экспертизы соответствуют ветеринарносанитарным требованиям.
Убой маралов на убойном пункте, отвечающем требованиям промышленного убоя скота, показал, что от пантовых оленей можно получать высококачественное и безопасное мясо и другие ценные продукты убоя: субпродукты, кожевенное и кишечное сырье., а также такие побочные продукты, как кровь, сухожилие, эмбрионы, пенисы и другое сырье, пользующееся спросом в восточной медицине. Рациональное использование продуктов убоя пантовых оленей повышает рентабельность этой уникальной отрасли живот-
новодства и способствует ее дальнейшему развитию (Борисенко Н.Е, 1971). Убой и переработка животных на названном убойном пункте имеют не только экономическое и ветеринарно-санитарное, но природоохранное значение, что особенно важно для природы Чарышского района, отвечающего требованиям санаторно-курортной зоны.
Литература
1. Борисенко Н.Е. Полнее использовать побочную продукцию пантового оленеводства // Сборник научных работ НИЛПО.
- Горно-Алтайск. 1971. - Вып. 3.
И.В. Емельянов, В.Г. Луницын, В.А. Сысоев
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА МАРАЛОВ
В связи с доместикацией от больного туберкулезом крупного рогатого скота шло заражение данным заболеванием пантовых оленей. При этом вопрос о проведении встеринарно-диагностических обработок сдерживался несовершенной технологией разведения и содержания этих животных в примитивных парках. Поэтому не случайно первое сообщение о туберкулезе маралов датируется ЕИ. Шаманским (1931). Автором на секции у павших обнаружены характерные для этой бактериальной инфекции изменения и при лабораторном исследовании биоматериала изолирована туберкулезная культура. В дальнейшем исследования, проведенные Л. А. Капустным (1970-1973), К.Б. Дюсембаевым (1972-1973). F..O. Омарбековым (1972-1979), выполненные под руководством профессора B.C. Федосеева, позволили констатировать факт, что маралы восприимчивы к возбудителю туберкулеза.
В последние десятилетия в связи с внедрением мероприятий по диагностике и профилактике туберкулеза пантовых оленей, разработанных ВНИИ пантового оленеводства (В.Г Луницын, 1991, 1993), проявление туберкулеза на крупных специализированных маралофермах резко снизилось. Вместе с тем на небольших по поголовью (вновь сформированных) фер-
мах в Республике Алтай и Алтайском крае эпизоотическая ситуация по туберкулезу во многом остается невыясненной. Это происходит ввиду того, что в ряде этих хозяйств отсутствуют специально оборудованные загоны для ветеринарных обработок животных, в других из-за малого количества животных целесообразность проведения этих мероприятий экономически не обоснована, а на фермах с юридически неразработанной формой собственности эти мероприятия необоснованно игнорируются.
Вместе с тем, в результате потерь от туберкулеза (падеж, истощение, снижение выхода делового приплода на 15%, значительные потери пантовой продуктивности и т.д.) экономическая возможность вновь развивающихся маральников в значительной степени ограничена. Поэтому своевременная диагностика туберкулеза маралов, а вместе с ней внедрение мероприятий по борьбе с этой хронической инфекцией, являє гея важным элементом в прогрессивном развитии пантового оленеводства в целом и любого мараловодческого хозяйства в частности. При этом бактериологическое исследование биоматериала от реагирующих и истощенных животных имеет решающее диагностическое значение.
Материалом для лабораторного исследования служили внутренние органы (печень, легкие, селезенка, кишечник) и лимфатические узлы (заглоточные, подчелюстные, средостенные, бронхиальные, портальные), отобранные от 34 маралов, реагирующих на туберкулин, в ЗАО "Ал-туе" Алтайского района, 1 марала - в ЗАО "Сибирь" и ООО "Марал" Чарышского района и 2 маралов - в ЗАО "Сосновское". Биоматериал с характерными для туберкулеза изменениями и подозреваемыми в поражении участками был доставлен сотрудниками Института пантового оленеводства в лабораторию по изучению заразных болезней животных.
Для бактериологического исследования из органов и лимфатических узлов готовили по 2 мазка отпечатка и мазки с выросших культур. Фиксировали их над пламенем спиртовки и окрашивали по методу Циль-Нильсена с последующей микроскопией при увеличении в 90 раз.
Перед посевом материала кусочки органов и тканей измельчали ножницами в отдельных ступках, растирали пестиком со стерильным песком до однородной массы и заливали 5%-ным раствором серной кислоты в соотношении 1:4, выдерживая 20 минут. Затем центрифугировали в течение 10 минут при 3000 об/мин. Сливали надосадочную жидкость, осадок отмывали
2 раза физиологическим раствором и использовали для посева на специальные, питательные среды.
