Научная статья на тему 'Балльно- рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц'

Балльно- рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балльно- рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц»

На перекрестке мнений

25

• навыки, необходимые для успешной учебы в аспирантуре, которые могут быть оценены по результатам комплексного вступительного тестирования;

• личностные характеристики, которые могут быть представлены в рекомендациях.

На наш взгляд, это позволит формальный конкурс в аспирантуру превратить в фактический, что может и должно существенно повысить качество приема.

Хотелось бы еще отметить, что все вышеперечисленное относится к приему в аспирантуру не только на бюджетной, но и на коммерческой основе.

Литература

1. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс

лекций. - М., 2004.

2. Матушкин Н.Н, Гитман М.Б, Столбов

В.Ю, Гитман Е.К. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы // Высшее образование в России. - 2007. - №1.

3. http:// courses.uiuc.edu/ cis/ programs/ urbana/2007/ fall/graduate/ matse.html

4. http://www.stat.uiuc.edu/degrees/ admission.shtml

5. http://www.musc.edu/pharmacy/ academic_programs/ phd.shtml

6. http://www.musc.edu/dbbe/academics/ biostatistics.php

7. http:// www.eng.fsu.edu/ cheme/biomed/ phd/admission.html

8. Гитман М.Б, Столбов В.Ю, Гитман Е.К.

Дуальная образовательная программа в высшей школе: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. - 2006. - № 10.

9. http:// www.mae.cemr.wvu.edu/grad/ admission.php

10. http://www.math.harvard.edu//graduate/ index.html

11. http:// www.math.harvard.edu// graduate/ index.html

12. http://courses.uiuc.edu/cis/ programs/ urbana/2007/ fall/graduate/ mie.html

13. http://coeweb.eb.uah.edu/cee/phd%20req.htm

14. http://www.grad.berkeley.edu/admissions/ pdf/ form_G.pdf

И. АЛЕКСАНДРОВ, профессор

A. АФАНАСЬЕВА, доцент Э. САГИТОВА, доцент

B. СТРОКИНА, доцент Уфимский государственный авиационный технический университет

Разработка и эффективное использование системы зачетных единиц (кредитов) - одного из главных инструментов реализации принципов Болонского процесса -является достаточно сложной задачей. Для перехода на систему зачетных единиц необходимо не только сделать пересчет трудоемкости учебной дисциплины, но и по-новому организовать учебный процесс, в частности ввести балльно-рейтинговую систему оценки академической успеваемости студентов [1, 2].

На основе сравнительного анализа раз-

Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения

в системе зачетных единиц

личных зарубежных кредитных систем [3, 4] на кафедре физики Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) ведется методическая работа по внедрению системы зачетных единиц при изучении дисциплины «Физика».

Зачетная единица является расчетной величиной и определяется по общей трудоемкости дисциплины. Количество зачетных единиц, присваиваемых дисциплине, равно частному от деления общего количества учебных часов на число учебных часов, со-

26 Высшее образование в России • № 7, 2007

ответствующих одной зачетной единице. Средняя величина зачетной единицы (кредита) в бакалавриате в европейских странах лежит в промежутке от 25 до 30 часов. Таким образом, вес дисциплины «Физика», изучаемого на инженерных специальностях УГАТУ в течение трех семестров (табл. 1), составляет 15 зачетных единиц.

Зачетные единицы предлагается распределять между разделами пропорционально количеству часов, отводимых на физику в семестрах. Так, на разделы «Физические основы механики» и «Статистическая физика и термодинамика » отводится 148 часов и 4,9 зачетных единиц, на раздел «Электричество и магнетизм» соответственно 132 часа и 4,4 зачетных единицы, а на разделы «Оптика» и «Квантовая физика» приходится 170 часов и 5,7 зачетных единиц.

На кафедре физики УГАТУ разработана и внедрена методика балльно-рейтинго-вой системы контроля и оценки качества обучения,направленная на индивидуализацию обучения и предусматривающая систематическую экспертизу знаний и умений

студентов, унификацию требований к их уровню [5].

