Научная статья на тему 'БАЛКАНЫ НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ИНТЕРЕСОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ'

БАЛКАНЫ НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ИНТЕРЕСОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
216
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
БАЛКАНЫ / БАЛКАНСКАЯ ДИЛЕММА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГЛУБИНА / ТУРЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамедов Ильгар Махалович

В статье исследовано пересечение интересов и политики Европейского союза и Турции на Балканах. После принятия ряда балканских стран в ЕС в фокусе внимания Брюсселя оказались оставшиеся шесть стран региона Западные Балканы. Политика Турции охватывает весь полуостров, включая Албанию, Болгарию, Боснию и Герцеговину (БиГ), Грецию, Северную Македонию, Румынию, Сербию, Словению, Хорватию и Черногорию. Свои интересы Анкара в 1990-е гг. реализовывала, опираясь на Североатлантический альянс, в 2000-е гг. - через сотрудничество с ЕС. В 2010-е гг. Турция начала действовать самостоятельно. Двусторонние экономические и гуманитарные вопросы вышли на первый план. Турецкая республика поддерживает также многосторонние балканские институты. Некоторые полагают, что на Балканах Брюссель и Анкара конкуренты, другие считают их партнерами, но на практике отношения между сторонами более сложные. В отличие от ЕС политика Турции выглядит противоречивой, поскольку предполагает поддержку европейской интеграции балканских стран и региональные инициативы, что обозначено, как «балканская дилемма». В данном регионе интересы Анкары вошли в противоречие с геополитическими целями Брюсселя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BALKANS AT THE CROSSROADS OF INTERESTS OF THE EUROPEAN UNION AND TURKEY

The author examines the compatibility of the interests and policies of the European Union (EU) and Turkey in the Balkans. After the admission of several Balkan countries to the EU, Brussels focused on the remaining six countries termed as “Western Balkans”. Turkey's policy covers the entire peninsula, including Albania, Bulgaria, Bosnia and Herzegovina, Greece, Macedonia, Romania, Serbia, Slovenia, Croatia and Montenegro. Ankara pursued its interests through NATO in the 1990s, and the EU in the 2000s. Brussels and Ankara worked jointly. In the 2010s, the EU and Turkey started to act in parallel. Economic and humanitarian issues turned out to be dominant, and Turkey actively promoted trilateral cooperation initiatives. In addition to bilateral relations, involving political, military, economic and humanitarian dimensions, Turkey supports the multilateral cooperation between different Balkan institutions. Some commentators consider the EU and Turkey to be partners, while others argue that they are rather competitors. However, the situation is more complicated. In the Balkans Ankara’s and Brussels’ priorities mostly diverge. Whilst EU’s policy is coherent and long term, Turkey's Balkan policy looks contradictory due to the incompatibility between the support of the Euro-Atlantic integration of the Balkan countries and purely regional initiatives. The author determines this situation as Turkey’s Balkan dilemma. Yet, Turkey’s European integration prospects are under question. In the Balkans, Turkey's national and regional interests have collided with the geopolitical goals of the EU, which barely includes a place for Turkey.

Текст научной работы на тему «БАЛКАНЫ НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ИНТЕРЕСОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ»

Современная Европа, 2022, № 1, с. 61-72

УДК 94

БАЛКАНЫ НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ИНТЕРЕСОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ

© 2022 И.М. Мамедов*

Кандидат исторических наук Институт славяноведения РАН. 119334, Россия, Москва, Ленинский пр-т, д. 32-А.

*E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 15.07.2021

После доработки 13.11.2021 Принята к публикации 21. 12.2021

Аннотация. В статье исследовано пересечение интересов и политики Европейского союза и Турции на Балканах. После принятия ряда балканских стран в ЕС в фокусе внимания Брюсселя оказались оставшиеся шесть стран региона Западные Балканы. Политика Турции охватывает весь полуостров, включая Албанию, Болгарию, Боснию и Герцеговину (БиГ), Грецию, Северную Македонию, Румынию, Сербию, Словению, Хорватию и Черногорию. Свои интересы Анкара в 1990-е гг. реализовывала, опираясь на Североатлантический альянс, в 2000-е гг. - через сотрудничество с ЕС. В 2010-е гг. Турция начала действовать самостоятельно. Двусторонние экономические и гуманитарные вопросы вышли на первый план. Турецкая республика поддерживает также многосторонние балканские институты. Некоторые полагают, что на Балканах Брюссель и Анкара конкуренты, другие считают их партнерами, но на практике отношения между сторонами более сложные. В отличие от ЕС политика Турции выглядит противоречивой, поскольку предполагает поддержку европейской интеграции балканских стран и региональные инициативы, что обозначено, как «балканская дилемма». В данном регионе интересы Анкары вошли в противоречие с геополитическими целями Брюсселя.

