЙ СТАРИННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

поминание о некогда существовавшем музыкальном инструменте с названием «бандола» (vandola) мы встречаем в контексте изучения ор-ганологических трактатов двух живших в разное время каталонских авторов -Хуана Карлоса Амата1 и Пабло Мингет-и-Йрола2.

В настоящее время встречается большое количество ошибочных трактовок содержания этих трактатов авторитетными специалистами в области исторической органологии. Изначально весьма лаконичную информацию о том, что Vandola = Bandola [6, p. 407], a Bandola = Bandurria дает К. Закс [Ibid, p. 29]. Приведем определение Брокгауза -Римана: «Бандола (исп.) - небольшой щипковый инструмент, относящийся к типу лютен, с грушевидным корпусом, коротким грифом, имеющий от четырех до шести спаренных струн. Настройка в XVI-XVII вв. по X. К. Амату была "ре соль до ми ля ре"» [2].

Вероятно, единственное изображение бандолы, которую с большой степенью вероятности можно идентифицировать по гравюре с детальным изображением музыкальных инструментов, мы встречаем на портаде (титульном листе) трактата Пабло Мингета. Оно (рис. 1) предваряет серию отдельно изданных трактатов с подробным словесным описанием указанных инструментов по группам, но без повторного их изображения.

Во вступительной главе «Содержание и Объяснение всего Труда» мы находим только краткое упоминание: «На Типле играется как на Гитаре. Бандола почти то же самое, только имеет на один ряд струн больше». Этой главе, наряду с портадой, предшествует следующее наименование трактата: © А. Г. Бурханов, 2018

«ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА / И НАСТАВЛЕНИЯ / В ИГРЕ НА / ИНСТРУМЕНТАХ НАИЛУЧШИХ И ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ / КАКОВЫЕ СУТЬ / ГИТАРА, ТИПЛЕ, БАНДОЛА, / Цитра, Клавикорд, Орган, Арфа, Псалте-рио, / Бандурриа, Скрипка, Флейта тра-версо, Блокфлейта / и Малая флейта, / С РАЗЛИЧНЫМИ НАИГРЫШАМИ, ТАНЦАМИ, КОНТРДАНСАМИ И ДРУГИМИ / подобными вещами продемонстрированными на изящных гравюрах с нотами и / цифрами, в стилях кастильском, итальянском, каталанском и французском, дабы любой Увлеченный / смог в них разобраться с большой легкостью и без Учителя с кратким объяснением / того как сам Автор их изучил и обратился снова к этому листу» (регистры шрифта сохранены, год издания отсутствует5).

Следом помещена интересующая нас часть трактата, посвященная трем инструментам - гитаре, типле и бандоле:

«ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА / И НАСТАВЛЕНИЯ / ДЛЯ ИГРЫ / НА ГИТА-РАЕ ТИПЛЕ, БАНДОЛЕ, / С РАЗЛИЧНЫМИ НАИГРЫШАМИ, ТАНЦАМИ, КОНТРДАНСАМИ И ДРУГИМИ / подобными вещами продемонстрированными на изящных гравюрах с нотами и / цифрами, в стилях кастильском, итальянском, каталанском и французском, дабы любой Увлеченный / смог в них разобраться с большой легкостью и без Учителя. / СОСТАВИЛ И ОТКОРРЕКТИРОВАЛ В ЭТОМ ПОСЛЕДНЕМ ИЗДАНИИ ПАБЛО / Мингет и Ирол, Гравер Штампов, Гравюр, Подписей и других вещей. / С лицензией: В Мадриде, в Печатне названного Автора, в году 1774®. Проживает / напротив Придворной Тюрьмы, над Аптекой, где находятся эти, и все прочие

У

Рис. 1. Портада трактата Пабло Мингета. В нижнем ряду слева направо в испанском написании оригинала инструменты: Tiple3, Vandola, Cythara, Bandurria4 [5]

его труды весьма полезные для Персон любого класса».

