УДК94(436).04/.07
БАЛКАНЫ, ВИЗАНТИЯ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ПОЛИТИКЕ КАРЛА IV ЛЮКСЕМБУРГА
А.Н. Галямичев
СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра всеобщей истории e-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматриваются дипломатические акции короля Чехии и императора Священной Римской империи Карла IV Люксембурга (13461378), которые были предприняты им в 1350-е - 1360-е гг. с целью оказать влияние на ход событий на Балканах и Ближнем Востоке в связи с началом османской экспансии.
Ключевые слова: Карл IV Люксембург, Балканы, Византия, турки-османы, Священная Римская империя.
THE BALKANS, BYZANTIUM AND THE MIDDLE EAST IN THE POLICY OF CHARLES IV OF LUXEMBOURG
A.N. Galyamichev
(Saratov, Russia)
This article considers the diplomatic actions of king of Bohemia and Holy Roman Emperor Charles IV of Luxemburg (1346-1378), which was undertaken in the 13501360-th years in order to influence the course of events in the Balkans and the Middle East in connection with the early Ottoman expansion.
Key words: Charles IV of Luxemburg, Balkans, Byzantium, Ottomans, Holy Roman Empire.
Выбор темы настоящего сообщения был определён юбилейной датой, которая пришлась на 14 мая 2016 года. В этот день исполнилось 700 лет со дня рождения Карла IV Люксембурга, являвшегося в 1346-1378 гг. королём Чехии и одновременно императором Священной Римской империи.
Правление Карла IV занимает очень важное место в истории Европы XIV века. Достаточно вспомнить лишь важнейшие проблемы, решение которых имело первостепенное значение для европейского Запада в момент вступления Карла Люксембурга на королевский и императорский престолы: шла Столетняя война, папство
вынашивало планы освобождения из Авиньонского плена, а всего два года спустя на страны Европы обрушилась страшная эпидемия чумы, вошедшая в историю под зловещим именем «Чёрной смерти». В этих сложных обстоятельствах правитель Чехии и империи настойчиво проводил курс на укрепление своей власти и добился на этом пути значительных успехов. Проводимая им политика отличалась дальновидностью и трезвым реализмом в оценке своих возможностей, умением учитывать при принятии решений множество разнородных факторов1.
Правление Карла Люксембурга принято рассматривать в контексте истории стран Западной Европы, что совершенно обоснованно. Однако портрет выдающегося правителя XIV века можно дополнить несколькими штрихами, связанными с почти не затрагивавшимися в отечественной историографии его внешнеполитическими акциями, направленными на Восток2.
В этой связи необходимо вспомнить, что на начальные годы правления Карла IV в Чехии и Священной Римской империи пришлось и такое исключительно значимое для всемирной истории событие, как начало турецких завоеваний в Европе, которое было положено захватом османами крепости Цимпе на Галлипольском полуострове в 1352 году.
Начало многовекового наступления мусульманского Востока на Запад заставило Карла Люксембурга обратить внимание на положение дел на Балканах, а случай сделать попытку оказать влияние на их ход впервые представился знаменитому правителю во время его коронационного похода в Рим в 1355 году.
На пути к «Вечному городу» Карл IV в марте остановился в Пизе, куда в то же самое время прибыло посольство Папы Иннокентия VI, державшее путь из Авиньона ко двору самого могуществен-
1 См.: Леонтьевский А.В. «Политические максимы» Карла IV Люксембурга // Политический лидер, партия и общество. Саратов, 1992. С. 14-29; он же. Искусство возможного в политике Карла IV Люксембурга. Волгоград, 1995.
2 Первые опыты специального рассмотрения этой проблематики были предприняты в чешской историографии в связи с юбилейными научными мероприятиями по случаю 600-летия со дня смерти Карла IV. Cм.: Hrochova V. Karel IV., jizni Slovane a Bysanc // Doba Karla IV. v dejinach narodfi CSSR. Meinarodni vedecka conference. Materialy z plenarniho zasedani a ze sekce historie/ Praha, 1981. S. 192-199; Hroch M, Hrochova V. Karel IV. a otazka obrany Balkanu proti Osmanfim v polovine 14. stoleti / / Karolus quartus. Piae memoriae fundatoris sui universitas Carolina. Praha, 1984. S. 205-214.
