Научная статья на тему 'Азербайджано-российские отношения: характер и особенности (1991-1994 гг. )'

Азербайджано-российские отношения: характер и особенности (1991-1994 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
508
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ / АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / КОНФЛИКТ / СНГ / НАРОДНЫЙ ФРОНТ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнова Нуриде

Статья посвящена рассмотрению российско-азербайджанских отношений на этапе их становления в первые годы после развала СССР. Причем, формирование российско-азербайджанской двусторонней повестки рассматривается через призму внутриполитической ситуации в самом Азербайджане в течение правления первого президента независимого Азербайджана А. Муталибова, смещенного впоследствии представителем националистического движения Народный фронт Азербайджана А. Эльчибеем и вплоть до прихода к власти Г. Алиева. Характерно, что период правления каждого из названных руководителей Азербайджана, несмотря на краткосрочность (за исключением Г. Алиева), отличался кардинально альтернативными подходами к формированию российско-азербайджанских отношений: от пророссийского вектора внешней политики А. Муталибова до националистического и прозападного курса президента А. Эльчибея. Прагматичный подход к выстраиванию отношений между Азербайджаном и Россией начал практиковать лишь Г. Алиев, пришедший к власти в стране в июне 1993 г. В ходе работы над исследованием автор использовал ряд методов исторической и политической наук. Метод исторической компаративистики, историко-ретроспективный метод и метод политической аналитики лежат в основе академического инструментария, применяемого автором при написании настоящего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджано-российские отношения: характер и особенности (1991-1994 гг. )»

АЗЕРБАИДЖАНО-РОССИИСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:

ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ (1991-1994 ГГ.)

Н. Гусейнова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению российско-азербайджанских отношений на этапе их становления в первые годы после развала СССР. Причем, формирование российско-

азербайджанской двусторонней повестки рассматривается через призму внутриполитической ситуации в самом Азербайджане в течение правления первого президента независимого Азербайджана А. Му-талибова, смещенного впоследствии представителем националистического движения Народный фронт Азербайджана А. Эльчибеем и вплоть до прихода к власти Г. Алиева. Характерно, что период правления каждого из названных руководителей Азербайджана, несмотря на краткосрочность (за исключением Г. Алиева), отличался кардинально альтернативными подходами к формированию российско-азербайджанских отношений: от пророс-сийского вектора внешней политики А. Муталибова до националистического и прозападного курса президента А. Эльчи-бея. Прагматичный подход к выстраиванию отношений между Азербайджаном и Россией начал практиковать лишь Г. Алиев, пришедший к власти в стране в июне 1993 г. В ходе работы над исследованием автор использовал ряд методов исторической и политической наук. Метод исторической компаративистики, историко-ретроспективный метод и метод политической аналитики лежат в основе академического инструментария, применяемого автором при написании настоящего исследования.

Ключевые слова: Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения. Россия, конфликт, СНГ, Народный фронт.

С момента провозглашения независимости отношения России и Азербайджана развивались как в положительной, так и в

негативной динамике. На сегодняшний же день Баку придерживается прагматического подхода, являющегося движущей силой всей внешней политики Азербайджана. Республика прошла три основных исторических этапа развития отношения России, которым были характерны, как и прорусская позиция руководства Азербайджана, так и антагонизм между двумя государствами, и постепенная балансировка отношений.

Первый период азербайджано-российских отношений приходится на этап 1991-1993 гг., когда у власти стоял А. Му-талибов, а сама внешняя политика имела пророссийскую направленность.

70-летний период советской власти в Азербайджане нашел свое завершение в результате событий «Черного января» 20 января 1990 г., когда части советской армии были введены в Баку для обеспечения порядка и безопасности жителей города. Однако данная операция была использована национальным движением Азербайджана с целью дискредитации советской власти и ее действий. Прямым результатом вмешательства советских войск, стало смещение первого секретаря Коммунистической партии АзССР А. Везирова, и его замена на А. Муталибова.

