Научная статья на тему 'Азербайджан — Германия: направления сотрудничества'

Азербайджан — Германия: направления сотрудничества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1071
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / ГЕРМАНИЯ / ЗНАЧЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ / "ТАСИС" / "ТЕМПУС" / "ТРАСЕКА" / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зейналова Судаба

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества Азербайджана и Германии в контексте европейской интеграции, дан краткий обзор развития политического диалога, экономических отношений и культурных связей между этими государствами за последние 15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджан — Германия: направления сотрудничества»

Судаба ЗЕЙНАЛОВА

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана

(Баку, Азербайджан).

АЗЕРБАЙДЖАН - ГЕРМАНИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Резюме

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества Азербайджана и Германии в контексте европейской интеграции, дан краткий обзор

развития политического диалога, экономических отношений и культурных связей между этими государствами за последние 15 лет.

В в е д е н и е

В начале третьего тысячелетия наиболее актуальными являются происходящие в мире процессы глобализации, интеграции и транснационализации, связанные с научнотехническим прогрессом, прорывом в сфере коммуникаций и связи, расширением политического, экономического и культурного сотрудничества между государствами и народами. Закономерным результатом развития международных отношений, а именно создания политических альянсов, развития международной торговли, процессов культурного взаимообмена стала интеграция, являющаяся особым этапом интернационализации жизни человечества.

Расположенный на стыке Европы и Азии Азербайджан — довольно сложный геополитический регион, обладающий стратегическим положением, богатыми природными ресурсами и тем самым представляющий интерес как для западных, так и для восточных государств. С середины 1990-х годов, после обретения независимости, Азербайджан постепенно вовлекается в процессы интеграции, что прежде всего нашло отражение в участии республики в международных экономических, энергетических, коммуникационных проектах. Одно из направлений курса внешней политики Азербайджана — отношения с государствами Европы в контексте интеграции республики в европейское сообщество.

Рассмотренные в данной статье направления сотрудничества между Азербайджаном и Германией имеют большое значение и являются важной составляющей в про-

цессе интеграции Азербайджана в европейское сообщество. Следовательно, современные азербайджано-германские отношения необходимо анализировать в контексте процессов интеграции, взаимных интересов и сотрудничества между ЕС и государствами Востока.

Значение азербайджано-германских отношений в контексте интеграции Азербайджана в европейское сообщество

Европейский союз — одно из наиболее успешных интеграционных объединений современности на евразийском континенте. Сегодня ЕС, объединяющий 27 государств и фигурирующий во всех аналитических схемах международных отношений, обретает не только экономическую, но и военно-политическую составляющую. После расширения ЕС в 2004 и 2007 годах, то есть вхождения в эту структуру стран Восточной Европы и Балтии, интересы «архитекторов» европейской интеграции сконцентрировались прежде всего на Востоке — в государствах Центральной Азии и Центрального Кавказа.

Главный политический интерес Евросоюза в регионе Востока — укрепление стабильных демократических режимов с рыночной экономикой, их ориентация на западные ценности и модели поведения. Для достижения этих целей европейские организации используют разнообразные инструменты: программы технической помощи «ТАСИС» и «ТЕМПУС», предназначенные для поддержки проводимых в этих странах структурных и институциональных реформ рыночной экономики и законодательства, государственных органов и систем образования, программы модернизации транспортной инфраструктуры региона «ТРАСЕКА», а также политическую поддержку. Шагая на Восток, ЕС заметно наращивает свой ресурсный потенциал, расширяет рынок потребителей, сохраняет пространственную динамику интеграции.

Значительное внимание Европейский союз уделяет политическим и экономическим процессам, протекающим на евразийском пространстве, в том числе на Центральном Кавказе, где ЕС активно отстаивает свои интересы. Центральный Кавказ — оптимальный коридор для транспортировки нефти и газа из богатых энергоносителями регионов Каспийского моря и Центральной Азии. Кроме того, Центральный Кавказ имеет реальные шансы превратиться в центр торговли между Европой и Азией. Сейчас в Евросоюзе рассматривают несколько ключевых региональных вопросов, к которым относится и расширение участия в разрешении проблем Центрального Кавказа. Ресурсы Каспийского моря могут стать одним из главных направлений диверсификации энергоснабжения стран ЕС. Развитие магистральных трубопроводов и транспортной инфраструктуры, интеграция энергетических систем Евросоюза позитивно скажутся на общем развитии системы коммуникаций Евразии1.

Одним из приоритетных направлений сотрудничества Евросоюза с государствами Центрального Кавказа, являются отношения с Азербайджанской Республикой. Как мы уже отмечали, выгодное геополитическое положение, энергоресурсы, быстрые темпы экономического развития — все эти факторы являются основополагающими в формировании сотрудничества и отношений между Европейским союзом и Азербайджаном.

Выгодное геостратегическое положение республики способствует повышению политического интереса к ней различных государств мира. Экономика Азербайджана имеет

1 См.: Бурханов А. Стратегия Европейского союза в Центральной Азии: успехи и неудачи // Центральная Азия и Кавказ, 2GG7, № 3 (51). С. 18—29.

