Научная статья на тему 'Авторы-самиздатели в современной России: опыт типологической характеристики'

Авторы-самиздатели в современной России: опыт типологической характеристики Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

197
38
Поделиться
Ключевые слова
АВТОР / КОНФЛИКТ / САМИЗДАТ / СУБИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Мароши Валерий Владимирович

Дается типологическая характеристика современным отечественным авторам, создавшим собственные издательства из-за конфликта с издательским или литературно-журналистским истеблишментом.

Authors-selfpublishers in modern Russia: the experience of the typological characteristics

The article generalizes the activity of those contemporary Russian authors who have created their own publishing houses because of the conflict with publishing, literary, journalistic establishment.

Текст научной работы на тему «Авторы-самиздатели в современной России: опыт типологической характеристики»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 3, с. 3-8

Книговедение ^^

УДК 655.418.2+655.418.3 ББК 76.174.719

АВТОРЫ-САМИЗДАТЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

© В. В. Мароши, 2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный педагогический университет 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

Дается типологическая характеристика современным отечественным авторам, создавшим собственные издательства из-за конфликта с издательским или литературно-журналистским истеблишментом.

Ключевые слова: автор, конфликт, самиздат, субинституализация литературы.

The article generalizes the activity of those contemporary Russian authors who have created their own publishing houses because of the conflict with publishing, literary, journalistic establishment.

Key words: author, conflict, samizdat, literary subinstitualisation.

В поле нашего анализа отобраны маргинальные феномены отечественного литературно-издательского процесса в период с 1990 по 2009 г., когда перспективы электронного книгоиздания еще не были очевидными.

Самиздатели - это писатели-одиночки, организовавшие собственные издательства для выпуска своих книг и средств массовой информации (СМИ). Самиздателей объединяет следующее:

• отсутствие кооперации или партнерских отношений с другими писателями;

• конфликт с отечественными СМИ, литературными организациями, издательской системой;

• финансовая самодостаточность, которая позволяет им поддерживать, разумеется, по остаточному принципу выпуск книг своих литературных союзников;

• постоянная творческая продуктивность и серийность их книжной продукции;

• наличие символического капитала в виде наработанной литературной репутации или популярности у читателей.

К факультативным факторам, присущим сам-издателям, можно отнести: стратегию автора-нонконформиста (она заключается в создании или поддержке идеологии, конфликтной по отношению к официально признанной, что приводит к остракизму со стороны общественности или уголовному преследованию со стороны государства); обоснованные или необоснованные претензии на литературную инновационность. Как правило, автор-

самиздатель - основатель прецедентного для русской литературы жанра («исторический детектив» В. Лаврова, патриотическая «космическая опера» Ю. Петухова), нового направления («сверхреализм» Ю. Петухова) или необычной стилевой, повествовательной и композиционной манеры («розанов-щина» и «гипертекст» Д. Галковского).

Следствием конфликта с официальной идеологией становится создание автором наряду с собственным книгоиздательством, выпускающим прежде всего его книги, еще и авторских средств массовой информации (газеты, журналы, электронные газеты, которые он редактирует); организация литературного или блогового сообщества (партия дружественных критиков, писателей, посетителей блога или авторского сайта, читателей-фанатов); учреждение авторской литературной премии. Это мы называем субинституализацией, т. е. формированием автономной литературной и коммуникативной подсистемы.

Наиболее простой пример «самиздания» - обстоятельства возникновения и функционирования с 1998 по 2005 г. изд-ва «Валентин Лавров». Валентин Викторович Лавров (род. 1935 г.) в советское время был известнейшим спортивным журналистом (около 1000 публикаций в газетах). Он писал фельетоны, репортажи, интервью, рассказы о редких книгах, но литературно-издательское сообщество (редакторы, издательства, Союз писателей) его отвергало. «Советские издательства были набиты своими (в доску) авторами, ибо тогда гонорары были серьезными. <...> Когда я приносил

рукопись, какая-нибудь тетя <...> меня спрашивала: "А вы - член Союза писателей"?» [6].

У журналиста В. Лаврова была сложная биография, включавшая занятия боксом, обвинение в «измене Родине», реабилитацию после четырехлетнего заключения, многолетнее отлучение от журналистики. Все это мало подходило для вхождения в советский литературный истеблишмент, зато оказалось в той или иной мере полезным в другой социально-экономической и культурной парадигме.