Для культивирования микобактерий использовали по 5 пробирок со средой Левснштейна-Йенсена, Финн-2 и ФАСТ-Зл, предварительно добавив в них 1 мл физиологического раствора. Посев проводили пу тем втирания пла тиновой петлей осадка центрифугата по всей поверхности питательной среды.
Для постановки биопробы отбирали морских свинок массой не менее 300-350 г, предвари тельно исследовав их внутри-кожной туберкулиновой пробой. Не реагирующих на туберкулин свинок заражали гомогенатом биоматериала или культуры подкожно в область паха в дозе 1,5 мл.
Наблюдали за состоянием зараженных лабораторных животных в течение
3 месяцев.
Для изучения возможности контактного пути передачи инфекции был отобран биоматериал от 2 овец, содержащихся совместно с маралами на одной из мараловодческих ферм. В лаборатории материал бактериологически исследовали согласно вышеописанной методике.
При инкубации посевов в регламентированные сроки из биоматериала 38 исследуемых маралов первичный рост микобактерий со свойствами бычьего вида отмечен в 22 (57,9%) случаев. Динамика первичного роста культур была следующая: на 26-34 день выросло десять культур (45,5%), на 39-41 - восемь (36,7%), на 48-64 - четыре (18,9%). Большинство изолятов было представлено в виде отдельных округлых колоний, матового или кремового цвета, гладкой Б-формы, величиной от 0,7-1,1 мм в диаметре, слабо эмульгирующих в физиологическом растворе. Другие росли в виде росинчатых, точечных, прозрачных, многочисленных Б-форм колоний. Встречались колонии, которые в отличие от вышеуказанных культур, давали рост в И-форме и плохо эмульгировали в физиологическом растворе.
Первичный рост культур микобактерий на среде Финн-2 в среднем обнаружен на 36 сутки, а на Левенштейна-Йенсепа
- позднее на 3 дня.
По остальным показателям (величина и форма колоний, количество колоний, пророст банальной микрофлоры) существенной разницы не отмечено.
Интересные сравнительные данные получены при посеве 2 проб биоматериала от рогачей с характерными для туберкулеза изменениями (гнойно-некротические массы в заглоточных, брыжеечных лимфоузлах, а также легких и печени) на среды ФАСТ-Зл, Левенштейна-Йенсена, Финн-2. На среде ФАСТ-Зл сплошной рост культур микобактерий обнаружен на 12-15 сутки. Одни колонии кремового цвета имели шероховатую Я-форму, вы-
ступали над поверхностью среды, другие
- переходную 5И-форму с желтоватым опенком. В более поздний срок (на 33-34 сутки) обозначился видимый рост на средах Левенштейна-Йенсена и Финн-2. Культуры микобактерй покрывали всю поверхность среды в виде налета цвета слоновой кости, часть культур - в виде изолированных Э-формы колоний, величиной до 0,2 мм. В диаметре имели выпуклую поверхность серовато-белого цвета, слабо эмульгировали в физиологическом растворе. Сплошной рост культур микобактерий на среде Левенштейна-Йенсена был более заметный по сравнению со средой Финн-2.
При заражении морских свинок биоматериалом от рогачей получен положительный результат биологической пробы. Лабораторные животные пали на 26-27 день. При этом у них констатировали следующую патологоанатомическую картину: печень увеличена в 3-4 раза по сравнению с нормой, с творожистыми инакапсулироваными бугорками, заполненными гнойно-некротической массой, селезенка увеличена в 3-5 раз, бугристая, мозаичная, на разрезе из очагов вытекает сметанообразной консистенции жидкость, легкие бледно-си-нюшного цвета.
В поле зрения микроскопа культуры, изолированные от маралов, представляли собой микобактерии палочковидной, кокковидной, овоидной формы, в отдельных случаях полярными и биполярными зернами Муха, располагались в мазках одиночно или группами, неравномерно окрашивались в красный цвет по Циль-Нильсену.
Дополнительно к этим культурам изолировано еще 2 (5,3%), которые на 5-8 день на питательных средах формировали отдельные Б-формы колоний желто-оранжевого цвета, до 2 мм в диаметре, хорошо эмульгирующих в физиологическом растворе, или давали обильный слизистый рост оранжевого цвета.
При микроскопии мазков, окрашенных по Циль-Нильсену, обнаруживали короткие палочки красного цвета, ово-
иды, кокки и склеенные конгломераты, состоящие из различных форм микобактерий. Биопроба на морских свинках дала отрицательный результат.
Из биоматериала от овец изолированы культуры микобактерий, формирующие на 67-69 день па средах Финн-2 и Левенштейна-Йенсена отдельно расположенные S-формы колоний до 0.3 мм в диаметре, матового цвета, плохо эмульгирующие в физиологическом растворе.
При микроскопическом исследовании культуры микобактерий представляли собой длинные изящные палочки в 90% случаев и лишь в 10% случаев - кокковидную и короткую палочковидную форму.