44
ного из балканских правителей того времени — царя сербов и греков Стефана Душана. В ходе переговоров при дворе последнего планировалось обсудить вопрос об организации совместного крестового похода против турок, причём, по замыслу Папы Иннокентия VI, именно Стефану Душану предназначалась роль его главного военного предводителя.
Одновременно посланцы Папы намеревались обсудить вопрос о заключении унии между западной и восточной церквями и переходе сербской церкви под верховенство папы.
Узнав о целях посольства, Карл IV составил и отправил вместе с посольством собственное письмо Стефану Душану3, в котором он проводил мысль о благотворности заключения церковной унии и при этом особо отметил языковое родство Сербии и Чехии — ядра наследственных владений династии Люксембургов4. Насколько на сегодняшний день известно, письмо Карла IV Стефану Душану осталось без ответа, а состоявшиеся при дворе православного правителя переговоры не увенчались успехом. Царь сербов и греков не выразил тогда готовности к заключению церковной унии, а дальнейшие контакты Стефана Душана со странами Запада были прерваны его внезапной смертью в конце 1355 года.
Когда Карл IV вскоре (в соответствии с принятыми обязательствами Карл покинул Рим в день коронации, которая состоялась 5 апреля5) возвращался в Чехию Рима, в той же Пизе судьба предоставила ему случай во второй раз прикоснуться к драматическим событиям, которые в это время разворачивались на Балканах.
Во время остановки Карла в том же итальянском городе сюда прибыло новое посольство из Авиньона, которое на этот раз направлялось в Константинополь, ко двору византийского императора Иоанна V Палеолога6, одержавшего в ноябре 1354 г. победу над
3 Collectarius perpetuarum formarum Johannis de Geynlhusen / Ed. H. Kaiser. Innsbruck, 1900. № 179. P. 167-169.
4 Ещё в 1347 г. в Праге был основан известный своими уникальными фресками монастырь «На Слованах», где осуществлялось богослужение на старославянском языке, собирались и создавались славянские рукописи. По мнению многих историков, монастырь был призван «прокладывать пути сближения западной и восточной церквей» и утверждению императорской власти Карла IV в восточной, прежде всего славянской части Европы. См.: Поп И.И. Искусство Чехии и Моравии IX — начала XVI века. М., 1978. С. 188.
5 Spevacek J. Karel IV. Zivot a dilo. 1316 — 1378. Praha, 1979. S. 241-242.
6 Правил с 1341 по 1376 и с 1379 по 1391 гг.
45
своим соправителем и вместе с тем давним противником — Иоанном VI Кантакузином. Последний в борьбе с Иоанном V неоднократно обращался за военной помощью к туркам и уступил им в знак благодарности за эту помощь крепость Цимпе7. И на этот раз Карл IV воспользовался случаем, чтобы написать православному императору письмо8, в котором счёл необходимым упомянуть о своём отдалённом кровном родстве с Иоанном V.
По всей вероятности, в переговорах в Константинополе по поручению Карла IV принимал участие один из его вассалов, принимавших участие в коронационном походе — силезский князь Генрих Глоговский9, который из Рима отправился в паломнический путь в Святую Землю.
Результаты переговоров в Константинополе были гораздо более благоприятными для Папы, нежели контакты с сербским правителем: Иоанн V издал по их завершении специальный хрисовул (торжественную грамоту, скреплённую золотой печатью), в котором обязался приложить все усилия к тому, чтобы духовенство и всё население Византийской империи признали верховенство главы западной церкви10.
Впоследствии Иоанн V даже совершил путешествие в Авиньон, хотя ни хрисовул, ни личная встреча с Папой Иннокентием VI не могли изменить настроение православного духовенства и подданных империи, большинство которых было склонно скорее признать верховенство турецкого султана, нежели подчиниться западной церкви.
После этих контактов середины 1350-х гг. во встречном движении православных государств Балканского полуострова и католического Запада наступила пауза. Одной из главных причин этого обрыва контактов было раздробление Сербо-греческой державы на множество мелких осколков после смерти Стефана Душана11. Об-
7 См.: Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). М., 1984. С. 186.
8 Collectarius perpetuarum formarum Johannis de Geynlhusen / Ed. H. Kaiser. Innsbruck, 1900. № 180. P. 169-170.
9 Hroch M, Hrochovä V. Karel IV. a otazka obrany Balkanu proti Osmanüm v polovine 14. stoleti. S. 210.
10 См.: Поляковская М.А. Судьба византийского проекта 1355 г. об унии церквей / / Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2008. Вып. 38. С. 237-238.
