XII Международная научно-практическая конференция УДК 7.011
Кулабухова Марина Анатольевна Kulabukhova Marina Anatolyevna
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры философии,
культурологии, науковедения Candidate of philological sciences, associate professor, associate professor of the
department of philosophy, cultural studies, science Белгородский государственный институт искусств и культуры
Belgorod state institute of arts and culture Кулабухов Дмитрий Анатольевич Kulabukhov Dmitry Anatolyevich Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Candidate of philosophical sciences, associate professor of the department
of social work
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Belgorod national research university
АВТОРСКОЕ КИНО БЕЛГОРОДЧИНЫ: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
THE AUTHOR'S CINEMA OF THE BELGOROD REGION: VALUE BASES AND ARTISTIC AND CREATIVE PREFERENCES
Аннотация. В статье представлены ценностные основания авторского кино Белгородчины как фактора гуманизации личности и общества. Обзор аудиовизуальных произведений молодых кинематографистов Белгородчины XXI века позволяет выявить тематические приоритеты и собственно художественные предпочтения создателей документального кино региона. Смысло-содержательный и художественно-эстететический анализ аудиовизуальных произведений выпускников Белгородского государственного института искусств и культуры позволил авторам статьи выявить устойчивый интерес молодых создателей авторского кино в контексте выявления его потенциала как мощного ресурса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и обеспечения процессов национальной (в первую очередь, духовной, духовно-нравственной) безопасности, как действенного средства активного развития гуманитарной культуры (в частности, практического регионоведения) в условиях
Инновационные аспекты развития науки и техники
виртуальной среды, как важного фактора сохранения и использования исторического и культурного наследия, развития созидательных начал в человеке и обществе.
Abstract. The article presents the value bases of the author's cinema of the Belgorod region as a factor of humanization of the individual and society. The review of audiovisual works of young filmmakers of the Belgorod region of the XXI century allows us to identify thematic priorities and the actual artistic preferences of the creators of documentary films in the region. The semantic-content and artistic-aesthetic analysis of the audiovisual works of graduates of the Belgorod State Institute of Arts and Culture allowed the authors of the article to identify the steady interest of young creators of the author's cinema in the context of identifying its potential as a powerful resource of spiritual and moral education of the younger generation and ensuring the processes of national (primarily spiritual, spiritual and moral) security, as an effective means of active development of humanitarian culture (in particular, practical regional studies) in a virtual environment, as an important factor in the preservation and use of historical and cultural heritage, the development of creative principles in man and society.
Ключевые слова: авторское кино, Белгородчина, ценностные основания, художественно-творческие предпочтения, смысло-содержательный и собственно художественный анализ, аудиовизуальные произведения, духовно-нравственное воспитание, национальная безопасность, духовная (духовно-нравственная) безопасность, гуманитарная культура, виртуальная среда, практическое регионоведение, человек, общество.
Key words: author's cinema, Belgorod region, value bases, artistic and creative preferences, semantic and substantive and artistic analysis, audiovisual works, spiritual and moral education, national security, spiritual (spiritual and moral) security, humanitarian culture, virtual environment, practical regional studies, a person, society.
В ситуации напряжённого поиска средств действенного противостояния угрозам современного гуманитарного кризиса (среди которых - «снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории; распространение ложного представления об
275
XII Международная научно-практическая конференция исторической отсталости России...» [4]) обеспечению процессов «укрепления гражданской идентичности, создания условий для воспитания граждан; сохранения исторического и культурного наследия и его использования для воспитания и образования, обеспечению передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» [4], реализации задач государственной культурной политики активно способствует современное авторское кино как важнейшее условие коммуникации, связанное в том числе и с творческой самореализацией личности, как действенный фактор духовно-нравственного воспитания и просвещения личности и общества, как важное средство создания гуманной социально-культурной среды, единого культурно-образовательного пространства, как современная технология сохранения е
В период укрепления и расширения границ Русского мира трудно переоценить значение аудиовизуальных искусств (в первую очередь, кино) в обеспечении процессов гуманизации общественных отношений, возвращения к традиционной системе ценностей как основе национальной идеи, воплощённой в духовности, соборности, патриотизме, стремлении сохранить и защитить непреходящие ценности Отечества.
