Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 20 (274). Филология. Искусствоведение. Вып. 67. С. 5-10.
ФИЛОЛОГИЯ
Е. И. Азыркина, В. М. Макушкин
АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В РОМАННОМ ИСКУССТВЕ
МОРДОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Статья посвящена рассмотрению нравственных проблем в современной мордовской литературе. Авторы подходят к художественному произведению с точки зрения способов изображения мира и человека, в том числе способов исследования его психологии. Особое внимание уделено проблемам нравственности и путях их художественного решения, при этом показывается, насколько верно писатели представляют формирование личности в эпоху НТР.
Ключевые слова: литература, герой, нравственность, автор, мысль, фольклор, личность, духовность.
Проблема взаимоотношений человека и природы является вечной и злободневной. Особенно она обострилась во второй половине XX века, когда человечество было поставлено перед необходимостью пересмотреть свое отношение к окружающему миру, испытывающему прессинг научно-технической революции. Потребовались поиски иного подхода к природе, который влечет изменение традиционных взглядов на среду обитания и отношение к ней.
Художественное воспроизведение мира природы всегда играло и играет в литературе значительную роль в обнаружении авторского взгляда на жизнь, выявлении эстетического идеала писателя.
Одной из магистральных тем в современной мордовской литературе является проблема взаимоотношений человека и природы. В частности, в романе А. Доронина «Перепелка - птица полевая» звучит тема гражданской ответственности перед близкими и дальними потомками за сохранение природных богатств, нравственной чистоты мордовского народа в отношениях с окружающей действительностью.
Положительный герой в романе с экологической тематикой воплощает авторскую попытку создать образ человека, который стремится к гармонизации и оптимизации отношений с природным миром. Это в основном герои -хранители и созидатели, отстаивающие принципы разумного отношения к природе. Все они близки изначально в своем бытии к труду и природному миру. В книге А. Доронина примечательны в этом отношении образы Пичинки-на, Судосева, Комзолова, Борисова, Вечканова. Ферапонта Нилыча и др.
К примеру, остановимся на образе Павла Ивановича Комзолова: «С самого детства учился любимому делу - растил хлеб. Ещё мальчишкой пахал - сеял вместе с отцом на тракторе. Навсегда останется в памяти, как с восходом солнца выходил на поля, а там как море колышатся хлеба. А перепёлки как пели - заслушаешься! Сами махонькие, а голоса слышны далеко-далеко. Кому хоть раз пришлось слышать песню перепёлки, тот счастливый человек - считает Павел Иванович...
Перепёлка - птица полевая, с ней связана самое важное в жизни - хлеб. Не будет на столе хлеба - и песни не будут радовать.» [2. С. 27].
Для писателя Комзолов - зримое воплощение связи человека с землёй. Очевидно, герой не сумел бы именно так воспроизвести увиденное, за него это делает автор, отражая одновременно специфику собственного мировосприятия своего персонажа. А. Доронин - выходец из деревни и, естественно, своим мироощущением близок людям сельского труда.
Среди положительных героев заслуживает внимания и образ рыбинспектора, защищающего от расхищения природные ресурсы родного края. Это Вячеслав Судосев. Читатель воспринимает Судосева как олицетворение справедливости. Автор ценит в образе рыбинспектора чистоту души, готовность на любую жертву во имя добра и красоты. Вячеслав с детства привязан к природе. Его глубоко тревожит то, что браконьеры приносят большой вред окружающей среде. На страницах романа он всеми силами борется против этих алчных людей, готовых ради наживы даже на преступление по отношению к человеку.
Положительный герой Доронина понимает, что неразумное отношение к природе грозит не только современному человеку, но и будущим поколениям.
Прозе с экологической проблематикой свойственно повышенное внимание и к антигерою. Этим писатели стремятся выявить и обличить зло во всех его разновидностях, показать то, что угрожает природе, а в конечном счете и жизни человека. Так, А. Доронин, анализируя истоки и причины рваческого, хищнического отношения человека к природе, создает в романе запоминающуюся галерею реалистических образов браконьеров, каждый из которых кроме своей индивидуальной «истории» имеет родовые, ярко выраженные, типичные черты. Это прежде всего алчность, не знающая никаких разумных пределов, нравственная опустошенность.
