ИНТЕРЕСЫ РУМЫНИИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ 1Л
И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТУРЦИЕЙ
и
© БИТКОВА Т.Г., 2022 О
и_
БИТКОВА Татьяна Георгиевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Европы и Америки.
Институт научной информации по общественным наукам РАН, РФ, 117418 Москва, Нахимовский просп., 51/21 ([email protected]), ОКСЮ Ю 0000-0002-8471-1576
... <
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМОРАН, 2022, № 3, сс. 57-68. РО!: 10.20542/8^-2022-3-57-68 ^
Биткова Т. Г. Интересы Румынии в Юго-Восточной Европе и взаимоотношения с Турцией.
DOI: 10.20542^у-2022-3-57-68 УДК: 327.39(498)
Поступила в редакцию 27.07.2022.
После доработки 14.08.2022. Принята к публикации 20.10.2022.
В статье рассматриваются направления внешней политики Румынии в Юго-Восточной Европе в контексте ее членства в НАТО и Евросоюзе. Отмечается, что главным направлением внешнеполитической деятельности Бухареста в регионе является сближение с Республикой Молдова с перспективой объединения двух государств. Представлена роль Румынии в переговорной платформе Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ), в программе "Троеморье", в "Бухарестской инициативе-9", в Трехсторонней комиссии Румыния-Польша-Турция. Показаны место Причерноморья в амбициях румынского руководства и значение стратегического партнерства между Румынией и Турецкой Республикой.
Отмечается, что Балканы не являются приоритетным направлением румынской внешней политики, но государства Западных Балкан входят в круг постоянного внимания Бухареста, ибо здесь, как и в Причерноморье, присутствуют мировые игроки, включая Россию, отношения с которой находятся у Румынии в критическом состоянии многие годы.
В контексте отношений Румынии со странами Западных Балкан выделяется румыно-сербское взаимодействие. Несмотря на давление Брюсселя, Румыния заявляет о поддержке Сербии, не желающей мириться с самопровозглашенной независимостью Косова. Разные подходы к политике Российской Федерации являются причиной нестыковок в румыно-сербских отношениях.
Румыния не обладает достаточными ресурсами для самостоятельной деятельности в Балканском регионе и в целом встраивается в политику Евросоюза и США. Турция проводит на Балканах политику усиления собственного влияния, одним из очевидных проявлений которой является культурная стратегия воссоздания "тюркского мира". Румынское руководство воздерживается от комментариев на этот счет. Имея неодинаковый вес в мировой политике, Румыния и Турция на декларативном уровне демонстрируют полное доверие и взаимопонимание, но их отношения, как следует из анализа внешнеполитических платформ и конкретных политических действий партнеров, развиваются в контексте разных, а порой и противоположных подходов к ряду важнейших международных событий.
Ключевые слова: Румыния, внешняя политика, Юго-Восточная Европа, Турция, Причерноморье, Украина, Балканы, НАТО, Европейский союз.
W ROMANIA'S INTERESTS IN SOUTH-EASTERN EUROPE
KJ AND COOPERATION WITH TURKEY
<
ic <
iû
Received 27.07.2022. Revised 14.08.2022. Accepted 20.10.2022.
iC
O
^ Tatiana G. BITKOVA ([email protected]). ORCID ID 0000-0002-8471-1576,
Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences, 51/21, GÛ Nakhimovsky Prosp., Moscow 117418, Russian Federation.
The article deals with Romania's foreign policy vectors in South-Eastern Europe regarding its membership in NATO and in the European Union. It is noted that the main foreign policy vector of Bucharest in the region is an alignment with the Republic of Moldova and a prospect of these two states uniting. The role of Romania is presented in a platform for negotiations which is the South-Eastern European Cooperation Process (SEECP), in the Three Seas Initiative, the Bucharest Nine Initiative and in the Romania -Poland- Turkey trilateral dialogue. The place of the Black Sea region in ambitions of the Romanian leadership and its significance in a strategic partnership between Romania and the Republic of Turkey are revealed.
The author notes that the Balkans are not a priority vector of Romanian foreign policy, but the Western Balkan states are always present in Bucharest's objects of attention, since here, as well as in the Black Sea region, global players are present, including Russia, a country Romania's relations with has been in a critical condition for many years.
In regards to the Romania's relations with the Western Balkan countries, cooperation between Romania and Serbia stands out. Despite the pressure from Brussels, Romania supports Serbia in not wanting to tolerate the self-declared independence of Kosovo. Different approaches to policies of the Russian Federation are the reason behind the inconsistencies in the Romanian-Serbian relations.
Romania does not possess enough recourses to lead an independent activity in the Balkans region and it mainly integrates in the policy of the European Union and the USA. Turkey pursues a policy of increasing its influence in the Balkans, with the cultural strategy of reconstruction of the Turkic world being one of the evident manifestations of the policy. The Romanian leadership abstains from any comment on this topic. Having not the same weight in world politics, Romania and Turkey на декларативном уровне demonstrate complete trust in one another and mutual understanding on a declarative level, but, according to the analysis of foreign policy platforms and partners' particular political acts, their relations develop in the context of varying and sometimes even opposite approaches to a list of crucial international events.
Keywords: Romania, foreign policy, South-Eastern Europe, Turkey, Black Sea region, Ukraine, Balkans, NATO, European Union.
About the author: Tatiana G. BITKOVA, Cand. Sci. (Philology), Leading Researcher, Europe and America Department.
В начале 1990-х годов румынские политики относились довольно сдержанно к межгосударственным проектам в Восточной Европе, всецело сконцентрировавшись на евроатлантизме1. Со временем, однако, Румыния активизировала свое участие в них. Правда, ей так и не удалось вступить в Вышеградский клуб, что воспринималось некоторыми аналитиками внутри страны как незаслуженное унижение.