Ключевые слова: Балканы, балканская дилемма, Европейский союз, стратегическая глубина, Турция.

DOI: 10.31857/S0201708322010053

Политика Евросоюза на Балканах как внешнего игрока и Турции в ее двойственном качестве балканского государства и страны-кандидата в ЕС представляет актуальную тему для исследования, которая за некоторыми исключениями [Энти-на, 2020: 300-319; Энтина, 2016: 31-47] практически не разработана. Основываясь на методологии геополитики, регионализма и историко-культурного подхода, автор

попытался изучить интересы и политику ЕС и Турции на полуострове и проследить, насколько они совпадают и последовательны, являются ли они партнерами или соперниками.

Европейский союз и Балканы

С 2004 по 2013 гг. Словению, Болгарию, Румынию и Хорватию приняли в Евросоюз. Албания, Северная Македония, Сербия и Черногория являются странами-кандидатами в ЕС, Босния и Герцеговина (БиГ) и Косово - потенциальными кандидатами, которых Брюссель называет страны Западных Балкан. Турция признана страной-кандидатом в 1999 г., переговоры о вступлении начались в 2005 г., но вскоре были приостановлены, с 2018 г. они официально заморожены.

Брюссель рассматривает Балканы как часть Европы с общим историческим наследием. Перспектива европейского членства Западных Балкан отвечает интересам безопасности, политическим и экономическим интересам Союза. Брюссель считает это геостратегической инвестицией в стабильную, сильную и единую Европу, основанную на общих ценностях1.

В 2014 г. Германия инициировала Берлинский процесс с целью «добиться дополнительного реального прогресса в реформах, урегулировании нерешенных двусторонних и внутренних вопросов и в достижении примирения внутри и между обществами в регионе», а также укрепить «региональное экономическое сотрудничество и заложить основы для устойчивого роста». Участниками процесса стали Австрия, Болгария, Греция, Франция, Германия, Италия, Польша, Словения, Хорватия и Соединенное Королевство, а также шесть западно-балканских государств2. Комиссия 5 февраля 2020 г. подтвердила планы по расширению ЕС, и 25 марта 2020 г. было принято решение начать переговоры о вступлении с Албанией и Северной Македонией3.

ЕС оказывает экономическую и финансовую помощь кандидатам. На период 2007-2013 гг. бюджет составлял около 11,5 млрд евро, 2014-2020 гг. - 11,7 млрд евро4. На 2021-2027 гг. бюджет на сумму более 14 млрд евро был согласован 2

1 Credible Enlargement Perspective and Enhanced EU Engagement with the Western Balkans. URL: https ://ec.europa. eu/neighbourhood-enlargement/sites/default/files/western_balkans_strategy_brochure.pdf (дата обращения: 25.06.2021)

2 The Berlin Process. Information and Resource Centre. About. URL: https://berlinprocess.info/about/#wbsummits (дата обращения: 24.06.2021)

3 2020 Communication on EU enlargement policy. European Union. European Commission. European Neighborhood Policy and Enlargement Negotiations. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/default/files/20201006-communication-on-eu-enlargement-policy_en.pdf (дата обращения: 27.06.2021)

4 Overview - Instrument for Pre-Accession Assistance. European Union. European Commission. European Neighborhood Policy and Enlargement Negotiations. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/instruments/overview_en (дата обращения: 27.06.2021)

июля 2020 г.1 Финансовое содействие предоставляется также региональным организациям и проектам. Сообщество поддерживает инициативу Западных Балкан по установлению Региональной экономической зоны. Евросоюз поддержал создание Регионального рынка электроэнергии и подписал Соглашение о транспортном сообществе. На конкретные проекты выделено более 500 млн евро. В рамках ЕС начали действовать программы Erasmus+, Horizon 2020, Creative Europe и COSME, направленные на работу с молодежью. В 2016 г. более 5000 студентов с Западных Балкан воспользовались возможностями обмена по линии Erasmus+. Дополнительно около 7000 молодых людей приняли участие в юношеских обменах, 50 000 человек были вовлечены в различные мероприятия на местном уровне, организованные через Erasmus+. Программа исследований и инноваций Horizon 2020 предоставила более 125 млн евро финансирования с 2014 по 2020 гг.2

Еврокомиссия 6 октября 2020 г. приняла Пакет мер по расширению (Enlargement package) и Экономический и инвестиционный план для Западных Балкан (Economic and Investment plan for the Western Balkans )3. На основе этих решений на саммите ЕС со странами региона 10 ноября 2020 г. в Софии были подписаны декларации об Общем региональном рынке и Зеленой повестке для Западных Балкан4.