Второй, точнее, хронологически первый автор, с которым ассоциируется старинная бандола, — автор самого первого из дошедших до нас пособий по игре на «испанской гитаре» каталонец Хуан Карлос Амат. Исследователь изданий труда Амата, музыкальный библиотекарь Пэддингтонской библиотеки Вестминстера Моника Холл в предисловии к изданию трактата 1761(?) г. сообщает, что в XVIII в. в процессе многочисленных переизданий к основному тексту трактата на испанском (кастильском) языке, впервые изданном в конце XVI в.7, добавлялся Tractat Вгеи -«Краткий трактат» на каталанском либо валенсийском языках8, в зависимости от места издания [3]. Именно из этого «Краткого трактата» мы узнаем о существовании бандолы, а также о ко-

личестве струн, их настройке в соответствии с гитарой. Бандоле посвящена пятая глава этих двуязычных изданий, объединяющих оба трактата - основной и краткий. Судя по всему, издатели XVIII в. были вынуждены вставить в общий титул объединенных изданий название инструмента «Бандола» из присоединенного трактата, написанного на языке, отличающемся от основного (кастильского) языка первой части. Подтверждением тому служит и отсылка автора каталанского текста к общему титулу, написанному на кастильском, с исполнением обещанного повествования о Бандоле. Следует заметить, что атрибуция текста «Краткого трактата» перу Амата не была доказана9.

В одном из самых ранних среди сохранившихся изданий 1626/1627 гг. традиционное для старинных трактатов громоздкое название выглядело так:

JP&IS Cu Z* / .

^VITARRA

E SPANOLA D E

CINCO OR.D ENES, LA QVAL

cnfeña de templar y tañer rafgado, todos los puntos naturales y b, mollados, con > cftilo marauillofo.

Y T ARA V 0 N X R EN ZILA qualquier tono, fe pone Fna tablazón U q ual podra qualquier fin dificultad cifrar el toflo,y defpues tañer

y can tarle por do^e modosT agora añadida /¿ú-por el tnifmo A utor. / y y

Y A I A FIN.SE HA Z H ME " : /

cion también de la Guitarra de qua-tro ordenes.

Dirigida al llhtflu feñor don Joan de Agua Viua

y Tamarit, feñor del lagar de Sa lamo ,ydel / ' ' ' ; > Caflillo y qtiadro de Aguayiua,&c$

AVTOR DEL ESTILO, IO A N

Carlos Do&or en Medicina. . V .

' -"»i—Jir-»''

Con Licwciajmpreffa en Lérida por la viuda Angla-da,y Andrés Lorenzo, Ano 1^27.

Y a fu coila» ' -

© Biblioteca Nacional de España

Puc. 2. üopTafla TpaKTaTa AMaTa (Jlepu^a, 1627)

«Гитара ИСПАНСКАЯ О ПЯТИ РЯДАХ [струн], которую научу настраивать и играть [приемом] расгеадо все натуральные и бемолированные аккорды в наипрекраснейшем стиле. А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ НА НЕЙ какой бы то ни было тон, прилагается таблица, при помощи которой любой без труда сможет зацифровать тон и затем играть и петь его в двенадцати тональностях, и сейчас обновленная тем же автором. А В КОНЦЕ УПОМИНАЕТСЯ также Гитара о четырех рядах [струн]. Посвящается Сиятельному Сеньору Дону Хуану де Агуа Вива-и-Тамарит, Сеньору земли Саламо и замка с наделом Агуа Вива. АВТОР СЕГО ПЕРА, ИОАН Карлос Доктор Медицины. По Лицензии, напечатано в Лериде, вдовой Англадой, и Андресом Льоренсом, в год 1627. Продается по стоимости» (здесь и далее сохранен курсив и регистр оригинала) [4] (рис. 2).

Сравним с титулом издания 1761 г. [3]: «Гитара ИСПАНСКАЯ И БАНДО-ЛА (выделено мной. - А. Б.) в двух разновидностях Гитары, Кастильской и Каталанской О ПЯТИ РЯДАХ [струн] которую научу настраивать и играть [приемом] расгеадо все натуральные и бемолированные аккорды в наипрекраснейшем стиле. А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ НА НЕЙ какой бы то ни было тон, прилагается таблица, при помощи которой любой без труда сможет зацифровать тон и затем играть и петь его в двенадцати тональностях, и сейчас обновленная тем же автором. Также упоминается и Гитара о четырех рядах [струн]».

