Научная статья на тему 'Б. А. Кистяковский яркий представитель русской неокантианской школы конца XIX начала XX века'

Б. А. Кистяковский яркий представитель русской неокантианской школы конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1055
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА / ПРАВО КАК ДИСЦИПЛИНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛИЗМ / LAW / VALUE CHATACTERISTICS OF LAW / LAW AS A DISCIPLINARY SYSTEM / LEGAL ORGANIZATION OF A CONSTITUTIONAL STATE / SOCIALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдошенко Ираида Владимировна

Исследована биография и политико-правовые взгляды Б.А. Кистяковского. Особое внимание уделено участию Б.А. Кистяковского в социал-демократическом движении, его стремлению соединить некоторые либеральные ценности, например «правовое государство» с социализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B.A. Kistjakovsky a striking representative of Russian Neo-Kantian school of the end of XIX the beginning of XX century

The article is devoted to the research of life and politiko-legal views of Bogdan Kistjakovsky. The special attention is paid to Bogdan Kistjakovsky's participation in social democratic movement, his aspiration to connect some liberal values, for example, "constitutional state", to socialism.

Текст научной работы на тему «Б. А. Кистяковский яркий представитель русской неокантианской школы конца XIX начала XX века»

106

2011. Вып. 4

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 316.3 И.В. Евдошенко

Б.А. КИСТЯКОВСКИЙ - ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКОЙ НЕОКАНТИАНСКОЙ ШКОЛЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Исследована биография и политико-правовые взгляды Б.А. Кистяковского. Особое внимание уделено участию Б.А. Кистяковского в социал-демократическом движении, его стремлению соединить некоторые либеральные ценности, например «правовое государство» с социализмом.

Ключевые слова: право, ценностные характеристики права, право как дисциплинирующая система, правовая организация конституционного государства, социализм.

Современное реформирование нашей страны невозможно рассматривать вне изучения истории отечественного образования и науки. Чем больше человек узнаёт неоткрытых, мало изученных фактов из жизни Родины, тем больше создаётся предпосылок для его изменения, независимо от того, какими проблемами он занимается или будет заниматься в будущем.

Рубеж тысячелетий повысил исследовательский интерес к истории модернизации государственной и общественной жизни. С одной стороны, это связано с тем, что история страны богата и событиями, и людьми, существенно повлиявшими на судьбу России. А с другой стороны, в изучении трудов известных и неизвестных дореволюционных юристов есть ещё много пробелов. В контексте исследования образовательной ситуации второй половины XIX - начала XX в. возникают фамилии учёных-юристов, развивавших свои методологические идеи в области правового государства и демократии, отчасти сходные с теми, которые существуют в нашей стране теперь. Среди наименее изученных в истории политической мысли имен - имя Богдана Александровича Кистяковского.

Богдан Александрович Кистяковский родился 4/16 ноября 1868 г. в г. Киеве в семье профессора Киевского университета Александра Фёдоровича Кистяковского, известного специалиста по истории права, деятеля народного просвещения1. Вслед за отцом ещё в гимназии Богдан решил избрать гуманитарную карьеру. С большим усердием изучал философию и общественные науки, в 1888 г. поступил на исторический факультет Киевского университета св. Владимира, но в 1889 г. был исключён из него и в том же году стал студентом Дерптского университета, из которого тоже был исключён за участие в социал-демократическом движении. Испытывая неудовлетворение от полученных знаний и желая завершить высшее образование, Б.А. Кистяковский в 1895 г. уехал на четыре года за границу, поступил на философский факультет Берлинского университета, где занимался под руководством Г. Зиммеля. Затем продолжил образование в Парижском и Страсбургском университетах, посещая семинары Виндельбанда, Циглера, Кнаппа и Еллинека. Научные связи с зарубежными исследователями Б.А. Кистяковский не прерывал в течение всей последующей жизни, регулярно ездил в Германию для получения и обновления научных знаний.

