Научная статья на тему 'Авторская методика комплексной оценки рационального использования энергетичекских ресурсов и этапы ее формирования в области газодобычи'

Авторская методика комплексной оценки рационального использования энергетичекских ресурсов и этапы ее формирования в области газодобычи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холодионова А.С.

В настоящее время одним из важнейших стратегических направлений развития экономики России является снижение энергоёмкости экономики за счет энергосбережения. Снижение энергетических затрат при добыче, переработке и транспорте нефти и газа, теплоэнергии являются приоритетными задачами в области энергосбережения. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что снижение потребления ТЭР становится одним из важнейших направлений экономики рационального природопользования. Рациональное использование ТЭР как на промышленных предприятиях, так и в целом по стране, является одним из основных условий снижения издержек и повышения энергетической эффективности. В статье рассматривается, разработанная комплексная оценка эффективного использования энергетических ресурсов на газодобывающем предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR''S METHOD OF COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF RATIONAL USE OF RESOURCES IN GAS PRODUCTION

Currently, one of the most important strategic directions developments of Russia's economy is reduction of energy consumption due to energy efficiency. Lowering energy costs for oil and gas industry, oil and gas processing, industrial and transport costs of fuel and energy resources (FER), as well as the main production of electricity and heat are the priorities in the field of energy efficiency. The relevance of the topic chosen due to the fact that the reduction of fuel and energy consumption becomes one of the most important areas of environmental management of the economy. Efficient use of energy resources both in industry and in the whole country is one of the main conditions to reduce costs and improve economic efficiency. The paper was developed a comprehensive evaluation of the use of energy resources in gas enterprises.

Текст научной работы на тему «Авторская методика комплексной оценки рационального использования энергетичекских ресурсов и этапы ее формирования в области газодобычи»

дискриминация способствует формированию горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда.

Участие женщин в трудовой деятельности не привело к устранению различий в сфере занятости. При количественно близком уровне экономической активности мужчин и женщин, схожем типе трудовой активности на протяжении жизненного цикла, женщины продолжают трудиться в условиях горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда и получают в среднем меньшую заработную плату. Но для того чтобы устранить или уменьшить эти экономические основы гендерного неравенства недостаточно обеспечить одинаковое участие мужчин и женщин в трудовой деятельности. Для этого необходимо изменить структуру спроса на рынке труда, практику найма и продвижения персонала, повысить значимость и престижность занимаемых женщинами должностей.

Литература

1. Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России / С.Ю. Рощин. — М.: ТЕИС, 2006.

2. Труд и занятость в Республике Тыва. Статистический сборник / Тывастат. - Кызыл, 2011г.

3. http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t ts/tuvastat/resoшrces/b79907804c89db6995a0977dff 7d05ed/%D0%A7%D0%98%D0%A1%D0%9B%D0 %95%Р0%9Р%Р0%9Р%Р0%9Е%Р0%А1%Р0%А 2%Р0%АС+%Р0%АР%Р0%9А%Р0%9Е%Р0%9Р %Р0%9Е%Р0%9С%Р0%98%Р0%А7%Р0%95%Р 0%А1%Р0%9А%Р0%98+%Р0%90%Р0%9А%Р0 %А2%Р0%98%Р0%92%Р0%9Р%Р0%9Е%Р0%93 %D0%9E+%D0%9D%D0%90%D0%A1%D0%95% D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF.htm

4. http://www.tu-vaonline.ru/2014/02/09/uchenve-tuvY-otmechenY-nagradami-i-grantami.html

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕКСКИХ РЕСУРСОВ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ

ГАЗОДОБЫЧИ

Холодионова А. С.

Тюменский государственный университет, аспирант кафедры мировой

экономики и международного бизнеса

Россия

A UTHOR'S METHOD OF COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF RATIONAL USE OF RESOURCES IN GAS PRODUCTION

Kholodionova A.S., Tyumen state university, postgraduate student of chair the world economy and the international business, Russia

АННОТАЦИЯ

В настоящее время одним из важнейших стратегических направлений развития экономики России является снижение энергоёмкости экономики за счет энергосбережения. Снижение энергетических затрат при добыче, переработке и транспорте нефти и газа, теплоэнергии являются приоритетными задачами в области энергосбережения. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что снижение потребления ТЭР становится одним из важнейших направлений экономики рационального природопользования. Рациональное использование ТЭР как на промышленных предприятиях, так и в целом по стране, является одним из основных условий снижения издержек и повышения энергетической эффективности. В статье рассматривается, разработанная комплексная оценка эффективного использования энергетических ресурсов на газодобывающем предприятии.

ABSTRACT

Currently, one of the most important strategic directions developments of Russia's economy is reduction of energy consumption due to energy efficiency. Lowering energy costs for oil and gas industry, oil and gas processing, industrial and transport costs of fuel and energy resources (FER), as well as the main production of electricity and heat are the priorities in the field of energy efficiency. The relevance of the topic chosen due to the fact that the reduction of fuel and energy consumption becomes one of the most important areas of environmental management of the economy. Efficient use of energy resources both in industry and in the whole country is one of the main conditions to reduce costs and improve economic efficiency. The paper was developed a comprehensive evaluation of the use of energy resources in gas enterprises.

Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; энергосбережение; энергосберегающие мероприятия; газодобывающее предприятие.

Keywords: fuel and energy resources; energy efficiency; energy saving measures; gas producing company.