высокие показатели и занимает лидирующие позиции по темпам роста среди развивающихся стран мира, республик региона и СНГ. Если в 2005 году ВВП Азербайджана составил 12 522,5 млн манат, то в 2006-м — 17 735,8 млн манат. В 2006 году доход на душу населения был равен 1 189,5 маната, а ВВП — 2 120,3 манат2, по сравнению с 2005-м ВВП страны вырос на 34,5% (один из самых высоких показателей в мире)3. Рост экономики республики прежде всего связан с повышением нефтедобычи, развитием энергетического сектора; важную роль в этом развитии играет интеграция в мировую экономику. Наиболее сложная проблема страны — объективное разрешение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, в результате которого армянские вооруженные формирования оккупировали более 20% территорий республики, последствиями чего являются наличие свыше 1 млн азербайджанских беженцев, насильственно выдворенных с мест своего исконного проживания, разрушение городов и сел, памятников истории и культуры, природных ресурсов и заповедников, моральный и материальный урон, причиненный азербайджанскому народу. Эта проблема — краеугольный камень в политической позиции Азербайджана на международной арене.

Сегодня, когда Азербайджан укрепляет свои позиции на мировой арене, участвует в различных международных проектах, одним из приоритетов внешней политики республики является развитие отношений с евро-атлантическими, европейскими международными структурами, в частности с Европейским союзом, НАТО, Советом Европы, ОБСЕ. Азербайджан участвует в программах Североатлантического альянса, обсуждениях Парламентской ассамблеи Совета Европы. Курс на последовательную интеграцию в европейские структуры представляется важным шагом на пути развития и укрепления положения республики в мировом сообществе.

В настоящее время одним из наиболее значимых направлений курса внешней политики Азербайджана является активное сотрудничество с Европейским союзом. Сегодня отношения в рамках ЕС — Азербайджан активизировались и качественно трансформировались. Для ЕС, пытающегося диверсифицировать поставки энергоносителей в Европу, Азербайджан представляет большой интерес (не только как производитель и поставщик, но и как транзитное государство), который в свою очередь трансформируется в интерес ко всему региону. При этом основной приоритет сотрудничества — реализация проектов и соглашений в энергетической сфере. Но с развитием транспортно-континентальных коммуникационных проектов и эта сфера взаимодействия становится не менее важной. К базовым элементам интеграции относится также приведение в соответствие с европейскими стандартами производимой в Азербайджане продукции. Связи АР с Европейским союзом развиваются в рамках таких международных программ, как «ТАСИС», «ТРАСЕКА» и т.д.4

Переговоры между Евросоюзом и Азербайджаном носят перманентный характер. В этом плане превалирует ряд ключевых вопросов: перспективы сотрудничества в рамках «Политики европейского соседства», в том числе реализация Плана действий индивидуального партнерства, принятого между Азербайджаном и ЕС; права человека и демократизация; вопросы сотрудничества в сфере энергетики и транспорта. В контексте регионального мира, безопасности и стабильности Баку неоднократно отмечал необходимость скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта на основе норм международного права, в том числе принципов территориальной цело-

2 См.: Азербайджан в цифрах 2GG7. Баку, 2GG7. С. 11, 61 (на азерб. яз.).

3 См.: Социально-экономическое развитие Азербайджанской Республики в 2GG6 г. [http://www.economy. gov.az/Catalogs/files/file118457 66829G2.doc]; Центральная Евразия 2GG6. Аналитический ежегодник. Швеция: CA&CC Press®, 2GG7. С. 11, 24.

4 См.: Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку, 2GG5. С. 494—497 (на азерб. яз.).

стности, государственного суверенитета и неприкосновенности, признанных на международном уровне границ5.

Наиболее важным шагом на пути интеграции Азербайджана в европейское сообщество является развитие сотрудничества с европейскими государствами-членами ЕС. В контексте европейского направления внешней политики к наиболее важным аспектам относятся сложившиеся отношения между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германией, расположенной в самом центре Европы и интегрированной в мировое хозяйство. По экономической мощи и торговому обороту она занимает одно из ведущих мест в мире. Внешняя политика Германии привержена цели устойчивого глобального развития. Сегодня ФРГ является одной из лидирующих стран в Евросоюзе, Совете Европы, «Большой восьмерке», НАТО, ООН и во многих других международных организациях. Основные направления внешней политики Германии: дальнейшее развитие Европейского союза, укрепление сотрудничества в рамках ОБСЕ, развитие Североатлантического союза, усиление роли международных организаций, расширение партнерских отношений по векторам «Запад — Восток», «Север — Юг»6.

Политические отношения между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германией, начавшиеся в 1990-х годах, интенсивно развиваются по нескольким основным векторам: укрепление двусторонних политических отношений; роль диалога Азербайджан — Германия в процессе интеграции этой центральнокавказской республики в европейское сообщество, в частности в Евросоюз; поддержка Германией Азербайджана в вопросах урегулирования карабахского конфликта на международном и региональном уровне.