Многие шаги по урегулированию отношений с соседями были сделаны румынскими властями под давлением евроатлантических структур. Это в первую очередь относится к Украине и Венгрии.
Наличие на Украине национальных меньшинств, относящих себя к румынам и молдаванам, позволяет Румынии декларировать интерес к поддержанию румынского языка и культуры на территории соседнего государства. Бухарест не только активно
1 До начала югославского кризиса Румыния принимала все же участие во внутрибалканских форумах, где ставилась задача налаживания многостороннего сотрудничества. Позже этими вопросами пришлось заниматься международным организациям.
продвигает свои социальные и культурные программы на территории соседа, но и занимается предоставлением румынских национальных паспортов украинским гражданам, причисляющим себя к румынам и молдаванам.
Украина рассматривает такую политику как попытку ирредентизма, нарушения в перспективе своей государственной целостности, как механизм подспудного вмешательства во внутренние дела, первоначальная цель которого - оторвать румын и молдаван Украины от украинской духовной среды. Хотя паспортная экспансия Румынии не находит поддержки в Брюсселе, а двойное гражданство Украиной запрещено, процесс продолжался.
Главным же устремлением, имеющим для Румынии значение геополитическое, остается объединение с Республикой Молдова. Румыния направляет значительные средства для слияния экономического, социального, политического и культурного пространства двух стран, хотя сегодняшнее руководство, в первую очередь румынский президент Клаус Иоханнис, достаточно осторожен в декларациях на эту тему.
Будучи членом НАТО и Европейского союза, Румыния сегодня участвует в ряде региональных проектов и ассоциаций Юго-Восточной Европы. Наибольшее значение для нее имеет переговорная платформа Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ), созданная в 1996 г. по инициативе стран региона. Эта самая всеобъемлющая площадка для регионального взаимодействия позволяет Румынии непосредственно контактировать с 12 странами ЮВЕ, включая Турцию.
На сайте Министерства иностранных дел Румынии отмечается, что "Румыния последовательно продвигала ПСЮВЕ как главный политический форум для сотрудничества в этом регионе" [1]. Страна председательствовала в ПСЮВЕ три срока: с марта 1999 г. по март 2000 г., с апреля 2004 г. по май 2005 г. и с июля 2013 г. по июнь 2014 г. В течение первого срока была подписана Хартия добрососедства, стабильности и сотрудничества в Южной Европе (Бухарест, 12 февраля 2000 г.). Участники, подписавшие хартию, заявили, что это первый многосторонний политический документ, провозгласивший намерение"превратить Балканы в зону мира и стабильности". Румыния в период первого председательства провела также брифинг ПСЮВЕ по вопросу о беженцах из Косова (сентябрь 1999 г.). "Миссия завершилась серией выводов, принятых министрами иностранных дел, в основе которых лежал призыв к международному сообществу помочь беженцам и создать необходимые условия для их возвращения в свои дома," - говорится в документе МИД "Румыния и процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе" [1].
Во второй срок Румыния сосредоточилась на очень важном для нее политическом измерении: она содействовала предоставлению Республике Молдова статуса наблюдателя в ПСЮВЕ. Кроме этого, в этот период председательства Румынии Республика Хорватия получила статус государства-участника с полными правами и обязанностями, что также, как полагают в Бухаресте, является заслугой в том числе румынских представителей.
Ключевой задачей третьего срока председательства, отмечает сайт Министерства иностранных дел Румынии, была "синхронизация действий, осуществляемых в рамках этого формата регионального сотрудничества, с усилиями государств региона по европейской и евроатлантической интеграции, учитывая, что большинство из них вступили в решающую стадию в своих отношениях с институтами ЕС и НАТО" [1]. Внешнеполитическое ведомство подчеркивает, что "пространство ПСЮВЕ будет по-прежнему иметь особое значение для внешнеполитических целей Румынии, в частности потому, что государства-участники находятся в непосредственной близости от Румынии" [1].
Оперативным и институциональным подразделением ПСЮВЕ является Совет регионального сотрудничества (СРС), который был учрежден в 2008 г. в качестве преемника Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (1999-2008),
СП
э и О
СП
< <
со
инициированного Евросоюзом. В Румынии отмечают существенный вклад Турции в ^^ бюджет СРС. Она входит в число ведущих доноров организации.
Претендуя на роль главного игрока в ПСЮВЕ, Турция выражает особую заинтересованность в развитии этой организации. Ее представители заявляют о необходимости устранения экономических и политических барьеров внутри региона.
еТак, турецкие официальные лица декларируют готовность активизировать диалог между Сербией и Косово. Являясь уже длительное время лишь кандидатом для вступления в ЕС, Турция призывает к объединению усилий для вступления в Евросоюз всех стран, ^^ выражающих желание стать членами этой организации. Румыния демонстрирует постоянную готовность поддержать Турцию в ее стремлении стать членом Европейского союза.
< <
ПРИЧЕРНОМОРЬЕ И БАЛКАНСКИЙ РЕГИОН ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЯХ РУМЫНИИ
Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности Румынии, имеющим не только региональную составляющую, является усиление позиций страны в Черноморском регионе. Участие в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) считается в Румынии основополагающим фактором продвижения национальных интересов в Причерноморье. Правда, ОЧЭС переживает не лучшие времена после присоединения Крыма к России в 2014 г. и особенно после начала специальной военной операции (СВО) РФ на Украине в феврале 2022 г.
