Научная статья на тему 'Азербайджано-иранские отношения в условиях соперничества международных и региональных акторов на Южном Кавказе'

Азербайджано-иранские отношения в условиях соперничества международных и региональных акторов на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южный Кавказ / азербайджано-иранские отношения / соперничество / Россия / Турция / США / ЕС / Израиль / Китай / Великобритания / South Caucasus / Azerbaijani-Iranian relations / rivalry / Russia / Turkey / USA / EU / Israel / China / UK

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Агазаде Мирмехти Миркамил Оглы

В статье анализируются азербайджано-иранские отношения с учетом политики международных и региональных акторов на Южном Кавказе (ЮК). Актуальность темы исследования определяется тем, что геополитические вызовы после Второй карабахской войны (ВКВ), обусловленные быстро меняющейся региональной динамикой на ЮК, с одной стороны, создают благоприятные условия для развития многоуровневого сотрудничества между Азербайджаном, Арменией и Грузией с участием России, Турции и Ирана, а с другой, стали причиной активизации политики в регионе таких международных акторов, как США, ЕС, Великобритания, Китай и т.д. В этой связи целью данного исследования является выявление особенностей политики вышеупомянутых стран в регионе, а также их возможного влияния на отношения между Азербайджанской Республикой (АР) и Исламской Республикой Иран (ИРИ). В основе исследования лежит описательно-аналитический подход: необходимая информация была собрана путем изучения научно-аналитических публикаций, документов, новостных информаций и т. д. Основные акторы, играющие значительную роль или имеющие интересы в регионе, разделен автором на 4 группы: первая группа – Азербайджан, Армения, Грузия, т.е. страны региона; вторая группа – Россия, Турция, Иран, традиционные игроки на ЮК; третья группа – США, ЕС, Великобритания, оказывающие серьезное влияние на страны первой группы и активно конкурирующие со странами второй группы; четвертая группа – Китай, Индия, Пакистан, Израиль, т.е. «новые» игроки в регионе, которые поддерживают активные торгово-экономические и военные связи со странами первой группы, не вступая в конфронтацию со странами второй и третьей групп. В тексте рассмотрены политические события, произошедшие между АР и ИРИ в 2023 г. и начале 2024. В заключении делается вывод о том, что хотя центральное место в региональной динамике на ЮК занимает армяно-азербайджанский конфликт, транспортно-логистический и энергетический факторы, взаимодействие между странами, вовлеченными в региональные военно-политические и экономические процессы, определяют повестку дня Южного Кавказа. Это, в свою очередь, создает необходимые условия для нормализации азербайджано-иранских политических отношений, включая восстановление деятельности посольства Азербайджана в Тегеране в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Azerbaijani-Iranian relations in the context of rivalry between international and regional actors in the South Caucasus

The article analyzes Azerbaijani-Iranian relations, taking into account the policies of international and regional actors in the South Caucasus. The relevance of the research topic is determined by the fact that the geopolitical challenges after the Second Karabakh War due to the rapidly changing regional dynamics in the South Caucasus, on the one hand, create favorable conditions for the development of multi-level cooperation between Azerbaijan, Armenia, and Georgia with the participation of Russia, Turkey, and Iran, and on the other hand, have caused the activation of the policy in the region of such international actors as the US, EU, UK, China, etc. In this regard, the purpose of this study is to identify the peculiarities of the policies of the above-mentioned countries in the region, as well as their possible influence on the relations between the Republic of Azerbaijan and the Islamic Republic of Iran. The study is based on a descriptive-analytical approach; the necessary information was collected by studying scientific and analytical publications, documents, news information, etc. The main actors that play a significant role or have interests in the region are categorized by the author into four groups: the first group: Azerbaijan, Armenia, and Georgia, i.e., the countries of the region; the second group: Russia, Turkey, and Iran, traditional players in the South Caucasus; the third group: the USA, the EU, and the UK, which have a serious influence on the countries of the first group and actively compete with the countries of the second group; the fourth group: China, India, Pakistan, and Israel, i.e., «new» players in the region that maintain active trade, economic, and military ties with the countries of the first group without confronting the countries of the second and third groups. The paper examines the political developments between Azerbaijan and Iran in 2023 and early 2024. The conclusion is made that although the Armenian-Azerbaijani conflict is central to the regional dynamics in the South Caucasus, transport, logistics, and energy factors and the interaction between the countries involved in regional military, political, and economic processes determine the agenda of the South Caucasus. This, in turn, creates the necessary conditions for the normalization of Azerbaijani-Iranian political relations, including the restoration of Azerbaijan’s embassy in Tehran in the near future.

Текст научной работы на тему «Азербайджано-иранские отношения в условиях соперничества международных и региональных акторов на Южном Кавказе»

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / SOUTH CAUCASUS

Научная статья /Research article

Азербайджано-иранские отношения в условиях соперничества международных и региональных акторов на Южном Кавказе

М. М. Агазаде

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, Российская Федерация ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5129-5553, e-mail: agazade-mm@rudn.ru