Евросоюз является основным торгово-экономическим партнером Западных Балкан, и на его долю приходится более двух третей прямых иностранных инвестиций. Объем торговли между ЕС и регионом в 2017 г. составил 49,5 млрд евро5. По данным 2020 г., импорт Албании из Евросоюза составил 58%, а экспорт - 76%

1 European Commission welcomes political agreement on new €14, 2 billion Pre-Accession Assistance Instrument, 02.06.2021. European Union. European Commission. European Neighborhood Policy and Enlargement Negotiations. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/news_corner/news/european-commission-welcomes-political-agreement-new-€142-billion-pre-accession_en (дата обращения: 27.06.2021)

2 Factsheet: EU Engagement in the Western Balkans, 28.05.2019. EEAS. Factsheets. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-

homepage_en/29660/Factsheet:%20EU%20Engagement%20in%20the%20Western%20Balkans (дата обращения: 30.06.2021)

3 Josep Borrel: A credible enlargement policy is an investment in peace and security for the whole Europe, 6 October 2020. EEAS. EU Enlargement & Neighborhood. URL: https://eeas.europa.eu/topics/eu-enlargement-and-neighbourhood-relations/87010/josep-borrell-credible-enlargement-policy-investment-peace-and-security-whole-europe_en (дата обращения: 01.06.2022)

4 Josep Borrel: regional cooperation in the Western Balkans is key for reconciliation and for a sustainable economic recovery, 10.11.2020. EEAS. EU Enlargement & Neighborhood. URL: https://eeas.europa.eu/topics/eu-enlargement-and-neighbourhood-relations/88474/josep-borrell-regional-cooperation-western-balkans-key-reconciliation-and-sustainable-economic_en (дата обращения: 24.06.2021)

5 Factsheet: EU Engagement in the Western Balkans, 28.05.2019. EEAS. Factsheets. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-

homepage_en/29660/Factsheet:%20EU%20Engagement%20in%20the%20Western%20Balkans (дата обращения: 30.06.2021)

всей торговли страны. Для БиГ эти цифры выглядят как 61 и 72%, для Северной Македонии - 51 и 78%, Сербии - 55 и 66% соответственно. Другими словами, более половины торговли приходится на ЕС. В Черногории и Косово эти показатели составляли менее половины всех объёмов торговли: в Черногории - 47 и 37%, в Косово - 49 и 33%1. Западные Балканы, рынок с 18-миллионным населением, представляют, в свою очередь, экономический интерес для Евросоюза. Все страны подписали с ЕС Соглашение о стабилизации и ассоциации, включая Соглашение о свободной торговле. В 2014-2020 гг. Брюссель инвестировал 1 млрд евро для соединения транспортных и энергетических линий региона с ЕС. Темпы роста по внутреннему валовому продукту, оценка индекса глобальной конкурентоспособности по открытости торговли и доля образованной молодежи в возрасте 20-24 лет, за исключением Албании, выше, чем в среднем в ЕС. Корпоративный подоходный налог и цена на электричество значительно ниже, чем в Евросоюзе2.

Турция и Балканы

А. Давутоглу, автор доктрины «стратегической глубины», отмечает, что в Турции пересекаются два важных сухопутных транзитных региона (Балканы и Кавказ), соединяющие Евразийское центральное сухопутное пространство с тёплыми морями и Африкой, а также морская транзитная зона (Проливы). Во внешнеполитической стратегии Турции особое значение приобретают три геополитических региона: (1) Ближний сухопутный бассейн: Балканы - Ближний Восток - Кавказ;

(2) Ближний морской бассейн: Черное море - Адриатическое море - Восточное Средиземноморье - Красное море - Персидский залив - Каспийское море;

(3) Ближний континентальный бассейн: Европа - Северная Африка - Южная Азия - Центральная и Восточная Азия ^ауШю^1и, 2001: 116, 118]. Эти взаимосвязанные пояса, каждый из которых является продолжением другого, образуют спираль вокруг Турецкой республики и составляют её стратегическую глубину. Балканы в этом контексте являются одним из ключевых регионов.

