Выпуск 42(58)
сентябрь 2016 г.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
АЗИЯ И ЕВРОПА
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ СИ ЦЗИНЬПИНА
Александр Гордон,
заведующий сектором Восточной и Юго-Восточной Азии ИНИОН РАН
Ключевые слова: КНР, внешняя политика; Си Цзиньпин; Евразия; Шёлковый путь.
Приход к руководству на рубеже 2012-2013 гг. Си Цзиньпина ознаменовался серьезными изменениями во внешнеполитическом курсе КНР. Новый генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель КНР радикально трансформировал установку Дэн Сяопина «держаться в тени, собираясь с силами». «Китай - это "пробуждающийся лев" при руководителе, который сосредоточил власть в своих руках и верит в возрождение национального величия Китая». Он «гордится своей твердой позицией в отношении соперников Китая» и предпочитает линию «идти до края, не переходя его», - разъяснял курс Си Цзиньпина профессор Народного университета Китая (Пекин) Ши Иньхун на заседании Европейского центра международных исследований в Берлине 24 марта 2015 г.
В своих программных выступлениях Си Цзинь-пин поставил задачу добиваться международной поддержки «китайской мечты» - восстановления исторического статуса мировой державы. Хотя Китай еще остается развивающейся страной, сила и влияние в мировой системе позволяют ему вести политику великой державы. Но это, заявляет Си, должна быть особая «великодержавная дипломатия с китайскими чертами»2.
Поскольку руководство КНР изначально выступало против «великодержавности», сделан упор именно на «китайские черты». Подчеркивается, что Китай стремится к отличной от традиционных военно-политических союзов структуре отношений -
1 Shi Yinhong. China's complicated foreign policy. - Berlin, 2015. - n.p. (European council on foreign relations). Mode of access: http://www.ecfr.eu/article/commentary_chinas_complicated_ foreign_policy311562
2 Xi Jinping. Towards a Community of Common Destiny and a new future for Asia (speech Boao forum for Asia annual conference, March 28, 2015). Mode of access: http://news.xinhuanet.com/ english/2015-03/29/c_134106145.htm; Swaine M. Xi Jinping's address to the Central conference on work relating to foreign affairs: Assessing and advancing major power diplomacy with Chinese characteristics. - S.l.:Hoover institution, 2015. - 19 p. (China leadership monitor. N. 46). Mode of access: http://carnegieendowment. org/files/Michael_Swaine_CLM_46.pdf
на основе взаимной заинтересованности и всесторонности, не допускающей сосредоточения на военных аспектах и охватывающей все страны. Предложенная китайским руководителем архитектура региональной безопасности и сотрудничества была расценена за границей как прямой вызов американской системе союзов в Азии.
США - главный соперник Китая в Азии, они препятствуют гегемонистским устремлениям Пекина в этом огромном регионе. Однако при этом Пекин стремится избежать прямой конфронтации с США как на региональном, так и особенно на глобальном уровне. Официальную позицию изложил вице-премьер Госсовета Ван Ян на экономической конференции в Чикаго в январе 2015 г.: «США -мировой лидер... Китай не имеет ни намерений, ни возможности оспаривать ведущую роль США». Кроме военного преобладания, в Китае обращают внимание на «мягкую силу» США: Поднебесная не может в настоящее время предложить модель развития, которая была бы столь же влиятельна в мире, как американская3.
Это отнюдь не означает отказа от соперничества с США, где и когда это возможно. А возможно, по мнению китайских стратегов, в первую очередь, в Евразии, где Китай рассчитывает обзавестись надежным тылом для своего возвышения в качестве мировой державы. Внешнеполитические установки США в отношении Китая выглядят симметричными: соперничество с Поднебесной должно исключать конфронтацию4. В этих условиях и США, и КНР сосредоточивают свои усилия на обретении союзников.
У Пекина из-за наследия прошлого остается немало «скелетов в шкафу». Кроме не утихающих десятилетиями пограничных споров с Индией и ставшего уже традиционным при предшественниках Си противостояния с Японией из-за архипелага
3 Explaining China's foreign policy reset // China analysis (special issue). S.l., 2015. - Р. 3-4. Mode of access: http://www.ecfr. eu/page/-/ChinaAnalysisEng_Special_issue_1503_ Final_v3_(2).pdf
4 Blackwill R.D., CampbelL K.D. Xi Jinping on the global stage: Chinese foreign policy under a powerful but exposed leader. - N.Y.: Council on foreign relations inc., 2016. - XI, 67 p. (Council special report. N 74). Mode of access: http://www.cfr.org/ publication/ allreports.html; http://www. cfr.org/publication/allreports.html
сентябрь 2016 г.