На важность стратегического военно-политического взаимодействия с Турцией не раз указывали румынские политики в контексте своих черноморских амбиций. На декларативном уровне Турция рассматривается ими как своего рода опора для повышения собственного геополитического влияния в Причерноморье. Обе страны проявляют общую заинтересованность в транспортировке углеводородов из Закавказья, Каспийского региона и Средней Азии.
Турция является вторым по важности, после ЕС, торговым партнером Румынии и основным импортером румынских товаров за пределами Евросоюза. Двусторонний товарооборот достиг уже 7 млрд долл. США.
Еще в 2011 г. была подписана Совместная декларация о стратегическом партнерстве между Румынией и Турецкой Республикой. Однако румынско-турецкое стратегическое партнерство, с момента подписания которого прошло уже более 10 лет, по сути не вышло за рамки экономических проектов. Энергетическая составляющая, всегда упоминаемая на уровне заявлений, пока также осталась недостаточно разработанной, и даже план 400-километрового подводного электрического кабеля, по которому Румыния должна была экспортировать электроэнергию в Турцию, был оставлен до завершения технической документации. На стратегическом уровне два государства не продвинулись пока дальше совместных военных учений в рамках НАТО.
Все же некоторые подвижки в этом отношении отмечаются. В 2021 г. Румыния и Польша облегчили процедуры закупки военной техники у стран НАТО, не входящих в Европейский союз. Бухарест, как сообщал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, проявляет интерес к турецким транспортникам и бронетехнике. По некоторым оценкам, Румыния могла бы закупить несколько тысяч машин этого типа.
Сложный конгломерат проблем Причерноморья захватывает и Балканский регион, где Турция в последние годы проявляет все больше активности. Для Румынии Балканы не являются регионом, который, в отличие от Украины и Молдавии, ассоциируется с ее национально патриотическими амбициями. Тем не менее, находясь в непосредственной близости с Западными Балканами, Румыния проявляет интерес к поддержанию с ними близких связей.
Не имея ресурсов для активной самостоятельной деятельности в Балканском регионе, Румыния встраивается в целом в политику Евросоюза и США. Турция, напротив, официально поддерживая евроатлантическую интеграцию стран региона, заботится в первую очередь об усилении собственного влияния, одним из очевидных проявлений которого объявлена культурная стратегия воссоздания "тюркского мира" на территориях, где проживает тюркоязычное или мусульманское население в пределах и за пределами бывшей Османской империи. В отношении этой двойственности официальный Бухарест проявляет сдержанность. Он пытается найти собственную нишу в этом пространстве, то сотрудничая с Анкарой, то проявляя молчаливую нейтральность.
Поддерживая сотрудничество со странами Западных Балкан, румынские политики не склонны, однако, причислять свое государство к Балканскому региону. Ни географически, ни геополитически Румыния - не Балканы, заявляют они, хотя некоторые румынские политологи, историки и культурологи доказывают обратное.
Причины такого мироощущения кроются в истории. В XIX в. значительная часть нарождавшихся общенациональных элит ментально обратилась к Западной Европе как источнику политической, экономической и культурной трансформации княжеств, а затем и объединенного королевства. Культурный традиционализм и экономическая отсталость ассоциировалась ими с османско-балканским наследием, которое, в их представлении, тормозило глубокую и всеобъемлющую модернизацию этих земель.
Позже, уже в ХХ в., когда западная наука сформулировала представление о "балканизации", этому понятию стали придавать значение пагубное и отрицательное. Имелась в виду проблематика стран Балканского полуострова в последние годы существования Османской империи, а затем после ее распада: политическая слабость и коррупция, жестокие баталии между небольшими слабыми, но независимыми государствами, возникшими на руинах Османской империи. В Королевстве Румыния, ставшем после Первой мировой войны "Великой Румынией", политики не были расположены к тому, чтобы их расширившееся государство ассоциировалось с Балканами, хотя объединив не только собственный этнос, но и включив немало национальных меньшинств, Румыния сама столкнулась с трудно разрешимыми противоречиями.
Несмотря на стремление сегодняшних политиков откреститься от "балканской специфики" как некоей неприятной исторической реальности, их интерес и ощущение причастности к событиям на Балканах очевиден.
Экономическое сотрудничество с Западными Балканами имеет для Румынии и политическое значение. В экспертном сообществе выражается мнение, что такое экономическое сотрудничество полезно для улучшения позиции Румынии перед лицом так называемого основного ядра ЕС. Это наводит на мысль, что в Румынии не исключают возможности в будущем составить, если возникнет необходимость, некую восточноевропейскую оппозицию с балканским уклоном ведущим игрокам Евросоюза.
Хотя некоторые представители стран Европейского союза высказывают сомнения в целесообразности вступления западно-балканских стран в организацию, Румыния всецело поддерживает их устремления. Такая поддержка - важная часть ее официально заявленной региональной политики на Балканах.
Румыния, подчеркивая свою приверженность к ценностям и политике Евросоюза, вместе с тем находится в числе тех немногих европейских стран, которые не признают самопровозглашенную независимость Косова, несмотря на давление Брюсселя. Эта позиция позволяет Румынии декларировать особо близкие отношения с Сербией. При этом, если Румыния в качестве члена НАТО и ЕС в целом следует всем предписаниям и документам евроатлантического сообщества, то Сербия заявляет, что не ставит целью стать членом НАТО. При этом она имеет статус "очень важного партнера" альянса и стремится вступить в Евросоюз. Одновременно Сербия, как известно, продолжает развивать тесное сотрудничество с Россией, а также выступает против западных санкций в отношении РФ, в том числе после февраля 2022 г. Все это ставит заслоны во внешнеполитическом
СП
э и О
СП
< <
со
взаимодействии Румынии с Сербией, вес которой в западно-балканском регионе значительно выше, нежели ее соседей.
