Научная статья на тему 'БАЛТИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ЦЕНТР'

БАЛТИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ЦЕНТР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЛТИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

го процесса, некоторые принципы которой вызвали много вопросов. И.В. Цифанова (Ставрополь) рассмотрела вопросы соотношения исторических событий и социальных структур в контексте эволюционной теории Н.И. Кареева, что, по мнению докладчика, является основой приближения истории и социологии. Названные и другие проблемы обсуждались в выступлениях Д.Н. Старостина, Е.В. Кулешовой (Санкт-Петербург), В.И. Медведева (Санкт-Петербург) и др.

Отдельное место занимали доклады, посвященные обсуждению современных исто-рико-социологических проблем в связи с творчеством Н.И. Кареева. Так, Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург) рассмотрела формирование стратегии будущего у предпринимателей периферии с позиций психосоциологической концепции; Е.Г. Поздеева (Санкт-Петербург) - проблемы личностного измерения социального потенциала молодежи; Д.В. Шербакова (Москва) - развитие критического мышления у молодежи и детей, о чем часто размышлял Н.И. Кареев в своих публикациях.

Новацией конференции было представление архивных материалов, что вызывало большой интерес у участников конференции. Так, М.В. Ломоносова (Санкт-Петербург) ознакомила аудиторию с неопубликованной рукописью Н.И. Кареева «У. Годвин и его „Политическая справедливость" (РГАЛИ)», А.В. Малинов (Санкт-Петербург) и Е.А. Долгова (Москва) рассказали о применении ме-

тода наблюдения Кареевым в рукописи «Об- 69 щая методология гуманитарных наук».

В целом, конференция была чрезвычайно актуальной. На ней были уточнены этапы становления отечественной социологии как национальной школы в рамках мировой социологии и роль в этом Н.И. Кареева. Обсуждение этой темы важно еще и потому, что из-за сложного пути развития нашей социологии и сложившегося в России негативизма к собственной культуре, мы плохо знаем отечественные традиции и имена. Это мешает развитию отечественной социологии, которая теряет свою национальную специфику, сложившиеся традиции и имена, влиявшие также и на развитие мировой социологии. При этом не развивается идентичность российской социологии, и у некоторых создается мнение, что она сформировалась только в 60-80-х годах ХХ века. Между тем, Н.И. Ка-реев начало истории отечественной социологии относил к 1872 году, когда П.Л. Лавров в статье «Социологи-позитивисты» впервые ввел понятие «история российской социологии», исследованию истории которой Н.И. Кареев посвятил первые фундаментальные труды. Об этом и других проблемах изучения нашего наследия говорилось в докладе А.О. Бороноева и др.

Приятно, что некоторые материалы конференции Оргкомитетом опубликованы в журнале «Социология науки и технологий» (№ 2, 2020), другие говорятся к публикации в РГПУ им. А.И. Герцена.

М.Н. Дробышева

БАЛТИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.ru

Театр-фестиваль «Балтийский дом» 2020

Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» отметил свой 30-летний юбилей. Театральный форум проходил в Санкт-Петербурге с 1 по 26 октября 2020 года. За 30 лет на фестивале можно было посетить более 260 театров из 27 стран мира. Уникальность фестиваля состояла в том, что этот творческий проект продемонстрировал разнообразные течения в современном театральном искусстве. Зрителей познакомили со спектаклями выдающихся европейских режиссёров, среди которых - Оскар Кор-шуновас (спектакли «Там быть тут» и «Старухи»), Эльмо Нюганен (спектакль «Любовь к трём апельсинам»), Эймунтас Някрошюс

(спектакль «Маленькие трагедии»), Римас Туминас (спектакль «Улыбнись нам, Господи»), Кристоф Марталер (спектакль «Прикончи европейца»), Алвис Херманис (спектакль «Маркиза де Сад»), Андрей Жолдак (спектакли «Швейк» и «Три сестры»), Гжегож Яжина (спектакль («Тропическое безумие»), Кирилл Серебреников (спектакль «Пластилин»), Сильвиу Пуркарете (спектакль «Плов со вкусом осла»), Кшиштоф Варликовский (спектакль «Очищенные»), Кристиан Люпа (спектакль «Калькверк»), Люк Персеваль (спектакль «Отелло»).