К примеру, Трофим Рузавин выступает в романе как враг и губитель природы. Именно этот образ наводит на мысль, что отношение человека к человеку неотрывно от тех отношений, которые он устанавливает между собой и природой. И в семье Трофим жестокий. О любви не умеет и не любит говорить. Все свое время проводит на реке, добывает нечестным путем рыбу. Рузавин испытывает потребность унижать окружающих, вымещает на них свою злобу и неудовлетворенность жизнью. Однако злая и темная сила, олицетворенная в образе Трофима, сама себе несёт возмездие и выносит приговор. Согласно идейному замыслу романа, Трофиму, вершащему надругательство над всем живым, не дано продолжать свой род. И его горе - бездетность - воспринимается не как беда, а как наказание за безнравственное отношение к людям, к природе. Те, кто ощущает красоту жизни и человеческих взаимоотношений, отворачиваются от морально нечистоплотных людей. Так происходит и с Трофимом. Его жена, Роза, окончательно поняв, что представляет собой муж, уходит к другому.
Для того чтобы пробудить «родственное внимание» к живой природе, Доронин рисует в романе образ волка, наделяет его интеллектом. Этим писатель хочет раскрыть «душу природы изнутри».
Используя прием антропоморфизма, писатель глубже раскрывает судьбу, заботы живого существа, да и вообще те трагедии, которые происходят в природе по вине человека. По мнению автора, проблемы природы и проблемы человека неотделимы, взаимопроникающи и взаимообусловлены. А. Доронин ведет речь
о том, что человек делит планету «с меньшими братьями», а в связи с этим ставит вопрос, как соотносятся миры, изначально призванные существовать в гармоническом единстве, но оказавшиеся в состоянии войны по воле существа разумного. И поэтому, когда волк на страницах романа думает горькую думу о жизни, о её проблемах, достигается великолепный, непредсказуемый художественный эффект. Это позволяет показать, как часто бывает слеп и глух человек по отношению к природе.
Браконьеры всё подчиняют личной выгоде, выжимают из окружающей среды то, что может послужить их благополучию. И самое страшное, что в этой роли нередко выступают и те, чья прямая обязанность - беречь и приумножать её богатства. Это, к примеру, образ лесничего Киргизова.
Возмездие, настигающее человека, переступившего нравственный закон, в романе неизбежно. Именно лес является необходимым фоном, на котором развивается действие, условием образного воплощения авторской идеи.
Смерть Киргизова имеет двойную мотивировку: реальную и символико-аллегорическую. Согласно первой, лесничий погибает из-за своей жадности, алчности, в соответствии со второй Киргизова убивает сама природа в отместку за учинённое им насилие. Оба эти плана скрепляются в одно целое нравственной аллегорией романа: «Могущественней природы нет ничего, она нас породила и поэтому поднимать на нее руку человеку нельзя...» [2. С. 114].
Как видим, в романе А. Доронина одним из принципиальных отличительных признаков, характеризующих размежевание сил по линии нравственного противостояния добра и зла, выступает отношение её героев к окружающей природе.
Внимание писателя в произведении сосредоточено на изображении сельских жителей, преимущественно пожилых, хлебнувших на своём веку немало горя. Большой интерес А. Доронин проявляет к женским образам, которым присущи глубокая человечность, благородство души, преданная материнская любовь. Значителен в этом плане образ старухи Окси. Писатель показывает эмоциональное богатство внутреннего мира, нравственную чистоту героини. Для Окси всё кругом живо: «Окся подняла голову и посмотрела, проклюнулись ли на дереве почки? - Дождались мы весны, - заговорила с деревом, как со своей близкой подругой Окся ...» [2. С. 84].
Автор подводит читателя к мысли, что восприятие окружающей действительности человеком происходит через своеобразное одушевление мира, своеобразное потому, что идёт не от автора, а от его героев. Подобные случаи, когда человек и природа взаимодействуют, открывают художнику простор для обращения к олицетворению, символике, пришедшим в литературу из фольклора, а в фольклор - из старинных языческих верований, поэтической традиции одушевления сил и стихий природы.
Чтобы лучше осветить отношения человека с природным миром, автор в сюжет романа вводит элемент фольклора - сказку. Следует отметить, что обращение к устному народному творчеству характерно почти для каждого писателя, исследующего проблему «человек и природа», её нравственно-философские аспекты. Это связано с тем, что в изображении природы всегда существует доля условности: до конца познать мир живой природы человеку не дано, поэтому он вынужден прибегать к условной образности. Так, О. И. Налдеева отмечает, что «основным художественным приемом передачи чувств . героя служит иносказание, которое является одним из отличительных средств фольклора как самобытного искусства» [5. С. 121]. В приведённой в романе сказке, как и в других волшебных сказках, встречаются и живут вместе человек и животное, именно как представители иных природных начал.
