Научная статья на тему 'АЗИЯ КАК НОВЫЙ ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИЛЫ'

АЗИЯ КАК НОВЫЙ ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИЛЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АЗИАТСКОЕ СТОЛЕТИЕ" / "ВЕК АЗИИ" / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИЛА / РАЗНООБРАЗНЫЙ КОНТИНЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ЭКОНОМИКИ / ASIAN СENTURY / NEW ECONOMIC POWER / DIVERSIFIED CONTINENT / INTEGRATION AND REGIONALIZATION / COMPLIMENTARY ECONOMIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Владимир Борисович

Наблюдающийся уже несколько десятилетий подъем Азии продолжается, причем более быстрыми темпами, чем ожидалось. Азию, несмотря на огромное разнообразие составляющих ее стран, можно назвать крупнейшей в мире «региональной экономикой». Ее потребительский рынок демонстрирует не только впечатляющий рост объемов, но и глубокие изменения структуры. Азиатские экономики интегрируютсямежду собой, подтверждая новую тенденцию глобализации - регионализацию. По мере развития и углубления между ними интеграционных процессов в сферах торговли, движения капитала, потоков знаний и инноваций, мощь Азии будет расти. Азия начнетопределять тенденции глобального рынка и станет мотором для следующего этапа глобализации, который по праву назовут «азиатским столетием».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASIA AS A NEW CENTER OF ECONOMIC POWER

The rise of Asia has been continuing for several decades, at a faster pace than expected. Asia, despite the vast diversity of its constituent countries, can be called the world’s largest “regional economy”. Asian consumer markets show not just impressive growth, but also profound changes in structure. The power of Asia will grow, as Asian economies integrate with one another in innovation, trade, capital and knowledge flows, confirming a new trend in globalization - regionalization. Asia is expected to shape global market trends and become the engine for the next phase of globalization, which could be rightly called the Asian Century.

Текст научной работы на тему «АЗИЯ КАК НОВЫЙ ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИЛЫ»

йО! 10.32726/2411-3417-2020-1-113-132 УДК 338; 339

ВЛАДИМИР КОНДРАТЬЕВ

Азия как новый центр экономической силы

Аннотация. Наблюдающийся уже несколько десятилетий подъем Азии продолжается, причем более быстрыми темпами, чем ожидалось. Азию, несмотря на огромное разнообразие составляющих ее стран, можно назвать крупнейшей в мире «региональной экономикой». Ее потребительский рынок демонстрирует не только впечатляющий рост объемов, но и глубокие изменения структуры. Азиатские экономики интегрируются между собой, подтверждая новую тенденцию глобализации — регионализацию. По мере развития и углубления между ними интеграционных процессов в сферах торговли, движения капитала, потоков знаний и инноваций, мощь Азии будет расти. Азия начнет определять тенденции глобального рынка и станет мотором для следующего этапа глобализации, который по праву назовут «азиатским столетием».

Ключевые слова: «азиатское столетие», «век Азии», новая экономическая сила, разнообразный континент, интеграция и регионализация, взаимодополняющие экономики.

«Азиатское столетие» наступает

Азия в настоящее время является домом для половины человечества. Согласно данным ООН, из 30 крупнейших городов мира 21 расположен в странах Азии. В 2020 г. в Азии будет сосредоточена половина среднего класса мира, определяемого по уровню ежедневного дохода на душу населения в диапазоне от 20 до 100 долл. по паритету покупательной способности 2005 г.

Начиная с 2007 г. в Азии покупают больше автомобилей, чем в любом другом регионе мира. К 2030 г. там будут покупать столько же автомобилей, сколько во всех остальных странах. Как сказал премьер-министр Индии Нарендра Моди на последнем заседании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, «теперь континент обнаружил себя в центре глобальной экономической активности. Он стал важнейшим мотором экономического роста мира. Действительно, мы сейчас находимся, как говорят многие, в «азиатском столетии»» [The Asian...].

Газета Financial Times подсчитала, что экономика стран Азии в 2020 г. превысит экономический потенциал остального мира (рис. 1).

Сведения об авторе: КОНДРАТЬЕВ Владимир Борисович — руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН, доктор экономических наук, [email protected].

Азия Остальной мир

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2023 г.

Рис. 1. Доля в мировом ВВП по паритету покупательной способности, % источник: The Asian century is set to begin. Financial Times, March 26, 2019.

Даже по текущему обменному курсу на Азию сегодня приходится 38% мирового ВНП (в 2000 г. — 26%).

Понятно, что отмеченные тренды в значительной степени определили подъем Китая и Индии. Китайская экономика в настоящее время крупнее американской по паритету покупательной способности: на нее приходится 19% мирового ВВП (в 2000 г. этот показатель составлял только 7%). Индия является третьей по величине экономикой мира, превышая в два раза экономику Германии или Японии.

Надвигающееся «азиатское столетие» связано не только с этими двумя гигантами, но и с ростом менее крупных стран. Так, Индонезия находится на пути к тому, чтобы стать к 2020 г. седьмой экономикой мира по паритету покупательной способности, а в 2023 г. обгонит Россию и станет шестой в мире. Таиланд обгонит Австралию, а Филиппины — Нидерланды (табл. 1).

Вьетнам, одна из наиболее быстроразвивающихся стран мира, опередила с 2000 г. 17 стран в этом рейтинге, включая Бельгию и Швейцарию, а Бангладеш за 20 лет превзошла 13 других стран.