В основе повышения эффективности любого производства лежит экономия всех видов производственных ресурсов. При этом особая роль отводится экономии и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов. Давно во всем мире осознана важность рационального использования ТЭР, адекватного энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как следствие, грамотное энергосбережение будет способствовать росту экономики любого государства. Два мировых энергетических кризиса середины и конца 70-х гг. прошлого века подчеркнули эту зависимость и заставили развитые страны искать пути снижения зависимости экономики от энергосбережения. Два мировых энергетических кризиса заставили страны обратиться к разработке и внедрению программ интенсивного энергосбережения [3]. Такая же ситуация наблюдается и на современном этапе мирового финансового кризиса, когда Европа, пытаясь сократить поставки российского газа и соответственно зависимость от России, находится в поиске новых и альтернативных источников энергоресурсов и их воспроизводства. Роль энергии в развитых странах столь велика, что население готово оплачивать энергию по весьма высоким ценам. Программы по экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов во всех сферах деятельности, как за рубежом, так и в мире проводится в течение десятилетий. Поскольку в отечественной практике вопросы экономии топливно-энергетических ресурсов часто являются формальными, возникает необходимость рассмотреть процесс повышения энергоэффективности.

Процесс повышения энергоэффективности экономики проходит несколько стадий развития -от борьбы с прямым расточительством топлива и энергии (невыполнение требований эксплуатации) до реализации капиталоемких мероприятий по модернизации и совершенствованию существующих технологий производств и потребления энергоресурсов [3]. Отдельные страны находятся на различных этапах развития процесса повышения энергоэффективности экономики и располагают различными возможностями и условиями его реализации. Проблема обеспеченности энергетическими ресурсами обусловлена не только наличием или ограниченностью их запасов на той или иной территории, но и относительной ограниченностью тех энергетических ресурсов, которые могут быть эффективно использованы в данный момент и в перспективе при существующем и планируемом технико-технологическом и организационно-экономическом развитии производства. Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 - 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 - 4 раза. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства. Кроме того, что высокая энергоемкость при росте

тарифов на энергоносители увеличивает инфляцию, но рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако повышение нагрузки по оплате энергоносителей, выходящее за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и ведет к социальной напряженности. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы увеличивает нагрузку коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов РФ и федеральный бюджет, и таким образом снижает финансовую стабильность. Таким образом, формирование в России энергоэффективного общества является неотъемлемой составляющей развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.

Систематическая работа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных секторах и сферах экономики России началась после принятия ФЗ РФ №2 28 «Об энергосбережении» от 03.04.1996 (ред. от 30.12.2008). Затем этот закон утратил силу в связи с принятием ФЗ РФ от 23.11.2009 №° 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В 2010 г. Минэнерго России разработало Государственную программу РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которая была одобрена на заседании Правительства РФ 21.10.2010 и утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р. В соответствии с этой программой Россия располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Программа призвана стать инструментом решения масштабной задачи по снижению к 2020 г. энергоемкости ВВП на 40% (от уровня 2007 г.). Государственная программа была направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики России, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Реализация мероприятий в соответствии с данной государственной стратегией позволит значительно повысить уровень энергетической эффективности, необходимый для достижения темпов роста экономики.

Сложность экономических, организационных и технологических связей в энергетике, преобразования энергоресурсов в процессах их производства, переработки и транспортирования, многообразие

факторов, влияющих на эффективность их распределения и использования, требуют систематизации регулирующих правил через правовые нормы, регламентирующие отношения между субъектами

Изменения, происходящие в российской экономике, привели к формированию ряда негативных тенденций в сфере электро- и теплоснабжения страны. Определяющие эти тенденции факторы включают:

- нарастание процесса старения основного оборудования. К настоящему времени проектный ресурс выработали около 20% электрогенерирующих мощностей. В 2010 г. эта цифра составит около 50%, а к 2020 г. - 90. Более 50% объектов теплоснабжения достигли морального и физического износа, не менее 15% из них находится в аварийном состоянии. Между тем темпы обновления оборудования и новых вводов не соответствуют требуемым;

- нерациональная политика цен на топливо для электростанций и котельных (уголь в среднем в 1,5 раза дороже газа). В этих условиях угольные энергоисточники становятся неконкурентоспособными, что усугубляет сложившуюся ситуацию, когда в структуре топливного баланса доля выработки электроэнергии и тепла на газе превышает 60%;

энергоснабжения и потребителями топлива и энергии. Система энергетического законодательства РФ схематично изображена на рис.1.

- недостаточные объёмы инвестиций в электроэнергетику и теплоснабжение, а также неэффективное их использование. Отсутствие крупных государственных вложений в энергетику, незаинтересованность частных инвесторов, большие банковские проценты на кредит способствуют смещению конъюнктуры инвестиций в сторону малозатратных мероприятий с небольшими сроками окупаемости;

- резкое сокращение научно-технического и строительного потенциала электроэнергетики и теплового хозяйства. Фактически приостановился процесс планирования и обоснования развития энергетики региона, территорий, городов и населённых пунктов;

- стагнация отечественного энергомашиностроения и электротехнической промышленности, серьёзное отставание в разработке и внедрении новых технологий производства, транспорта и распределения электроэнергии и тепла;

