Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11) везиров Хикмет Ниязи оглу и другие ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_Азербайджан - центр развития ...
ТТПР 1- И9 I I 1©2021 Контент достъпен според щщензияга СС BY-NC 4.0
JJ^-i-* |(сс) (JjCS) Ifhis is an open access article uifler theCC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 34671/SCH HBR 2021 0501 0006 lfcSeiS«e(https://creativecommons.org/licerees/by-nc/4.0/)
АЗЕРБАЙДЖАН - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ © Автор(ы) 2021 ORCID: 0000-0002-9999-2980
ВЕЗИРОВ Хикмет Ниязи оглу, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Института физики Национальная Академия наук Азербайджана (AZ 1143, Азербайджан, Баку, проспект Г. Джавида, 131, e-mail: vezirovfikret@yahoo.com) ORCID: 0000-0002-6867-1973
АГАЕВА Фарида Намик кызы, диссертант
Нахичеванский государственный университет (AZ 1000, Азербайджан, Нахчыван, Университетский городок,7012, e-mail: aqayeva_feride@mail.ru) ORCID: 0000-0003-3361-6795
ВЕЗИРОВ-КЕНГЕРЛИ Фикрет Хикмет оглу, инженер Азербайджанское Каспийское морское пароходство (AZ 1029, Азербайджан, Баку, пр. Гейдара Алиева, 152, e-mail: vezirovfikret@yahoo.com) Аннотация. Статья посвящена весьма актуальной проблеме возникновения цивилизаций и разработке механизмов развития и сближения обществ. Показано, что для распространения и взаимопроникновения знаний, культур, обычаев, технологий нужны были дороги, через которые и осуществлялись коммуникации. И Великий шелковый путь, проходящий через территорию Азербайджана, сыграл в этом определяющую роль. Азербайджан стал соединять Восток с Западом. Показано, что развитие и сближение народов, стран, цивилизаций, в любом случае, происходило благодаря идеям, а для возникновения идей необходимы были креативные люди. И Азербайджан, благодаря своим гениям, внес огромный вклад в развитие цивилизаций. Поэтому со всей очевидностью его можно признать центральным звеном развития мира. В статье приведена иконография некоторых великих людей Азербайджана, сыгравших огромную роль в развитии цивилизаций и человечества. Отдельно рассмотрена личность великого сына Азербайджана - Насими, которому в 2020 году исполнилось 650 лет со дня рождения. Показано, что Насими своей философией опередил даже гениальнейшего философа Г.В.Ф. Гегеля. Многие великие мысли Гегеля являются неосознанным повторением мыслей Насими. Показано, что многие величайшие мыслители были фактически суфиями, хотя и не осознавали этого. В статье впервые представлена версия образования последней (пятой) цивилизации. Объясняется роль гениев, проявивших себя в истории. Показана важность синкретической теории для объяснения развития общества. В статье показано, что в развитии общества большое значение имеют бифуркации. Затронута версия рождения создателя первой монотеистической религии - Зардушта (Заратустры) - в Азербайджане. Ключевые слова: наука, творчество, музыка, актуальность, интерес, геноцид.
AZERBAIJAN - THE CENTRE OF THE DEVELOPING OF THE SIVILIZATION
© The Author(s) 2021
VEZIROV Hikmet Niyazi, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Head of the Laboratory of the Institute of Physics National Academy of Sciences of Azerbaijan (AZ 1143, Azerbaijan, Baku, H. JavidAvenue, 131, e-mail: vezirov55@mail.ru) AGAEVA Farida Namik, candidate for a degree Nakhichevan State University (AZ 1000, Azerbaijan, Nakhchivan, University campus, 7012, e-mail: aqayeva_feride@mail.ru) VEZIROV-KENGERLI Fikret Hikmet, Engineer Azerbaijan Caspian Shipping Company (AZ 1029, Azerbaijan, Baku, Heydar Aliyev Ave., 152, e-mail: vezirovfikret@yahoo.com) Abstract. The article is devoted to a very urgent problem of the emergence of civilizations and the development of mechanisms for the development and convergence of societies. It is shown that for the dissemination and interpenetration of knowledge, cultures, customs, technologies, and roads were needed through which communications were carried out. And the Great Silk Road passing through the territory of Azerbaijan played a decisive role in this. Azerbaijan began to connect the East with the West. It is shown that the development and convergence of peoples, countries, civilizations, in any case, occurred in consequence of ideas, generated by creative people. And Azerbaijan, due to its geniuses, has made a huge contribution to the development of civilizations. Therefore, it can be clearly recognized as the central link in the development of the world. The article contains the iconography of some of the great people of Azerbaijan who played a huge role in the development of civilizations and humanity. Particularly focused on the great son of Azerbaijan - Nasimi, who turned 650 in 2020. It is shown that Nasimi with his philosophy surpassed even the most brilliant philosopher G.W.F Hegel. Many of Hegel's great thoughts are the unconscious repetition of Nasimi's thoughts. It is shown that many of the greatest thinkers were actually Sufis, although they did not realize it. For the first time, a new version of the appearance of the last (fifth) Aryan civilization was put forward in the article. The role of prominent people (individuals) in history is shown. It is noted that the more unstable a society is, the more the role of the individual manifests. The influence of the state of bifurcation in society is also shown, and that geniuses can create the state of bifurcation by their own will. The greatest son of Azerbaijan - Zoroaster, created the first great Teaching - monotheism.