Второе название запутывает читателя, пытающегося понять, о каких музыкальных инструментах и, главное, какие исторические периоды их бытования имеются в виду. Ответ на эти вопросы достаточно ясен после ознакомления с содержанием трактатов. Для ориентации по тексту издатель применил колонтитулы. Над текстом, посвященным испанской = кастильской пяти-рядной гитаре, на четных страницах в левой части разворота книги мы видим надпись курсивом: Guitarra, и Española - на нечетных страницах справа. Под этим же колонтитулом напечатана и последняя девятая глава основного трактата, в которой повествуется о гитаре с четырьмя рядами струн10. В «Кратком трактате», изданном в Каталонии (Жирона), над текстом первых четырех глав имеется надпись «De la Guitarra Cathalana* - «О Гитаре Каталанской*>п. Эти главы представляют собой компендий основного кастильского трактата. Повествование о четырехрядной гитаре отсутствует. Последняя пятая глава, посвященная бандоле, напечатана на двух страницах, одна из которых имеет колонтитул «Explicado de», другая - «la Vandola», что можно обобщенно перевести, как «Объяснение о Бандоле». Название этой главы следующее: «ГЛАВА ПОСЛЕДНЯЯ, / в которой объясняется способ настройки Бан-долы, / и как она соотносится с Гитарой» (рис. 3).

В Кратком трактате, изданном в Валенсии на валенсийском языке12, колонтитулы отсутствуют, название инструмента «гитара» не имеет уточнения по-

Bxpticació dé 55

CAPITOL ULTIM. £n que fe explica lo modo de t emplar la Vandola, у сот fe ajujla ab la Guitarra.

Рис. 3. Название последней главы «Краткого трактата» [3]

добно «гитаре испанской» или «гитаре каталанской».

Вопрос о периоде бытования бандолы остается пока открытым. Историческая интрига заключается в том, что сам автор «Краткого трактата» (кто бы он ни был - Хуан Карлос Амат, живший на рубеже XVI—XVII вв., или анонимный издатель XVIII в.) утверждал, что «Бан-дола о шести рядах [струн] - инструмент более совершенный и более распространенный в наше время, чем инструменты о четырех и пяти рядах [струн]», однако, современным историкам гитары ничего не известно об этом инструменте. Отсутствует бандола и в современной «исторически информированной» практике исполнительства, активно развивающейся в настоящее время13.

М. Холл заканчивает свое предисловие к изданию 1761 г. следующим утверждением: «Упоминания о бандоле не встречаются нигде (выделено мной. -А. Б.), кроме "Краткого трактата" и изданий авторов, позаимствовавших оттуда части текста. Очевидно, что этот инструмент был популярен на протяжении XVIII века. Однако нет никакого резона не предположить, почему бы он не мог использоваться и в более ранние времена. Интересно отметить то, что, несмотря на то, что в "Кратком трактате" упоминаются бандолы с четырьмя, пятью и шестью рядами струн, Мингет-и-Йрол, адаптировавший заимствованный у Амата материал был вынужден приспособить его к современной ему исполнительской практике, упоминает только пяти- и шестирядные варианты» [3].

Возможно бандола была популярна только в Каталонии и Валенсии? Или это всего лишь локальное «антикастильское» название инструмента со строем, идентичным испанской виуэле? Или -«антимавританское» название североевропейской лютни, которую, по утверждению Хуана Бермудо, испанцы называли «фламандской виуэлой» - vihuela de Flandes, избегая испанского названия Laud, восходящего к арабскому Al Ud? Может быть, название «бандола» является собирательным для нескольких од-

нотипных инструментов? В пользу этой версии говорит уточнение М. Холл, хотя и небесспорное, указывающее на существование других разновидностей бандол: «Мы рассмотрим здесь бандолу с шестью рядами струн, поскольку это более распространенный и более совершенный инструмент, чем та у которой 4, ни у которой 5 рядов струн»14. Утверждение М. Холл о существовании бандол с четырьмя и пятью рядами струн основано на английском переводе каталанского текста, в котором неопределенный артикль женского рода «1а» превратился во вполне определенное существительное «bandola» [Ibid].

Версия образования созвучных названий путем лексической редупликации при всей очевидности этимологической взаимосвязи «бандола - мандола - мандора - пандора» для данного случая, похоже, не подходит. Слишком уж ясную дифференциацию инструментов с похожими названиями приводит Пабло Мингет: Guitarra - Cythara. Названия инструментов, по отдельности описанных в тексте, можно идентифицировать вполне конкретно с их изображениями на портаде.