Подъем Азии, который начался с быстрого послевоенного развития Японии, представляет собой возвращение к исторической норме, поскольку этот регион занимал доминирующие позиции в мире до XIX в. В 1 200 г. на него приходилось более 70% мирового ВНП. В конце XVII в. Европа взирала с завистью и обожанием на Азию, на которую приходилось более двух третей мирового ВНП и три четверти населения Земли. В XVIII в. удельный вес Индии в мировой экономике был таким же, как и Европы. Затем в течение трех столетий роль Азии падала по мере роста западных стран на базе научно-технической и промышленной революций.

Таблица 1

Место азиатских стран в мировом ВНП по ППС

страна 2000 г. 2023 г.

США 1 2

Китай 2 1

Индия 5 3

Индонезия 13 6

Таиланд 22 20

Филиппины 34 25

Бангладеш 43 29

Сингапур 49 37

Вьетнам 50 31

Казахстан 56 38

Шри-Ланка 64 54

Мьянма 74 45

рассчитано по: The Asian century is set to begin. Financial Times, March 26, 2019.

К 1950 г. на Азию приходилось лишь 20% мирового производства, притом что здесь проживало более 50% населения планеты. В XIX в. Азия превратилась из мирового производственного центра в классический отсталый регион, экспортирующий сельскохозяйственные товары. Однако в последние десятилетия этот тренд изменился на противоположный [The Asian...].

Впечатляющий подъем Японии и Южной Кореи, первых азиатских стран, бросившихся в погоню за странами Запада, был превзойден Китаем, начавшим рыночные реформы в конце 1970-х годов. Азиатскому рывку способствовали международная торговля и прямые иностранные инвестиции, высокая норма сбережений, крупные инвестиции в человеческий и материальный капитал, а также эффективная макроэкономическая политика.

Двухсотлетняя эпоха доминирования Запада подходит к концу. За последние пятьдесят лет сотни миллионов жителей Азии были выведены из нищеты, а многие страны перешли в статус стран со средним уровнем дохода или даже в развитые. Азия остается более бедным регионом по сравнению с остальным миром, но этот разрыв сокращается (рис. 2).

ВНП на душу населения Китая по паритету покупательной способности составляет только 30% от уровня США и 44% от уровня ЕС. ВНП Индии на душу населения составляет 20% от уровня ЕС. Однако этот разрыв стремительно сокращается. Китай стал в пять раз богаче по сравнению со странами Африки южнее Сахары, в то время как в середине 1990-х годов их показатели были одинаковыми. Азия снова приобретает центральную роль на глобальной экономической сцене. Мир в своем развитии, таким образом, как бы совершает круг.

30

25

20

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Рис. 2. ВНП на душу населения по ППС, тыс. долл. рассчитано по: The Asian century is set to begin. Financial Times, March 26, 2019.

Азия

Остальной мир

Доля Азии в глобальных потоках, %

Таблица 2

2005-2007 гг. 2015-2018 гг.

Торговля 27 33

Капитал 13 23

Патенты 52 65

Контейнерные перевозки 59 62

Энергетические ресурсы 21 29

Спрос на энергетические ресурсы 36 43

рассчитано по: The Future of Asia. McKinsey Global Institute. September 2019.

За прошедшее десятилетие доля Азии в глобальной торговле товарами выросла с 25% в 2000-2002 гг. до 27% в 2005-2007 гг. и до 33% в 2015-2018 гг. На Азию в 2018 г. приходилось 23% глобальных потоков капитала по сравнению с 13% десять лет назад. На Азию приходится 16% международных потоков информации, в то время как в 2007 г. — 10%. Удельный вес региона в зарегистрированных патентах за десять лет вырос с 52 до 65%. За тот же период доля Азии в глобальном спросе на энергоресурсы увеличилась с 36 до 43%, а в энергопотоках — с 21 до 29%.

Страны Азии стремительно интегрируются, подтверждая новую тенденцию процесса глобализации, а именно — регионализацию. Например, 60% объема международной

торговли азиатских стран приходится на взаимный экспорт и импорт; 71% инвестиций в стартапы и 59% иностранных прямых инвестиций являются внутрирегиональными; 74% всех авиапассажиров путешествуют внутри региона.

Азия сегодня

На протяжении многих лет западные эксперты и средства массовой информации вели разговоры о подъеме Азии в контексте ее значительного будущего потенциала. Однако это будущее наступило гораздо быстрее, чем ожидалось. Одними из наиболее крупных событий последних 30 лет стали исключительно быстрый рост потребления в странах Азии и их интеграция в глобальные потоки торговли, капиталов, талантов и инноваций. В следующее десятилетие азиатские экономики перейдут от простого участия в этих потоках к определению их содержания и направлений развития во многих сферах — от интернета до торговли и предметов роскоши. Вопрос уже не в том, как быстро будет Азия развиваться, а в том, как она будет вести за собой остальной мир.

Разумеется, обобщать тенденции и перспективы развития такого обширного и разнообразного региона мира, охватывающего мириады языков, этнических групп и религий, достаточно трудно1. Азиатские страны существенно различаются по формам управления, экономическим системам и уровням человеческого развития. Одни, например, обладают молодым и растущим населением, другие — стареющим. Годовой доход на душу населения варьируется от 849 долл. в Непале до 57 тыс. долл. в Сингапуре. В Азии можно найти древние развалины и скоростные экспрессы, отдаленные сельские районы и упирающиеся в небо небоскребы.

К концу 2020 г. на страны Азии будет приходиться до 40% мирового потребления. Азия демонстрирует заметный прогресс не только в экономике, но и в человеческом развитии, начиная от роста продолжительности жизни и уровня грамотности до резкого расширения числа пользователей Интернета.

