Научная статья на тему 'Балтийские исследования. Вып. 6: феномен Тевтонского ордена и современность: сб. Науч. Тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. 209 с. '

Балтийские исследования. Вып. 6: феномен Тевтонского ордена и современность: сб. Науч. Тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. 209 с. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бессуднова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балтийские исследования. Вып. 6: феномен Тевтонского ордена и современность: сб. Науч. Тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. 209 с. »

158

позволяют читателю почувствовать «аромат времени» и составить собственное представление о драматических событиях в Клайпеде времен Второй мировой войны ф. 221 — 296).

В целом исследование А. Арбушаускайте заслуживает самой высокой оценки как редкая в наши дни работа, в которой высокий профессионализм и научная объективность соединяются с искренним сочувствием к попавшим между жерновами истории людям и желанием понять их.

Ю. В. Костяшов,

д-р ист. наук, проф. кафедры зарубежной истории и международных отношений БФУ им. И. Канта

Балтийские исследования. Вып. 6: Феномен Тевтонского ордена и современность: сб. науч. тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. 209 с.

Средневековую историю Балтийского региона трудно представить без духовно-рыцарских орденов и в первую очередь Тевтонского (Немецкого), с которым связаны возникновение и развитие орденских государств ^г-

densstaaten) Пруссии и Ливонии со свойственной им уникальной функциональностью и специфическим типом социализации. В силу объективных обстоятельств в отечественной историографии сложилось предвзятое отношение к Немецкому ордену, которое глубоко укоренилось в общественном сознании и служит помехой серьезному изучению этого поистине феноменального явления [1]. Отставание отечественной науки в этой области особо заметно на фоне успехов наших зарубежных коллег, прежде всего тех, кто связан с работой международных коллоквиумов «Ordines militares», с 1980-х гг. регулярно проводимых Торуньским университетом (Польша). Однако интерес к орденской проблематике в нашей стране существенно вырос за последние годы [2], и выход настоящего тематического сборника служит тому прекрасным подтверждением.

Вызывает одобрение намерение составителей предоставить читающей публике подборку научных статей, посвященных разным аспектам истории Тевтонского ордена, надеемся, что их круг будет расширяться. Интервью с профессором В. Паравичини, чьи заслуги в изучении истории Тевтонского ордена не подлежат сомнению, задает тон всему изданию, поскольку определяет круг исследовательских задач, соответствующих проблематике сборника. Его авторам мы обязаны ин-

тересными наблюдениями, касающимися военно-политической, социокультурной и ментальной сторон развития Тевтонского ордена, а также его историографической, литературной и «регионоведческой» судьбы. В целом российские историки разделяют мнение своих зарубежных коллег. Содержание статьи А. А. Конопленко о предыстории датского нашествия на Эстонию в 1219 г. согласуется с выводами Ф. Беннингхофена и А. Селарта о том, что завоевание Ливонии в XIII в. представляло собой борьбу ряда феодальных государств, включая русские земли, за долевое участие в освоении этой стратегически и экономически привлекательной территории. Интересны наблюдения А. С. Котова, касающиеся гендерного поведения братьев-рыцарей и его воздействия на ход политической борьбы в орденской Пруссии конца Средневековья. Один из аспектов орденской ментальности рассмотрен в статье Е. М. Ерёмина, в которой речь идет об оценочных характеристиках великого князя литовского Миндовга, сохранившихся на страницах орденских хроник и полностью соответствующих образу идеального государя, каким его знает Средневековье. Очень важная и проблемная тема обмирщения орденских структур, свойственного для заключительного этапа существования ливонского орденского государства, поднята Д. И. Вебером. Он совершенно прав, когда связывает этот процесс с влиянием Реформации, хотя перечень способствовавших этому факторов можно и продлить, если использовать выводы, сделанные немецкими историками так называемого «социального направления» в конце ХХ в. Заметим, что, несмотря на большой вклад в дело разработки орденской тематики, им, говоря словами В. И. Матузовой, «все еще далеко до систематичности» [2]. Сказывается отсутствие школы и порочная, на мой взгляд, практика проведения фрагментарных исследований, из-за которой подчас исчезает представление о целостности явления и его историчности. Недостаточно использован документальный материал, хотя состояние западноевропейских архивов и наличие публикаций дают возможность ощутить живой пульс жизни Тевтонского ордена, не заглушаемый условностями средневекового нарратива.

Определенной ценностью обладают, на мой взгляд, статьи из области исторического краеведения. Материал, предложенный Д. В. Манке-вичем, позволяет вскрыть истоки легендирования орденской истории в Калининградской области, статья же Е. Н. Брокар дает представление о разрушительных последствиях этой «черной легенды», давшей повод для уничтожения Королевского замка Кёнигсберга/Калининграда. Что же касается форм реконструирования жизни средневекового ордена, то тут я разделяю опасения В. Паравичини и полагаю, что при всем их бесспорном значении в деле воспитания молодежи они содержат угрозу порождения новых легенд. Избежать этого позволит лишь соблюдение баланса между наукой и игрой, в котором приоритет научного подхода должен быть неоспоримым.

Полемика о природе орденских замков, ведущаяся на страницах данного сборника, — самое верное средство для установления истины, правда, если дискутировать, как это следует из статьи В. И. Матузовой, с опорой на весь исследовательский опыт. В этом плане большой интерес представляет статья И. О. Дементьева с очерком достижений современ-

159

160

ной французской историографии по развенчанию «тевтонского мифа». В необходимости качественных, грамотных публикаций убеждает нас А. П. Бахтин, сделавший критический разбор русского перевода книги А. Богдана «Тевтонские рыцари» [3]. Описания же тех направлений научной жизни Калининградского региона, которые связаны с изучением «тевтонского феномена», позволяют надеяться на скорый прорыв в этом направлении.

Список литературы

1. Матузова В. И. Средневековый Немецкий орден в современной международной историографии // Древнейшие государства Восточной Европы. 2002. М., 2004. С. 296-310.

2. Сопсхатот №. Щ., ЫаЫхоша №. I. Badania nad zakonem к^гаскгт ш Ы81;оио^а1:п юувке' (1995 — 2005) // Zapiski Ы81;огус™е. 2006. Т. 71. 2. 4. Б. 114.

3. Богдан А. Тевтонские рыцари / пер. А. И. Вишневского. СПб., 2008.

М. Б. Бессуднова,

канд. ист. наук, доц. кафедры всеобщей истории Липецкого государственного педагогического университета

Костяшов Ю. В. Секретная история Калининградской области: очерки 1945 — 1956 гг. Калининград: Терра Балтика, 2009. 352 с.

Рецензируемая книга — результат многолетних исследований доктора исторических наук, профессора

БФУ им. И. Канта Ю. В. Костяшова. Перестройка в СССР привела к открытию многих ранее засекреченных фондов центральных и местных архивов. Отсюда и название — «Секретная история». Автору удалось обнаружить и ввести в научный оборот интереснейшие по содержанию архивные материалы по истории области. К сожалению, эта радость омрачается современным положением вещей, когда уже открытые архивные фонды повторно начинают засекречивать. Ю. В. Костя-шов первоначально публиковал результаты своих исследований в виде отдельных статей, однако во введении к книге особо оговаривается, что все вышедшие ранее работы «были заново отредактированы, исправлены и дополнены новыми материалами, а около трети очерков написаны специально для этого издания и впервые представляются на суд читателей» (с. 4).

Книга хорошо фундирована: в ней использованы документы из семи архивов, а на 326 страниц текста приходится 629 сносок. Справочный аппарат «Секретной истории» соответствует лучшим научным об-

Ю.В. Костяшов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.