Рис. 1. Система энергетического законодательства РФ

- большие сверхнормативные потери энергоресурсов. Наиболее ярко это выражено в теплоснабжающих системах. Их низкий технический уровень, неудовлетворительное состояние тепловых сетей, тепловых вводов, теплотехнических характеристик конструкций зданий привели к росту потерь до 50% от суммарного производства тепла. При этом перерасход топлива в теплоснабжении достигает 170-190 млн. т. у. т. Наибольший потенциал экономии энергоресурсов сосредоточен у потребителя и в сетях, в том числе 45-60% по теплу и 1525% - по электроэнергии;

- наблюдается достаточно быстрое падение надежности энергоснабжения потребителей. Количество повреждений тепловых сетей за последние 10-15 лет увеличилось с 0,5-1 на 1 км в год до 5-7 повреждений на 1 км в год. Срок службы тепловых сетей в 2 ниже нормативного;

- несовершенны механизмы совместной работы различных собственников. Не решены вопросы управления и разграничения ответственности за теплоснабжение;

- не эффективна тарифная политика, отсутствуют механизмы, стимулирующие энергосбережение и рациональное использование энергоресурсов. Действующая система тарифообразования не способствует привлечению инвестиций и превращению энергетики в сферу, привлекательную для бизнеса.

В настоящее время условия развития энергетики России существенно изменились:

- рост влияния региональных органов власти на процессы принятия решений по развитию объектов энергетики. Это проявляется в тенденции строительства электростанций на местных энергоресурсах с ориентацией на обеспечение только региональных потребностей;

- значительно большее внимание уделяется экологическим проблемам развития энергетики. Сложилось в целом негативное отношение общественности к проектам сооружения крупных энергетических объектов.Учёт экологических факторов при размещении энергетических объектов ограничивает их мощность, требует разнесения электростанций на большей территории, снижения объёмов водохранилищ гидростанций, повышает интерес к использованию малых электростанций;

- возможности строительства котельных и электростанций, особенно ТЭЦ, независимыми производителями электро- и теплоэнергии;

- реструктуризация и модернизация экономики страны на новой технологической основе с активным применением энергосберегающих технологий и высокотехнологичного оборудования. Применение энергосберегающих технологий в перспективе приведет к снижению темпов роста спроса на электрическую и тепловую энергию;

- существенное повышение неопределённости потребительского спроса на энергоресурсы.

В ходе проведения анализа приоритетных направлений развития энергосбережения и энергоэффективности в мире и России было выявлено,

что энергосбережение является одной из первоочередных задач энергетической политики любой страны.

Выделяется три основные направления энергосбережения:

1. Экономия энергии в отраслях ТЭК.

Экономия энергии в отраслях ТЭК связана с

уменьшением потерь, сокращением собственного потребления энергетических ресурсов, а также с утилизацией вторичных энергетических ресурсов (ВЭР).

При реализации направления .№1 основной эффект может быть получен в газо- и нефтедобыче, в переработке газа и нефти, в теплоснабжении и во всех отраслях ТЭК. Резерв энергосбережения в газо- и нефтедобыче составляет около 20 %. В нефтедобыче сбережение энергоресурсов может быть достигнуто при более полной утилизации ПНГ. По утилизации попутного газа в настоящее время происходит ужесточение экологических норм и стандартов. Из 65,4 млрд. м3 ежегодно извлекаемого российскими предприятиями ПНГ в переработку направляется лишь 17,7 млрд. м3, около 16,4 млрд. м3 газа сжигается и 31,4 млрд. м3 используется компаниями-недропользователями на нужды промыслов либо списывается на технологические потери. От такого нерационального использования ПНГ российская экономика теряет более 13 млрд. долларов в год [4]. Энергосбережение в перерабатывающей промышленности может быть достигнуто за счет увеличения глубины переработки нефти с 63 % до 90 %, что позволит сэкономить до 60 млн. т. у. т./год (около 14 % годового объёма добычи). Потери в тепловой системе достигают 37,5 % от всего объёма теплоэнергии, потребляемой в жилищно-коммунальных хозяйствах (ЖКХ). Мероприятия по энергосбережению в теплоснабжении могут быть реализованы централизацией, т. е. заменой небольших котельных более крупными и эффективными установками теплоснабжения.

2. Экономия «конечной» энергии в сфере её использования в народном хозяйстве.

Главными источниками данного направления энергоснабжения являются:

а) снижение материалоёмкости и, следовательно, энергоёмкости производимой продукции, сокращение её потерь (переход к новому высокотехнологичному оборудованию и технологиям);

б) использование вторичных энергетических ресурсов, вырабатываемых в различных неэнергетических отраслях народного хозяйства;

в) структурная перестройка экономики в направлении увеличения доли неэнергоёмких отраслей в производстве ВВП может обеспечить 50 % - 60 % необходимого прироста энергопотребления, поскольку энергоёмкость продукции промышленности, строительства и сферы услуг в 8-10 раз меньше энергоёмкости ТЭК и в 12-15 раз меньше показателя энергоёмкости в металлургической отрасли [1].

Все указанные аспекты реализуются в рамках отраслей народного хозяйства либо на межотраслевой основе.

3. Замещение расхода органического топлива альтернативными энергетическими источниками.

Третье направление энергоснабжения должно происходить прежде всего в области электроэнергетики, потребляющей почти 3/4 всего котельно-печного топлива, путем всё большей выработки тепловой и электрической энергии на базе использования атомных электростанций (АЭС), гидроэлектростанций (ГЭС), а также энергетических установок на возобновляемых нетрадиционных источниках энергии (геотермальная энергия, энергия солнца, ветра, биомассы и др.) [2]. Энергоснабжение в направлении № 3 сопровождается одновременным снижением нагрузки на окружающую среду.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.