Успешность изучения материала по физике в каждом семестре оценивается суммой баллов, исходя из 100 максимально возможных. Максимальный рейтинг состоит из двух составляющих: 1) оценки преподавателем итогов деятельности студен-

тов по изучению физики за семестр (60 баллов); 2) оценки знаний студентов на экзамене (40 баллов).

Структурно-логические элементы учебного материала по всем разделам дисциплины распределены по видам занятий и видам деятельности студентов. Определен весовой множитель каждого элемента и установлено оптимальное количество контрольных точек и видов контроля. Введена экспертная оценка, учитывающая назначение дополнительных баллов за досрочное выполнение заданий, выполнение заданий повышенной сложности, участие в олимпиадах, конференциях, призовые места в этих мероприятиях (не более 10 баллов за семестр).

Разработанная на кафедре развернутая

Таблица 1

Типичное распределение часов по различным разделам дисциплины «Физика»

Разделы дисциплины Аудиторные занятия, час СРС, Всего,

Лекции Практ. Лабор. час час

II семестр 1. Физические основы механики 13 10 8 34 65

2. Механика колебаний и волн 6 2 4 12 24

3. Статистическая физика и термоди- 13 4 12 30 59

намика

Итого за семестр 32 16 24 76 148

III семестр 1. Электричество 2. Магнетизм 12 18 6 8 10 10 30 38 58 74

Итого за семестр 30 14 20 68 132

IV семестр 1. Волновая оптика 12 6 8 28 54

2. Квантовая физика ядра, атома, мо- 32 8 16 60 116

лекулы и твердого тела

Итого за семестр 44 14 24 88 170

Итого 106 44 68 232 450

На перекрестке мнений

27

система контроля и соответствующее методическое обеспечение [6, 7] позволяют, используя разнообразные формы и виды контроля, обеспечить проведение текущего контроля на всех практических и лабораторных занятиях, а также рубежного контроля в конце семестра.

Для рубежного контроля (экзамена) используются экзаменационные билеты смешанной формы, включающие в себя тестовые задания и задачи, требующие развернутого решения. Это позволяет как преподавателю, так и студентам получать более достоверную информацию об уровне усвоения учебного материала.

На наш взгляд, для оценки успеваемости студентов лучше использовать десятибалльную систему, что сделать достаточно просто, разделив рейтинг, полученный студентами за семестр, на десять. 4-балльная система оценок не отражает вполне адекватно качество знаний студентов по данной учебной дисциплине. Особенно это касается оценки «удовлетворительно», которая может граничить с оценкой «хорошо», а иногда после многократных пересдач проставляется на уровне «неудовлетворительно ». Поскольку 4-балльная система действует в большинстве вузов России, нами предлагается таблица перевода десятибалльной системы оценки знаний в 4-балльную («отлично»: 10,0-8,1; «хорошо»: 8,0-6,6; «удовлетворительно: 6,5-5,1; «неудовлетворительно»: 5,0-0).

Рубежный контроль по физике - это семестровые экзамены по разделам «Физические основы механики », «Статистическая физика и термодинамика» и «Электричество и магнетизм». Итоговый контроль по завершении дисциплины - экзамен по наиболее сложному разделу курса физики -«Оптика. Квантовая физика».

При расчете текущего рейтинга учитываются только те оценки, которые были получены студентами в рамках установленных сроков.

Для результирующей оценки рубежного контроля учитываются оценки за теку-

щий контроль на практических занятиях О , оценки за выполнение, оформление отчетов и защиту лабораторных работ О , оценки за индивидуальные домашние задания Од, оценка на семестровом экзамене Оэ. Например:

От = 4 • 5 =20 (баллов); ОЛ = 3 • 6 =18 (баллов); Од =10 (баллов); Оэ =30 (баллов);

Ор = Е О1 = 78 (баллов).

В экзаменационную ведомость и зачетную книжку студентов предлагается выставлять две оценки - по 4-балльной и 10-балльной системам оценивания знаний студентов («хорошо»; 7,8 баллов).