Экономический подъем азиатского региона не только вывел сотни миллионов человек из крайней нищеты, но и повысил жизненные стандарты для широкого круга жителей с разными уровнями доходов. В последнее десятилетие несколько азиатских государств сумели переместиться в группу стран со средним и даже высоким доходом. Эта тенденция отражает продолжающийся процесс индустриализации и урбанизации, рост производительности труда, динамичный рост корпоративного сектора.

В то же время многие проблемы остаются и требуют своего решения. Это, прежде всего, обеспечение устойчивого роста, снижение неравенства и защита окружающей среды.

Азия находится в центре многих глобальных экономических изменений, а ее компании продолжают активно реагировать на них. В последнее десятилетие (2007-2018 гг.) глобальный валовой продукт продолжал расти, однако удельный вес в нем торгуемых

1 По данным ООН и ЮНКТАД, регион Азии и Океании включает в себя 77 стран и территорий.

на международных рынках товаров сократился на 5,6%. Это снижение отражает не торговые конфликты, а быстрое экономическое развитие Китая, Индии и других азиатских стран.

По мере роста потребления в регионе то, что производится здесь, теперь здесь же и продается, а не отправляется на экспорт в западные страны. В 2007-2018 гг. производство трудоемких товаров в Китае утроилось (с 3 до 9 трлн долл.), при этом доля экспорта в ВВП страны сократилась с 16 до 8%. В Индии имел место аналогичный процесс (рис. 3).

Рис. 3. Доля экспорта в ВВП, %

источник: World Input-Output Database; McKinsey Global Institute analysis.

Это означает, что все больше товаров потребляется внутри страны, а не вывозится за рубеж. Более того, по мере развития индустриальной базы региона и расширения производства более сложных товаров азиатские страны становятся менее зависимы от иностранного импорта как промежуточных, так и готовых изделий.

Для предыдущего этапа глобализации была характерна тенденция выстраивания западными компаниями стоимостных цепочек поставок, охватывающих все страны мира, в том числе Азии, в поисках наиболее низких издержек. В настоящее время этот фактор перестает играть решающую роль. Только 18% объема современной торговли приходится на экспорт из стран с низкими трудовыми издержками в страны с высокой заработной платой, и этот показатель имеет тенденцию к снижению во многих отраслях.

Экспорт продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности был главным мотором экономического роста Китая и служил примером для других разви-

вающихся стран. Исторически Китай, как известно, был «мировой фабрикой». Но по мере роста заработной платы в стране разрыв в уровне трудовых издержек с развитыми странами стал сокращаться. Если в 1996 г. уровень заработной платы в Японии в 46 раз превосходил аналогичный показатель в Китае, то к 2018 г. он уже был лишь в 4 раза выше. Китай движется вверх по стоимостным цепочкам, перемещаясь в сегмент производства товаров с большей стоимостью, а его доля в глобальном экспорте трудоемкой продукции снизилась на 3 процентных пункта.

Открывшуюся нишу стали заполнять другие азиатские страны (рис. 4). За прошедшее десятилетие ежегодные темпы роста экспорта трудоемких товаров из Вьетнама, Индии и Бангладеш составили, соответственно, 15, 8 и 7%. Эта тенденция превратила неизвестные до сих пор города в новые центры обрабатывающей промышленности.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

55%

53%

2014 г.

2018 г.

24,6% 25%

7%

7,8% 8%

4,8%

0,6%

1,0% 1,7% 2% ¿8%

3%

2%

Китай

Вьетнам

Камбоджа Бангладеш Индия

Индонезия Таиланд Прочие

страны

Рис. 4. Доля стран в экспорте продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности развивающихся стран, %

Так, Вьетнам стал признанным центром производства экспортных трудоемких товаров. Страна привлекла большой объем иностранных инвестиций в такие города, как Хайфон и Хошимин. Инвестиции в заводы и фабрики сопровождались появлением новых дорог, новых рабочих мест и быстрой урбанизацией. Большая часть инвестиций во Вьетнам поступает из Южной Кореи и Японии. Новые промышленные центры способствуют не только росту развивающихся стран Азии, но и экономическому и инвестиционному объединению региона в целом.

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одного фактора низких трудовых издержек теперь недостаточно. Инфраструктура, уровень профессиональной подготовки и производительность труда становятся важнейшими условиями повышения конкурентоспособности азиатского региона. Отраслевые стоимостные цепочки все больше ориентируются на НИОКР и инновации, а доля

стоимости произведенных материальных товаров снижается [На1^а^-Рпете1ег, Ыаууаг; НаБке1, Westlake]. Эти сдвиги, вместе с новой волной промышленных и логистических технологий, заставляют азиатские страны менять свои инвестиционные приоритеты и развивать новые профессиональные знания, чтобы успешно конкурировать в более наукоемких секторах глобальной экономики.

Несмотря на географическое и экономическое разнообразие региона, торговые связи и кооперация азиатских стран продолжают углубляться. В настоящее время 52% азиатской торговли приходится на внутрирегиональную торговлю, что много выше, например, по сравнению с Северной Америкой (табл. 3).

Таблица 3

Удельный вес внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли по регионам, %

Европейский союз 63

Азия, Австралия и Океания 52,4

НАФТА 40,7

Латинская Америка 21,7

Африка южней Сахары 18,8

МЕНА 15,9

источник: Asia's Future is now. McKinsey Global Institute. July 2019.

Эти данные указывают на тенденцию выстраивания азиатскими компаниями самодостаточных региональных стоимостных цепочек поставок, обслуживающих азиатские рынки. Примером может служить The Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) — новое торговое соглашение, объединяющее 16 стран региона, включая Китай, Японию, Индию и Вьетнам.

Разнообразная Азия

Несмотря на огромное разнообразие стран Азии, они в значительной степени дополняют друг друга. Это взаимодополнение стимулирует процесс интеграции в регионе и формирование мощных экономических сетей.