Систематическая работа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных секторах и сферах экономики России началась после принятия ФЗ РФ № 28 «Об энергосбережении» от 03.04.1996 (ред. от 30.12.2008). Затем этот закон утратил силу в связи с принятием ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Энергетической стратегии России до 2020 г. и 2030 г.

В 2014 г. была утверждена постановлением Правительства РФ Государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики». Из семи подпрограмм утвержденной программы, две направлены на развитие нефтяной и газовой отрасли. Министерство энергетики России в 2014 г. разработало Государственную программу РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 321. Программа включает семь подпрограмм: энергосбережение и повышение энергетической эффективности; развитие и модернизация электроэнергетики; развитие нефтяной отрасли; развитие газовой отрасли; реструктуризация и развитие угольной промышленности; развитие и использование возобновляемых источников энергии; обеспечение реализации государственной программы. Основными целями Программы являются: надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами; повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду. В качестве ожидаемых результатов реализации Программы выбрано снижение энергоемкости ВВП в 2020 г. на 13,5 % за счет реализации мероприятий (от уровня 2007 г.).

Одним из основных документом, определяющим перспективы развития топливно-энергетического комплекса является Энергетическая страте-

гия России на период до 2030 г., которая утверждена Правительством РФ в 2009 г. В 2014 г. принято решение о корректировке программы, министерством энергетики разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г. Разработка данной программы связана с замедлением темпов экономического роста в стране и трансформацией мировых энергетических рынков, что привело к снижению роста спроса на энергоносители. Появление новых производителей, рост значимости нетрадиционных ресурсов углеводородов (сланцевые нефть и газ), ускоренное развитие возобновляемых источников энергии усилили конкуренцию на мировых энергетических рынках.

Основной целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения, что предусматривается основным документом Энергетической стратегией РФ и включает такие направления как: энергетическая безопасность; энергетическая эффективность; бюджетная эффективность энергетики; экологическая безопасность энергетики.

На государственном уровне с 2002 г. действует Экологическая доктрина. Без соответствующего государственного регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности меры экономного энергопотребления практически не выполнимы. Проблему эффективного использования энергоресурсов на уровне отдельных регионов, компаний и организаций, возможно решить путем разработки и принятия Государственной энергетической доктрины.

Газовая промышленность в России одна из наиболее стабильно работающих элементов топливно-энергетического комплекса страны, с долей газа в топливно-энергетическом балансе страны 52 %. Россия занимает второе место в мире по добыче природного газа и обеспечивает 20 % мирового производства, креме того наша страна является крупнейшим в мире экспортером, обеспечивающим более 30 % международных поставок.

Газовая промышленность в России характеризуется совокупностью предприятий и в газодобывающей отрасли. В 2015 г. добычу природного и попутного нефтяного газа в осуществляли 257 газодобывающих компаний, в т. ч.: 97 входят в структуру нефтяных ВИНК (13,7 % доля в газовом секторе), 15 предприятий Газпрома (68,4 % доля в газовом секторе), 2 предприятия НОВАТЭК (8,2 %), 140 независимых добывающих компаний занимают 5,5 % газового рынка, а также небольшие компании по добыче нефти и газа, представленные организациями с российским, иностранным и смешанным капиталом составляют 4,2 % [2, 3]. За последние годы в структуре добычи газа сокращается доля ПАО «Газпром», но по прежнему является ведущей государственной компанией и главным производителем и поставщиком газа. На протяжении последних

лет компания активно осуществляет свою деятельность в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также внутренними документами концепциями и программами.

Учитывая, что добыча газа является основной деятельностью ПАО «Газпром» газодобывающей отрасли всегда уделялось огромное внимание [5].

Значимость и первоочередность решения задач в сфере энергосбережения подтверждается целенаправленной деятельностью ПАО «Газпром». Энергосберегающая деятельность компании ПАО «Газпром» включает как разработку документов для создания нормативно-правовой базы, так и комплекс

энергетических обследований (энергетического аудита) энергоёмких объектов отрасли и компании в целом. Кроме того планируются работы по внедрению высокотехнологичных (энергоэффективных) техники, установок, оборудования и технологий, в том числе по внедрению регулируемых электрических приводов большой и малой мощности в бурении газовых и газоконденсатных месторождений, транспортировки, хранении и переработки природного газа. Необходимо отметить, что реализацию и контроль над энергосберегающими программами ведут научно-исследовательские институты и подразделения ПАО «Газпром» [5]. Структура работы в области энергетики ПАО «Газпром» приведена на рис. 2.

Примечание: составлено автором [5] Рисунок 2. - Структура работы ПАО «Газпром» по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Выполнение энергосберегающих мероприятий ПАО «Газпром» обеспечит:

1. Оптимизацию затрат на энергетические носители в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Создание системы учета и контроля энергетических ресурсов на предприятии.

3. Снижение денежных вложений на закупку электрической энергии.

4. Повышение уровня эффективности работы предприятий за счет снижения себестоимости при экономии энергетических затрат [5].

С позиции энергосбережения и повышения энергоэффективности в стране, принятие решений на государственном уровне в газовой отрасли облегчит и позволит более эффективно реализовать основные положения Государственной энергетической доктрины.

Современные условия взаимодействия государственных органов управления и бизнеса определяют необходимость разработки новой технологии стратегического управления энергосбережением и энергоэффективностью в газовом секторе экономики.