Для определения итоговой оценки за изучение всех разделов дисциплины «Физика», которая выставляется в диплом, задается вес относительной важности рубежного и итогового контроля по разделам физики, изучаемым в течение каждого семестра, как отношение зачетных единиц за весь курс обучения к числу зачетных единиц по этим разделам:

WмT = 4,9/15 = 0,32 WЭм = 4,4/15 = 0,3 W = 5,7/15 = 0,38 ЕW. = 1.

ок 7 ' 7 1

Результирующая оценка за весь период изучения дисциплины «Физика» формируется как средневзвешенная оценка.

Приведем пример получения результирующей оценки итогового контроля. Предположим, что оценка рубежного контроля по разделам «Физические основы механики » и «Статистическая физика и термодинамика» составила О = 7,8 балла, по раз-

мт

делу «Электричество и магнетизм» Оэм = 6,8 балла и по разделу «Оптика. Квантовая физика» Оок = 7,0 баллов. Результирующая оценка итогового контроля за весь курс физики формируется как средневзвешенная оценка:

Оит = 7,8-0,32 + 6,5-0,3 + 6,0- 0,38 = 6,73 («хорошо»).

Разработанная балльно-рейтинговая система апробировалась в ряде групп 1-го и 2-го курсов университета. Например, из 94 студентов факультета авиационно-тех-

28 Высшее образование в России • № 7, 2007

нологических систем, изучавших дисциплину «Физика» в 2005-2006 уч. г., 62,7% студентов получили результирующий балл больше 5,0 и могут получить зачетные единицы по физике, причем 21% получили не менее 6,6 балла, т.е. в дипломы будут проставлены оценки «отлично» и «хорошо». 31% студентов получили оценку «удовлетворительно » только после пересдач тех или иных разделов физики, имели низкий семестровый рейтинг и результирующий балл за все три раздела физики - меньше 5,0. Эти студенты в соответствии с предлагаемой методикой не могут получить зачетные единицы, хотя в их дипломах будет стоять «удовлетворительно ».

Использование балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения позволяет организовать ритмичную работу студентов младших курсов, активизировать их самостоятельную работу, ранжировать студентов по уровню усвоения учебного материала и приобретения ими необходимых навыков и умений еще до проведения итогового контроля. Преподаватель и студенты, следовательно, могут своевременно корректировать свои действия, направленные на повышение качества обучения. Кроме того, постепенное внедрение балль-но-рейтинговой системы даст возможность безболезненно перейти к системе зачетных единиц и выдаче общеевропейского приложения к диплому.

Литература

1. Сазонов Б.А. Организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования: система зачетных единиц // Высшее образование в России. - 2005. - № 8.

2. Кравченко Т.К. Особенности подхода к

внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете - Высшей школе экономики // Вопросы образования. - 2005. - № 1.

3. Зарубежный опыт реформ в образовании.

Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. - 2000. - № 2.

4. Европейская система перевода кредитов.

- http://www.bologna.mgimo.ru

5. Александров И.В, Афанасьева А.М, Саги-

това Э.В, Строкина В.Р. Балльно-рейтин-говая система оценки знаний студентов при изучении физики // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: Материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции 31 мая - 9 июля 2006. - Уфа; М., 2006.

6. Александров И.В, Сагитова Э.В, Стро-

кина В.Р. Дидактическое тестирование на практических занятиях по курсу физики / / Технология и организация обучения. -Уфа, 2004.

7. Александров И.В, Афанасьева А.М, Са-

гитова Э.В, Строкина В.Р. Современные педагогические технологии при изучении курса физики в техническом университете // Инновации в образовании. - 2006. -№ 1.

Т. МАТВЕЕВА, доцент

Уральский государственный технический университет - УПИ

В современных условиях содержание самого понятия «образование» претерпевает существенные изменения. Если раньше образование рассматривалось как результат познавательной деятельности, затем как процесс получения знаний, то теперь все чаще специалисты говорят о нем

Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов

как об услуге, подчеркивая ведущую роль заказчика в конечном результате образовательного процесса. Постиндустриальное общество характеризуется присутствием на рынке образовательных услуг множества заказчиков, как-то: государство, частные предприятия, семья, отдельная личность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.