Keywords: science, creative, music, actuality, interest, genoside
Введение. Цивилизация - это в общем виде, на наш развития и 4) деградация и распад. И по сей день нет ни взгляд, такая форма существования мира, которая сама единой методологии, ни единой систематики цивилиза-обеспечивает, во-первых, свою стабильность и, во- ций. Но, в любом случае, думается, разработка механиз-вторых, способность к саморазвитию. При этом само- мов возникновения цивилизаций, развития и сближения развитие осуществляется путем автоматического, есте- обществ - весьма актуальная проблема. ственного, онтологически присущего обществу свойства Как известно, для распространения и взаимопроник-регулирования взаимообмена с окружающей средой. И новения знаний, культур, обычаев, музыки, технологий вообще-то можно выделить четыре стадии любой ци- всегда нужны были дороги, через которые и осущест-вилизации - это 1) зарождение, 2) развитие, 3) вершина влялись коммуникации. И Великий шелковый путь,
проходящий через территорию Азербайджана, сыграл в этом важную и даже определяющую роль. Азербайджан стал соединять Восток с Западом. Это привело не только к переходу знаний, традиций, технологий и т.д. из какой-то одной страны в другую, но вообще переходу культур с Востока на Запад и наоборот. Но, в любом случае, развитие и сближение народов, стран, цивилизаций, конечно же, происходило благодаря идеям, а для возникновения идей необходимы были креативные люди. И Азербайджан, благодаря своим гениям, внес огромный вклад в развитие цивилизаций. Можно привести огромный список великих и выдающихся личностей уроженцев Азербайджана, которые внесли огромный вклад в развитие цивилизации. Поэтому, думается, Азербайджан, со всей очевидностью, можно признать центральным звеном развития мира.
К понятию цивилизационного развития. Цивилизациям не одна тысяча лет и в своем развитии они проходили определенные этапы. По известной теории Моргана [1], все народы должны пройти одни и те же этапы возникновения и развития. Первый этап любой цивилизации - это переход от охоты к скотоводству и земледелию. Второй этап - это возникновение гончарного ремесла и письменности. Третий этап - это ускорение развития письменности. Последнему способствует возникновение и развитие городов с характерной культурой, включающей архитектуру и скульптуру. Неопровержимым фактом сегодня признается также то, что многие десятки тысячелетий назад на планете существовала великая цивилизация, которая по уровню развития несравнимо превышала современную цивилизацию с сегодняшней наукой и техникой.
И с появлением на Земле цивилизаций возникали соответствующие им культуры с характерным уровнем гуманитарного развития. С каждым же новым уровнем развития общества рождался новый тип культуры с новой формой, содержанием, направленностью и предназначением. А войны и врожденные инстинкты самосохранения с одной стороны, взаимопомощь, торговля и другие социально-экономические явления с другой, приводили к распространению и взаимопроникновению знаний, культур, обычаев, музыки, живописи, технологий. Распространение осуществлялось благодаря путешественникам, купцам, миссионерам, паломникам, музыкантам, бродячим философам...
В любом случае, для распространения и взаимопроникновения культур нужны были дороги, через которые и осуществлялись коммуникации. Так, еще в древние времена Александром Македонским были проторены дороги, соединяющие Средиземноморье со Средней Азией и Индией. Была также вторая дорога, соединяющая Индию с Ближним и Средним Востоком. Разработка в Центральной Азии месторождений лазурита и бирюзы привела к возникновению так называемого «лазурито-вого пути». Эта третья дорога соединяла Центральную Азию с Ираном, Месопотамией и Египтом.
Но, при этом, Китай, несмотря на свою развитость, был скрыт от остального мира горами Азии. Информация о том, что в Средней Азии процветает коневодство, просочилась в Китай и вызвала у императора желание приобрести этих породистых лошадей. Это подвигло его к поиску путей в Среднюю Азию. Эта новая дорога соединилась с теми известными тремя и, начиная с 3-го века до н.э., приобрела название Великого шелкового пути (ВШП). Эта система караванных дорог проходила через Азербайджан. И Азербайджан стал соединять не только Китай с Ближним Востоком и Европой, но и вообще Восток с Западом. ВШП просуществовал до XVII века и с этого времени до наших дней практически не работал. И Азербайджан не просто соединял Восток с Западом. Он соединял две различные цивилизации с качественно разной культурой, религией, философией, традициями. ВШП веками служил сближению и взаимопроникновению народов и идей, обогащению и смешению языков и
культур, религий и традиций, музыки и других видов искусства... И центральным звеном этого сближения был именно Азербайджан.
Но, развитие и сближение народов, стран, цивилизаций, в любом случае, происходило благодаря идеям, а для возникновения идей необходимы были креативные люди. И, со временем, в этих цивилизациях, во всяком случае, в последней (пятой, т.е. сегодняшней) зарождались великие личности - пророки, представители философии, культуры, религии и науки, результаты творческой деятельности которых не укладывались в масштабы одной культуры. И, с течением времени, эти идеи, распространяясь по открываемым путям во все регионы планеты, превращались вообще в источник мировой культуры. И именно эти гении раньше и яснее других видели и понимали неизбежность развития и улучшения общества, и знали или изобретали способы и технологии достижения этих целей. При этом не так важно, отдельные личности или герои-гении развивали и улучшали народы, и, двигая общество, поднимали его на более высокий уровень, или, наоборот, как считали марксисты и некоторые философы других направлений, общество создавало и формировало личность. Главное то, что решающая роль личности в истории, в любом случае, очевидна. И эти великие люди своей волей, креативностью и убежденностью в своей правоте способны были изменить естественный ход истории, и изменить мир качественно.