Важной особенностью формирования механизма стратегического управления энергосбережением и энергоэффективностью является организация процедур согласования интересов участников посредством достижения компромиссов между государством и газовым сектором.

В настоящее время на большинстве газодобывающих предприятий оценка эффективности использования энергетических ресурсов представляет собой сравнительный анализ плановых и фактических показателей энергопотребления. При оценке существующего состояния энергосбережения чаще всего исследуют себестоимость добычи газа, потребление энергоресурсов и затраты, связанные с обслуживанием энергооборудования.

Кроме того, в анализ могут входить показатели работы компрессорных агрегатов (коэффициенты эксплуатации, коэффициенты использования установленной мощности и т. п.). Поскольку в изменениях вышеописанных показателей отражается как рост, так и снижение, то использование данных показателей не может дать однозначную оценку энергосберегающей деятельности предприятий в добыче газа.

В связи с тем, что применяемая оценка в полной мере не отражает эффективность использования энергоресурсов газодобывающих предприятий, необходимо применить комплексный подход к ра-

циональному использованию ТЭР в их деятельности. С этой целью предлагается к применению разработанная автором, методика комплексной оценки эффективного использования энергетических ресурсов на газодобывающем предприятии (рис. 3).

Энергосберегающая политика большинства газодобывающих предприятий направлена на создание условий организационного, административного, технико-технологического, кадрового, правового, финансового, экономического характера для рационального использования и экономного расходования энергетических ресурсов. Приоритетным направлением энергосберегающей политики российских газодобывающих предприятий является повышение энергоэффективности технико-технологических, производственных и организационно-управленческих процессов.

Комплексная оценка деятельности газодобывающих предприятий в области энергосбережения позволит проследить влияние отдельных энергосберегающих мероприятий на газодобывающую систему, оценить каждое мероприятие по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, охарактеризовать процесс добычи газа по уровню энергосбережения и энергопотребления, а также выявить возможные резервы повышения энергетической эффективности по каждому из энергосберегающих мероприятий.

Анализ состояния и повышения эффективности использования ТЭР (max = 100 %)

1 БЛОК Оценка организационно-управленческой подготовки предприятия в сфере энергосбережения (max = 25 %)

1. Организация контроля и учета расхода ТЭР (max =15%)

Анализ системы коммерческого учега (шах 3 %)

Анализ системы нормирования потребления ТЭР (max = 3 %)

Контроль за ведением технической документации ТЭР (шах 3 %)

Создание комиссии по контролю и учету расходования ТЭР (max = 3 %)

Контроль за соблюдением запланированного уровня потребления ТЭР (max = 3 %)

2. Разработка автоматизированной информационной системы мониторинга показателей использования ТЭР (max = 5 %)

Внедрение автоматизированной системы учета и контроля энергосбережения (АСУКЭ) (шах = 5 %)

3. Автоматизация имеющейся системы учета и контроля расходования ТЭР (max = 5 %)

Совершенствование имеющейся системы учета и контроля расходования ТЭР (шах = 5 %)

II БЛОК Оценка уровня энергопотребления и повышения энергоэффективности в технологическом процессе (шах = 60 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень основного производственного процесса (max 20 %)

Ввод новых и модернизация существующих газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с газо-и электроприводом (тах = 5 %)

Реконструкция электростанций и котельных для собственных нужд (шах = 5 %)

Обновление системы вентиляции и кондиционирования в технологическом процессе (шах 5 %)

Модернизация и реконструкция насосных установок, тепловых двигателей, газотрубопроводов (max = 5 %)

Уровень выполнения технологических операций (max 20 %)

Уровень энергопотребления вспомогательных и обслуживающих производств (тах = 20 %)

Очистка полости газопровода с пропуском очистного устройства (max = 4 %)

Испытание трубопровода на прочность и герметичность (max = 4%)

Запуск диагностического устройства (max = 4 %)

Устранение технологических дефектов и запуск газопровода в эксплуатацию (max = 4 %)

Обслуживание и заправка одоризаторов, мета-нольниц (max 4 %)

Совершенствование системы вентиляции и кондиционирования

(max = 6 %)

Обновление систем водоенаб-жения (в т.ч. горячего) и водо-отведения (max 7 %)

III БЛОК

Совершенствование системы планирования, реализации и стимулирования энергосбережения (max = 15 %)

Устранение замечаний в ходе предыдущих проверок (max = 3 %)

Разработка и совершенствование нормативной документации но энергосбережению (max = 3 %)

Организация и проведение совещаний, семинаров, научно-технических советов по планированию, разработке и реализации мероприятий по энергосбережению (тах ~ 3 %)

Методические, информационные и образовательные мероприятия в области энергосбережения (тах = 2 %)

Распространение передового опыта в сфере энергосбережения среди работников газодобывающего предприятия (тах

= 2%)

Информационное освещение вопросов энергосбережения (max - 2 %)

Введение современных технологий освещения и отопления (тах = 7 %)

Примечание: разработано автором

Рисунок 3 - Структура комплексной оценки эффективности использования энергетических ресурсов на

газодобывающем предприятии

Основные задачи комплексной оценки эффек- на газодобывающем предприятии представлены на тивности использования энергетических ресурсов рис 4.

Рисунок 4. - Основные задачи комплексной оценки эффективности использования энергетических

ресурсов на газодобывающем предприятии

Разработанная методика предполагает оценку деятельности по трем блокам:

1. Оценка организационно-управленческой подготовки предприятия в сфере энергосбережения.