Аннотация. В статье анализируются азербайджано-иранские отношения с учетом политики международных и региональных акторов на Южном Кавказе (ЮК). Актуальность темы исследования определяется тем, что геополитические вызовы после Второй карабахской войны (ВКВ), обусловленные быстро меняющейся региональной динамикой на ЮК, с одной стороны, создают благоприятные условия для развития многоуровневого сотрудничества между Азербайджаном, Арменией и Грузией с участием России, Турции и Ирана, а с другой, стали причиной активизации политики в регионе таких международных акторов, как США, ЕС, Великобритания, Китай и т.д. В этой связи целью данного исследования является выявление особенностей политики вышеупомянутых стран в регионе, а также их возможного влияния на отношения между Азербайджанской Республикой (АР) и Исламской Республикой Иран (ИРИ). В основе исследования лежит описательно-аналитический подход: необходимая информация была собрана путем изучения научно-аналитических публикаций, документов, новостных информаций и т. д. Основные акторы, играющие значительную роль или имеющие интересы в регионе, разделен автором на 4 группы: первая группа - Азербайджан, Армения, Грузия, т.е. страны региона; вторая группа - Россия, Турция, Иран, традиционные игроки на ЮК; третья группа - США, ЕС, Великобритания, оказывающие серьезное влияние на страны первой группы и активно конкурирующие со странами второй группы; четвертая группа - Китай, Индия, Пакистан, Израиль, т.е. «новые» игроки в регионе, которые поддерживают активные торгово-экономические и военные связи со странами первой группы, не вступая в конфронтацию со странами второй и третьей групп. В тексте рассмотрены политические события, произошедшие между АР и ИРИ в 2023 г. и начале 2024. В заключении делается вывод о том, что хотя центральное место в региональной динамике на ЮК занимает армяно-азербайджанский конфликт, транспортно-логистический и энергетический факторы, взаимодействие между странами, вовлеченными в региональные военно-политические и экономические процессы, определяют повестку дня Южного Кавказа. Это, в свою очередь, создает необходимые условия для нормализации азербайджано-иранских политических отношений, включая восстановление деятельности посольства Азербайджана в Тегеране в ближайшем будущем.

Ключевые слова: Южный Кавказ, азербайджано-иранские отношения, соперничество, Россия, Турция, США, ЕС, Израиль, Китай, Великобритания

Для цитирования: Агазаде М. М. Азербайджано-иранские отношения в условиях соперничества международных и региональных игроков на Южном Кавказе // Постсоветские исследования. 2024; 3(7):269-280.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-00067, https://rscf.ru/project/22-78-00067

Azerbaijani-Iranian relations in the context of rivalry between international and

regional actors in the South Caucasus

Mirmehdi M. Aghazada

RUDN University named after Patrice Lumumba, Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5129-5553, e-mail: agazade-mm@rudn.ru

Abstract. The article analyzes Azerbaijani-Iranian relations, taking into account the policies of international and regional actors in the South Caucasus. The relevance of the research topic is determined by the fact that the geopolitical challenges after the Second Karabakh War due to the rapidly changing regional dynamics in the South Caucasus, on the one hand, create favorable conditions for the development of multi-level cooperation between Azerbaijan, Armenia, and Georgia with the participation of Russia, Turkey, and Iran, and on the other hand, have caused the activation of the policy in the region of such international actors as the US, EU, UK, China, etc. In this regard, the purpose of this study is to identify the peculiarities of the policies of the above-mentioned countries in the region, as well as their possible influence on the relations between the Republic of Azerbaijan and the Islamic Republic of Iran. The study is based on a descriptive-analytical approach; the necessary information was collected by studying scientific and analytical publications, documents, news information, etc. The main actors that play a significant role or have interests in the region are categorized by the author into four groups: the first group: Azerbaijan, Armenia, and Georgia, i.e., the countries of the region; the second group: Russia, Turkey, and Iran, traditional players in the South Caucasus; the third group: the USA, the EU, and the UK, which have a serious influence on the countries of the first group and actively compete with the countries of the second group; the fourth group: China, India, Pakistan, and Israel, i.e., «new» players in the region that maintain active trade, economic, and military ties with the countries of the first group without confronting the countries of the second and third groups. The paper examines the political developments between Azerbaijan and Iran in 2023 and early 2024. The conclusion is made that although the Armenian-Azerbaijani conflict is central to the regional dynamics in the South Caucasus, transport, logistics, and energy factors and the interaction between the countries involved in regional military, political, and economic processes determine the agenda of the South Caucasus. This, in turn, creates the necessary conditions for the normalization of Azerbaijani-Iranian political relations, including the restoration of Azerbaijan's embassy in Tehran in the near future.

Keywords: South Caucasus, Azerbaijani-Iranian relations, rivalry, Russia, Turkey, USA, EU, Israel, China, UK

For citation: Mirmehdi M. Aghazada. Azerbaijani-Iranian relations in the context of rivalry between international and regional actors in the South Caucasus // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 3(7):269-280 (In Russ.)

Acknowledgements: The research was funded by the Russian Science Foundation (project No. 22-78-00067), https://rscf.ru/project/22-78-00067

Введение

Региональные конфликты, являющиеся одной из актуальных проблем в системе современных международных отношений, прямо или косвенно возникают на основе столкновения интересов двух или более стран, обусловленного наличием

объективных или субъективных

противоречий, в том числе различных взглядов на историю между ними. Одним из таких регионов, где наблюдается высокий

уровень конфликтогенности, является Южный Кавказ (ЮК), обладающий богатыми природными ресурсами, энергетическими запасами,

геостратегическим положением, в связи с чем ставший одним из важных элементов современных геополитических процессов. Более того, исторические

внутрирегиональные проблемы,

сосуществование различных культурных идентичностей, военные конфликты,

расположение региона в одном из ключевых сегментов евразийской системы

международного транзита, столкновение интересов глобальных центров силы в регионе привели к тому, что ЮК стал одной из важных стратегических подсистем в геополитической архитектуре Евразии.

В этих условиях новый геополитический статус-кво, возникший после Второй карабахской войны (ВКВ), в регионе, с одной стороны, создает благоприятные условия для регионального

многостороннего сотрудничества, а с другой, стал причиной активизации политики внерегиональных игроков на ЮК. Второе, в свою очередь, оказывает как на двусторонние отношения между странами региона, так и на обеспечение региональной безопасности в целом. В этом контексте особое внимание следует уделить азербайджано-иранским отношениям,

поскольку именно они больше всего пострадали от геополитических изменений в регионе после ВКВ.

