Научная статья на тему 'Авторская школа в отечественном образовании как феномен и инновационный проект'

Авторская школа в отечественном образовании как феномен и инновационный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1371
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / AUTHOR'S SCHOOL / ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ШКОЛЫ / DESIGN OF AUTHOR'S SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перекрестова Татьяна Сергеевна

Рассматривается наследие А.М. Саранова через одно из направлений современного образования инновационную педагогическую деятельность. Обосновывается вклад научной школы ученого в теорию становления и развития авторской школы как феномена в контексте целостного педагогического процесса, раскрываются перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the heritage of A.M. Saranov through one of the directions of the modern education innovative pedagogical activity. The contribution of the scientist’s research school to the theory of formation and development of the author’s school as a phenomenon in the context of the integral pedagogical process, as well as the prospects of its development are under consideration in the article.

Текст научной работы на тему «Авторская школа в отечественном образовании как феномен и инновационный проект»

известия вгпу

т.е. ПЕРЕКРЕСТОВА (Волгоград)

авторская школа в отечественном образовании как феномен и инновационный проект

Рассматривается наследие А.М. Саранова через одно из направлений современного образования - инновационную педагогическую деятельность. Обосновывается вклад научной школы ученого в теорию становления и развития авторской школы как феномена в контексте целостного педагогического процесса, раскрываются перспективы ее развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, авторская школа, проектирование авторской школы.

Среди научных интересов многих исследователей последних трех десятилетий особое место занимает такой объект исследования, как инновации. Сегодня мы привыкли к этому термину, он употребляется как прилагательное практически повсюду, а три десятка лет назад инновационность как признак современного общества, объективная реальность, которую нужно осознать и признать, в педагогическом сообществе только формировалась. Активное участие в разработке проблемы педагогических инноваций и существенный вклад в достижение современного ее понимания внес Алексей Михайлович Саранов (1947-2013) -известный волгоградский ученый, ученик и последователь выдающегося советского ученого-педагога профессора B.C. Ильина.

Очевидно, что способность генерировать новые идеи выступает залогом успеха и развития любого общества, система образования является здесь не исключением, а скорее правилом. А.М. Саранов понимал это остро и развивал эти идеи в науке и практике образования на различных площадках - от научных лабораторий и центров до школы.

общеизвестно, что на определенных этапах развития рождаются новые идеи, которые получают воплощение в разных формах. в педагогической действительности объективно существует такой феномен, как авторская школа. Была она и в минувшие времена у разных народов, есть она и сегодня. в зарубежной

педагогике этот термин отсутствует, мы встречаем названия альтернативная школа, эффективная школа, ключевая школа, школа качества, добродетельная школа и др.

в отечественной педагогической науке понятие «авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. XX в. Сам же термин авторская школа возник в 1986 г., в клубе творческой педагогики «Эврика», при «Учительской газете». Победителям конкурса инновационных школьных проектов стали присваивать статус «авторская школа» [1]. Это было новое ее возрождение: как социальное явление она прошла длительный путь исторического развития от академии Платона и ликея Аристотеля до школ К.Н. Венцеля, Л.Н. Толстого, В.А. Кара-ковского. С конца XX в. это явление стало разрабатываться А.М. Сарановым, и по его предложению его ученики включились в этот процесс.

Что изменилось за эти годы в науке и практике? Первое, что следует отметить: несомненно, уточнилась содержательная специфика дефиниции авторская, расширилось словарное значение термина. вариантов множество в словарях и в научных исследованиях. так, авторская школа рассматривается (с учетом базового смысла) как:

- особое учебное заведение;

- созидаемая директором культура гуманистической школы;

- психолого-педагогические и (или) организационно управленческие концепции, разрабатываемые отдельными авторами;

- экспериментальное учебно-воспитательное учреждение;

- структурно организованный коллектив и т. д.

обращаясь к категории «авторская школа», мы вслед за своим учителем рассматриваем ее в большей степени как феномен инновационной образовательной практики в России конца XX в.

