Научная статья на тему 'Б. А. Тураев - основоположник русской египтологической науки'

Б. А. Тураев - основоположник русской египтологической науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неваров А. А.

В статье представлен историографический анализ основных научных трудов одного из лучших отечественных египтологов, историка древнего мира Б.А. Тураева, в основном в области древнеегипетской религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B.A. Turaev - the founder of Russian Egyptology science

In the article has presented the historiography analysis of the fundamental scientific works of one of the best native Egyptologist, historianof an Ancient World B.A. Turaev, mainly in the field of an Ancient Egypt's religion.

Текст научной работы на тему «Б. А. Тураев - основоположник русской египтологической науки»

2. Вп;Ч>11| ОСЛуЖРОпиг pi'AII I ПОЛНО-II|.'.IHCTUl.'HHblt' чтения при архиерейской домовой церквп//Том еплрх. ведомости. 1892. N«20. С. 2-13!

3 Вискресныс чтения для беженцев и г. Томске в 1916 i // Тим. еппрх. ведомости. 1917. N«5. С. 133-136.

-1 ГАНО. Ф. 159 Оп. 1. Д. 43. Л. 161 - 162.

5. ГАРФ. Ф. Р-3431. Он. I. Д. 395. Л. 3 об.

6. ГАТО Ф. 3. Он. 14. Д. 55. Л. 46.

7. ГАТО Ф. 184. Оп 1. Д. 29. Л. 3 об.

8 Двп собрания в читальном зале при архиерейском до .чем // Том. епарх ведомости. 1917. Ni4. С. 112-115.

9. Душеполезное чтение. 1Я62. Ч. 1. С 315.

10. Историческая переписка о судьЗах Православной церкви. М., 1912. 220 с.

! 1. Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. М.: ЭКСМО, 2002. 1021 с.

12. Лсщенко В. Ю. Русская семья (XI - XIX вв.): моногр. / В. Ю- Лещенко. СПб.: СПГ'УТД, 2004. 607 с.

I 3. Лосский II. О Характер русского народа: кн. 1 / И.О. Лосский. Посев, 1957

14 Наука и христианство // Тооол епарх. ведомости. 1887. IV I/. С. 383

15. Определение Святейшего Синода//Тобол. епарх. ведомости. 1882. N«23-24. С. 260.

16. Полунов А. Ю. Под власгыо обер-прокурора / А. Ю. По-лунов. М., 1996. 2.32 с

17. Права и обязанности пресвитеров но основным законам и церковпо-грлжданским постановлениям Русской цер-

кви: ч. 1 Служебные права н обязанности пресвитеров но каноническим постановлениям христианской церкви и учрежденным постановлениям Русской церкви: Полное и систематическое изложение канонических постановлений христианской церкви и действующих церковно-граждан-ских постановлений Русской церкви относительно всех служебных прав и обязанностей пастырских, как-то: учительства, воспитания и духовного руководствования, священнодействия, заведования церковной собственностью и церковного письмоводства. Киев, 1884. 458 с.

18. Религиозно-нравственные чтения три архиерейской домовой церкви//Том. епарх. ведомости. 1890. N«7. С. 22-33.

19. Розанов В. В. Среди художников / В. В. Розанов. М., 1994. 351 с.

20. Фабрика Ю. А. Церковь и армия в России: военно-исторический очерк / Ю. А. Фабрика. Новосибирск: Издано при Русском православном хоре «Сибирские певчие», 1997. 134 с.

21. Федотов Г. Г1. Письма о русской культуре / Г. П. Федо-тов//Русская вера, М., 1992. С. 462 - 478.

22. Шаповалов I1. Ф Истоки и смысл российской цивилизации / №. Ф. Шаповалов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 621 с.

ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, аспирант кафедры отечественной истории.

Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Елизарова Н. В.

УД« "0 1 Л. А. НЕВАРОВ

Омский государственный технический университет

Б. А. ТУРАЕВ — ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ЕГИПТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В статье представлен историографический анализ основных научных трудов одного из лучших отечественных египтологов, историка древнего мира Б.А. Тураева, в основном в области древнеегипетской религии.

В последние годы в России наблюдается заметное усиление интереса к египтологии. Об этом свидетельствует не Только переиздание многих научных трудов по Древнему Египту, созданных русскими историками-египтологами конца XIX — нач. XX вв.(в том числе переизданы книги академика Б.А. Тура-еиа, санкт-петербургскими издательствами "Журнал Нева" и "Летний сад"), но и публикация целого ряда новых книг, в частности труды В. В. Солкина "Солнце властителей. Древнееппичская цивилизация эпохи рамессидов" (VI., 2000) и "Египет: вселенная фараонов" (М., 2001), Д. Б. Пр\ сакова "Природа и человек I) Древнем Египте" (М., и "Раннее государством Древнем Египте" (VI., 2001), А. О. Большакова "Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства" (СПб., 2001), Т. А. Шерковой "Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству" (М., 2004), посвященных различным аспектам древнеегипетской цивилизации.