Его правление с января 1990 г. по август 1991 г. впоследствии получило название периода «просвещенного авторитаризма», в ходе которого он пытался объединить коммунистическую идеологию с национальными символами и традициями в целях защиты своей власти. А. Мутали-бов считался человеком Горбачева, и именно поэтому, он стал одним из первых сторонников нового союзного договора М. Горбачева, который должен был «оживить» СССР, предоставляя больше автономной власти союзным республикам. В то время, как Армения совместно с Грузией, Молдовой и тремя прибалтийскими республиками готовились к выходу из состава Советского Союза, Азербайджан согласился проголосовать за свое пребывание в СССР. Сторонники СССР и коммунистической идеологии утверждали, что, будучи частью Советского Союза в качестве суверенного Азербайджана, Баку ре-

шит ряд вопросов обеспечения безопасности. Так, например, независимая Армения не посмеет посягать на территорию Азербайджана, являющегося составной частью обновленного СССР.

Верховный Совет АзССР согласился участвовать в общесоюзном референдуме, который состоялся 17 марта 1991 г. В ходе голосования граждане Азербайджана высказались за подписание нового союзного договора и поддержали Горбачева М.С. как президента СССР. И, наоборот, в соседней Армении, которая управлялась Армянским общенациональным движением, призвали граждан этой республики бойкотировать референдум, заявив, что результаты референдума не будут иметь юридической силы на своей территории, и выразили желание отделится от Советского Союза. Таким образом, результаты референдума дали понять советскому руководству, что эти две южнокавказские республики имели принципиально разные точки зрения относительно своего будущего. Что касается лояльности лидеров Азербайджана к центральному правительству, Москва "вознаградила" А. Муталибова с политической и военной точки зрения, оказав поддержку в разгорающемся конфликте вокруг Нагорного Карабаха. В первой половине 1991 г. была проведена операция «Кольцо», в ходе которой армянское население было депортировано из ряда селений в Карабахе. Таким образом, в результате этой операции, в краткосрочной перспективе была решена проблема угрозы армянских вооруженных формирований азербайджанским территориям в Нагорном Карабахе. В долгосрочной перспективе же советская поддержка оказалась губительной - если Армения, после этой операции, начала форсировано создавать свои собственные вооруженные силы, то в Азербайджане к этому процессу приступят намного позже, что, в свою очередь, отразится на соотношении сил в будущей войне за Нагорный Карабах.

Тем не менее, прогорбачевская политика А. Муталибова завершилась полным фиаско в результате путча в августе 1991 года в Москве, который был организован консервативными членами КПСС и КГБ. В

течение этого путча, А. Муталибов находился в Иране и сделал заявление, осуждающее Горбачева, тем самым поддержав переворот в Москве. В течение трех дней путч провалился, инициаторы переворота были задержаны, а сам Горбаче был смещен Б. Ельциным, главой РСФСР - начался постепенный коллапс государства. Уже 31 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял резолюцию по вопросу о независимости. 8 сентября 1991 г. состоялись первые президентские выборы в Азербайджане и А. Муталибов стал первым президентом независимого Азербайджана.

18 октября 1991 г. Парламент Азербайджана принял особое постановление и провозгласил независимость Азербайджана. Тем не менее, поведение А. Муталибо-ва на посту первого президента было подозрительным, особенно по отношению к тому факту, что Азербайджан уже являлся независимым государством - в своем выступлении в ноябре в парламенте, пытаясь оправдать новый союзный план Горбачева, он отметил, что «.. .Москва ликвидировала структуру, которая диктовала нам, что делать и как жить. Теперь Центр будет принимать решения только касаемо вопросов внешней политики и безопасности, которые так же будут координироваться с нами»1.

После официального распада СССР, оформленного президентами России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, А. Муталибов поддержал идею создания СНГ и в итоге подписал Алма-Атинское соглашение 21 декабря, по которому Азербайджан официально вступил в СНГ.