Следует отметить, что для характеристики авторской школы обобщенно в различные периоды звучали следующие акценты-признаки. Авторские школы известны, как правило:

• по именам их создателей (школа В.А. Караковского, школа Е.А. Ямбурга);

• или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы (школа диалога культур (B.C. Библер,

О Перекрестова Т.С., 2018

С.Ю. Курганов), школа развивающего обучения (В.В. Давыдов), школа самоопределения (А.Н. Тубельский), школа жизни (Ф.Ф. Слип-ченко)).

Методология целостности в понимании и реализации системного подхода в образовании позволила нам выявить значительно более интегративный характер данной категории: авторская школа - инновационная педагогическая система. Базируясь на положениях системно-целостного подхода, А.М. саранов сформулировал отличие авторских школ от инновационных и экспериментальных образовательных учреждений, которое состоит, прежде всего, в том, что они полисубъект-ны, поскольку несут в себе двойную смысловую нагрузку. с одной стороны, в их названии констатируются цель и смысл деятельности школы («справедливое сообщество», школа коллективных творческих дел) или ее «адресность» (вальдорфская школа), а с другой - обязательно указывается имя создателя. С этой точки зрения понятны выводы, о которых говорится в исследованиях А.М. Саранова: в авторских школах, в отличие от экспериментальных и инновационных, присутствует не только пространственно-смысловая, но и личностно-субъектная характеристика [14].

Можно резюмировать, что авторская школа с общенаучной точки зрения представляет собой понятие, которое сформировалось еще не в полном объеме. Для исследуемого нами периода начала XXI в. характерен процесс его дальнейшего становления, что связано с генезисом авторских школ. Однако большинство исследователей определяют авторскую школу как форму экспериментального учебно-воспитательного учреждения и к основным характерным признакам относят такие, как:

- наличие имени автора-создателя в названии;

- оригинальная педагогическая идея, воплощенная в целостную концепцию развития школы;

- творческий характер и формы жизнедеятельности субъектов инновационного процесса;

- устойчивые, стабильные результаты [13].

наш экспериментальный опыт показал,

что с этими характеристиками можно согласиться, однако они не в полной мере отражают феномен авторской школы, и целесообразно дополнить их следующими характерными признаками, которые проявились при рефлек-

КИЕ НАУКИ -

сии деятельности базовой для исследования авторской школы Ф.Ф. Слипченко:

- она уникальна, т. к. движима внутренними силами творчества автора и его единомышленников;

- в ней формируется специфическая педагогическая культура как динамическая система педагогических ценностей, профессионального поведения, педагогической позиции учителя по отношению к детям;

- в такой школе создается особая нравственная атмосфера, которая в значительной степени определяется педагогическим кредо ее создателя-автора, его ценности в процессе совместной жизнедеятельности становятся ценностями всех субъектов школы;

- для нее характерен процесс саморазвития, самоорганизованности, движущей силой которого выступает экспериментальная инновационная педагогическая деятельность [12].

Таким образом, авторская школа как инновационная проявляет все ее признаки, а как высшая ступень инновационного педагогического поиска имеет и свои характерные особенности.

Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующее понимание авторской школы - это высшая форма саморазвивающейся школы, где личность автора является носителем его идеи, замысла, которые, в свою очередь, объединены в общую идею, коллективное творчество, где идея автора становится идеей всех субъектов педагогического процесса [14].

Кроме конкретизации сущности авторской школы были выявлены парадоксы деятельности авторской школы - это в большей степени формально-логические противоречия. Рассмотрим далее наиболее типичные из них.

1. Авторская школа представляет собой неустойчивую и самоорганизующуюся систему. Неустойчивость связана с ведущим влиянием и зависимостью от конкретной личности - автора. Самоорганизующаяся функция реализуется через преимущественное развитие за счет внутренних сил, внутренней энергии коллектива. Но, являясь неустойчивыми самоорганизующимися системами, авторские школы имеют в большинстве своем устойчивые и стабильные результаты.

