УДК 339.732 (727)+339.96
АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ КАК НАДЁЖНЫЙ ПАРТНЁР ТАДЖИКИСТАНА В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ТАГОЕВ МАХАДМУМИН РАХИМОВИЧ
к.э.н., старший преподаватель кафедры мировой экономики ТНУ, Душанбе, Таджикистан
Аннотация. В статье расматриваются основные вопросы улучшения транспортной инфраструктуры при содействии международных и региональных финансовых организаций. Было проанализированно эффективность сотрудничества Республики Таджикистан с международными и региональными финансовыми организациями. Увелечения товарооборота и перевозки пассажиров между регионами Таджикистана обеспечивает стабильности цен на товары и услуги в стране. Между тем автор считает, что выход к международным магистралам можно оценивать как эффективное использование заемных ресурсов международных и региональных финансовых организаций.
Ключевые слова: международные финансовые организации, региональные финансовые организации, стабильность цен, услуги, товары, заемные средства, перевозки, эффективность, инфраструктура, автомобильные дороги.
Annotation. The article considers the main issues of improving the transport infrastructure with the assistance of international and regional financial organizations. The effectiveness of cooperation between the Republic of Tajikistan and international and regional financial organizations was analyzed. The increase of goods turnover and passenger transportation between the regions of Tajikistan ensures the stability of prices for goods and services in the country. Meanwhile, the author believes that access to international highways can be assessed as a fruitful use of the borrowed resources of international and regional financial organizations.
Keywords: international financial organizations, regional financial organizations, price stability, services, goods, borrowed funds, transportation, efficiency, infrastructure, highways.
Мировой опыт показывает, что развитая экономическая инфраструктура и, в частности, политика в области развития транспортной инфраструктуры положительно влияет на темпы обеспечение экономического роста страны. Политика транспортного сектора - это действенный инструмент, который может сформировать физическое развитие страны, включая ее жилищные, промышленные и экономические перспективы. Правильная политика транспортного сектора закладывает основу для устойчивого развития данного сектора.
Таджикистан, как небольшая страна, не имеющая выхода к морю, в своем развитии зависит от внешней торговли, а развитие предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства и промышленности зависит от экспорта и нуждается в быстрых, надежных и недорогих способах перевозок. Несмотря на то, что Таджикистан стратегически расположен в Центральной Азии, что позволяет стране выступать в качестве важной транзитной зоны для коммерческих перевозок среди таких стран и регионов, как Китайская Народная Республика, Россия, Южная Азия и Ближний Восток, пробелы в его транспортной инфраструктуре и профессиональных кадровых навыках затрудняют торговлю. Важность развития транспортной инфраструктуры, также было отмечено в Посланиях Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона: - «...В будущем Правительство страны должно предпринять дополнительные меры с целью дальнейшего расширения сети транспортных коридоров и укрепления транспортной инфраструктуры, выхода на морские порты, создания приграничных терминалов и логистических центров, обновления материально-технической базы и парка транспортных средств, а также увеличения перевозок товаров и продукций.» [1]
Транспортный сектор Таджикистана в значительной степени зависит от внешней помощи. В связи с недавними мировыми экономическими кризисами и накоплением государственного долга, страна продолжает испытывать трудности в доступе к финансированию. Государство испытывает давление в отношении перенаправления государственных доходов от государственных услуг на обслуживание задолженности. Слабое управление также препятствует привлечению частного капитала. Кроме того, правительство продолжает сталкиваться с препятствиями, вызванными сложными географическими особенностями, обременительными пограничными процедурами, и другими неэкономическими факторами, которые препятствуют прилагаемым усилиям по сокращению транспортных расходов.
В своем очереди, развитая транспортная инфраструктура зависит от расширенной финансирований. На данный момент, независимо от эксплуатации нескольких транспортных проектов, соединяющий Республики Таджикистан со странами азиатского региона, для развития отрасли нужны дополнительные финансовые ресурсы. Принимая во внимание эти важные моменты, Правительство Республики Таджикистан постоянно стремится к укреплению сотрудничества с международными и региональными финансовыми институтами, такие как Мирового банка, Азиатского банка развития, Исламского банка развития и др. в целях приведения состояния отечественных дорог в соответствие с международными стандартами и международным значением автомобильного транспорта.