Б. Демирташ, основываясь на новой концептуализации балканской политики, предлагает подходы, включающие геополитику, историю и культуру,

1 Western Balkans in figures. European Union. European Commission. European Neighborhood Policy and Enlargement Negotiations. Enhanced EU engagement with the Western Balkans. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/policy/eu-and-western-balkans_en (дата обращения: 25.06.2021)

2 Western Balkans - economic benefits. European Union. European Commission. European Neighborhood Policy and Enlargement Negotiations. Enhanced EU engagement with the Western Balkans. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/default/files/western_balkans_economic_benefits_factographs.pdf (дата обращения: 27.06.2021)

изучает новые неправительственные инструменты политики1. Турция географически и культурно-исторически считает себя балканской страной. Через регион проходит транспортный коридор в Европу. Османская империя возникла на Балканах, где шел процесс формирования турецкой нации. Выходцы с полуострова занимали высокие должности в империи. На Балканах остались памятники османской архитектуры и культуры и сохранилась историческая память. У Анкары существуют гуманитарные родственные связи с регионом, в Турции живут выходцы с Балкан, где, в свою очередь, проживают турки. Балканы имеют геостратегическое, геополитическое и культурно-историческое значение. Любой региональный кризис затрагивает Турцию, и поэтому для нее сохранение мира и стабильности на полуострове имеет жизненно важное значение.

В 1990-е гг. Турция следовала западной политике. Она участвовала в миссиях ООН и операциях НАТО, в 2000-е гг. - в операциях и миссиях ЕС2. После приостановки переговоров с Брюсселем в 2006 г. ЕС перестал быть каналом для реализации интересов Турции. Анкара начала проводить самостоятельную политику в двустороннем и балканском форматах. Экономические и гуманитарные связи вышли на первый план.

В 2020 г. в общей торговле Турции на балканские страны приходилось 5,5%. Доля турецкого экспорта превышает импорт. Турция больше всех торговала с Румынией, далее следовали Болгария и Греция, а также Словения, Сербия, которые значительно опережали БиГ, Хорватию, Северную Македонию, Албанию и Черно-горию3. Всего за 2002-2020 гг. Анкара вложила в Балканы 1,85 млн долл. США4.

Политика Турции охватывает также этно-конфессиональные меньшинства [Свистунова, 2020: 61-71]. В гуманитарной сфере Фонд и Институт им. Юнуса Эм-ре, Турецкое агентство по сотрудничеству и координации, Управление по делам религии и Фонд маариф восстанавливают османские культурно-исторические памятники, организуют образовательные и языковые курсы. В 2009 г. Анкара инициировала два трехсторонних формата с участием Сербии и БиГ, а также Хорватии и БиГ, которые в немалой степени стимулировали сотрудничество. Турция проявляет

1 Demirta§ B. (2015) Turkish Foreign Policy towards the Balkans: A Europeanized Foreign Policy in a De-Europeanized National Context? Journal of Balkan and Near Eastern Studies, 17:2, P. 127, DOI: 10.1080/19448953.2014.994283

2 Turkey's International Security Initiatives and Contributions to NATO and EU Operations. Republic of Turkey. Ministry of Foreign Affairs. Foreign Policy. Main Issues. Turkey's Security (NATO). More Information about Turkey's Security (NATO). URL: http://www.mfa.gov.tr/iv_-european-security-and-defence-identity_policy-_esdi_p_.en.mfa (дата обращения: 02.06.2021)

3 Foreign Trade Statistics (Special Trade System). Turkish Statistical Institute. Statistics. Foreign Trade. Databases. URL: https://biruni.tuik.gov.tr/disticaretapp/disticaret_ing.zul?param1=4&para m2=0&sitcrev=0&isicrev=0&sayac=5908 (дата обращения: 28.03.2021)

4 Residents Direct Investments Abroad by Geographical Breakdown. Türkiye Cumhuriyet Merkez Bankasi. Statistics. Balance of Payment and Related Statistics. Balance of Payment Statistics. URL: https://tcmb.gov.tr/wps/wcm/connect/2c897137-850e-4d15-9a2a-c0d4735d9986/bop.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=ROOTWORKSPACE-2c897137-850e-4d15-9a2a-c0d4735d9986-nzr7ZDz (дата обращения: 02.05.2021)

большую активность в Процессе сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ) и Совете регионального сотрудничества (СРС), которые объединяют все балканские страны и являются единственными подлинно балканскими институтами. В заявлении МИДа Турецкой республики от 3 апреля 2003 г. отмечалось, что ПСЮВЕ, в создание и развитие которого Турция внесла наибольший вклад, является уникальным форумом балканского взаимодействия. Процесс, основная задача которого - урегулирование существующих проблем в рамках самого региона путем политического диалога и проявления единой воли, приобретает в данном качестве гораздо большее значение в нынешней международной обстановке с точки зрения упрочения мира и стабильности на Балканах1. Турция председательствовала в ПСЮВЕ в 1998-1999 гг., 2009-2010 гг. и 2020-2021 гг.2

Выступая на встрече в верхах, состоявшейся под турецким председательством 17 июня 2021 г. в Анталье, президент Р.Т. Эрдоган сформулировал турецкую позицию: «Мы по-прежнему решительно поддерживаем усилия, направленные на интеграцию региона в евроатлантические организации». Критикуя искусственное разделение Западных Балкан и Турции, Эрдоган продолжил: «ЕС не может стать центром притяжения и силы без полного членства Турции. Мы хотим, чтобы усилия, которые мы терпеливо и настойчиво прилагали для обеспечения полноправного членства в течение полувека, несмотря на все несправедливости, с которыми мы сталкиваемся, увенчались успехом»3.