Подводя итог, обобщим известные нам данные о форме старинного музыкального инструмента под названием «бандола» и способе игры на нем.

Форма корпуса: скорее миндалевидная15 с выпуклой задней частью, подобно лютне. От относительно «стандартной» формы европейской лютни бандолу отличает лишь форма головки грифа - вместо колковой коробки, унаследованной лютней от восточного уда, более простая плоская, слегка отогнутая назад головка, как у гитары или бандур-рии того же времени. Размер небольшой. Относительно короткий гриф. Количество ладов не определено точно, на гравюре их насчитывается восемь, впрочем, для исполнения приведенных в трактате аккордов в стиле rasgueado достаточно и четырех.

Количество струн: 6 рядов по 2 струны в каждом. Длина струны может быть вдвое меньше, чем у барочной ги-

ni a r te qj otreL —г or ta Gu . i ta r ra . Ni n -•: itlira t3=F les. -a- -ft- Ai —4 Ос- о ta-

17 А -0- -± в -2- У с -э- D I--e— F — -4-G • A ь-= 3 С D E F G A В C D E 2 -ÍÍ--<-a¿ )—i— l-s- T-O-

>и1д (ter lido s a cci iit'/Ü -ale -- r. э—t-fñf o | ' j 772( Tt )ta Lg_j Лху f*F -J-P-ñ '—i— О 1 Г1'

là А —1— d с -ф- # D —1— k E —er- F С A -4 c —L D E F С A С I U- ) G - - 4- A В ! D E G А В д. E

m Foh as 1 Zip a ño j las^y -MA -2-faci esn tu ir ífffl 2 ti que «•, '2/ icioi L^-U № Hí— pj. eut. —1 >'->У T^r-a 3.a hir 2 os T- UjJ íriV^ unte. iJo-"•l—

Г i jT -rè- ¡13" S ■444 î ?- i i -t4— I S -r-9- ; Uaî ; гв- ^ S J-- 1 - J J 1 J e—

m h* - i " " -4ï- 'cjuidil 'a sj'ac i3 r ЧТ* utv* 'JOS is-.Los <> ПШП- 1 • ' --Э: иц 4¡nt ht гиЛо t 45- irnb-Jt » 1—h rveii î ^JC sc-tos -H-c г;-1''/ r-êr+ « ./.• на-- h'.T.l \S -H— J 1-

JZmbarcoftmia -î- nàdo -3г— -r-r-l yо irfti О 4i \uji.u <=B Ify lюг —.-- ■Ф-—- Imarüor* d J --o- JtHiV-dimU —в- L «U O/CXl 1 I"' T-i— А с/ s 4* pé— l<i лрггШ г nofiiltíiiiííiii в-p «t.

P. M ¿Г, v о о о jsa.is. I„ 2 '■.2o: ln 4^4 02 12 „ 2 m - Ó'«~03 ln •a-'"o? 2н 1 a ТО*"1 2. -h I,. 5., I,. 2 - il :

Рис. 4. Гравюра П. Мингета, демонстрирующая различные виды записи музыки (нотной, табулатурной и аккордовой) для игры приемами расгеадо и пунтеадо

тары большого размера. Настройка басовой 6-й струны Ре малой октавы с учетом условности абсолютной высоты строя. Настройка струн (интервальный состав) подобно лютне и виуэле: 4, 4, 3, 4, 416. Подобный строй более характерен для семейства лютневых инструментов эпохи Ренессанса, но описание бандолы с таким строем появилось в эпоху Барокко.

Манера игры - не только ударно-ак-кордовая rasgueado, но и арпеджирован-ная punteado с исполнением мелодических линий «по-написанному» (по нотам или табулатуре), как на маленькой гитаре типле. В «Правиле Седьмом» Пабло Мингет описывает манеру ансамблевой игры: в то время, как на Гитаре (большой) играют аккорды, обозначенные по каталанской системе (1п, 2п и т. д.) в стиле расгеадо, типле (маленькая и высокая) или бандола могут играть пунтеадо: либо арпеджируя аккорды,

либо «по-написанному». В этом же трактате приведены примеры нотной (только мелодия) и итальянской табула-турной (с басами и аккордами) записи следующих танцев: Minué, Pasapie, La Bretaña, Su Rigodon, El Amable, La Rafa. Таким же образом в другой таблице (рис. 4) записаны «Испанские Фолии» и «Сегидильи простые».