По возвращении в Россию в 1902 г. он некоторое время провёл в Вологде, куда была сослана его жена и где в это время находились Н.А. Бердяев, А.В. Луначарский, А.А. Богданов и др. В 19031904 гг. Борис Александрович принимал участие в съездах «Союза Освобождения» (прообраз кадетской партии) в Германии, в 1904 г. (после амнистии, которую получила его жена) возвратился в Киев и продолжил свою деятельность в журнале «Вопросы жизни». В 1906 г. Б.А. Кистяковский сдаёт магистерский экзамен в Московском университете и приступает к чтению курсов государственное и полицейское (административное) право в Высшем коммерческом училище, а в 1909 г. становится приват-доцентом Московского университета по кафедре энциклопедии и истории философии права. Перед ним открылась возможность стать ординарным профессором. В качестве диссертации он планировал защитить свою первую работу. Хотя она и была им защищена в 1898 г. в Германии, права на получение звания в России не давала. Однако обстоятельства изменились.

1 Василенко Н.П. Академик Богдан Александрович Кистяковский // Социс. 1994. № 2. С. 139-154; Глушаченко С.Б., Пиджаков А.Ю., Малькова Е.Г. Политико-правовое учение Б.А. Кистяковского // История государства и права. 2006. № 5. С. 24; Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М.: Онега, 1995. С. 177-179; Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2005. С. 254.

После знаменитого разгрома Московского университета, когда более ста преподавателей покинули кафедры в знак протеста против политики министра народного просвещения Л.А. Кассо, направленной на уничтожение академических свобод, Б.А. Кистяковский как сторонник идей интеллектуального либерализма присоединился к ним. С 1906 г. в течение ряда лет Богдан Александрович сотрудничает в изданиях П. Струве - журналах «Русская мысль», «Свобода и культура» и других. В 1913-1917 гг. учёный редактировал высокопрестижный среди специалистов журнал «Юридический вестник», который не замыкался на освещении только узких юридических вопросов, а обсуждал также многие актуальные проблемы социологии: вопросы войны и мира, общественной солидарности и др. Социологическое учение Бориса Александровича - одно из высших достижений неокантианской социологии в дореволюционной России. В его концепции большая роль отводилась культуре, которая, по его мнению, и превращает идею власти (право) в факт общественного сознания.

Осенью 1917 г. Б.А. Кистяковский переезжает из Москвы в Харьков, где защищает магистерскую диссертацию и по рекомендации высоко ценившего его профессора А.Н. Фатеева по совокупности работ избирается профессором в местном университете. Весной 1918 г. он едет в Киев, где вместе с В.И. Вернадским (первым президентом академии) и М. Туган-Барановским принимает участие в создании Украинской академии наук и даже добирается до ставки генерала белого движения

А.И. Деникина с целью отстоять права Академии. Во время поездки Б.А. Кистяковский заболел, перенёс операцию и 16/29 апреля умер в Краснодаре, где и похоронен.

Основные труды учёного: «Общество и личность» (1899); «Право как социальное явление» (М., 1911); высшее научное достижение учёного - книга «Социальные науки и право» (СПб., 1916); Элементарный учебник общего уголовного права (Киев, 1875); Учебник уголовного права (1882).

Между тем его концепция представляет немалый интерес, так как явно перекликается с современной правовой доктриной. Богдан Александрович считал, что в законах должны найти отражение не только идеалы законодателей, но и социальные и политические условия, в которых возникли и развились эти идеи. В 1909 г. учёный опубликовал работу «В защиту права (Интеллигенция и правосознание)», где, в частности, подчёркивал: «Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенствование, религиозная святыня. Значение его более относительно, его содержание создаётся отчасти изменчивыми экономическими и социальными условиями. Относительное значение права даёт повод некоторым теоретикам определять очень низко его ценность. Одни видят в праве только этический минимум, другие считают его элементом принуждения, то есть насилием. Если это так, то нет основания упрекать нашу интеллигенцию в игнорировании права. Она стремится ко всё более высоким и безотносительным идеалам и могла пренебречь на своём пути этою второстепенной ценностью.

Но духовная культура состоит не из одних ценных содержаний. Значительную часть её составляют ценные формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности. А из всех формальных ценностей право как наиболее совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология или чем систематические упражнения воли. Главное же, в противоположность индивидуальному характеру этих последних дисциплинирующих систем, право - по преимуществу социальная система и притом единственная дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создаётся только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым порядком - тождественные понятия.

С этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении. Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой.

Если иметь в виду это всестороннее дисциплинирующее значение права и отдать себе отчёт в том, какую роль оно сыграло в духовном развитии русской интеллигенции, то получатся результаты крайне неутешительные. Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала право, никогда не видела в нём ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее состоит на крайне низком уровне развития»2.

