Научная статья на тему 'Авторские права на музыкальное произведение'

Авторские права на музыкальное произведение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1851
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / АВТОРСТВО / АВТОР / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСКУССТВО / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРИНЦИПЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алисов Алексей Сергеевич

В данной статье раскрывается понятие авторского права на музыкальные произведения, что оно представляет собой и в чём заключается отличие между авторскими правами на музыкальное произведение и авторскими правами на другие произведения: литературы и искусства; представлена характеристика авторского права на музыкальные произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторские права на музыкальное произведение»

3. СергееваА.П. Гражданское право. Том 3. М.: Велби, 2015.

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Алисов А.С.

Алисов Алексей Сергеевич — магистрант, кафедра гражданского права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье раскрывается понятие авторского права на музыкальные произведения, что оно представляет собой и в чём заключается отличие между авторскими правами на музыкальное произведение и авторскими правами на другие произведения: литературы и искусства; представлена характеристика авторского права на музыкальные произведения.

Ключевые слова: авторское право, авторство, автор, музыкальные произведения, терминология, творческая деятельность, результат творческой деятельности, искусство, гражданские права, интеллектуальная собственность, принципы авторского права.

Среди обширного многообразия объектов гражданских прав, в Гражданском кодексе РФ, выделяется интеллектуальная собственность [1. с. 128]. Казалось бы, такие объекты гражданских прав, как вещи, валюта и ценные бумаги, по значимости превосходят результаты интеллектуальной деятельности, однако, это мнение ошибочно. Результаты интеллектуальной деятельности, в особенности музыкальные произведения - это вид искусства, мыслительные процессы, отражённые на материальных носителях, которым можно даже назначить определённую цену. Имущество - это всего лишь вещи и объекты недвижимости, деньги - это валюта, творения, созданные в процессе трудоёмкой творческой работы - качественно новые, уникальные, духовные нематериальные и в то же время материальные ценности. В праве интеллектуальной собственности, прежде всего, выделяется институт авторского права, неразрывно связанный с музыкальными произведениями.

В объективном смысле, авторское право - право, которое позволяет регулировать правоотношения, связанные с реализацией (созданием, использованием, усовершенствованием и исполнением) объективных результатов творческой деятельности в областях науки, искусства и литературы [4. с. 114].

Благодаря институту авторского права регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, записью и использованием (исполнением, редактированием, распространением) музыкальных произведений.

Можно выделить несколько основных задач (функций) авторского права: Во -первых, стимулирование деятельности по созданию произведений литературы, науки и искусства. Следовательно, если говорить об авторском праве на музыкальное произведение, то одной из его функций будет побуждение и склонение к созданию музыкальных произведений (композиций, песен), и, соответственно, поощрение такой деятельности. Во-вторых, немаловажной задачей авторского права на музыкальные произведения является создание необходимых условий для широкого использования музыкальных произведений в интересах общества.

То есть, использованию музыкальных произведений в целях просвещения не должно препятствовать повышение уровня охраны прав авторов, так же, как и не должно оно служить помехой в стремлении ознакомиться с ними аудитории слушателей. Самая широкая зрительская аудитория должна иметь доступ к прослушиванию новых музыкальных произведений.

Говоря о принципах авторского права, изначально следует дать определение этому термину. Опираясь на юридическую литературу можно определить, что это основные начала и отправные идеи авторского права, которые по своей природе универсальны, уникальны и обладают общезначимостью и высшей императивностью. Они предопределяют всю юрисдикционную деятельность, пронизывают содержание всей системы авторского права, воплощаются в обязанностях и субъективных правах участников авторских правоотношений. Принципы авторского права выводятся из совокупности авторско -правовых норм, не имея конкретного закрепления в статьях закона. Знание принципов необходимо для правильного

толкования и применения на практике отдельных норм авторского законодательства, решения сложных вопросов, на которые в действующем законодательстве нет ответа.

На современном этапе развития авторского права, к числу его основных принципов относятся следующие:

Во-первых, принцип свободы творчества, закреплённый в 44 статье Конституции РФ. Данный принцип гласит, что свобода творчества не совместима с цензурой произведений литературы, науки, искусства, в том числе и музыкальных произведений. Цензура в России в настоящее время запрещена законом. Так, в законе «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 года прописано: «Требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, госорганов, учреждений, общественных организаций, предварительно согласовывать материалы и сообщения, а равно наложение запрета на распространение материалов и сообщений (если речь не идёт о должностных лицах и авторах/интервьюируемых в одном лице), их отдельных частей - не допускаются» [2. Ст. 3 с изм. и допол. в ред. от 15.07.2016].