В феврале 1992 года Азербайджан и Германия установили дипломатические отношения, и в том же году произошел обмен посольствами. Азербайджанское посольство в Г ермании было одним из первых дипломатических представительств республики за рубежом7. Германия была одним из первых европейских государств, поддержавших Азербайджан в тяжелые годы карабахской войны, признавших его территориальную целостность. В 1993—1996 годах их отношения заметно активизировались; в частности состоялись важные визиты и встречи, придавшие позитивный импульс развитию двусторонних контактов. В декабре 1995 года был подписан ряд документов: Совместное заявление об основах взаимоотношений, Соглашение между правительствами Азербайджана и ФРГ о культурном сотрудничестве, Соглашение между правительствами Азербайджана и ФРГ по уходу за военными могилами, Договор между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германией о поощрении и взаимной защите инвестиций, Меморандум между правительствами Азербайджана и ФРГ о финансовом сотрудничестве. Эти документы, регламентирующие отношения двух стран в экономической, культурной и гуманитарной сферах, заложили основы двустороннего сотрудничества8.

Отметим немаловажную роль Германии во взятом Азербайджаном курсе на интеграцию в европейское сообщество и сотрудничество с Евросоюзом. Так, руководство ФРГ неоднократно заявляло о поддержке инициатив в процессе интеграции, энергети-

5 См.: Мирзоев М. Диалог развивается. Азербайджан и Евросоюз обсудили вопросы двухстороннего сотрудничества // Азербайджанские известия, 7 июня 2GG8 [http://www.azerizv.az /article.php?id=11365].

6 См.: Германия. Факты. Франкфурт-на-Майне, 2GGG.

7 См.: Садыгхов Ф. Дипломатическая служба Азербайджана: политические приоритеты, этапы формирования. Баку: Адильоглы, 2GG4. С. 159.

8 См.: Независимый Азербайджан: новые ориентиры. В 2-х тт. Т. 2 / Под. ред. Е.М. Кожокина. М.: Российский институт стратегических исследований, 2GGG. С. 165; Мехтиев А. Азербайджан — Германия // Ccnsulting & Business, 1999, № 7—8. С. 7—8; Гасанов А. Отношения Азербайджана с США и государствами Европы (1991—1996). Баку, 2GGG. С. 91—113 (на азерб. яз.); Он же. Внешняя политика Азербайджана: европейские государства и США (1991—1996). Баку, 1998. С. 75—94 (на азерб. яз.); Гусейнова И. Азербайджан в системе процессов интеграции в Европу. Баку, 1998. С. 221—224 (на азерб. яз.).

ческой стратегии и участия республики в трансконтинентальных энергетических и транспортных проектах. Как один из создателей Евросоюза, занимающих ведущие позиции в претворении в жизнь европейской политики и стратегии, ФРГ поддержала включение Азербайджана и его участие в «Политике европейского соседства» ЕС. И эта позиция была открыто высказана Германией на переговорах Ильхама Алиева с Ангелой Меркель.

В 2007 году Германия была страной-председателем Европейского союза и «Большой восьмерки». Важное место в период председательства Германии в ЕС занимала проблема энергетической безопасности; в частности, были сформулированы следующие задачи: «окончательное формирование внутреннего рынка электричества и газа, увеличение эффективности, расширение использования возобновляемых энергоресурсов, уплотнение сотрудничества со странами-производителями, транзитными государствами, формулирование энергетической политики, ориентированной на развитие»9. Перспективы развития трансконтинентальной торговли сулят прямую выгоду ЕС. При создании более прямых маршрутов для доставки каспийских и центральноазиатских энергоресурсов в Европу планируется организовать центральный узел энергетического коридора, связывающего Восток и Запад. Первые шаги к этому были сделаны с началом эксплуатации нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровода Баку — Тбилиси — Эрзерум, идущих из Азербайджана в Турцию, где они стыкуются с европейской трубопроводной сетью10. Германия выражает заинтересованность в экономических ресурсах Каспийского региона, в частности Азербайджана; в рамках Евросоюза оказывает ему финансовую поддержку, участвует в совместных международных проектах. Из выделенных Европейской комиссией Азербайджану средств (330 млн евро) за последнее 10 лет, 30% приходится на долю Германии11.

В период своего председательства в Евросоюзе Германия поддержала процесс укрепления «Политики европейского соседства». Как отметила канцлер ФРГ Ангела Меркель, в ближайшем будущем Брюссель не сможет положительно решить вопрос о вступлении в ЕС ряда государств. Приняв за последние годы в свой состав много новых членов, ЕС пока исчерпал свой потенциал расширения границ. Евросоюзу целесообразно сместить акцент на расширение политики добрососедства. Особое внимание в период председательства Германии в ЕС уделялось отношениям с государствами Черноморского региона, Центральной Азии и Центрального Кавказа. Были предприняты конкретные меры по содействию демократии и модернизации в странах-соседях ЕС12. По инициативе Германии также началась (как региональный элемент структуры «Политики европейского соседства») разработка расширенной политики ЕС по отношению к Черноморскому и Кавказскому регионам. Эти регионы — не просто стратегически важный транзитный коридор, в частности для энергоресурсов, они также обладают неиспользованным экономическим потенциалом. Укрепляя региональное сотрудничество, ЕС надеется также придать положительный импульс урегулированию «замороженных» конфликтов в странах Центрального Кавказа13.

Таким образом, сегодня Германия — государство с твердой политической властью и развитой экономикой, имеющее значительный вес в европейском сообществе и в его политике. К тому же Германия — основной донор Европы для республик Центральной

9 Германия станет председателем ЕС и «Большой восьмерки» [http://www.gzt.ru/world/2006/12/24/ 220025.html].