Сложность и неоднозначность румыно-сербских отношений красноречиво проявились в инциденте, случившемся 26 июля 2019 г. на Дунае. Румынские власти сообщили тогда о блокаде транзита российской военной техники, направлявшейся в Сербию. Решение, как разъяснила румынская сторона, было принято в соответствии с санкциями, которые, согласно решению 2014/512 Совета ЕС, были введены против России в ответ на аннексию Крыма. Сербские СМИ в связи с этим транслировали обвинение в нарушении Дунайской навигационной конвенции. Хотя Минобороны России заявило, что Москва не направляла никаких судов для перевозки военной техники по Дунаю в Сербию, сербский президент Александр Вучич несколько позже отметил: "Да, бронетехника была остановлена в Румынии, но эти машины упали нам с небес... Как мы их получили, я не буду раскрывать, это наше дело" [2].
В Румынии неравнодушны к действиям на Балканах мировых игроков, где ведущее место занимают западные державы, Россия, а также Китай и Турция. "Румыния была и продолжает оставаться связанной с Балкано-Дунайско-Понтийским пространством, которым управляли или только контролировали на протяжении более двух тысячелетий великие державы, будь то Римская, Византийская, Османская, Австро-Венгерская или Российская империи. Это пространство, - писала дипломат в ранге посла П. Бэдеску, - играло и продолжает играть важную роль в европейской и мировой экономике и политике. Заинтересованность некоторых европейских держав (и не только) в том, чтобы сохранить свои привилегии в этом районе или стать факторами влияния, ощущалась и продолжает ощущаться" [3].
Румыния, следуя евроатлантическому курсу и имея очень непростые отношения с РФ, с особой опаской отмечает действия России по закреплению своих позиций на Балканах, а также "дружбу" Турции с Россией.
Стремясь в последнее годы к лидерству на восточноевропейском пространстве, в 2014 г. Румыния стала организатором платформы "Бухарестская инициатива-9", задача которой, согласно декларациям, состоит в том, чтобы облегчить девяти членам восточного фланга НАТО возможность оперативно обсуждать региональные проблемы и согласовывать позиции на более широком форуме НАТО. На саммите, состоявшемся 10 июня 2022 г. в Бухаресте, румынский президент Клаус Йоханнис заявил: "Сегодняшняя повестка дня будет посвящена текущим событиям в сфере безопасности Украины и их влиянию на соседние страны, включая других уязвимых партнеров, таких как Республика Молдова и Грузия, а также на безопасность всего Североатлантического союза" [4].
С 2015 г. Румыния - активный участник проекта "Троеморье", в который вошли 12 стран, располагающихся в пространстве между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. Его содержанием было объявлено экономическое сотрудничество. Но суть инициативы, как подчеркивали многие российские источники, в первую очередь состоит в том, чтобы ослабить зависимость Европы от российского газа. По этой причине инициатива расценивалась как проект геополитический, который призван стать заслоном между Россией и Европой.
Несмотря на выражение заинтересованности развивать этот проект, некоторые из участников проявляют сомнения в оценках его перспектив. У Румынии, напротив, нет никаких сомнений в важности и плодотворности "Троеморья". Здесь она полностью солидаризируется с Польшей.
Проект "Троеморье" кроме всего прочего предполагает активизацию военного сотрудничества Румынии с Польшей иТурцией. Страны регулярно проводят трехсторонние совещания министров иностранных дел с 2012 г., еще до образования "Троеморья". Согласно декларациям, этот трехсторонний механизм имеет важное значение для стабильности региона. Одной из главных целей такого сотрудничества, отмечал польский эксперт А. Балснер еще при создании этого политического треугольника, является
£ О
е
со
<
<
взаимодействие с Грузией, Молдавией и Украиной. Причина еще в 2015 г. виделась в том, что "из-за агрессивной политики России эти страны нуждаются в поддержке своих главных партнеров больше, чем когда-либо прежде" [5].
Однако в этом трехстороннем взаимодействии с самого начала наблюдались и ^^ расхождения. Польша и Румыния - безусловные сторонники жесткого курса в отношении "российской агрессии" на Украине, тогда как Турция не поддержала санкции ЕС, наложенные на Россию в 2014 г., и время не изменило этой линии, особенно проявившейся после начала СВО в феврале 2022 г.
ОСОБЕННОСТИ РУМЫНО-ТУРЕЦКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СО
< со
<
Непростые отношения Турции с НАТО и Евросоюзом, а также особую политику в отношении России официальный Бухарест не комментирует. Из-за своей проамериканской ориентации Румыния сама не единожды создавала сложности во взаимоотношениях с ведущими государствами ЕС, отношения же Румынии с Россией давно находятся в критическом состоянии.
Хотя Бухарест на официальном уровне декларирует полное единодушие с турецкими партнерами, в сфере двусторонних отношений можно усмотреть и некоторые нюансы. В 2020 г. во время конфликта между Грецией и Турцией из-за газовых месторождений и морских границ, президент К. Иоханнис подтвердил солидарность страны с действиями Франции, вставшей на сторону Греции и Кипра.
Иное наблюдалось, когда турецкие власти изменили статус здания собора Айя-София, превратив его в действующую мечеть. Румыния, будучи страной преимущественно православной, отстранилась от критических комментариев по этому поводу в отличие от Евросоюза, США и России. Не только румынские официальные лица воздержались от каких-либо оценок, но и высокие прелаты Румынской православной церкви официально не выразили своего мнения. Позиция Румынской православной церкви была изложена лишь в личном письме патриарха Даниила от 8 июля 2020 г., направленном в адрес архиепископа Константинополя, Вселенского патриарха Варфоломея. В нем говорилось о поддержке Вселенского патриархата, выступавшего за сохранение статуса Софийского собора как музея. "Патриарх Румынский выражает солидарность со всеми, кто защищает этот символ Вселенской Православной Церкви", - сообщалось в заявлении патриархии, транслировавшем упомянутое письмо [6].