Независимо от назначения, способа выражения и имеющихся достоинств, авторское право охраняет все музыкальные произведения, равно как и произведения литературы, науки, искусства, иной творческой деятельности, в полной мере обеспечивая свободу творчества. Благодаря закону, не существует так же перечня охраняемых произведений - любые, существующие в объективной форме, результаты творческой деятельности, находятся под охраной. Музыканты и исполнители - авторы своих произведений - свободны в выборе музыкального направления, жанра, сюжета и темы песни, формы воплощения создаваемых ими композиций. Они так же вольны самостоятельно решить вопрос о придании произведению окончательной формы и выпуске своей композиции/песни/музыкального альбома в свет.

Во-вторых, следует обсудить принцип сочетания интересов общества с личными интересами автора музыкального произведения. Несмотря на то, что данный принцип прослеживается и в других институтах интеллектуальной собственности, и даже гражданского права в целом, но особое место он занимает именно в авторском праве. Как известно, общество заинтересовано не только в эффективной охране авторского права, но и в свободном доступе к музыкальным произведениям. Подтверждением этому могут служить негодования и неоднократные жалобы на социальную сеть Вконтакте, когда из публичного доступа были изъяты все аудиозаписи. Сообщения о защите авторских прав при этом попросту игнорировались. В связи с этим, в авторском законодательстве России за авторами было закреплено немалое количество исключительных личных и имущественных прав. Было установлено, что, по общему правилу, произведения могут использоваться только на основании договоров с авторами, но в то же время произведения могут свободно использоваться заинтересованными лицами, указанными в законе, с учётом интересов общества.

В качестве третьего принципа авторского права может выступать положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. Российским законодательством установлено, что такие неотчуждаемые личные права автора как право авторства или, например, право на имя (на наименование группы), не могут перейти к посторонним лицам, несмотря на волеизъявление самого автора. Подобное соглашение в зарубежных странах будет иметь юридическую силу, но в России оно будет считаться недействительным. При, так называемом, «свободном» использовании музыкальных произведений обязательно указание имени настоящего автора. Примером этому служат «визитные карточки» внизу экрана с указанием исполнителя и автора музыки и текста, при трансляции концерта по телевидению. Если песню, исполняет, например, эстрадный певец, рядом с его именем обязательно пишут тех, кто создал исполняемую им музыкальную композицию.

Ну и наконец, последним принципом российского авторского права является принцип свободы авторского договора. Он заменил известный в советское время принцип «нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторскому договору». Главными целями данного принципа являются: стремление гарантировать авторам максимальную защищённость и определённый уровень прав, ограждение их от произвола пользователей музыкальных и иных произведений. Авторское законодательство Российской Федерации отказалось от жёсткой регламентации отношений сторон авторского договора [4. с. 117].

В нем закреплены лишь условия, которые должны быть согласованы между сторонами, возможные типы авторских договоров, несколько важных, значимых правил, которые закрепляют права и интересы автора, как самой слабой и незащищённой стороны договора.

53

Итак, подведём итог вышесказанному. Авторское право на музыкальное произведение -это комплекс личных неимущественных и имущественных прав, принадлежащих конкретному лицу - создателю музыкального произведения, а именно результата творческой деятельности [3. с. 40].

Право на музыкальное произведение представляет собой «определённую совокупность идей и мыслей» (как писал в своих научных трудах В.И. Серебровский) или «комплекс образов и идей, получивший своё объективное выражение в готовом труде» - музыкальном произведении (М.В. Гордон). Поскольку музыкальное произведение есть благо нематериальное - оно нуждается в тщательной защите, как и иные результаты творческой деятельности - науки, литературы и искусства. В реализации охраны, защиты и надлежащего соблюдения правил использования музыкальных произведений помогают принципы авторского права, не закреплённые действующим законодательством. Среди них мы выделили принципы свободы творчества, сочетание интересов общества с личными интересами автора, принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав создателя произведения и свободы авторского договора. Несмотря на то, что в настоящее время не существует жёсткой регламентации отношений сторон авторского договора, права автора должны стоять на первом месте и к его волеизъявлению должно быть оказано уважение.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. М.: Эксмо, 2016.

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991. № 2124-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. С изм. и допол. в ред. от 15.07.2016.

3. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах (постатейный). 4 изд. М: Экзамен, 2005.

4. Абрамова Е.Н., Сергеев А.П. Гражданское право: учебник в 3 томах. Том 3. М: РГ-пресс, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.