Перечисленные современные режиссё- ^ ры создают своим творчеством единое те- § атральное пространство. Знакомство с пе-

см о см

о

3

ю о

тербургскими зрителями началось у них в стенах «Балтийского дома», а затем состоялось счастливое продолжение: многие режиссёры были приглашены для постановок в Александринский театр и другие театры Санкт-Петербурга и Москвы. Сегодня Римас Туминас возглавляет театр им. Е. Вахтангова. Его постановка «Евгений Онегин. Сцены из романа в двух частях» с триумфом прошла как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, на сцене «Балтийского дома». Режиссёр задействовал в спектакле артистов разных поколений: Людмилу Максакову (танцмейстер, няня), Ирину Купченко, Юлию Борисову (сон Татьяны), Галину Коновалову. Роль Онегина исполнили Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов и Алексей Гуськов, Ленского - Олег Макаров, Василий Симонов и Николай Романовский, Татьяны Лариной - Ольга Лерман и Евгения Крегжде, Ольги Лариной - Мария Волкова и Наталья Винокурова, четы Лариных - Елена Мельникова и Алексей Кузнецов, князя - Юрий Шлыков. Музыку к постановке написал Фаустас Лате-нас, художник - Адомас Яцовскис. Спектакль триумфально предстал на Елисейских Полях в театре «Мариньи». Перед парижскими зрителями выступил директор театра Жан-Люк Шоплен, долгое время работавший с Рудольфом Нуреевым.

Значительным явлением на фестивале стали постановки Эймунтаса Някрошюса. В 2007 году в программе «Весь Някрошюс» были показаны все спектакли этого выдающегося мастера. Литовская режиссура, вошедшая в историю мирового театра, повлияла в лице Э. Някрошюса, Р. Туминаса, И. Вайткуса, О. Коршуноваса на творческие искания российских режиссёров, на их методы и практики.

Во время фестиваля состоялся показ мировых премьер - так, например, в 2017 году Люк Персеваль представил спектакль «Трилогия новой семьи» по роману Эмиля Золя, а в 2019-м впервые в Петербурге показал свой спектакль «Чайная» известный китайский режиссёр Мен Цзинхуэй.

Театр «Балтийский дом» задумал провести юбилейный форум как «Традиционный сбор», собрав лучшие режиссёрские работы, представляющие тенденции развития современного театрального искусства. «Но жизнь внесла свои коррективы: все планы смешала пандемия, - рассказал генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом» С.Г. Шуб. - Естественно, в данных обстоятельствах родился новый слоган - „Нетрадиционный сбор", но тем не менее главным словом для нас в этом названии осталось слово „сбор"». Было решено в Петербурге показать

спектакли россииских режиссеров, а в он-лайн-формате - спектакли иностранных театральных коллективов из Литвы, Эстонии, Латвии, Швейцарии.

Открылся фестиваль ярким самобытным спектаклем «Онегин Блюз» театрального агентства «Арт-партнер ХХ1». Действие в этом ироническом музыкальном спектакле строится как рассказ от автора, первого лица. Алексей Гуськов тонко, с самоиронией доносит до слушателей пушкинский текст. Его повествование сопровождает виртуозная игра саксофониста Игоря Бутмана и струнного квартета. В спектакле участвуют двое артистов: балерина Юлия Винникова и тенор Николай Дорожкин. В режиссерской версии Михаила Цитриняка много юмора. Он проявляется то в мизансценах балерины, то в действиях реквизитора, который на глазах у зрителей превращается в первоклассного оперного солиста, исполняя арию Ленского.

Театр «Балтийский дом» включил в программу фестиваля премьеру мюзикла «Скрипач на крыше» в постановке режиссера Льва Рахлина. Главные роли исполнили Игорь Скляр и Дарья Юргенс.

Московский театр юного зрителя представил спектакль известного режиссера Генриетты Яновской «Пьяный Амур» по пьесе Е. Попова. История, рассказанная в нем, произошла в далекие 1970-е годы.

Центр драматургии и режиссуры, основанный в 1998 году, был создан для помощи молодым творцам в реализации своих замыслов и поиске новых театральных идей. Сегодня Центр возглавляет Владимир Панков, он же руководитель коллектива «Soun-Drama Studio». На фестивале петербургские зрители увидели спектакль «Мама». В нем четыре героини, четыре возраста, четыре характера: бабушка, женщина, девушка, девочка. Постановку осуществил В.Панков, главную роль исполнила Елена Яковлева. Это одна из самых ярких работ актрисы последних лет.