Этот внешнеполитический акт усилил напряженность внутри страны. Оппозиционные политические группы, в первую очередь националистического толка, требовали полной независимости от России и любых организаций, во главе которых она стояла, потому что считалось, что быть частью вновь созданного СНГ означало вновь потерять независимость. Тем не ме-

1Elkhan Mekhtiev "Security Policy in Azerbaijan" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nato.int/acad/fellow/99-01/mekhtiev.pdf

204

нее, последний удар по президенту Азербайджана был нанесен после установления контроля армянскими вооруженными формированиями в ночь на 26 февраля 1992 г. над г. Ходжалы

Муталибову А, в ходе второго обсуждения членства Азербайджана в СНГ в Верховном Совете Азербайджана, позвонил президент России Б. Ельцин и попросил о ратификации соглашения о членстве Азербайджана в СНГ со стороны членов Верховного Совета. В качестве ответных действий он предложил обеспечить нейтралитет 366-го полка Объединённых сил СНГ, или 366-й гвардейского мотострелкового полка российской армии, который был дислоцирован практически в зоне боевых действий, недалеко от г. Ход-жалы. Однако, в Верховном Совете Азербайджана большинство мест принадлежало представителям националистических сил, которые выступали против любого активного сотрудничества с Россией -именно поэтому данное предложение было отклонено.

Трагедия в Ходжалы стала причиной свержения А. Муталибова с поста президента - представители оппозиционного Народного фронта Азербайджана (НФА) потребовали немедленной его отставки, как предателя интересов республики. Стоит отметить, что НФА оказывал влияние, как на внешнюю политику Азербайджан, так и на внутреннюю: «Паралич власти был налицо. Силовые структуры из-за саботажа и подрывных действий НФА и слабоволия президента практически бездействовали. Президенту даже информацию из МВД передавали неверную, якобы в Ходжалы погибло несколько человек. Он подвергся уничтожающей критике со стороны оппозиции за «сокрытие правды от народа», хотя несчастный президент был в изоляции из-за некомпетентности своего ближайшего окружения и отсутствия единой управляющей и направляющей воли в государстве. Вернее, такая сила была, но она была деструктивной и планомерно разрушала Азербайджан».1

1Ализаде З. «Конец Второй Республики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Его место, как исполняющий обязанности, занял спикер Верховного Совета Азербайджанской Республики Я. Мамедов. Интересный факт - несмотря на пророс-сийскую направленность внешней политики А. Муталибова, официальное установление дипломатических отношений между независимыми Азербайджаном и Россией произошло в период нахождения у власти и.о. президента Я. Мамедова. 3 апреля 1992 г., министр иностранных дел Российской Федерации А. Козырев впервые посетил с официальным визитом Азербайджан. Через день, 4 апреля 1992 г., Россия признала Азербайджан в качестве независимого государства.

Тем не менее, ухудшение ситуации в Нагорном Карабахе и установление контроля над г. Шуши 9 мая 1992 г. армянскими силами ухудшило внутреннюю ситуацию в Азербайджане. Это событие дало возможность Муталибову А. восстановить свои позиции в качестве главы правительства снова. 14 мая, он внезапно появился в парламенте, стремясь использовать поражение под Шушей в качестве предлога для получения для себя диктаторских полномочий. В ходе своего выступления в парламенте Азербайджана он выразил готовность вмешаться, исправить ситуацию и стать тем диктатором, который сейчас необходим Азербайджану.

Это стало последней каплей для сторонников националистического НФА - 15 мая его сторонники окружили Верховный Совет и захватили президентский дворец. В результате давления со стороны НПФ, А. Муталибов сбежал в Москву. А на президентских выборах 17 июня 1992 г. победу одержал А. Эльчибей, председатель НФА, который и стал вторым президентом независимого Азербайджана. С уходом Муталибова А. закончился короткий этап пророссийской внешней политики Азербайджана.

Наступает новый период азербайджанско-российских отношений, который отличается антагонистическим характером. Ключевую роль в этом периоде играет

http://www.azeribooks.narod.ru/politika/zardusht_aliza de/konets_vtoroy_respuЫiki.htm

Народный фронт Азербайджана и его лидер Эльчибей А.

НФА, как партия, была сформирована на волне роста армянских претензий на территорию Нагорного Карабаха и сумга-итских событий в 1988 г. на базе Бакинского клуба ученых, вокруг которого объединилась вся национал-демократическая интеллигенция Азербайджана. Конфликт был решающим фактором в объединении Народного фронта. НФА сыграло ключевой роль в снижении и ликвидации советского влияния в Азербайджане, и переформатированию АзССР в суверенную республику.