Показателем качественности и востребованности авторского кино регионов является признание работ кинематографистов, выпускников Белгородского государственного института искусств и культуры, единственного на Белгородчине творческого учебного заведения, в котором в течение 52 лет (1968-2020) успешно готовили специалистов в области кино-, фото-, видеотворчества. Свидетельствами культуросозидающего, гуманистического потенциала киноискусства, в частности, кино Белгородчины, духовной цельности, гуманитарной направленности, профессиональной
Инновационные аспекты развития науки и техники состоятельности работников культуры, их устойчивого интереса к традиционным ценностям и идеалам, к истории и культуре региона и Отечества, явились победы работ белгородцев-молодых создателей кино, созданных под руководством заслуженного работника культуры РФ, почётного работника среднего профессионального образования РФ В.А. Кулабуховой, на престижных региональных, всероссийских и международных кинофестивалях, среди которых - Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» (Россия, г. Москва), Межрегиональный кинофестиваль игрового и документального кино «Короткий метр» (Россия, п. Борисовка), Открытый фестиваль-конкурс кино-, телеработ «Мастер Гаскойн» (ЛНР), Открытый российский кинофестиваль «Спортивный экстрим» (Россия, г. Белгород), Международный «Интернет-фестиваль авторского кино» («INTERNET SHORT FILM FESTIVAL 2013 (США, г. Нью-Йорк), Международный фестиваль кино REC (Украина), Международный фестиваль искусств имени Павла Кадочникова «Династия» (Россия, г. Санкт-Петербург) [1, с. 252-253].
В авторских документальных фильмах молодых белгородцев запечатлена широкая палитра гуманистических (эколого-биологических, социально-политических, морально-этических, эстетических, религиозных и пр.) ценностей, обеспечивающих вершины «нравственной оседлости» [3, с. 71] человека и общества.
В своём документальном фильме «Вода - это жизнь!» Денис Хрусталёв повествует об отношении современного человека к воде как феноменальному природному дару, нуждающемуся в чрезвычайно экономном использовании и бережном, благодарном отношении. Искренне увлечённый судьбой воды как жизнетворящего начала, автор фильма обращается к воде в судьбе человечества, актуализирует её многофункциональную роль в жизни современников и земляков, а также указывает на экологические проблемы и достижения, связанные
XII Международная научно-практическая конференция с охраной воды на земле Белогорья. С незапамятных времён вода, обеспечивая жизни человека и общества космический миропорядок, обусловливая переход из биосферы (пространства жизни) в ноосферу (пространство разума), остаётся одной из стихий мироздания. Став предметом изображения в народном творчестве и искусстве, являясь объектом научных изысканий, вода остаётся не до конца изученной, но всегда мудрой средой, не только окружающей человека, но наполняющей его бытие особым смыслом. Согласно авторской концепции, сегодня - в ситуации разрушения социокультурного пространства - вода, способствующая преодолению разнообразных, разнородных деструктивных процессов локального и масштабного характеров, выполняет доминантную роль в системе «человек -природа - общество». Ленту, посвящённую глобальной теме, на наш взгляд, отличает уникальность фиксируемого материала,
документальный метод съемки, обеспечивающий запечатление жизни в непрерывном развитии, в постоянном движении, наполнение кадров непревзойдённой силой убедительности, истинности; а также композиционное решение фильма, обусловленное его актуальностью, проявившееся, в частности, в контрастном изображении красоты родников, рек, озёр Белгородчины и безжизненных пустынь, картин бедствий, связанных с недостатком воды.
Милая сердцу природа Белгородчины во всей причудливости её неповторимых проявлений и свойств, стала одним из образов фильма Анна Старшовой «Мой Белый город». Документальный фильм, в котором представлен архитектурный ландшафт Белгорода в контексте актуализации его истории и современности, запечатлён узнаваемый всеми земляками и гостями города ландшафт, становится взволнованно-поэтическим художественно-образным повествованием о судьбе города, который
Инновационные аспекты развития науки и техники
... стоит к заре лицом, Юный и старинный, Над дремучим над Донцом В песнях соловьиных. Город ратный, трудовой, Лебедь величавый, Вольный город - твой и мой -Город русской славы (И. А. Чернухин) [6].
Вдохновившись обширным фактографическим материалом и произведениями белгородских литераторов, автор фильма не столько фиксирует городскую среду (чёткие, прямые улицы, убегающие вдаль, величественные храмы, удачно соседствующие с современными зданиями из стекла и бетона), сколько, убеждённый, что архитектурный облик Белгорода с момента его появления находится в неразрывной связи со сложной историей города, обращаясь и к нерукотворным образам, поддерживающим «лицо» города (среди которых - меловые кручи, окаймляющие город, зелень рощ, спускающихся к ленте реки), создаёт лик много раз поднимавшегося буквально из руин города-воина, города-пахаря, города-труженика.