Некоторые из этих гениев были творцами и изобретателями великих учений, например, зороастризма, иудаизма, буддизма, христианства или ислама. Эти гении отличались от обычных и даже талантливых людей тем, что были озарены и вооружены этими Учениями, в которых были показаны пути жизни, развития и улучшения общества. Иногда эти гении встречали поддержку и даже понимание отдельных людей, народа или народов, а иногда жестокое противодействие.
Марксисты же считали, что только партия и народ в целом способны изменить общество, а роль личности весьма незначительна. Они считали развитие общества лишь объективным, и поэтому не зависящим от личности. Потому коммунисты и считали историю наукой, хотя, например, и Гегель, и Бертран Рассел доказали, что история - не наука. В то же время из истории известно, что, например, убийство, скажем, царя, ни к чему особенному не приводило. А иногда, наоборот, какая-то ерунда приводила к сильным метаморфозам. Поэтому, представляется хотя и весьма сложным, но, тем не менее, очень интересным и важным, выяснение того, от чего же все-таки зависит развитие цивилизации и сближение обществ, культур, народов, стран, государств - от гениев, объективных законов развития мира, климата, случайных событий или от чего-то другого?
Рассмотрение огромного массива исторических событий дает основание считать, что вряд ли в истории все заранее было предопределено. Например, что было бы, если бы не появились вышеупомянутые личности? Думаем, что это совершенно неизвестно и вряд ли когда-либо вообще может быть достоверно установлено.
Поэтому поставленная проблема разработки механизмов развития и сближения обществ представляется нам весьма актуальной [2, с. 29]. Причем эта проблема очень важна и актуальна еще и потому, что если роль личности действительно является главной и определяющей в развитии общества, то каждая страна в своем развитии должна признать этот фактор приоритетом. Если же нет, то общество должно выбрать другой путь развития.
Следует учесть также то, что если роль учения гения на определенном этапе развития и была положительной, то на другом этапе могла стать и отрицательной. Но, в любом случае, жизненный путь практически любого гения совсем даже не был усеян цветами. Практически все гении часто терпели неудачу, а ничего из себя не
Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11)
ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_
ВЕЗИРОВ Хикмет Ниязи оглу и другие азербайджан - центр развития ...
представляющие конъюнктурщики на определенном этапе даже побеждали. Кстати, исторические личности не всегда были гениями. Иногда даже посредственности или даже неучи могли оказывать влияние (не обязательно положительное) на ход истории [3]. Но такое влияние, как правило, наблюдается в течение непродолжительного периода времени.
Роль личности в историческом развитии. Религиозные философы и духовенство считают, что развитие происходит по воле или замыслу Бога. Для этого Он выбирает из людей некоторых, пригодных для поставленных Им целей, и через них осуществляет свои планы. Думается, что великие люди в истории, если и были избраны Богом, все же определенную часть работы выполнили своей волей и интеллектом, т.е. вне контекста бога. И, скорее всего, эти великие люди понимали, что общество и законы его развития зиждутся, все-таки, на объективной природе и сущности людей, т.е. также являются объективными. Возможно, эти гении прошлого, если и не до конца понимали, но все же, как-то интуитивно чувствовали это. И эта интуиция была присуща только им. И именно потому они являются гениями. К сожалению, очень часто, почти всегда, этих гениев называли невеждами, еретиками, жуликами, бунтовщиками, сумасшедшими и преследовали, и даже убивали. А ведь напрасно. Так, например, можно с уверенностью сказать, что не будь необыкновенной и даже гениальной Жанны д'Арк, то и Франции не было бы [4]. И ее, конечно же, предали.
Величайший философ всех времен Г.В.Ф.Гегель (1770 - 1831) считал, что все действительное разумно [5]. Он считал, что этот разум служит абсолютной идее, абсолютному духу, мировому разуму. В переводе на современный язык это означает, что все реальное служит необходимому ходу истории. Гегель считал гениев представителями мирового духа, абсолютной идеи. Т.е. считал, что всю историю развивает абсолютная идея, а гении лишь его помощники. К сожалению, великая теория Гегеля довольно противоречива. Например, неужели абсолютной идее, абсолютному духу, мировому разуму или Богу так необходимо было, чтобы фашизм уничтожал евреев или детей в Саласпилсе. Или, может абсолютному духу нужно было, чтобы дашнакский нацизм устроил невиданный по злодейству геноцид в Ходжалы и другие подлые и ужасные преступления [6, 7]? Кстати, дашнаки устраивали геноцид азербайджанцев и раньше -сто лет назад. И серьезные историки, например, России, Албании, Польши, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Ирака, Пакистана, Индии и других стран, давно уже признали геноцид азербайджанцев и тюрко-мусуль-манских народов, подло и злодейски устроенный дашнак-ским отродьем. Недаром в соответствии с распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева «О 100-летии геноцида азербайджанцев 1918 года» в апреле 2018 года прошла очередная (вот уже 5-я!) Международная конференция на тему «Геноцид тюрко-мусульманских народов в ХХ веке». Или, это мировому разуму или абсолютной идее так нужно, чтобы Франция признавала надуманный геноцид армян, и под угрозой лишения свободы заставляла всех говорить об этом?.. Это абсолютной идее так нужно, чтобы Франция молчала о невиданном по жестокости и подлости геноциде в Ходжалы?.. Детей-то за что?.. А стариков?.. А женщин?..