2. Оценка уровня энергопотребления и повышения энергоэффективности в технологическом процессе.

3. Совершенствование системы планирования, реализации и стимулирования энергосбережения.

Комплексный показатель, отражающий результат работы в каждом блоке, оценивается балльным методом. Максимальное значение комплексного показателя равно 100 %. Если газодобывающее предприятие получает оценку менее 40 %, то его работа считается неудовлетворительной, от 40 % до 70 % - удовлетворительной, от 71 % до 85 % - хорошей, от 86 % и более - отличной.

Максимальная оценка по первому и третьему блоку составляет соответственно 25 % и 15 %. В силу высокой значимости второго блока в обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности его максимальная оценка составляет 60 %.

Первый блок «Оценка организационно-управленческой подготовки предприятия в сфере энергосбережения» включает 3 составляющие:

1. Организация контроля и учета расхода ТЭР. Его оценка осуществляется по следующим характеристикам в указанных пределах:

- анализ системы коммерческого учета - 3

%;

- анализ системы нормирования потребления ТЭР - 3 %;

- контроль за ведением технической документации ТЭР - 3 %;

- создание комиссии по контролю и учету расходования ТЭР - 3 %;

- контроль за соблюдением запланированного уровня потребления ТЭР - 3 %.

2. Разработка автоматизированной информационной системы мониторинга показателей использования ТЭР. Оценка второй составляющей первого блока включает 1 составляющую с оценочным пределом 5 %:

- внедрение автоматизированной системы учета и контроля энергосбережения (АСУКЭ) - 5 %.

3. Автоматизация имеющейся системы учета и контроля расходования ТЭР. Оценка третьей составляющей первого блока включает 1 составляющую с оценочным пределом 5 %:

- совершенствование имеющейся системы учета и контроля расходования ТЭР - 5 %.

Оценка организационно-управленческой подготовки предприятия в сфере энергосбережения отражает процесс контроля и учета расходования ТЭР; разработку и внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга показателей использования ТЭР; автоматизация имеющейся системы учета и контроля расходования ТЭР. Наиболее важным направлением работ, направленных на энергосбережение повышение энергетической эффективности является выявление при помощи энергетического аудита данных (фактических) о потреблении энергетических ресурсов в производственно-технических подразделениях газодобывающего предприятия, их обоснование и определение оптимального времени, в которое необходимы энергосберегающие мероприятия.

Оценка системы коммерческого учета включает в себя межповерочные сроки работы приборов учета; применение приборов (электронных) учета -расчетных счетчиков; соблюдение правил эксплуатации данных электрических приборов; количественный учет всех используемых на предприятии энергетических ресурсов, не превышающих 4 % от суммарного потребления.

Оценка коммерческого учета включает в себя учёт, контроль и применение эксплуатируемых на газодобывающем предприятии электронных приборов учета, которые используются в качестве расчетных счетчиков. В данном блоке наиболее важным считается контроль количественных показателей тепловой и электрической энергии, которые рассчитываются по принципу разности показаний приборов учета. В балансе потребления ТЭР любого газодобывающего предприятия потребление электрической и тепловой энергии небольшие, но при расчете общей покупной электроэнергии затраты при ее использовании становятся значительными. В связи с этим снижение затрат на потребление электрической и тепловой энергии играет важную роль при решении проблем в области электрического снабжения.

Анализ системы нормирования потребления ТЭР оценивается по качеству выполнения расчета удельных норм расхода энергетических ресурсов. Баллы начисляются за расходование энергетических ресурсов на эксплуатационные нужды технологического оборудования (с учетом запланированных объёмов работ); за расчеты норм расхода (удельных) энергетических ресурсов по плановым объёмам работ в подразделениях компании; за ежеквартальное и ежемесячное выполнение нормативного расхода энергоресурсов на добычу 1 тыс. м3 газа по цехам и участкам предприятия.

Для эффективного контроля за грамотным и правильным ведением технической документации ответственным специалистам необходимо регулярно заполнять технические журналы, информация в которых должна отражать снятые показания приборов по энергетическим ресурсам, потребляемым предприятием.

Кроме того, в первом блоке важное значение имеет процесс создания комиссии по контролю и учету расходования ТЭР (в том случае, если работа данной комиссии не входит в деятельность энергосбережения и повышения энергетической эффективности). Оценка по данному направлению может быть осуществлена при устранении замечаний по энергосберегающей деятельности рассматриваемого блока с оформлением акта выполненных работ (оказанных услуг).

Оценка выполнения запланированного объема потребления энергетических ресурсов должна производиться с учётом изменения объёмов добычи газа. Количество баллов определяется исходя из следующих вариантов выполнения запланированного объёма энергетического потребления: при фактическом потреблении энергетических ресурсов за рассматриваемый и планируемый период запланированного объёма на 2 % и более, а также, если соответствует запланированному объёму, или обосновывается его превышение (при необоснованном превышении запланированного объёма баллы не начисляются).

В связи с тем, что сравнительные характеристики работы производственно-технических служб и работы автоматизированных систем контроля и учета энергоснабжения (АСКУЭ) показывают то, что работа производственного персонала менее эффективна, чем работа АСКУЭ. Следовательно, АСКУЭ рекомендуется для внедрения на газодобывающие предприятия (в том случае, если АСКУЭ уже применяется, то ежегодное совершенствование данной системы считается целесообразным). Внедрение АСКУЭ даст возможность более детально контролировать систему энергопотребления, за счет процесса оптимизации работ электропотребителей уменьшить затраты (сократить затраты при покупки электрической энергии до 15 %).