2. Авторские школы, являясь «точечными», единичными новообразованиями в образовательном пространстве, тем не менее, выступают как значительный фактор, влияющий

на поиск новых педагогических идей и практику, на инновационное развитие. Это связано с тем, что, в отличие от массовой школы, здесь рождается и «выращивается» уникальный опыт жизнедеятельности благодаря новаторским подходам субъективного и объективного характера. Именно в авторских школах часто рождаются новые, прогрессивные идеи, которые рано или поздно приходят и в массовую школу. Возможно, общеобразовательная школа не всегда принимает эти идеи, но так или иначе она получает стимул для развития.

3. Авторские школы осуществляют инновационную деятельность в различных формах. Но при всей широте и многоплановости педагогического поиска границы применимости их экспериментальных материалов относительно ограничены, а востребованность, тиражированность в практическую деятельность не велика, хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалом для других. Однако далеко не все наработанные авторской школой нововведения, «продукты» могут внедряться, перениматься другими школами, поскольку в значительной степени носят личностный характер и в отдельных аспектах уникальны. Неповторимые школы, которые стали примером для многих: колония Макаренко - это авторская школа, школа Сухом-линского - авторская, Дом ребенка Корчака -авторский.

4. в деятельности авторской школы ярко выражена функция социализации, которая проявляется в наглядной связи поколений и показывает результат освоения имеющегося опыта. Авторская школа, создавая особую среду обитания для своих воспитанников, частично компенсирует семейные просчеты, поскольку активная деятельностная функция такой школы приводит не только к постоянным изменениям внутри микромира данной школы, но и к изменениям социума под ее влиянием.

5. Авторская школа - открытая воспитательная система, т. к. синтезирует опыт автора, отдельные образцы и элементы достижений науки и практики, а также взаимодействует с социумом в определенных аспектах. Но авторская школа - это и достаточно замкнутая, обособленная саморазвивающаяся система, где срабатывает принцип самосохранения, который, как гласит синергетика, является условием стабильного развития системы.

она обладает контактностью, способностью устанавливать связи с другими системами, однако специфична - взаимодействие с другими системами выборочно и ограничено. Являясь сложноорганизованными системами, авторские школы исключают навязывание извне путей их развития, поэтому относительно автономны [14].

6. Парадокс авторской школы как гуманистической системы заключается в том, что одним из условий, форм ее сохранения является так называемая диктатура автора, которая проявляется не только в том, что автор выступает главным носителем идеи школы, но и в том, что он отвечает за ход и результаты ее жизнедеятельности и признание окружающих. Причем диктатура эта добровольная и обоюдная с обеих сторон, принятая как автором, так и всеми участниками учебного процесса. Иными словами, являясь демократической системой, авторская школа имеет признаки авторитарности, однако они проявляются исключительно в целенаправленном педагогическом взаимодействии, порождающем субъект-субъектные отношения [12].

7. Авторские школы не следует пытаться тиражировать. Основа этих школ - личность. К таким школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Но опять же ни в коем случае нельзя относиться к этим процессам формально (например, постановить, что со следующего года столько-то учителей города будут работать по методике авторской школы В.Ф. Шаталова). Ошибочность подобных подходов стала очевидна, когда, например, в начальной школе появились программы В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Далеко не каждый учитель по духу, по образу мысли «занковец» или «давыдовец». Началось искажение авторской философии. Дети получали вместо личностного развития отрывочные знания, не связанные между собой. Дело в том, что многие учителя сугубо механически, без глубокого понимания восприняли какие-то методические принципы В.В. Давыдова или Л.В. Занкова, не чувствуя внутренней логики, глубины философии автора.

Анализ инновационной педагогической практики сквозь призму методологической идеи системного подхода показывает, что главное условие саморазвития школы - это научно обоснованное проектирование инновационного процесса в развивающейся школе.

А.М. Саранов считал, что проектирование инновационной практики - это особый и своеобразный вид творческой деятельности, тесно связанный с научным исследованием, с прогнозированием, планированием, моделированием. При таком подходе не только описывается то, что уже появилось в реальности, но и на основе теоретического видения создается то, чего до осуществления проектной работы не было.