«Коляда-театр» из Екатеринбурга показал спектакль «Оптимистическая трагедия», посвященный революционному романтизму, бунту молодости против старых порядков, вере в будущее. Роль комиссара исполнила Василина Маковцева. Другой спектакль театра - «Раскольников» (по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») - представляют трое молодых артистов. Один из них - Константин Итунин - демонстрирует стремление героя приблизиться к нашей современности. Каждый эпизод спектакля состоит из известных сюжетов, в финале сцен «Сонечка»,

«Притча о Лазаре», «Каторга» «зал молчит и не дышит».

В программу фестиваля вошёл и пре-мьерный спектакль театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина «Дорогая Елена Сергеевна». Постановку осуществил Владимир Жуков.

Для специального гостя фестиваля - народной артистки России Лии Ахеджаковой -на сцене московского ТЮЗа была поставлена пьеса Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин» (режиссёр Марфа Горвиц). В роли Эсфири Львовны актриса передала свойственный ей юмор, полный жизненной правды и психологических нюансов. Героине приходится смириться с тем, что новый мир никогда не будет жить по-старому.

Современное прочтение трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» показал Российский академический молодежный театр (Москва), режиссёр Егор Перегудов, ученик С. Женовача. Действие спектакля разворачивается в переходе одной из станций метрополитена. Мир в спектакле полон ненависти и безразличен к любви, в каждой семье свой собственный Ад. РАМТ, несмотря на следование академической традиции, стремится привлечь внимание молодого зрителя, порой забывая о чувстве меры и вкуса.

В программу фестиваля был включён и спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова «Джульетта». Постановку осуществил дуэт из Таллина Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо. В спектакле исполняются песни Сергея Шну-рова «Никого не жалко», «Терминатор», «Я твой ковбой». Главную роль играет актриса и певица Муся Тотибадзе.

В спектакле «Великий пожар» режиссёр Олег Ерёмин, пианист Пётр Лаул и актриса Мария Лопатина поведали зрителям о судьбе двух деревень, находящихся на разных берегах реки, после пандемии. Текст, который звучит в спектакле, - это пьеса немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига. Спектакль является проектом Гёте-Института в Санкт-Петербурге в рамках Года Германии в России (2020-2021). Это лирическая притча о жизни современной Европы. В постановке Пётр Лаул исполняет сочинения Баха, Бетховена, Брамса и Шуберта.

Самым значительным явлением фестиваля стал совместный проект театра «Школа драматического искусства» (Москва, Россия) и продюсера Леонида Робермана «Безпри-данница» по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» (режиссёр Дмитрий Крымов). В центре спектакля - русская Кармен. Ларису окружают не романтические тореадоры, а деловые люди, которые ради денежной выгоды пожертвуют всем.

В спектакле Дмитрия Крымова «Все тут», 71 поставленном Московским театром «Школа современной пьесы», блестяще были воссозданы события прошлого. Режиссёр вспоминает своих родителей - знаменитого постановщика Анатолия Эфроса, театрального критика Наталью Крымову, - а также зав. литературной частью Театра на Малой Бронной Нонну Скегину. Дмитрий Крымов играет в спектакле самого себя. Постановка ломает устоявшиеся стереотипы современного театра. Спектакль позволяет погрузиться в историю: транслируются документальные фрагменты из биографии Эфроса. Каждая постановка Дмитрия Крымова представляет собой диалог поколений.

Московский театр «Школа современной пьесы» также показал спектакль «Фаина. Эшелон» режиссёра Иосифа Райхельгау-за, созданный по книге его матери Фаины Райхельгауз и посвящённый 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Главную роль исполнила заслуженная артистка России Елена Санаева.

Прямая трансляция спектаклей состоялась на Малой сцене «Балтийского дома». Городской театр Таллинна (Эстония) показал спектакль «Коммуна» (режиссёр Эльмо Нюганен). Государственный театр Вильнюса (Литва) представил спектакль «В ожидании Годо» Римаса Туминаса, а спектакль «Гроздья гнева» (режиссёр Кристофер Рюпинг) познакомил петербургского зрителя с театром из Цюриха «Шаушпильхаус».