Содержание этих книг свидетельствует, что в русской египтологии, так же как и вообще в мировой египтологии, идет в настоящее время интенсивный процесс переосмысления многих пока еще доминирующих в исторической литературе представлений о социально-экономической и политической истории Древнего Египта, о бытовой и духовной жизни древних египтян. К этому переосмыслению побуждает египтологов новый фактический материал, полученный археологами на территории Египта в последние десятилетия. С другой стороны, совершенствование знаний древнеегипетского языка дает ег иптологам возможность по-новому прочитать давно известные древнеегипетские документы и позволяет проникнуть в содержание многих из таких древнеегипетских текстов, которые прежде были для них загадкой.

Существенно важным, для современной отечественной исторической науки о Древнем Египте остается изучение и переосмысление научных трудов

русских востоковедов XIX — нач. XX вв., т.к. их исследования вывели российских ученых, занимающихся древней историей, на первые роли в мировой науке, наряду с представителями востоковедения таких стран, как Англия, Франция, Германия.

В 70-х и 80-х годов XIX в. интерес к Древнему Египту в России был огромным. Многие ученые, работавшие в области смежных дисциплин, посвящали свой труд также и стране фараонов (например, работы В. В. Стасова: «Древнейшая повесть в мире» (по поводу сказки о двух братьях) и «Зодчество древнего Египта», а также А. В. Прахова. «Истории древнего Египта»; более того, профессор Ф.Ф. Соколов, один из учителей Б.А. Тураева, стал подробно касаться некоторых вопросов древнеегипетской истории в своих исторических курсах в Петербургском университете.)

Несмотря на все это, в начале девяностых годов 19 века еще нельзя было говорить о существовании русской науки о древнем Египте. Были талантливые ученые, такие как Владимир Семенович Голенищев, которого в знании древнеегипетской грамматики можно, пожалуй, сравнить с главой берлинской египтологической школы А. Эрманом, а в некоторых аспектах изучения Древнего Египта даже превосходил его, кроме того, еще один ученый, также много положивший груда на дело исследования египтологии в России, — это Оскар Эдуардович Лемм. Он, в самом начале своей научной деятельности, занимался изданием текстов, причем преимущественно интересовался религиозными памятниками Древнего Египта. О. Э. Лемм недолго занимался египтологией; он скоро ушел в коптоведение, в области которого, лингвистически связанной с древним Египтом, он и работал всю свою остальную жизнь. Но главной его заслугой считается, что он первым, с 1887 года, стал читать в русской высшей школе (на факультете восточных языков Петербургского университета) египтологию. Слушателей у него было немного, но среди них был Б. А. Тураев, тот, кто впоследствии фактически создал русскую науку о Древнем Египте. Очень значительная и при том важнейшая часть научных трудов B.C. Голенищева, О.Э. Лемма и Других исследователей печаталась за границей, на иностранных языках, и по большому счету, была недоступна в России. В университетах еще не было постоянных представителей египтологии, а в связи с этим не было ни египтологической школы, ни соответствующей научной традиции. Но к середине 90-х годов XIX века положение изменилось.

Возникновением египтологии в России мы обязаны академику Борису Александровичу Тураеву. Велика и разнообразна деятельность Тураева, с одной с тороны, это большой ученый, ведущий науку к новым путям, а с другой - профессор университета, знакомящий студенческую молодежь с далеким миром Древнего Востока. Вместе с тем он и энергичный музейный работник, и умелый популяризатор, способствующий подъему интереса к Египту и древнему Востоку в самых широких массах. Как о нем писал академик И.Ю.Крачковский: «Б. А. Тураев был, вероятно, последним историком классического Востока, который мог обнять в своем широком синтезе историческое развитие всех стран древности и чувствовать себя авторитетом в оценке всех сторон их культуры»[1). Как ученый, Б. А. Тураев подошел к Египту гораздо шире, чем его предшественники. По свидетельству Е. Г. Кагарова, Тураев заинтересовался историей Древнего Востока в гимназии под влиянием курса Священной истории[2]. Этому способ-

ствовало широкое историческое образование, полученное им на историко-филологическом факультете Императорского С.-Петербургского университета. В лице Б. А. Тураева мы имеем первого в России историка древнего Египта, притом вооруженного строгим историческим методом, что выделяло его даже в ряду западноевропейских египтологов, являющихся почти исключительно филологами. Все его работы составлены на основании первоисточников, которые он прекрасно знал и понимал. Он мог разбираться в самых трудных поздних иероглифических и иератических текстах, присоединяя к широте историка точность филолога.