Считаем нужным отметить то, что А. Доронин в сказке, отвлекаясь от внешнего правдоподобия, стремится приблизиться к правдоподобию глубинному, т. е. привлечь внимание читателя к проблематике произведения, обострить и обнажить интеллектуальное, философское звучание и значение романа.
Художественно-философское осмысление явлений природы в современной мордовской прозе связано с традициями устного народного творчества. Каждый писатель по-своему подходит к освещению вечной проблемы «человек и природа», но для них общей является озабоченность судьбами духовной национальной культуры, сохраняющейся благодаря связи и преемственности поколений.
Так, к примеру, видный мордовский писатель А. Д. Куторкин в романе «Бурливая Сура» отразил гармонические взаимоотношения человека и природы.
Примечательная особенность книги - одухотворение явлений природы, что служит стремлению сблизить мир - живой и неживой -
с человеческими чувствами, переживаниями: «Ведь недаром бабе достались лучинки в печеном кресте. Умрет она, сук этот по-прежнему будет ухмыляться прохожим, по-прежнему теплая, ласковая весна, мушиный век - лето, больная желтухой осень и бледная, долгопузая зима станут приходить на смену друг другу вовремя...
Дрожащий от слабости, молодой, нежно-зеленый стебелёк лесного цветка, выпрямляясь, скинул, точно шляпу, прошлогодний листок. Кокетливо тряхнув сине-красными кудрями, поклонилась восходящему солнцу медуница. Прижался к дубовому пню медвежий колокол (белый подснежник). Но чей это голос раздался
- его или «водяного быка»?
Словно пьяная, закачалась от берега к берегу бурливая Сура.
Анисья посмотрела на заходящее солнце, но то лишь еще пуще покраснело и сморщило золотящийся лоб, словно соображая, что бы такое сказать отчаявшейся бабе, и, не найдя ответа, поторопилось спрятаться за поветь соседа, покрытую ветхой до черноты соломой. В палисаднике качалась развесистая яблоня, сея на землю белые лепестки. Петлёй показалась Анисье её изогнутая ветка у самого окна... » [4. С. 104].
Высокая чувственность восприятия природы передана писателем в эпизоде, где Анисья прощается перед смертью с окружающим природным миром. Образная «мифологическая» основа представлений этой женщины о мире с элементами антропоморфизма, материализацией абстрактных понятий, замещением логических связей между явлениями символически отражает особенности традиционного народно-поэтического мышления: «До вечера металась Анисья, как заведённая, но всего так и не переделала, хотя только в работе и могла забыть о надвигающемся несчастье. Прощаясь с солнцем, уходящим на ночной покой, она признательно проговорила: - Спасибо, родное, за тепло и ласку...
Анисья начала прощаться с тем, что было в доме. Поцеловала дно ковша, погладила печное чело, подержалась за ручку заслона, прижалась щекой к столу...» [4. С. 108]. В этом эпизоде не столько от образно-поэтического восприятия мира, сколько доброты, желания не осудить, а оправдать свою героиню.
На протяжении всего повествования герои А. Куторкина ощущают слитность с природой, способность к духовному её восприятию.
Окружающий мир видится им чувствующим, переживающим: «Раскинутые, словно корни осины, пальцы старухи намертво вцепились в землю. А рядом всем телом содрогалась от рыданий Лушка.
Рыдал и сопел шальной гуляка - ветер. По бледному лицу ближайшей яблони, словно слёзы, струились лепестки осыпающегося цвета. Всхлипывали по кустам горюющие соловьи...
Роман и не заметил, как дошёл до берега Суры, которую, будто голубую книгу, листал порывистый ветер.
- Матушка, унеси с собой моё горе, - в полузабытьи молил Роман.» [4. С. 197].
На страницах романа А. Куторкин неоднократно обращается к традиционному олицетворению образа прекрасной Суры: «Не зря же мордва говорят про половодье - время воды с огнем. На мокрой, напоенной влагой земле открываются сотни «глаз», в которых играет слепящее весеннее солнышко...
Каждую весну видим мы родную реку пьяной, но никто никогда не видел её старой. Сколько же лет нашей матушке-кормилице и поилице? Откуда она черпает вечно молодую силу свою - про то никто не ведает» [4. С. 309].
Эта великолепная пейзажная зарисовка А. Куторкина исполнена глубоким социальным смыслом и значением. Она рождает в читателе чувство личной ответственности за сохранение реки, подчёркивает то, что жизнь природы и человека единосущны, подчинены одному и тому же вечному закону.