ЕС и Турция на Балканах: сотрудничество или конкуренция?

Часть аналитиков признает, что хотя Европа и Турция имеют разные приоритеты в регионе, Анкара не рассматривает ЕС как конкурента, ее активность не идет ни в какое сравнение с его влиянием. Реальной опасностью для европейских интересов на Балканах, предупреждает А. Айдынташбаш, старший научный сотрудник Европейского совета по внешним вопросам, является Турция, находящаяся вне Запада. Опасающимся ее влияния в регионе европейцам предлагается не выталкивать Анкару за пределы трансатлантических и европейских рамок в сторону России4.

1 АВП РФ. Ф. 194. Оп. 83. П. 261. Д. 9. Л. 116.

2 О турецкой политике на Балканах см.: [Мамедов, 2021: 89-106].

3 "It is not possible for the EU to achieve its goal of becoming a center of attraction without Turkey's full membership", 17.06.2021. Presidency of the Republic of Turkey. Presidential Agenda. All News. URL: https://www.tccb.gov.tr/en/news/542/128361/-it-is-not-possible-for-the-eu-to-acWeve-its-goal-of-becoming-a-center-of-attraction-without-trnkey-s-Ml-membership- (дата обращения: 18.06.2021)

4 Aydinta§ba§ A.(2019) From myth to reality: How to understand Turkey's role in the Wes tern Balkans. Policy Brief, 13 March 2019. European Council of Foreign Relations. Programmes. Wider Europe. URL:

https://ecfr.eu/publication/from_myth_to_reality_how_to_understand_turkeys_role_in_the_weste rn_balkans/ (дата обращения: 29.07.2021)

Сторонники противоположной точки зрения полагают, что на Балканах Турции приходится конкурировать с Евросоюзом, который рассматривает регион как естественную зону своих интересов1. Третья группа авторов считает США и Россию соперниками Турции и ЕС. Приоритет отдают Брюсселю, который, приняв решение начать переговоры с Албанией и Северной Македонией, получил преимущество перед конкурентами2.

Ситуация не так однозначна, как может показаться. Двойные стандарты, нарушение обещаний вызвали недоверие и раздражение Анкары и привели к появлению феномена, который мы окрестили как «туркопессимизм» [Мамедов, 2018b: 461-467]. Это побудило Турцию проводить независимую внешнюю политику на Балканах. Наряду с поддержкой евро-атлантического курса, Анкара считает, что балканские страны могут внести существенный вклад в собственное будущее, в том числе посредством балканских форматов. Данный подход является в определенной мере продолжением позиции Ататюрка, который выступал за добрососедские и дружественные отношения, единение Балкан не только для обеспечения своих интересов, но и для предотвращения угрозы доминирования внешних игроков.

Балканские страны вступают в ЕС, одновременно работают в региональных институтах. Они тем самым, возможно, пытаются сохранить свою самобытность и единство в многообразии, о чем писала болгарский ученый Д. Мишкова: «Именно в тот момент, когда восточная культура в ее исламской форме уступила место западной культуре, ...балканские ученые увидели источник крупного исторического регресса: все предыдущие цивилизации - эллинистическая, римская, византийская, османская - принесли единство региону, в то время как современная европейская культура... напротив, разделяла политически и морально жителей полуострова одновременно с тем, как она нивелировала их своим культурным влиянием. .Новая балканская культура, основанная на давней традиции единства в многообразии, региональной самостоятельности и самодостаточности - вот ключевые понятия, на которые опиралась политика "новой балканской науки"»3. Неоднородная Европа углубила разделенность Юго-Восточной Европы даже в большей степени, чем это было раньше [Мамедов, 2018a: 171].

Поддержка евро-атлантической интеграции балканских стран, которая по-своему делает их европейскими, и содействие сугубо региональным инициативам, что сохраняет их балканское самосознание, вызывает противоречие, которое мы назвали «балканской дилеммой» Турции. Будучи балканской страной и кандидатом

1 Исаев А. (2020) Турция на Балканах: марш на Запад, 25.06.2020. Международная жизнь. Экспертная оценка. URL: https://interaffairs.ru/news/show/26758 (дата обращения: 29.07.2021)

2 Ирфан Кая Ульгер. (2020) Anadolu (Турция): новая цель в политике расширения ЕС — Западные Балканы, 04.04.2020. Иносми.ру. Россия сегодня. Политика. URL: https://inosmi.ru/politic/20200404/247197362.html (дата обращения: 29.07.2021)

3 Mishkova D. D. (2012) The Balkans as an Idée—Force: Scholarly Projections of the Balkan Cultural Area. Civilisations, Vol. 60, No. 2. 2012. P. 59.