Марксисты были схожего с Гегелем мнения. Они считали, что великие личности никак не могли изменить самостоятельный и закономерный ход истории. Т.е., если бы, например, не появился Христос, считали они, то его заменил бы другой человек [8]. И этот человек обязательно выполнил бы ту же роль, что и Христос. Т.е. марксисты, в общем-то, переняли у Гегеля его философию, поставили ее с ног на голову, и фактически испортили довольно совершенную и цельную, на наш взгляд, систему и мироздания, и миропонимания.
Думается, что более близким к истине является син-
кретическая теория, которая утверждает, что в состоянии бифуркации, т.е. состоянии неустойчивости общества, связанной с теми или иными причинами, великие личности способны изменить состояние общества [9]. Т.е., по этой теории, чем нестабильнее общество, тем больше проявляется личность и его роль в истории. Но, эта теория сводила на нет роль личности в создании этого самого состояния бифуркации. Вернее, этот вопрос адептами этой теории вообще не рассматривался. И игнорирование этого делало эту, в общем-то, неплохую, на наш взгляд, теорию, весьма неполной и потому ущербной.
Следует заметить, что гениальность человека определяется многими факторами, например, генетикой, воспитанием, опытом, образованием, врожденной креативностью, характером, внешними обстоятельствами. Гении шли, как правило, против устоявшихся правил жизни, науки, религии, культуры вообще. Они пытались уничтожить старое и построить новое. Поэтому, повторимся, их называли отступниками, предателями, преступниками, еретиками и часто преследовали. И во имя своих идей они часто даже были согласны лишиться жизни. Ф.Ницше считал гениев, сверхчеловеков, важнейшим, необходимым элементом развития [10]. Но, многие исследователи считали, что никакой гений ничего изменить не смог бы, если для этого в обществе не возникли бы соответствующие условия. А вообще-то, для великих людей изменение и развитие общества было потребностью и смыслом их жизни, и, к сожалению, их дела не всегда были направлены на добро. Но, считалось, что в любом случае, если еще не возникли условия для перехода на новый этап развития общества, никакая личность ничего не сможет сделать. Т.е., считалось, что сами общественные условия заставляют, толкают кого-нибудь из общества, и ни кого попало, а именно гениев, изменить эти же самые условия, т.е. перевести общество на новый уровень. Великие личности действительно особенно проявлялись именно в переходные моменты развития общества. Именно в эти периоды требовались личности, причем, необходимого характера и свойства, которым и предстояло разрешить сложившиеся проблемы. И именно такой необходимый тип личности формирует сама же среда. Сама среда и регулировала развитие гения, а возможно, и его идей. Но, при этом следует, все же, обратить внимание на то, что из бедных, необразованных и маргинальных слоев общества очень редко появлялись великие гении.
Изложенное очень важно, поэтому еще раз повторимся, что некоторые исследователи исторической практики пытались показать, что, не великие люди создавали эпохи, а наоборот, эпоха создавала гениев с необходимыми свойствами, которые и изменяли эпоху. Практика действительно показывает, что если гении не считались с возможностями общества, то терпели фиаско. До сих пор считалось, что гении возникают, когда само общество стоит перед необходимостью их возникновения. Считаем, что, в любом случае, лишь свободный гений способен осознанно изменить мир. Но, скорее всего, при условии существования в обществе диалектических единства и борьбы противоположностей, т.е. противоречия [2].
И в отличие от результатов известных исследователей данной проблемы, наши философские, социологические, культурологические, экономические, исторические и юридические исследования показывают, что создание в обществе состояния бифуркации, т.е. состояния резкой борьбы противоположностей, гении могут творить и сами своей волей. И предлагаемая нами новая доктрина должна учитываться в современном мире. И не только учитываться - ее необходимо развивать и усовершенствовать.
Выдающиеся личности в истории азербайджанского общества. В начале настоящего сообщения мы уже упомянули о нескольких величайших гениях, создавших эпохальные Учения - монотеизм. И самым первым из них был величайший сын земли древнего Азербайджана - Зороастр. Его еще называют Зардуштом или Заратуштрой (Заратустрой) [11]. Вероятнее всего,
он жил примерно в 12-м веке до н.э. И этого величайшего гения, естественно, убили. И скорее всего ему было 77 лет. Как пишет выдающийся историк академик Ч.О.Каджар в своей книге «Выдающиеся сыны древнего и средневекового Азербайджана» [12], Учение Зороастра проповедует единобожие и существование в мире извечной борьбы двух начал (по-нашему - борьбы противоположностей - Авт.) - доброго (Ахура Мазда) и злого (Ахриман). И цель жизни человека - помощь Ахура Мазде в его борьбе с Ахриманом. В этой борьбе зло будет уничтожено. Навсегда! Академик Каджар считает, что эта религия - самая древняя монотеистическая религия в мире. И, очевидно, именно зороастризм явился той базой, на которой возникли следующие мировые религии - иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Все - и древние, и сегодняшние зороастрийцы - считают родиной этого великого Учения именно Азербайджан.