Необходимо отметить, что регион ЮК, а также азербайджано-иранские отношения находятся в фокусе внимания исследователей. В их научных работах подробно изучены геополитические процессы, происходящие на ЮК [Курылев и др. 2019; Жильцов, Савичева 2023; Ambrosetti 2023; Avdaliani 2022; Mammadli 2023b; Neset et al 2021; Wrobel 2023], тенденции развития отношений между Азербайджаном и Ираном [Агазаде 2023; Ибрагимов 2023], политика Ирана на ЮК [Golmohammadi, Azizi 2022; Kilic Ya§in 2023]. Отдельно стоит упомянуть труды авторов, посвященных политике России, США, ЕС, Китая и Израиля на ЮК [Енокян 2023; Буторов, Румянцева 2023; Лексютина 2022; Qifekgi 2021; Deen, Zweers, Linder 2023; Mammadli 2023 a], в том числе соперничестве Турции и Ирана в регионе [Golmohammadi, Markedonov 2024]. Особое внимание привлекают работы авторов, в которых рассматривается как потенциальная роль Зангезурского коридора в развитии транспортной системы Кавказско-каспийского региона, так и его геополитическое влияние на регион в контексте теории региональных комплексов

безопасности [Акта, КаЬа 2023; Gawliczek, Iskandarov 2024; Ше, Aydm 2022].

Наряду с тем, что в основе данного исследования лежит описательно-аналитический подход: необходимая информация была собрана путем изучения научно-аналитических публикаций,

документов, новостных информаций и т. д., в статье также использованы такие методы исследования, как историко-аналитический метод для выявления геополитических вызовов в регионе, сравнительный метод для определения степени влияния региональных и глобальных центров силы на темп развития между АР и ИРИ, а также метод контент-анализа, который позволил проанализировать материалы средства массовых информаций.

Геополитическое соперничество на Южном Кавказе

На протяжении всей истории ЮК был зоной силы и соперничества многих могущественных государств. В разные периоды за владение регионом боролись Римская и Сасанидская империи, Арабский халифат и Хазарский каганат, Османская, Сефевидская и Российская империи и т.д.

Появление новых независимых государств на ЮК после роспуска СССР в 1991 г. полностью изменило геополитический ландшафт региона и, соответственно, возобновило конкуренцию между региональными и глобальными игроками за влияние на регион, особенно на его отдельные страны. Тем самым три государства ЮК стали частью сложной паутины отношений между различными центрами силы. Основные акторы, играющие особую роль и / или имеющие свои интересы на ЮК на данном этапе истории, можно разделить на следующие группы.

Первая группа - Азербайджан, Армения, Грузия; страны региона.

Вторая группа - Россия, Турция и Иран; традиционные игроки на ЮК, без учета интересов которых невозможно реализовать ни один региональный проект.

Третья группа - США, ЕС, Великобритания, которые оказывают значительное влияние и воздействие на

страны первой группы и активно конкурируют со странами второй группы.

Четвертая группа - Китай, Индия, Пакистан и Израиль, т.е. «новые» игроки в регионе, которые поддерживают активные торгово-экономические и военные связи со странами первой группы, не вступая в конфронтацию со странами второй и третьей групп.

Между тремя государствами первой группы определяющим фактором является конфликт между Азербайджаном и Арменией. Грузии удается поддерживать асимметричные отношения с обоими своими соседями: у нее тесные энергетические, торгово-экономические и военно-политические связи с Азербайджаном и добрососедские, функциональные

отношения с Арменией. Кроме того, Грузия служит жизненно важными воротами для Армении, у которой границы закрыты с Азербайджаном и Турцией. Еще один важный момент заключается в том, что Тбилиси старается выступать в качестве посредника между Баку и Ереваном, однако значимость Грузии в региональной геополитике резко снизится, если Азербайджан и Армения подпишут мирный договор и встанут на путь сотрудничества.

Азербайджан занимает первое место среди стран ЮК по своему экономическому потенциалу и военной мощи. На долю Азербайджана приходится 59 % или 72 млрд долл. США от общего ВВП Южного Кавказа1. Победа в ВКВ, новые реалии в регионе, сбалансированный

внешнеполитический курс позволяют Баку реализовать независимую

внешнеполитическую стратегию и занять свое место в евразийской геополитике в условиях турбулентности.

Что касается Армении, то открытая прозападная политика нынешних армянских властей и их усилия по вовлечению западных стран, особенно Франции, в процессы на ЮК осложняют отношения со всеми странами региона, в частности, с

1 Экономика Южного Кавказа в 2023 году // Каспий. 01.03.2024. URL: https://www.kaspiy.az/ekommika-yuzhnogo-kavkaza-v-2023-godu (дата обращения: 13.03.2024).

Россией. Учитывая отсутствие

углеводородных ресурсов и географическую закрытость, одной из главных задач во внешней политике Еревана является достижение в определенной степени стратегической значимости, а также одновременное смягчение последствий поражения в ВКВ.

Страны второй группы, Россия, Турция и Иран - три государства-преемника старых империй, имеют более важные жизненные интересы на ЮК, чем другие центры силы, и происходящие в этом регионе процессы оказывают серьезные влияния на обеспечение их национальной безопасности [Mэmmэdli 2023Ь: 6]. Россия активно борется за лидерство в регионе [Енокян 2023: 103], располагая собственным военным контингентом на территории трех стран ЮК. Этот фактор позволяет Москве защитить свои основные стратегические интересы в регионе и обеспечить безопасность своих южных границ. Россия проводит сбалансированную политику по отношению Армении и Азербайджана с целью сохранения своего влияния в регионе [Курылев и др. 2018: 115]. В целом цель политики России на ЮК заключаются в том, чтобы оставаться доминирующим региональным военным игроком, а также вытеснить или не пустить в регион других игроков, в частности США, страны НАТО и ЕС. Однако продолжающиеся военные действия на украинском направлении ослабили влияние России на ЮК, в результате появился определенный вакуум, который стремятся заполнить другие игроки.