Последняя страница этой части трактата, посвященной исключительно гитаре, типле и бандоле, содержит запись мелодии и баса пяти контрдансов нотами на двух нотных станах.

Таким образом, приведенная здесь информация о появившихся в середине XVIII в. описаниях бандолы в ряду «наилучших» и «широко используемых» музыкальных инструментов вносит существенные коррективы в современные представления об исторических периодах бытования музыкальных инструментов прошлого.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Хуан Карлос Амат (Joan Carles I Amat, 1572? - 1642) каталонский просветитель, доктор медицины, автор трактатов по медицине, музыке, филологии. Наиболее подробное описание трактата Амата «Испанская гитара...» [3] и полный перевод на русский язык по изданию предположительно 1761 г. были сделаны автором настоящей статьи [1, с. 38-60].

2 Пабло Мингет-и-Йрол (Pau Minguet i Irol, Pablo Minguet e Yrol, ок. 1715 Барселона -1801 Мадрид) - издатель, гравер, составитель многочисленных учебных пособий, публиковавшихся до 1892 г., педагог, композитор каталонского происхождения [7].

8 Типле - гитара маленького размера, дословно «высокая», пятирядная, согласно описанию Мингета.

4 Изображение и описание бандолы и бандур-рии как различных музыкальных инструментов перечеркивает знак равенства между ними, поставленный К. Заксом.

5 Самая ранняя датировка и место появления трактата - Мадрид, Ибарра, 1752 (?) - 1754

[7].

6 Выделено в оригинале. Сохранившиеся части большого трактата имеют разную датировку и печатались в разных типографиях.

7 1586 или 1596.

8 Ввиду очевидности близкого родства этих языков, существует мнение о том, что вален-сийский язык является диалектом каталанского, однако жиронский издатель в названии «Краткого трактата», написанного на каталанском языке, применил выражение «en Ydioma Cathala», в валенсийском варианте фигурирует аналогичное слово «idioma», которое мы переводим и трактуем именно как «язык» применительно к исторической ситуации, в которой возникла потребность в этих изданиях.

9 «Невозможно сказать точно, написал ли его он собственноручно или это анонимное дополнение было сделано в более позднее время. Амат писал по-каталански и мог издавать и другие труды по музыке» [3].

10 Парадоксально в современной исполнительской практике это инструмент классифицирован как «ренессансная гитара», а в переизданиях трактата Амата она фигурирует до начала XIX в. В названии девятой главы в издательском варианте 1761 г. присутству-

ет явная ошибка или опечатка, указывающая на то, что речь пойдет о гитаре с семью рядами струн *de siete ordenes». Но в первом же предложении автор уточняет, что он посвятил эту главу музыкантам, играющим на «четырехрядной гитаре, (на которой семь струн)», объединенных в ряды по две струны, кроме первого ряда, в котором одна струна.

11 «Краткий трактат» не содержит описаний каких-либо существенных отличий «каталанской» гитары от «испанской». Противопоставление двух разновидностей гитар (en dos maneras de Guitarra Castellana y Cathalana) появилось в названии трактата в XVIII в. вместе с «Кратким трактатом». Единственное конструктивное отличие заключается в том, что у испанской гитары в первом ряду расположена одна струна, и Амат акцентирует на этом внимание читателя, автор же «Краткого трактата» говорит о первых струнах гитары во множественном числе. Различаются и системы обозначений аккордов. В «Кратком трактате» применена система итальянской табулатурной записи аккордов, в отличие от круговой таблицы Амата, и графическое изображение расположения пальцев на грифе с приведением соответствия системы аккордовых обозначений Амата более распространенному итальянскому гитарному «Алфавиту» в варианте Гаспа-ра Санза (1679).

12 Название последней главы в валенсийском варианте: CAPITOL ULTIM. СОМ SE TEMPLA LA VANDOLA, y se ajusta a la Guitarra.