11 См.: Чиркович С. История сербов. М., 2009. С. 96-106.
46
разовавшийся на развалинах православной империи «пояс астероидов», крупнейшим из которых стала Босния с особым путём развития церкви12, существенно затруднил поддержание прямых связей между Константинополем и странами Западной Европы.
Однако уже к середине 1360-х гг. события на Балканах приняли настолько крутой оборот, что вызвали к жизни идею организации крупного крестового похода против турок-османов.
В 1362 г. османы, успевшие к этому времени захватить ряд областей в восточной части Балканского полуострова, в том числе Адрианополь, куда в 1365 г. была перенесена из Бурсы столица османского государства, что было ярким свидетельством намерения овладеть в ближайшем будущем и Константинополем.
Тревожные вести с Востока подготовили почву для благожелательного отклика на призыв короля Кипра Петра (Пьера) I Лузинь-яна13 отправиться в крестовый поход, с которым он обратился к государям и рыцарям католического мира и в 1362 —1365 гг. совершил ради этого специальную поездку по странам Западной Евро-пы14.
В числе европейских столиц, через которые проходил путь воинственного короля Кипра, видное место заняла Прага, где Пётр Лузиньян встретил радушный приём Карла IV Люксембурга15, ко-
12 Боснийская церковь сформировалась в XII в. и представляла собой самостоятельную как от католического Рима, так и от православного Константинополя организацию, в вопросах вероучения близкую к ереси богомилов. Она прекратила существование лишь с завоеванием Боснии турками в XV в. См.: Солодовникова О.С. Социально-политическое развитие Боснии в IX — начале XV в. Воронеж, 2013. С. 59-66, 160.
13 С правлением (1358 — 1369) этого короля, который, по определению Б. Куглера, обладал «сильным, гениальным, но в то же время склонным к чистому безумству характером» (Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону, 1995. С. 495), а также с правлением предшественника Петра I Гуго IV (1324 — 1358) связано время наивысшего подъёма королевства, когда территория государства крестоносцев распространялась не только на Кипр, но и на некоторые земли на восточном побережье Средиземного моря (часть современной турецкой провинции Антальи).
14 См.: Близнюк С.В. Крестоносцы Позднего Средневековья: король Кипра Пьер I Лузиньян. М., 1999. С. 32-34.
15 Чешские историки обращают внимание на тот факт, что в поэме знаменитого французского поэта и композитора, «последнего трувера» Гийома де Машо «Падение Александрии», в которой описывается путешествие Пьера I Лузиньяна по странам Европы, наибольшее внимание уделяется именно пребыванию короля-крестоносца в Праге при дворе Карла IV
47
торый поддержал идею крестового похода и, кроме того, выступил в качестве посредника во время последующих переговоров кипрского короля с правителями Польши и Венгрии Казимиром III и Людовиком I в Кракове16.
В конечном итоге Петру Лузиньяну удалось собрать большое крестоносное ополчение, которое в 1365 г. отправилось на судах с острова Родос на Александрию, овладело городом и учинило там страшный разгром, заставивший современников вспомнить о взятии крестоносцами Иерусалима в 1099 и Константинополя в 1204 годах.
Хотя первоначальный замысел похода предполагал овладение Иерусалимом (короли Кипра продолжали носить титул иерусалимских королей), после взятия и разгрома Александрии крестоносцы поспешили вернуться восвояси17, поскольку захваченная добыча требовала немалых усилий для сохранения и выгодного использования.
Первоначально в походе кипрского короля намеревался принять участие савойский граф Амадей VI18 («столь громко, — как отмечает С.В. Блюзнюк, — выражавший желание принять участие в крестовом походе Пьера I, что об этом знала вся Европа»19), который приходился родственником византийскому императору Иоанну V по материнской линии — племянником вдовствующей императрицы Анны Савойской. Однако поход на Александрию состоялся без его участия, и после завершения скоротечной морской экспедиции и подписания мира между королём Кипра и Египтом честолюбивый граф, настойчиво добивавшийся расширения своих
(Hrochova У. Karel IV., jizni Slované a Bysanc. S. 196). При этом, необходимо, на наш взгляд, принять во внимание тот факт, что Гийом из Машо в течение нескольких лет (в 1320-е гг.) являлся секретарём и придворным отца Карла IV, короля Чехии Иоанна Люксембурга, сопровождая его в разъездах и военных походах.