10 См.: Норлинг Н. Политика Европейского союза в Центральной Азии: принятие нового стратегического документа на 2007—2013 годы // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 3 (51). С. 7—17.

11 См.: Азербайджан, 4 апреля 2007, № 69 (на азерб. яз.).

12 См.: Ангела Меркель назвала приоритеты Германии как председателя ЕС [http://www.annews.ru/ news/detail.php?ID=69602&print=Y].

13 См.: Публикация доклада Германии как председателя ЕС об укреплении Европейской политики соседства [http://soderkoping. org.ua/page15078.html?template=print].

Азии и Центрального Кавказа, в результате чего сотрудничество между Азербайджаном и Германией имеет многие преимущества в ходе интеграции АР в европейское сообщество. Германия поддерживает территориальную целостность Азербайджана и процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, о чем неоднократно отмечалось в заявлениях официального Берлина. Наглядный пример этой поддержки — оказание гуманитарной помощи азербайджанским беженцам в тяжелые годы войны. В Германии понимают, что от результатов разрешения «замороженных» конфликтов и развития стабильности в Кавказском регионе непосредственно зависит участие Азербайджана и других республик Центрального Кавказа в международных проектах, процессах европейской интеграции, проведение внутренней демократизации и создания здоровой атмосферы жизни общества.

Азербайджан — Германия: экономические отношения

Одним из первых и важных шагов на этом направлении стал визит в Баку в мае 1995 года делегации, возглавляемой федеральным министром экономического сотрудничества и развития К. Шпрангером. Министр заявил, что правительство Германии выделит 5 млн марок для азербайджанских беженцев, 1,8 млн марок — на демократические реформы в республике, 13 млн марок — на финансирование совместных экономических проектов. Открытие в мае 1995 года международной взлетной полосы бакинского аэропорта «Бина» подтвердило эффективность претворения в жизнь совместных проектов в экономической сфере. В частности, немецкие фирмы «Виртген» и «Сименс» участвовали в техническом оснащении бакинского аэропорта современным оборудованием14.

Подписанные в 1995 году Договор между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германией о поощрении и взаимной защите инвестиций, Меморандум между Правительствами Азербайджана и ФРГ о финансовом сотрудничестве, и в

1996 году соглашения о финансовом сотрудничестве по проекту «Срочная помощь — аэропорт Баку» заложили основы двусторонних экономических связей на государственном уровне. А визит в Германию в 1996 году Гейдара Алиева, отметившего готовность Азербайджана к сотрудничеству в различных отраслях экономики, открыл широкие и долгосрочные перспективы для деятельности германских предпринимателей в республике и вложения германских инвестиций.

Во второй половине 1990-х годов количество совместных экономических проектов, вложение германских инвестиций в Азербайджан заметно увеличилось. В частности, ФРГ расширила свое участие в разработке нефтяных месторождений, компания «Деминекс» начала сотрудничество в освоении морского шельфа и нефтедобычи. По заключенному в 1997 году контракту эта фирма (ныне «Винтершал») получила право участвовать в разработке перспективных нефтяных месторождений Ленкорань-Дениз и Талыш-Дениз15.

К началу 1998 года общая сумма средств, выделенных Германией Азербайджану, составила 121,8 млн марок, из них 93 млн марок предоставлено в виде льготного кредита и 28,8 млн марок — безвозмездной помощи. Эти средства были направлены на улучшение системы авиационной безопасности в бакинском аэропорту, системы электроснабжения Баку, восстановление и реконструкцию системы водоснабжения ряда городов республи-

14 См.: Гасанов А. Отношения Азербайджана с США и государствами Европы (1991—1996). С. 100.

15 См.: Гусейнова И. Указ. соч. С. 221; Ежегодный справочник. Восточная Европа и СНГ — экономические связи в 2000 году. М., 2002 [www.polpred.com].

ки, реализацию программы помощи малым и средним предприятиям, проведение аграрной реформы, повышение квалификации работников здравоохранения и т.д. Летом 1998 года Германия объявила о предоставлении Азербайджану кредита (40 млн марок) на реформирование экономики. Кроме того, 7 млн марок были выделены в виде научно-технической помощи. Эти кредиты предназначались для приватизации сельскохозяйственных предприятий, развития мелких и средних производств, на разработку необходимой правовой базы для работы в условиях рынка16.

Кроме того, Германия активно оказывает гуманитарную и техническую помощь Азербайджану. В частности, в тяжелые годы военных действий и оккупации Арменией территорий Азербайджана правительство Германии в качестве гуманитарной помощи построило жилые городки для беженцев в Барде, Имишли, Нафталане, неоднократно поставляло продукты питания и медикаменты; по достигнутым договоренностям предоставила республике кредиты на продолжение строительства международного аэропорта, реабилитацию линий энергопередачи, развитие малого и среднего предпринимательства. В частности, в 1995 году в целях создания современной системы безопасности бакинского международного аэропорта правительство Германии выделило 10 млн марок льготного кредита сроком на 40 лет, а для подготовки соответствующих кадров — 11,4 млн марок безвозмездно. Наряду с этим в рамках Евросоюза, в том числе программы «ТАСИС», с целью оказания гуманитарной помощи ФРГ предоставила Азербайджану 20 млн марок на проведение в жизнь конкретных проектов и технической реконст-

рукции17.

