Научная статья на тему 'Балыхин Г. А. , Балыхин М. Г. Наука - образование - инновации: словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. - М. : РУДН. - вып. 1. - 623 с. '

Балыхин Г. А. , Балыхин М. Г. Наука - образование - инновации: словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. - М. : РУДН. - вып. 1. - 623 с. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балыхин Г. А. , Балыхин М. Г. Наука - образование - инновации: словарь-справочник по инновационному образованию. В помощь педагогам, учащимся, родителям. - М. : РУДН. - вып. 1. - 623 с. »

РЕЦЕНЗИИ

Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Наука — образование — инновации: Словарь-справочник

по инновационному образованию В помощь педагогам, учащимся, родителям. — М.: РУДН. — Вып. 1. — 623 с.

В настоящее время в России идет дальнейшая модернизация системы образования, ориентированная на перспективы мирового образовательного пространства. Стратегия развития российского образования всех уровней и ступеней согласуется с инновационными преобразованиями в структурной, содержательной, организационной перестройке образовательной сферы. Инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения качества, доступности и эффективности образования. Динамичное развитие образования связано и базируется на запросах учащихся, педагогов и родителей, на их духовных, интеллектуальных, культурных интересах, на введении нового во все компоненты образовательной системы — содержания, методов и форм воспитания и обучения, организации совместной деятельности субъектов социокультурного процесса. Выявляются и развиваются новые закономерности в науке и образовании, по-новому осмысливаются ценности будущего «устойчивого развития» общества, предлагаются новые способы решения научно-теоретических и учебно-воспитательных задач.

В свою очередь, видоизменяются и развиваются научно-образовательные понятия и термины. Одни со временем теряют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование. Образовательный потенциал, безусловно, соотнесен с понятийным и терминологическим аппаратом, с оптимальными соотношениями и взаимосвязями инноваций и традиций. Триумвират «образование — наука — инновации» стремится к единству и упорядочению соответствующей терминосистемы.

Главной задачей данного словаря-справочника является представление новых терминов и определений, раскрывающих состояние современного уровня образования, оперирующих общенаучными, философскими и специфическими понятиями. В словаре-справочнике представлены сведения из областей педагогики, психо-

логии, философии, методологии и других наук, взятых из монографий, статей, альманахов, справочников, учебников, имеющих непосредственное отношение к науке и образованию. Отдельно даются ссылки на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Актуальность создания словаря обусловлена необходимостью описания процессов обновления понятийно-терминологического аппарата системы образования современной России, которые отражают инновационные подходы, методы и принципы воспитания и обучения, современные технологии в учебном процессе, инновационные учебные программы, стандарты и требования, учебно-методические комплексы и их организационные формы, инновационное нормативное, правовое и организационно-техническое обеспечение функционирования сферы образования. Таким образом, вопросы инновационной образовательной терминологии очень важны в функциональном аспекте. Через систематизацию ключевых терминоединиц, определение понятий дается достаточно полное представление о путях и средствах непрерывного, опережающего образования, о введении новшеств, подразумевающих поиски ученых и педагогов нового уникального содержания, включающего в себя фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологический подходы, профессионализм, синтез культур (технической и гуманитарной), использование новейших педагогических технологий.

Многие словарные статьи содержат не только детальную характеристику и объяснение основного термина, но и сопряженные с ним понятия и описания.

Терминология, представленная в словаре-справочнике, соответствует действующим требованиям, может применяться в учебниках, методических рекомендациях, справочной литературе. В связи с этим необходимо заметить, что термины «учащийся» и «педагог» в словаре используются в широком значении и относятся ко всем видам и типам образовательных организаций. Словарь-справочник поможет более грамотно и уверенно оперировать терминологией в образовательной деятельности. С другой стороны, степень владения инновационной терминологией может служить индикатором уровня профессионализма и квалификации научных и практических работников.

При составлении словарных статей использованы определения и описания, эксплицированные из публикаций разных авторов. Библиографические источники отдельных статей даны в тексте в сокращенном виде и в списке литературы.

Словарь-справочник содержит более 2000 словарных статей, расширяет область их применения, делает материалы полезными не только для специалистов — педагогов, методистов, управленцев, администраторов системы образования, но и для студентов, стажеров и аспирантов, изучающих теорию и практику образования, а также для широкого круга читателей.

Актуальность создания словаря-справочника обусловлена необходимостью описания процессов обновления понятийно-терминологического аппарата образования современной России, которые отражают инновационные, в том числе альтернативные, подходы, методы, принципы обучения и воспитания; инновационные технологии программ воспитания и обучения, подходы к их разработке, типы инновационных учебных программ, требований, учебно-методических комплексов

Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 4

и их организационные формы; инновационный образовательный процесс как основы управления и организации, инновационное кадровое, нормативное, техническое обеспечение в системе образования.

Словарь-справочник полезен не только для специалистов — педагогов, методистов, управленцев, администраторов системы образования, но и студентов, стажеров, аспирантов, изучающих теорию и практику образования, а также для читателей.

Для иллюстрации можно привести несколько терминов из сборника:

Инновационная государственная образовательная политика

Инновационность в образовании является политической и общенациональной задачей, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Инновационная, государственная образовательная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов, активизирующих инновационную деятельность: 1) приоритетность инновационной деятельности для повышения эффективности развития общественного производства; 2) конкурентоспособность наукоемкой продукции; 3) качество жизни населения и экологической безопасности; 4) обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере; 5) концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги; 6) создание благоприятного климата при осуществлении инновационной деятельности; 7) государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности; 8) активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере.

Инновационные методы обучения русскому языку

Связаны с новыми приемами преподавания: метод проблемной наглядности, метод лингвистической аллюзии, метод активизации ассоциативных связей и др. Приемы работы на уроках русского языка: ассоциативный, «немой» вопрос, прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста, прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др. Реализуются инновационные коммуникативные задания: «мозговой штурм», интеллектуальная карта, перекодирование информации, дискуссия в форме пирамиды, панельная дискуссия или заседание экспертного совета, сценарий, ролевая игра, «воображаемая ситуация» (симуляция), проект и др.

Об авторах

Григорий Артемович Балыхин — кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, действительный государственный советник первого класса, народный учитель Чеченской Республики. В области научных достижений имеет 17 монографий, 12 учебно-методических работ, 118 научных статей, 2 авторских свидетельства, 1 патент.

Михаил Григорьевич Балыхин — кандидат экономических наук, первый проректор — проректор по инновациям и развитию Московского государственного университета дизайна и технологии, награжден Памятной медалью РФ Энциклопедия «Лучшие люди России»» за достижения в развитии экономического и научного потенциала России. В области научных достижений имеет 1 монографию, 2 учебных пособия, 40 научных статей.

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный учитель РФ Ямбург Е.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.