в ЕС, подобное положение делает двусмысленными роль Турецкой республики на Балканах. Относительно будущего Балканского полуострова, страны которого заявляют о приверженности европейским ценностям и стремятся стать частью европейского сообщества, Брюссель и Анкара, казалось бы, придерживаются единой позиции. При этом членство Турции в сообществе остаётся под вопросом. Политика Брюсселя по интеграции балканских стран и усилия Анкары по развитию балканского сотрудничества в рамках ПСЮВЕ и СРС приводят к тому, что две столицы используют разные средства для обеспечения своих интересов.

Возможно, это противоречие, и, как признают ученые, нестабильность, возникшая в непосредственной близости от Турции, а именно в Сирии и Ираке, а также кризис с беженцами отвлекают внимание турецких политиков от Балкан. Балканская стратегия хотя и продолжает оставаться важным направлением турецкой внешней политики, проводится в настоящее время не так активно, как это было в первое десятилетие правления Партии справедливости и развития1.

Заключение

Средством реализации интересов Брюсселя является интеграция Балкан с ЕС. Анкара использует двусторонние связи и региональные организации. В вопросе членства Брюссель, применяя копенгагенские критерии, разделяет регион на стран-участниц, кандидатов и потенциальных кандидатов. Турция рассматривает Балканы как целостностный регион в совокупности его геостратегического, геополитического и культурно-исторического своеобразия. Двусторонние связи ЕС предусматривают трансформацию балканских стран с целью интеграции. Двусторонние отношения Турции основаны на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоды. Евросоюз, применяя региональный подход, намеревается распространить европейские нормы в широком понимании этого слова на весь регион, пренебрегая местными традициями. Турция, применяя региональный подход, пытается сохранить самобытность полуострова и его народов. Брюссель предполагает включить страны региона в ЕС, где доминируют общие органы управления. Анкара, продвигая региональные организации, пытается создать рамки для равноправного диалога стран по интересующим их вопросам.

Таким образом, политика Брюсселя последовательна, растянута во времени и дифференцирована. Напротив, Анкара хотя и поддерживает евроинтеграцию, но в то же время предлагает региональное балканское партнерство. Эта двойственность ведёт к «балканской дилемме» Турции: интересы Анкары входят в противоречие с геостратегическими и геополитическими целями ЕС. Переориентация с европейского

1 Иванова И. И. (2017) Балканская политика Турции в конце XX — начале XXI в. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 5: Мусульманский мир на исторических рубежах России. Отв. ред. В. Я. Белокриницкий, Н. Ю. Ульченко: сост. И. Г. Саетов. М.: ИВ РАН. С. 147; Oya Dursun-Ozkanca. (2016) Turkey and the European Union: Strategic Partners or Competitors in the Western Balkans? Journal of Regional Security, 11 (1). P. 39.

приоритета на балканский и сосредоточение усилий на региональном уровне за рамками евро-атлантической интеграции балканских стран, возможно, откроет больше перспектив для Турции. Однако возникает вопрос о ее потенциале и возможных партнерах. Москва является наиболее подходящей кандидатурой. Министры иностранных дел России и Турции С. Лавров и М. Чавушоглу 30 октября 2021 г. на полях саммита «Большой двадцатки» в Риме обсуждали вопрос координации усилий двух стран по дальнейшей стабилизации ситуации на Балканах1 , которые могут стать еще одним регионом, где Россия и Турция взаимодействуют между собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 194. Оп. 83. П. 261. Д. 9.

Иванова И. И. (2017) Балканская политика Турции в конце XX — начале XXI в. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 5: Мусульманский мир на исторических рубежах России. Отв. ред. В. Я. Белокриницкий, Н. Ю. Ульченко: сост. И. Г. Саетов. ИВ РАН, Москва. С. 131-148.

Ирфан Кая Ульгер. (2020) Anadolu (Турция): новая цель в политике расширения ЕС — Западные Балканы, 04.04.2020. Иносми.ру. Россия сегодня. Политика. URL: https://inosmi.ru/politic/20200404/247197362.html (дата обращения: 29.07.2021)

Исаев А. (2020) Турция на Балканах: марш на Запад, 25.06.2020. Международная жизнь. Экспертная оценка. URL: https://interaffairs.ru/news/show/26758 (дата обращения: 29.07.2021)

Мамедов И. М. (2021) Балканская политика Турции в конце XX - начале XXI в. Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. № 1 (27). C. 89-106.