Поздний старт В. Лаврова как литератора (автору тогда было уже 54 года) не помешал его быстрому успеху у читателей и спросу со стороны коммерчески развернувшихся издателей. Как свидетельствует сам В. В. Лавров, «с 1989 г. <...> книги стали выходить ежегодно. И каждая обязательно делалась бестселлером» [6]. В январе 1989 г. в московском изд-ве «Молодая гвардия» вышла его первая книга - «Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции» (250 тыс. экз.) В том же году опубликован сборник очерков по истории отечественного спорта «Истоки богатырства. Исторические рассказы» (1989 г.), следом - «Русская сила. Исторические рассказы» (1990 г.).

С 1990 по 1998 г. в газете «Московский комсомолец» (МК) стали еженедельно печататься исторические детективы В. Лаврова, написанные на основе архивных материалов: «Кровавая плаха», «Блуд на крови», «Тайны двора государева», «Граф Соколов - гений сыска» и др. - всего восемь книг. Идею писать детективные книги о русском графе Соколове (аристократе, известном сыщике, эмигранте) подал писателю главный редактор МК Павел Гусев. Для автора вхождение в беллетристику через газету стало неожиданным: «Успех был оглушительный, и мне по сей день не совсем непонятный. И вот 29 (!) издательств домогались ее («Кровавую плаху» - прим. Ред.) печатать. В том числе и те, что прежде рукопись отвергали». «Кровавая плаха» - первый исторический детектив писателя и первый подобный жанр в русской литературе - была переиздана затем десять раз. МК в течение восьми лет напечатал восемь книг В. Лаврова [6].

В 1994 г. увидел свет исторический роман «Катастрофа» - о судьбе русской эмиграции после революции, выдержавший четыре издания.

С 1994 г. В. Лавров начинает сотрудничество с изд-вом «Терра», с 1996 г. - с «Букмэном». Однако после конфликта с издателями за невыплаченные гонорары писатель основал собственное изд-во «Валентин Лавров» и выпускал до 2005 г. свои книги под этой маркой. В 1998 г. в нем опубликовано полное собрание исторических детективов писателя - «Исторический детектив. Комплект из 12 книг». Трудно однозначно утверждать, что

стало главной причиной прекращения деятельности издательства: перенасыщение рынка книгами писателя или банальная усталость автора. На сегодняшний день В. Лавров - автор 22 книг, переизданных около 70 раз.

В 2007 г. изд-во «Книжный клуб 36.6» небольшим, «библиофильским», по выражению автора, тиражом (199 экз.) выпустило библиографические историко-детективные очерки В. Лаврова «Книжная лихорадка. Москва вторая половина XX века. Печатные сокровища, библиофилы, букинисты». В 2011 г. в московском изд-ве «Книга и бизнес» тем же тиражом вышла последняя на сегодняшний день книга писателя на ту же тему -«Книгами голова полна». «Я написал свою самую последнюю книгу - и баста! <...> больше писать не буду - уже все сказал» [6].

Бесспорно, что именно В. Лавров «стал отцом нового жанра русской литературы - исторического детектива» [9]. Он изобрел жанровую формулу русского исторического детектива, с успехом развитую Л. Юзефовичем (цикл романов об исторически подлинном петербургском сыщике Иване Путилине) и Б. Акуниным (цикл о вымышленном сыщике, аристократе Эрасте Фандорине).

В 1998 г., когда В. Лавров начал осваивать вполне надежную дорожку самоиздания бестселлеров, уже раскрученных СМИ и издателями, мыслитель и писатель Дмитрий Евгеньевич Гал-ковский выступил с «Манифестом нового русского самиздата» на созданном «Виртуальном сервере Дмитрия Галковского» (http://www.samisdat.ru). Как утверждает сам Д. Галковский, он принял активное участие в позднем, «ксерокопировальном» периоде советского самиздата, опубликовав в 19811991 гг. несколько тысяч экземпляров книг - большей частью по русской философии и истории. «Тогда же методом ксерокопирования я начал распространять и свою книгу "Бесконечный тупик". (Потом, к сожалению, попытался ее издать официальным способом и убил без толку несколько лет)» [3].

Главное произведение Д. Галковского - «Бесконечный тупик», беспрецедентное с точки зрения объема (около 70 авторских листов) и композиции, в которой доминируют комментарии фрагментарного типа, было закончено в 1988 г. Автор вполне обоснованно называет его « .единственным серьезным гипертекстовым произведением» [3]. Д. Гал-ковский, как и В. Лавров (хотя разница масштабов и претензий этих авторов очевидна), - первооткрыватель жанра и самой гипертекстовой структуры.