Выпуск 42(58)
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Сенкаку, усиливается напряженность в отношениях с Вьетнамом и Филиппинами из-за притязаний КНР на акваторию Южно-Китайского моря.
В таких условиях нужен сильный противовес, и он есть в распоряжении руководства КНР в виде огромной экономической мощи, валютных резервов более 3,5 трлн долл. и большой зависимости стран региона от экономических связей с Китаем. Ради амбициозных геополитических целей Пекин намерен широко использовать «геоэкономические инструменты»: создание международных финансовых институтов под эгидой Китая, займы, инвестиции. Соседние страны, по убеждению китайского руководства, должны быть уверены, что выиграют от бурного экономического роста Китая, благодаря, в том числе, прямой помощи. Это «стратегия взаимовыгодного партнерства», а в перспективе - создание вокруг Китая «ассоциации стран общей судьбы», по замыслу и терминологии Си Цзиньпина.
Провозглашенные Си Цзиньпином проекты Шёлкового пути и аналогичных каналов широких международных связей Китая считаются развитием курса добрососедских отношений. В 2013 г., сразу после прихода Си к руководству страной, им были выдвинуты проекты Шёлкового пути - экономического пояса с Центральной Азией и Морского шёлкового пути в Юго-Восточную Азию. Объединяемые ныне в китайской прессе общим термином «Единый пояс, один путь» проекты «шёлковых путей» - безусловно, важнейшая стратегическая инициатива Си Цзиньпина.
Концепция Шёлкового пути соответствует изменению в самоидентификации КНР от «просто восточно-азиатской страны» к «важнейшей державе на Евразийском континенте». Это именно пан-континентальный проект. По подсчетам китайских экспертов, он должен охватить страны с населением более 4 млрд и ВВП около 21 трлн долл., 65% населения и 30% мировой экономики!1
Соединяя Китай с Центральной Азией, Россией и Европой, «Экономический пояс Шёлкового пути», как гласит одобренный Госсоветом КНР документ, связывает «динамичный Восточно-Азиатский регион с развитой экономикой Европы и включает страны с огромным потенциалом экономического развития». А через Центральную и Западную Азию Китай «соединяется с Персидским заливом и Средиземным морем». «Морской Шёлковый путь 21 века» должен вести из Китая в Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан, а также через ЮжноКитайское море - в южную часть Тихого океана. К этому двуединому Проекту в качестве дополнения
предполагается несколько «экономических коридоров» в сторону Пакистана и Индии2.
Проект Шёлкового пути рассматривается в этом и других официальных документах КНР в контексте интеграции мировой экономики, равно как развития межкультурных связей и человеческого общения на благо всей цивилизации. Пекин крайне озабочен тем, чтобы проект не выглядел выражением исключительно китайской заинтересованности. Как заверял Си Цзиньпин: «Китай будет следовать принципу широких консультаций, совместного вклада и общей выгоды. Программы развития будут открытыми и инклюзивными, а не эксклюзивными. Это будет настоящим хором с участием всех стран, 3расположенных на данных путях, а не соло Китая»3.
Центральное место в этой политике занимает учреждение Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с заявленным уставным капиталом в 100 млрд долл. Притом, что китайский представитель возглавил Банк и Китай благодаря максимальному вкладу получает блокирующий пакет (26%), Пекину удалось привлечь к участию более полусотни стран Азии и Европы, включая непосредственных союзников США. Уже одобрен первый пакет инвестиций на сумму 509 млн долл.4
Это - «не инструмент геополитики», нельзя рассматривать его с точки зрения «устаревшей ментальности холодной войны», заявил министр иностранных дел КНР Ван И, противопоставив Проект, узловым моментом которого явилось создание АБИИ, плану Маршалла. В прессе КНР подчеркивается, что в отличие от американского детища китайский Проект приветствует присоединение всех стран, «не спрашивая, чьи они союзники, какова их религия, каких политических доктрин они придерживаются и каковы были в прошлом их отношения с Китаем»5.