Турция, укрепившая свои позиции в регионе после ВКВ, ведет прагматичную и многоуровневую дипломатию на ЮК. Хотя Анкара имеет тесные военно-политические и торгово-экономические отношения с Тбилиси на уровне стратегического партнерства, основным направлением ее внешней политики в регионе является Баку, с которым у нее установлены де-юре и де-факто союзнические отношения. Стоит отдельно отметить турецкий фактор в победе Азербайджана в ВКВ, поскольку Анкара в ходе войны оказывала военную

поддержку Баку путем предоставления беспилотников и военных консультантов [Essen 2023: 9]. Одной из главных задач, стоящих перед турецкой внешней политикой в настоящее время, является нормализация отношений с Арменией, поскольку установление дипломатических отношений с Ереваном позволит Анкаре бросить серьезный вызов региональной гегемонии России на ЮК. В этом сближении заинтересована и сама Армения, т.к. нынешние армянские власти стремятся уменьшить влияние Москвы на них.

С момента роспуска СССР политика Ирана на ЮК была направлена на предотвращение полномасштабной войны и сохранение статус-кво в регионе, особенно в контексте нагорно-карабахского конфликта [Golmohammadi, Azizi 2022: 281]. Несмотря на то, что Иран является единственной страной во второй группе, имеющей дипломатические отношения со всеми странами ЮК, он не принимал участия в урегулировании карабахского конфликта. В послевоенной обстановке Иран не в состоянии конкурировать с Россией и Турцией в вопросах безопасности, политического влияния или экономических вливаний [Neset et al 2023: 13]. Главной угрозой для Ирана на ЮК является превращение Израиля в часть архитектуры безопасности региона. В ответ на план Ирана окружить Израиль своими прокси силами через Сирию, Ливан и Палестину (Сектор Газа), Израиль окружает Иран, усиливая свое политическое присутствие в Азербайджане, Туркменистане, Иракском Курдистане и странах Персидского залива, что представляет для Тегерана серьезную проблему. В этой связи иранские власти не намерены в том, чтобы ЮК стал новым фронтом в его конфликте с Израилем.

В целом, несмотря на то, что Москва, Анкара и Тегеран конкурируют между собой на ЮК, они предпочитают не допускать внешних игроков в регион. В связи с чем они заинтересованы в развитии «3+3» Кавказской платформы. Однако на данный момент эта платформа представляется в значительной степени бездействующей из-за разногласия между ее участниками.

В связи с геостратегическим, геополитическим и геоэкономическим потенциалом у США повышенный интерес к региону [Буторов, Румянцева 2023: 558], однако их действия на ЮК ограничены из-за взаимодействия стран второй группы друг с другом. Политика США в отношении как региона, так и отдельных его стран с 1990-х гг. прошла несколько этапов. На каждом этапе американские власти ставили перед собой амбициозные цели, и каждый раз достижения не оправдывали их первоначальных ожиданий. Наряду с этим, США оказывают значительное влияние и давление на страны ЮК. В частности, после ВКВ в отношениях с Баку наметились некоторые изменения, обусловленные политикой Вашингтона по послевоенным проблемам между Азербайджаном и Арменией [Mammadli 2023a: 5]. Открытая поддержка Армении со стороны США даже привела к охлаждению отношений с Азербайджаном. Это связано с тем, что Соединенные Штаты не очень довольны новыми геополитическими реалиями, сложившимися на ЮК после ВКВ, в частности, российско-турецким тандемом в архитектуре безопасности региона.

Несмотря на то, что ЕС включал страны ЮК в Европейскую политику соседства и многостороннюю программу «Восточное партнерство», у него никогда не было четкой и всеобъемлющей стратегии для региона. Главная цель ЕС в регионе заключается в том, чтобы экспортировать «европейские ценности», получить торгово-экономические выгоды, пользоваться энергетическими ресурсами и сдерживать влияние России [Deen, Zweers, Linder 2023: 26]. ЕС, прежде всего, стремится противостоять гегемонии Москвы в регионе, содействуя устойчивости Грузии и ослабляя влияние России на Армению. Несмотря на то, что ЕС занял более активную геополитическую позицию по отношению к Еревану после запуска работы новой миссии наблюдателей в Армении в феврале 2023 г., продолжающееся влияние России на экономику и безопасность Армении серьезно препятствует его усилиям. Нет сомнений и в том, что пока Россия сохраняет свои военные базы в Армении, ЕС

не сможет «оторвать» Армению от нее. Что касается политики ЕС по отношению к Азербайджану, то она в основном заключается в развитии сотрудничества в энергетической сфере. Хотя председатель ЕС Ш. Мишель организовал несколько трехсторонних встреч на высшем уровне с участием лидеров двух стран И. Алиева и Н. Пашиняна [Ambrosetti 2023: 12], в политической сфере между ЕС и Азербайджаном время от времени возникает напряженность из-за предвзятых позиций ЕС по послевоенным вопросам между Баку и Ереваном.

Великобритания является активным игроком на ЮК, осуществляя многостороннее взаимодействие со странами региона. Главный подход британских властей в регионе заключается в том, чтобы «сдерживать угрозы безопасности, исходящей из России для региона и через регион для европейской безопасности»1. Стоит также отметить, что Великобритания через British Petrolium (BP) имеет большую долю в каспийских энергетиках, в связи с чем поддерживает тесные связи с Азербайджаном. Более того, Азербайджан является самым важным экономическим партнером Великобритании в регионе. Наряду с этим в Лондоне считают Грузию «верным союзником в вопросах безопасности» 2. В последние годы также наблюдается улучшение отношений с Ереваном, что привело к увеличению британского финансирования программ, направленных на поддержку политических и экономических реформ в Армении.

В целом игроков, входящих в третью группу, объединяет общая цель -минимизировать влияние России на ЮК на фоне продолжающихся военных действий на территории Украины. Однако следует отметить, что для Соединенных Штатов ЮК не имеет первостепенного значения, а ЕС

1 Written evidence from the Foreign and Commonwealth Office (CAU0007) // UK Parliament. October 16, 2019. URL:

https://committees.parliament.uk/writtenevidence/10558 0/pdf/ (accessed: 12.03.2024).

2 Там же.

разделен на разные страны с несовпадающими интересами в регионе.