В начале 1990-х гг. отрывки из «Бесконечного тупика» опубликованы в более чем 20 периодических изданиях. Уже тогда Д. Галковский сформировал свой образ вечного диссидента, конфликтующего как с советским, так и с постсоветским

государством и обществом. Издатели и СМИ стали главными врагами философа: «Одновременно в советской прессе против меня поднялась кампания травли. "Бесконечный тупик" категорически отказались печатать десятки издательств» [4].

В полном виде Д. Галковский издал свою главную книгу в марте 1997 г. в своем первом авторском изд-ве «Самиздат» тиражом 500 нумерованных экземпляров. В этом же издательстве начал выходить мизерными тиражами авторский журнал «Разбитый компас», где были напечатаны его статьи в «Независимой газете» начала 1990-х гг. и отклики на них (См. «Разбитый компас»: Журнал Дмитрия Галковского. № 1. - М.: Самиздат, январь-февраль 1996. 100 экз.; «Разбитый компас»: Журнал Дмитрия Галковского. № 2. - М.: Самиздат, март-декабрь 1996. 200 экз.; «Разбитый компас»: Журнал Дмитрия Галковского. № 3. - М.: Самиздат, январь-сентябрь 1997. 500 экз.).

Осенью 1997 г. издание журнала было прекращено из-за недостатка средств. На следующий год писатель публично (в «Независимой газете» от 14 января и «Русской мысли» от 21 января 1998 г.) отказался от присужденной ему за «Бесконечный тупик» Антибукеровской премии, сочтя это «приманкой» для последующей дискредитации. Второе издание «Бесконечного тупика» вышло в 1998 г. в том же «Самиздате» значительно большим тиражом (2000 экз.).

Как констатирует в своем манифесте Д. Галковский, «к 1993 году, после октябрьского переворота в Москве, наступила историческая "встреча на Эльбе", в результате которой вся независимая пресса безоговорочно и оптом перешла на сторону властей. В оппозиции остались либо заведомые маргиналы и аутсайдеры, либо политические провокаторы, по заданию госбезопасности специально "отслеживающие" и компрометирующие любые серьезные проявления инакомыслия. Плоды этой "исторической встречи" окончательно созрели к 1997 году, когда ведущие средства массовой информации РФ открыто заявили, что подкуплены определенными финансовыми и политическими группировками, выражают мнение этих группировок, подобным явлением очень довольны и, вообще, "иначе и быть не может", ибо так действуют во всем мире.

Все современные средства массовой информации до такой степени коррумпированы, так быстро произошло сращивание независимой прессы с государственными официозами, с таким подобострастным восторгом бывшие диссиденты и оппозиционеры принимают любые "знаки внимания" со стороны правящей верхушки, что ввиду этого какая-либо конструктивная деятельность в рамках официального книжного и газетно-журнального рынка стала совершенно невозможна.

В этих условиях русской интеллигенции остается лишь одно: уйти и начать ЗАНОВО создание действительно независимой прессы» [3].

Создание независимого частного издательства показалось тогда Д. Галковскому слишком сложным: « .подобный путь до сих пор требует больших вложений и трудоемок технически. Я это испытал на собственной шкуре. Занимаясь организацией собственного издательства два года, я смог довести автономную технологическую цепочку только до уровня типографских пленок. До сегодняшнего дня мне приходится издавать свои произведения, нелегально размещая в типографии заказ на основную печать и переплетные работы. Для создания полной технологической цепочки бумажного "Самиздата" требуется значительная денежная сумма, которой у меня, естественно, нет. Да и сам процесс типографской печати, при хоть сколько-нибудь ощутимых масштабах, требует значительных капиталовложений» [3].

Развитие независимого русского Интернета было воспринято Д. Галковским как альтернатива постсоветским СМИ и государству, как возможность создания нового сообщества интеллектуалов и места хранения значимой информации: «Открывая свой виртуальный сервер, я хочу положить начало новому культурному, социальному и, наконец, политическому явлению: "Самиздату-2" -русскому независимому информационному пространству. <...> Пошел "геологический процесс", который перевернет всю систему распространения информации, положит начало созданию подлинной интеллектуальной оппозиции и переходу власти в руки образованного слоя. С самой общей точки зрения смысл настоящего проекта заключается в сборе, систематизации и распространении информации в условиях разрушающегося и распадающегося советского пространства. Конечной целью электронного самиздата является создание дееспособной интеллектуальной оппозиции как необходимого элемента восстановления исторической русской государственности.