У морских свинок, зараженных биоматериалом от овец, отмечали феномен Коха, увеличение регионарных месту заражения лимфатических узлов, гнойно-некротические поражения с просяное зерно в печени, почках и селезенке.
В результате бактериологического исследования в 57,9% случаев удалось выделить возбудитель бычьего вида и в 5,3% случаев атипичных микобактерий из 38 проб биоматериала от маралов. Из материала от 2 овец также изолированы М,bovis., что свидетельствует о контактном пути передачи инфекции в данном хозяйстве от одного вида животных к другому.
Литература
1. Дюсембаев К.Б. Применение некоторых серологических реакций для диагностики туберкулеза маралов: Автореф. дис. канд. вет. наук. - Алма-Ата, 1973. - 18 с.
2. Капустин А.А. Вопросы эпизоотологии, диагностика и мероприятия по ликвидации туберкулеза маралов: Автореф. дис. канд. вет. наук. -Троицк, 1974. - 27 с.
3. Луницын В.Г., Огнев С.И. Туберкулез маралов и меры борьбы с ним: Методические рекомендации / ИЭВСиДВ.
- Новосибирск, 1991. - 25 с.
4. Луницын В.Г., Влазиев В.П. Туберкулез пятнистых оленей и меры борьбы с ним: Методические рекомендации / РАСХН Сиб. отд-ние ИЭВСиДВ. - Новосибирск, 1993. - 29 с.
206 Вес тник Алтайского государственного аграрного университета М'2І 2003 г.
5. Омарбеков Е.О. Химопрофилактика б. Шаманский ЕИ. Мараловодство на туберкулеза маралов: Автореф. дис. канд. Алтае и болезни маралов. - М., 1931. — С. вет. наук. - Алма-Ата, 1975. - 19 с. 27-28.
В.Г. Луницын
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МАРАЛОВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
На начало 2003 года в Алтайском крае действует 38 мараловодческих и оленеводческих ферм с поголовьем 20843 марала и 6551 пятнистый олень, от которых заготовлено в 2002 году 12341 кг консервированных пантов. Из общего количества марало- и оленеферм лишь 9 частных предприятий, на которых содержится 4972 марала. Основными районами разведения маралов и пятнистых оленей являются: Алтайский район - 10 ферм, поголовье 6434 марала и 743 пятнистых оленя; Чарышский район - И ферм, поголовье 8336 маралов и 1204 пятнистых оленя; Солонешенский район
- 12 ферм при поголовье 4280 маралов и 3321 пятнистый олень. Кроме вышеперечисленных хозяйств, три фермы имеются в Краснощековском районе с поголовьем 1150 маралов и 78.3 пятнистых оленя, одна в Смоленском районе (483 марала) и одна час тная ферма в Усть-Пристаньском районе с поголовьем 160 маралов.
Эпизоотическое обследование включало в себя исследование маралов на туберкулез (как наиболее распространенное инфекционное заболевание маралов и инвазионные болезни).
Работа осуществлялась сотрудниками ВНИИ пантового оленеводства и производственной ветеринарной службой в период с октября по декабрь 2002 года. Исследование на туберкулез проводили туберкулином с последующим убоем части реагирующих животных и подтверждением диагноза патологоанатомическими и 6актериологическими исследованиями. Одновременно с этой рабо той брали биоматериал для копрологических исследований, осуществляли противопаразитарные обработки и иммунизацию маралов против туберкулеза вакциной ВЦЖ.
Эпизоотологическим обследованием было охвачено 17 наиболее крупных мараловодческих хозяйств, имеющих 16310 маралов, что составляет 78,2% всего поголовья Алтайского края. Внутрикожной туберкулиновой пробой исследовано 7615 рогачей и маралух (табл. 1), или 46,7% всего поголовья обследуемых мараловодческих ферм.
По показаниям внутрикожной туберкулиновой пробы подвергнуто убою 107 маралов, при вскрытии которых у 102 болезнь диагностирована по характерным для туберкулеза изменениям. От 43 животных биоматериал исследовали общепринятыми методиками лабораторных исследований, во всех случаях изолировали культуру возбудителя туберкулеза бычьего вида.
По результатам аллергических исследований (табл.) с последующими патологоанатомическими и бактериологическими исследованиями туберкулез диагностирован на 11 мараловодческих фермах: трех - Чарышского района; пяти
- Алтайского района; двух - Солонешен-ского и частном предприятии "Бырдиной" Усть-Пристанского района.
Из 11 мараловодческих ферм, в которых установлен туберкулез у маралов, шесть частных предприятий.Таким образом, из 7615 маралов-рогачей и маралух на внутрикожную туберкулиновую пробу реагировало 669 животных, что составило 8,8%.
Наибольшее количество маралов исследовано в Чарышском и Алтайском районах и незначительное - в Солоне-шенском, что обусловлено с одной стороны отсутствием в хозяйствах этого района затонов для передержки маралов на 72 часа и последующей читки реакции, с дру-