На фоне геополитических изменений на ЮК после ВКВ активизировалась политика Китая, Индии, Пакистана и Израиля в регионе. Для Китая регион, прежде всего, рассматривается в контексте его инициативы «Один пояс один путь», однако китайские власти не принимают участия в проектах развития региональных

транспортно-логистических инфраструктур в качестве крупного кредитора [Лексютина 2022: 67]. Растущее экономическое значение Китая для ЮК отражается и в данных по торговле. В торговом обороте Грузии Китай обогнал Россию как по направлению экспорта, так и по происхождению импорта. Для Армении Китай является вторым по величине торговым партнером после России. А что касается Азербайджана, то Китай занимает 3-е место по происхождению импорта после Турции и России [^оЬе1 2023: 16]. Таким образом, при столь стремительном развитии торгово-экономических отношений со странами ЮК Китай вскоре заменит Россию в качестве главного экономического партнера в регионе.

Политика Индии и Пакистана в регионе должна рассматриваться через призму армяно-азербайджанского конфликта.

Прежде всего, стоит отметить, что Пакистан официально не признает независимость Армении и поддерживает тесные военно-политические отношения с Турцией и Азербайджаном. Анкара и Баку, в свою очередь, поддерживают Исламабад в кашмирском вопросе, и между ними де-факто создан тройственный военный блок. На этом фоне неудивительно, что двустороннее сотрудничество между Индией и Арменией укрепляется. По словам министра обороны Армении С. Папикяна, Индия стала одним из двух основных партнеров республики по поставкам вооружений3. Индийские власти поставляют

3 Кеффер Л. Минобороны Армении назвало Францию и Индию партнерами по поставкам вооружений // Коммерсантъ. 03.02.2024. URL:

https://www.kommersant.ru/doc/6492711 (дата

обращения: 12.03.2024).

оружие в Армению через территорию Ирана, который заинтересован в усилении армянской армии. Т.к. Тегеран сильно обеспокоен ростом политического национализма среди азербайджанских тюрок, живущих в Иране, после ВКВ, а также укреплением отношений между тюркоязычными государствами в рамках Организации тюркских государств (ОТГ). Другими словами, на севере Ирана де-факто создан «тюркский пояс». Тем самым сформирован негласный тройственный союз Индия-Армения-Иран против тройственного военного блока Пакистан-Азербайджан-Турция.

Политика Израиля на ЮК обусловлена некоторыми факторами. Во-первых, Израиль имеет исторические и культурные связи с регионом, в частности, с Азербайджаном. Во-вторых, Израиль обеспечивает около 40 процентов своих потребностей в нефти благодаря Азербайджану 1 . В-третьих, политика Израиля в контексте его новой периферийной стратегии на ЮК в значительной степени направлена против Ирана, где проживает около 30 млн. азербайджанских тюрок [Агазаде 2023: 725]. Тем самым развитие взаимоотношений между тюркскими государствами в рамках ОТГ также входит в интересы Тель-Авива. В связи с вышеизложенным, становится очевидным, почему Азербайджан занимает важное место во внешней политике Израиля в регионе и почему он принимает активное участие в усилении азербайджанской армии.

Азербайджано-иранские отношения

С 1991 г. азербайджано-иранские отношения развивались нестабильно, наблюдались как подъемы, так и спады. Однако после ВКВ отношения приобрели новый характер: если торгово-экономические связи продолжали развиваться, то военно-политические отношения, напротив, ухудшались. Хотя в предыдущие годы ухудшение политических

отношений сказывалось на объеме товарооборота2.

Необходимо отметить, что 2023 год запомнился как самый худший в истории двусторонних отношений между

Азербайджаном и Ираном с 1991 г. Террористическая атака, направленная против посольства Азербайджана в Тегеране

27 января 2023 г., а также покушение в Баку на депутата азербайджанского парламента

28 марта 2023 г. 3 , известного своей откровенной критикой в адрес Ирана, стали причиной того, что Президент Азербайджана И. Алиев заявил, что отношения между двумя странами находятся «на самом низком уровне»4. Еще одним фактором ухудшения отношений является обеспокоенность Ирана растущей военно-политической мощью Азербайджана [Ибрагимов 2023: 878].

На фоне ухудшения азербайджано-иранских отношений наблюдается укрепление связей между Тегераном и Ереваном [ЮЬс Ya§m 2023]. Иран и Армения реализуют общие энергетические и инфраструктурные проекты, а армяне составляют крупнейшую христианскую общину в Иране. Открытие Генерального консульства Ирана в Капане в 2022 г.5, с одной стороны, послужило дальнейшему укреплению ирано-армянских отношений, а с другой - стало одной из причин ухудшения ирано-азербайджанских отношений. На данный момент Иран де-факто выступает в качестве гаранта защиты государственных границ Армении.

В ответ на иранскую политику в армянском направлении Азербайджан улучшает отношения с Израилем. Прежде

1 Азербайджанская нефть основательно подешевела: Турция клеймит, Израиль закупает // Eurasia Daily. 09.11.2023. URL:

https://eadaily.com/ru/news/2023/11/09/azerbaydzhanska ya-neft-osnovatelno-podeshevela-turciya-kleymit-izrail-zakupaet (дата обращения: 13.03.2024).

2 См. подробнее [Агазаде 2023].

3 В Азербайджане совершили покушение на депутата парламента // Известия. 28.03.2023. URL: https://iz.ru/1489989/2023-03-28/v-azerbaidzhane-sovershili-pokushenie-na-deputata-parlamenta (дата обращения: 13.03.2024).

4 Алиев заявил о «самом низком уровне» ирано-азербайджанских отношений // Интерфакс. 03.05.2023. URL: https://www.interfax.ru/world/899996 (дата обращения: 13.03.2024).

5 В Капане открылось генеральное консульство Ирана // Armenpress. 21.10.2022. URL: https://armenpress.am/rus/news/1095414/ (дата обращения: 13.03.2024).