Компания McKinsey выделяет «четыре Азии», каждая из которых обладает своими специфическими особенностями. В основу такой классификации положены четыре крупных обобщающих показателя: 1. Размеры (размер ВНП и численность населения); 2. Степень экономического развития, способная внести существенный вклад в глобальную экономику, а также потенциал роста, индустриализации и урбанизации (ВНП на душу населения, степень урбанизации и доля инвестиций в НИОКР в ВНП); 3. Взаимодействие с другими странами Азии (доля внутрирегиональной составляющей в торговле, ввозе и вывозе капитала); 4. Взаимодействие с остальным миром (степень открытости экономики).

Подобный подход позволил выделить четыре блока стран Азии, каждый со своими характеристиками (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика «четырех Азий»

Группа страны реальный внп (трлн. долл.) 2017г. население (млн. чел.) 2017г. внп на душу населения (тыс. долл.) урбанизация (%) доля расходов на ниОКр в внп (%) доля внутри регионального экспорта (%) доля внутри региональных потоков капитала (%)

Развитая Азия Австралия, Япония, Новая Зеландия, Сингапур, Южная Корея 8,2 213 38,6 89 3,1 67 63

Китай Гонконг, Макао, материковый Китай, Тайвань 13,0 1442 9,0 57 2,0 74 70

Развивающаяся Азия Бутан, Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Филиппины, Таиланд, Вьетнам 2,5 675 3,6 47 0,4 72 80

Пограничная Азия Афганистан, Индия, Бангладеш, Фиджи, Казахстан, Киргизстан, Мальдивы, Пакистан, Шри Ланка, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан 3,5 1825 1,9 34 0,5 31 34

источник: ТЬе РиШге of Ав1а. МсКтэеу Э1оЬа1 ^БМ^е, Бер1етЬег 2019.

1. Развитая Азия включает страны, которые выступают важным источником капитала и технологий для остального региона.

2. Китай, крупная и самодостаточная страна, существенно отличающаяся от остальных стран региона и служащая «якорной экономикой», а также сетевой и инновационной платформой для соседних государств.

3. Развивающаяся Азия с высокой долей региональных потоков, главный источник рабочей силы и культурного разнообразия (все страны АСЕАН, за исключением Сингапура, принадлежат к этой группе).

4. Приграничная Азия и Индия, традиционно отличающиеся низкой степенью региональной интеграции и имеющие поэтому более диверсифицированную глобальную базу торговых партнеров и инвесторов; эти страны быстро урбанизируются (сюда относится большая часть стран Южной Азии).

Экономика этих групп стран Азии будет в перспективе сравнима по своим размерам с экономикой целых континентов (табл. 5).

Таблица 5

Сравнение различных регионов по ВНП, трлн долл.

2017 г. 2040 г.

Развитая Азия 8 11

Ближний Восток и Африка 9

Китай 13 36

Северная Америка 34

Развивающаяся Азия 3 7

Латинская Америка 8

Пограничная Азия 4 13

Ближний Восток и Африка 9

составлено по: The Future of Asia. McKinsey Global Institute, September 2019.

Китай к 2040 г. будет сопоставим с Северной Америкой. Развитая Азия и Пограничная Азия по размерам своей экономики каждая превысит размеры Ближнего Востока и Африки, вместе взятых. Развивающаяся Азия будет сравнима с Латинской Америкой.

Четыре Азии находятся на разных уровнях экономического развития и конкурентных преимуществ. Развитая Азия и Китай обладают развитыми инновационными мощностями и занимают высокие позиции по Глобальному инновационному индексу [Dutta, Lanvin, Wunsch-Vincent]. В этом отношении две другие Азии находятся далеко позади. Однако численность населения в работоспособном возрасте в Развитой Азии и Китае уменьшается, в то время как в Развивающейся и Пограничной Азии в период 20172040 гг. ожидается прирост такого населения на 412 млн чел. Одновременно в Развитой Азии будет наблюдаться снижение темпов роста ВНП до 1,1% в год в период между 2018 и 2040 г., а в Китае, Развивающейся Азии и Индии прогнозируется расширение рынка и темпы ВНП составят более 4%. Различные группы азиатских стран будут играть взаимодополняющую роль и, таким образом, окажутся более устойчивыми к среднесрочной глобальной волатильности.

Развитая Азия. Включает Австралию, Японию, Сингапур, Новую Зеландию и Южную Корею. Эти страны достигли высокого уровня душевого дохода в 30-60 тыс. долл. и высокого уровня урбанизации населения в диапазоне от 82 до 100%. Они играют три важнейшие роли для остальной Азии:

В качестве поставщика технологий. Они интенсивно вкладывают инвестиции в НИОКР, доля которых в ВНП колеблется от 2 до 4%. В Глобальном инновационном индексе Сингапур занимает 8-е место, Южная Корея — 11-е, Япония — 15-е, Австралия — 22-е, Новая Зеландия — 25-е место.

В качестве поставщика капитала. Объем вывезенных этими странами прямых инвестиций составил в 2013-2018 гг. 1 трлн долл., что составляет 54% всех прямых иностранных инвестиций Азии. Например, Южная Корея является ведущим инвестором Вьетнама, где на нее приходится 33% всех прямых иностранных инвестиций и где она создает национальную электронную промышленность страны. На Японию приходится 35% всех прямых иностранных инвестиций в Мьянму и 17% на Филиппины.