После прихода Эльчибея А. к власти, главным приоритетом внешней политики Азербайджана стало именно развитие отношений с Турцией и странами Запада, что обеспечило бы отделению страны от российского наследия и влияния. Хотя первоначально отношения между двумя республиками развивались без изменений - в октябре 1992 г. Эльчибей А. совершил свой первый официальный визит в Россию и подписал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности со своим коллегой Борисом Ельциным. Но начиная с января 1993 года, отношения между Россией и Азербайджаном стали постепенно ухудшаться. Баку начинает активно развивать отношению с Турцией и отказывается присоединиться к СНГ. Помимо этого, лично Эльчибей А. в открытую занимает антироссийскую позицию и фактически дразнит официальное руководство России. Так, еще во время подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности он демонстративно отказался говорить по-русски и потребовал перевод-чика1. Кроме того, он открыто поддерживает президента Татарстана М. Шаймиева и его антифедеральную политику. В феврале 1993 г. на II съезде Народного фронта Эльчибей А. выступит с речью, заявив, что во внешней политике Республика Азербайджан будет ориентироваться на усиление связей с США и Великобританией, а

1 Фурман Д, Абасов А. Азербайджанская революция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_005.htm

«что же касается республик бывшего Союза, то здесь приоритет будет отдаваться Украине»2.

После отказа правительства Азербайджана ратифицировать Ташкентский договор и окончательно стать частью СНГ, Москва начинает переориентироваться на Армению, сделав на нее ставку, как форпост своего влияния в южнокавказском регионе.

Растущая роль влияния западных стран и западных организаций (ОБСЕ, МВФ, МБРР и др.) в Азербайджане и резкий рост сотрудничества России и Армении стали поворотными моментами в отношениях между двумя республиками. После успешного наступления азербайджанских сил в июне-августе 1992 г., осуществленного с поддержкой частей 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии армии России, которые были до сих пор дислоцированы на территории Азербайджана, Баку обратилось к ОБСЕ с просьбой о посредничестве для урегулирования конфликта и закрепления за собой отвоеванных территорий. Однако такое развитие событий было уже не в интересах России, и именно поэтому Москва принимает решение использовать свои силы на территории республики в качестве наблюдателей и миротворцев в конфликтной зоне приграничного района двух воюющих стран Южного Кавказа.

Правительство Азербайджана проигнорировало саммит СНГ в Минске 17 января 1993 г. и отклонило предложение России о размещении ее сил в зоне конфликта. Более того, представители НФА заявили, что подобный план служит намерениям России изолировать территорию Нагорного Карабаха от остальной части страны, что является угрозой национальному суверенитету республики.

Развивая идею, правительство Эльчи-бей настаивает на полном выводе всех российских войск с территории Азербайджана. В итоге процесс, который был начат с 20 августа 1992 г., был закончен 25

2Кулакова В. Кравчук и Эльчибей удовлетворены итогами визита [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=0c7b 0bda-5638-42d1-bí72-4fcí97c0d8b2&docsid=32989

мая 1993 г. Следовательно, Азербайджан стал первым постсоветским государством, с территории которого Россия полностью вывела свои военные базы и вооруженные силы. Однако, как писалось выше, в Москве уже пересмотрели свою кавказскую политику, и данная «дипломатическая победа» Баку в скором времени обернулась поражением.

К концу 1992 г., воспользовавшись уходом российских войск, армянские силы провели успешное контрнаступление и полностью разгромили азербайджанские войска. В скором времени армяне установили контроль практически над всей территорией Карабаха, что негативно отразится на популярности НФА и лично Эль-чибея А.

Другим фактором, который ухудшил отношения между Азербайджаном и Россией, была энергетическая политика правительства А. Эльчибея. Ее главной целью было привлечение внимание западных ТНК к добыче энергоресурсов в акватории Каспийского моря. Однако Баку делало ставку исключительно на западные компании и инвестиции, исключая своих российских коллег.

Ключевыми азербайджанскими месторождениями были Гюнешли, Чираг и Шах-Дениз [Gozde 2012: 3]. 7 сентября 1992 г. правительство Азербайджана подписало соглашение с British Petroleum (BP) и Statoil о перспективном развитии месторождений Чираг и Шах-Дениз. Аналогичные соглашения были подписаны 1 октября 1992 г. с компаниями Pennzoil и Ramco Oil Services. Дополнительные соглашения планировалось подписать на общей встрече представителей азербайджанского правительства и нефтегазовых ТНК в июне 1993 г.