Сотрудничество Республики Таджикистан с Азиатским банком развития свидетельствует о том, что сотрудничество расширяется и постепенно ощущается эффективность этих взаимоотношений. Эффективность сотрудничества Республики Таджикистан с региональными и международными финансовыми организациями можно обосновать по следующим основаниям: -I- увеличение объема грузовых перевозок между различными регионами Таджикистана во всех сезонах с использованием автомобильного транспорта;
периодическое снижение транспортных расходов, что напрямую влияет на уровень цен на товары и услуги, приводя к росту или снижению иен; -I- увеличение количества пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом между областями, городами и районами Таджикистана;
регулярный характер движения по Таджикистану, а также удобный доступ к международным магистралям; -I- повышение качества дорог и дорожного хозяйства и др.
В условиях Таджикистана, 93% территории которого занимают горы, для социально-экономического развития страны колоссальное значение имеют сферы транспорта и коммуникации. В свою очередь, руководство и правительство страны начиная с первых лет независимости, основной задачей ставило вывод Таджикистана из коммуникационного тупика и создание транзитных коридоров через нашу страну. С этой целью, в Таджикистане реализуется Государственная целевая программа развития транспортного комплекса на период до 2025 года.[2] Программа была разработана с целью способствовать реализации одной из стратегических целей страны - выходу из коммуникационного и транспортного тупика и преобразования Таджикистана в транзитное государство с выходом на международные транспортные коридоры, а также адаптации транспортного комплекса, в первую очередь автодорожного сектора, к рыночным условиям.[3]
Стратегия развития транспорта и выхода из коммуникационного тупика, включил в себя два основных направления:
S Первое - создание единой транспортной сети в стране и соединение её с международными
транспортными коридорами; S Второе - присоединение Республики Таджикистан к международным конвенциям и соглашениям в области транспорта.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Главной целью самой Стратегии являлись создание надежной, эффективной, действенной и экономически интегрированной инфраструктуры для содействия экономическому развитию страны. Развитие сферы транспорта будет способствовать поддержке как внутренней, так и внешней торговли, являющейся одной из основных задач развития экономических отношений, предпринимательства и международного транзита.
Согласно индексу эффективности логистики (ИЭЛ) Всемирного банка за 2018 год, Таджикистан занимает из число 160 стран 134- е место с оценкой 2,29 (из 5), которая является самой низкой в регионе, что значительно ниже показателя Казахстана (71-е место), что является лучшим в Центральной Азии. Общий показатель ИЭЛ Таджикистана намного ниже среднего по Европе и Центральной Азии, но немного выше, чем у стран с низким уровнем дохода. [4]
Таблица 1.
Перевозка грузов по видам транспорта (тыс. тонн)__
1991 1995 2000 2005 2010 2015 2020 2020/2000
Перевозка грузов (всего) 303055 118852 27677 38594 59328 74432 85381,9 +3 раза
Сухопутный транспорт. 303044 118851 27675 38590 59326 74430 85381,2 +3 раза
В том числе:
- автомобильным транспортом. 296598 103718 14573 26476 48880 68305 79075,9 +5,4 раза
В том числе:
- международным транспортом 409 908 1127 1487,9
- железнодорожным транспортом 6442 15133 13102 12114 10446 6126 6305,3 -2,1 раза
- авиационным 11 1 2 3,7 2,2 2,1 0,7 -2,9 раза
Источник: составлено автором по данным Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Статистический ежегодник. - Душанбе, 02.09.2021г., С.492-502
Анализ данных по таблице свидетельствуют о том, что в первые годы независимости, с 1991года до 1999 года общий объем грузоперевозок уменьшились почти на 11 раза. Если с одной стороны это была связанно со всеми известных событий 1992-1997 годы, то с другой стороны ухудшение состояние автодорог тоже способствовал этого процесса. Начиная 2000 года на самом деле показатели в области улучшения транспортной инфраструктуры значительны и между тем объем грузоперевозок до 2022 года динамично развивалась. Исходя из данных заметно, что большую часть грузоперевозок и перевозка пассажиров приходится на автомобильную транспорт. Это означает и требует улучшение транспортной инфраструктуры.
Транспортная инфраструктура Таджикистана в период до 2017 года являлась неэффективной, что увеличивал весьма высокие издержки, связанные с ведением торговли, и ограничивает доступ страны к близлежащим рынкам, таким как Китайская Народная Республика и Афганистан, а также к Российской Федерации, являющейся одним из основных направлений экспорта (см. рисунок 1). Изнашивающаяся транспортная инфраструктура советской эпохи, такая как автомобильные дороги, мосты, усиливают подверженность к рискам, связанным с экстремальными погодными явлениями.