В качестве рынка сбыта. Совокупный ВНП стран этой группы составляет более 8 трлн долл., или 10% мирового ВНП. Доход на душу населения высок и продолжает стабильно увеличиваться, стимулируя рост потребления населения этих стран, включая премиальные товары. Так, Япония в 2018 г. потратила на престижную косметику и духи 12 млрд долл., а к 2023 г. эта цифра может увеличиться до 15 млрд долл.

Китай является якорной экономикой Азии, предоставляя сетевые и инновационные платформы. Это крупнейшая по размерам экономики и численности населения глобальная и региональная держава. Страна стала в 2014 г. первой экономикой мира по паритету покупательной способности населения. В 2018 г. на нее приходилось 16% мирового ВНП. По реальному обменному курсу ВНП Китая составляет 66% от уровня США, что делает ее второй по величине экономикой мира [China and the world...]. По мере роста масштабов экономики Китай играет все более активную связующую роль в Азии в сфере торговли, потоков капитала, инноваций и информации. Страна выполняет в регионе четыре важнейшие функции:

Глобальной торговой платформы. Экономики стран Азии тесно связаны с Китаем через региональные стоимостные цепочки, и их зависимость от этой страны возрастает, особенно в части экспортных поставок. Например, Китай — крупнейший торговый партнер Малайзии, Филиппин и Сингапура. На страны Азии приходится 60% китайского импорта последнего десятилетия. По мере того как Китай избавляется от трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности в пользу наукоемких и капиталоемких секторов, открываются возможности заполнения освободившихся ниш другими азиатскими странами.

В качестве рынка сбыта. Рост потребления в Китае за 2018-2030 гг. ожидается на уровне Западной Европы и США, вместе взятых, и в два раза выше, чем в странах АСЕАН. За этот период он составит около 6 трлн долл. Китай может стать важнейшим направлением экспорта как развитых, так и развивающихся стран.

В качестве инвестора. Китай увеличивает свои прямые инвестиции в соседние страны. В 2013-2018 гг. они составляли 35% всех прямых иностранных инвестиций стран Азии, 6% внутренних инвестиций Малайзии и 5% — Сингапура.

В качестве инноватора. В Китае получили значительное развитие инновационные мощности. На него приходится 44% мировых зарегистрированных патентов, а также 28% всех мировых и 77% азиатских стартапов стоимостью свыше 1 млрд долл. В стране находится 57% мировых и 70% азиатских выпускников со STEM-образованием1. В Китае получила развитие конкурентная цифровая экономика, и многие из ее бизнес-моделей являются образцом для подражания со стороны других развивающихся стран.

Развивающаяся Азия предлагает рабочую силу, возможности роста и культурное разнообразие. Эта группа состоит из 12 стран (Бутан, Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Филиппины, Таиланд, Вьетнам). Для этих стран характерны относительно малые размеры экономик, тесно связанных друг с другом. Сюда входят все страны Юго-Восточной Азии за исключением Сингапура. Доля внутрирегиональных потоков в этих странах в среднем составляет 79% и является наиболее высокой в Азии. Около 72% торговли, 80% потоков капитала и 85% потоков физических лиц в этой группе являются внутрирегиональными. Вклад этой группы стран в экономику континента осуществляется по трем направлениям.

Рабочая сила. Страны группы являются основными поставщиками рабочей силы для Азии. Численность населения в трудоспособном возрасте здесь к 2040 г. может возрасти на 18%. Заработная плата в среднем на 50% ниже, чем в материковом Китае, что делает эти страны привлекательными для альтернативного размещения трудоемких отраслей.

Экономический рост. Страны группы предлагают Азии новый источник роста. В 2013-2018 гг. темпы экономического роста составили здесь в среднем более 6% в год. Ожидается, что и в перспективе они будут выше среднемировых (4-5% в год при 2,7% для мира в целом).

Культурное разнообразие. В культурном отношении Развивающаяся Азия представляет собой наиболее разнообразную часть континента. Население в 640 млн чел. говорит на 600 языках. Разнообразие привлекает сюда многочисленных туристов. В 2017 г. страны АСЕАН посетили 125 млн чел., что на 40% больше, чем в 2012 г. Один только остров Бали в Индонезии принимает миллион туристов в месяц [Tourism in Indonesia...].

Приграничная Азия и Индия менее интегрированы с другими странами Азии, обладают молодым населением и переживают быструю урбанизацию. В эту группу входят 12 стран (Афганистан, Индия, Бангладеш, Фиджи, Казахстан, Киргизия, Мальдивы, Пакистан, Шри-Ланка, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Страны этой группы существенно отличаются от остальных. Пограничная Азия более интернациональна вследствие тесных связей с Европой и США, уходящих корнями в колониальный период. Доля внутрирегиональных потоков капитала, труда и торговли не превышает здесь 30% (в остальной части Азии в среднем — 50%). В 2018 г. на Европу, Ближний Восток

1 Полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой.

и Африку приходилось 45% импорта и 66% экспорта стран этой группы, 56% притока иностранных прямых инвестиций и 53% их вывоза. Страны этой группы играют на азиатском континенте заметную роль в следующих сферах:

Услуги. На эти страны приходится только 7% экспорта товаров азиатского континента, но зато 19% экспорта услуг (в частности, бизнес-услуг). Так, в Индии 53% ВНП создается в сфере услуг. В глобальной отрасли аутсорсинга бизнес-услуг удельный вес Индии достигает 36%.

Молодая рабочая сила. Средний возраст рабочей силы в Индии в 2018 г. составлял 27 лет, и лишь к 2050 г. этот показатель достигнет уровня 38 лет, что на 10 лет меньше, чем в Китае в настоящее время Уровень урбанизации в этой группе стран составляет всего 34% (при 89% в Развитой Азии, 57% в Китае и 47% в Развивающейся Азии). Эти два фактора — молодая рабочая сила и процесс урбанизации — будут играть важную роль в дальнейшем экономическом росте стран Приграничной Азии.