Среди особых тем, к которым обращаются молодые кинематографисты Белгородчины, - Великая Отечественная война, подвиг народа-победителя и Белгорода, Города Первого салюта, обладателя звания «Город воинской славы» (2006). Неизвестным страницам оккупации Белгорода немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны посвящён документальный фильм Елены Машкара «Память человеческая». Используя бесценные архивные киноматериалы, сближая официальные сведения и воспоминания очевидцев тех грозных лет, обращаясь к авторитетной
XII Международная научно-практическая конференция точке зрения авторитетного краеведа А.Н. Крупенкова, автор ленты обращается к самым чёрным страницам истории Белого города. Именно благодаря непосредственному общению с респондентами тяжелейший в эмоциональном отношении субъективно изложенный материал становится событием (или цепью событий), участником которого - благодаря оригинальному режиссерскому решению -становится и каждый зритель, независимо от возраста. Вполне оправданным, точным становится название фильма - «Память человеческая», которое не только предваряет знакомство с лентой, но придаёт ей эпическую значимость, смысло-содержательную центростремительность, собственно эстетическую целостность. Кажущаяся простота и доступность восприятия материала фильма обусловлены предельной объективностью в представлении исторических фактов и исповедальностью, обострённой эмоциональностью свидетельств героев фильма. Автор фильма представляет историю Белгорода периода его оккупации немецко-фашистскими захватчиками, используя воспоминания как уникальный человеческий документ, способный стать равнодостойным исторической кинохронике, осмысливает роль человеческой памяти и документа в сохранении истории государства и человечества, наконец, утверждает неоспоримое значение документа как основы подлинной истории народа и страны. Достоинствами работы, на наш взгляд, является использование редчайших статичных и динамичных кинодокументов периода Великой Отечественной войны, обращение к свидетельствам очевидцев оккупации Белгорода, умение автора работать с людьми - героями фильма, носителями информации, гармоничное сочетание визуального и звукового рядов, композиционное решение фильма, основанного на интервью очевидцев, благодаря которым соединяется прошлое и настоящее Города Первого салюта, Города воинской славы.
Инновационные аспекты развития науки и техники Белгородчина во все времена своей истории оставалась духовным форпостом Отечества и всего Русского мира, неслучайно духовный идеал нашего региона и сегодня - «Святое Белогорье». И потому в фильмах молодых белгородцев традиционно обращение к духовным скрепам, рождающим созидательные помыслы, соборные идеалы, потребность в добротоделании и служении Богу (этому, в частности, посвящены фильмы И. Ивановой «Дорога к Храму», В. Пшенниковой «Светлый путь» (об истории и сегодняшнем дне Православной гимназии во имя Мефодия и Кирилла г. Белгорода), В. Сухорукова «Научи меня, Боже, любить!..»). Одна из историй устроения современного Белгорода как города православного представлена в документальном фильме Ольги Сухановой «Сердцами строящийся храм». Фильм рассказывает о комплексной деятельности Духовно-просветительского центра во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и Центра духовно-нравственного и патриотического воспитания во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Белгородского государственного института искусств и культуры. Соработничество всех, кто причастен к созданию и развитию Духовно-просветительского центра, связано с трансляцией традиционных ценностей и популяризацией исторического и культурного наследия, с кропотливым процессом духовно-нравственного воспитания детей, подростков, молодёжи, духовной поддержки семьи и общества, позволило автору, который обратился к нормативным документам, к непосредственным участникам работы Центра, соединить в едином пространстве фильма разные эпизоды, представляющие разные аспекты здесь «жительствующей Жизни», «вписывающих» деятельность интегративного сообщества в «открытую среду» города и - как минимум - всей Белгородчины.