18 Справедливости ради следует сказать, что в интернет-пространстве встречаются и название, и изображения бандолы, но относятся они к щипковому музыкальному инструменту, бытующему в наше время в некоторых странах Латинской Америки. Определение взаимосвязей этого музыкального инструмента с испанским предком может стать темой отдельного исследования.

14 В оригинале (кат.): «la de quatre, ni sinch Ordes».

15 Не грушевидная, как сказано в Лексиконе Брокгауза - Римана [2, р. 96]. Грушевидную форму с плоской задней декой имеет современная латиноамериканская бандола.

16 «4» - чистая кварта, «3» - большая терция.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурханов А. Г. Неизвестное о «твореньице» Хуана Карлоса Амата, испанской гитаре, бандоле и многом другом // Старинная музыка. - 2012. - № 3-4. - С. 38-61.

2. Brockhaus & Riemann. Bandola // Musiklexicon. Schott Music International, 1979.

3. Hall M. Introduction // Joan Caries Amat, Guitarra Española (c. 1761), Complete facsímile edition. Monaco, Editions Chantarelle, 1980, pp. 1-12.

4. Juan Carlos Amat. Guitarra Española [...]. Lérida, 1627. 55 p. - URL: http://bdh-rd.bne.es/ viewer.vm?id=0000161357&page=l (дата обращения: 10.01.2018).

5. Minguet i Irol Pau. Reglas y advertencias generales que enseñan el modo de tañer todos los instrumentos mejores y mas usuales, como son la guitarra, tiple, vandola, cythara, clavicordio, organo, harpa, psalterio, bandurria, violin, flauta travesera, flauta dulce y la

flautilla: con varios tañidos, danzas, contradanzas, y otras cosas semejantes, demonstradas, y figuradas en diferentes laminas finas, por música y cifra, al estilo castellano, italiano, catalán y francés para que qualquier aficionado las puedo comprehender con mucha facilidad, y sin maestro: con una breve explicación de como el autor los aprendió, que esta bolver de esta oja. -URL: http://mdc.cbuc.cat/cdm/compoundobject/ collection/partiturBC/id/3025/show/2972/lang/es (дата обращения: 10.01.2018).

6. Sachs С. Vandola. Real-Lexicon der Musikinstrumente zugleich ein Polyglossar für das gesamte Instrumentengebiet. Mit 200 Abbildungen. Reprografischer Nachdruck der Ausgabe Berlin 1913. Georg Olms Verlagsbuchhandlung. Hildesheim, 1962, 443 p.

7. Schlegel A., Lüdtke J. The Lute in Europe 2. A-Innsbruck, 2011, 447 p.

REFERENCES

1. Burkhanov A. G. Unknown facts about Juan Carlos Amat's treatise, the Spanish guitar, vandola and about many other things. Starinnaya muzyka [Early Music], 2012, (3-4): 38-61.

2. Brockhaus & Riemann. Musiklexicon. Bandola. Schott Music International, 1979.

3. Hall M. Introduction. Joan Carles Amat, Guitarra Española (c. 1761), Complete facsimile edition with an introduction by Monica Hall. Monaco, Editions Chantarelle, 1980, pp. 1-12.

4. Juan Carlos Amat. Guitarra Española [...]. Lérida, 1627. 55 p. Available at: http://bdh-rd.bne.es/ viewer. vm?id=00001613 57&page= 1 (Accessed 10 January 2018).

5.Minguet i Irol Pau. Reglas y advertencias generales que enseñan el modo de tañer todos los instrumentos mejores y mas usuales, como son la guitarra, tiple, vandola, cythara, clavicordio, organo, harpa, psalterio, bandurria, violin, flauta travesera, flauta dulce y la

flautilla: con varios tañidos, danzas, contradanzas, y otras cosas semejantes, demonstradas, y figuradas en diferentes laminas finas, por música y cifra, al estilo castellano, italiano, catalán y francés para que qualquier aficionado las puedo comprehender con mucha facilidad, y sin maestro: con una breve explicación de como el autor los aprendió, que esta bolver de esta oja. Available at: http:// mdc.cbuc.cat/cdm/compoundobject/ collection/partiturBC/id/3025/show/2972/ lang/es (Accessed 10 January 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sachs C. Vandola. Real-Lexicon der Musikinstrumente zugleich ein Polyglossar für das gesamte Instrumentengebiet. Mit 200 Abbildungen. Reprografischer Nachdruck der Ausgabe Berlin 1913. Georg Olms Verlagsbuchhandlung. Hildesheim, 1962, 443 p.