всего, нужно отметить, что в основе тесного взаимодействия между двумя странами лежит уравновешивание угроз в международном, региональном и

национальном контекстах [ффек^ 2021: 282]. Ключевые аспекты их совместных усилий включают все более активное сотрудничество в сфере обороны и безопасности, а также разработку эффективного механизма обмена

разведданными. Вызов, создаваемый возросшей враждебностью Ирана по отношению к Азербайджану после ВКВ, усилил необходимость расширения сотрудничества в области безопасности с Израилем1.

В настоящее время российский подход к отношениям между Азербайджаном и Ираном должна рассматриваться в контексте ее транспортной политики. В условиях санкций, применяемых

коллективным Западом против России, Москва уделяет большое внимание развитию МТК «Север-Юг». Азербайджан и Иран являются ключевым звеном в данном транспортном проекте, в связи с чем Россия заинтересована в скорейшей нормализации политических отношений между ними. Хотя интересы Ирана традиционно сталкиваются с геополитическими императивами России на ЮК [Avdaliani 2022: 151], его политика в регионе тесно связано с отношениями с Москвой. Их объединяют общие интересы на ЮК, и прежде всего стремление избежать любого нерегионального политического и военного влияния в регионе.

Усиление роли Турции, исторического соперника Ирана, на ЮК, в частности в Азербайджане, воспринимается Тегераном как крайне тревожный фактор. Если в отношениях с Азербайджаном до 2020 г. основу турецкой политики в значительной степени составлял торгово-экономический,

1 Cutler R.M. Deepening Azerbaijani-Israeli Cooperation Contributes to South Caucasus Stability // The Central Asia-Caucasus Analyst. May 23, 2023. URL: https://www.catianalyst.org/publications/analytical-articles/item/13756-deepening-azerbaijani-israeli-cooperation-contributes-to-south-caucasus-stability.html (accessed: 14.03.2024).

в частности энергетический фактор2 (напр., реализация таких энергетических проектов, как Баку-Тбилиси-Джейхан, ЮжноКавказский газопровод, Трансанатолийский газопровод), то с подписанием Шушинской декларации в 2021 г. Анкара и Баку де-юре стали военными союзниками. В связи с растущим турецким фактором во внешней политике АР ИРИ опасается, что Азербайджан превратится в марионетку Турции [Golmohammadi, Markedonov 2024: 163]. Хотя никаких признаков этого не наблюдается, наоборот, победа в ВКВ позволяет азербайджанским властям проводить еще более независимую политику.

Что касается политики США, ЕС и Великобритании на Южном Кавказе с точки зрения азербайджано-иранских отношений, то она определяется несколькими факторами. Во-первых, несмотря на санкции западных стран против иранской ядерной программы, официальные лица

Азербайджана традиционно заявляют, что Иран имеет право на мирную ядерную энергетику, а все вопросы, связанные с разногласиями между Ираном и западными странами, должны решаться только путем переговоров. Во-вторых, политика Азербайджана в отношении США, ЕС и Великобритании не направлена против Ирана. Баку выстраивает отношения с основными игроками в регионе на основе сбалансированной политики, чтобы предотвратить все возможные угрозы своему суверенитету. В-третьих, АР и ИРИ не взаимодействуют с США, ЕС и Великобританией на многостороннем уровне, что ограничивает их возможное негативное влияние на темп развития азербайджано-иранских отношений.

Необходимо упомянуть тот факт, что Зангезурский коридор стал краеугольным камнем в определении будущего геополитической архитектуры ЮК [Актс1, КаЬа 2023]. Данный коридор имеет региональное и глобальное значение,

2 Политика Турции в регионе после распада СССР была направлена на получение доступа к энергетическим ресурсам Каспия. См. подробно: [Жильцов, Савичева 2021: 335].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поскольку способен изменить транспортную карту всего региона. В случае его открытия будет обеспечено сухопутное сообщение между основной частью Азербайджана и Турцией, а также Россия получит прямую железнодорожную линию в Армению через Азербайджан. Т.е. он соединит как Азербайджан и Турцию, так и Армению и Россию. Кроме того, впервые в современной истории Россия и Турция будут иметь железнодорожное сообщение [Gawliczek, Iskandarov 2023: 40]. Тем самым может возникнуть новая почва для регионального сотрудничества между странами ЮК, Турцией, Россией и Ираном. Его реализация принесет выгоду как странам Южного Кавказа, так и России, Турции и Ирану во многих сферах, особенно в сфере торговли, туризма и транспорта. Другими словами, Зангезурский коридор послужит

расширению регионального сотрудничества и укреплению взаимного доверия. Это именно то, что необходимо всем вышеперечисленным странам в нынешней геополитической конъюнктуре на ЮК.

Этот коридор также может способствовать бесперебойному и экономически эффективному

функционированию МТК «Север-Юг» и «Срединнего коридора» [^е, Aydm 2022: 272]. В связи с чем в его реализации заинтересованы Китай и ЕС. Однако Иран выступает против реализации этого проекта под предлогом того, что Зангезурский коридор нарушит прямую связь страны с Арменией. На самом деле беспокойство иранских властей связано с тем, что Зангезурский коридор существенно снизит геоэкономическую ценность Ирана. Т.к. в случае открытья этого коридора Иран не только потеряет функцию главного связующего звена между основными территориями Азербайджана с

Нахичеванью, но и снизится его транзитная роль между Турцией и странами Центральной Азии.

В этих условиях особое внимание привлекает визит министра дорог и градостроительства Ирана М. Базрпаша в Азербайджан в начале октября 2023 г. и подписание между двумя странами документов о строительстве железной

дороги, которая соединит основную часть Азербайджана с Нахичеванью через территорию Ирана 1 . Хотя пока детали документов не разглашаются, с уверенностью можно сказать, что реализация этого проекта между Азербайджаном и Ираном не снимает с повестки дня региона вопрос о возможной реализации Зангезурского коридора.