Зороастр не единственный гений Азербайджана. Академик Каджар в своей книге [12] в хронологическом порядке приводит только всего лишь порядка ста величайших сынов и дочерей Азербайджана. Приведем лишь несколько имен из этой книжки. Например, великая Томирис, победившая царя Персии Кира в 529 году до н.э.; первый известнейший восточный поэт-философ и создатель первого толкового словаря персидского языка Катран Тебризи; выдающийся философ, ученый-богослов и поэт Баба Кухи Бакуви; гениальнейший философ, ученый-физик, теоретик музыки, математик, психолог, логик, ученик Абу Али ибн Сины - Бахманияр ал-Азербайджани; «предводитель литературных, грамматических и лексикографических наук», «предводитель арабских наук», «предводитель всех литераторов», «великая личность 11 века, воспитанная азербайджанским народом» Хатиб Табризи; один из величайших поэтов и философов Востока - Хагани Ширвани; создатель не имеющего на то время аналогов - Мельгамской медицинской академии - Омар ибн Осман Кафи ад-Дин; «царь поэтов» гениальнейший поэт-мыслитель Низами Гянджеви; выдающаяся азербайджанская поэтесса конца 11-го начала 12 веков Мехсети Гянджеви; величайший зодчий 12-го века - Аджеми Нахчывани; шах страны «Наука» - Мухаммад Насир ад-Дин Туси; выдающийся специалист в области научного приборостроения Муаййад ад-Дин Орди; философ, основатель суфийского ордена сафавия Шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили; выдающийся мыслитель-энциклопедист 13 века комментатор древнегреческих философов и ученых Наджм ад-Дин Нахчывани; выдающийся теоретик суфизма Махмуд Шабустари; крупнейший ученый-медик 13-го века Махмуд ибн Ильяс; автор первого азербайджано-персидского словаря Хиндушах ибн Санджар Нахчывани и его сын автор Энциклопедии экономической и политической жизни и толкового словаря персидского языка Мухаммед ибн Хиндушах Нахчывани; выдающийся философ основоположник хуруфизма Фазлуллах Наими; географ климатолог и космограф Абдуррашид ибн Салих ал-Бакуви; великий поэт и мыслитель Имад ад-Дин Насими; крупнейшие теоретики музыки Абд Аль-Кадир, Абдулгадир Мараги и Сафиаддин Урмави; президент первого в мире шахматного клуба Хаджи Али Тебризи ал-Шатранджи; видный представитель философии хуруфизма Хагиги; выдающийся художник-литейщик Абд аль-Азиз Тебризи; выдающийся представитель философии суфизма Сейид Яхья Бакуви; основатель школы художественной миниатюры Устад Султан Мухаммед; гениальный поэт-мыслитель Физули; великие архитекторы Ага Мирек Мирза Гияс и автор Тадж Махала в Агре -Мухаммед Иса Эфенди; гениальный художник Мир Сеид Али; выдающийся историк Гасан Бек Румлу; выдающийся поэт-мыслитель Молла Панах Вагиф; один из последних ученых средневекового Азербайджана Аббас Гулу Ага Бакиханов (Гудси); выдающиеся мыслители Мирза Шафи (Вазех), Мирза Фатали Ахундов, Мирза Юсиф Видади... Мы
привели лишь некоторых из великих сынов и дочерей древнего и средневекового Азербайджана. Эти и другие великие азербайджанцы оказали существенное влияние на развитие культур, наук и, вообще мира. Думается, будет любопытно узнать некоторые интересные эпизоды из жизни некоторых из них.
Так, например, внучатого ученика ибн Сины - Насир ад-Дина Туси [13] пригласил к себе вождь исмаилитов Насир ад-Дин Мохташам, и попросил написать книгу об этике. Туси книгу написал, но она вождю не понравилась. Туси арестовали и отправили в ссылку в горную крепость, где он пребывал в ужасных условиях более 20 лет, пока его и других ученых не освободил захвативший эту крепость внук Чингиз Хана - Хулагу Хан. Он сделал Насир ад-Дина Туси своим личным советником. Для лучшего понимания и более глубокого внедрения в контекст тех исторических событий приведем небольшой отрывок, фрагмент из книги Ч.Каджара [12]: «В 1253 году начинается поход на Ближний Восток внука Чингиз Хана - Хулагу Хана. Видный историк-чингизо-вед академик Анатолий Оловинцов считает, что Чингиз Хан был тюрком. По его словам, нации «монголы» исторически не существовало, это название чисто политическое. По его мнению, в 13 веке в евразийской степи все были тюрками, в том числе и Чингиз Хан, и делились они на разные племена. Позже, собрав их в единое государство, Чингиз Хан назвал его условно «Монголия», что значит «вечное войско». Он пишет, что в истории нет ни одного слова, написанного на монгольском языке, а на тюркском много. Сохранилась переписка приближенных Чингиз Хана с западными правителями, она велась на тюркском языке. Переписка хулагуидов с потомками Хубилай Хана тоже велась на тюркском языке».
Хулагу Хан завоевал огромную территорию и создал новое государство Ильханов, что на азербайджанском языке значит «хан народов». Центром государства стал сильно развитый Азербайджан со столицей вначале в Мараге, а затем в Тебризе. Это государство номинально было в составе огромной тюрко-монголь-ской империи со столицей в Пекине. И весьма развитая китайская культура по Великому шелковому пути через Азербайджан стала переходить с Востока на Запад. В государстве Ильханов начинается ускорение развития культуры. В частности, по совету Насир ад-Дина Туси вдоль Великого шелкового пути строятся обсерватории, что приводит, в свою очередь, к строительству городов и населенных пунктов вдоль всего этого пути, а это, естественно, к подъему мировой науки и культуры.