Проектирование инновационного процесса в развивающейся школе - сложная теоретическая задача. В этой связи понятие инновационного процесса необходимо рассматривать через призму категорий целостного проектирования, где структурообразующим элементом выступает целостная структура человеческой деятельности, включающая следующие компоненты: анализ исходной ситуации, постановку цели, планирование, реализацию плана, программы, анализ полученного результата [14].

вышеобозначенные научные идеи позволили выделить и сформулировать особенности проектирования инновационной педагогической деятельности в развивающейся авторской школе. Они основываются, прежде всего, на таких ориентирах, как:

- целостное проектирование, где структурообразующим элементом выступает целостная структура человеческой деятельности;

- соблюдение логики педагогического исследования;

- основные формы педагогического проектирования - опытно-экспериментальная работа, педагогический формирующий эксперимент [13].

Учитывая, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать путь их развития (для них, как правило, существует несколько альтернативных путей развития), А.М. Саранов считал, что проектирование авторской школы - процесс сложный и противоречивый, требующий выявления и учета возникающих противоречий как одного из важных условий проектирования.

С этих позиций сущность проектирования инновационной педагогической деятельности в нашем понимании - это проектирование ее развития. Научная мысль подчеркивает, что в основе развития сложноорганизо-ванных систем лежит разрешение противоречий. Это позволяет нам сделать заключение, что проектирование инновационной деятельности авторской школы необходимо осущест-

кие науки -

влять как проектирование разрешения противоречий, для чего их необходимо вычленить.

основные противоречия педагогической реальности носят как частный, так и общий характер. Эти противоречия можно определить как противоречия переходного периода, лежащие как в идеологии государственного реформирования современного образования (корнями своими уходящие в традиционную, знаниево-просветительскую парадигму), так и в конгломератном характере развития школьной практики, которая, как правило, осуществляет инновационные преобразования методом проб и ошибок [11].

на уровне школы эти противоречия могут проявляться по-разному. Спектр противоречий имеет тенденцию к увеличению с усложнением решаемых задач, с продвижением в развитии школы от одной стадии к другой. С точки зрения синергетической методологии в этом проявляется один из парадоксов инновационной авторской школы - попытка осуществить педагогическую деятельность в условиях, когда не может быть достаточно полно и системно определено, что проявится на следующем шаге движения.

вместе с тем условия практики настоятельно требуют конкретных ответов на вопросы, возникающие в самом процессе его функционирования. Существуя в реальном социально-педагогическом пространстве, авторская школа неизбежно испытывает на себе это влияние на характер протекания в ней всех видов деятельности, а не только собственно педагогической.

Таким образом, проектирование авторской школы - это инновационная педагогическая деятельность по разрешению противоречий в первую очередь за счет внутренних источников развития и саморазвития всех ее субъектов. В инновационной образовательной системе противоречия играют роль фактора ее саморазвития и могут проявляться на различных уровнях. Задача автора идеи новой школы, педагогического коллектива как совместных субъектов ее проектирования и реализации - не только вычленить эти противоречия, но и отрефлексировать их по этапам (необходимое условие их преодоления) [9].

Алгоритм проектирования авторской школы может быть представлен в следующей логической последовательности:

1) общественно необходимая идея, на основе которой зарождается замысел авторской школы;

2) модель материализации авторской идеи, ее проект:

- первая стадия (мотивационно-предце-левая), на которой происходит ориентация коллектива на ценности автора, на инновационный поиск;

- вторая стадия (концептуальная) - отбор педагогических идей, необходимых и достаточных для целеполагания и моделирования содержания образования;

- третья стадия - опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность основных принявших авторскую идею субъектов инновационного процесса; разработка программы формирующего эксперимента;

- четвертая стадия - педагогический мониторинг, рефлексия качества деятельности учителя как ведущего субъекта инновационных изменений в сфере образования, воспитания и развития воспитанников.

- пятая - конечный продукт - личность воспитанника, уровень развития инновацион-ности учителя, описание в виде «Программы развития школы как целостной педагогической системы» [12].