Проблема человека и природы волнует каждого писателя, пишущего о земле, деревне. И это понятно, ибо «родная природа входит в нашу душу как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды, из которого мы взяли и радостное пробуждение в далёкое утро нашего детства, и чудесную мелодию родной песни, и думы о жизни народа.
Природа - это не какое-то символическое богатство. Это прежде всего труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших её потомкам своим.
Настоящий патриот не может не болеть душой за беду в родной хате, и он не только рассуждает, но и на деле проявляет свою ответственность за каждый клочок земли, за лесные и рудные богатства, за реки и озёра, за воздух, которым дышим» [6. С. 39].
Таким истинным патриотом своего родного края предстает Терентий Вешняков в романе
мордовского прозаика И. Янюшкина «Вишни зацветут завтра». Он лесник, и эта профессия у Вешняковых - фамильная. Его дед, «отец всю жизнь отдали этому делу. И сам Терентий «выше своей фамильной профессии ничего не признает. Когда его старший сын после школы попробовал отцовской воле воспротивиться -на машиниста выучиться, он сказал ему, как отрезал: - Твой прадед, дед жизнь лесу отдали, я ему век служу, и ты по нашей, по вешняковской стезе пойдешь. Ослушаешься - на глаза не показывайся. Знать тебя, изменщика, не пожелаю.» [8. С. 20].
И. Янюшкин, создавая в романе образ Терентия Вешнякова, раскрывает проблему человека и природы через призму «экологической» проблемы, ставшей особенно актуальной в наши дни, когда все ощутимее становится угроза экологического кризиса. Вешняков на протяжении всего повествования тревожится за состояние окружающей среды, он стремится всеми силами приумножать и сохранять красоту родного края для будущих поколений.
Писатель на страницах романа утверждает, что в основе общения человека с природой должно лежать совестливое отношение к окружающей среде. А совестливость в свою очередь диктует гуманистические правила: человек должен беречь, охранять всё живое на земле для собственного счастья и морального здоровья. Примечателен в этом отношении образ Романа Ратанина. Он - охотовед района. Ратанин всего себя отдает служению важному делу - охране природы. В образе охотоведа воплощены лучшие черты характера - высокосознательное отношение к порученному делу, глубокое понимание своего долга перед обществом, стремление жить по совести: «А я что после себя оставлю? - не без зависти к Терентию спросил себя Ратанин. - Ну, за браконьерами гонялся, птиц, рыбёшку оберегал, зверьё стерёг. Не пора ли на этом точку ставить? И Катя настаивает. - Но тут же другой, внутренний голос запротестовал: - Значит, пусть Бурыгин и ему подобные безнаказанно грабят природу, губят земную красоту, поганят озера, оскудняют реки? Нет, дудки. Она, - окружающая меня земная красота, - нужна не только мне - людям. Отними ее у человека, и он обеднеет душой, обескрылит мыслями и чувствами» [8. С. 73].
Нравственные убеждения, душевные порывы этого человека соединяются с его служебной деятельностью, находят практическое применение, материализуются в конкретном деле.
Поднимая остросоциальный вопрос о необходимости охраны природы, И. Янюшкин сосредоточивает внимание на анализе качеств личности. Писателя интересуют мотивы поступков героев - почему один оберегает мир природы, а другой - уничтожает его, что заставляет людей так по-разному поступать. В противоположность Ратанину автор рисует образ Клычевско-го. Сама профессия Ильи Клычевского (главный охотовед области) предполагает теснейшую связь труда и природы. Но их взгляды, принципы не совпадают. Когда-то они были друзьями, но с годами Клычевский «зачервивел внутренне... Районных охотоведов Клычевский зажал в кулак, превратил в своих данников рыбой, ценной пушниной. О своем приезде в тот или иной район извещал загодя, приезжал чаще не один - с чиновными дружками. Считался разве только с Ратаниным: побаивался его прямоты и неуступчивости, но прежнего в их отношениях не было и помину» [8. С. 88 ].
Писатель определяет моральный смысл в мотивах поступков Клычевского: всё в своей жизни он подчиняет личной выгоде, выжимает из окружающей жизни то, что может послужить собственному благополучию за счёт общества, не думая о последствиях.
Как видим, в облике разрушителя природы И. Янюшкин видит недостатки не профессиональные, а духовные, возводя последние к качествам социальным.
Создавая образы браконьеров, автор исследует природу добра в душе человека, корни зла и причины его живучести. И писатель последовательно, с социальных позиций раскрывает это явление. Автор убеждает читателя в том, что зло не было изначально присуще природе человека, оно устранимо. Так, Яшка, участвуя в незаконном истреблении лося, осознавая свою вину, выплачивает штраф за него: «деньги, кому надо, отдай. Только бы тот лось мне душу не кровянил, хотя он почти весь ему - Бу-рыгину - и достался...» [8. С. 122].