Насир ад-Дину Туси принадлежит свыше ста солидных произведений по физике, математике, астрономии, философии, логике, морали, медицине.
Или рассмотрим эпизод из жизни Наими. Он создал еретическую религиозную секту хуруфизм, основная идея которого, в частности, в том, что «мир и человек - результат последовательных эманаций Мирового разума, Мировой души, Праматери, Пространства, Времени. Божественное начало, наполнявшее собой всю Вселенную, особенно полно отражено в человеке, сотворенном богом по своему образу и подобию» [12]. Наими раскрыл свое учение в столице Азербайджана - Тебризе в 1386 году, т.е., как видим, за четыре столетия до рождения гениального немецкого философа Гегеля. Наими хотел привлечь великого правителя Хромого Тимура к своей философии, но Тимур не согласился. И приказал казнить Наими. Его приказ в 1401 году жестоко исполнил сын Тимура - Мираншах [12, с. 189].
Несмотря на уникальность и объем иконотеки величайших сынов Азербайджана, на одном из этих гениев - Насими - следует остановиться особо, т.к. в 2020 году был его юбилей - 650 лет со дня рождения. Родился Насими в 1370 году в Ширване (Шемахе) в очень тяжелое время. В конце 14 века, когда Азербайджан подвергался нашествию Тимура, возникает и развивается философское учение хуруфизм. Это учение шло вразрез
Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 1(11)
ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_
ВЕЗИРОВ Хикмет Ниязи оглу и другие азербайджан - центр развития ...
с догмами ортодоксального ислама. Хотя хуруфизм был создан великим Наими, но после его ужасно мученической казни, самым несгибаемым пропагандистом этого учения был Насими. Адепты этого учения обожествляли буквы арабского и персидского алфавитов. Они были убеждены, что без них нельзя познать ни бога, ни человека, ни вещь. Насими подвергался гонениям, годами закованный сидел в тюрьмах-зинданах, но сломлен не был. В сирийском городе Халебе (Алеппо) в 1417 г. его, предположительно, невероятно жестоко казнили, живьем содрав с него кожу. Похоронен Насими там же в Алеппо. Посетившим могилу Насими присваивается почетный титул «Насими». Основная идея философии Насими в том, что Бог возвеличивает и награждает человека своим светом, который помогает человеку самоотречься и, усовершенствуясь, приблизиться к Богу и раствориться в Нем. И растворение в Боге является высшей целью человека. Квинтэссенцию философии Насими, на несколько веков предвосхитившего величайших европейских философов, отражает его стих:
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.
Я суть, я не имею места, и в бытие я не вмещусь.
Все то, что было, есть и будет, все воплощается во мне.
Не спрашивай! Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь...
Естественно, мы ни в коей мере не пытаемся приуменьшить роль величайшего философа в истории - Гегеля - который, скорее всего, даже и не слышал о Насими. Просто мы пытались показать, насколько гегелевская философия абсолютной идеи, абсолютного духа, мирового разума, напоминает идеи Наими и Насими. Действительно, Гегель в «Науке логики» [14, с. 109] пишет: «Логику, стало быть, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой... Это содержание есть изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Далее Гегель говорит: «.Движение вперед есть возвращение назад в основание к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало. - Так, сознание на своем пути от непосредственности, которой оно начинает, приводится обратно к абсолютному знанию как к своей внутренней истине. Это последнее, основание, и есть то, из чего происходит первое, выступившее сначала как непосредственное. - Так, в еще большей мере, абсолютных дух, оказывающийся конкретной и последней высшей истиной всякого бытия, познается как свободно отчуждающий себя в конце развития и отпускающий себя, чтобы принять образ непосредственного бытия, познается как решающийся сотворить мир, в котором содержится все то, что заключалось в развитии, предшествовавшем этому результату, и что благодаря этому обратному положению превращается вместе со своим началом в нечто зависящее от результата как от принципа. Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее - также и первым». Далее на с. 140 Гегель пишет: «Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же». Наконец, на с. 144 Гегель излагает гениальнейшую мысль, являющуюся неосознанной рефлексией философии Наими и Насими: «Бытие и небытие суть одно и то же; следовательно, одно и то же, существую ли я или не существую». Кстати, при всем нашем огромнейшем уважении к Гегелю, тем не менее, ради справедливости, мы должны показать, что до него некоторые его мысли высказал менее известный философ Леже-Мари Дешан (1716 - 1774). Так в 4-м тезисе своей «Истины, или истинной системы» [15, с. 130] он пишет: «...Все и Ничто
одно и то же. Если настаивать на том, будто Ничто есть отрицание бесконечного и будто оно не есть бесконечное, не есть Все, как я это утверждаю, то Ничто опять-таки становится отрицанием отрицания, а это абсурд». Дешан с гордостью утверждает, что: «Никогда до меня, по всей видимости, не писали, не говорили и не думали, что Все и Ничто одно и то же». Но, опять же, ради справедливости следует вспомнить, что в Каббале это суждение уже имеется. Т.е. по всей видимости, тождество Всего и Ничто первым высказал пророк-посланник Моисей. Но Гегель потому и гений, что для него отрицание отрицания - не абсурд, а всеобщий закон мира. Кстати, Гегель вряд ли когда-нибудь слышал о Дешане. В этом и проявляется гениальность Гегеля: то, что для других является абсурдом, для Гегеля оказывается законом мира. К слову, и у Гегеля в 2020 году был юбилей - 250 лет со дня рождения.