Новые рынки. Темпы роста ВНП стран группы были в 2013-2018 гг. самыми высокими в Азии и составили 6,8%. В Индии и Бангладеш они достигали, соответственно, 7,3 и 6,8%, а в 2019-2040 гг. будут находиться на уровне более 5%.

Несмотря на то, что Приграничная Азия обладает огромным потенциалом в создании своей индустриальной базы, она сталкивается на этом пути с рядом серьезных проблем. Во-первых, это состояние и качество инфраструктуры. Например, длина береговой линии в Индии составляет 7,5 тыс. км, при этом здесь 12 крупных портов, грузооборот которых 383 млн TEU (двадцатифутовых эквивалентов). Для сравнения, в Китае длина береговой линии — 14,5 тыс. км., а 30 важнейших портов перерабатывают 4,1 млрд. TEU. В результате компании сталкиваются с высокими логистическими издержками. В Бангладеш логистические издержки достигают 16-20% ВНП, в Индии — 14% ВНП, в то время как в Южной Корее — 10%, а в развитых странах Запада — 8% [Saha].

Другим препятствием являются институциональные проблемы. Сочетание бюрократии и коррупции замедляет процесс принятия решений; компании сталкиваются с проблемами приобретения земельных участков под строительство и расширение производственных мощностей. Согласно данным Мирового банка, по Индексу эффективности государственного управления все страны Приграничной Азии находятся внизу списка из 200 стран мира. Самая низкая позиция у Афганистана — 186-е место. У Туркменистана — 180-е, Таджикистана — 178-е, Узбекистана — 167-е, Бангладеш — 158-е, Пакистана — 156-е, Казахстана — 122-е, Индии — 107-е, Шри-Ланки — 106-е [The Worldwide.].

В то же время необходимо отметить, что в ряде этих стран наблюдается заметный институциональный прогресс. Так, Индия по отмеченному показателю переместилась со 114-го места в 2007 г. на 107-е в 2019 г. Кроме того, по показателю легкости ведения бизнеса Индия в 2019 г. улучшила свои позиции сразу на 23 пункта. (с 2007 г.)

Идет и углубление интеграции с остальными странами Азии. Так, экспорт из Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки в страны Азии растет более быстрыми темпами, чем в другие регионы. В Пакистане эти показатели за последнее десятилетие составили, соответственно, 9 и 4%. Между тем экспорт из этой страны в Северную Америку снижается на 1% в год.

Азиатские корпорации на подъеме

Изменившаяся роль Азии в промышленных стоимостных цепочках, отмеченная ранее, отражает быструю эволюцию региональных корпоративных экосистем. Рост происходит не только на стороне спроса развивающихся экономик, но и на стороне предложения, изменяя конкурентную мировую динамику.

Многие азиатские компании входят в рэнкинги крупнейших корпораций мира. Так, в 2018 г. среди 500 крупнейших компаний мира, по данным журнала Fortune, 210 являлись азиатскими. Среди наиболее эффективных компаний мира доля стран Азии выросла за 2000-2018 гг. с 19 до 30%.

В списке 5000 крупнейших компаний мира журнала Forbes доля стран Азии выросла с 36% в 1997 г. до 43% в 2018 г. Еще более заметными были изменения в составе различных стран в этой группе. Прежде всего, выросла доля Китая. Заметно увеличилось число компаний Индии. Появились компании таких стран, как Филиппины, Вьетнам, Казахстан и Бангладеш. Удельный же вес японских компаний сократился за этот же период в два раза.

Азиатские компании вошли в число мировых лидеров не только в промышленных и автомобилестроительных секторах, но также и в таких сферах, как технологии, финансы и логистика. За прошедшие 20 лет изменилась и производственная структура региона. Производство инвестиционных товаров теперь занимает меньшее место на фоне значительного роста компьютерной и электронной промышленности, добычи и переработки природных ресурсов, финансовых услуг (табл. 6).

Структурой собственности, стратегиями развития и характером операционной деятельности азиатские компании существенно отличаются от западных транснациональных корпораций [Playing to win.]. Так, две трети из 110 крупнейших китайских компаний, входящих в список Fortune 500, являются государственными. Для региона также характерно наличие крупных конгломератов. На пять крупнейших южнокорейских семейных чеболей приходится половина стоимости фондового рынка страны. В Японии «большая шестерка» кэйрэцу также доминирует на фондовом рынке страны, обладая каждая десятками предприятий из разных отраслей экономики (в частности, все крупнейшие японские автопроизводители имеют тесные связи с кэйрэцу). В Индии в каждом из шести конгломератов занято более 2 млн чел.

Компания с контролирующим акционером, будь то семья, основатель компании или государство, имеет возможность сделать акцент на своем экономическом росте и рас-

ширении производства, принимая во внимание достижение долгосрочных целей развития. Это резко контрастирует с дисперсным владением акциями публичных компаний на Западе, которые каждые три месяца должны отчитываться перед акционерами и сосредоточены поэтому на быстрейшем увеличении прибыли.