В последующие годы двусторонние экономические связи еще более активизировались, в частности проводятся межправительственные обсуждения и совместные форумы. А 23 декабря 2003 года ратифицировано Соглашение о финансовом сотрудничестве между правительством Азербайджанской Республики и правительством Федеративной Республики Германии об обеспечении участия Германской организации инвестиций и развития в уставном капитале Азербайджанского банка микрофинансирования, подписанное в Баку 5 ноября того же года18.

Большое значение в развитии торговых отношений имело также принятие 1 марта 2005 года закона Азербайджана «Об утверждении Соглашения об отмене двойного налогообложения в отношении налогов на прибыль и имущество между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германией», который значительно облегчил торговые связи, перевозки имущества и предпринимательскую деятельность19.

16 февраля 2007 года в Германском доме экономики (Берлин) состоялся бизнес-форум с участием более 30 азербайджанских и около 200 немецких бизнесменов, в ходе которого были подписаны новые двусторонние соглашения по сотрудничеству в ненефтяном секторе20.

Важный показатель двусторонних отношений — ежегодное увеличение объема немецких инвестиций в экономику Азербайджана, возрастание товарооборота и экспортно-импортных операций. С 1993-го до конца 2006 года правительство Германии направило в Азербайджан 165 млн долл., из которых 30,7% были вложены в нефтегазовую сферу, 69,3% — в ненефтяной сектор. В общей сложности за период независимости (до 2004 г.)

16 См.: Независимый Азербайджан: новые ориентиры. C. 166—167; Сборник законодательства Азербайджанской Республики. Книга 1, 2GG7. С. 243—251 (на азерб. яз).

17 См.: Гасанов А. Отношения Азербайджана с США и государствами Европы (1991—1996). С. 1G4; Мехтиев А. Указ. соч. С. 8.

18 См.: Сборник законодательства Азербайджанской Республики, 2GG3, № 12. С. 2442 (на азерб. яз).

19 См.: Сборник законодательства Азербайджанской Республики, 2GG5, № 3. С. 563—584 (на азерб. яз). 2° См.: Бакинский рабочий, 17февраля 2GG7, № 31; [http:// president.az/jsp/PShowArt.jsp?lang=ru&id=

1G24]; [http://www.day.az/view.php?id=7G767]; [http://www.day.az/news/economy/7G7G6.html]; [http://capital.trend. az/?show=news&newsid=8G7192&catid=5G5&subcatid=463&lang=RU]; [http://abc.az/cgi-bin/wnews_one.cgi?nid= 12154]; Азербайджанские известия, 17 февраля 2GG7, № 3G; Азербайджан и мир, 2GG7, № 2. С. 19.

правительство Германии предоставило Азербайджану средства на сумму 300,5 млн евро, из которых 160,5 млн евро — в качестве финансового и технического сотрудничества, а 140 млн евро — по линии Европейского союза21.

Экспортно-импортные операции и объем товарооборота увеличиваются с каждым годом. К примеру, в 2005-м товарооборот между Азербайджаном и Германией был равен 291 127,1 тыс. долл., импорт — 256 325,5 тыс. долл., экспорт — 34 801,6 тыс. долл.22; в 2006-м соответственно 412,7 млн долл., 403,7 млн долл., 9 млн долл., а товарооборот за январь — март 2007-го достиг 199,7 млн долл.23 Если говорить о процентном соотношении, то в 2004 году экспортно-импортные операции между Азербайджаном и Германией составили 3,3%, в 2005-м 3,4%, в 2006-м 3,5%24.

Таблица 1

Двусторонние торговые связи25

Годы Импорт Экспорт

| в тыс. долл. ||

1998 46 706 5 572

1999 46 254,1 7 623,2

2000 67 552,3 8 293,0

2001 72 840,3 12 864,2

2002 83 453,9 28 773,3

2004 198 477,8 37 596,5

2005 256 325,5 34 801,6

2006 403 699,7 9 004,7

Анализируя данные, приведенные в таблицах, можно сделать вывод, что за последние годы увеличился объем товарооборота между Азербайджаном и Германией, возрос объем импортируемых немецких товаров в республику, постепенно растут и показатели экспорта. Азербайджан экспортирует в Германию в основном нефтепродукты, хлопок-

21 См.: Азербайджан, 16 февраля 2GG7, № 34; 4 апреля 2GG7, № 69 (на азерб. яз.); Businessman. Информационно-аналитический журнал, декабрь 2GG4. С. 16—18.

22 См.: Азербайджан в цифрах. 2GG6. Баку, 2GG6. С. 111 (на азерб. яз.).

23 См.: Справка о динамике торговых отношений между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германией [http://www.economy. gov.az/Catalogs/files/file11876G6153G84.doc] (на азерб. яз.); Тенденции развития экономики Азербайджана. Аналитический бюллетень, 2GG6. С. 38 (на азерб. яз.); 2GG7, первая четверть. С. 34; Справка о развитии внешней торговли Азербайджанской Республики на 2GG6 г. [http://www.economy.gov.az/Catalogs/files/file118724G417363.doc]; [www.day.az/print/news/economy/8963G.html] (на азерб. яз.).