С этих позиций, например, необходимость Волгоградского мужского педагогического лицея - авторской школы Ф.Ф. Слип-ченко - вытекала из двух актуальных противоречий, порожденных потребностями времени. С одной стороны, региону нужны кадры учителей-мужчин, осознанно выбравшие профессию, абитуриенты из села с хорошими знаниями, способные целенаправленно осваивать педагогические специальности, что находило поддержку семей из села, желающих дать своим детям хорошее образование. С другой стороны, перемены в социально-экономической и политической организации общества и увеличивающееся расслоение общества все больше закрывают выпускникам сельских школ дорогу к самореализации через поступление в вузы крупных городов и нахождение своего места в жизни. Это противоречие проявилось в проектировании лицея и его жизнедеятельности. Так, создавая в течение 5-летнего обучения (8-12-е классы) ситуацию-образец отношений, образ жизни, некоторые воспитанники воспринимают лицей как нишу, в которой они самореализуются. Возвращение в постоянный социум не всегда оказывается для них безболезненным, т. к. им не всегда было легко как в лицее, так и в социуме. Достаточно однородный социальный состав воспитанников (семьи сельских жителей) затрудняет адаптацию де-

тей после окончания лицея, где действовали общепринятые нормы. В вузе же обучаются представители разного уровня материального и духовного благополучия. Эти противоречия потребовали выделения в качестве приоритетных при проектировании модели ориентацию на следующие функции лицея:

- защиты (попадая на довольно продолжительный срок в новые для него условия, воспитанник испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной жизни, т. к. новый мир незнаком, он боится непонимания, недоверия);

- коррекции (в рамках автономного учреждения приходится корректировать влияние внешней среды, которая обладает своими ценностями, ориентирами, правилами жизни);

- компенсации (многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творчестве, найти свое «я», реализовать потребности в общении; влияние педагогов-мужчин велико на детей из неполных семей; в процессе обучения эта функция также реализуется [15].

Итак, проектирование авторской школы -это процесс разрешения противоречий различных уровней - теоретико-методологического (концептуального), организационно-дея-тельностного, субъектного, технологического, управленческого [8].

Анализ сущности авторской школы показывает, что это понятие раскрывается через смежные термины, что обусловило большой разброс представлений, характеризующих сущность одного и того же явления в педагогике - инновационного процесса.

Уникальность и специфичность авторских школ как будто снимает вопрос об их классификации. Однако в педагогической литературе предпринимаются попытки типологизировать существующие модели авторских школ, позволяющие абстрагироваться от реальной действительности. Сложный и многогранный феномен авторской школы обладает внутренней иерархией, позволяющей выделить с учетом масштаба реального воплощения следующие типы: школа как единичное явление; школа-модель; школа-направление; школа как основание новой парадигмы.

ряд исследователей считает, что авторская школа относится к таким явлениям в культуре, у которых неопределенность исчезает только со временем. В образовании, как и в любой сфере культуры, существует механизм отбора. Какие-то школы, проекты, системы и концепции рождаются как авторский замысел, не впи-

сываются в общепринятые рамки, часто даже нарушают каноны, и лишь с течением времени их положение меняется, а какие-то становятся культурными классическими образцами. например, такой авторской школой была в свое время система Я.А. Коменского - она подвергалась уничижительной критике, даже осмеянию, но и по ныне остается классическим образцом.

Резюмируя, можно сказать, что понятие «авторская школа» до сих пор остается размытым и никак не становится штатным термином с официальным статусом (таким, как гимназия, лицей), она не обладает жесткими объективными параметрами, по которым можно точно определить, является она авторской или не является.

Наверное, это и хорошо? Может быть, для развития образования важно, чтобы наряду с формальными определениями и утвержденными характеристиками существовало движение школ, основа которых - самоопределение как авторских, субъективная оценка экспертов, а не административная аттестация? В какой-то степени она очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом исполнять под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами. так и авторская школа - это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя и своих учеников.