Второй блок «Оценка уровня энергопотребления и повышения энергоэффективности в технологическом процессе» включает 3 составляющие:

1. Уровень основного производственного процесса. Оценка первой составляющей второго блока

включает 4 составляющие с оценочным пределом 20 %:

- ввод новых и модернизация существующих газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с газо- и электроприводом - 5 %;

- реконструкция электростанций и котельных для собственных нужд - 5 %;

- обновление системы вентиляции и кондиционирования в технологическом процессе - 5 %;

- модернизация и реконструкция насосных установок, тепловых двигателей, газотрубопроводов - 5 %.

2. Уровень выполнения технологических операций. Оценка второй составляющей второго блока включает 5 составляющих с оценочным пределом 20 %:

- очистка полости газопровода с пропуском очистного устройства - 4 %;

- испытание трубопровода на прочность и герметичность - 4 %;

- запуск диагностического устройства - 4 %;

- устранение технологических дефектов и запуск газопровода в эксплуатацию - 4 %;

- обслуживание и заправка одоризаторов, ме-танольниц - 4 %.

3. Уровень энергопотребления вспомогательных и обслуживающих производств. Оценка третьей составляющей второго блока включает 3 составляющие с оценочным пределом 20 %:

- совершенствование системы вентиляции и кондиционирования - 6 %;

- введение современных технологий освещения и отопления - 7 %;

- обновление систем водоснабжения (в том числе горячего) и водоотведения - 7 %.

Методик оценки уровня энергопотребления и повышения энергоэффективности в технологическом процессе рассматривает систему комфортных трудовых условий (водоснабжение, отопление, освещение, кондиционирование и т. д.).

Оценка уровня основного производственного процесса включает: введение новых и модернизацию существующих газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с газо- и электроприводом; реконструкцию электростанций и котельных для собственных нужд; обновление системы вентиляции и кондиционирования в технологическом процессе; модернизацию и реконструкцию насосных установок, тепловых двигателей, газопроводов.

Оценка уровня выполнения технологических операций включает в себя: очистку полости газопровода с пропуском очистного устройства; испытание трубопровода на прочность и герметичность; запуск диагностического устройства, который определяет внутренние дефекты трубопровода, недопустимые вмятины и потери металла; устранение технологических дефектов и запуск газопровода в эксплуатацию; обслуживание и заправка одориза-торов, метанольниц.

Входящие в структуру комплексной оценки ввод и модернизация электростанций газодобывающего предприятия позволяют существенно повы-

сить КПД (17 % до 23 %) и снизить затраты на техническое обслуживание. Кроме того, на повышение эффективности использования ТЭР большое влияние окажет внедрение регулируемого электрического привода во вспомогательном и основном технологическом оборудовании. Внедрение мягкого пуска на ГПА повысит надежность КС и оптимизирует их режим работы. Это снимет ограничения по количеству пусков, значительно увеличив ресурс и обеспечив экономию электрической энергии, потребляемой ГПА (в размере 5-15 %). Мероприятия, направленные на реконструкцию и модернизацию систем теплоснабжения на основе постепенной смены устаревшего отопительного оборудования на новое и применение новых видов отопительных систем, также могут повлиять на эффективность использования ТЭР.

Баллы во втором блоке распределяются пропорционально удельному весу объёма потребления ТЭР (в общем объёме потребление выражается в денежном измерении). Оценка эффективности потребления ТЭР определяется с учетом обобщенного коэффициента.

ч

Кобщ = ПС- (2.10)

1=1

где Кобщ - обобщенный коэффициент;

С; - показатель выполнения плана по удельному расходу определенного вида ТЭР, доли ед.;

q - продолжительность реализации энергосберегающих мероприятий, количество лет.

Если значение обобщенного коэффициента по одному из видов ТЭР больше единицы, то это свидетельствует о том, что за период реализации энергосберегающей программы мероприятие по данному виду ТЭР не обеспечило эффекта. В этом случае балльная оценка эффективности потребления этого вида энергетического ресурса составляет 0 %. Если значение обобщенного коэффициента меньше единицы, то максимально возможным числом баллов оценивается эффективность потребления энергетического ресурса, по которому обобщенный коэффициент имеет наименьшее значение.

В оценку уровня энергопотребления вспомогательных и обслуживающих производств входят следующие направления: совершенствование системы вентиляции и кондиционирования технологических процессов и обслуживающих производств; введение современных технологий освещения и отопления; обновление систем водоснабжения (в т. ч. горячего) и водоотведения.

Третий блок «Совершенствование системы планирования, реализации и стимулирования энергосбережения» включает 6 составляющих. Его оценка осуществляется по следующим характеристикам в указанных пределах:

1. Устранение замечаний в ходе предыдущих проверок - 3 %.

2. Разработка и совершенствование нормативной документации по энергосбережению - 3 %.

3. Организация и проведение совещаний,

семинаров, научно-технических советов по планированию, разработке и реализации мероприятий по энергосбережению - 3 %.

4. Методические, информационные и образовательные мероприятия в области энергосбережения - 2 %.

5. Распространение передового опыта в сфере энергосбережения среди работников газодобывающего предприятия - 2 %.

6. Информационное освещение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности - 2 %.