24 См.: Социально-экономическое развитие, январь 2GG4. C. 7G; январь 2GG5. C. 7G; январь 2GG6. C. 82 (на азерб. яз.).

25 См.: Статистические показатели Азербайджана. 2GGG. Баку, 2GGG. C. 517 (на азерб. яз.); Азербайджан в XX веке. Ч. 2. Баку, 2GG1. С. 582 (на азерб. яз.); Статистические показатели Азербайджана. 2GG3. Баку, 2GG3. С. 635 (на азерб. яз.); Статистический ежегодник Южно-Кавказских стран, 2GG2. С. 269; Азербайджан в цифрах 2GG5. Баку, 2GG5. С. 11G (на азерб. яз.); Азербайджан в цифрах 2GG7. Баку, 2GG7. С. 115; Гаджшв Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. Киев, 2GGG. С. 199, 471; Джабшв P.M. Социально-экономическое развитие Азербайджанской Республики за годы независимости. Баку, 2GG5. С. 38; Справка о динамике торговых отношений между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германией.

Таблица 2

Инвестиции Германии в Азербайджанскую Республику (е млн долл.)26

1995 1,2

1996 4,2

1997 16

1998 2,1

1999 6,2

2000 1,7

2001 1,2

2002 1,7

2003 0,5

2004 2,1

2005 21,5

2006 17,4

сырец, консервированные продукты, лесные орехи и т.д., а импортирует из Германии транспортные средства и запчасти, продукцию тяжелой промышленности, медицинскую аппаратуру и т.д. За 2005—2006 годы увеличился объем немецких инвестиций в экономику Азербайджана. Большая часть совместных проектов связана с нефтегазовой сферой, энергетикой (в том числе альтернативной), транспортом и строительством. Кроме того, укрепляются деловые взаимосвязи в банковском секторе, в сфере информационных технологий, сельском хозяйстве, машиностроении, химической и легкой промышленности, в торговле. Учитывая проведение азербайджано-германских бизнес-форумов, встреч на официальном уровне и в бизнес кругах, а также достигнутые результаты, можно утверждать, что развитие межгосударственных экономических отношений, рост объема товарооборота, вложения инвестиций и увеличение совместных экономических проектов — реальная перспектива на ближайшие годы.

Сегодня в Азербайджане работают многие крупные германские компании, задействованные в сегментах экономики. По состоянию на 2004 год, функционировало около 100 предприятий с участием немецкого капитала в таких сферах, как нефтедобыча, возведение объектов инфраструктуры, электростанций, транспорт, коммуникации, услуги, торговля, производство строительных материалов, пищевых продуктов и другие секторы27. Среди них можно отметить авиакомпанию «Люфтганза»; фирму «Сименс», реализующую в Азербайджане программы восстановления электрических проводников, строительства подстанции для доставки электроэнергии к Сангачальскому нефтяному терми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 См.: Статистические показатели Азербайджана. 2GGG. Баку, 2GGG. C. 274 (на азерб. яз.); Азербайджан в XX веке. С. 313; Статистические показатели Азербайджана. 2GG2. Баку, 2GG2. С. 379 (на азерб. яз.); Статистические показатели Азербайджана. 2GG3. С. 372; Статистический ежегодник Южно-Кавказских стран. С. 237; Азербайджан в цифрах 2GG5. С. 12G; Азербайджан в цифрах 2GG7. С. 126.

27 См.: Businessman. Информационно-аналитический журнал, декабрь 2GG4. С. 14—15.

налу, поставки медицинского оборудования для центров здравоохранения республики, технические работы по системе освещения в международном аэропорту г. Баку им. Гейдара Алиева, услуги в сфере коммуникаций и т.д.; компанию «Винтершал», которая занимается добычей нефти на месторождениях близ Ленкорани; Германское общество технического содействия, оказывающее помощь Азербайджану в сфере развития малого и среднего бизнеса; Германский банк реконструкции и др.28

Одна из важнейших организаций, непосредственно и активно участвующая в расширении двусторонних экономических связей, — Германо-азербайджанская деловая ассоциация, работающая в Баку с 1998 года. Она объединяет около 70 немецких и азербайджанских предприятий. Ее цель — содействовать не только двустороннему экономическому сотрудничеству, но и вложению немецких инвестиций в Азербайджан. Для достижения этой цели Ассоциация способствует установлению деловых контактов между предприятиями обеих стран, организации поездок делегаций в Германию и в Азербайджан, организует услуги консультационной службы, общие и тематические встречи, контакты между членами и друзьями союза и т.д.29

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что двусторонние экономические связи основаны на взаимовыгодном сотрудничестве и развиваются по восходящей линии. Это оказывает положительное влияние на процессы экономической интеграции Азербайджана в европейское сообщество, выход на европейские рынки, привлечение европейских инвесторов в экономику республики. Официальные лица Германии неоднократно подчеркивали заинтересованность в экономических, особенно в энергетических ресурсах Азербайджана и их поставках в Европу. ФРГ как активный участник европейской политики поддерживает участие Азербайджана в международных экономических, энергетических, коммуникационных проектах. С другой стороны, в рамках Евросоюза большая часть средств, выделенных ЕС для АР, приходится на долю Германии.