Не можем удержаться от того, чтобы не привести еще один отрывок из творчества Насими, из которого тоже видно, насколько он предвосхитил великого Гегеля: Вхожу ли я в мечеть, иду ли мимо храма, Направо я иду, налево или прямо, Я думаю о том, и убеждаюсь в том, Что бог - любой из нас, из сыновей Адама! Главной категорией философии Гегеля является абсолютная идея, выражающая и универсум, и всеобщность, и субстанцию, и субъект одновременно. Абсолютная идея исторически распредмечивается, самораскрывается, и, опредмечиваясь, превращается во все сущее. Т.е. самосознание абсолютной идеи, ее рефлексия, реализуясь через абсолютный дух, приводит к возникновению (правильнее будет сказать, не «приводит к возникновению», а «превращается») природы и человека, которые затем восходясь к абсолютному знанию, растворяются в истине, являющейся самотворчеством абсолютного же духа. Т.е. абсолютная идея, постепенно развиваясь в природе и мире, восходит к абсолютному духу и, возвращаясь к себе самой, сливается с собой, создавая единство с собой. И первым этапом этого исторического самораскрытия является логика, или как говорил Гегель, «изображение бога в его вечной сущности». Потому и говорит Гегель: «Я существую или не существую - это суть одно и то же». Но ведь за четыре столетия до Гегеля, то же самое сказал Насими: смысл жизни человека - раствориться в боге (или по Наими - в мировом разуме, мировой душе) [12].
Однако ведь известно, что духовная жизнь суфиев проходила через аскетизм и абсолютное подчинение учителю - муршиду. Если абсолютную идею или абсолютный дух признавать Учителями Гегеля, то Гегель по основным свойствам - суфий, но не странствующий, а стационарный, прогрессивный, нерадикальный суфий и без аскетизма и экстатических трансов. Такими же неосознанными приверженцами суфизма можно, очевидно, признать и Л.Толстого (1828 - 1910), и многих других великих, например, Дж.Уиклифа (1320
- 1384), Яна Гуса (1369 - 1415), Савонаролу (1452 -1498), Мартина Лютера (1483 - 1546), Жана Кальвина (1509 - 1546), Сервета (1511 - 1553), Дж.Бруно (1548
- 1600), Кампанеллу (1568 - 1639), Кеплера (1571 -1630), И.Канта (1724 - 1804), Бетховена (1770 - 1827), Лобачевского (1792 - 1856), Р.Майера (1814 - 1878), Больцмана (1844 - 1906), Эйнштейна (1879 - 1955) ... Никто из них не был мусульманином, но каждый из них фактически пытался непосредственно приобщиться к Преславному Предвечному Первотворцу путем подчинения Цели. Суфии называли себя людьми Пути. Под этим они подразумевали Путь к Истине. Но ведь Истина
- это один из имен Первотворца (Коран: сура 22, стих 62). К слову, в японской и китайской традиции подчинение какой-либо цели тоже называли Путем. Все эти гении имели Цель путем самозабвенной рефлексии достичь Истины. И все суфии видели смысл не во внешних проявлениях благочестия, а в поисках Истины и слиянии с Богом. А исчезновение человека и слияние с Богом -
фана (небытие) - конечная Цель суфизма. Сказанное позволяет признавать этих великих личностей суфиями (даже если они сами этого и не подозревали), т.к. каждый из них тоже искал Истину. Так, Гегель в «Лекциях по истории философии» пишет, что: «Дело мира состоит вообще в том, чтобы примириться с духом, познать себя в нем». И чуть ниже: «...субъективная и объективная идеи, человек и бог, едины суть» [16, с. 151] (все как по Насими!!!). И общим атрибутом всех этих великих гениев, объединяющим их в одно качество, является весьма развитая у них свобода воли.
Мы (авторы настоящего сообщения) сами не знаем, к месту ли будет сказано, но в Библии, а именно в Псалме 81 Асафа тоже сказано: «Я сказал: вы - боги». Следует обратить внимание на то, что в этом контексте слово бог написано со строчной (маленькой) буквы в отличие от традиционного написания в Писании этого слова с прописной (большой) буквы. Т.е. Бог (с прописной буквы) назвал богами (со строчной буквы) тех, к которым было слово Божие. Т.е. можно считать, что Сам Бог (Абсолют) называет гениев богами. Наверное, Знает, что делает. В Библии в стихе 14 главы 8 Послания к римлянам святого апостола Павла сказано почти то же самое: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Так что, Насими, возможно, был прав, когда говорил, «Что бог -любой из нас, из сыновей Адама!»... Итак, все гении - суфии! А суфии?..
Таким образом, очевидно, можно считать, что мостом между Восточными и Западными традициями, христианством, иудаизмом и исламом был суфизм, т.е. Азербайджан. Именно суфии-гении обеспечивают и сближение обществ, и приближение человечества к Истине. Будучи совершенно индифферентными к похвалам или порицаниям, они шли к своей Цели, не считаясь ни с какими авторитетами.
Еще раз повторим великие слова Гегеля: «Логику следует понимать как царство чистой мысли. Это царство есть истина. Это содержание есть изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». По Гегелю логика - живая Истина.