Для осуществления этой цели я обращаюсь ко всем пользователям русского Интернета, и прежде всего к молодежи как наиболее социально активной и советски нераспропагандированной. Мне ценна и важна любая помощь: работа программистов, дополнительное дисковое пространство, научная и политическая информация. Давайте объединим наши усилия, наши знания и нашу добрую волю. И тогда грязь, до сих пор правящая нашей несчастной Родиной, отпадет как короста» [3].

Разумеется, Д. Галковский во вполне утопическом и футурологическом духе переоценил возможности «нового самиздата» в Интернете. Так, ресурс с похожим названием - Сервер современной непрофессиональной литературы «Самиздат»

при библиотеке Мошкова (http://samlib.ru) - оттянул на себя креативную энергию и тексты дилетантов, а виртуальный сервер Д. Галковского затерялся среди массивов более привлекательной для пользователей информации.

В 2004 г., на новом витке своего конфликта с постсоветским журналистским и литературным сообществом, Д. Галковский, получив меценатскую помощь от одной из своих читательниц, реанимирует свое издательство под предсказуемым названием «Издательство Дмитрия Галковского». На его сайте сотрудники обратились к потенциальным читателям и союзникам: «Наше издательство основано в 2004 г. <...> Фактически оно приступило к работе в конце 2007 г. <...> Наше издательство является некоммерческим и существует благодаря частной инициативе читателей Дмитрия Галковского. Мы никогда не получали и навряд ли получим какую-то помощь от государственных и общественных организаций. Если Вам небезразлично наше дело, Вы можете присоединиться и принять участие как в работе издательства, так и в его финансировании» [5, с. 756].

На базе «Издательства Дмитрия Галковского» был создан сайт «Утиная правда» - ежедневная интернет-газета, открытый информационный орган так называемого Утиного Движения. Издание «Утиной правды» учреждено в соответствии с постановлением Галактического Совета от 23 декабря 2004 г. Регулярная публикация статей началась 1 апреля 2005 г. и продолжалась до декабря 2007 г. С 1 июня 2011 г. ресурс вновь заработал. Редакция прокомментировала это событие в свойственной газете иронической манере: «Теперь каждое разумное существо может жить и развиваться, получая дозированную, но точную информацию о происходящем, как в центре, так и на окраине метагалактики. Мы ждали этого момента три года!» [7]. Использование названий вроде «Метагалактика», «дистрикт "Солнечная система", "Галактический Совет"» напоминает о «Метагалактике» - альманахе и издательстве Ю. Д. Петухова, одиночки-идеолога, о котором мы расскажем чуть ниже.

Сейчас «Издательство Дмитрия Галковского» выпускает сетевую газету «Новая Утиная правда». Напечатаны в нем и две книги Д. Галковского -третье издание «Бесконечного тупика» в комплекте из двух книг (2008 г., 5000 экз.) и авторский сборник публицистики «Два идиота» (2009 г., 1500 экз.).

Д. Галковский - ярко выраженный нонконформист, «вечный диссидент» современной русской литературы и публицистики. Его издания, конечно, рассчитаны на элитарную аудиторию или давних поклонников писателя, поэтому их реализация растягивается на несколько лет.

Юрий Дмитриевич Петухов - российский писатель, публицист и редактор, издававший в на-

чале 1990-х гг. сразу несколько журналов, альманахов и газету. В «Апостолах Дьявола» (1991 г.) он раскритиковал последний период творчества А. и Б. Стругацких, что привело к его остракизму в кругах авторов-фантастов и либералов. В 1990-е гг. Ю. Петухов стал основателем линии «патриотической фантастики» - мрачных антилиберальных антиутопий и космических боевиков. Неоднократно обруганный критикой, Ю. Петухов тем не менее выпустил семь романов на стыке «фантастического детектива» и «космической оперы» (сам автор называет этот жанр «сверхреализмом», «сверхновой черной волной»). Первые книги Ю. Пе-тухова («Чудовище», «Звездная месть») были опубликованы в 1990 г. изд-вом «Советский писатель» большими тиражами (от 20 до 100 тыс. экз.) «на средства автора».