Следует отметить, что двусторонние азербайджано-иранские политические

контакты активизировались после встречи президентов двух стран И. Алиева и И. Раиси, состоявшейся 9 ноября 2023 г. в Ташкенте на полях саммита ОЭС2. Затем, 25 декабря 2023 г., после встречи представителей прокуратур Азербайджана и Ирана была подготовлена «дорожная карта» по возобновлению деятельности посольства Азербайджана в Иране 3 . Тенденция смягчения политической риторики между официальными представителями двух стран продолжилась в начале 2024 года, и ожидается, что деятельность посольства Азербайджана в Тегеране будет восстановлена в ближайшее время.

Таким образом, хотя центральное место в региональной динамике занимает армяно-азербайджанский конфликт, урегулирование которого во многом зависит от международного позиционирования

региональных и глобальных центров силы, транспортно-логистический и

энергетический фактор, взаимодействие между странами, вовлеченными в региональные военно-политические и экономические процессы, определяют повестку дня Южного Кавказа. В этих условиях геополитические вызовы,

1 Баку и Тегеран построят железную дорогу в Нахичевань через территорию Ирана // ТАСС. 06.10.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18934631 (дата обращения: 14.03.2024).

2 В Ташкенте состоялась встреча Ильхама Алиева с Президентом Ирана Сейедом Ибрахимом Раиси // Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. 09.11.2023. URL: https://president.az/ru/articles/view/62149 (дата обращения: 14.03.2024).

3 Посольство в Тегеране может возобновить работу // Haqqin. 25.12.2023. URL: https://haqqin.az/news/303956 (дата обращения: 14.03.2024).

обусловленные стремительно меняющейся региональной динамикой на Южном Кавказе, создают благоприятные условидля

нормализации азербайджано-иранских политических отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агазаде М.М. Азербайджано-иранские отношения после Второй карабахской войны: особенности и тенденции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23. № 4. С. 719-733. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-4-719-733

Буторов А.С., Румянцева А.К. Особенности внешней политики США на Южном Кавказе на современном этапе // Постсоветские исследования. 2023. Т. 6. № 5. С. 556-566.

Енокян А.В. Регион Южный Кавказ и его внешнеполитическая значимость для Российской Федерации // Ближний и Постсоветский Восток. 2023. № 2(2). С. 98-115. https://doi.org/10.31249/j.2949-2408.2023.02.06

Жильцов С.С., СавичеваЕ.М. Региональная безопасность на Южном Кавказе: энергетическая составляющая // Проблемы постсоветского пространства. 2021. Т. 8. № 3. С. 331-340. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2021-8-3-331-340

Ибрагимов А.Г. Основные направления политики Ирана в отношении Азербайджанской Республики в постсоветский период // Постсоветские исследования. 2023. Т. 6. № 8. С. 871-879.

Курылев К., Галоян Н., Станис Д., Бредихин А. Соблюдение баланса сил на Южном Кавказе // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 3. С. 108-118. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-3-108-118

Лексютина Я.В. Китай на Южном Кавказе: масштабы экономического присутствия // Постсоветские исследования. 2022. Т. 5. № 1. С. 57-72.

Ambrosetti E.T. (Ed.) A new regional order in the making: The coming geopolitics of the South Caucasus. Milan: ISPI, 2023. 26 p.

Akinci A., KabaS.G. Kafkasya'nin Jeopolitik Onemi: Daglik Karabag ve Zengezur Koridoru Ornegi // Ekonomi i§letme Siyaset ve Uluslararasi ili§kiler Dergisi (JEBPIR). 2023. Vol. 9. № 1. P. 88-106.

Avdaliani E. New world order and small regions: The case of South Caucasus. Singapore: Palgrave Macmillan, 2022. 242 p. https://doi.org/10.1007/978-981-19-4037-8

Qigekgi C. ikinci Daglik Karabag Sava§i I§iginda israil — Azerbaycan ili§kileri: Yapisal ve Analitik Bir £e^eve // Guvenlik ^ali§malari Dergisi. 2021. Vol. 23. Iss. 2. P. 267-285. https://doi.org/10.54627/gcd.949893

Deen B., Zweers W., Linder C. The EU in the South Caucasus: Navigating a geopolitical labyrinth in turmoil. Clingendael: Clingendael Institute, 2023. 77 p.

Essen H. Azerbaijan's Uncertain Geopolitical Rise in a South Caucasus Maelstrom. Stockholm: Stockholm Centre for Eastern European Studies, 2023. 24 p.

GawliczekP., Iskandarov K. The Zangezur corridor as part of the global transport route (against the backdrop of power games in the South Caucasus region) // Security and Defence Quarterly. 2023. Vol. 41. № 1. P. 36-53. https://doi.org/10.35467/sdq/161993

Golmohammadi V., Azizi H. The South Caucasus in the regionalism of Iran's foreign policy // Central Eurasia Studies. 2022. Vol. 15. № 1. P. 281-305.

Golmohammadi V., Markedonov S.M. How Iran Perceives Turkey's Rise in the South Caucasus // Russia in Global Affairs. 2024. Vol. 22. № 1. P. 152-175. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2024-22-1-152-175

Kilic Ya§in G. iran di§ politikasinda Kafkazya. Ankara: Avrasya incelemeleri Merkezi, 2023. 7 p.

Mdmmddli M. AB§-nin Canubi Qafqaz siyasati kontekstinda Azarbaycanla munasibatlari: asas maqamlar. Baki: Beynalxalq munasibatlarin tahlili markazi, 2023a. 11 p.

Mdmmddli M. Canubi Qafqazin tahlukasizlik muhitina 9oxaspektli baxi§. Baki: Beynalxalq munasibatlarin tahlili markazi, 2023b. 11 p.

Neset S, Aydin M, Ergun A., Giragosian R., Kakachia K., Strand A. Changing geopolitics of the South Caucasus after the Second Karabakh War. Prospect for regional cooperation and/or rivalry. Bergen: Chr. Michelsen Institute, 2023. 72 p.