2 Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции:

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С. Л. Франк. Репринтное изд. 1909. С. 101, 102.

108

И.В. Евдошенко

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Развивая мысль, Богдан Александрович отмечает проблемы, стоящие перед обществом: «...можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности, из которых слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли. Литература является именно свидетельницей этого пробела в нашем общественном сознании»3.

Учитывая ситуацию в юридической науке, Б.А. Кистяковский высказал свою позицию по принципиальным вопросам: «Притуплённость правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа. По поводу этого Герцен в начале пятидесятых годов прошлого (XIX) века писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им, как силе. Полное неравенство перед судом убило в нём всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство»4.

Казалось бы, у русской интеллигенции было достаточно мотивов проявлять интерес именно к личным правам. Искони у нас было признано, что всё общественное развитие зависит оттого, какое положение занимает личность. ... Но именно тут мы констатируем величайший пробел, так как наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала -личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделённой всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции»5.

И в итоге делает следующий вывод: «.Если же мы сосредоточим своё внимание на правовой организации конституционного государства, то для уяснения его природы мы должны обратиться к понятию права в его чистом виде, т.е. с его подлинным содержанием, не заимствованным из экономических и социальных отношений. Тогда недостаточно указывать на то, что право разграничивает интересы или создаёт компромисс между ними, а надо прямо настаивать на том, что право только там, где есть свобода личности. В этом смысле правовой порядок есть система отношений, при которых все лица данного общества обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения»6.

Кроме того, значительный интерес сегодня представляют взгляды Б.А. Кистяковского на соотношение конституционализма и социализма и его идея «правового социализма». Сохраняя верность социалистическим убеждениям своей молодости, учёный выступал против тезиса о несовместимости социализма и конституционализма. Напротив, доказывал, что социализм и конституционализм только тогда могут получить развитие, когда станут характерными чертами одного и того же общества7.

Может ли быть социалистическое государство правовым? Такая постановка проблемы звучит весьма актуально8. Отвечая на этот вопрос, Богдан Александрович рассуждал следующим образом: «Поскольку капитализм является подготовительной и предшествующей стадией социализма, то правовое государство должно быть признано прямым предшественником того государства, которое осуществит социальную справедливость»9. И далее: «Правовое государство часто называют буржуазным, противопоставляя его социалистическому. Но ясно, когда правовое государство называют буржуазным, то этим наименованием определяют социальную и экономическую структуру того, что правовая природа социалистического государства до самого последнего времени игнорировалась»10. Таковым, по мнению Б.А. Кистяковского, должен быть конституционализм высокого уровня, когда каждый член общества будет активным самоопределяющим индивидом, а не только объектом, подчинённым правилам, провозглашённым власть имущими.

Таким образом, время подтверждает значимость суждений учёного в том, что право является решающим условием гарантий прав отдельной личности и превращения этих прав в основу консти-

3 Там же. С. 103

4 Там же. С. 106

5 Там же. С. 108.

6 Там же. С. 111.

7 Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Сов. гос-во и право. 1991. № 1. С. 127.

8 См.: Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. 1906. №85. С. 473.

9 Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного инта, 1998. С. 574.

10 Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое. С. 495.

туционного строя. Он пытался найти источники права в социальных, экономических, а также психологических факторах развития русского общества, стремясь не столько воспроизвести западные модели, сколько создать такую теорию, которая объединила бы западные концепции с социальноэкономическими особенностями России.

I.V. Yevdoshenko

B.A. Kistjakovsky - a striking representative of Russian Neo-Kantian school of the end of XIX - the beginning of XX century

The article is devoted to the research of life and politiko-legal views of Bogdan Kistjakovsky. The special attention is paid to Bogdan Kistjakovsky's participation in social democratic movement, his aspiration to connect some liberal values, for example, "constitutional state", to socialism.

Keywords: law, value chatacteristics of law, law as a disciplinary system, legal organization of a constitutional state,

Поступила в редакцию 16.05.11

socialism.

Евдошенко Ираида Владимировна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель

Ижевский филиал Нижегородской Академии МВД России

Yevdoshenko I.V.,

candidate of laws, senior lecturer

Izhevsk branch of Nizhny Novgorod Academy

of Ministery of State Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.