Германия — одна из ведущих стран Европы по предоставлению Азербайджану льготных кредитов на конкретные экономические проекты, безвозмездной помощи, в том числе гуманитарной, а также инвестиций в ненефтяной сектор. В последнее время наблюдается ежегодный рост показателей товарооборота и вложения немецких инвестиций в республику. Сегодня двусторонние экономические отношения развиваются в нефтяной, химической, энергетической, машиностроительной, строительной, пищевой отраслях, в сфере услуг, банковском секторе и т.д.

Контакты в сфере культуры

Культурные связи между азербайджанским и немецким народами, имеющие исторические корни, ныне активно развиваются, поддерживаются на государственном уровне, о чем свидетельствуют проведение Дней культуры, научных конференций, обмен студентами и научными кадрами, а также на уровне общественных инициатив: организация концертов, выставок, кинофестивалей и т.д.

28 См.: Там же. С. 4G; Professional jurnali, 2007. С. 57; Businessman. Информационно-аналитический журнал, январь 2GG6. С. 14—3G; [http://www.caspenergy.com/31/2GG5_31_21.html]; Businessman. Информационноаналитический журнал, декабрь 2GG4. С. 44; Professional jurnali, 2007. С. 56; Бакинский рабочий, 22 мая 2GG7, № 92; [http://www.gtz-legalproject.az]; Германия. Журнал Посольства ФРГ, 2GG3. С. 18—19 (на азерб. яз.); [http://www.gtz.de/en/weltweit/europa-kaukasus-zentralasien /5466.htm]; Роланд Силлер, первый вице-президент KfW по Европе и Кавказу: «Наша цель — улучшить кредитование среднего и малого бизнеса в Азербайджане» // Азербайджанские известия, 24 октября 2GG7 [http://www.azerizv.az/article.php?id=11432].

29 См.: Businessman. Информационно-аналитический журнал, январь 2GG6. С. 32; [http://www.dawf.com/ azeri/frontend/index.php?uin=&id=1]; Professional jurnali, 2007, № 2. C. 44—54.

В 1995 году правительства Азербайджана и ФРГ подписали в Баку Соглашение о сотрудничестве в сфере культуры, ставшее официальным подтверждением диалога на этом направлении и способствовавшее его развитию.

В частности, одним из ярких мероприятий, организованных на правительственном уровне, были Дни культуры Азербайджана в ФРГ. В честь 15-летия независимости Азербайджана в октябре 2006 года в Берлине, Майнце, Штутгарте и Франкфурте-на-Майне была проведена Декада культуры Азербайджана. В ходе ее азербайджанские книги были впервые продемонстрированы на всемирно известной Франкфуртской книжной ярмарке, в Берлинской художественной галерее состоялась выставка молодых азербайджанских художников, в Берлинской филармонии, в Штутгарте, Майнце прошли концерты азербайджанских деятелей искусств30.

Согласно договоренности, достигнутой правительствами двух стран, 2008 год был объявлен Годом Азербайджана в Германии. Как отметил министр культуры и туризма АР, запланирован ряд мероприятий, в том числе гастроли и выставки азербайджанских деятелей искусств, что даст возможность зарубежной общественности поближе ознакомиться с богатой культурой и историческим наследием Азербайджана31.

Культурные контакты поддерживаются и между отдельными городами- побратимами, например, Баку — Майнц, Сумгаит — Людвигсхафен.

Кроме того, развиваются двусторонние связи в сфере образования, обмена научными достижениями и кадрами. Большой интерес для азербайджанских студентов и молодых исследователей представляет соответственно обучение и научные стажировки в известных в Европе ведущих вузах и научно-исследовательских центрах Германии. Сотрудничество в сфере образования налажено через посольство Германии, организацию DAAD (Немецкая академическая служба обменов) и Институт Гете32. В Азербайджане наблюдается интерес к немецкому языку, который изучают как иностранный в средних школах, вузах и других образовательных учреждениях; в Азербайджанском университете языков действует факультет немецкого языка, готовящий специалистов-германоведов. При поддержке Института Гете на базе этого факультета открыт Немецкий информационный центр-библиотека с техническим обеспечением и литературой из Германии33.

Многие немецкие ученые-исследователи проявляют большой интерес к изучению истории, богатого культурного наследия, природных ресурсов и экономического потенциала Азербайджана, сотрудничают с научно-исследовательскими институтами Национальной академии наук АР и с вузами, участвуют в международных научных конференциях, проводимых в республике. Так, при содействии Академии наук были проведены конференции, посвященные истории немецкой части населения Азербайджана, на которых выступили с докладами и обменялись научными изысканиями ученые обеих стран34.

Азербайджанцы проявляют интерес к немецкой культуре, посещают периодически проводимые в Баку концерты немецкой классической музыки, выставки германских художников. Одним из центров немецкой культуры в Азербайджане является созданное в

1997 году при поддержке посольства ФРГ в Баку Германо-азербайджанское общество

30 См.: Газета «Халг», 14 октября 2006, № 234 (на азерб. яз.); газета «Республика», 6 октября 2006, № 226 (на азерб. яз.); Азербайджанские известия, 15 февраля 2007, № 28.

31 См.: В 2008 году будет проведен Год Азербайджана в Германии [www.day.az/news/society/65509/ Ыт1]; Азербайджан и мир, 2007, № 2. С. 14.