В 1990 г. Ю. Д. Петухов учреждает независимое некоммерческое изд-во «Метагалактика» для публикации собственных книг, а также периодических подписных изданий и альманахов - «Приключения, фантастика», «История», «Галактика», «Метагалактика», «ПФ-измерение», ежемесячной газеты «Голос Вселенной» (с 1991 по 1997 г.). Это был прежде всего идеологический проект, рассчитанный на пробуждение имперского самосознания русской нации. Выходили и книжные серии «Подлинная История», «Империя Мысли», где Ю. Петухов проявил себя как автор нескольких псевдоисторических исследований о Древнем мире и Древней Руси («Дорогами Богов», «Колыбель Зевса», «История Русов» и др.). В «Метагалактике» со второй половины 2000-х гг. появилась книжная серия «Библиотека сверхреализма» (планировалось 30 томов, в том числе издание книг В. Сорокина). Однако до смерти Ю. Петухова (2009 г.) успели увидеть свет всего пять. Среди опубликованных авторов - А. Проханов, В. Личутин, Т. Зуль-фикаров).

С 2007 г. Ю. Петухов находился под следствием, две книги были запрещены. На стадии уголовного преследования со стороны государства Ю. Петухов был вынужден вступить в Союз писателей России и получил с его стороны поддержку.

Ю. Петухов сам называл себя «последним русским писателем», был идеологом мессианской роли России и русских в мировой истории. Вызывает серьезное сомнение заявленный его соратниками-издателями общий тираж публикаций Ю. Петухова в «Метагалактике» - 16,5 млн. экз. [1]. Для ранних публикаций писателя начала 1990-х гг. высокие тиражи были нормой, но возможность их сохранения на стабильном уровне в течение второй половины 1990-х и 2000-х гг. маловероятна. Иначе придется допустить, что книги Ю. Петухова стали предметом чтения значительной части населения России, а его известность сопоставима с популяр-

ностью авторов-«брендов» массовой литературы. Сетевая активность читателей и поклонников писателя свидетельствует скорее об обратном.

Ю. Петухов, как и Д. Галковский, - нонконформист с национально-мессианской идеологией. Личное бескорыстие автора не подлежит сомнению. Однако книги Ю. Петухова рассчитаны на массовую аудиторию, поэтика его боевиков намеренно упрощена. Подобный тип фантастики в 2000-е гг. стали называть «трэшем». Трэш широко распространен в издательских межавторских проектах «АСТ».

В 2011 г. изд-во «Метагалактика» осуществило еще три переиздания книг Ю. Петухова. Критик В. Бондаренко свидетельствует о намерении учредить «три ежегодных премии Бориса Рыбакова. Первую - за исторические труды по Древней Руси, вторую - за яркую историческую прозу, третью -за национальную публицистику» [2]. Таким образом, Ю. Петухов не только организовал для своей деятельности издательство и журналы, выпускал авторские серии, но и намеревался достраивать «галактику Петухова» за счет литературных институтов.

Наконец, еще один одиночка-предприниматель и авантюрист - Александр Петрович Потемкин (Кутателадзе). В советское время работал журналистом, в 1990-е гг. он сделал фантастическую карьеру государственного чиновника и бизнесмена [8], в 2000-е гг. учредил издательский дом «ПоРог» для печатания собственных повестей и романов, которые доминируют в каталоге. Безосновательные, дилетантские претензии на роль «нового Достоевского» выразились в странном сочетании философичности и натурализма (см. список названий произведений А. Потемкина без хронологии -«Кабала», «Человек отменяется», «Я», «Стол», «Изгой», «Бес», «Игрок», «Отрешенный», «Мания»). Отсутствие собственных СМИ автор восполнил рекламой своих произведений (в виде аннотаций и «рецензий»), которая размещалась в 2000-е гг. в столичных российских СМИ и даже за рубежом. Кроме того, А. Потемкин напечатал и три монографии на «научные темы», позиционируя себя как «видного экономиста» («Элитная экономика», «Виртуальная экономика», «Бюрократическая экономика»).