7. Schlegel A., Lüdtke J. The Lute in Europe 2. A-Innsbruck, 2011, 447 p.

Бандола — неизвестный старинный музыкальный инструмент

Отсутствие достоверных сведений об этом инструменте в литературе по исторической органологии на русском языке и разрозненные противоречивые сведения зарубежных авторов послужили причиной написания этой статьи.

Целью статьи является формирование цельного образа музыкального инструмента прошлого на основании обобщения и уточне-

Bandola is the unknown ancient musical instrument

Lack of authentic data on this instrument in literature on historical organology in Russian and separate contradictory data of foreign authors have caused writing of this article.

The purpose of article is formation of an integral image of a musical instrument of the past on the basis of generalization and specification of data from historical sources and their modern interpretations.

ния сведений из исторических источников и их современных интерпретаций.

Исследователь этой темы Моника Холл констатировала, что упоминания о бандоле не встречаются нигде кроме вариантов трактата, изданных в XVIII в. на каталанском или валенсийском языках с предполагаемой, но недоказанной атрибуцией текстов перу каталонского просветителя рубежа XVI-

XVII вв. Хуана Карлоса Амата и изданий авторов, позаимствовавших оттуда части текста. Одним из авторов, использовавших недословные, но очевидные заимствования, был соотечественник Амата Пабло Мингет-и-Йрол (ок. 1715-1801). О популярности этих авторов говорят многократные переиздания их текстов в последующие эпохи.

При сопоставлении текста Амата с единственным изображением и плагиаторским описанием бандолы из трактата Мингета выяснилось, что бандола имела шесть сдвоенных струн, настроенных подобно многострунным инструментам эпохи Возрождения.

Исторический парадокс заключается в том, что учебные пособия по практическому освоению этого типологически «ренессан-сного» инструмента издавались с середины

XVIII до конца XIX в. Бандола описывается в этих трудах не как исторический анахронизм, а как «совершенный» и «более широко распространенный» инструмент, чем разновидности родственных инструментов с меньшим количеством струн.

Таким образом настоящая статья является уточняющим штрихом к картине музыкальной жизни прошлого.

Ключевые слова: музыкальные инструменты Испании, бандола, типле, испанская гитара, Пабло Мингет-и-Йрол, Хуан Карлос Амат.

The researcher of this subject Monica Hall noted that mentions of the Vandola don't meet except the versions of the treatise published in the 18th century in the Catalan or Valencian languages with alleged, but unproven attribution of texts to a feather of the Catalan educator of a boundary of the 16-17th centuries Juan Carlos Amat and editions of the authors who have borrowed from there parts of the text anywhere. The compatriot of Amat Pablo Minget y Yrol (apprx. 1715-1801) was one of the authors using not literal, but obvious loans. Tell repeated reprintings of their texts during the subsequent eras about popularity of these authors.

By comparison of the Amat's text with the only image and the plagiatory description of a Vandola from the treatise of Minget it has become clear that the Vandola had six courses which are tuned like many-stringed instruments of Renaissance.

The historical paradox is that manuals on practical development of this typologically "Renaissance" instrument were published from the middle of 18th until the end of the 19th century. Bandola is described in these works not as a historical anachronism but as "perfect" and "more widespread" musical instrument, than kinds of related tools with smaller quantity of strings.

Thus the present article is the specifying stroke to a picture of musical life of the past.

Keywords: Spanish musical instruments, Vandola, Tiple, Guitarra Española, Pablo Minguet y Yrol, Juan Carlos Amat.

Бурханов Аркадий Геннадьевич, основатель, солист и художественный руководитель ансамбля ранней музыки «Insula Magica» Новосибирской государственной филармонии, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: arkbur@mail.ru

Burkhanov Arkadiy Gennadievich, founder, soloist and artistic director of Early Music Ensemble "Insula Magica" of Novosibirsk State Philharmonic Society, Full Professor at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: arkbur@mail.ru

Получено 29.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.