В дни фестиваля состоялись «Някрошю-совские чтения», посвященные главному герою театра - режиссёру Эймунтасу Ня-крошюсу. Проект долгосрочный. И в этом году кк разговор о современных литовских режиссёрах. Ключевым событием всей серии стала конференция «Автор спектакля - режиссёр. Феномен современного театра». На Малой сцене театра в конференции приняли участие теоретики и практики российского и европейского театра.

В рамках фестиваля прошла торжественная церемония вручения XVII Международной премии за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда», которая состоялась в Эрмитажном театре. Лауреатами премии стали Давид Голощёкин, руководитель Санкт-Петербургской государственной филармонии джазовой музыки, литовский композитор Фаустас Латенас, сочинивший музыку к спектаклю «Евгений Онегин» Театра им. Евг. Вахтангова, финский дирижёр и композитор Еса-Пекка Санонен, российский ^ фотохудожник Валерий Плотников. В номи- о нации «За помощь в культуре» - профессор

Санкт-Петербургского института культуры Владимир Яковлев и книжное издательство «Эрзац» (Швеция). В номинации «Память» -писатель и переводчик Юрий Лотман, музыкант и композитор группы «Поп-Механика» Сергей Курёхин.

Премия зрительских симпатий ХХХ Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» («Малое пространство») была вручена за спектакли «Все тут» Д. Кры-мова и «Фаина. Эшелон» И. Райхельгауза. На Большой сцене премией был отмечен спектакль «Оптимистическая трагедия» Н. Коляды. Приз прессы имени Леонида Попова получили спектакли «Мама» В. Панкова на Малой сцене и «Безприданница» Д. Крымо-ва - на Большой сцене.

«Встречи в России»: XXII Международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии. 3-17 декабря 2020 года

В день открытия фестиваля секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту Игорь Минин выступил от лица генерального секретаря Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств Дмитрия Кобицкого и представил участников. А также с приветственным словом к участникам обратились Александр Калягин, Сергей Шуб и Константин Сухенко. На онлайн-встрече выступили руководители русских драматических театров: Юрий Якушев (Алматы, Казахстан), Сергей Голомазов (Рига, Латвийская Республика), Бекпулат

Парманов (Нурсултан, Казахстан), Николай Свенцицкий (Тбилиси, Грузия), Филипп Лось (Таллинн, Эстонская Республика), Станислав Касьянов (Бишкек, Кыргызская Республика), Ольга Полевикова (Вильнюс, Литовская Республика), Александр Петров (Кишинёв, Республика Молдова).

На Малой сцене «Балтийского дома» состоялась прямая трансляция в Интернете «Победа одна на всех: спектакль-концерт к 75-летию победы в Великой Отечественной войне» на стихи поэтов фронтовых лет. Автор композиции и режиссёр - Дмитрий Кошмин. В спектакле приняли участие артисты театра «Балтийский дом» разных по-

колений.

Прямая трансляция из Таллина «Старомодной комедии» Александра Кладыко прошла с большим успехом. Коллектив Национального театра драмы им. Ч. Айтматова (Бишкек, Кыргызская Республика) показал в онлайн-формате «Звериные истории». А завершилась онлайн-трансляция спектаклем «Наш городок» Молодежного драматического театра «С улицы Роз» имени Юрия Харме-лина (Кишинёв, Республика Молдова).

На фестивале в трансляции «Звериные истории» была представлена лекция Александра Платунова, а также в «творческой лаборатории» обсуждались работы молодых режиссёров указанных театров. Особый интерес вызвала международная флеш-конфе-ренция-2020 «Виртуальная перезагрузка», где обсудили активность продвижения театрального искусства офлайн и онлайн.

А.В. Петров

XVI РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Санкт-Петербург, СПбГУ, 16-17 октября 2020 года

см о см

О

3

ю О

© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-Китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

16-17 октября 2020 года в Санкт-Петербургском государственном университете в онлайн-формате прошла XVI российско-китайская социологическая конференция на тему: «Антикоррупционная культура и молодежь в России и Китае: современное государство, бизнес, общество». В масштабном научном мероприятии приняли участие более 150 ученых из разных вузов и научных центров России и Китая, а также представители бизнеса и общественных организаций на-

ших стран. Конференция была подготовлена Российско-китайским центром сравнительных социальных, экономических и политических исследований по направлению «Социология» СПбГУ и Китайско-российским центром по исследованию Дальнего Востока Хэбэйского педагогического университета. Партнерами в организации конференции также стали Филиал Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.