А. Потемкину удалось сформировать вокруг себя литературную среду из дружественных или преданных ему критиков, литературоведов (К. Кок-шенева, В. Бондаренко, С. Семенова, В. Недзвец-кий и др.), писателей и литфункционеров (Т. Зуль-фикаров, Р. Казакова - первый секретарь правления Союза писателей Москвы), печатая их в своем издательстве. Учрежденная им в 2002 г. литературная премия «Эврика» с несколькими номинациями и немалым призовым фондом (вручалась

один раз в два года с 2002 до 2008 г.) позволила Потемкину расположить к себе значительное число молодых писателей. Довольно регулярно он выступал с громкими заявлениями на «литературные темы» (например, «Открытое письмо владельцам "Литературной газеты"» в 2009 г.), претендуя на особую роль в современном литературном процессе. С 2009 г. из-за потери сети незаконно открытых в 1990-е гг. магазинов активная деятельность издательства прекратилась.

В отличие от всех остальных «одиночек» А. Потемкин не претендует на изобретение жанра или уникальность стилевой и повествовательной манер. Зато он преуспел в оплаченной саморекламе и «прикорме» писателей, расхваливающих щедрого мецената-дилетанта. В 2000-х гг. ему удалось создать своего рода «потемкинскую деревню» литературы, вполне претендующую на субинсти-туализацию вокруг издательства и издательского сайта (http://www.idporog.ru) и авторского сайта (http://www.apotemkin.ru). Только ограниченность ресурсов и пресечение в 2009 г. компетентными органами сферы его незаконного предпринимательства остановили дальнейшее расширение активности писателя-авантюриста.

А. Потемкин - щедрый писатель-моралист, отчасти претендующий на роль интеллектуала или, по крайней мере, судьи современного общества. Однако в этой ипостаси он явно уступает Д. Гал-ковскому и даже Ю. Петухову, идеологам с отчетливо выраженной национально-патриотической составляющей, в то время как А. Потемкин - типичный либерал-космополит. Успешная социальная капитализация (по П. Бурдье) Потемкина позволила ему вернуться к явно незавершенной и отложенной символической капитализации. Амбиции малозаметного советского журналиста укрупнились до претензии на роль значимого и серьезного современного Писателя.

Перспективы быстрого расширения сферы электронного книгоиздания и упрощения самого процесса подготовки книги в нем дают хорошие шансы всем «непризнанным» писателям (см., например, PubMix.com - сайт изд-ва PubMix (http:// www.samizday.ru/publish). Однако в таком случае субинституализация будет строиться уже вокруг авторского сайта или блога, электронных СМИ, контролируемых автором. Понятие «издательство автора» скорее всего потеряет смысл, уступив простому «изданию автора», выставленному в электронном книжном магазине или электронной библиотеке.

Литература

1. Андреев Д. Интервью. - URL: http://www.km.ru/ glavnoe/2005/09/19/intervyu-s-izdatelem/petukhov-yurii) (дата обращения: 22.04.2011).

2. Бондаренко В. Русский подвижник // День литературы. - 2009. - № 2. - URL: http://www.zavtra.ru/ denlit/150/n.html (дата обращения: 22.04.2011).

3. Галковский Д. Манифест нового русского самиздата. - URL: http://www.samisdat.ru (дата обращения: 22.04.2011).

4. Галковский Д. Бесконечный тупик : предисл. к первому изд. // Жизнь и творчество Дмитрия Галков-ского. - URL: http://www.galkovsky.ru/default.asp? view=bibl&cat1=bibl_book#bt1 (дата обращения: 22.04.2011).

5. Издательство Дмитрия Галковского. - URL: http:// www.i-dg.ru/02.htm (дата обращения: 22.04.2011).

6. Лавров В. Жизнь прекрасна // Москва. Северо-Запад. - 2011. - 30 мая № 16. - URL: http://www. szao.mos.ru/images/docs/567_664.pdf (дата обращения: 22.09.2011).

7. Мы ждали этого момента три года! // Новая утиная правда. - 2011. - 1 июня - URL: http://upravda2.ru/ article.php?id=40 (дата обращения: 26.06.2011).

8. Хинштейн А. Золотая рыбка с маршальской звездой // Московский комсомолец. - URL: http://www.moles. ee/99/Jan/11/7-1.html (дата обращения: 22.04.2011).

9. Чупринин С. Новая Россия: мир литературы : энцикл. слов.-справ. В 2 т. Т. 1. А-Л. - М. : РИПОЛ-КЛАССИК, 2002. - 832 с.

Материал поступил в редакцию 13.03.2012 г.

Сведения об авторе: Мароши Валерий Владимирович - доктор филологических наук, доцент, профессор, тел.: (383) 344-06-30, e-mail: maroshi@mail.ru