Некоторые аналитики внутри страны искали причины неопределенной позиции румынского руководства в ситуации, когда "Турция пытается переписать региональную историю и даже имеет глобальные устремления, хотя она, - как иронизировал профессор политологии, бывший посол Румынии К. Аврамеску, - походит на пуделя, лающего на луну" [7]. С точки зрения экс-посла, изменение состояния Софийского собора - "это тоже проблема Румынии", потому что "есть устоявшаяся история вещей", которую надо уважать, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган "взрывает устои Турецкой республики и хочет изменить светскую традицию Ататюрка и наследие региональной стабильности, которую тот создал" [7].
К. Аврамеску видел причину такой позиции Румынии в скрытых связях с Турцией различных официальных лиц. Он настаивал на парламентском расследовании для выяснения вопроса, "агрессивно ли лоббирует турецкое государство в Румынии". Он предлагал: "Давайте посмотрим, кто выигрывает, кому выгодны связи с Турцией, кто является великим апологетом отношений с Турцией, насколько сильны бизнес-линии с Турцией" [7].
Кроме этого, экс-посол предполагал "рефлексии румынской дипломатии, которой руководит группа людей без моральных норм, восхищающихся восточными автократиями". В связи с этим Аврамеску вспоминал: "Во времена дипломатической службы я сам был свидетелем неадекватной сцены: в зале, полном послов, дипломатов и представителей соответствующих служб, наши дипломаты были в чрезмерном восхищении от выступления
бывшего министра иностранных дел Турции Давидоглу, который был яростным османом и ^^ говорил такие несообразности, что хотелось спрятаться; в это время наши представители ^^ пожирали его глазами" [7].
В СМИ встречалось также предположение, что молчание Румынии в отношении трансформации бывшего собора Айа-София каким-то образом обязано наличию на
е румынской территории исторической турецко-татарской общины. Община невелика, но влиятельна. Согласно переписи 2011 г., в стране проживало 28 226 турок и татар, что составляло меньшинство в размере около 0.15% населения. Из них 81.1% были ^^ зарегистрированы в регионе Добруджа на юго-востоке страны, недалеко от Черного моря, в округах Констанца (21 014) и Тулча (1891), еще 8.5% проживали в столице страны Бухаресте (2388). Несмотря на свою малочисленность, община привлекает внимание Турции в рамках проводимой ею политики воссоздания "тюркского мира". Официально ^^ румынские власти не выражают опасений на этот счет.
< 1й
К. Аврамеску, выступая в СМИ, постоянно критиковал турецкие власти за авторитарный режим и призывал к этому официальный Бухарест. Он напоминал, что для Турции неприемлемо не признавать геноцид армян в 1915 г. Обращаясь к послу Турции в Бухаресте, он говорил: «Что же касается Вашего выражения "события 1915 года", то я могу только сказать - позор вам! В 1915 г. погибло около 1.5 миллиона человек. Армян истребляли по указке и наущению тогдашнего турецкого руководства. Что было бы, если бы посол Германии сегодня сослался на "события 1944 г." вместо того, чтобы однозначно признать Холокост. Это было бы столь же абсурдно, сколь и возмутительно. Однако, в отличие от Германии, Турция продолжает уклоняться от своей исторической ответственности» [8].
В статье 2022 г. экс-посол проводил аналогии между Россией и Турцией как во внутренней политике, так и во внешней. После попытки государственного переворота в 2016 г. "Эрдоган обрушился с критикой на независимых журналистов и неугодных политиков. Многие попали в тюрьму за такую пустяковую провинность, как критика сына вышеупомянутого Эрдогана" [9]. Если бы Греция не была членом НАТО, полагает Аврамеску, то Турция напала бы на нее, как она сделала это в отношении Кипра в 1974 г. Но если Россия под санкциями, то «Турция по-прежнему свободна от проблем. Генеральный секретарь НАТО сказал, вероятно, под анестезией крайних заявлений Эрдогана, что "Турция — ценный союзник". Я не думаю, что это так. Думаю, факты приводят к диаметрально противоположному заключению. Турцию надо срочно исключать из НАТО, потому что она вот-вот заблокирует работу альянса» [9].
К. Аврамеску - не единственный в Румынии критик политики Эрдогана. Колумнист румынской версии Radio France Internationale О. Нахой также высказывал критическую позицию в отношении внешней и внутренней Турции. Обратившись к заявлениям турецких официальных лиц о том, что те намерены препятствовать вступлению Финляндии и Швеции в НАТО под предлогом поддержки этими странами терроризма, журналист отмечал: "Но обвинения в поддержке террористов вряд ли могут быть обоснованы. Две образцовые скандинавские демократии действительно предоставляют убежище преследуемым оппонентам и активистам в их родных странах. Однако для режима Анкары любой, кто выступает против него, автоматически становится террористом. Тысячи активистов оппозиции, журналистов и политиков сегодня пребывают в турецких тюрьмах по обвинению в терроризме" [10]. Таким образом, хотя официально Бухарест придерживается благожелательной линии в отношении Турции, независимые эксперты выражают критическое отношение к сегодняшней политике Турецкой Республики.
Когда события на Украине приняли драматический характер, Румыния по-прежнему придерживалась общей линии Запада на ужесточение санкций против РФ. Турция, как известно, после некоторого колебания все же закрыла Босфор для военных кораблей РФ.