Uste A.N., Aydin U. Guney Kafkaslarda Bolgesel Guvenlik Kompleksi Teorisi Baglaminda Zengezur Koridoru'nun Onemi. Manisa Celal Bayar Universitesi Sosyal Bilimler Dergisi. 2022. №. 20. P. 261-274. https://doi.org/10.18026/cbayarsos.1120774

Wrobel R. The changing geopolitics in the South Caucasus during the war in Ukraine: Chances and risks for the region // Discourses in Social Market Economy. 2023. № 2. P. 1-36.

REFERENCES

AghazadaM.M. Azerbaijani-Iranian relations after the Second Karabakh War: Features and trends // Vestnik RUDN. International Relations. 2023. Vol. 23. № 4. P. 719-733. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-4-719-733

Akinci A., Kaba S.G. Kafkasya'nin Jeopolitik Onemi: Daglik Karabag ve Zengezur Koridoru Ornegi // Ekonomi i§letme Siyaset ve Uluslararasi ili§kiler Dergisi (JEBPIR). 2023. Vol. 9. № 1. P. 88-106

Ambrosetti E.T. (Ed.) A new regional order in the making: The coming geopolitics of the South Caucasus. Milan: ISPI, 2023. 26 p.

Avdaliani E. New world order and small regions: The case of South Caucasus. Singapore: Palgrave Macmillan, 2022. 242 p. https://doi.org/10.1007/978-981-19-4037-8

Butorov A.S., Rumjanceva A.K. Osobennosti vneshnej politiki SShA na Juzhnom Kavkaze na sovremennom jetape // Postsovetskie issledovanija. 2023. T. 6. № 5. S. 556-566.

Qigekgi C. ikinci Daglik Karabag Sava§i I§iginda israil — Azerbaycan ili§kileri: Yapisal ve Analitik Bir £e^eve // Guvenlik ^ali§malari Dergisi. 2021. Vol. 23. Iss. 2. P. 267-285. https://doi.org/10.54627/gcd.949893

Deen B., Zweers W., Linder C. The EU in the South Caucasus: Navigating a geopolitical labyrinth in turmoil. Clingendael: Clingendael Institute, 2023. 77 p.

Essen H. Azerbaijan's Uncertain Geopolitical Rise in a South Caucasus Maelstrom. Stockholm: Stockholm Centre for Eastern European Studies, 2023. 24 p.

GawliczekP., Iskandarov K. The Zangezur corridor as part of the global transport route (against the backdrop of power games in the South Caucasus region) // Security and Defence Quarterly. 2023. Vol. 41. № 1. P. 36-53. https://doi.org/10.35467/sdq/161993

Golmohammadi V., Azizi H. The South Caucasus in the regionalism of Iran's foreign policy // Central Eurasia Studies. 2022. Vol. 15. № 1. P. 305-281.

Golmohammadi V., Markedonov S.M. How Iran Perceives Turkey's Rise in the South Caucasus // Russia in Global Affairs. 2024. Vol. 22. № 1. P. 152-175. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2024-22-1-152-175

Ibragimov A.G. Osnovnye napravlenija politiki Irana v otnoshenii Azerbajdzhanskoj Respubliki v postsovetskij period // Postsovetskie issledovanija. 2023. T. 6. № 8. S. 871-879.

Kilic Ya§in G. iran di§ politikasinda Kafkazya. Ankara: Avrasya incelemeleri Merkezi, 2023. 7 p.

Kurylev K., Galoyan N., Stanis D., Bredikhin A. Keeping the balance of power in South Caucasus // World E^nomy and International Relations. 2018. Vol. 62. No. 3. P. 108-118. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-3-108-118

Leksjutina Ja.V. Kitaj na Juzhnom Kavkaze: masshtaby jekonomicheskogo prisutstvija // Postsovetskie issledovanija. 2022. T. 5. № 1. S. 57-72.

Mdmmddli M. AB§-nin Canubi Qafqaz siyasati kontekstinda Azarbaycanla munasibatlari: asas maqamlar. Baki: Beynalxalq munasibatlarin tahlili markazi, 2023a. 11 s.

Mdmmddli M. Canubi Qafqazin tahlukasizlik muhitina 9oxaspektli baxi§. Baki: Beynalxalq munasibatlarin tahlili markazi, 2023b. 11 p.

Neset S, Aydin M, Ergun A., Giragosian R., Kakachia K., Strand A. Changing geopolitics of the South Caucasus after the Second Karabakh War. Prospect for regional cooperation and/or rivalry. Bergen: Chr. Michelsen Institute, 2023. 72 p.

Uste A.N., Aydin U. Guney Kafkaslarda Bolgesel Guvenlik Kompleksi Teorisi Baglaminda Zengezur Koridoru'nun Onemi. Manisa Celal Bayar Universitesi Sosyal Bilimler Dergisi. 2022. №. 20. P. 261-274. https://doi.org/10.18026/cbayarsos.1120774 Wrobel R. The changing geopolitics in the South Caucasus during the war in Ukraine: Chances and

risks for the region // Discourses in Social Market Economy. 2023. № 2. P. 1-36. Yenokyan A.V. Region Juzhnyj Kavkaz i ego vneshnepoliticheskaja znachimost' dlja Rossijskoj Federacii // Blizhnij i Postsovetskij Vostok. 2023. № 2(2). S. 98-115. https://doi.org/10.31249/j.2949-2408.2023.02.06 Zhiltsov S.S., Savicheva E.M. Regional Security in the South Caucasus: The Energy Factor // PostSoviet Issues. 2021. Т. 8. № 3. S. 331-340. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2021-8-3-331-340

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Агазаде Мирмехти Миркамил оглы, Mirmehdi M. Aghazada, PhD in History, к.и.н., старший преподаватель кафедры Senior lecturer of the Department of Theory

теории и истории международных and History of International Relations of

отношений РУДН имени Патриса RUDN University named after Patrice Лумумбы, Москва, Россия. E-mail: agazade- Lumumba. Moscow, Russia. E-mail: agazade-mm@rudn.ru mm@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.