Мамедов И. М. (2018a) Европейскому союзу 60 лет: итоги и перспективы для Центральной и Юго-Восточной Европы. Проблемы стран постсоветского пространства, Центральной и Юго-Восточной Европы: сборник научных статей. Вып. 2. Под общ. ред. А. А. Слинько, отв. ред. О. Ю. Михалев, В. И. Сальников. Издательский дом ВГУ, Воронеж, Россия. С. 171-187.

Мамедов И. М. (2018b) Политика Турции в контексте евроскептицизма. Европа. Евразия. XXI век начинается. ИСл РАН; ПОЛИМЕДИА, Москва. C. 452-473. DOI: 10.31168/0409-1.4.5

Свистунова И.А. (2020) Балканская политика Турции: роль этно-конфессиональных меньшинств. Современная Европа. № 4. С. 61-71. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420206171

Энтина Е.Г. (2020) Особенности и пределы интеграционной политики Европейского Союза в Юго-Восточной Европе (на примере государств постюгославского пространства). 23.00.04. Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития. Дисс. на соис. уч. ст. док. полит. наук. Москва. С. 300-319.

1 О беседе Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с Министром иностранных дел Турецкой Республики М. Чавушоглу, 30.10.2021 // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Внешняя политика. Новости. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-

/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4920907 (дата обращения: 31.10.2021)

Энтина Е.Г. (2016) Международный контекст евроинтеграции Западных Балкан. Ин-т Европы РАН, Москва. С. 31-47.

Aydintaçbaç A. (2019) From myth to reality: How to understand Turkey's role in the Western Balkans. Policy Brief, 13 March 2019. European Council of Foreign Relations. Programmes. Wider Europe. URL: https://ecfr.eu/publication/from_myth_to_reality_how_to_understand_turkeys_role_in_the_w estern_balkans/ (accessed: 29.07.2021)

Davutoglu A. (2001) Stratejik Derinlik. Türkiyenin Uluslararasi Konumu. Istanbul: Küre Yayinlari. 582 p.

Demirtaç B. (2015) Turkish Foreign Policy towards the Balkans: A Europeanized Foreign Policy in a De-Europeanized National Context? Journal of Balkan and Near Eastern Studies, 17:2, pp. 123-140, DOI: 10.1080/19448953.2014.994283

Mishkova D.D. (2012) The Balkans as an Idée-Force: Scholarly Projections of the Balkan Cultural Area. Civilisations, Vol. 60, No. 2, pp. 39-64.

Oya Dursun-Özkanca. (2016) Turkey and the European Union: Strategic Partners or Competitors in the Western Balkans? Journal of Regional Security, 11 (1), pp. 33-54.

The Balkans at the Crossroads of Interests of the European Union and Turkey

I.M. Mamedov*

Candidate of Science (History) Institute of Slavic Studies, the Russian Academy of Sciences.

32-A. Leninsky ave., Moscow, Russia, 119334.

*E-mail: [email protected]

Abstract. The author examines the compatibility of the interests and policies of the European Union (EU) and Turkey in the Balkans. After the admission of several Balkan countries to the EU, Brussels focused on the remaining six countries termed as "Western Balkans". Turkey's policy covers the entire peninsula, including Albania, Bulgaria, Bosnia and Herzegovina, Greece, Macedonia, Romania, Serbia, Slovenia, Croatia and Montenegro. Ankara pursued its interests through NATO in the 1990s, and the EU in the 2000s. Brussels and Ankara worked jointly. In the 2010s, the EU and Turkey started to act in parallel. Economic and humanitarian issues turned out to be dominant, and Turkey actively promoted trilateral cooperation initiatives. In addition to bilateral relations, involving political, military, economic and humanitarian dimensions, Turkey supports the multilateral cooperation between different Balkan institutions. Some commentators consider the EU and Turkey to be partners, while others argue that they are rather competitors. However, the situation is more complicated. In the Balkans Ankara's and Brussels' priorities mostly diverge. Whilst EU's policy is coherent and long term, Turkey's Balkan policy looks contradictory due to the incompatibility between the support of the Euro-Atlantic integration of the

Balkan countries and purely regional initiatives. The author determines this situation as Turkey's Balkan dilemma. Yet, Turkey's European integration prospects are under question. In the Balkans, Turkey's national and regional interests have collided with the geopolitical goals of the EU, which barely includes a place for Turkey.

Keywords: The Balkans, Balkan Dilemma, European Union, Strategic Depth, Turkey.

DOI: 10.31857/S0201708322010053

REFERENCES

Arxiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. F. 194. Op. 83. P. 261. D. 9. [Archive of the Foreign Policy of the Russian Federation. F. 194. Op. 83. P. 261. D. 9]. (in Russian).