16 Hroch M., Hrochova У. Karel IV. a otazka obrany Balkanu proti Osmanûm v polovine 14. stoleti. S. 214.
17 Александрия была захвачена крестоносцами 10 октября и удерживалась ими в течение шести дней. См.: История крестовых походов / Под ред. Д. Райли-Смита. М., 1998. С. 447.
18 Амадей VI Зелёный — граф Савойский с 1343 по 1383 гг., выдающийся полководец и дипломат, ревностный поборник идеалов рыцарства, а также меценат, оказывавший покровительство Франческо Петрарке Гийому де Машо.
19 Близнюк С.В. Указ. соч. С. 35.
владений и укрепления авторитета среди государей Европы, составил новый план крестового похода на Восток.
По всей вероятности, план нового крестового похода разрабатывался при непосредственном участии тогдашнего авиньонского Папы Урбана V, а также Карла IV. На такое предположение наталкивает тот факт, что в мае 1365 г. Амадей Савойский, являвшийся союзником Карла в его итальянской политике, сопровождал императора во время его поездки в Авиньон и присутствовал на состоявшихся там переговорах.
На переговорах в Авиньоне предметом обсуждения стала не только турецкая угроза западно-христианскому миру, но поиск возможностей избавить Францию и Северную Италию от отрядов наёмников, оказавшихся не у дел после заключения мира в Брети-ньи между Англией и Францией в 1360 г. и наступления длительной паузы в ходе Столетней войны. Переговоры стали причиной появления во Франции слухов о подготовке большого крестового похода, для организации которого Карл IV будто бы намеревался в течение трёх лет платить наёмникам жалованье из собственных до-ходов20.
В 1366 г. обсуждавшийся годом раньше в Авиньоне проект был частично осуществлён. Благодаря поддержке Авиньона и европейских правителей Амадею VI удалось собрать относительно многочисленное войско, состоявшее из наёмников и рыцарей, в том числе — чехов. Когда возглавляемое графом Савойским войско крестоносцев достигло в сентябре 1366 г. ядра византийских владений, оно сумело с ходу овладеть исключительно стратегически важной крепостью Галлиполи. После этого крупного успеха поход приобрёл совершенно неожиданную направленность. Дело в том, что ожидавший поддержки крестоносцев Иоанн V оказался к моменту появления западноевропейских крестоносцев в Константинополе пленником болгарского царя Ивана III Шишмана. Последний был решительным противником заключения унии с западной церковью и считал оптимальным направлением внешней политики союзнические отношения с турками-османами. Поэтому он приказал задержать и подвергнуть заключению византийского императора, когда тот возвращался через земли Болгарского царства после проходивших в Буде переговоров с венгерским королём Людовиком I.
20 Hroch M., Hrochova У. Karel IV. a otazka obrany Balkanu proti Osmanüm v polovine 14. stoleti. S. 211.
Войско Амадея Савойского двинулось в болгарские земли, совершило поход вдоль черноморского побережья и овладело Несеб-ром и Варной. Болгарский царь был вынужден освободить пленённого императора, вместе с которым герцог Амадей VI торжественно вступил в Константинополь21.
Однако на этом история крестового похода была завершена, поскольку на дальнейшее содержание наёмной армии ни у Амадея VI, ни у императора Иоанна V не было необходимых средств.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что Карл IV выступает в свете дошедших до нас сообщений источников о событиях на Балканах и Ближнем Востоке в 1350-е — 1360-е гг. как дальновидный, тонко чувствующий изменения в международной политике правитель, который сумел увидеть опасность, исходившую от экспансии турок-османов на Балканах, в самом её начале, и в пределах возможного поддержал исходившие от авиньонского папства попытки остановить её наступление.
Ведь только в 1389 г., после битвы на Косовом Поле, произошло коренное изменение системы международных и межгосударственных отношений на Балканах22, которое поставило западно-христианский мир перед лицом непосредственного столкновения с набиравшей силу Османской империей.
Волею судеб на передовом рубеже этого противостояния оказался второй сын Карла IV — Сигизмунд, который за два года до Косовской битвы, в 1387 г., во многом — благодаря дипломатическому искусству отца, стал королём Венгрии. Рассмотрение истории его противостояния турецкой экспансии — тема специального исследования.
21 См.: Острогорский Г. История византийского государства. М., 2011. С. 645.
22 Наумов Е.П. Косовская битва в истории международных отношений на Балканах / / Славяне и их соседи. Международные отношения в эпоху феодализма. М., 1989. С. 52-75.