Образу Белгорода созвучны в фильмографии молодых белгородцев образы других уголков Белгородчины. Документальный
XII Международная научно-практическая конференция фильм Алексея Тараника «Заповедный край», в котором представлен не только природно-географический, но и собственно историко-культурный ландшафт территории, знакомит с историей и культурой Земли Грайворонской, с её многовековыми традициями и достижениями сегодняшнего дня. В единый рассказ о прошлом и настоящем Грайворонщины, образ которой вырастает на основе причудливого сочетания визуализированных старинных и современных зданий, дополняет рассказ о связи Грайворона и выдающихся соотечественников, включены страницы города, связанные со Святителем Иоасафом, епископом Белгородским, чудотворцем, и выдающемся инженером В.Г. Шуховым. Неповторимый - оправдывающий название ленты - облик Земли Грайворонской дополняет и её современная роль в развитии регионального туризма. Автор фильма обращается к избранным событиям «Фестивального календаря Белгородской области», связанным с Грайворонщиной. И потому вполне уместны здесь -слагающиеся в единый бренд территории - и фрагменты аутентичной свадьбы, и эпизод с зимним катанием на санях, и демонстрация хлебосольства и мастеровитости местных жителей, не зависящих от времени года, и сцены массовых гуляний грайворонцев, не понаслышке знающих: «Что ни город - то норов, что ни деревня - то поверье, что ни изба - то своя стряпня» [5, с. 310]. Основанный на скрупулёзно освоенном автором документально-историческом материале, включающий кропотливо собиравшийся в разные времена года съёмочный материал, фильм Алексея Тараника «Заповедный край» стал аудиовизуальной «визитной карточкой» города Грайворон и Грайворонского района, оригинальным отражением важнейших траекторий современного развития Земли Грайворонской, избранной демонстрацией гуманистической (человекоцентристской) политики
Инновационные аспекты развития науки и техники современной Белгородчины, реализуемой в масштабах конкретного района.
В фильмах молодых белгородских авторов русская провинция, на разрушение которой направлены многолетние усилия оппонентов России и Русского мира, предстаёт как важнейший фактор духовного преображения человека и общества, укоренённых в своей земле (одной из высших ценностей) как в святыне, соединяющих предков и потомков, обладающей «культурной жизненной силой». И потому даже в фильмах, где, казалось бы, представлены экономические аспекты бытия, авторы не могут пройти мимо темы укоренённости человека в своем, пусть и представленном в провинции, на малой родине. Поэтому и в документальном фильме Надежды Мельниченко «Гончарный круг», в котором запечатлены социально-экономические основания деятельности и художественно-эстетические традиции фабрики керамики посёлка Борисовка Белгородской области в контексте историко-культурного развития, представлены не только проблемы сохранения традиций гончарного промысла в посёлке Борисовка (Белгородчина), но и искреннее восхищение Землёй Борисовской, дарящей свои сокровенные богатства людям. Обратившись к истории посёлка Борисовка как столицы гончарного дела на Белгородчине, к удивительным фактам развития самобытного гончарного промысла, вехам становления гончарного производства, которое стало истоком знаменитой борисовской фабрики, создавая образы гончаров прошлого и настоящего, рассказывая об особенностях современного технологического процесса изготовления глиняной посуды, игрушек, различных предметов интерьера, автор фильма-очерка не может не вырваться за пределы научно-популярной траектории своей работы. Широкий спектр использованных автором выразительных возможностей (монтаж-изложение, убедительные портретные характеристики участников съемки, световое решение репортажных
XII Международная научно-практическая конференция кадров, снятых в действующем интерьере, звуковое решение фильма, выбор музыкального материала) позволяет автору убедительно доказать, что возрождение и развитие гончарного промысла в п. Борисовка, ставшего основой мощного керамического производства («горшечного царства»), - результат поступательного социально-экономического и художественно-эстетического развития общества и всей Белгородчины, наглядный символ активного использования природных богатств, наследования традиций старых мастеров и обновления пространства художественного творчества и технологий.
Философия бытия человека, сменяющего ушедшие поколения на этой земле, мастера, достойного продолжателя традиций, заложенных другими творцами, метафорически представлено в названии фильма («Гончарный круг»), воспевающего кропотливый труд борисовцев, умножающих на этой земле радость и красоту.
Жизнь и творчество белгородцев - традиционная для кино Белгородчины тема, позволяющая, как правило, представить биографию каждого героя в его сопричастности истории региона и России. Среди кинопортретов нередки кинопортреты деятелей культуры, способных запечатлевать «любовь и радость бытия» (И.А. Бунин), красоту Божьего мира. Таков, в частности, творческий портрет белгородского художника Владимира Евгеньевича Нестеркова «Штрихи к портрету», созданный Александром Поддубным на фоне любимых живописцем старых двориков и улочек Белгорода. Яркий, самобытный мастер, ревностно сохраняющий традиции
академической школы русской живописи, известный и на Белгородчине, и в разных уголках России и зарубежья, -признанный мастер лирического пейзажа, портретист-психолог, этнограф, философ, историк, смиренно возносящий свою молитву в красках Богу. Поэтому выбор объектов для съёмки в ленте продиктован творческой манерой самого художника, стремящегося
Инновационные аспекты развития науки и техники воплотить бытийное на фоне бытового, обнаружить сакральное в привычном.