Турецкий лидер продолжительное время поддерживал тесные отношения с Россией, в том числе в сфере военных закупок. Это навлекло на Турцию ряд санкций со стороны
Вашингтона2. Как выразился О. Нахой, имея в виду действия России на Украине: "Эрдоган очнулся, когда... Москва взорвала один из железных принципов Турции, а именно ^^ российско-турецкий баланс на Черном море" [10].
"Парадоксально, что Турция хочет защищаться российскими ракетами, но вооружает Украину беспилотниками Bayraktar, - рассуждала румынская исследовательница и обозреватель С. Фати. - Для Анкары почетным решением было бы предложить Украине ракеты С-400 и получить взамен американские F-35" [11].
и О
В Турции накануне украинских катаклизмов раздавались голоса, что "США и Европа ни ^^ в коем случае не должны обосноваться на Черном море. Потому что мы не фронт Востока и Запада. Мы то, что диктует нам наша география! У Запада слабые позиции, но его разум по-прежнему стремится столкнуть и ослабить две крупные державы. Затевается игра, с тем чтобы столкнуть лбами Турцию с Россией" [12]. Ч^
<
Генсек турецкой партии Vatan ("Родина") Догу Перинчек в начале февраля 2022 г. прямо предостерег от усиления позиций НАТО на Черном море: "Расширение НАТО на восток, на первый взгляд, является угрозой России, но в Турции существует понимание того, что здесь есть угрозы и для Анкары. Греция и Украина находятся у носа Турции, США пичкают обе страны вооружением, самолетами для осуществления провокаций. Мы понимаем, что Украина, как и Греция, служит интересам Вашингтона. Приглашение США на Черное море будет иметь очень сложные последствия. Необходимо не допустить наличие посторонних сил на Черном море" [13].
В марте 2022 г. Эрдоган заявил, что Турция не намерена принимать участие в санкционном давлении на Россию. Таким образом, Румыния и Турция оказались по разные стороны в международных политических баталиях, демонстрируя противоположные позиции как в отношении российско-украинского противостояния, так и в оценках внешней политики России и ее военных действий, которые в Турции рассматриваются во многом как вынужденные. Однако все это не препятствует двустороннему сотрудничеству.
2 июня 2022 г., в преддверии саммита НАТО в Мадриде, намечавшегося на 28-30 июня, румынский лидер К. Йоханнис принял во дворце Котрочень министра обороны Турецкой Республики Хулуси Акара, находившегося с официальным визитом в Румынии. В повестку дня были включены темы, связанные со стратегическим партнерством между Румынией и Турцией и перспективами его развития в новых геополитических условиях.
Сайт администрации румынского президента сообщал: "Касаясь кризиса безопасности в регионе, президент Румынии подчеркнул, что военное вторжение России на Украину представляет собой самую серьезную угрозу европейской безопасности со времен Второй мировой войны, и решительно осудил преступления, совершенные российскими войсками против гражданского населения, в том числе массовое уничтожение населенных пунктов и гражданской инфраструктуры" [14]. Последовала ли реакция на это заключение со стороны турецкого министра, сайт умалчивает. Отмечается лишь, что министр обороны Турецкой Республики "высоко оценил отношения двустороннего сотрудничества с Румынией и подчеркнул заинтересованность Турции в дальнейшем их развитии и диверсификации на всех уровнях деятельности", а также "поблагодарил нашу страну за особый вклад в обеспечение стабильности и безопасности Восточного фланга и подчеркнул необходимость сотрудничества на региональном уровне как союзных, так и прибрежных государств на Черном море" [14].
Продолжение обмена мнениями в треугольнике Румыния-Польша-Турция никоим образом не меняло позиций Турции ни в рамках НАТО, ни в отношении действий РФ на Украине."Похоже, Турция больше сигнализирует России, чем Североатлантическому альянсу. Анкара хвастается, что имеет вторую по численности армию в НАТО, но не размещала на
2 После покупки российской ракетной системы С-400 Турция была исключена в 2019 г. из программы США, по которой Анкара должна была получить 120 истребителей F-35. Турция не отказывается от этих ракет, несмотря на военные действия на Украине, которые затрагивают и Черное море.
< <
1а
восточном фланге оборонительные войска, не вводила ограничения на полеты России, не ^^ связывала себя западными санкциями", - отмечала С. Фати [11].
Вместе с этим президент Эрдоган все же заявил, что Трехсторонняя комиссия Румыния-Польша-Турция приобрела "стратегическую актуальность" в нынешнем контексте поддержки Украины тремя государствами. "Таким образом, следуя своей двуличной логике,
е Анкара обещает поддержку коридора для транспортировки зерна из Украины через Черное море в Средиземное" [11].
СО
Результаты Мадридского саммита 2022 г. рельефно обнажили противоречивость внешнеполитической линии Турции. Поскольку в новой стратегической концепции альянса, принятой на саммите, Россия фигурирует как "самая значительная и прямая угроза для безопасности союзников, а также для мира и стабильности в евроатлантическом регионе", Турция, как полагал один из турецких экспертов, не сможет далее проводить политику "уравновешивания" между Западом и Россией, хотя президент Эрдоган по возвращении с саммита и заявил, что Анкара будет и в дальнейшем придерживаться этого принципа: "Эти слова не имеют никакой силы. Это невозможно. После Мадрида Турции как члену НАТО придется либо отозвать свою подпись под декларацией саммита, либо выйти из НАТО" [15].
В Румынии, высоко оценивая итоги Мадридского саммита НАТО, использовали самые превосходные эпитеты. "Этот саммит является одной из самых значимых союзнических встреч с точки зрения результатов для Румынии. Все задачи, которые мы ставили перед собой, были решены в том смысле, который мы требовали", — сказал К. Йоханнис [16].