Не имея доступа к морю, Таджикистан опирается в своей торговле в основном на автодорожные перевозки. Для сохранения показателей автодорожной сети его потенциал автодорожной инфраструктуры должен увеличиться к 2030 году на 191% и к 2050 году на 516%. Несколько международных автодорог, образующих части коридоров ЦАРЭС (Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество) и ТРАСЕКА (Транспортного коридора стран Европы-Кавказа-Азии) проходящих через Таджикистан, указаны как требующие особого внимания в части повышения потенциала, например, автодороги между Самаркандом в Узбекистане и столицей Таджикистана Душанбе и между Ташкентом и Худжандом, городом на севере Таджикистана. В Таджикистане 83% автодорог составляют грунтовые дороги требующие модернизацию, потому что ввиду нынешнего движения по ним строительство дорожного покрытия на них не оправдано, но прогнозируемые увеличения пассажирских и грузовых перевозок, связанных с коридорами ЦАРЭС и ТРАСЕКА, могут превысить экономическое пороговое значение, в случае чего строительство дорожного покрытия будет обоснованным [5].
Выполнение и планируемые железнодорожные проекты направлены на повышение связности страны с соседними рынками благодаря строительству магистральных железнодорожных линий (железной дороги Россия-Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан и железной дороги Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран).
Необходимо отметить, что за годы независимости строительство железной дороги Курган-Тюбе-Куляб, ряд международных автотрасс, туннели и международные мосты сданы в эксплуатацию, и в связи с этим Таджикистан превратился в один из транспортных коридоров регионального значения, связанный с соседними странами в четырёх направлениях. С целью развития транспортного комплекса страны, включая транспортной транзитных коридоров для строительства и полную реконструкцию сетей автомобильных дорог, строительство туннелей и мостов, Правительством Республики Таджикистан были привлечены инвестиции в объеме более 2 млрд. долл. США. В результате, в период независимости в стране за счет государственных инвестиционных проектов построены и реконструированы более 2100 км автомобильных дорог, 31 км тоннелей, 240 мостов, из которых 6 имеют региональное значение, 4 км галерей, 132 км железных дорог, а также более 1000 км внутренних автомобильных дорог за счет других источников финансирования.
Качество экономической инфраструктуры в Таджикистане
Рисунок 1.
Источник: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2017-2018, World Economic Forum, http://www.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport.pdf.
Республика Таджикистан представляется в будущем страной с транзитными возможностями, связанной с международными транспортными коридорами, такими как ЕАЭС, ТРАСЕКА, ЦАРЭС (№3, №5, №6С), ЕС, в которых Таджикистан желает и дальше строить отношение как надежного транзита доставки средств.
Наряду с растущей тенденцией пассажирских и грузовых перевозок в отрасли такие проблемы, как административные барьеры, несоответствия в нормативных актах и отсутствие в стране современных логистических центров и предприятий автомобильного транспорта, привели к неразвитостью автомобильного транспортного инфраструктуры в некоторых районах страны. Поэтому принятие мер по разработке проектов с привлечением отечественного и иностранного капитала во взаимодействии с соответствующими органами по созданию приграничных терминалов и логистических центров является одним из важных условий. В связи с этим необходимо принять важные и неотложные меры по расширению географии международных автомобильных перевозок путем заключения двусторонних договоров о международных автомобильных перевозках грузов и пассажиров со странами СНГ. Конечно, еще одним условием является поддержание высокого качества дорог. Поэтому, как и в случае с автодорогой Душанбе-Худжанд, введение динамического взвешивания и калибровки транспортных средств (без перерыва) с целью защиты дорог страны от преждевременного разрушения и регулирования большегрузных автомобилей, а также движения большегрузных автомобилей грузовики) может снизить стоимость содержания дорог и долгосрочного содержания.
Обзор стратегии партнерства со страной на 2021-2025 гг
Диаграмма 1.