32 См.: DAAD — содействие молодому поколению как будущей элите в сферах науки и культуры, экономики и политики // Зеркало, 15 ноября 2007 [http://www.zerkalo.az/rubrю.php?id=28107].

33 См.: Эмир-Ильясова Э.И. Геополитика во внешнеэкономических связях Азербайджанской Республики. Баку: Элм, 2003. С. 108—109; Германия. Журнал Посольства ФРГ. С. 38—41; [http://www.auswaertiges-amt.de/diplo/en/Laender/Aserbaidschan.html#t1]; [http://www.baki.info/russian/clients/kapellhaus.php]; Азербайджан, 6 июля 2007, № 146 (на азерб. яз.).

34 См.: Материалы международной научной конференции «Кавказские немцы — немцы на Кавказе до Первой мировой войны». 22—25 сентября 1997. Баку — Гянджа. Баку: Элм, 2001.

культуры «Капельхауз». После реконструкции занимаемого им здания (2000 г.) здесь проходят многие культурные мероприятия, художественные выставки, концерты, демонстрации фильмов, научные конференции, организованы курсы немецкого языка, собираются и проводят культурные мероприятия члены национально-культурного общества немцев Азербайджана «Возрождение»35.

В число символов германского культурного наследия входят кирхи, построенные немцами в Баку, Ханларе, Шамкире в XIX — начале XX века и сохранившиеся как архитектурные и культурные памятники. Сегодня немецкая кирха в Баку является органным залом филармонии, в котором проводят концерты. Уже подготовлены проекты реконструкции и восстановления этих памятников культуры, а также сохранившихся в Ханларе и Шамкире домов немецких колонистов. Учитывая живописную природу этих мест, Германия выражает уверенность, что успешное претворение проекта в жизнь будет содействовать развитию туризма в этом регионе36.

Азербайджанская музыка, в частности мугам, с живым интересом воспринимается в ФРГ. Свидетельство тому — периодически проводимые в крупных городах Германии и по всей Европе концерты всемирно известного азербайджанского композитора Франгиз Ализаде, в творчестве которой отражены как восточная философия мугама, так и европейский классический, симфонический музыкальные жанры37.

Значимую роль в представлении культуры Азербайджана в Германии, расширении двусторонних контактов в этой сфере играет азербайджанская диаспора в ФРГ. Согласно данным посольства АР в Германии, ныне в ФРГ проживает 120—140 тыс. азербайджанцев, в том числе представители науки, искусства, специалисты в различных отраслях. Сегодня в Германии существуют более 10 азербайджанских обществ (Союз азербайджанских общин создан в 1996 г.), а в 2004-м в Берлине был основан Конгресс живущих в Европе азербайджанцев. Почти во всех крупных городах Германии функционируют азербайджанские общества38, а диаспора популяризирует историю, современное положение, культурное наследие азербайджанского народа в Германии, информирует о реалиях нагорнокарабахского конфликта.

В результате связи в сфере культуры, поддерживаемые на государственном уровне, ежегодно расширяются. С одной стороны, это способствует двустороннему культурному обмену и взаимообогащению, ознакомлению немцев с историей, современностью, культурным наследием Азербайджана, с другой — является одним из стимулирующих факторов, способствующих процессам интеграции республики в европейское сообщество, ознакомлению азербайджанцев с европейскими культурными ценностями. В результате все проводимые мероприятия, встречи, исследования в различных сферах культуры еще более сближают азербайджанский и немецкий народы, способствуют как их диалогу, так и диалогу культур Запада и Востока в целом.

3 а к л ю ч е н и е

Таким образом, связи между Азербайджаном и Германией расширяются. Среди них можно выделить сотрудничество в рамках ЕС, а также двусторонние политические, эко-

35 См.: [http://www.baki.info/russian/clients/kapellhaus.php]; Германия. Журнал Посольства ФРГ. 2003. С. 47—48; Businessman. Информационно-аналитический журнал, декабрь 2004. С. 50.

36 См.: Баку — Берлин: ось взаимопонимания и сотрудничества // Азербайджанские известия, 24 августа 2004 [http://www.azerizv.az/artide.php?id=209]; Немецкие церкви «реанимируют» // Зеркало, 11 июля 2007 [http://www.zerkalo.az/rubric.php?id=20394&dd=n&mo=7&yr=2007].

37 См.: В Берлине состоялся авторский концерт Франгиз Ализаде // Зеркало, 15 ноября 2007 [http:// www.zerkalo.az/rubric.php?id=26516&dd=15&mo=11&yr=2007].

38 См.: [http://www.azembassy.de/]; [http://www.diaspora.gov.az/].

номические отношения, контакты в сфере культуры. Германия рассматривает Азербайджан как государство, имеющее важное геостратегическое положение на Кавказе, богатые природные ресурсы, а также большие перспективы в глобальных интеграционных процессах. Это подтверждается активным участием АР в международных энергетических и транспортных проектах, которые представляют собой важный фактор обеспечения энергетической безопасности стран Европейского союза. В свою очередь, Азербайджан рассматривает Германию как стратегического партнера, одного из ведущих государств ЕС, которое поддерживает позиции республики по многим проблемам международной политики, в том числе в вопросе справедливого урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, оказывает содействие в интеграции Азербайджана в европейское сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.