До сих пор периодически возникают споры о том, является ли научная школа авторской. По нашему мнению, это не идентичные, но очень близкие по сути понятия. Ведь научная школа - это в первую очередь содружество людей, сформировавшееся под эгидой личности - ученого-лидера, имеющего идеи, темы для разработки (у А.М. Саранова как научного руководителя не было случайных тем). Без лидера нет школы. Лучшие научные школы те, где последователи лидера занимаются активной исследовательской работой в актуальных направлениях и объединены идеями, научными традициями, поиском. При таком подходе, рассматривая и соотнося основные признаки, можно с явной очевидностью определить содружество людей, объединенных вокруг идей А.М. Саранова, его последователей, продолжающих активную исследовательскую работу его авторской школы.

В педагогической литературе периодически появляется следующий дискуссионный

кие науки -

вопрос: если авторская школа - это феномен, то в чем ее необходимость, зачем она нужна? Наше знакомство с жизнедеятельностью реально действующей авторской системы Ф.Ф. Слипченко, опыт нахождения внутри процесса ее становления, развития, разрешения противоречий дает основание сформулировать аргументы за.

• Авторские школы нужны для того, чтобы человек реализовался. Нереализованный человек - нездоровый человек. Среди педагогов достаточное количество людей очень творческих. Авторские начала или авторский климат могут быть в каждой школе. И законы позволяют осуществлять авторство. Правда, намерение стать авторской школой - это только намерение, и на самом деле авторских школ не так много. В реальности. Но в головах учителей живет образ своей авторской школы.

• Авторская школа помогает бороться с консерватизмом, привлекает молодежь, всегда имеющую новые идеи. Это возможность реализации нового подхода к обучению, воспитанию. конечно, любая авторская концепция должна быть понятной педагогическому коллективу. Если не будет единомышленников, то ничего не получится, потому что насильно свою идею никому не навяжешь.

• Авторская школа помогает развиваться, а не только функционировать, повторял А.М. Саранов. Авторская школа имеет свою концепцию, опытного руководителя со своим видением образования. Ведь смысл авторской школы - это не просто по-другому устроенный учебный план, а другое мировоззрение, другой дух и уклад.

Авторство становится для российского образования нормальным и устойчивым. В том числе в современных вариантах, трансформациях:

- школы, которые носят имена отдельных личностей (как дань памяти и уважения);

- авторские методики преподавания;

- авторские программы.

Авторские школы возникли на волне перестройки и поначалу воспринимались как экзотические явления. Можно сказать так: сегодня многие из них утратили свою уникальность, подчинившись государственным нормам и регламентам. А можно сказать и по-другому: государственные нормы и регламенты (например, ФГОС) впитали в себя наработки авторских, инновационных и экспериментальных школ, и эти школы стали... стандартными, массовыми.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Если рассуждать о развитии авторской школы, то смысл педагогической эволюции в том, чтобы авторская школа порождала стандарты и становилась массовой. А ей на смену приходили другие - авторские. Цикличность. Круговорот идей. Главное условие, гарантия развития и долголетия авторской школы, по мнению А.М. Саранова, - это пополнение единомышленников ее выпускниками, чтобы они возвращались в школу в качестве педагогов и развивали идеи своего лидера.

Сегодня в россии происходят очень важные для всех сфер жизни изменения и феномен авторства как никогда актуален. В образовании особенно. Пример в поддержку авторской школы - это движение за сохранение уникальной школы им. А.Н. Тубельского. Возникший конфликт показал, что ее дальнейшая судьба не безразлична не только тем, кто к этой истории причастен напрямую (родители, ученики, педагоги), но и профессиональному сообществу (письмо в поддержку от группы академиков рАО).

Некоторый нынешний спад новаторского движения, истинного авторства в образовании имеет причины. Среди объективных -фронтальная стандартизация, незаинтересованность управленцев (много мороки с личностью); субъективные причины - это естественный уход педагогов-новаторов, наличие (или отсутствие) личности-автора - человека, способного находиться в разных системах координат, уникального оператора перевода из государственной системы в систему авторской школы.