Для Б. А. Тураева история Древнего Востока всегда представлялась как единый процесс, видное место в котором принадлежало Египту. Конечно, он не мог ее завершить, как это делали очень многие историки кон. XIX — нач. XX вв., такимичисто внешними рамками, например, как, покорение Персидской державы Александром Македонским. И в своем главном труде, первом в своем роде в России, в вышедшей в 1911-1914 годах, а затем 1935-1936 гг. тремя изданиями своего рода сводке работ значительной части жизни Тураева, в „Истории Древнего Востока", он прослеживает судьбы культуры Древнего Египта также и в эпохи эллино-римского владычества вплоть до окончательной гибели ее. Такого рода обзора истории не дал ни один западноевропейский ученый. В нем нашли место все стороны культуры: наряду с политической историей Борис Александрович дает параллельно и историю социальных отношений, историю религии, литературы и т. д.

Детально рассматривалась история религии, к которой Тураев относился с особенным интересом. К этой отрасли науки принадлежит и его первая большая работа, вышедшая в 1898 г., которая является его магистерской диссертацией — «БогТот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры». (Записки историко-филологического факультета Императорского С.-Петербургского университета. ХЬУ1, 1898).

В предисловии к этой работе он пишет: «История религиозных представлений древних египтян является, несомненно, одним из основных элементов истории их культуры; последняя может быть понятна только при основательном знакомстве с первой. Между тем, до последнего времени именно этот отдел египтологии был наиболее запутан, несмотря на всю ту массу труда, какая была положена на его разработку. Здесь-то и сказались наиболее неблагоприятно последствия унаследованных еще от древности традиционных взглядов на египетскую культуру и характер работ первых египтологов. Только в самое последнее время Г. Масперо удалось стать во многих отношениях на настоящую почву и на более верный путь к решению вопросов египетской религии и мифологии»^). И далее: «Предлагаемая работа ставит своей задачей исследование одного такого частного вопроса в этой области и стремится проследить на основании доступного материала историческое развитие представлений древних египтян о божестве, в котором они олицетворяли свою культуру, с именем которого они соединяли представление об идеале правды и премудрости и которое, хотя и в иноземной оболочке, пережило создавшую его цивилизацию для более широкой роли, продолжая напоминать о ней еще долго в литературах более молодых народов»^],

В этой работе Тураев решительно противостоит взгляду, в его время весьма распространенному и

до сих пор окончательно не преодоленному, на египетскую культуру, и в частности на религию, как на нечто неподвижное, закостеневшее в своих формах и не знающее развития. Его книга (диссертация) намечает ряд этапов в эволюции представлений о боге Тоте, этом верховном древнеегипетском маге и покровителе книги, тайных знаний. Мы узнаем из работы Тураева, что многие „исконные" свойства бога Тота таковыми не могут быть признаны. Так, в качестве бога измерения и числа, Тот появляется на памятниках лишь в эпоху Среднего Царства. Тогда же он приобретает свойства бога справедливого и бога судьи, бога, который создает древнеегипетские иероглифы. Только в Новом Царстве Гот предстает перед нами в виде павиана, образ, казалось, неразрывно с ним связанный и тогда же впервые мы встречаем точно формулированной функцию Тота относительно египетской науки или того, что ее заменяло. Магическая сила Тота не имеет пределов, а как бог меры и числа, он становится божеством финансовой жизни государства, а также строительного искусства. Лишь в поздние эпохи „в представлении лучших людей времени, в лице Тота явился образ благого и премудрого бога, олицетворяющего собой выработанную веками культуру. Наконец, в греческое время, в эпоху все растущего синкретизма, То г на стенах храма в Эдфу называется „сердцем Ра", то есть олицетворением премудрости верховного божества, Создателем Мира (своеобразным Богом-Демиургом). Его культ во времена позднего эл^ линизма соединяе тся с культом бога Гермеса, и тогда же он получает эпитет «Трижды Величайшего». Такой Тот мог удовлетворить, говорит академик Тураев, и семитов, и греческих философов всех направлений до евгемеризма и неоплатонизма. В заключительной час ти своей работы автор рассказывает о женских дополнениях бога Тота, например, о богинях Сешат и Техи. Приведенные мысли, базируюющиеся на тщательно разобранных показаниях источников, показывают, как отчетливо сознавал Тураев развития представлений египтян о божестве и как пишет Е.Г. Катаров «Содержание этой выдающейся по строгости (исторического. - А. Н.) метода и осторожности выводах книги, представляющий собою весьма ценный вклад в историю египетской религии»[5|.