В пространстве Шёлкового пути Китаю встречаются две мощные геополитические силы со своими амбициями по части континентальной интеграции - Россия с ЕАЭС и Европейский союз с программами восточного партнерства. ЕАЭС не может соперничать с китайским проектом ни по финансовому обеспечению, ни по географической масштабности замысла, ни по числу охваченных стран. Другое дело военно-политические позиции России в регионе. Тут может просматриваться своеобразное разделение труда: китайский экономиче-
1 Xue Li, Xu Yanzhuo, China needs great power diplomacy in Asia // Financial times. - 2015. Feb. 9. http://www. ftchi-nese.com/story/001060539; Swaine M.D. Chinese views and commentary on the «One belt, one road» initiative. - P. l.: Hoover institution, 2015. - Р. 3 (China leadership monitor. N. 47). Mode of access: http://www.ecfr.eu/ page/-/China_analysis_belt_road.pdf
Vision and actions on jointly building Silk Road Economic
Belt and 21st Century Maritime Silk Road / National Development and Reform Commission, Ministry of Foreign Affairs, Ministry of Commerce of the People's Republic of China. - Beijing. March 2015. Mode of access: http://news.xinhuanet.com/english/china/ 2015-03/28/c_134105858.htm
3 Xi Jinping. Towards a Community of Common Destiny...
4 Mode of access: http://www.vedomosti.ru/economics/ arti-cles/2016/01/16/624237-v-pekine
5 Swaine M.D. Chinese views and commentary on the «One belt, one road» initiative. Р. 11-12.
Выпуск 42(58)
сентябрь 2016 г.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
ский локомотив движется в пространстве, безопасность которого обеспечивается мощью российских вооруженных сил, опирающихся на ОДКБ и базы в Таджикистане и Киргизии1.
«Разворот на Восток» российской внешней политики бесспорно создал предпосылки для укрепления военно-стратегического сотрудничества между двумя странами, которое было закреплено соглашением о поставке в КНР новейших видов вооружения (противоракетных комплексов С-400 и истребителей Су-35), а также проведением масштабных совместных учений. Однако следует заметить, что Пекин не стремится к созданию военно-политических блоков, в том числе с Россией, хотя и видит в ней важнейшего стратегического партнера.
Для внешнеполитического курса Си Цзиньпина характерна сдержанная позиция в украинском кризисе. Думается, кризис поставил Поднебесную в сложное положение. Китайская делегация воздерживалась при голосовании в ООН по поводу присоединения Крыма. Будучи на стороне России в глобальном противостоянии с США, Китай неизменно выступал в защиту целостности и суверенитета Украины. И это не случайно: в самом Китае сепаратизм - болезненная проблема.
Еще важнее экономический аспект. С одной стороны, из-за ухудшения отношений России с Западом Китай добился определенных уступок, в частности в виде доступа китайского капитала в сырьевые отрасли российской экономики. С другой - напряженность в этих отношениях, грозящая
вооруженными конфликтами, создает серьезные риски для наращивания инвестиций в пространстве Шёлкового пути и тем самым препятствует задуманной континентальной интеграции.
Отношения с ЕС выглядят прогнозируемыми. Несмотря на противоречия в политико-идеологических вопросах (территориальные претензии Пекина, Тибетский вопрос, права человека) в экономической сфере наблюдается взаимный интерес и проект Шёлкового пути рассматривается как инструмент расширения взаимовыгодных связей2. Вопреки настояниям США ведущие державы ЕС приняли активное участие в создании АБИИ: вклад ФРГ - 4,48 млрд долл., Франции - 3,37 млрд долл.
В китайском руководстве полагают, что у Китая нет настоящего конфликта интересов с Европой (в отличие от отношений с США). Европейскому союзу, замечает директор Центра международной политической экономии Пекинского университета Ван Юн, следует принять Китай таким, как он есть, с его особым путем развития3.
Как бы то ни было, инициатива Си Цзиньпина сулит полное изменение глобального геополитического ландшафта. Проект предвещает переход гегемонии в мире от морских держав к континентальным силам. Таким образом, его реализация может стать актом всемирно-исторического значения, поворотным пунктом в развитии мировой цивилизации со времени Великих географических открытий.
1 Тавровский Ю.В. «Один пояс, один путь»: как его защитить? // Независимая газета. 2015. 16 окт. Mode of access: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/8974/
2 China's foreign policy and external relations. - P. l.: European Union, 2015. - 59 p. (European parliament. Directorate-general for external policies. Policy department). Mode of access: europarl.europa. eu>RegData/etudes/ STUD/ 2015/549057/EXP0_STU(2015)_EN.pdf
3 Wang Yong. Prospects for China's transition // Agora: Asia-Europe. - 2013. N 4. Mode of access: http://fride.org/download/ Policitcy%20final%2014%20con%20ISSN.pdf