Несомненно, авторская школа - феномен. В обыденной речи это необычное явление, данное в чувственном созерцании, редкий факт, то, что трудно постичь. Но ведь все, что необычно - интересно, так устроен человек. Личность, как известно, не поддается размножению, искусственно не выращивается. Будем ждать следующих феноменов, этих явлений: наблюдать, не мешать, поддерживать и радоваться тому, что они есть, потому что позитивный потенциал, накопленный авторскими школами в создании специфической культуры, может быть при определенной корректировке творчески использован в условиях современного российского образования,

Мне как ученице А.М. Саранова хотелось иметь право на свое видение, и пусть фрагментарно, но показать масштаб деятельности А.М. Саранова сквозь призму авторского опыта общения с ним. Каждый, кто прикоснул-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся к наследию А.М. Саранова, будет отстаивать своего Алексея Михайловича, свое знание, понимание и представление об этом ни на кого не похожем человеке, ученом. Загадка авторства, как он сам считал, в том, чтобы люди захотели сделать что-то подобное твоему, надо обязательно сделать то, чего до тебя не существовало.

Список литературы

1. Адамский А.И. Авторская школа (инновационное движение в российском школьном образовании). М., 1997.

2. Перекрестова Т.С. Особенности проектирования авторских педагогических систем // Российское образование в условиях модернизации: современное состояние и направления совершенствования: сб. материалов рос. науч.-практ. конф. Волгоград: Колледж, 2003. С. 41-46.

3. Перекрестова Т.С. Как разработать и реализовать авторскую методическую систему учителя // Начальная школа. Плюс до и после. 2004. № 12. С. 7-12.

4. Перекрестова Т.С. О готовности учителя к инновационной педагогической деятельности // начальная школа. Плюс до и после. 2006. № 2. С. 35. Перекрестова Т.С. Инновации и подготовка будущего педагога // Рязанские педагогические чтения: материалы межвуз. науч.-метод. конф. (г. Рязань, 28 марта 2006 г.). Рязань, 2006. С. 215218.

6. Перекрестова Т.С. Разработка и реализация инновационной методической системы учителя [Электронный ресурс] // Наука, образование, общество: интернет-журн. Сахалин. гос. ун-та. 2006. № 1. URL: http://joumaLsakhgu.ru/work.php?id=25 (дата обращения: 16.05.2014).

7. Перекрестова Т.С. Подготовка будущих педагогов начальных классов к инновационной деятельности // Инновации в дополнительном профессиональном образовании: потенциал образовательных технологий и проектов: материалы Междунар. конф. по программе культурно-образовательного форума «Ценности патриотизма и образовательные инновации», посвящ. 65-летию Великой победы (г. Волгоград, 20-21 мая 2010 г.). Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010.

8. Перекрестова Т.С. Авторская школа как инновационная образовательная система // Инновации в образовании. 2013. № 9. С. 48-59.

9. Перекрестова Т.С. Инновационная деятельность как условие личностно- профессионального развития учителя начальных классов // Стратегии и технологии личностно-профессионального развития учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педа-

педагогические науки

логического образования: кол. моногр. Волгоград: Перемена, 2014. С. 51-87.

10. Перекрестова Т.С. Педагогическая деятельность учителя: инновационный аспект // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти акад. В.А. Сластенина. (г. Москва, 17-18 сент. 2015 г.). Москва, 2015. С. 121-125.

11. Перекрестова Т.С. Авторская школа как инновационная система: от теории к практике. Lambert Academic Publishing, 2016.

12. Саранов А. М., Перекрестова Т.С. Теория и практика становления и развития авторской школы: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2001.

13. Саранов А.М. Инновационный поиск в современной развивающейся школе: учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград, 1999.

14. Саранов А.М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: моногр. Волгоград, 2000.

15. Слипченко Ф.Ф., Сериков В.В., Сергеев Н.К. [и др.]. Авторская педагогическая система Ф.Ф. Слипченко. Теоретические основы и опыт инновационной деятельности. Волгоград: Перемена, 1999.

* * *

1. Adamskij A.I. Avtorskaja shkola (innovacionnoe dvizhenie v rossijskom shkol'nom obrazovanii). M., 1997.

2. Perekrestova T.S. Osobennosti proektirovanija avtorskih pedagogicheskih sistem // Rossijskoe obra-zovanie v uslovijah modernizacii: sovremennoe so-stojanie i napravlenija sovershenstvovanija: sb. mate-rialov ros. nauch.-prakt. konf. Volgograd: Kolledzh, 2003. S. 41-46.