Точно таких же взглядов о развитии египетской религии Б. А. Тураев приводит и в «Истории древнего Востока» (СПб., I,-1911, II-1912. = М., I- 1935, II-1936.) Здесь, пожалуй, особенно важна данная им глубокая характеристика египетского этического монотеизма в эпоху Нового Царства. В этом труде, «...в отчетливой форме обрисованы политическая, бытовая, религиозная и художественная стороны жизни Древнего Востока. Мы не находим в этой книге и тени обычного схематического способа изложения: вместо бледных общих мест и отвлеченных построений перед нами мастерская историческая картина, яркость которой еще более усиливается благодаря значительному количеству подлинных текстов, введенных в изложение. Б. А. Тураев делит всю историю Востока до Александра Македонского на пять периодов: 1) сеннаарско-египетская эпоха (от древнейших сумерийских государств до гиксов); 2) эпоха египетского преобладания (Египет при 18 —20 дин, и победоносное движение фараонов в Переднюю Азию); 3) возвышение Ассирийского царства и его столкновение с Египтом; 4) Мидийское царство и эпоха халдейской династии в Вавилоне; 5) Персидское владычество и падение его перед Македонским завоевателем» [6].

То же стремление охарактеризовать различные моменты эволюции египетской религии сквозит и в работах над египетской заупокойной литературой: он один из первых устанавливает связь между знаменитой „Книгой мертвых" и более древними текстами, начертанными на саркофагах Среднего Царства.

Б. А. Тураев интересовался различными сторонами египетской религии: кроме религиозных представлений заупокойного культа, он занимался и магией, и материальной стороной религиозной культуры [7].

Но Б. А. Тураев не ограничивался историей религии; он дал нам ряд ценных работ в области различных сторон культуры древнего Египта. К области науки о классическом Египте относятся следующие его труды: Zwei Hymnen an Thoth (Zeitschr. f. agypt. Sprache XXXIII— публикация иератического текста Бриганскаго музея № 5656 и 1 иероглифической надписи на статуе Берлинского музея); „Из египетской мифологии (Сборник в честь Ф. Ф. Соколова — о роли древа жизни в эсхатологических представлениях египтян); „Египтология на XI и XII международном, конгрессах ориенталистов" (в Ж. М. Н. Пр.); „Нов. успехи и современное состояние египтологии" (Истор. Обозр. 1897), „Страница из истории древнеегипетской литературы" (Зап. Арх. 0-ва1); „Новая находка в области египетской поэзии" (Зап. Арх. О-ва III); Египетские заметки (там же); Описание Египетских памятников в Русских музеях и собраниях (Зап. Вост. Отд. Рус. Арх. О-ва XI— XIII).Из истории Книги Мертвых (там же); Описание Египетского собрания Императорского Казанского Университета. (Зап. Вост. Отд. XV); Опись коллекции древностей, привезенной из Египта (Зап. Клас. Отд. Арх. О-ва VI); Описание Египетского отдела Музея Императорского Одесского Общества Истории и Древностей (в Сборнике в честь Э. Р. фон Штерна); Несколько египетских надписей из моей (Тураева Б.А. — А.Н.) коллекции (Зап. Класс. Отд. VII); Скарабеи с о-ва Березани (Изв. Импер. Арх. Комм.. XL — о скарабеях и скарабеоидах из раскопок Г. Л. Скадов-скогона Березани (1900— 1901 г.); Терракотовый светильник из Ольвии, изображающий чету Бесов (там же); Фигурка Имхотепа, найденная в Кубанской области (в кургане станицы Марьинской— Изв. Арх. Комм. XLIX); Die naophore Staue Nr. 97 in Vatikan (Z. f. agypt. Sprache XLYI, 1910); Einige unedierte Saitica in russischen Sammlungen (там же XLV1II) и другие работы.

Отметим посмертную изданную работу «Египетская литература». В ней особенно Б.А.Тураева привлекали те эпохи, в которые Египет более тесно сталкивался с другими народами.

Древний Египет являлся основной специальностью Б. А.Тураев, но ему принадлежит много работ и по другим культурам Древнего Востока, а особенно по культуре преемника Древнего Востока — христианского Востока, бывшей его второй специальностью. Конечно, благодаря этому работы Б. А.Тураев много выигрывали в смысле широты охвата.