Aydinta§ba§ A. (2019) From myth to reality: How to understand Turkey's role in the Western Balkans. Policy Brief, 13 March 2019. European Council of Foreign Relations. Programmes. Wider Europe. URL: https://ecfr.eu/publication/from_myth_to_reality_how_to_understand_turkeys_role_in_the_w estern_balkans/ (accessed: 29.07.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Davutoglu A. (2001) Stratejik Derinlik. Türkiyenin Uluslararasi Konumu. istanbul: Küre Yayinlari. 582 p.

Demirta§ B. (2015) Turkish Foreign Policy towards the Balkans: A Europeanized Foreign Policy in a De-Europeanized National Context? Journal of Balkan and Near Eastern Studies, 17:2, pp. 123-140, DOI: 10.1080/19448953.2014.994283

Ivanova I. I. (2017) Balkanskaya politika Turcii v konce XX - nachale XXI v. [The Balkan policy of Turkey in the late XX - early XXI century]. Trudy'Instituta vostokovedeniya RAN. Vy^p. 5: MusuVmanskij mir na istoricheskix rubezhax Rossii. Otv. red. V. Ya. Belo-kriniczkij, N. Yu. UFchenko: sost. I. G. Saetov. IV RAN, Moscow, pp. 131-148. (in Russian).

Irfan Kaya Ul'ger. (2020) Anadolu (Turciya): novaya cel' v politike rasshireniya ES - Za-padnye Balkany [Anadolu (Turkey): a new goal in the EU enlargement policy - the Western Balkans], 04.04.2020. Inosmi.ru. Rossiya segodnya. Politika.URL: https://inosmi.ru/politic/20200404/247197362.html (accessed: 29.07.2021) (in Russian).

Isaev A. (2020) Turciya na Balkanax: marsh na Zapad [Turkey in the Balkans: March to the West], 25.06.2020. Mezhdunarodnaya zhizn\ E'kspertnaya ocenka. URL: https://interaffairs.ru/news/show/26758 (accessed: 29.07.2021) (in Russian).

Mamedov I.M. (2021) Balkanskaya politika Turcii v konce XX - nachale XXI v. [Turkey's Balkan policy in the late XX - early XXI century] Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Rossiya i mir. No 1 (27), pp. 89-106. (in Russian).

Mamedov I.M. (2018) Evropejskomu soyuzu 60 let: itogi i perspektivy' dlya Centralnoj i Yugo-Vostochnoj Evropy' [The Sixty years of the European Union: Outcomes and outlook for the Central and South-East Europe]. Problemy' stran postsovetskogo prostranstva, CentraFnoj i Yugo-Vostochnoj Evropy \ sbornik nauchny\ statej. Vy'p. 2. Pod obshh. red. A. A. Slinko, otv. red. O. Yu. Mixalev, V. I. Salnikov. Izdatelskij dom VGU, Voronezh, Russia, pp. 171-187. (in Russian).

Mamedov I.M. (2018) Politika Turcii v kontekste evroskepticizma [Turkey's policy in the context of Euroscepticism.]. Evropa. Evraziya. XXI vek nachinaetsya. ISl RAN; POLIMEDIA, Moscow, pp. 452-473. DOI: 10.31168/0409-1.4.5 (in Russian).

Mishkova D.D. (2012) The Balkans as an Idée-Force: Scholarly Projections of the Balkan Cultural Area. Civilisations, Vol. 60, No. 2, pp. 39-64.

Oya Dursun-Ozkanca. (2016) Turkey and the European Union: Strategic Partners or Competitors in the Western Balkans? Journal of Regional Security, 11 (1), pp. 33-54.

Svistunova I.A. (2020) Balkanskaya politika Turcii: RoF etno-konfessionalnyx menshinstv [Turkey's Balkan policy: The role of ethnic and religious minorities]. Sovremen-naya Evropa. No 4, pp. 61-71. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420206171 (in Russian).

Entina E.G. (2020) Osobennosti i predely integracionnoj politiki Evropejskogo Soyuza v Yugo-Vostochnoj Evrope (na primere gosudarstv postyugoslavskogo prostranstva). [Features and limits of the integration policy of the European Union in South-Eastern Europe (case of the post-Yugoslav space states).] 23.00.04. Politicheskie problemy mezhdunarodnyh otnoshenij global'nogo i regional'nogo razvitiya. Diss. na sois. uch. st. dok. polit. nauk. Moscow, pp. 300-319. (in Russian).

Entina E.G. (2016) Mezhdunarodnyj kontekst evrointegracii Zapadnyh Balkan [European Integration of the Western Balkans: international background]. In-t Evropy RAN, Moscow, pp. 31-47. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.