Но будет несправедливо, если не вспомним еще одного великого (не смеем называть его суфием, хотя одно только то, что он был не против ислама, позволяет причислить его к лику суфиев) - Николая Кузанского (1401 - 1464), который в книге «Об ученом незнании» писал: «Всякое единство оказывается неприобщаемым, неделимым и нерушимым; абсолютное единство приобщаемо поэтому только в интеллектуальной инаковости, интеллектуальное - только в рассудочной инаковости, рассудочное - только в чувственной. Бог, абсолютное единство, постигается только интеллектуально, интеллект - только рассудочно, рассудок - только чувственно. Абсолютное единство нисходит в интеллектуальную бесконечность, [интеллектуальное единство - в бесконечность рациональности], рассудочное - в чувственную бесконечность и, наоборот, чувственное единство восходит в рассудочную бесконечность, рассудочное единство - в интеллектуальную бесконечность, интеллектуальное единство - в абсолютную сверхбожественную бесконечность» [17, с. 240]. И на следующей странице: «Опять заметь себе, если хочешь охватить истину, что нисхождение света есть не что иное, как восхождение тьмы. Бытие бога в мире есть не что иное, как бытие мира в боге». Т.е. Наими и Насими опередили даже великого Кузанца.
В аяте 134(135) суры 4 Корана сказаны великие слова: «О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей, или близких; будь то богатый или бедный - Аллах ближе всех к обоим. Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости». Поэтому будет справедливо вспомнить пифагорейцев тоже. Их союз делился на «акусматиков» и «математиков». Их еще можно назвать «эксотериками» и «эсотериками».
Со временем, правда, эти две группировки превратились во врагов, но, в любом случае, для них были важны максимы типа: «В чем мудрость? - В числе». И в платоновской Академии тоже число понимали онтологически. Аристотель, живший гораздо позже Пифагора, считал даже, что числа неотделимы от вещей. Итак, видим, что философия Наими перекликается даже с философией пифагорейцев и Аристотеля. Т.е. если пифагорейцы канонизировали или лучше сказать гипостазировали число, то хуруфизм - буквы. Скорее всего, и Наими, и Насими были гностиками, и в их философии эманация, так же, как и у антиков, занимает важное место. Но ведь буквы перекликаются с Библией. Так, Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть». Действительно, без букв слов не бывает.
Мы, хотя и несколько неуклюже, но попытались показать роль Азербайджана в развитии цивилизаций, культур, искусств и философий. Из сказанного можно с уверенностью прийти к выводу, что Азербайджан
— центральное звено в цепи философий, наук, культур и искусств от древнего мира до современности. И Шелковый путь в этом сыграл очень важную роль. И, можно считать совершенно справедливо установленным, что Запад черпал идеи и вдохновение из Востока через Азербайджан.
Заключение.
1. Великий шелковый путь способствовал Великому переселению народов. По этому же пути мугам из Азербайджана перешел, в частности, в Индию.
2. Азербайджан со своими первопроходцами - действительно является центральным звеном «Великого шелкового пути» развития философии, поэзии, филологии, наук, теологии, музыки, медицины, архитектуры, приборостроения, системных шахмат, энциклопедии, климатологии, художественного литья, художественной миниатюры, и вообще, культур, цивилизаций и мира в целом.
3. Азербайджан всегда способствовал, способствует, и должен способствовать сближению стран и народов, и мешать разобщенности и войнам.
REFERENCES:
1. Tokarev S.A. History of foreign ethnography: Textbook. allowance.
— M.: Higher school, 1978. - 352 p.
2. Vezirov Kh.N., Vezirov-Kengerli F.Kh. Problems of a philosophical and sociological category of relevance. Scientific works (The international scientific and theoretical journal of the Institute of Philosophy of Azerbaijan National Academy of Sciences), 2018, No. 2 (31), p. 29 -48.
3. Lindenberg K. Technology of evil. M.: "Enigma", 1997. — 112 p.
4. Levandovsky A.P. Joan of Arc. M., "Young Guard", 2007 (3rd ed.), ZhZL.
5. Hegel G.V.F. Philosophy of Law. M.: "Mysl", 1990
6. Raoul Lowery Contreras. Murder in the Mountains. War Crime in Khojaly and the Nagorno-Karabakh Conflict. - Berkeley Press, 2016. — 204 p.
7. Sevinc Ruinten. On Armenia's attitude to Azerbaijan and Turkey in the document of national security strategy // History and its problems, 2018, no. 4, p. 95.
8. Engels F. On the history of early Christianity. M., Politizdat, 1982.
— 38 p.
9. Lebedev D.A. Syncretic theory of natural social evolution. "LKI", 2007. — 232 p.
10. Nekrasova E.N. Friedrich Nietzsche: poet, thinker, prophet. M.: MIPT, 2007. — 160p..
11. Friedrich Nietzsche. Thus spoke Zarathustra. M.: AST: "Astrel", 2012. - 317 p.
12. Qajar Ch.O. Outstanding sons of ancient and medieval Azerbaijan. Publishing 2, Baku, OKA Ofset, 2014 .- 384p.
13. Ramiz Denise. Nasiraddin Tusi is a scientist ahead of the century. Baku: "MM-S", 2013. - 404 p.
14. Hegel G.V.F. Science of logic. Vol.1, Moscow: "Thought", 1970
15. House of Léger-Marie Deschamp. Truth, or true system. M.: Mysl, 1973
16. Hegel G.V.F. Lectures on the history ofphilosophy. Book one. SPb, "Science", 1993
17. Nikolay Kuzansky. Op. in 2 volumes, vol. 1, M.: Mysl, 1979
Received date: 11.12.2020
Revised date: 26.01.2021
Accepted date: 27.02.2021