Обеспечение энергетической безопасности и эффективного использования электроэнергии
Выход из «коммуникационного тупика» и превращение страны в транзитную базу
Обеспечение продовольственной безопасности и доступа людей к качественному питанию
Расширение производительной занятости
Повышение
Повышение уровня жизни посредством инвестиций в экономику наземных коммуникаций
19 и после
Решение Борьба с изменением Ускорение Содействие Более Содействие Укрепление
проблемы климата, повышение прогресса в региональ-ному удобные развитию управления и
остающейся устойчивости к обеспечении сотрудни- для жизни сельских институциона
бедности и изменению климата и тендерного честву и города районов и льного
сокращение стихийным бедствиям равенства интеграции продовольст потенциала
неравенств а и повышение венной 1
экологической устойчивости безопасност и
На основе Стратегия партнёрства по стране (СПС) на период 2010-2014гг. до 80% финансовых ресурсов Азиатского банка развития (АБР) были направлены на развитие транспортной инфраструктуры, наращивание человеческого потенциала, и достижение надлежащего уровня управления. В этом плане, Таджикистан при содействии АБР разработал национальный генеральный план транспортного сектора. Данный генеральный план служит в качестве дорожной карты для развития транспортного сектора. СПС на период 2016-2020г.г. и 2021-2025г.г. также поддерживают Стратегию ЦАРЭС по транспорту и содействию торговле, качества росту и реализацию Национальную стратегию развития Республики Таджикистан на период до 2030г. АБР предоставит финансовую и техническую помощь для оказания содействия в реализации вышеупомянутого генерального плана. Реабилитации и эксплуатации автодороги Душанбе-Турсунзаде-границы Узбекистана (ЦАРЭС №3, общая протяженность: 57 км, - общая стоимость проекта: 131,2 млн долл. США), автодороги Айни-Пенджикент-границы Узбекистана (ЦАРЭС №6, - общая протяженность: 112,6 км, общая стоимость проекта: 115,3 млн долл. США) свидетельствуют об эффективном сотрудничестве Республики Таджикистан с этим ведущим региональным институтом. В целях улучшения внутреннего транспорта и одновременного подключения к международным автомагистралям за счет средств бюджета и финансирования АБР продолжается строительство тоннеля протяженностью 1,6 км на автодороге Душанбе-Оби Гарм-Нурабад.[6]
Исходя из опыта реализации предыдущих СПС, на этот раз СПС на 2021-2025 годы призывала к диверсификации секторального охвата операций АБР с отходом от ранее преобладавшего акцента на транспорт и энергетику (диаграмма 1). Тем не менее, на эти два сектора инфраструктуры по-прежнему приходилось 65% операций, утвержденных и
реализованных в течение 2016-2020 годов, что намного превышает долю других секторов, решающих вопросы структурных реформ и развития человеческого капитала.
Таким образом, за последние годы в результате строительства международных автомагистралей и присоединения Таджикистана к дорогам Китайской Народной Республики, Исламской Республики Афганистан, Кыргызской Республики, а также решение политико-экономических и торговых вопросов между нашей страной и Республикой Узбекистан, открытия железной дороги и 16 пограничных пунктов с Узбекистаном, Таджикистан вышла из коммуникационного тупика, и полностью решено первая стратегическая цель Правительства Республики Таджикистан.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - город Душанбе, 26.12.2018г.
2. Постановление Правительства Республики Таджикистан о «Государственной целевой программы развития транспортного комплекса на период до 2025г.» (01.04.11, №165).
3. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - г. Душанбе, - 2010г. http://www.prezident.tj/ru/node
4. World Bank (2020). Logistics Performance Index. (Электронный ресурс). https://www.worldbank.org/international/aggregated-ranking
5. ITF (2019). Enhancing Connectivity and Freight in Central Asia, International Transport Forum, Paris, http: // www.itf-oecd.org
6. Официальный сайт Министерства транспорта Республики Таджикистан. Отчеты. https://www.mintrans.tj/
7. Тагоев М.Р. Предпосылки, горизонты и перспективы сотрудничества Республики Таджикистан с Азиатским банком развития. /М.Р. Тагоев/ Вестник Таджикского национального университета. Научный журнал. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, - «Сино», - №2/7, - С.85-88.
8. http: // www.oecd.org/termsandconditions
9. Статистический ежегодник // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан // - Душанбе, - 02.09.2021г., - 702 стр.
10. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2018. World Economic Forum, http://www.weforum.org/docs/GCR2017-2018/FullReport/TheGlobalReport.pdf.
11. World Bank (2021). Tajikistan Systematic Country Diagnostic - Making the National Development Strategy 2030 a Success: Building the Foundation for Shared Prosperity. - World Bank, - Washington DC. http://documents.worldbank.org
12. Investment Policy Review: Tajikistan //UNCTAD// https://unctad.org/Publications
13. ADB (2020). Projects and Tenders. https://www.adb.org/projects.terms