Таблица 6

Отраслевая ст руктура экономики Азии

1995-1997 гг., млрд долл. % 2015-2017 гг., млрд долл. %

Машины и оборудование 483 14,5 1882

(196 компаний) 11,1

Автомобили 446 13,3 1360 8,0

Металлообработка 228 6,8 449 2,6

Химия 171 5,1 614 3,6

Строительство 274 8,2 1124 6,6

Логистика 314 9,4 1003 5,9

Природные ресурсы и их переработка 196 5,3 2964 17,5

Транспорт 235 7,0 937 5,5

Коммунальное хозяйство 206 6,2 1136 6,7

Пищевая 120 3,6 70 4,1

Легкая 45 1,3 179 1,1

Фармацевтическая 50 1,5 217 1,3

Компьютеры и электроника 196 5,8 1614 9,5

Интернет и медиа 77 2,3 278 1,6

Торговля 139 4,2 837 4,9

Недвижимость 69 2,1 600 3,5

Банки 87 2,6 1032 6,1

Образование и здравоохранение 4 0,1 35 0,2

Рассчитано по: Asia's Future is now. McKinsey Global Institute. July 2019.

Несмотря на значительное участие государства в экономике азиатских стран, конкуренция здесь остается довольно высокой. Некоторые компании получают существенную поддержку от государства, но при достижении ими определенных целей. Коэффициент оттока компаний с рынка среди азиатских стран на 20% выше, чем в ведущих развитых странах мира [Outperformers.].

Давнее исследование McKinsey в отношении 5 тыс. крупнейших мировых государственных и частных компаний с годовым оборотом более 1 млрд долл. выявило «эффект суперзвезд», которые завоевывают все большую долю рынка, отрываясь от своих конкурентов [Superstars. Autor]. На страны Азии приходится 30% «суперзвезд» (в 1990-е годы — 15%). Большая часть таких компаний зарегистрирована в Китае, Индии, Японии и Южной Корее. Темпы появления этих «суперзвезд» в Азии наиболее высоки. Прибыль таких компаний из Азии за 2007-2018 гг. выросла на 57%, а компаний из Северной Америки — на 33%. Норма прибыли азиатских компаний в 2,2 раза выше,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чем у их конкурентов. Наиболее динамичными секторами, в которых заняты азиатские компании, являются производство компьютеров и электроники, автомобилестроение и финансы. Наименьшие прибыли — в переработке природных ресурсов, машиностроении и сфере недвижимости.

Оборотная сторона быстрого роста азиатских «суперзвезд» — увеличение неравенства между городами, регионами и населением. В этом смысле азиатские страны, по всей видимости, повторяют модель развития западного мира.

Азия формирует будущее глобальных цифровых инноваций

В настоящее время на Азию приходится более половины (2,2 млрд) пользователей Интернета всего мира, из них только на Китай и Индию — более 30% (рис. 5).

19%

Рис. 5. Доля пользователей Интернета по странам мира, %

источник: Internet World Statistics. - URL: internetworldstats.com/.

Именно такое огромное число пользователей стимулирует развитие и процветание сектора инновационных технологий. Среди наиболее продвинутых цифровых стран мира — Китай, Япония, Южная Корея и Сингапур. Например, в сфере Интернет-торговли доля Китая в стоимости мировых транзакций в 2005 г. составляла только 1%, а в настоящее время этот показатель превышает 40%. Проникновение мобильных платежей среди китайских пользователей интернета выросло с 25% в 2013 г. до 68-70% в 2018 г. Три китайских Интернет-гиганта — Baidu, Alibaba и Tencent — выстроили за короткий срок гигантские цифровые экосистемы, охватывающие весь мир [Digital China.].

Азия располагает большими объемами венчурного капитала, необходимого для поддержки технологических инноваций и предпринимательства. Так, Китай в настоя-

щее время занимает второе место в мире после США по объемам инвестиций в старта-пы. В 2014-2016 гг. на Китай приходилось 20% мирового венчурного капитала. Индия также наращивает усилия в этом направлении, в три раза превышая объемы венчурного финансирования Германии. На Азию приходится почти 50% объема мировых венчурных инвестиций. Этот регион — один из ведущих глобальных источников и реципиентов венчурного капитала для таких секторов, как виртуальная реальность, автономные средства транспорта, Эй-печать, дроны и искусственный интеллект.

В странах Азии идет быстрое формирование инновационных хабов. На апрель 2019 г. здесь были зарегистрированы 119 из ЭЭ1 (почти треть) глобальных стартапов стоимостью свыше 1 млрд долл. (так называемые unicorns). Более 90 таких компаний находятся в Китае, 13 — в Индии, 6 — в Южной Корее и Э — в Индонезии. Для сравнения: в США 161 такая компания, в Великобритании — 16, в Германии — 9.

Темпы роста таких стартапов в Азии значительно выше, чем на Западе. Если в Европе с момента образования стартапа до момента достижения им уровня в 1 млрд долл. проходит в среднем 10 лет, а в Северной Америке — 9 лет, то в Азии — только 6 лет.

Азиатские стартапы имеют и другие отличия. Они сфокусированы, как правило, на B2C — бизнесе в менее наукоемких секторах, таких как Интернет-торговля, образование и обучение. Более наукоемкие отрасли и В2В-бизнес (аналитика, программное обеспечение, облачные вычисления, информационные технологии здравоохранения) находятся в руках компаний из США, Великобритании и Германии.

Китай сделал развитие искусственного интеллекта (ИИ) своим стратегическим приоритетом и является одним из глобальных лидеров в этой сфере [Artificial. Kai-Fu Lee's.]. Южная Корея и Сингапур также предприняли важные инициативы в сфере развития ИИ [AI frontier.]. У Японии аналогичные амбиции: недавно эта страна объявила о введении в университетах и технических колледжах новых курсов с целью ежегодного выпуска 250 тыс. специалистов в области ИИ [Yamashita].

Даже отстающие пока страны стремительно развивают цифровые технологии. Индонезия и Индия опережают остальной мир по темпам внедрения цифровизации в последние пять лет. Только в одной Индии число пользователей Интернета с 2014 г. почти удвоилось и достигло в 2018 г. 560 млн, с ежегодными темпами прироста на уровне 152% [Digital India.]. Кроме того, индийское правительство вовлекло 1,2 млрд человек в программу цифровой биометрической идентификации, что дает жителям страны впервые юридическую идентичность и открывает им доступ к банковским финансам, кредитам, государственной поддержке, образованию и прочим услугам [Digital identification.].