В фильме-портрете Дмитрия Коваленко «Дарить радость людям» создан творческий портрет известного белгородца, директора ГЦНТ «Сокол», заслуженного работника культуры РФ, лауреата Губернаторской премии «Творчество. Мастерство. Успех» - 2015 А. А. Ищенко, преданного своему делу, музыке, культуре малой и большой Родины. Автор фильма - при минимальном хронометраже и потребности представить значительный вклад героя ленты в процесс наследования, сохранения, развития и популяризации культуры как воплощённой в ярких формах души народа - старается отойти от традиции так называемых «парадных портретов». Используя документы, интервью современников, автор фильма фиксирует этапы биографии своего героя, постепенно вводя героя в культурно-исторический ландшафт Белгорода и всей области, расширяя обширную территорию многоаспектной творческой деятельности своего замечательного земляка. К бесспорным достоинствам работы следует отнести бесспорную информативность ленты, эмоциональность подачи материала, содержательность дикторского текста, оригинальность видения материала, умение «подсмотреть» ситуацию, подчеркнуть индивидуальные качества героя, а также эстетический вкус автора ленты, проявившийся в выборе звукового материала.
Миссия Белгородчины, природа, история, культура региона, её сёл и городов, уникальные судьбы выдающихся белгородцев -ключевые темы творчества молодых кинематографистов
Белгородчины, в том числе и выпускников Белгородского государственного института искусств и культуры. Авторское кино Белгородчины является опытом аудиовизуального, духовно-нравственного, художественно-творческого родиноведения (в первую
XII Международная научно-практическая конференция очередь, Белгородоведения), обеспечивающим сохранение исторического и культурного наследия, а также формирование у зрителя устойчивых представлений об истории и культуре малой и большой родины, её территории, о ценностных основаниях созидательной жизни человека и общества, о вкладе знаменитых соотечественников (преимущественно - земляков) в процесс развития общества, в судьбу Белгородчины и России. Использование документальных фильмов в рамках образовательной, научно-творческой, духовно-просветительской и иной деятельности, на наш взгляд, может способствовать созданию и расширению - в границах всё расширяющегося вокруг подрастающего поколения виртуального мира - гуманитарной социально-культурной среды, единого культурно-образовательного пространства. Благодаря авторскому кино, активно способствующему в мире цифровых технологий реализации задач региональной и государственной культурной политики, отражению смыслов и кодов культуры региона и Отечества, сохранению индивидуальной, семейной памяти и региональной, национальной истории, наследование и трансляцию духовных ценностей и идеалов, среди которых - Память и Совесть, Любовь и Семья, Труд и Ответственность, Творчество и Самопожертвование, Добро и Сострадание, Мир и Дружба, «око, привыкшее к созерцанию непреходящего, легче обретёт вечные красоты и глубины в душе своего народа» [2, с. 537].
Библиографический список:
1. Белгородский государственный институт искусств и культуры : путь творчества и созидания : 1960-2020 / М.А. Кулабухова, В.А. Кулабухова, С.И. Курганский / Фото отдела по связям с общественностью БГИИК и В.А. Кулабуховой / Отв. за вып. С.И. Курганский. Белгород, 2020. 454 с.
Инновационные аспекты развития науки и техники
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Минск : Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2012. 928 с.
3. Лихачёв Д.С. Письма о добром. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 160 с. - (Азбука-классика. Non-Fiction).
4. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : // file:///C:/Users/user/Downloads/ 41d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения 10.08.2021).
5. Русские пословицы и поговорки, распространённые в Белгородской области : сборник / Сост. М.М. Барышенский. Белгород : КОНСТАНТА, 2009. 376 с.
6. Чернухин И.А. Бел-город // Литературная Белгородчина : Официальный сайт Региональной общественной организации «Союз белгородских писателей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://literabel.ru/books/igor-chernuxin/1959-bel-gorod-poema-.html (дата обращения 10.08.2021).