Совершенствование системы планирования, реализации и стимулирования энергосбережения предполагает оценку деятельности газодобывающего предприятия при организации и проведении совещаний, семинаров, научно-технических советов по планированию, разработке и реализации энергосберегающих мероприятий, вследствие которых возникает необходимость в совершенствовании и разработке ответственными специалистами нормативно-методической документации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Неотъемлемой частью в работе специалистов является распространение передового опыта в сфере энергосбережения среди работников газодобывающего предприятия. В том случае, если комиссия установила ряд замечаний в ходе проверок, данные замечания должны быть устранены в установленные сроки и исправлены более чем на 55 %. Дальнейшие действия комиссии должны быть связаны с разработкой организационных, управленческих и технико-технологических мероприятий, исключающих в дальнейшей производственной деятельности выявленные нарушения.

Оценку энергоэффективности газодобывающего предприятия должны проводить: главный энергетик, руководители технических отделов, руководители службы безопасности и жизнедеятельности. Также к оценке могут быть привлечены независимые эксперты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и специалисты Госэнергонадзора. Выбранная комиссия сравнивает присвоенное значение с максимально возможным значением и рекомендует мероприятия для повышения энергоэффективности. Необходимость разработки мероприятий для улучшения работы газодобывающего предприятия в определенном направлении деятельности будет обусловлена наиболее высокими отклонениями значений частных показателей от максимальных значений.

В процессе выполненных исследований определены направления и разработаны теоретико-методологические основы формирования стратегии проектного управления энергосбережением и энергоэффективностью в газовом секторе, соответствующие потребностям современного этапа развития экономики:

1. Исключительно высокие темпы ресурсо- и энергоемкости Российской экономики и прогнозируемое дальнейшее их повышение свидетельствуют о риске перехода на энергодоминирующий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

путь развития, отход от которого возможен на основе проведения целенаправленной ресурсосберегающей политики в стратегически важном газовом секторе экономики, который обеспечивает свыше 50% поступлений федерального бюджета.

2. Развитие газового сектора экономики требует специальной стратегии энергопотребления, в рамках которой эффективное использование ресурсов может быть обеспечено на основе инновационных технологий, реализация которых потребует объединения усилий государства, региональных органов власти, газовых компаний и разработки механизма достижения поставленных целей, включающего формы и методы стимулирования внедрения ресурсосберегающих проектов.

3. Предложена методика комплексной оценки эффективного использования энергоресурсов с использованием методов балльной оценки, что позволяет в полном объеме произвести оценку как потребления энергетических ресурсов предприятиями по газодобыче так и проанализировать энергосберегающие мероприятия, которые действуют на газодобывающем предприятии.

Литература

1. Бондарев, В. А. Оценка основных факторов энергосбережения / В. А. Бондарев, А. С. Семенов // Современные наукоемкие технологии. - 2014. -№ 5. - с. 228-229.

2. Бушуев, В. В. Мировая энергетика: Состояние, проблемы, перспективы: научное издание / под ред. д. т. н. В. В. Бушуева, д. т. н. Л. С. Беляева, д. э. н. П. А. Сергеева и др. - М.: ИД «Энергия». - 2007. - 664 с.

3. Важенина, Л. В. Направления повышения энергоэффективности в магистральном транспорте газа: монография. - Тюмень, ТИУ, 2012. - 280 с.

4. Холодионова А. С. Основные подходы к разработке комплексных программ по использованию попутного нефтяного газа для нефтедобывающих предприятий / А. С. Холодионова // Вестник Томского Государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 127-132.

5. ООО «Газпром экспорт» - [Электронный ресурс]. URL.: http://www.gazprome.ru/ (дата обращения 11.03.2016).

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПРОБЛЕМА ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Пономарев О. В.

Дальневосточный Федеральный Университет, старший преподаватель

Худоногова А. В.

Дальневосточный Федеральный Университет

Сурженко И. Н.

Дальневосточный Федеральный Университет

Владивосток

FINANCIAL CONTROL OF THE STOCK MARKET AND PROBLEM WITH ITS REGULATION

Ponomarev O.V., Far Eastern Federal University, Senior Lecturer

Khudonogova A.V., Far Eastern Federal University

Surzhenko I.N., Far Eastern Federal University, Vladivostok

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрен финансовый контроль на рынке ценных бумаг. В результате исследования были выявлены следующие проблемы: проблема финансово-правого регулирования ЦБ отношений на рынке ценных бумаг; в данной сфере финансовый контроль не имеет единой правовой основы. В работе обоснована актуальность данных проблем, а также предложены пути решения.

ABSTRACT

Financial control on the securities market is examined in this article. As a result of research, flowing problems were found: the problem of financial and legal regulation of actions on the securities market by the Central Bank; in this sphere there is no legal base for financial control. Relevancy of those problems are stated as well as possible solutions to them.

Ключевые слова: Финансовый контроль, рынок ценных бумаг, государство, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам, Центральный банк РФ, мегарегулятор, финансовые ресурсы, законодательный акт, финансовый рынок.

Keywords: Financial control, the stock market, the state, Federal Financial Markets Service, the Central Bank of Russia, mega regulator, financial resources, legislative act, financial market.

Financial control is one of the main institutes of financial law. Improving the mechanism of financial control, especially on the state level, is one of the key priorities of financial policy for the last years [5].

Actuality of the financial control lies in the maintaining of legitimacy and reasonability of actions in

terms of generating, distributing and using state, municipal and other kinds of monetary funds (financial resources) of public nature for the purpose of social and economic development of the state. Moreover, financial control is required for securing properties, correct, effective and economic spending of budget, loan and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.