В то же время, несмотря на эту громадную активность, около 2 млрд. жителей стран Азии все еще лишены доступа к Интернету, особенно в сельских районах Китая, Индии и Индонезии.

Азиатские потребители как мотор глобальной экономики

За последние двадцать лет значительно снизилась в мире глобальная бедность. Примерно 1,2 млрд человек превратились в класс стабильных потребителей с уровнем доходов, позволяющим им делать регулярные крупные покупки. Вклад Азии здесь наиболее заметен. По расчетам компании МсКтБеу, почти половина роста мирового потребления в период 2015-2030 гг. придется на Азию (рис. 6).

Ближний

Восточная Африка _иСреднийВосток Европа

Латинская Америка

Западная Европа

Северная Америка

Азия

Рис. 6. Удельный вес регионов в приросте потребительского спроса, %

источник: The Asian century is set to begin. Financial Times, March 26, 2019.

Растущий средний класс стран Азии скоро достигнет численности в 3 млрд человек. В одной лишь Юго-Восточной Азии несколько лет назад насчитывалось 80 млн домо-хозяйств, принадлежавших к потребительскому классу. Ожидается, что к 2030 г. этот показатель удвоится и достигнет 1 63 млн, причем особенно быстрый прирост будет в Индонезии [Southeast Asia.].

Азиатский регион является одним из наиболее важных рынков для транснациональных корпораций. Потребители из стран Азии традиционно предъявляли спрос на иностранные предметы роскоши и брендовые товары. Но ситуация постепенно меняется. Молодое поколение все чаще начинает делать выбор в пользу отечественных брендов. Этот разнообразный и фрагментированный регион успешно выстраивает свои бренды и каналы торговли.

Наиболее резкий рост потребления наблюдался в Китае. Работоспособное население этой страны является наиболее важной группой мировых потребителей. К 2030 г. на них будет приходиться 12 центов с каждого доллара, потраченного на потребительские расходы в мире.

В Индии средние расходы на одежду и обувь выросли с 40 долл. на человека в 2007 г. до 65 долл. в 2018 г. [Globalization.]

Азиатское поколение Z имеет совершенно другие потребительские предпочтения и жизненные ценности. Оно выросло в условиях беспрецедентного роста благосостояния, большей открытости западной культуре и цифровой среды. Покупки предметов роскоши молодыми китайцами обусловлены влиянием средств массовой информации и желанием соответствовать последней моде. Потребительский рынок региона испытывает не только громадный рост объемов, но и глубокие изменения своей структуры, формирование лояльности к новым брендам и предпочтениям. По мере того, как компании стараются удовлетворить этот новый спрос, азиатские потребители будут во все возрастающей степени оказывать влияние на глобальный рынок и определять его тенденции.

Литература

The Asian century is set to begin // Financial Times. March 26. 2019.

AI frontier: Modeling the impact of AI on the world economy. McKinsey Global Institute. September 2018.

Artificial intelligence: Implications for China. McKinsey Global Institute. April 2017.

Autor D. et al. The fall of the labor share and the rise of superstar firms // NBER working paper

number 23396. May 2017. China and the world: Inside the dynamics of a changing relationship. McKinsey Global Institute. July 2019. — URL: mckinsey.com/featured-insights/china/china-and-the-world-inside-the-dynamics-of-a-changing-relationship (date of access: 03.02.2020). Digital China: Powering the economy to global competitiveness. McKinsey Global Institute. December 2017.

Digital identification: A key to inclusive growth. McKinsey Global Institute. April 2019. Digital India: Technology to transform a connected nation. McKinsey Global Institute. March 2019. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. eds. Global Innovation Index. Geneva. 2019. Globalization in transition: The future of trade and value chains. McKinsey Global Institute. January 2019.

Hallward-Driemeier M., Nayyar G. Trouble in the making? The future of manufacturing-led

development. World Bank. 2017. Haskel J., Westlake S. Capitalism without capital: The rise of the intangible economy. Princeton 2017.

Kai-Fu Lee's perspectives on two global leaders in artificial intelligence: China and the United States, video interview. June 2018. — URL: mckinsey.com/featured-insights/artificial-intelligence/kai-fu-lees-perspectives-on-two-global-leaders-in-artificial-intelligence-china-and-the-united-states (date of access: 03.02.2020). Outperformers: High-growth emerging economies and the companies that propel them. McKinsey

Global Institute. September 2018. Playing to win: The new global competition for corporate profits. McKinsey Global Institute. September 2015.

Saha S. Logistics: The next frontier // Daily Star. 17.07.2013. — URL: thedailystar.net/news/ logistics-the-next-frontier (date of access: 03.02.2020).

Southeast Asia at the crossroads: Three paths to prosperity. McKinsey Global Institute. November 2014.

Superstars: The dynamics of firms, sectors, and cities leading the global economy. McKinsey Global Institute. October 2018.

Tourism in Indonesia: Rising foreign visitor arrivals in February 2018 // Indonesia Investments.

2018. April 4.

The Worldwide Governance Indicators project. — URL: info.worldbank.org/governance/wgi/index.

aspx#home (date of access: 03.02.2020). Yamashita M. Japan aims to produce 250,000 AI experts a year // Nikkei Asian Review. 30.03.

2019. — URL: asia.nikkei.com/Economy/Japan-aims-to-produce-250-000-AI-experts-a-year (date of access: 03.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.