Охота представляется в романе писателя как духовное общение с природой. Человек ощущает радость, удовлетворённость от общения с окружающей природной средой: «Водополье -самый светлый из всех охотничьих праздников. Это и охота с подсадными утками, и ночи в лодках на воде, и тетеревиные тока на ознобистых зорях. И хотя для Романа все это не диковинка, привычное дело, тем не менее каждую весну он с тревожным нетерпением ждёт эту пору. Кажется, всё в тебе давно улеглось, устоялось,
и вроде ничто уже не взволнует, не окрылит, но вот отболомошит вьюгами февраль, отголубе-ет небесной акварелью март, забазарят грачи, прыснут серыми мышатами почки на вербах, и в тебе начнет забраживать, свивать гнездо сладкая тревога от предстоящей встречи с природой, все ощутимее зуд в руках - по ружью, по лодочному веслу» [8. С. 63].
И. Янюшкин в произведении очень подробно описывает жизнь леса, её жителей. И читатель узнаёт, что все «создания божьи» заняты одним делом - живут, заботятся, чтобы поддерживать и осуществлять вечный процесс развития. Писатель не только описывает явления живого мира, но и вводит читателя в тайники природы: «Стало совсем светло, и тишина ушла. Ушла не столько оттого, что её вспугнули и прогнали выстрелы, а приспело время пробуждаться зверью и птице, время промышлять пищу, заботиться о продолжении своего рода, славить песнями жизнь» [8. С. 80].
В нарисованных автором картинах природы ощутима её психологическая общность с героем. Она проявляется в романе почти в каждой пейзажной зарисовке, но поскольку эти описания предельно лаконичны, то и прием психологического параллелизма используется в «сужёном варианте»: «Сад стоял голый, притихший, под стать настроению» [8. С. 215] или: «И это вместе с задумчиво-дремотным шумом леса создавало в душе определенный настрой, навевало состояние безумной отрешённости от всего окружающего» [8. С. 205].
Глубоко прочувствовать красоту мордовского края помогают и такие произведения, как «Грушица у дороги», «Ветка яблони» Т. Якуш-кина, «Крхка ункст» («Глубокие корни»), «Ляпе кожф» («Оттепель») М. Сайгина, «Поклонись борозде» М. Брыжинского, «Ржаной хлеб» А. Мартынова. Этот список можно продолжить, так как сегодня данная проблема волнует каждого человека, а литература, в свою очередь, по словам Ч. Айтматова, «должна поднять свой голос не только вообще в защиту природы, но проявлять особую заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы. Литература должна этим заняться -это её долг, её миссия» [1. С. 3].
Одним из главных мотивов современной прозы является то, что отношение человека ко всему живому есть критерий его нравственности. И мордовская романистика не остается в стороне от этих злободневных проблем нашего
времени. Она не только формирует в человеке чувство прекрасного, эстетическое отношение к природе, но и стремится пробудить в современнике заботу о ней, поскольку «забота о родной природе, о ее лесах и лугах, забота о том, чтобы и в условиях научно-технической революции сохранить нашу землю для будущих поколений, - дело святое, гражданское, государственной важности» [3. С. 72]. В романах мордовских писателей утверждается то, что только человек может и должен приумножать и совершенствовать красоту родной природы. Не зря Н. Г. Чернышевский считал действительность исходным моментом истинного искусства: «Прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем её, как она радует нас...» [7. С. 21].
Список литературы
1. Айтматов, Ч. Неизбежность гармонии / Ч. Айтматов, Л. Новиченко // Лит. газ. 1973.
1 янв. С. 3.
2. Доронин, А. Перепёлка - птица полевая. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2010. 384 с.
3. Кузнецов, Ф. Ф. За всё в ответе : нравственные искания в современной прозе. М. : Сов. Россия, 1984. 392 с.
4. Куторкин, А. Бурливая Сура. М. : Сов. Россия, 1972. 391 с.
5. Налдеева, О. И. Жанрово-стилевые особенности баллады в творчестве поэтов Мордовии // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 17 (232). С. 118-122.
6. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце. М. : Мол. гвардия, 1980. 174 с.
7. Чернышевский, Н. Г. Полн. собр. соч. : в 15 т. Т. 2. М., 1949. 464 с.
8. Янюшкин, И. Вишни зацветут завтра. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. 287 с.