Преодоление сопротивления Турции в отношении вступления Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс румынские политики относили и за счет собственных дипломатических усилий. Йоханнис, который имел личные встречи с Эрдоганом на полях саммита, заявил, что Румыния участвовала в различных форматах, направленных на то, чтобы убедить Турцию принять Финляндию и Швецию в НАТО [17].
Можно ли сегодня предполагать непосредственное столкновение интересов Румынии и Турции? Гипотетически это возможно при дальнейшем продвижении румынской политики на объединение с Молдавией. Одним из серьезных препятствий на этом пути является автономная область Гагаузия, основное население которой - тюркоязычная русофильская этническая группа, исповедующая православие и демонстрирующая неприятие идеи объединения с Румынией. Россия, пользуясь всеми средствами "мягкой силы", старается поддержать русофильские настроения гагаузов, имея в виду, что согласно Конституции Республики Молдова в случае изменения ее статуса как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение.
В перспективе ситуация может все же осложниться тем, что начиная с 1990-х годов в Гагаузии происходит усиление влияния Турции: эта автономия стала одним из многочисленных регионов, где проводится политика формирования нового "тюркского мира", и у Турции есть здесь серьезные наработки. В Румынии, как правило, стараются воздерживаться от анализа ситуации в Гагаузии и особенно политики Турции в этом микрорегионе.
РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Каково же место и роль Румынии в Юго-Восточной Европе в свете представленных сюжетов? Румыния, настроенная антироссийски, придерживается политики осторожной и сдержанной в регионе ЮВЕ, включающем и Балканы. Это наглядно проявляется также и в румыно-турецком взаимодействии на уровне официальных контактов и деклараций. Однако в румынском общественном сознании, а возможно, и в подсознании сохраняются представления о Турции как наследнице захватнической политики Османской империи, тормозившей свободное развитие Балканского региона, включая Дунайские княжества. Ведь отторжение "балканской специфики" также обязано исторической памяти об османах - завоевателях чужих территорий.
К проблематике Черного моря, столь важной для обеих стран, у Турции и Румынии СО по сути разные подходы. Имея сходные цели, каждая из них ведет собственную игру. ^^ Турция ведет эту игру, как видится, к примеру, С. Фати, "со всей наглостью бывшей империи, которая надеется когда-нибудь взять реванш" [11]. Достаточно определенно это проявилось в неоднозначной политике Турции в ходе украинских событий 2022 г. Позиция и поведение Турции в целом были противоположны румынским, что, как уже отмечалось, не мешало обеим странам демонстрировать взаимное доверие на официальном уровне.
<
список ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
1. Romania $i Procesul de Cooperare din Europa de Sud-Est (SEECP). Ministerul Afacerilor Externe. Aprilie 2017. [Romania and the South-East European Cooperation Process (SEECP). Ministry of Foreign Affairs. April 2017. (In Rom.)] Available at: https://www.mae.ro/node/1414 (accessed 01.02.2022).
2. Биткова Т.Г. Румыния и Балканы: Политические и историко-культурные аспекты. Актуальные проблемы Европы, 2021, № 2 (110), cc. 233-252. [Bitkova T.G. Romania and the Balkans: Political, Historical and Cultural Aspects. Current Problems of Europe, 2021, no. 2 (110), pp. 233-252. (In Russ)] DOI: 10.31249/ape/2021.02.1 1
3. Badescu P. Cooperarea balcanica in politica externa a Romaniei. [Badescu P. Balkan Cooperation in Romania's Foreign Policy. (In Rom.)] Available at: https://www.geopolitic.ro/2018/11/cooperarea-balcanica-politica-externa-romaniei/ (accessed 06.06.2022).
4. Summitul Bucharest 9 a adus pe masa discutiilor situatia de securitate pe flancul estic NATO. Radio Romania, 10.06.2022. [The Bucharest 9 Summit Brought the Security Situation on NATO's Eastern Flank to the Discussion Table. Radio Romania, 10.06.2022. (In Rom.)] Available at: https://www.rador. ro/2022/06/10/summitul-bucharest-9-a-adus-pe-masa-discutiilor-situatia-de-securitate-pe-flancul-estic-nato/ (accessed 20.06.2022).
5. Балсер А. Польско-румыно-турецкий треугольник и Черноморский регион - новая движущая сила региональной интеграции? ClES. Neighbourhood Policy Paper, July 2015. [Balser A. The Polish-Romanian-Turkish Triangle and the Black Sea Region - a New Driving Force for Regional Integration? ClES. Neighbourhood Policy Paper, July 2015. (In Russ)] Available at: https://www.files.ethz.ch/isn/192079/ NeighbourhoodPolicyPaper(14)RussianVersion.pdf (accessed 04.02.2022).
6. Patriarhia Romana, in disputa privind basilica Sfanta Sofia din Istanbul: Sa fie mentinut statutul de muzeu. DIGI24, 08.07.2020. [The Romanian Patriarchate, in the Dispute Regarding the Saint Sophia Basilica in Istanbul: Let the Museum Status be Maintained. DIGI24, 08.07.2020. (In Rom.)] Available at: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/patriarhia-romana-in-disputa-privind-basilica-sfanta-sofia-din-istanbul-sa-fie-mentinut-statutul-de-muzeu-1335047 (accessed 04.07.2022).