3. Perekrestova T.S. Kak razrabotat' i realizovat' avtorskuju metodicheskuju sistemu uchitelja // Na-chal'naja shkola. Pljus do i posle. 2004. № 12. S. 7-12.

4. Perekrestova T.S. O gotovnosti uchitelja k innovacionnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti // Na-chal'naja shkola. Pljus do i posle. 2006. № 2. S. 35.

5. Perekrestova T.S. Innovacii i podgotovka bu-dushhego pedagoga // Rjazanskie pedagogicheskie chtenija: materialy mezhvuz. nauch.-metod. konf. (g. Rjazan', 28 marta 2006 g.). Rjazan', 2006. S. 215218.

6. Perekrestova T.S. Razrabotka i realizacija inno-vacionnoj metodicheskoj sistemy uchitelja [Jelektron-nyj resurs] // Nauka, obrazovanie, obshhestvo: inter-net-zhurn. Sahalin. gos. un-ta. 2006. № 1. URL: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=25 (data obra-shhenija: 16.05.2014).

7. Perekrestova T.S. Podgotovka budushhih peda-gogov nachal'nyh klassov k innovacionnoj dejatel'-nosti // Innovacii v dopolnitel'nom professional'nom

obrazovanii: potencial obrazovatel'nyh tehnologij i proektov: materialy Mezhdunar. konf. po programme kul'turno-obrazovatel'nogo foruma «Cennosti patrio-tizma i obrazovatel'nye innovacii», posvjashh. 65-letiju Velikoj pobedy (g. Volgograd, 20-21 maja 2010 g.). Volgograd: Izd-vo VGAPK RO, 2010.

8. Perekrestova T.S. Avtorskaja shkola kak in-novacionnaja obrazovatel'naja sistema // Innovacii v obrazovanii. 2013. № 9. S. 48-59.

9. Perekrestova T.S. Innovacionnaja dejatel'nost' kak uslovie lichnostno- professional'nogo razvitija uchitelja nachal'nyh klassov // Strategii i tehnologii lichnostno-professional'nogo razvitija uchitelja na-chal'nyh klassov v innovacionnom prostranstve mo-dernizacii nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazo-vanija: kol. monogr. Volgograd: Peremena, 2014. S. 51-87.

10. Perekrestova T.S. Pedagogicheskaja dejatel'nost' uchitelja: innovacionnyj aspekt // Pedagogi-cheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. pamjati akad. V.A. Slastenina. (g. Moskva, 17-18 sent. 2015 g.). Moskva, 2015. S. 121-125.

11. Perekrestova T.S. Avtorskaja shkola kak innovacionnaja sistema: ot teorii k praktike. Lambert Academic Publishing, 2016.

12. Saranov A. M., Perekrestova T.S. Teorija i praktika stanovlenija i razvitija avtorskoj shkoly: ucheb. posobie. Volgograd: Peremena, 2001.

13. Saranov A.M. Innovacionnyj poisk v so-vremennoj razvivajushhejsja shkole: ucheb. posobie k speckursu. Volgograd, 1999.

14. Saranov A.M. Innovacionnyj process kak faktor samorazvitija sovremennoj shkoly: metodolo-gija, teorija, praktika: monogr. Volgograd, 2000.

15. Slipchenko F.F., Serikov V.V., Sergeev N.K. [i dr.]. Avtorskaja pedagogicheskaja sistema F.F. Slipchenko. Teoreticheskie osnovy i opyt innovacionnoj dejatel'nosti. Volgograd: Peremena, 1999.

Author's school in the domestic education as a phenomenon and innovative project

The article deals with the heritage of A.M. Saranov through one of the directions of the modern education - innovative pedagogical activity. The contribution of the scientist's research school to the theory of formation and development of the author's school as a phenomenon in the context of the integral pedagogical process, as well as the prospects of its development are under consideration in the article.

Key words: innovative activity, innovative process, author's school, design of author's school.

(Статья поступила в редакцию 21.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.