Тем не менее, в сложившейся ситуации, МИД России оспорило законность претензии Азербайджана на энергетические ресурсы Каспия, а значит и законность заключенных соглашений, из-за нерешенного статуса Каспийского моря и призвал Баку к совместному владению и развитию морских ресурсов. Свою позицию российское правительство четко и ясно выразило в своем письме посольству

Великобритании в Москве: «любые шаги по отношению к использованиям ресурсов Каспийского моря и направленные на приобретение каких-либо преимуществ по отношению к конкретным областям и ресурсам ... не может быть признано ... [и] любые односторонние действия лишены правовой основы» [MacDougall 2007: 93]

Поэтому правительство А. Эльчибея заплатило очень высокую цену за свою враждебную позицию по отношению к России. Российская помощь Армении в Нагорно-Карабахской войне сыграла ключевую роль в победе последней, а в скором времени один из азербайджанских военачальников, обвиненный в поражениях армии, С. Гусейнов, получивший доступ к вооружению, оставленному российскими войсками, поднимет вооруженный мятеж в мае 1993 г. против А. Эльчибея. В итоге противостояния, поставившего страну на грань развала, А. Эльчибей был отстранен от власти по итогам всенародного референдума, а новым президентом в июне 1993 г. был избран Г. Алиев.

С приходом к власти нового президента наступил новый период отношений между Россией и Азербайджаном, которому был свойственен сбалансированный характер.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Gozde T. Azerbaijan in Post-Independence Period. // Platform for Global Challenges, 2012, p. 3.

2. MacDougall J. Russian Policy in the Transcaucasian "Near Abroad": The Case of Azerbaijan", Demokratizatsiya Vol. 5, No. 1, 2007, p. 93.

3. Шабельникова О.В. Участие Азербайджанской Республики в европейской политике соседства. // Вестник РУДН, серия «Международные отношения», 2012, № 4. С. 82-89.

Сведения об авторе: Гусейнова Нури-де, выпускница кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: nuridegasanova@gmail.com).

AZERBAIJANI-RUSSIAN RELATIONS: CHARACTERISTIC FEATURES (1991-1994)

N. Huseynova

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Abstract. The article is focused on the Russian-Azerbaijani relations at the stage of their formation in the first years after the collapse of the USSR. Moreover, the formation of the Russian-Azerbaijani bilateral agenda is viewed through the prism of the internal political situation in Azerbaijan during the reign of the first president of independent Azerbaijan, A. Mutalibov, later displaced by the representative of the nationalist movement, the Popular Front of Azerbaijan, A. Elchibey, and till he rise to power of G. Aliev. It is worth mentioning that the period of the rule of each of the above-named leaders of Azerbaijan, despite the short-term (except of G. Aliyev), differed fundamentally in alternative approaches to the formation of Russian-Azerbaijani relations: from the pro-Russian foreign policy vector of A. Mutalibov to the nationalist and the pro-Western course of President A. Elchibey. The pragmatic approach to building relations between Azerbaijan and Russia began to be practiced only by G. Aliev, who came to power in the country in June 1993. Working on the study, the author used a number of methods of historical and political science. The method of historical comparative studies, the historical retrospective method and the method of political analytics are forming the basis of the academic tools used by the author in writing this study.

Keywords: Nagorno-Karabakh, Azerbaijan, Armenia. Russia, conflict, CIS, the Popular Front.

REFERENCES

1. Gozde T. Azerbaijan in Post-Independence Period. // Platform for Global Challenges, 2012, p. 3.

2. MacDougall J. Russian Policy in the Transcaucasian "Near Abroad": The Case of Azerbaijan", Demokratizatsiya Vol. 5, No. 1, 2007, p. 93.

3. Shabelnikova O.V. Participation of the Republic of Azerbaijan in the European Neighborhood Policy. // Vestnik of the Peoples' Friendship University of Russia, series "International Relations", 2012, №4. P. 82-89.

About the author: Huseynova Nuride, graduate of the Department of Theory and History of International Relations of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: nuridegasano-va@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.