7. Fati S. De ce tace Romania: Chestiunea transformarii Sfintei Sofia in moschee nu e doar problema Turciei. Europa Libera, 15.07.2020. [Why is Romania Silent: The Issue of Transforming Hagia Sophia into a Mosque is Not Only Turkey's Problem. Europa Libera, 15.07.2020. (In Rom.)] Available at: https://romania.europalibera.org/a/de-ce-tace-rom%C3%A2nia-chestiuna-transform%C4%83rii-sfintei-sofia-%C3%AEn-moschee-nu-e-doar-problema-turciei/30726403.html (accessed 12.03.2022).
8. Avramescu C. Catalin Avramescu ii raspunde ambasadorului Turciei: "Este o sarcina de serviciu sa apara^i regimul lui Erdogan". BURSA, 23.03.2017. [Avramescu C. Catalin Avramescu Answers the Turkish Ambassador: "It is a Duty to Defend Erdogan's Regime". BURSA, 23.03.2017. (In Rom.)] Available at: https://www.bursa.ro/catalin-avramescu-ii-raspunde-ambasadorului-turciei-este-o-sarcina-de-serviciu-sa-aparati-regimul-lui-erdogan-29369131 (accessed 02.03.2022).
9. Avramescu C. Turcia sau Rusia - vede^i vreo diferen^a? BURSA, 24.05.2022. [Avramescu C. Turkey or Russia - Do You See Any Difference? BURSA, 24.05.2022. (In Rom.)] Available at: https://www.bursa.ro/ turcia-sau-rusia-vedeti-vreo-diferenta-06545640 (accessed 29.05.2022).
10. Nahoi O. Ungaria si Turcia: ce le uneste pe cele doua "pietre de moara" ale taberei occidentale. RFI Romania, 20.05.2022. [Nahoi O. Hungary and Turkey: What Unites the Two "Stumbling Blocks" of the Western Camp. RFI Romania, 20.05.2022. (In Rom.)] Available at: https://www.rfi.ro/politica-145637-ungaria-turcia-uneste-doua-pietre-moara-tabara-occidentala (accessed 29.05.2022).
11. Fati S. De ce (nu) joaca Turcia cu Romania la Marea Neagra. Spotmedia.ro, 01.06.2022. [Fati S. Why Does Turkey (Not) Play Romania at the Black Sea. Spotmedia.ro, 01.06.2022. (In Rom.)] Available at: https:// spotmedia.ro/stiri/eveniment/de-ce-nu-joaca-turcia-cu-romania-la-marea-neagra (accessed 05.06.2022).
12. Карагюль И. Yeni §afak (Турция): украинская или турецко-российская война? Что за игра затевается в Черном море? ИноСМИ, 27.01.2022. [Karagul I. Yeni §afak (Turkey): Ukrainian or Turkish-Russian war? What Kind of Game Is Brewing in the Black Sea? InoSMI, 27.01.2022. (In Russ)] Available at: https://inosmi. ru/20220127/voyna-252728719.html (accessed 04.02.2022).
13. Турецкий политик призвал не допустить приход США на Черное море. Риа Новости, 07.02.2022. [Turkish Politician Urged to Prevent the US from Entering the Black Sea. RIA Novosti, 07.02.2022. (In Russ)] Available at: https://ria.ru/20220207/turtsiya-1771395544.html (accessed 04.04.2022).
14. Primirea de catre Presedintele Romaniei, Klaus Iohannis, a Ministrului Apararii al Republicii Turcia, Hulusi Akar. Presedintele Romaniei. 02.06.2022. [The Reception by the President of Romania, Klaus Iohannis, of the Minister of Defense of the Republic of Turkey, Hulusi Akar. The President of Romania. 02.06.2022. (In Rom.)] Available at: https://www.presidency.ro/ro/media/comunicate-de-presa/primirea-de-catre-presedintele-romaniei-klaus-iohannis-a-ministrului-apararii-al-republicii-turcia-hulusi-akar (accessed 02.07.2022).
15. Candar C. Madrid sonrasi yeni NATO, Bati'nin ayrik otu Turkiye. T24, 04.07.2022. [fandar C. The New NATO after Madrid, the Weed of the West, Turkey. T24, 04.07.2022. (In Turk.)] Available at: https://www. t24.com.tr/yazarlar/cengiz-candar/madrid-sonrasi-yeni-nato-bati-nin-ayrik-otu-turkiye,35855 (accessed 06.07.2022).
£ iC
o
e
CQ
<
iC <
16. lonescu V. Klaus lohannis: Am decis sa consolidam pe termen lung postura aliata pe Flancul Estic. Summitul NATO de la Madrid, una din cele mai semnificative reuniuni aliate ca rezultate pentru Romania (VIDEO). b1, 29.06.2022. [lonescu V. Klaus lohannis: We Decided to Strengthen the Allied Position on the Eastern Flank in the Long Term. The NATO Summit in Madrid, One of the Most Significant Allied Meetings as a Result for Romania (VIDEO). b1, 29.06.2022. (In Rom.)] Available at: https://www.b1tv.ro/politica/klaus-iohannis-summitul-nato-de-la-madrid-una-din-cele-mai-semnificative-reuniuni-aliate-ca-rezultate-pentru-romania-toate-obiectiele-au-fost-atinse-si-rezolvate-in-sensul-solicitat-de-noi-video-1173605.html (accessed 09.07.2022).
17. Stancu D. Summit NATO. Klaus lohannis: Romania, implicata in eforturile de a convinge Turcia sa accepte noi membri. Euronews.Romania, 29.06.2022. [Stancu D. Summit NATO. Klaus lohannis: Romania, lnvolved in Efforts to Convince Turkey to Accept New Members. Euronews.Romania, 29.06.2022. (ln Rom.)] Available at: https://www.euronews.ro/articole/summit-nato-klaus-iohannis-romania-implicata-in-eforturile-de-a-convinge-turcia-s (accessed 30.06.2022).