Б.А.Тураеву была очевидна необходимость для России развития науки о Древнем Востоке. Он писал: «Следует признать, что для поднятия интереса к великим культурам древности у нас не делалось почти ничего. В то время как англичане, французы, а за ними немцы, итальянцы и американцы не останавливались ни пред какими затратами сил, энергии и материальных средств для археологического исследования стран, где создались древнейшие чело-

веческие цивилизации,... в то время как западные и заатлантические музеи наполнялись памятниками Египта и Передней Азии, давая материал ученым и образовательные средства для общества, когда и правительства, и частные организации поняли важность изучения Востока и всячески ему содействовали, а обширная научная и популярная литература шла навстречу как этим начинаниям, так и вызванному ими интересу общества, у нас, ближе всех лежащих к Востоку и территориально, и исторически, и культурно, об изучении Востока, особенно древнего, думали меньше всего — не было ни кафедр, ни оригинальной литературы, а потому долгое время не замечалось интереса к этой области зна-иий»[8]. Поэтому для Тураева было так важно, что из его аудитории вышло несколько молодых ученых, частью уже заявивших о себе учеными трудами и выступивших в качестве университетских преподавателей, например: И. М. Волков, В.В. Струве, А. Л. Ко-цейовский и др. Он видел в них свою смену и поднимающуюся русскую науку.

Понимая, что без распространения знаний о Древнем Египте в широких массах невозможно интенсивное развитие египтологии в России, он принимал участие как автор и как редактор в издании «Хрестоматии по древнему Востоку» и «Культурно-исторических памятников Древнего Востока»* книг, которые проникли до самых глухих утолков страны.

] Деятельность Б. А. Тураева весьма способствовала оживлению ин тереса к Древнему Египту: на русском языке появился ряд переводов с иностранных сочинений. Работу Б. А. Тураева достойно оценила Академия наук, избрав его в 1918 г. своим членом.

Казалось, что ему предстоят еще долгие годы плодотворной работы. Но бедствия страны, чутко вос-

принимавшиеся им, тяжелое положение столь горячо любимой науки, личные невзгоды, все эти события недавних годов подкосили и сломили еще далеко не старый организм Б. А. Тураева. В 1920 году он скончался; его не стало тогда, когда русская наука ждала от него еще многих новых трудов, углубляющих знания о Египте.

Библиографический список

1. Крачковский И.Ю. Предисловие// Тураев Б. А. Русская паука о Древнем Востоке до 1917 года. Л., 1927. С. 1.

2. Кагаров Е.Г, Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1914. С. 95.

3. Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. СПб., 2002. С. 4-5.

4. Там же С. 5.

5 Кагаров Е.Г. Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1914. С. 96-97.

6. Там же С. 98-99.

7. См. работу Тураев Б.А. Религия Древнего Египта // Тураев Б.А. Древний Египет. М.,1922.

8. Тураев Б. А, Русская наука о Древнем Востоке до 1917 года. Л., 1927. С, 9,14.

НЕВАРОВ Антон Анатольевич, ассистент кафедры социологии, социальной работы и политологии ОмГТУ, аспирант кафедры истории и теории религии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила в редакцию 18.10.06. © Неваров А. А.

УДК 94 «1906/14» (57) М В ДОРОФЕЕВ

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В СИБИРЬ В ГОДЫ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ_

В статье, написанной на архивных материалах, освещены вопросы, связанные с крестьянским землепользованием в Сибири и форсированным переселением начала XX века.

| Массовые переселения в Сибирь в 1906-1914 гг. I должны были разрядить аграрный кризис в центре | страны. К 1900 г. количество «лишних» крестьян составило 23 миллиона человек. Количество удобных | земель, пригодных для земледелия, в Сибири было | недостаточно для обеспечения земельными наде-| лами всех желающих, что не учитывалось прави-| тельством П.А. Столыпина. К 1914 г. колонизационный фонд был исчерпан.

Первая русская революция со всей очевидностью показала взрывоопасность аграрного вопроса,

который был связан с относительным перенаселением в сельской местности Европейской России. Например, крестьяне д. Синчи Минской губернии в своем «верноподданейшем прошении» Николаю II писали: «Великий государь! Все богатство и сила крестьянина в земле, а ее-то у нас и нет. Те наделы земли, что получили мы по милости блаженной памяти царя-освободителя, за протекшие с того времени сорок лет уменьшились до того, что многие из нас имеют земли по несколько борозд, а некоторые и вовсе пропадают без земли...»1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.